Богородская игрушка. Производство и продажа подлинных русских сувениров. Игрушечное царство Богородская игрушка медведь

Привет, друзья! Не секрет, что начальная школа - дополнительный источник творческого вдохновения не только для детей, но и для их родителей (по крайней мере, для тех родителей, которые не прочь помастерить-порукодельничать на досуге). Разнообразные конкурсы и творческие задачи (например, по оформлению класса к празднику) заскучать не дадут. А порой они подталкивают к весьма интересным экспериментам, которым в собственном графике вряд ли нашлось бы место.

Наш сын Володя учится в третьем классе, и сейчас в школе проходит конкурс на тему изготовления славянской игрушки своими руками из любых материалов. Конкурс — для учащихся, но участие родителей подразумевается. :)

Миссия поддержать честь класса в этом конкурсе выпала нам. С темой мы как-то сразу определились — знаменитая богородская игрушка"Кузнецы", та самая, где мужик и медведь кувалдами стучат по наковальне.

Кстати, собирая материал для нашей затеи, заодно почитала про историю богородской игрушки. Так вот, родиной этого народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур является старинное подмосковное село Богородское. В конце XVI века село было передано Троице-Сергиеву монастырю, который являлся одним из крупных центров художественных ремесел Руси.

Считается, что именно благодаря влиянию Троице-Сергиева монастыря зародился и получил развитие Богородский промысел. Игрушке «Кузнецы» насчитывается уже более 300 лет, и она по праву является символом промысла.

Согласно упоминаниям в старинных документах Пётр I дарил «Кузнецов» своему сыну царевичу Алексею. А французский скульптор Огюст Роден, рассматривая эту богородскую игрушку, произнёс: «Народ, который создал эту игрушку, - великий народ

При желании Вы найдёте в сети много интересной информации об истории и современном развитии Богородского промысла.

А мы пока пойдём дальше. Конечно, о том, чтобы сделать игрушку «Кузнецы», как положено, из дерева, мы даже не помышляли. А вот выполнить её из более мягкого и податливого материала — гофрокартона — эта идея показалась нам вполне осуществимой.

Как оказалось впоследствии, в своих прогнозах мы не ошиблись, игрушка получилась что надо! Характерную особенность богородской игрушки — подвижность элементов — удалось воплотить на все сто: мужик и медведь весело колотят по наковальне, и звук при этом издаётся, почти как при стуке по дереву.

И вообще изделие вышло достаточно прочным благодаря многослойной конструкции.

Но давайте перейдём к самому процессу изготовления, и вы сами увидите все нюансы.

Мастер-класс: богородская игрушка «Кузнецы» из картона

Материалы и инструменты:

— листы офисной бумаги формата А4 (для печати шаблонов);
— микрогофрокартон;
— деревянные шпажки;
— канцелярский нож;
— ножницы;
— металлическая линейка;
— пробойник и молоток либо шило;
— клей «Момент Кристалл»;
— двусторонний скотч;
— акриловые краски и кисти.

Началось всё вот с этого рисунка игрушки «Кузнецы», найденного в сети.

На его основе были подготовлены шаблоны для вырезания из картона, и дело пошло. Шаблоны можете сразу скачать здесь:

Хочется отдельно остановиться на основном материале для изготовления игрушки. Мы использовали микрогофрокартон (это одна из разновидностей упаковочного гофрокартона). Он трёхслойный (два плоских, один гофрированный), его толщина 1,5-2 мм.

Почему именно микрогофрокартон? Помимо того, что с гофрокартоном у нас вообще давние тёплые отношения, этот материал очень удобен в обработке. Он легко режется, а при склеивании нескольких слоёв получаются довольно плотные и прочные детали.

В принципе в качестве альтернативы можно использовать, к примеру, переплётный картон толщиной 1,5 мм. Но резать его тяжелее. Особенно сложно будет вырезать головы мужика и медведя.

К тому же микрогофрокартон гораздо дешевле. А если использовать б/у коробки, то он вообще обойдётся бесплатно. В коробки из микрогофрокартона обычно упаковывают кондитерские изделия, посуду, косметическую и фармацевтическую продукцию и многое другое.

