Михаил митюшин биография. Михаил Матюшин: биография. Живопись и общественная жизнь

Живописец, график, скульптор, теоретик искусства, композитор, музыкант

Незаконнорожденный сын Н. А. Сабурова. Получил начальное образование в школе Русского музыкального общества в Нижнем Новгороде. Учился в Московской консерватории (1876–1881) по классу скрипки. В те же годы самостоятельно занимался живописью и графикой.

Жил в Петербурге. В 1881–1913 был первой скрипкой Императорского оркестра в Петербурге. Параллельно занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1894–1898), студии Я. В. Ционглинского (1903–1905), частной студии Е. Н. Званцевой (1906–1908). В студии Ционглинского познакомился с Е. Г. Гуро, в 1906 женился на ней. В конце 1910-х сблизился с Н. И. Кульбиным, братьями Бурлюками, В. В. Хлебниковым, К. С. Малевичем, А. Е. Кручёных и другими представителями художественного и литературного авангарда.

Выступил одним из инициаторов создания общества «Союз молодежи» (1910). Вместе с Гуро основал издательство «Журавль», в котором до 1917 выпустил двадцать футуристических книг, иллюстрированных ведущими деятелями русского авангарда - О. В. Розановой, Н. С. Гончаровой, Н. И. Кульбиным. Опубликовал русский перевод книги А. Глеза и Ж. Метценже «О кубизме»; выпустил сборники, «Садок судей 1» (1910), «Садок судей 2» (1913), «Трое» (1913), «Пропевень о мировой проросли» П. Н. Филонова (1915), «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм» (1915) К. С. Малевича. В 1913 вместе с Малевичем и Кручёных провел в местечке Уусикиркко под Петербургом «Первый всероссийский съезд футуристов». В декабре того же года был среди учредителей футуристического театра «Будетлянин». Создал музыку для «этапного» авангардного спектакля «Победа над солнцем» (либретто - Кручёных, сценография - Малевич; 1913).

Писал портреты, пейзажи, абстрактные композиции. Прошел через увлечение импрессионизмом (1900-е), кубизмом (первая половина 1910-х). Занимался разработкой теории «расширенного видения», сложившей под воздействием книг математика-теософа П. Д. Успенского; ставил своей целью исследование пространства и принципов взаимодействия цвета и среды, цвета и звука, цвета и формы.

В 1908 дебютировал как художник на выставке «Современные течения» в Петербурге. Участвовал в петербургских выставках «Импрессионисты» (1909), «Салон» В. А. Издебского (1909–1911), «Треугольник» (1910); выставлялся в салоне Независимых в Париже (1912). После Октябрьской революции экспонировал работы на 1-й государственной свободной выставке произведений искусств (1919), выставке петроградских художников всех направлений (1923) в Петрограде, XIV международной выставке искусств в Венеции (1924), выставке художественно-декоративных искусств в Париже (1925).

Преподавал в петроградских Государственных свободных художественных мастерских - Вхутемасе - Вхутеине (1918–1926), где организовал «мастерскую пространственного реализма». Работал в Музее живописной культуры (1922), Институте художественной культуры (Инхук, 1920-е), где руководил отделением органической культуры. Автор статей, лекций, докладов по искусству.

Имел большое количество учеников и последователей, которые объединились в творческую группу «Зорвед» (Б. В., Г. В. и К. В. Эндер, В. А. Делакроа, Н. И. Костров, Е. С. Хмелевская, Е. М. Магарил, И. В. Вальтер и другие). Вместе с последователями выпустил работу «Закономерность изменяемости цветовых сочетаний. Справочник по цвету» (1932), предназначенный для практического применения в сфере оформительского искусства и дизайна.

Автор музыки фортепианной сюиты «Дон Кихот» (1915), теоретической работы «Руководство к изучению четвертей тона для скрипки» (1915). В 1917–1918 занимался разработкой упрощенного типа скрипки. В 1920-х вместе с учениками создал серию музыкальных театральных постановок на основе произведений Гуро «Небесные верблюжата», «Осенний сон».

Произведения Матюшина находятся в крупнейших музейных собраниях, среди них - Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея.

В Петербурге в доме Матюшина и Гуро открыт Музей петербургского авангарда (при Музее истории Санкт-Петербурга).

