Теоретические подходы к исследованию воли. Изучение воли в психологии

Понимание воли как реального фактора поведения имеет свою историю. При этом во взглядах на природу этого психического явления можно выделить два ас­пекта: философско-этический и естественнонаучный. Они тесно переплетаются и могут рассматриваться только во взаимодействии друг с другом.

Во времена античности и средневековья проблема воли не рассматривалась с позиций, характерных для современного ее понимания. Древние философы рассматривали целенаправленное или осознанное поведение человека только с пози­ции его соответствия общепринятым нормам. В античном мире , прежде всего, признавался идеал мудреца, поэтому античные философы полагали, что правила поведения человека должны соответствовать разумным началам природы и жизни, правилам логики. Так, по Аристотелю, природа воли выражается в формирова­нии логического заключения.

Фактически проблема воли не существовала в качестве самостоятельной проблемы и во времена средневековья. Человек рассматривался средневековыми философами как исключительно пассивное начало, как «поле», на котором встречаются внешние силы. Более того, очень часто в средневековье воля наделялась самостоятельным существованием и даже персонифицировалась в конкретных силах, превращаясь в добрых или злых существ. Однако и в этой трактовке воля выступала как проявление некоего разума, ставящего себе определенные цели. Познание этих сил - добрых или злых, по мнению средневековых философов, открывает путь к познанию «истинных» причин поступков конкретного человека.

Следовательно, понятие воли во времена средневековья в большей степени связывалось с некими высшими силами.

Вполне вероятно, что самостоятельная проблема воли возникла одновременно с постановкой проблемы личности. Это произошло в эпоху Возрождения , когда за человеком начали признавать право на творчество и даже на ошибку. Стало господствовать мнение о том, что только отклонившись от нормы, выделившись из общей массы людей, человек мог стать личностью. При этом главной ценностью личности было принято считать свободу воли.

Оперируя историческими фактами, мы должны отметить, что появление про­блемы свободы воли было не случайным. Первые христиане исходили из того, что человек обладает свободой воли, т. е. может поступать в соответствии со своей совестью, может делать выбор в том, как ему жить, поступать и каким нормам следо­вать. В эпоху же Возрождения свобода воли вообще стала возводиться в ранг аб­солюта.

В дальнейшем абсолютизация свободы воли привела к возникновению мировоззрения экзистенциализма - «философии существования». Экзистенциализм (М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.П.Сартр, А.Камю и др.) рассматривает свободу как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальны­ми обстоятельствами. Исходный пункт этой концепции - абстрактный человек, взятый вне общественных связей и отношений, вне социально-культурной среды. Человек, по мнению представителей данного направления, ничем не может быть связан с обществом, и тем более он не может быть связан никакими нравственны­ми обязательствами или ответственностью. Человек свободен и ни за что не мо­жет отвечать. Любая норма выступает для него как подавление его свободной воли. Согласно Ж.П.Сартру, подлинно человеческим может быть лишь спонтан­ный немотивируемый протест против всякой «социальности», причем никак не упорядоченный, не связанный никакими рамками организаций, программ, партий и т.д.

Такая трактовка воли противоречит современным представлениям о человеке. Как мы отмечали еще в первых главах, основное отличие человека как представителя вида Homo Sapiens от животного мира заключается в его социальной природе. Человеческое существо, развивающееся вне человеческого общества, имеет толь­ко внешнее сходство с человеком, а по своей психической сути не имеет ничего общего с людьми.

Абсолютизация свободной воли привела представителей экзистенциализма к ошибочной трактовке человеческой природы. Их ошибка заключалась в непо­нимании того, что человек, совершающий определенный поступок, направленный на отвержение каких-либо существующих социальных норм и ценностей, непременно утверждает другие нормы и ценности. Ведь для того, чтобы отвергать что-либо, необходимо иметь определенную альтернативу, иначе такое отрицание пре­вращается в лучшем случае в бессмыслицу, а в худшем - в безумие.

Одна из первых естественнонаучных трактовок воли принадлежит И.П.Павлову , который рассматривал ее как «инстинкт свободы», как проявление активно­сти живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. По мнению И. П. Павлова, воля как «инстинкт свободы» высту­пает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности. «Не будь его, - писал он, - всякое малейшее препятствие, которое бы встречало живот­ное на своем пути, совершенно прерывало бы течение его жизни».