Найти подходящие коробки не составит труда. А с учётом масштаба деталей, потребуется картона совсем не много.

1. Подготовка деталей игрушки «Кузнецы».

Вырезаем из картона по шаблонам все детали. Для удобства количество шаблонов равно количеству деталей.

Технология проста: вырезаем шаблон или группу шаблонов с небольшими припусками и прикрепляем к изнаночной стороне картона кусочками двустороннего скотча, после чего вырезаем детали. Более подробно и наглядно этот процесс продемонстрирован .

При размещении шаблонов на картоне обратите внимание на рекомендуемые направления волн гофрированного слоя (в файле есть соответствующие обозначения). От этого зависят и внешний вид, и механические характеристики деталей.

Вот вырезаны все детали наковальни:

Две трапециевидные детали (они нужны для заполнения зазоров между частями наковальни и планкой) необходимо сплющить.

Вырезаем детали кувалд. Ну, здесь вообще всё предельно просто.

В качестве рукояток будут отрезки деревянной шпажки длиной 30 мм . В данном случае лучше использовать шпажку потолще.
Далее вырезаем детали планок. Здесь для повышения жёсткости в среднюю деталь каждой планки на всякий случай вставлены кусочки деревянной шпажки (эта шпажка меньшего диаметра, чем шпажка для кувалд).

В принципе это делать не обязательно. Просто детали узкие и длинные, поэтому легко гнутся (особенно с учётом поперечного расположения волн гофрированного слоя). Не хотелось рисковать — на всякий случай укрепили.

Когда склеите слои планок даже без шпажек, прочность и жёсткость их заметно повысится. А поперечные усилия на планки при функционировании готовой игрушки «Кузнецы» прилагаться не должны. Думаю, в любом случае всё должно быть в порядке.

Но если всё же хочется большей надёжности, Вы знаете, как поступить. :)

На внешних деталях нижней планки сразу поставьте кончиком ножа небольшие отметки, где должна быть наковальня.

На всех деталях планок проделываем отверстия. Мы использовали пробойник из набора «Зубр».

Если же такого инструмента нет в наличии, то просто проколите отверстия шилом, а затем расширьте их шпажкой, кусочки которой будете использовать в качестве стержней при сборке игрушки.

Важный момент: шпажка должна свободно вращаться в отверстиях планки.

Переходим к самому сложному и ответственному этапу — вырезанию деталей мужика и медведя.

Здесь по 2 группы деталей в зеркальном отражении. Это сделано для того, чтобы у готовой фигуры с обеих сторон внешние детали располагались лицевым слоем наружу.

Поначалу мы даже прорисовали пальцы на лапах медведя и руках мужика. Но вырезать это слишком уж муторно. Хотя вроде даже получилось.

Итоговые шаблоны в этой части были упрощены, так что Вам будет чуть-чуть полегче. :)

Для тех, кто будет вырезать подобные фигурки из картона впервые, подсказка : сложные мелкие контуры (например, лицо мужика или морду медведя) следует прорезать короткими надавливающими движениями самым кончиком лезвия ножа. Сначала продавите таким образом контур участка, потом уже прорежьте линию на всю толщину картона.

И ещё на некоторых деталях сразу нужно проделать отверстия для стержней, на которых фигурки наших «кузнецов» будут крепиться.

Важный момент: а в этом случае шпажка должна входить в отверстие плотно.

2. Сборка игрушки «Кузнецы».

Склеиваем детали всех элементов игрушки.

В отверстие кувалды капаем чуть-чуть клея (для этого удобно использовать зубочистку) и вставляем рукоятку.

Склеиваем блоками детали наковальни, как показано на фото.

Затем склеиваем блоки. Прижмите рабочую поверхность наковальни к столу, чтобы она получилась ровной.

Склеиваем детали верхней и нижней планок.

Заодно подготовим 4 стержня. Длину определяем в зависимости от количества слоёв и толщины картона.

Наносим клей на трапециевидные детали наковальни и приклеиваем к нижней планке. Верхнюю планку тоже вставьте, чтобы удостовериться, что она двигается свободно.

