Академический рисунок носа давида поэтапно. Рисование носа, уха, губ. Цель задания по рисованию глаз, носа, рта

Слепка носа.

Работая , как и в предыдущем задании, вы снова решаете задачи, знакомясь с иной частью головы - носом. Ведь недостаточно просто посмотреть на носа, нужно ее старательно построить и прокладкой прочувствовать объем. носа зависит от .

Прежде чем познакомить вас с носа, остановимся на вопросах значения выполнения подобных упражнений.

В каждом новом усложненных моделей вы приобретаете определенный запас теоретических знаний и вырабатываете собственную технику работы . Однако ваш профессиональный рост возможен при условии, что в каждой работе вы проявите старание, помноженное на волю и упорство. В всегда стремитесь к законченности, но такой, которая основывается на уверенности в правильном построении рисуемого предмета. Пытайтесь исправлять в изображении то, что вам не нравится или мало соответствует натуре. Всегда помните, что каждая отдельная работа должна чему-нибудь научить.

Возможно, вы рисуете с натуры еще не так хорошо, как хотелось бы, но со временем, при упорной работе непременно достигнете успеха.

Практическое изучение головы человека на основе слепков скульптуры - натуры неподвижной и очень обобщенной - является незаменимым этапом в овладении изобразительной грамотой.

У носа человека есть своя костная система, отчасти начинающаяся с костей лицевого черепа, к которым примыкают две продолговатые носовые и образуют переносицу. Эти две кости подпираются по бокам направленными вверх отростками верхней челюсти. К передним краям носовых костей прикрепляются боковые хрящи. Нос имеет пять главных хрящей: правый и левый верхние, правый и левый нижние, один средний, находящийся между двумя сторонами носа. Крылья носа образуются двумя нижними хрящами. Все эти основные сведения нужны для понимания принципиальной носа как части головы человека, выступающей над носовой полостью. Для рисовальщика важно знать также внешние признаки носа. Верхняя часть - это корень, нижняя - кончик. Спинкой носа называют часть, образованную сходящимися по средней линии боковыми сторонами, которые внизу расширяются в связи с переходом в крылья, отделяющиеся от щек изогнутыми бороздами. Каждое крыло носа ограничивает ноздрю, разделенную с другой хрящевой носовой перегородкой.

В носа человека наблюдается большое разнообразие, вызванное изгибами дуги и всевозможными различиями в хрящей. Мышцы носа почти не скрывают костей. И хотя строение человеческого носа у всех одно, тем не менее различаются курносые, прямоносые и горбоносые люди. Леонардо да Винчи в « Книге о живописи » дал развернутую характеристику строения носа:

«Части носа, посередине между которыми находится горбинка носа, изменяются восемью способами, а именно: или они одинаково прямые, или одинаково вогнутые, или одинаково выпуклые - это во-первых; или же они не одинаково прямые, выпуклые или вогнутые - это во-вторых; или они в верхних частях прямые, а в нижних вогнутые - это в-третьих; или верхние прямые, а нижние выпуклые - это в-четвертых; или верхняя вогнутая, а нижняя прямая - это в-пятых; или верхняя вогнутая, а нижняя выпуклая - это в-шестых; или верхняя выпуклая, а нижняя прямая - это в-седьмых; или верхняя выпуклая, а нижняя вогнутая - это в-восьмых».

Внешние носа прямо зависят от особенностей строения костей и лобного участка. Например, у горбоносых людей лобная кость всего лишь несколько выступает вперед, но кости носа - очень сильно выдаются, а у курносых, наоборот, сильно вперед выдается лобный участок между бровями. В силу таких особенностей и существует закономерность расположения хрящей и мышц, которую каждый рисующий голову человека должен учесть. У носа необходимо обращать внимание на такие его мышцы, как пирамидальная, являющаяся как бы продолжением лобной, затем облегающая снаружи крылья носа мышца, и угловая, способствующая сжиманию ноздри при сокращении. Кроме того, надо знать щечные, слезные и мышцы каждого верхнего века. При слепка носа головы Давида все эти сведения, а еще лучше прочные знания всех составляющих область носа элементов принесут несомненную пользу.