Психологические исследования воли в настоящее время оказались разделенными между разными научными направлениями: в бихевиористски ориентированной науке изучаются соответствующие формы поведения, в психологии мотивации в центре внимания находятся внутриличностные конфликты и способы их преодоления, в психологии личности основное внимание сосредоточено на выделении и изучении соответствующих волевых характеристик личности. Исследованиями воли занимается также психология саморегуляции человеческого поведения. Иными словами, в новейший период истории психологии эти исследования не прекратились, а лишь утратили прежнее единство, терминологическую определенность и однозначность. Вместе с тем они оказались расширенными и углубленными по тематике за счет применения новых понятий, теорий и методов. Сейчас многими учеными предпринимаются усилия, направленные на то, чтобы возродить учение о воле как целостное, придать ему интегративный характер.

Судьбу психологических исследований воли В.А.Иванников - один из отечественных ученых, уделяющих этой проблеме значительное внимание, соотносит с борьбой двух трудно-согласуемых друг с другом концепций человеческого поведения: реактивной и активной . Согласно первой все поведение человека представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы и задача его научного изучения сводится к тому, чтобы отыскать эти стимулы, определить их связь с реакциями. Для такой интерпретации человеческого поведения понятие воли не нужно.

Определенную отрицательную роль в отказе от психологических исследований воли и свертывании их, в утверждении реактивной концепции поведения как единственно приемлемой научной доктрины сыграли исследования рефлекторного поведения: безусловных рефлексов и условного (неоперантного) обусловливания. Рефлекс в его традиционном понимании всегда рассматривался как реакция на какой-либо стимул. Отсюда и понимание поведения как реакции. Симптоматично, что под влиянием рефлекторной концепции поведения в первые десятилетия нашего века психология в некоторых учениях была заменена на реактологию (К. Н.Корнилов) и рефлексологию (В.М.Бехтерев).

Согласно другой концепции, которая в последние несколько десятилетий набрала силу и находит все больше сторонников, поведение человека понимается как изначально активное, а сам он рассматривается как наделенный способностью к сознательному выбору его форм. Для такого понимания поведения воля и волевая регуляция поведения необходимы. Оно не только требует возвращения психологии ее прежнего названия как науки о внутреннем опыте, но и уделения достойного внимания проблеме воли в научных исследованиях человеческого поведения. Новейшая физиология высшей нервной деятельности в лице таких ученых, как Н.А.Бернштейн, П.Ю.Анохин, удачно подкрепляет и поддерживает эту точку зрения со стороны естествознания.

Но реактивные концепции поведения, особенно в самой традиционной Павловской физиологии высшей нервной деятельности, по-прежнему сильны, и исход научной борьбы между ними и теорией активного волевого поведения будет существенно зависеть от того, насколько психологам дастся соответствующими экспериментальными данными доказать реальность иных, чем стимулы, источников поведенческой активности, насколько убедительно смогут они объяснить разнообразные виды поведения, не прибегая к понятию рефлекса. Большие надежды в этой связи возлагаются на современную психологию сознания и когнитивную психологию, на новейшие методы экспериментального исследования человеческой психики.

Как же с учетом сказанного понимается воля в современных психологических исследованиях ? В.И.Селиванов определяет волю как сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий. В те моменты деятельности, когда субъект сталкивается с необходимостью «преодолеть» себя (эмпирический уровень выделения препятствия, связанного с субъектом деятельности), его сознание на время как бы отрывается от объекта, предмета деятельности, или партнера и переключается в плоскость субъектных отношений. При этом осуществляется сознательная рефлексия на разных уровнях:

I уровень - осознание субъектом своих способов действий, своего состояния, режима и направления активности; понимание степени соответствия функциональной организации психики необходимой форме деятельности;

II уровень - активное изменение функционирования психики, выбор необходимого способа его преобразования. Волевая регуляция деятельности есть сознательное, опосредованное целями и мотивами предметной деятельности создание состояния оптимальной мобилизованности, нужного режима активности, концентрации этой активности в необходимом направлении.