Склеиваем детали мужика. Здесь соберите всю среднюю часть, приклейте к ней одну собранную сторону. Вторую сторону пока не присоединяйте.

Аналогично подготавливаем части медведя.

Ну вот, осталось только прикрепить наших «кузнецов» к подвижным планкам.

Вставляем в отверстия на ноге медведя и приклеиваем 2 стержня, как показано на фото.

Вставляем стержни в отверстия планок.

Смазываем клеем поверхность средней части медведя, а также отверстия на второй ноге. И приклеиваем оставшуюся часть фигуры так, чтобы стержни попали в отверстия.

Вставляем и приклеиваем кувалду.

Если планируете окрашивать игрушку, то кувалду можно пока не приклеивать. Даже лучше сначала окрасить части игрушки «Кузнецы», а потом уже приступать к сборке.

Аналогичным образом прикрепляем к планкам мужика.

Вот теперь всё. Наша картонная копия богородской игрушки «Кузнецы» готова!

Смешно сказать, но мы сами испытали детский восторг, когда опробовали её в деле. :) Работает ведь! Всё двигается, молоточки стучат — просто чудо))

Что и говорить про наших третьеклассников, которые, когда мы наконец предъявили результат, тоже рады были подвигать планочки и послушать звонкий перестук картонных кувалд.)

Кстати, в процессе подготовки описания появилась мысль, как сделать так, чтобы картонный «окрас» игрушки на торцах был более равномерный. Сейчас, как видите, одна половинка темнее, другая — светлее. Мелочь, конечно, но всё же...

Так вот, можно чередовать зеркальные слои: 1 слой из одной группы деталей, затем слой из второй группы и т.д.

На этом наша работа по созданию русской народной игрушки «Кузнецы» была завершена. Но точку пока ставить рано. Предстояло ещё игрушку раскрасить.

За выполнение этой задачи взялась артель художниц из нашего класса. А Володя взял на себя, скажем так, координационные функции. :)

Окрашивали игрушку акриловыми красками.

Девочки взялись за дело серьёзно, даже изучили образцы народных костюмов.

В итоге получилась вот такая нарядная и весёлая подвижная игрушка с традиционным сюжетом.

Теперь ждём итогов конкурса. :)

Друзья, как вам такое воплощение богородских «Кузнецов»? Мне кажется, такая игрушка вполне достойна того, чтобы использовать её по прямому назначению — для игр малышей.

Ультра-бюджетный вариант. Но это, конечно, не самое главное. Важнее всего то, что вы легко можете сделать игрушку своими руками и даже привлечь к этому занимательному процессу детей. Если в силу возраста вырезать-склеивать картонные детали ещё рановато, то уж для раскрашивания никаких возрастных ограничений нет.

* * *

PS. В преддверии праздника 8 Марта Оля Качуровская разработала новые тематические шаблоны для вырезания в продолжение серии праздничных шоколадниц.

Если Вы ещё не успели скачать бесплатные шаблоны в магазине Картонкино, забирайте наш подарок к празднику прямо сейчас:

С наступающим праздником, дорогие читательницы! Солнечного вам настроения! Пусть наступившая весна наполняет вас свежими силами, энергией, вдохновением! Пусть будет побольше поводов для радостных улыбок! Любви, счастья, семейного благополучия все вам!

До новых встреч на КАРТОНКИНО!

Ваша Инна Пышкина.

Кандидат педагогических наук Л. РЕЗАНОВ, учитель технологии Центра образования № 1828 «Сабурово» (Москва).

Из истории промысла

Наука и жизнь // Иллюстрации

Кузнецы Мишка и Мужик - символ богородского промысла.

Игрушка с шариком-балансом.

Старое здание главного учебного корпуса Богородской профтехшколы. Фото 1958 года.

Потомственный резчик С. И. Балаев показывает воспитанникам Детской академии русской культуры Центра образования «Сабурово», как делать маятниковую игрушку.

Работа мастера над подвижной игрушкой уподобляется уже искусству не скульптора, а конструктора, собирающего композицию из разных деталей.

Воспитанники Детской академии русской культуры в домашней мастерской потомственного резчика В. Г. Ерошкина (сидит справа).