Труднее всего рисовать наиболее активные части лица: глаза, нос, губы, а также ухо. Эти части, ввиду сложности устройства, требуют отдельного изучения и систематического рисования с гипсовых слепков.

В основе формы носа лежит призма. Поверхности ее следующие: две боковых, одна передняя, лежащая между переносьем и кончиком носа, и одна нижняя (основание), на которой расположены ноздри. Носы могут быть самых разнообразных форм и пропорций, но во всех случаях довольно легко увидеть призматическую основу.

В нашем интернет магазине у вас есть возможность маслом на холсте, примеры работ можно увидеть в разделе «продажа картин» , а также осуществляется услуга портрет на заказ по фотографии , живопись в различных техниках является одним из лучших подарков, которые можно сделать себе или вашим близким.

На рис. 1,а показано начало построения рисунка носа в ракурсе, т. е. в сильном перспективном сокращении. Здесь ясно видны все основные плоскости, образующие форму; из них больше всего развернута нижняя площадка, а передняя и боковые плоскости сильно сокращены.

В прямом (фасовом) положении нос строится симметрично, от срединной лицевой линии (рис. 98,6). Ширина основания сопоставляется с общей длиной носа и с расстоянием между , которое часто равно ширине нижней части носа.

На рис. 1, в показано профильное положение носа. Здесь важно правильно наметить угол наклона передней площадки, направление линии, ограничивающей нижнюю площадку, и пропорции длины носа к ширине - в области переносья и в основании.

При небольшом повороте носа в сторону ближняя боковая сторона широко развернута, дальняя или совсем не видна или сильно сокращена (рис. 1,д и 1, е).

Помня, что срединная лицевая линия проходит через середину переносицы и середину основания носа, но не через кончик его и не через переднюю площадку, мы заключаем, что всякий поворот носа в сторону сопровождается отклонением его профиля от середины лица, т. е. чем дальше кончик носа от середины, тем поворот сильнее, и наоборот. Если лицо поднято кверху, кончик носа приближается к уровню внутренних углов глаз (слезников), а переносица отходит от них вверх: при этом передняя площадка носа сокращается, а нижняя увеличивается (рис. 1,г).

Опускание лица вниз, наоборот, увеличивает расстояние от линии слезников до кончика носа: переносица при этом или приближается к уровню слезников или даже опускается ниже их. Длина передней площадки увеличивается, нижняя становится невидимой (рис. 1, е).

Таким образом положение формы носа в пространстве определяется соотношением размеров плоскостей, ограничивающих поверхность призматической его Основы, положением профильной линии по отношению к середине лица и расстоянием от переносицы и копчика носа до других частей лица.

Для всех описанных упражнений предпочтительно брать отдельные-гипсовые слепки частей лица, вырезанные вместе с прямоугольным куском гипса, как это показано на рисунках. Это помогает уяснить положение детали в пространстве; поэтому и начинать рисунок рекомендуется с выяснения поворота всего куска по отношению к точке наблюдения.

Нос имеет постоянную форму, это неподвижная часть лица.

Для того чтобы стать хорошим художником, необходимо все время тренировать руку. Наброски любых предметов или определенных фрагментов человеческих фигур должны стать своего рода зарядкой. К примеру, у вас возник вопрос, как красиво нарисовать нос человека? Смело берите карандаш и пробуйте, главное не бояться делать ошибки. Спортсмены ведь тоже тренируются почти каждый день, для того чтобы достичь успехов. Везде нужно прилагать усилия, а часто и немалые.

Если вы только осваиваете азы рисунка и пробуете себя в портретном жанре, возможно, этот урок вам поможет разобраться с тем, как нарисовать нос человека. Мы не будем углубляться в сложные анатомические подробности, а попробуем схематически облегчить себе эту задачу.