  • 9. Проблема интеллекта животных
  • 11. Формирование трудовой деятельности. Системогенез. Действие, операция как элементы анализа трудовой деятельности.
  • 12. Предмет и задачи психологии труда. Определение психологии труда. Связь психологии труда с др. Науками.
  • 13. Динамика формирования трудовой деятельности. Оперативный образ и концептуальная модель. Индивидуальный стиль деятельности.
  • 14. Виды речи. Внутренняя речь и мышление. Речевое высказывание. Его порождение и понимание.
  • 15. Нарушение психики при шизофрении и их проявления в патопсихологическом эксперименте.
  • 4 Формы шизофрении (Крепелин)
  • 16. Теоретические основы психодиагностики.
  • 17.Проблема порога ощущения и его измерения.
  • Абсолютный порог чувствительности
  • Дифференциального порога Дифференциальный порог чувствительности
  • 20. Предмет и задачи клинической психологии. Её практическое значение.
  • 22. Основные проблемы психологии внимания и практическое значение их решения.
  • 23. Проблема разграничения психической патологии и нормы.
  • 24.Общая характеристика эксперимента как методы, его виды.
  • 25.Организация и планирование экспериментального психологического исследования.
  • 1. Определение целей исследования
  • 2. Фиксация и осознание проблемы исследования
  • 3. Формировка рабочей концепции исследования
  • 4. Формулировка гипотез исследования
  • 5. Подготовка аналитических процедур и инструментария. Как будем проверять?
  • 6. Планирование, организация эксперимента и его проведение.
  • 7. Обработка и интерпретация результатов.
  • 8. Научный отчет, рукопись статьи, монография и т.Д.
  • 26. Мотивация трудовой деятельности
  • 27. Проблема малой группы в социальной психологии.
  • 28.Русская психология
  • 9. Павлов и.П.
  • 2. Ушинский
  • 3. Каптерев
  • 4. Лазурский
  • 29. Психологические особенности больных - олигофренов.
  • 30.Проблема психологических защит личности.
  • 31.Французская психология конца 19-начала 20 века.
  • 33. Виды мышления и различные основания для классификации.
  • 34. Современные проблемы психологии памяти.
  • 35. Этические принципы психологического обследования.
  • 8. Принцип безличностного отношения с клиентами.
  • 36. Проблема влияния группы на личность в социальной психологии. Понятие конформизма и нонконформизма.
  • 38. Проблема типологии личности.
  • 39. Немецкая психология первой половины 20 в.
  • 41. Теории эмоций в психологии.
  • 42. Личность в теории классического психоанализа
  • 43. Методы исследования личности.
  • 44. Принципы организации психологического исследования
  • 4. Принцип единства психического и физиологического
  • 47. Теория когнитивного диссонанса л. Фестингера
  • 48. Восприятие как познавательный процесс.
  • 49. Влияние личности на группу. Лидерство в малых группах.
  • 50. Гуманистическое направление в психологии.
  • 51. Методы психологического исследования.
  • 52. Предмет и задачи педагогической психологии.
  • 53. Мышление как познавательный процесс.
  • 54. Психология половых различий
  • 55. Теории воли в психологии
  • 56. Основные этапы создания теста.
  • 1. Разработка первичной формы теста.
  • 2. Психометрическая проверка теста.
  • 3. Расчет нормативных показателей.
  • 58. Психология толпы. Паника.
  • 59. Принципы строения мозга. (Лурия)
  • 60. Научение у животных
  • 61. Семья как малая группа и характеристика основных функций семьи.
  • 62. Проблема аттракции в психологии семейно-брачных отношений.
  • 63. Мотивация учебной деятельности.
  • 64. Мозговая организация зрительного восприятия. Сенсорный и гностический уровни. Виды нарушений зрительного гнозиса, проблема агнозий.
  • 65. Связь языка с мозгом. Афазия как нарушение речи. Виды афазий.
  • 66. Одаренность, гениальность, талант.
  • 67. Психологическое строение семьи. Основные подходы.
  • 68. Предмет, структура и научный статус социальной психологии.
  • 69. Определение науки «психогенетика». Предмет, задачи. Основные методы.
  • 70. Генотип-средовая детерминация интеллекта
  • 72. Дискуссия как форма организации обучения. Правила и стратегии ведения групповой дискуссии. Умения, необходимые ведущему дискуссии.
  • 73. Типы организаций, динамика организационного развития.
  • I. В основе доминирования принципа выделяют:
  • II. Классификация по связи организации с внешней средой
  • III. Положение человека внутри организации.
  • 55. Теории воли в психологии

    Волю очень мало изучали, но очень рано нашли. Часто воля отождествлялась с эмоционально-потребностной сферой, характером, а как самостоятельная часть плохо изучена.