Ручная работа над игрушкой занимает довольно много времени. Сначала заготовку вырубают топором, затем приступают к обработке стамесками и специальными богородскими ножами.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Село Богородское раскинулось на высоком берегу реки Кунья, неподалёку от Сергиева Посада. Игрушечный промысел зародился здесь в XVII веке под влиянием Троице-Сергиева монастыря - в то время одного из крупнейших центров художественных ремёсел Московской Руси. Местные мастера вырезали из дерева фигурки людей и животных. Нередко такие фигурки имели символическое значение. Медведь, персонаж многих народных сказок, по языческим верованиям, был символом могущества. Козёл олицетворял добрую силу, покровительствовал урожаю. Баран и корова символизировали плодородие, олень - изобилие, удачный брак.

Первые фигурки людей, животных и птиц были одинарными и, по обыкновению, неокрашенными. Красоту наводили узорной резьбой. Со второй половины XIX века резчики начали делать скульптурные группы из нескольких фигур на общем основании: «Крестьянское хозяйство», «Тройка», «Кавалерия», «Чаепитие» и др. Символом промысла стали «Мужик и Медведь» в различных сюжетных постановках.

В 1911 году местные жители решили организовать учебные мастерские. В 1913 году Главным управлением земледелия и землеустройства была создана Учебно-показательная мастерская с инструкторским классом по резному делу. Методику учебного процесса впервые придумал и ввёл в школу мастер Андрей Яковлевич Чушкин. Детей учили рисованию, технологии деревообработки и резьбы по дереву.

Тогда же мастеровые люди основали артель - маленькое совместное производство, где сообща решали задачи приобретения материала, улучшения качества инструмента, сбыта продукции и т. д. Создателями артели считаются А. Я. Чушкин и Ф. С. Балаев. Предприятие так и назвали: «Кустарно-игрушечная артель». В её состав вошли 19 талантливых резчиков. Работали по уставу, утверждённому владимирским генерал-губернатором И. Н. Сазоновым.

В 1914 году при Учебно-показательной мастерской появилось общежитие на 10 учеников, находившихся на полном казённом пансионе. В 1922 году мастерскую переименовали в Профтехшколу, которая с 1990 года стала Богородским художественно-промышленным училищем.

Артель в 1923 году получила название «Богородский резчик». С 1961 года это уже Богородская фабрика художественной резьбы. В 1993-м фабрике возвращается название «Богородский резчик».

В летопись промысла вписаны многие поколения славных мастеров-резчиков: Бобловкиных, Барашковых, Барденковых, Ерошкиных, Зининых, Пучковых, Стуловых, Устратовых, Чушкиных, Шишкиных и др. Эти фамилии - воплощение блестящего исполнительского мастерства и творческой мысли.

Технология изготовления игрушки

Прежде чем игрушка попадает на прилавок, она проходит долгий путь. Сначала необходимо найти липу, такую, чтобы сучков было поменьше. Сучки плохо выглядят на изделиях, поэтому их или обходят, или вырезают. Снимать липу с корня можно лишь зимой, когда весь сок уйдёт в землю и в дереве останется меньше влаги. А почему именно из липы делают игрушки? Да потому, что она самая мягкая для резчика, податливая, с ней легче работается. После снятия коры липу просушивают в течение двух-трёх лет на воздухе под навесом. Оставляют кору лишь на краях бревна в виде колец, чтобы древесина не треснула при высыхании. Просушенное бревно распиливают на «чураки», то есть короткие стволы. И только после этого мастер приступает к задуманной работе.

Богородские изделия выполняют как вручную, так и на токарных станках. Ручная работа гораздо сложнее. Заготовку сначала вырубают топором, производят так называемую зарубку, делают пропилы ножовкой по дереву. Эти операции придают изделию общий контур. Затем приступают к обработке стамесками. Готовую нераскрашенную игрушку именуют «бельём».