- (1861 1934) российский художник, композитор и теоретик искусства. Сформировался как мастер в русле футуризма, был (со своей женой Е. Г. Гуро) одним из организаторов Союза молодежи. Позже активно участвовал в работе Инхука. В конце 1910 х нач.… … Большой Энциклопедический словарь

- (1861 1934), художник, композитор, теоретик искусства. Один из лидеров раннего русского авангарда, организатор объединения «Союз молодёжи» (1910). В области живописи экспериментировал с динамикой цветовых полей («Движение в пространстве», 1917… … Энциклопедический словарь

Род. 1861, ум. 1934. Художник футурист, композитор. Один из создателей "Союза молодежи", создатель общества "Зорвед" (1919 1932). Разработал концепцию "расширенного смотрения". Автор музыки к футуристической опере… … Большая биографическая энциклопедия

Матюшин русская фамилия. Происхождение фамилии от сокращённой формы имени Матвей, означающего по древнееврейски «дарованный господом» . Известные носители: Матюшин, Геннадий (род. 1984) украинский шахматист, гроссмейстер (2007).… … Википедия

Матюшин М. В. - МАТЮ́ШИН Михаил Васильевич (1861–1934), художник, композитор, теоретик иск ва. Один из лидеров раннего рус. авангарда, организатор объединения Союз молодёжи (1910). В области живописи экспериментировал с динамикой цветовых полей (Движение в … Биографический словарь

Николай Васильевич Крыленко … Википедия

Александр Онищук Страны … Википедия

Александр Васильевич Мосолов Дата рождения 11 августа (29 июля) 1900(1900 07 29) Место рождения Киев, Российская империя Дата смерти … Википедия

Николай Васильевич Крыленко 1 й Народный комиссар юстиции СССР 20 июля … Википедия

Книги

  • Михаил Матюшин 1861-1934 , Ю. В. Мезерин. "Во всем мне хочется дойти до самой сути", - писал Б. Л. Пастернак. Так о себе мог бы сказать и Михаил Васильевич Матюшин, художник, поэт, музыкант, педагог, теоретик искусства. Он всю жизнь…

Музыкант, композитор, художник, теоретик, педагог, исследователь искусства. Родился в Нижнем Новгороде.
Был незаконнорожденным сыном Н.А. Сабурова и бывшей крепостной. Получил фамилию матери.
В шесть лет по слуху он научился аккомпанировать и играть песни, звучавшие вокруг, девяти лет сам сделал скрипку, правильно ее настроив. Виртуозную игру Миши на скрипке-«шмеле» услышал приятель брата, который и повел его к Виллуану, директору открывшейся в Нижнем Новгороде консерватории. Мальчика тотчас же приняли в консерваторию, и он начал заниматься здесь под руководством помощника директора Лапина. Последний взял Матюшина к себе на полный пансион, но внимания ему уделял мало. Как вспоминал сам Матюшин, самую большую школу он получил в качестве хориста и учителя певчих, которым стал в восьмилетнем (!) возрасте.


Семи лет самостоятельно выучился писать и считать. Также самостоятельно, по книжной графике, лубочным картинкам, иконам в церкви учился и живописи.
В Москву Матюшина привез старший брат-портной. И с 1875 по 1880 г. он учился в Московской консерватории. Также Матюшин продолжал и свои самостоятельные занятия - писал с натуры, копировал старых мастеров. Ему предложили поступить в Строгановское училище, но у семьи не было для этого средств: Матюшину приходилось подрабатывать уроками музыки и настройкой роялей. Главной московской школой было для него знакомство с музыкальной классикой на концертах и особенно на репетициях, где он впервые почувствовал и пытался для себя сформулировать проблему синтеза «звучания и цветности».