Различных техник и вариантов того, существует много. Каждый преподаватель и каждая художественная студия научит вас рисовать, используя свои наработки и подсказки. Мы же сегодня воспользуемся не очень сложной схемой и попробуем нарисовать нос человека в анфас. Если этот урок для вас будет легким, пробуйте делать наброски из других ракурсов. Измените угол поворота, добейтесь того, чтобы на ваших рисунках можно было «прочитать», чей это нос: мужской или женский.

Итак, как нарисовать нос карандашом поэтапно?

1. Напоминать о карандашах и бумаге мы здесь не будем. Приступим к рисунку. Первый шаг, как и всегда, начинается с наброска. Нарисуйте небольшой кружок - этим мы наметим кончик будущего носа.

2. Следующим этапом будет переносица. Проводим две вертикальные линии вверх. Да, не сильно похоже на нос. Но потерпите, скоро начнет вырисовываться.

3. После переносицы переходим к крыльям носа. Намечаем будущие ноздри. Вот видите, уже лучше! Даже в таком виде нос угадывается легко.

4. На этом этапе нужно немного сосредоточиться. Присмотритесь к рисунку, вы увидите, что от крыльев носа нужно провести линии к переносице. Намечаем горизонтальную линию ноздрей - это будет место будущего блика на самом кончике носа. Сами линии переносицы опускаем до линии ноздрей и слегка сгибаем в середину к основанию нашего первоначального круга. Покажется немного запутанно, но эти линии помогут вам в следующем шаге. Старайтесь прорисовывать все легонько, еле касаясь листа. Потом вам нужно будет лишние линии стереть.

5. Вот теперь можно переходить к творчеству. Начинаем обозначать тени, без которых ваш рисунок останется плоским. Старайтесь вырабатывать академический штрих под 45 градусов и кладите штрихи плотно друг к другу. Вот здесь те линии, которые мы наметили в предыдущем шаге, будут служить своего рода границами.

6. Теперь нужно стереть все мешающие вам линии, поправить тени, смягчить их при помощи пальца или кусочка мягкой ткани, легко потерев по основным линиям. Сильно не увлекайтесь, если не уверенны в том, что правильно разотрете карандаш, пропустите этот шаг. Впрочем, резинкой можно все поправить.

7. Сделайте тени чуть контрастней, наведите ноздри. Поправьте переносицу. Это последний шаг в том, как рисовать нос.

Ваш нос готов! Теперь вы сможете показать другим, как нарисовать нос.

В заключение хочется напомнить о том, что даже при рисовании отдельных частей лица или портрета целиком, старайтесь соблюдать пропорции, уделяйте внимание углу поворота головы и, соответственно, носа, не забывайте о светотени. Потренируйтесь, рисуйте себя, смотря в зеркало. Успехов вам в обучении!

Цель задания: Изучить и показать связь формы и пластики тела с конструктивными особенностями скелета. Аналогии и различия в анатомическом строении птиц (рис.19).

Учебные задачи:

1. Выполнить на одном листе компоновку 3-4 набросков чучела птицы с натуры.

3. Тональная проработка набросков.

Материалы и инструменты: формат А 2 , простой карандаш «Т», «ТМ», «М», резинка

Рисунок 19 - Наброски чучела птицы в разных ракурсах

Рисунок чучела птицы мягким материалом (рис.20-21).

Цель задания: Передать в рисунке анатомические особенности птицы, выявить форму частей её тела, научиться передавать с помощью мягких материалов фактуру перьевого покрова.

Учебные задачи:

1. Выполнить компоновку чучела птицы с натуры.

2. Выполнить конструктивное построение с передачей анатомических особенностей.

3. Тональная проработка рисунка мягким графическим материалом.

Материалы и инструменты: тонированная бумага формата А2, уголь, пастель, сепия, соус.

Рисунок 20 - Рисунок чучела птицы (уголь)

Рисунок 21 - Рисунок чучела птицы (уголь, соус, сангина, сепия)

Рисунок гипсовой (обрубовочной) модели головы

Цель задания: Применение навыков и знаний перспективного построения. Построение схемы головы человека. Развитие умения анализировать форму гипсовой обрубовки, лёгкая светотеневая моделировка формы (рис. 22).