Динамичные, выразительные, смешные…

Богородские игрушки добрые, забавные, поучительные, «живые». Потянешь за верёвочку улыбчивого Мишку-дергунчика, и он, приветствуя нас, раскинет в стороны лапы. Кузнецы Мишка и Мужик – главные герои богородского промысла - бьют молоточками по наковальне, если поочерёдно двигать планки. По этому же принципу сделана игрушка «Солдатики на разводе». Раздвигаешь деревянные планки - солдатики расходятся в стороны, сдвигаешь планки – сходятся в стройные шеренги. Щелкунчик разгрызает лесные орешки от прикосновения к рычагу за его спиной. «Куры на кругу» клюют зёрнышки благодаря раскручивающемуся шарику-балансу. А есть игрушки, работающие на пружинном механизме, спрятанном в брусочке-тумбочке. При нажатии на кнопку, связанную с пружинкой, фигуры начинают двигаться. Медведица качает колыбельку, стирает бельё, может даже гладить утюгом. Для оживления жанровых сцен резчики вводят в композицию изображения деревьев с колеблющимися листочками, укреплёнными на тонких проволочных пружинках.

Качать и кружить, тянуть и толкать, раздвигать и сдвигать - эти универсальные элементы подвижных механических игрушек служат развитию сноровки у детей, развивают мелкую моторику пальцев. Для малышей такие забавы - самые лучшие.

Экскурсия в домашнюю мастерскую

Вместе с воспитанниками Детской академии русской культуры Центра образования «Сабурово» мне довелось не раз бывать в Богородском. Последняя наша этнографическая экспедиция в эти края состоялась в феврале нынешнего года. Московские школьники наблюдали за работой и сами трудились в домашних мастерских В. Г. Ерошкина и С. И. Балаева.

На фасаде дома Сергея Ивановича Балаева, дед которого стоял у истоков создания артели, - белым цветом выкрашенные резные фигуры птиц и животных. Проходя мимо, невольно засмотришься.

Сергей Иванович пригласил нас в гости. В его доме всё напоминает о традиционном укладе доброй и крепкой крестьянской семьи. Большая побелённая печка, красный угол с иконами, высокая кровать с многочисленными подушками, старинный комод, на стенах - чёрно-белые фотографии. Есть, конечно, и свой верстак. Располагается он около окна, где больше естественного света, чтобы меньше напрягались глаза. Инструмент - в ячейках тряпичной сумки-раскладки, которая легко раскладывается на верстаке и так же легко сворачивается, не занимая много места. Резцы в такой сумке не тупятся и никого не поранят. На передней стороне верстака закреплена короткая упорная доска, вся изрытая соскакивающими во время работы резцами. Благодаря этой доске, легко заменяемой на новую, верстак не портится. Над верстаком развешаны необходимый резчику столярный инструмент, картонные шаблоны различных изделий. Шаблон накладывают на заготовку и обрисовывают карандашом.

Рядом с верстаком обязательно должен быть пенёк, на котором заготовку зарубают или выпиливают ножовкой. Только после этого начинается обработка изделия стамесками и острыми богородскими ножами. Инструмент и материал резчик подготавливает заранее. Чтобы древесина не пересохла, зимой хранит её в полиэтиленовом пакете, а иногда даже заворачивает во влажную ткань и укладывает в пакет. Пересохший материал резать сложнее.

У профессионалов больших отходов липы в работе не бывает. Ценят каждый кусочек, используют для всяких мелочей. А в печку идут только стружка и сучковатые обрезки.

Сергей Иванович с удовольствием продемонстрировал нам, как он делает маятниковую игрушку «Мальчишка, держащий за хвост Жар-птицу», используя самые простые инструменты - топор, нож, стамески и резцы.

Как стать игрушечных дел мастером

Освоить технику резьбы и получить профессию художника-мастера уникального русского народного промысла можно в Богородском художественно-промышленном училище. Вступительные экзамены для абитуриентов на базе 9-11-го классов проходят ежегодно в августе. Студенты за период обучения (четыре неполных года) овладевают академическим рисунком, скульптурой, живописью, проектной графикой.

Преподаватели развивают в учениках наблюдательность, творческую инициативу и прилагают немало сил, чтобы студенты могли участвовать в различных конкурсах и выставках. Ежегодно работы учащихся выставляются на Московской ярмарке народных художественных промыслов России «Ладья», в «Городе мастеров» на ВВЦ, на Всероссийской выставке «Молодые дарования России» и нередко занимают призовые места.