Стараясь избежать воинской повинности и найти подходящую работу, Матюшин выдержал конкурс на место скрипача Придворного оркестра в Петербурге. Молодой оркестр имел обширнейший репертуар, куда входили произведения классической музыки и все последние «новинки» западноевропейского и русского музыкального искусства, и, без сомнения, музыкант получил здесь высококлассную школу. А с конца 1890-х, когда был выстроен Панаевский театр, он стал играть и в итальянской опере.
Женившись на француженке, Матюшин вошел в круг петербургской богемы. Через жену он познакомился с художником Крачковским и по его совету поступил в школу Общества поощрения художников, где начал с азов. У него появилось много знакомых среди живописцев. В ней он учился с 1894 по 1898 г.
В 1900 г. Матюшин побывал на Всемирной выставке в Париже. Изучение собраний живописи, начатое в русских музеях, художник продолжил в парижском Лувре и в Люксембурге; особенно восхищали его полотна Ф. Милле и Э. Мане.
Учился Матюшин также и в частной студии Я. Ционглинского (с 1903 по 1905 г.) Его второй женой стала Елена Гуро, с которой он познакомился в студии, и которая оказала огромное влияние на все творчество Матюшина.
В начале века многих художников волновал вопрос о новых пространственных точках зрения в живописи - это называлось поиском «четвертого измерения». Матюшин, работавший в области физиологии зрения, оказался в центре технических и эстетических новаций. Постепенно вокруг него и Гуро складывается круг творческой молодежи, идущей в этом направлении. Об итальянском футуризме знали немного, и тем значительнее достижения русского авангарда, самостоятельно открывшего формулу Времени.

В 1909 г., войдя в группу Н. Кульбина «Импрессионисты», Матюшин познакомился с братьями Д. и Н. Бурлюками, поэтами В. Каменским и В. Хлебниковым. В 1910 г. группа Кульбина распалась, и Матюшин с Гуро выступили инициаторами создания кружка единомышленников для проведения докладов, выставок, издания книг - «Союза молодежи». Матюшин организовал собственное издательство «Журавль», в котором издавал книги футуристов.
В 1912 г. Матюшин познакомился с К. Малевичем, В. Маяковским, А. Крученых. Группа «Союз молодежи» выпустила знаменитый «Садок судей» (1-й и 2-й), провела ряд выставок.
1913 г. явился пиком кубофутуристической активности русского авангарда.
В этом же году Матюшин сочиняет музыку для постановки «Победы над солнцем» - футуристической оперы, либретто для которой написал А. Крученых, пролог - В. Хлебников, декорации и костюмы создал К. Малевич. Звуковой ряд этого произведения во многом опирался на всевозможные эффекты: в нем, в частности, звучал грохот пушечной канонады, шум работающего мотора и т. д.

Матюшин выступал также и как писатель, художественный критик, публицист. В 1913 г. под его редакцией вышел русский перевод книги А. Глеза и Ж. Метценже «Кубизм».
«Победа над солнцем» - не единственный композиторский опыт Матюшина: в 1914 г. он напишет музыку для «Побежденной войны» А. Крученых, в 1920-1922-м вместе со своими учениками создаст серию музыкальных театральных постановок на основе произведений Е. Гуро «Небесные верблюжата» и «Осенний сон». Кроме сочинения музыки, Матюшин занимался также проблемами акустики и технических возможностей инструмента. Разрушая темперированную систему, исследователь изобретал звуковые «микроструктуры» (1/4 тона, 1/3 тона), утверждая ультрахроматику. В 1916-1918 гг. он работал над созданием нового типа скрипки.

Октябрьская революция была встречена Матюшиным как долгожданное освобождение.
С 1918 по 1926 г. Матюшин был преподавателем петроградских ГСХМ ВХУТЕИНа, возглавляя там мастерскую пространственного реализма. Главная исследовательская проблема, которой он занимался, - пространственно-цветовая среда в живописи. Поиски в этом направлении были продолжены и в петроградском Музее живописной культуры (1922), а затем - в ГИНХУКе. Здесь он руководил Отделением органической культуры, изучая взаимосвязи цвета, формы, зрительных, осязательных и слуховых раздражений при восприятии.
Группа Матюшина называлась «Зорвед» (от «зорко видеть»). Теоретические положения «Зорведа» художник опубликовал в журнале «Жизнь искусства» (1923, № 20). Итогом работы стал «Справочник по цвету» (М.-Л., 1932).