    3 этапа становления воли (Джемс выделяет триаду основных психических составляющих):

    Интеллект

    Чувство

    70-е годы – провал в изучении воли, 80-е – повышенный интерес к воле, в частности волевые регуляции. В отечественной психологии изучали волю в спорте, в космосе, военные разработки.

    Воля – регулирующая функция мозга, которая выражена в способности человека управлять свое поведение и способности, преодолевать препятствия на пути и цели (Селиванов).

    Воля - произвольное управление собственными движениями (Ильин).

    Исследование воли : нет прямой зависимости эффективности деятельности и волевого усилия; проблема отношения к исследованию; трудности, связанные с тесной взаимосвязью эмоций и воли; проблема оценочного критерия, данные загрязнены рядом факторов.

    Виды методов .

    1. Экстенсивные – различные виды экстенсивной оценки волевых качеств, краткосрочный эксперимент.

    2. Экспериментальные

    а) естественный эксперимент

    б) лабораторный эксперимент (нр., прыжок с закрытыми глазами через пламя).

    Теории воли

    Автономные – рассмотрение воли как самостоятельного психического феномена

    Гетерономные – воля связана с другими психическими проявлениями или частный случай.

    Классификация Ильина:

    1. волюнтаризм – Скотт, Шопенгауэр, Гертман – воля – самостоятельная сила психики, стоящая надо всеми психическими процессами

    2. воля как свободный выбор (Спиноза, Локк, Джемс, Челпанов)

    3. воля как произвольная мотивация. Родоначальник –Аристотель: предложил отличать действия – под давлением (желанием) и произвольно выполняемые.

    Левин – 2 типа поведения:

    1) детерминированное полем

    2) волевое поведение

    В качестве движущей потребности – квазипотребности. Существует несколько вариантов этой теории:

    Отождествление мотивации и воли

    Тесная взаимосвязь. Воля – механизм выбора мотивов, как процесс обслуживающий мотивационную сферу (Левин, Корнилов, Мясищев)

    Воля и мотивация не связаны (Узнадзе, Чхартишвили)

    Понимание воли как реального фактора поведения имеет свою историю. При этом во взглядах на природу этого психического явления можно выделить два аспекта: философско-этический и естественнонаучный. Они тесно переплетаются и могут рассматриваться только во взаимодействии друг с другом.

    Во времена античности и средневековья проблема воли не рассматривалась с позиций, характерных для современного ее понимания. Древние философы рассматривали целенаправленное или осознанное поведение человека только с позиции его соответствия общепринятым нормам. В античном мире прежде всего признавался идеал мудреца, поэтому античные философы полагали, что правила поведения человека должны соответствовать разумным началам природы и жизни правилам логики. Так, по Аристотелю, природа воли выражается в формировании логического заключения - источник наших сознательных действий кроется в разуме человека.

    Надо отметить, что подобные воззрения на природу воли вполне обоснованны и поэтому продолжают существовать и сейчас. Например, Ш. Н. Чхартишвили выступает против особого характера воли, считая, что понятия цель и осознание являются категориями интеллектуального поведения, и никакой необходимости вводить новые термины, по его мнению, здесь нет. Подобная точка зрения обоснована тем, что мыслительные процессы являются неотъемлемым компонентом волевых действий.

    Фактически проблема воли не существовала в качестве самостоятельной проблемы и во времена средневековья. Человек рассматривался средневековыми философами как исключительно пассивное начало, как «поле», на котором встречаются внешние силы. Более того, очень часто в средневековье воля наделялась самостоятельным существованием и даже персонифицировалась в конкретных силах, превращаясь в добрых или злых существ. Однако и в этой трактовке воля выступала как проявление некоего разума, ставящего себе определенные цели. Познание этих сил - добрых или злых, по мнению средневековых философов, открывает путь к познанию «истинных» причин поступков конкретного человека.

    Вполне вероятно, что самостоятельная проблема воли возникла одновременно с постановкой проблемы личности. Это произошло в эпоху Возрождения, когда за человеком начали признавать право на творчество и даже на ошибку. Стало господствовать мнение о том, что только отклонившись от нормы, выделившись из общей массы людей, человек мог стать личностью. При этом главной ценностью личности было принято считать свободу воли.

    В дальнейшем абсолютизация свободы воли привела к возникновению мировоззрения экзистенциализма - «философии существования». Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю и др.) рассматривает свободу как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами. Исходный пункт этой концепции - абстрактный человек, взятый вне общественных связей и отношений, вне социально-культурной среды.