За 95 лет существования Богородское художественно-промышленное училище выпустило из своих стен сотни резчиков, многие стали художниками высокого класса. Музей образцов и дипломных работ выпускников училища дополняет огромную коллекцию экспонатов музея фабрики «Богородский резчик». Оба собрания хранят историю и наследие богородского промысла.

Изделия богородских мастеров экспонируются в Государственном историческом музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, в Музее игрушки и Историко-художественном государственном музее-заповеднике Сергиева Посада и во многих других культурных центрах страны. Известны они и за рубежом. Богородские игрушки и скульптуры были широко представлены этой осенью на выставке в Строгановском дворце, одном из филиалов Русского музея (Санкт-Петербург).

Статья иллюстрирована фотографиями, предоставленными педагогическим коллективом Богородского художественно-промышленного училища.

В православном сердце России недалеко от города Сергиев Посад, на живописном холме на берегу реки Куньи, стоит село - родина знаменитого народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур.

Легенда

Когда была вырезана из липы первая игрушка в селе Богородском - точно никто не знает, однако существует легенда о том, что первую фигурку «Ауку» сделала для своих детей мама, чтобы их позабавить. Позже куклу продали купцу, а он поставил её в своей лавке для украшения, но игрушка ту же была куплена с выгодой для купца.

Богородское

Богородское - село старинное. Уже в XV–XVI веках местные крестьяне, в то время крепостные Троице-Сергиева монастыря, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

Артель «Богородский резчик»

В 1913 году мастера объединились в артель «Богородский резчик», была открыта профессионально-техническая школа, основной задачей которой была подготовка новых кадров - мастеров художественной резьбы по дереву.

Мальчик на лыжах с собакой. 1950-60 гг. Путеводитель по русским ремеслам , CC BY-SA 4.0

В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла, артель была преобразована в фабрику.

Направления деятельности

К 2001 году на предприятии определилось несколько направлений деятельности:

  • участок резной белой игрушки,
  • участок скульптуры,
  • участок токарной расписной игрушки с движением, основанной на старинных принципах сборки и росписи,
  • участок смешанных стилей и направлений, в основном щепая и крашеная игрушка,
  • матрешка.

, CC BY-SA 4.0

С 1999 года на предприятии в сотрудничестве с Троице — Сергиевой Лаврой возрождается иконостасная резьба.

Известность

Богородские игрушки можно встретить в магазинах, музеях, выставках, во многих домах не только наших городов, но и за рубежом.


, CC BY-SA 4.0

Далеко за пределами Московской области известны богородские мастера-чудодеи: , Н.И. Максимов, М.А. Пронин, А.Я. Чушкин, А.А. Рыжов, И.К. Стулов, С.А. Паутов, И.М. Польский, М.Я. Дворников, .

Богородские резчики - участники многочисленных выставок: их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке,Брюсселе.

Игрушка «Крестьянин и курочка» находится в Историческом музее Москвы, в Русском музее Санкт-Петербурга работает постоянная выставка, где экспонируются известные композиции «Как мыши кота хоронили», «Чудо-Юдо Рыба-Кит» и многие другие произведения.

Богородская фабрика - обзор

Заготовка липы в селе Богородское - непрерывный процесс. Ведь для того, чтобы из ствола вышли качественные заготовки, липа должна не менее четырех лет сохнуть в естественных условиях. Именно поэтому после первичной обработки липовые стволы складывают в шалаши или штабели и оставляют на несколько лет в специальных ангарах.

Просушенное дерево отправляют на зарубку. На токарном станке или вручную, топором, мастера намечают самые общие контуры будущей игрушки, по шаблону вырубая или выпиливая заготовку. Затем обрабатывают изделие стамеской и специальным ножом, так называемой «щучкой», которые специально для богородской резьбы изготавливают потомственные деревенские умельцы.