Учебные задачи:

1. Закомпоновать рисунок обрубовки на формате

2. Построить рисунок гипсовой обрубовочной головы

3. Показать лёгкую свето-теневую моделировку формы

Материалы и инструменты: формат А2, простой карандаш «Т», «ТМ», «М»

Рисунок 22 - Рисунок гипсовой (обрубовочной) модели головы

Рисунок частей лица головы Давида(глаз, нос, ухо, губы).

Цель задания: Продолжить знакомство с основами пластической анатомии. Развитие умения анализировать форму. Развитие навыков построения рисунка, понимания конструкции сложной формы.

Учебные задачи:

1. Закомпоновать рисунок части лица на формате.

Материалы и инструменты: формат А2 , простой карандаш «Т», «ТМ», «М»

Прежде чем приступить к рисунку головы, изучите главные части лица, определяющие характерные особенности пластики головы. К ним относятся глаз, нос, губы (рот) и ухо. Чаще всего в качестве модели для таких зарисовок используют гипсовые слепки частей лица мраморной статуи «Давид» работы великого итальянского скульптора эпохи Возрождения Микеланджело, ставшие классическими натурными образцами для обучающихся рисунку. Разберем сложное строение каждой части лица.


Глаз (рис. 23-24).

Жестким основанием глаза служит глазничная впадина - глазница, находящаяся под надбровными дугами лобной кости. В глазничной впадине помещается глазное яблоко, видимая часть которого определяет форму верхнего и нижнего век. Верхнее веко более рельефно, чем нижнее; проходя над выпуклой частью зрачка, оно приподнимается, следуя за движением зрачка. Внутренний угол глаза закруглен, на дне слезничка находится так называемое «мясцо». Наружный угол глаза заострен, нижнее веко поворачивается под верхнее. Между фрагментом брови - ее головкой - и верхним веком располагается, несколько повисая над ним, «прикрывающая складка».

Наблюдая открытый глаз спереди, и, мысленно проведя линии от слезника через выпуклые точки верхнего и нижнего века к наружному углу глаза, мы получим форму вытянутого по горизонтали четырехугольника. При этом следует обратить внимание на то, что выпуклые точки верхнего и нижнего век по вертикали смещены одна по отношению к другой. Их положение зависит от направления взгляда, выраженного в гипсовом слепке границей радужной оболочки и условно показанном «блике» на зрачке. При повороте головы в профильное положение расстояние от наружного угла глаза к внутреннему сокращается и глаз вписывается в треугольную форму.

Намечая глаз, нужно внимательно проанализировать его общую форму и движение глазного яблока. Для правильной передачи перспективных сокращений глаза, рисующий должен определить, в каком положении находится натура, как располагается серединная линия глаза: фронтально, в три четверти, в профиль. Уточняя размеры полушария глаза, положение зрачка, верхнего и нижнего век, следует провести, помимо серединной оси, поперечную линию рельефа формы. Светотень поможет ярче выразить форму, если внимательно следить за тем, как, под каким углом поверхности глазного яблока и прилегающие к нему детали повернуты к источнику света.

Рисунок 23 - Этапы рисования глаза

Рисунок 24 - Рисунок частей лица Давида. Глаз

Губы, рот (рис.25-28).

При построении рта, особенно в три четверти, следует ориентироваться на серединную профильную линию, т.е. строить рот симметрично, не упуская из виду профиля. Следует также обратить внимание на то, что губы в средней своей части имеют более чёткий контур, чем по краям, где границы менее заметны.

Рисуя губы, важно в первую очередь разобраться в их пластической форму. Форму верхней губы образует «четырёхугольная мышца верхней губы», начинающаяся у корня носа также образована четырёхугольной мышцей, берущей начало у подбородка.

При всем разнообразии форм губы имеют одну общую закономерность — симметричность расположения частей (рис. 25). Эту закономерность надо учитывать и при построении изображения.