Выставки:

Современные течения. Санкт-Петербург, 1908
Импрессионисты. Санкт-Петербург, 1909
Салоны В. Издебского. Одесса, Киев, Санкт-Петербург, Рига, 1909-1910
Треугольник. Санкт-Петербург, 1910
Салон Независимых. Париж, 1912
1-ая Государственная свободная выставка произведений искусства. Петроград, 1919
ХIV-ая Международная выставка искусств. Венеция, 1924
Международная выставка художественно-декоративных искусств. Париж, 1925

Статьи М. Матюшина:

О книге Метценже-Глеза "О кубизме" // Союз молодежи. № 3, Санкт-Петербург, 1913
Футуризм в Петербурге // Первый журнал русских футуристов. № 1-2. Москва, 1914
Руководство к изучению четвертого тона для скрипки. Петроград, 1915
О выставке последних футуристов. // Весенний альманах "Очарованный странник". Петроград, 1916
Закономерности изменяемости цветовых отношений. // Справочник по цвету. Москва-Ленинград, 1932

* * *



Гуро, Елена Генриховна (18 мая 1877 - 23 апреля 1913)
поэтесса, прозаик и художница- вторая жена.

Она умерла на своей финляндской даче Уусикиркко (Поляны) от лейкемии, похоронена там же. В некрологе писали о том, какую потерю понесла с уходом Гуро русская литература. Но сильнее чем читатели, по большей части не слишком жаловавшие "страшно далёких от народа" футуристов, эту утрату переживал Михаил Матюшин. В его архиве сохранилось две записки, сделанные в августе 1913 года, то есть вскоре после смерти Гуро. Из них явствует, что и после смерти жены он продолжал ощущать её присутствие и вести с ней беседы. Эти записи не предназначавшиеся для чужих глаз настолько искренны и проникновенны, что хотелось бы привести их полностью:
Сегодня 26 авг. Лена сказала, что мы неразлучны с ней потому, - что наша жизнь вместе (а так же наша встреча) - создала большую любовь к единому. Т.е. та разнородная живых видимостей, движений, вибраций пронизалась лучами нашей встречи, радостью, найдя общее для неё выражение. Вот почему мы с ней будем всё больше и больше работать вместе.(Соединение в едином). Какая радость!"

"Моё первое движение души к Лене было так чудно! Она рисовала Гения с гипса и я увидел такое лицо и такого воплощения в соединении с творящим Ея лицо без малейшей черты людского. Это было золото моей жизни. Мой сладкий сон, мои единые мечты всей моей жизни. И я этого не знал ещё тогда! Эту прелестную мечту сменила чувственная".

Он часто бывал на её могиле, проводил очень много времени. Там, на скамейке он поставил ящик с её книгами. На ящике он написал - "Здесь лежит Елена Гуро, кто хочет познакомиться с её книгами, берите и читайте, а только потом верните" - и по уверению Майи - все возвращали, не могли не вернуть, не вернуться на эту могилу.







На этом холсте Матюшин изобразил могилу Елены Гуро.

Михаил Матюшин – разносторонне одаренный человек, в жизни которого тесно переплелись музыка и живопись, педагогическая и философская деятельность.

Первое образование, полученное Матюшиным, было музыкальным. На протяжении пяти лет с 1876 года он обучался в Московской консерватории, по окончании которой до 1913 года солировал в Придворном императорском оркестре в Петербурге.

Параллельно Михаил брал уроки живописи. В 1894–1898 посещал Рисовальную школу при ОПХ, после – учился в студии художника Я. Ф. Ционглинского и частной школе Е. Н. Званцевой.

Человеком многогранного таланта была и супруга Матюшина Е. Гуро, также посещавшая студию Ционглинского. Вместе они состояли в обществе русских кубофутуристов – «будетлян», работали над созданием издательства «Журавль». Первый сборник творчества русских авангардистов – «Садок судей» - был выпущен издательством в 1910 году. В целом до 1917 года Матюшин издал здесь порядка 20 книг. Работа в «Журавле» поспособствовала сближению Матюшина с поэтами и художниками авангарда – братьями Бурлюками, В. Хлебниковым, В. Каменским и с представителями старой школы – А. Ремизовым, В. Ивановым, Ф. Сологубом.

Зимой 1909 года в Петербурге Матюшин и Гуро основали общество художников «Союз молодежи». Организация просуществовала до 1914 года, успев организовать и провести шесть выставок, на которых были представлены работы всех направлений авангарда.