Вырезанные и тщательно обработанные части будущей подвижной деревянной игрушки шлифуют, затем полируют шероховатости, делая дерево абсолютно гладким и бархатным на ощупь. Получившиеся части собирают в движущуюся композицию, при необходимости расписывают вручную и наносят несколько слоев лакового покрытия.

Символ промысла - движущиеся деревянные игрушки.

Богородский промысел деревянной резной игрушки сродни Сергиево Посадскому. Школа резьбы Троице-Сергиевой Лавры является родоначальником для обоих этих промыслов и известна начиная с XV столетия. В 18 веке промысел представлял из себя сезонное крестьянское производство. С ноября по начало апреля в селе как правило нет работы, поэтому чтобы как-то себя занять и заработать немного денег мужики брались за ножи и вырезали из липы деревянные игрушки. Продавать готовые изделия возили в Сергиев Посад.

К середине 19 века богородская резьба стала самостоятельным кустарным промыслом, который приобрел российскую, а затем и мировую известность.

Постепенно богородская игрушка перешла из разряда кустарных крестьянских поделок в направление народного искусства, обрела собственные неповторимые черты.

В 1913 году в поселке была организована артель «Богородский резчик», что позволило мастерам обрести экономическую самостоятельность и вывести образцы своего промысла на международный рынок. Отличительной чертой промысла к этому моменту стали движущиеся деревянные игрушки, что резко дистанцировало артель от соседней Сергиево Посадской, сохранившей в качестве символа и главного действующего образца традиционную русскую матрешку .

Символом Богородского промысла, известным по всему миру, стала игрушка «Кузнецы» , представляющая из себя поочередно бьющие молотками по наковальне деревянные фигурки мужика и медведя. Вырезанные из светлой липовой древесины кузнецы обычно не раскрашивают, а просто покрывают несколькими слоями бесцветного лака.

Цена урбанизации - упадок народного промысла.

К 1960 году, под влиянием так называемого офабричивания народных промыслов, на территории села Борогодское была создана Фабрика художественной резьбы. Исчезновение артельной организации труда постепенно отдаляло мастеров друг от друга, лишая их столь необходимой для развития промысла простоты сельского общения. Под гнетом повсеместно насаждаемых принципов плановой экономики чахли деревенские традиции, а застройка территории села панельными многоэтажками, вырубка лесов и снос старинных резных деревянных построек, постепенно свели на нет заготовку и сушку древесины, что привело к необходимости закупки дорогого стороннего сырья. Высокие цены на энергоносители усугубили и без того возросшие производственные затраты, переселившиеся на верхние этажи новостроек мастера-резчики окончательно утратили связь как друг с другом, так и с народными корнями, а традиционные рынки сбыта стали недоступны, ведь цена богородской игрушки сильно возросла, а качество, к сожалению, оставляло желать лучшего.

Богородская игрушка от производителя. Высокое качество и адекватна цена.

Расположенное в Сергиево Посадском районе производство интернет магазина сувениров и подарков «Золотой Грааль» объединило мастеров различных направлений народных художественных промыслов. Тщательно создаваемая и бережно хранимая репутация, низкие цены и неизменно высокое качество выпускаемых изделий сделало нашу компанию безусловным лидером в области производства и продажи русских сувениров.

Сергиево Посадские матрешки ручной работы, богородская игрушка, изделия из бересты, расписные шкатулки, гжель и хохлома - вот далеко не полный набор сувениров, которые вы можете приобрести. Наши специалисты готовы ответить на любые возникающие вопросы, предоставить гарантии подлинности наших изделий и дать консультацию по использованию и хранению производимой нами сувенирной продукции.

Обращайтесь к нам и оставайтесь нашими клиентами на долгие годы!

История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

История промысла

Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Виды богородских игрушек

Богородские деревянные игрушки были двух видов:

1. Скульптурная игрушка

2. Подвижная игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:

Кузнецы , закрепленные на плашках;

Пляшущий мужичок с пружиной внутри;

Курочки , клюющие зерна на кругу с противовесом.

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, чистящие ковры, футболисты и т.д.

Технология изготовления

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на чурки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Чурки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе чурок старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Роспись богородской игрушки

(Цветные (росписные) богородские игрушки )

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.