    Такая трактовка воли противоречит современным представлениям о человеке.

    Абсолютизация свободной воли привела представителей экзистенциализма к ошибочной трактовке человеческой природы.

    Одна из первых естественнонаучных трактовок воли принадлежит И. П. Павлову, который рассматривал ее как «инстинкт свободы», как проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающим эту активность. По мнению И. П. Павлова, воля как «инстинкт свободы» выступает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности.

    Таким образом, воля в трактовке И. П. Павлова рефлекторна по своей природе, т. е. она проявляется в виде ответной реакции на воздействующий стимул. Поэтому не случайно данная трактовка нашла самое широкое распространение среди представителей бихевиоризма и получила поддержку в реактологии (К. Н. Корнилов) и рефлексологии (В. М. Бехтерев).

    В последние десятилетия набирает силу и находит все большее число сторонников другая концепция, согласно которой поведение человека понимается как изначально активное, а сам человек рассматривается как наделенный способностью к сознательному выбору формы поведения. Эта точка зрения удачно подкрепляется исследованиями в области физиологии, проведенными Н. А. Бернштейном и П. К. Анохиным. Согласно сформировавшейся на основе этих исследований концепции, воля понимается как сознательное регулирование человеком своего поведения. Это регулирование выражено в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия.

    Помимо указанных точек зрения существуют и другие концепции воли. Так, в рамках психоаналитической концепции на всех этапах ее эволюции от 3. Фрейда до Э. Фромма неоднократно предпринимались попытки конкретизировать представление о воле как своеобразной энергии человеческих поступков. Для представителей данного направления источником поступков людей является некая превращенная в психическую форму биологическая энергия живого организма. Сам Фрейд полагал, что это психосексуальная энергия полового влечения.

    По сути дела, различные концепции психоанализа представляют собой абсолютизацию отдельных, хотя и существенных, потребностей как источников человеческих действий.

    В действительности мотивы волевых действий складываются и возникают в результате активного взаимодействия человека с внешним миром, и в первую очередь с обществом. Свобода воли означает не отрицание всеобщих законов природы и общества, а предполагает познание их и выбор адекватного поведения.