Рисунок 25 - Симметричность расположения частей лица

По отношению осевой линии (профильной) все части верхней и нижней губы располагаются симметрично, а поэтому и изображаться должны одновременно: площадка над верхней губой, бантик верхней губы, ямочки - уголки губ, расположение двух половинок нижней губы и облегающие подбородок массы под нижней губой. Пользуясь этой схемой построения изображения, подавляющее большинство впадают в крайность и рисуют эту схему жесткой линией, сильно нажимая карандашом на бумагу.

Намечать бантик губ надо очень легко, еле-еле касаясь карандашом бумаги, так как в натуре на месте этих линий располагается свет, ибо кромка губ является самой выпуклой ее частью (рис. 26, выпуклости кромки губы указаны стрелками). Понять и усвоить это на практике начинающий художник может во время рисования гипсового слепка губ Давида, где пластика формы ясно «читается».

Рисунок 26 - Выпуклости кромки губы

Рисунок 27 - Рисунок частей лица Давида. Губы

Рисунок 28 - Рисунок частей лица Давида. Губы

Нос (рис. 29-32).

При всем многообразии мужских и женских носов структура формы у всех одна. Рассмотрим ее на схеме (рис. 29). Передняя плоскость призмы носа от линии надбровных дуг до горбины образует трапециевидную фигуру переносицы (1); далее от переносицы до середины горбины носа образуется еще одна удлиненная трапеция (2); от нее до конца горбины — третья (3), но в перевернутом виде; и, наконец, последняя трапеция — миндалины (4). В зависимости от индивидуальных особенностей формы носа будет видоизменяться схема строения — курносый, горбоносый, прямой, но закономерность структуры сохраняется. Например, мы рисуем человека с мефистофельским носом (горбоносого).

Рисунок 29 - Структура формы носа

Нос желательно изображать в три четверти, немного снизу. Важно, чтобы открылась нижняя его часть, где форма крыльев и их конструкция наиболее ясны. Приступая к рисунку носа, следует внимательно изучить его пластику и анатомические особенности. Переднюю и боковые поверхности можно представить в виде усечённой пирамиды, поскольку форма носа в основании шире, а у переносицы сужается. Выявив общую форму, можно переходить к более подробному анализу, прорабатывая основные объёмы и уточняя пропорции отдельных частей.

Рисунок 30 - Конструктивное построение частей лица Давида. Нос

Рисунок 31 - Этапы рисования носа

Рисунок 32 - Рисунок частей лица Давида. Нос

Ухо (рис. 33-36).

Ухо человека, несмотря на разнообразие его форм у разных людей, всегда имеет одну и ту же структуру. У каждого человека мы можем обнаружить наружный завиток (рис. 33,1), который в верхней части уходит в середину ушной раковины (рис. 33,2), а в нижней заканчивается мягкой долькой (мочкой) (рис. 33,3). Внутреннюю часть ушной раковины охватывает противозавиток (рис. 33,4), а с наружной стороны раковины-козелок (рис. 33,5).

Рисунок 33 - Части уха

При построении изображения уха все эти части ушной раковины должны быть в поле зрения рисовальщика. В старинных пособиях правилам рисования уха уделялось серьезное внимание. В таблицах наглядно показано и закономерность строения уха, и методика построения изображения (рис. 34). 

Рисунок 34 - Строение уха. Методика построения изображения

Гипсовый слепок уха Давида является хорошим пособием для рисовальщика, на нем ясно выражена структура и пластическая характеристика формы. Поэтому изучение и рисование уха следует начать с этого слепка.

Рисунок начинаем, как всегда, с выявления общей формы, затем переходим к размещению составных частей уха и уточнению характера их формы. Если форма намечена правильно, то можно переходить к тональной моделировке.

Выполняя рисунок уха, надо особое внимание обратить на освещение, на переходы тональных отношений на отдельных участках формы. Многие, как правило, не передают движения форм в глубь ушной раковины, линейный рисунок конфигурации завитка и противозавитка приобретают доминирующее значение, а тональная задача остается нерешенной. В результате рисунок получается дробным и пестрым.

Рисунок 35 - Рисунок частей лица Давида. Ухо

Рисунок 36 - Рисунок частей лица Давида. Ухо

Рисунок гипсовой маски (рис. 37-38).