Сам Матюшин с 1910 года в творчестве развивал идеи метода, позволявшего воспринимать и познавать мир, человека и саму Вселенную как целое. Подобный переворот в философии Михаила Васильевича произошел под впечатлением от книг и теорий математика П. Успенского.

Через некоторое время «Союз молодежи» при поддержке общества поэтов «Гилея» основали театр футуристической направленности «Будетлянин». По замыслу создателей, театр должен был перевернуть традиционные взгляды на то, каким должен быть этот вид искусства. Зимой 1913 года в театре прошла первая постановка – опера «Победа над солнцем», к которой Матюшин написал музыку, а над оформлением сцены работали Малевич и Крученых.

С 1914 Матюшин реализует свои творческие способности на литературном поприще: издает книгу «О кубизме», публикует статью «Футуризм в Петербурге». В это же время, он ведет работу над созданием музыкальных произведений – «Дон Кихот» и «Осенний сон». Музыка Матюшина, как и его живопись, была авангардной, наполненной поиском «нового мирослышания» и «звукового миросозерцания».

В 20-х годах вместе со своими последователями Матюшин создает группу «Зорвед» (зрение и ведание), деятельность и творчество участников которой основывается на теории «расширенного смотрения». Группа исследовала воздействие цвета и формы, звука и света на восприятие человеком того или иного предмета.

На протяжении этого времени Михаил Матюшин активно занимался и педагогической деятельностью. Преподавал в мастерской пространственного реализма в ГСХМ Петрограда, позже - в Гинхуке.

В 1923 и 1930 годах прошли две выставки работ Матюшина и его учеников, представителей школы «Зорвед», которые имели большой успех у критиков.

В память о нем и его вкладе в культурную жизнь России XX века в 2006 году был основан Музей петербургского авангарда.

Картины художника Михаила Матюшина .

- (1861 1934) российский художник, композитор и теоретик искусства. Сформировался как мастер в русле футуризма, был (со своей женой Е. Г. Гуро) одним из организаторов Союза молодежи. Позже активно участвовал в работе Инхука. В конце 1910 х нач.… … Большой Энциклопедический словарь

Матюшин Михаил Васильевич - (1861 1934), художник, композитор, теоретик искусства. Один из лидеров раннего русского авангарда, организатор объединения «Союз молодёжи» (1910). В области живописи экспериментировал с динамикой цветовых полей («Движение в пространстве», 1917… … Энциклопедический словарь

Матюшин, Михаил Васильевич - Род. 1861, ум. 1934. Художник футурист, композитор. Один из создателей "Союза молодежи", создатель общества "Зорвед" (1919 1932). Разработал концепцию "расширенного смотрения". Автор музыки к футуристической опере… … Большая биографическая энциклопедия

Матюшин - Матюшин русская фамилия. Происхождение фамилии от сокращённой формы имени Матвей, означающего по древнееврейски «дарованный господом» . Известные носители: Матюшин, Геннадий (род. 1984) украинский шахматист, гроссмейстер (2007).… … Википедия

Матюшин М. В. - МАТЮ́ШИН Михаил Васильевич (1861–1934), художник, композитор, теоретик иск ва. Один из лидеров раннего рус. авангарда, организатор объединения Союз молодёжи (1910). В области живописи экспериментировал с динамикой цветовых полей (Движение в … Биографический словарь

Крыленко, Николай Васильевич - Николай Васильевич Крыленко … Википедия

Онищук, Александр Васильевич - Александр Онищук Страны … Википедия

Мосолов, Александр Васильевич - Александр Васильевич Мосолов Дата рождения 11 августа (29 июля) 1900(1900 07 29) Место рождения Киев, Российская империя Дата смерти … Википедия

Крыленко Николай Васильевич - Николай Васильевич Крыленко 1 й Народный комиссар юстиции СССР 20 июля … Википедия

Николай Васильевич Крыленко - 1 й Народный комиссар юстиции СССР 20 июля … Википедия

Книги

  • Михаил Матюшин 1861-1934 , Ю. В. Мезерин. "Во всем мне хочется дойти до самой сути", - писал Б. Л. Пастернак. Так о себе мог бы сказать и Михаил Васильевич Матюшин, художник, поэт, музыкант, педагог, теоретик искусства. Он всю жизнь…