    Для сравнительного понимания волевого действия необходимо рассмотреть динамику научных воззрений на этот процесс. Воля - и как понятие, и как реальный фактор поведения - исторична. Античность и средневековье не знакомы с волей в ее современном понимании. Вероятно, в связи с этим понятие воля возникает одновременно с понятием личность в новое время.
    Экзистенциализм. Абсолютизация свободы воли привела к возникновению мировоззрения экзистенциализма, «философии существования». Экзистенциализм (М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.П.Сартр, А.Камю и др.) рассматривает свободу, как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами. Человек в этой концепции рассматривается вне общественных связей и отношений, вне социально-
    культурной среды. Такой человек не связан с обществом никакими нравственными обязательствами и ответственностью. Любая норма выступает для него как нивелировка и подавление.
    Теория воли И.П.Павлова. Определенный интерес представляет трактовка воли И.П.Павловым, который рассматривал ее как «инстинкт (рефлекс) свободы», как проявление жизненной активности, когда она встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. Как «инстинкт свободы» воля выступает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности. Воля как инстинкт свободы проявляется на всех уровнях пси-хофизиологической целостности личности, выполняет функцию подавления одних потребностей и стимулирования других, способствует проявлениям характера, самоутверждению личности от умения постоять за себя до самопожертвования.
    Психоаналитические концепции воли. В рамках психоаналитической концепции, учеными (от З.Фрейда до Э.Фромма) неоднократно предпринимались попытки конкретизировать представление о воле как своеобразной энергии человеческих поступков. Психоанализ трактует источник поступков людей в биологической энергии живого организма. Для самого Фрейда это - бессознательное и иррациональное «либидо» - психосексуальная энергия полового влечения. Фрейд объяснял человеческое поведение «окультуренными» проявлениями этой жизнеутверждающей силы («Эрос») и ее борьбой с подсознательной тягой человека к смерти («Танатос»).
    Показательна эволюция этих представлений в концепциях учеников и последователей Фрейда. Так, К.Лоренц видит энергию воли в изначальной агрессивности человека. Если эта агрессивность не реализуется в разрешаемых и санкционируемых обществом формах активности, то становится социально опасной, поскольку может вылиться в немотивируемые преступные действия. А.Адлер, К.Г.Юнг, К.Хорни, Э.Фромм связывают проявление воли с социальными факторами. Для Юнга - это универсальные архетипы поведения и мышления, заложенные в каждой культуре, для Адлера - стремление к власти и социальному господству, а для Хорни и Фромма стремление личности к самореализации в культуре.
    По сути дела, различные концепции психоанализа есть абсолютизация отдельных, хотя и существенных потребностей как источников и первичных противоречий человеческих действий. Возражения вызывает также общая трактовка движущих сил, направленных исключительно на «самосохранение» и «поддержание целостности» человеческого индивида. Человек может поступать вопреки интересам своей биологической целостности и сохранности, о чем свидетельствуют примеры героизма людей в экстремальных ситуациях.
    В действительности мотивы волевых действий складываются и возникают в результате активного взаимодействия человека с внешним миром. Свобода воли означает не отрицание всеобщих законов природы и общества, а предполагает познание их и выбор поведения, адекватного их действию.
    Современные теории воли. Психологические исследования воли в настоящее время оказались разделенными между разными научными направлениями: в бихевиоризме изучаются соответствующие формы поведения, в психологии мотивации в центре внимания находятся внутриличностные конфликты и способы их преодоления, в психологии личности основное внимание сосредоточено на выделении и изучении соответствующих волевых характеристик личности. Исследованиями воли занимается также психология саморегуляции человеческого поведения.
    Иными словами, в новейший период истории психологии эти исследования не прекратились, а лишь утратили прежнее единство, терминологическую определенность и однозначность. Сейчас многими учеными предпринимаются усилия, направленные, на то, чтобы возродить учение о воле как целостное, придать ему интегративный характер.
    Психологические исследования воли в настоящее время соотносятся с концепциями человеческого поведения: реактивной и активной. Согласно реактивной концепции поведения все поведение человека представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы. Утверждение реактивной концепции поведения как единственно приемлемой научной доктрины произошло под влиянием исследования безусловных рефлексов и условного (неоперантного) обусловливания. Рефлекс в его традиционном понимании всегда рассматривался как реакция на какой-либо стимул. Отсюда и понимание поведения как реакции.
    Задача научного изучения поведения в рамках этой концепции сводится к тому, чтобы отыскать эти стимулы, определить их связь с реакциями. Для такой интерпретации человеческого поведения понятие воли не нужно.
    Согласно активной концепции поведения, поведение человека понимается как изначально активное, а сам он рассматривается как наделенный способностью к сознательному выбору его форм. Новейшая физиология высшей нервной деятельности, исследования таких ученых, как Н.А.Бернштей и П.К.Анохин, подкрепляют эту концепцию со стороны естествознания. Для активного понимания поведения воля и волевая регуляция поведения необходимы.
    Но реактивные концепции поведения, особенно в самой традиционной павловской физиологии высшей нервной деятельности, по-прежнему сильны.
    Исход научной борьбы между ними и теорией активного волевого поведения будет зависеть от того, насколько психологам удастся экспериментальными данными доказать реальность иных, чем стимулы, источников поведенческой активности, насколько убедительно смогут они объяснить разнообразные виды поведения, не прибегая к понятию рефлекса. Большие надежды в этой связи возлагаются на современную психологию сознания и когнитивную психологию.

    Изучение воли в историческом аспекте можно разделить на несколько этапов:

    первый этап - связан с пониманием воли как механизма осуществления действий, побуждаемых разумом человека помимо или даже вопреки его желаниям.

    второй этап изучения воли связан с возникновением волюнтаризма как идеалистического течения в философии.

    третий этап - волю стали связывать с проблемой выбора и борьбой мотивов.

    четвертый этапе - волю стали рассматривать как механизм преодоления препятствий и трудностей, встречающихся человеку на пути к достижению цели.

    В результате возникли два главных противоборствующих течения в вопросе понимания природы воли.

    Одно подменяет волю мотивами и мотивацией. В соответствии со взглядами представителей этого направления, сказать «против воли» -- значит сказать «против желания». Желание (волеизъявление) бывает разной силы. Соответственно, в этом случае, сила желания становится заменителем «силы воли». Происходит, таким образом, подмена представлений о психическом и физическом волевом напряжении представлениями о силе переживания потребности, желания. Воля выступает здесь скорее как сознательный (мотивационный) способ регуляции поведения и деятельности человека.

    Другое течение связывает волю только с преодолением трудностей и препятствий, т. е., по существу, делает понятие «воля» синонимичным понятию «сила воли». Такое отождествление этих двух понятий в обыденном сознании, вероятно, происходит следующим образом. Считается, что человек, умеющий преодолевать трудности, обладает сильной волей, и такой человек обычно называется волевым. Отсюда волевой -- это тот, кто имеет волю. Незаметно «сила воли» превратилась просто в «волю», и теперь воля понимается только как инструмент преодоления трудностей, а волевое поведение рассматривается прежде всего как поведение, направленное на достижение цели, несмотря на имеющиеся трудности. В связи с этим возникают представления о субъектах волевых и не волевых, т. е. обладающих или не обладающих волей. Воля здесь выступает как характеристика личности, характера.

    ТЕОРИИ ВОЛИ

    ВОЛЯ КАК ВОЛЮНТАРИЗМ

    Волюнтаризмом называют ошибочное признание воли, а не разума, решающим фактором психической жизни личности. В попытках объяснить механизмы поведения человека в рамках проблемы воли возникло направление, получившее в 1883 году, с легкой руки немецкого социолога Ф. Тенниса, название волюнтаризм и признающее волю особой, надприродной силой. Согласно учению волюнтаризма, волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Формирование этого, по существу, философского направления в изучении воли имеет свою предысторию. Еще Эпикур впервые поставил вопрос о спонтанном, ничем не детерминированном, свободном выборе поведения. Причиной возникновения подобного учения явился кризис представлений античной философии о том, что главной духовной способностью человека является разум, мышление. Блаженный Августин (354--430 гг.) выдвинул положение о том, что действиями души и тела управляет воля. Именно она побуждает душу к самопознанию, строит из чувственных отпечатков вещей их образы, извлекает из души заложенные в ней идеи. Первенство воли перед интеллектом подчеркивал и Иоанн Дунс Скотт («воля выше мышления»).

    Еще дальше пошли немецкие философы А. Шопенгауэр и Э. Гартман, объявившие волю космической силой, слепым и бессознательным первопринципом, от которого берут свое начало все психические проявления человека. Сознание и интеллект являются, по Шопенгауэру, вторичными проявлениями воли.

    Таким образом, в крайнем своем выражении волюнтаризм противопоставлял волевое начало объективным законам природы и общества, утверждал независимость человеческой воли от окружающей действительности.

    1. Психология - это:
    . наука о субъективных закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности животного или человека
    . наука о субъективных закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности человека
    . наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности человека
    . наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности животных и человека

    2. Согласно идеалистическому направлению в психологии при исследовании воли человека необходимо отталкиваться от следующих положений:
    . воля является безграничной духовной силой, способной преодолеть любые препятствия
    . воля зависит от материальных условий жизни
    . воля возникает и развивается по общественным, а не по биологическим законам
    . человек абсолютно свободен и его действия и поступки никем и ничем не ограничены

    3. Правильный и эффективный перенос навыков (на сходные задачи) называют:
    . интерференцией навыков
    . аллокацией навыков
    . диффузией навыков
    . индукцией навыков

    4. Какое название имеет свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях, необходимое человеку или животному для активной деятельности в нём и управления своим поведением?
    . генетика
    . психотип
    . психика
    . психология

    5. Система принципов и способов организации и построения теоретической деятельности, а также учения научного познания - это:
    . базис исследования
    . методология исследования
    . проект исследования
    . план исследования

    6. Какой раздел психологии исследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям?
    . зоопсихология
    . социальная психология
    . возрастная психология
    . педагогическая психология

    7. Ощущения, которые отражают свойства предметов и явлений внешней среды называются:
    . внешними
    . интерорецептивные
    . экстерорецептивные
    . проприоцептивные

    8. Укажите характеристики научной психологии:
    . обобщенность
    . интуитивность
    . рационализм
    . неограниченность

    9. Отметьте задачи психологии:
    . качественное изучение психологических явлений
    . анализ развития психических явлений
    . изучение определенных физиологических механизмов психологических явлений
    . содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику

    10. Упорядочите этапы процедуры исследования методом наблюдения: А) определяется цель наблюдения Б) проводится обработка и интерпретация полученной информации В) идентифицируются объект и предмет наблюдения Г) выбирается способ наблюдения и регистрации данных
    . А, Г, Б, В
    . А, Б, В, Г
    . В, А, Г, Б
    . А, В, Г, Б

    11. Что изучает патопсихология?
    . нарушения и расстройства психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения
    . аномальные индивидуально- и социально- психологические явления
    . особенности нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма
    . особенности психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияние на его психику больших физических перегрузок

    12. Взаимодействие ощущений, имеющих разную модальность, что проявляется ощущений не характерных для данного типа раздражителя, - это:
    . позитивная адаптация
    . синестезия
    . сенсибилизация
    . негативная адаптация

    13. Как называется неверный перенос навыка, который ухудшает выполнение деятельности, мешает образованию нового навыка?
    . дифференциация навыков
    . индукция навыков
    . интерференция навыков
    . диффузия навыков

    14. Как называется наука о закономерностях мыслительного поиска?
    . психодиагностика
    . эвристика
    . психоаналитика
    . психоанализ

    15. Для какого темперамента характерны высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность?
    . холерического
    . меланхолического
    . флегматического
    . сангвинического

    16. Какой раздел психологии ставит своей целью изучение проблем соотношения требований технологий и психических возможностей человека?
    . космическая психология
    . инженерная психология
    . социальная психология
    . патопсихология

    17. Какие виды тестов выделяют по содержанию?
    . личностные тесты
    . тесты интеллекта
    . тесты способностей
    . тесты-анкетирование

    18. Какой философской позиции соответсвует следующие положения: человек абсолютно свободен и его действия и поступки никем и ничем не ограничен, при этом воля является безграничной духовной силой, способной преодолеть любые препятствия?
    . индетерминизм
    . детерминизма
    . позитивизм
    . нигилизм

    19. Укажите какой вид методологии обеспечивает наиболее правильные и точные представления об общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах:
    . честная методология
    . общая методология
    . специальная методология
    . частная методология

    20. Как называется метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым?
    . тестирование
    . голосование
    . анкетирование
    . интервью

    21. Как называется такой вид исследования, при котором исследователь не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует самые разнообразные продукты его творчества?
    . тестирование
    . проективная методика
    . анкетирование
    . анализ продуктов деятельности

    22. Создание новых образов без каких-либо внешних побудителей — это:
    . мечта
    . активное воображение
    . грёзы
    . пассивное воображение

    23. Укажите особенности житейской психологии:
    . ограниченность
    . интуитивность
    . конкретность
    . неограниченностью в материалах

    24. Укажите достоинства метода эксперимента:
    . неопределенность во времени
    . возможность управления процессом исследования
    . проведение процедуры с небольшим количеством испытуемых
    . естественность поведения испытуемого

    25. Какой тип эксперимента отличается наибольшей искусственностью условий и в основном применим только при изучении элементарных психических функций?
    . формирующий эксперимент
    . лабораторный эксперимент
    . констатирующий эксперимент
    . естественный эксперимент

    26. Повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов — это:
    . сенсибилизация
    . позитивная адаптация
    . синестезия
    . негативная адаптация

    27. Ощущения, отражающие движение тела называются:
    . телесными
    . экстерорецептивными
    . интерорецептивными
    . проприоцептивными

    28. Какое научное направление исследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в судебной практике?
    . юридическая психология
    . военная психология
    . криминогенная психология
    . медицинская психология

    29. Для какого темперамена характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний?
    . сангвинического
    . меланхолического
    . холерического
    . флегматического

    30. Отметьте утверждения, соответствующие основным принципам и положениям современной отечественной психологии:
    . Психические процессы - это объективные образы реальности.
    . Важнейшие стороны психики человека социально обусловлены
    . Психика человека - высший продукт развития материи, является результатом функционирования мозга
    . Функции психики обеспечивает головной мозг, но содержание психики обеспечиваются не самим мозгом, её источником являются внешний мир

    31. Укажите основные положения теории отражения:
    . Поступающая информация подвергается специфической обработке в связи с необходимостью и потребностями
    . Психическое отражение является зеркальным, механическим, пассивным копированием мира, оно сопряжено с выбором, поиском
    . Психическое отражение является объективным, так как зависит от объективных условий
    . Личность и деятельность находятся в единстве

    32. Действия, направленные на изменение состояний или свойств предметов внешнего мира, называются:
    . субъектные действия
    . предметные действия
    . активные действия
    . пассивные действия