Цель задания: Изучить методические принципы выполнения рисунка лица человека, познать закономерности строения и методы изображения деталей головы.

Учебные задачи:

1. Закомпоновать рисунок гипсовой маски на формате.

2. Выполнить конструктивное построение.

3. Показать лёгкую свето-теневую моделировку.

Материалы и инструменты:

Рисунок 37 - Рисунок гипсовой маски. Диана

Рисунок 38 - Гипсовая маска Дианы. Последовательность рисования

Рисунок черепа в 3-х ракурсах (рис. 39)

Цель задания: Изучить закономерность строения формы головы человека, её конструктивно-анатомической структуры. Характер формы костей, их взаимосвязь.

Учебные задачи:

1. Закомпоновать в 3-х ракурсах рисунок черепа на формате.

2. Выполнить конструктивное построение.

3. Показать лёгкую свето-теневую моделировку.

Материалы и инструменты: формат А2 , простой карандаш «Т», «ТМ», «М», резинка

Последовательность выполнения работы. Выполните рисунки черепа в анфас, профиль и 3/4. Начинать работу надо с большой формы. Это общая масса черепа и деление формы по крестовине. Все симметричные детали обозначаются одним движением, одним штриховым полем и лишь потом, когда сложится форма в целом, проводится детализация.

Однако, детализация не должна быть слишком подробной. Штриховые поля продлевайте как можно дальше вдоль переломов формы. Это нужно для проявления пластических связей. Вы увидите, как переломы формы переходят друг в друга, одно движение перетекает в следующее, как органично большие формы дополняются малыми, которые вписываются в них с естественностью необходимости.

При работе штриховыми полями форма должна ощущаться как взаимопроникающее движение поверхностей.

Рисунок 39 - Рисунок черепа в трёх ракурсах

Рисунок античной гипсовой головы (Антиной, Диадумен, Дорифор, Сократ) (рис. 40-49).

Цель задания: Знакомство с рисунком гипсовой головы и с выявлением её характерных особенностей в построении.

Учебные задачи:

1. Грамотно закомпоновать рисунок гипсовой головы на формате.

2. Выполнить конструктивный рисунок гипсовой голов с учётом её пропорций.

3. Выявить и передать в рисунке характерные особенности головы.

Материалы и инструменты: формат А2 , простой карандаш «Т», «ТМ», «М», резинка

Последовательность выполнения работы. Весь комплекс работы над длительным рисунком головы должен следовать методическому принципу - от общего к частному и от частного снова к общему, иначе говоря, - от общего, через детальный анализ натуры, к общему образному выражению.

Первый этап - композиционное размещение изображения на листе бумаги (рис. 40).

Работа начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги. Предварительно надо осмотреть натуру со всех сторон, чтобы определить, как выгоднее (эффектнее) поместить изображение на плоскости, с какой точки зрения лучше будут выражены особенности строения формы. Выбор точки зрения, с которой объект изображения смотрится наиболее выразительно, помогает художнику успешнее решить композиционную задачу.

Второй этап - передача характера формы головы, пропорций и положения головы в пространстве (рис. 41). Прежде чем приступить к выявлению характера формы головы студент должен более внимательно ознакомиться с натурой, отметить наиболее характерные особенности строения формы. Изучение натуры начинается с непосредственного наблюдения. Художник, прежде всего, замечает общий характер формы, положение головы в пространстве, а затем уже пропорциональные отношения частей и целого.

Изображение намечается очень легко, карандашом рисуют без особого нажима, форма головы рисуется очень обобщенно и схематично. Выявляется основной характер большой формы - общий вид натуры.

Чтобы легче было уловить общий характер формы головы, можно прищурить глаза и все детали формы пропадут, а общая масса объема останется в поле зрения. Рассматривая форму головы Антиноя, мы отмечаем, что она более широкая в височной части и сужена у подбородка. Если смотреть на лицевую часть головы, то можно заметить, что она близка форме треугольника: верхняя часть головы (волосы) шире скуловой части, а скуловая часть шире подбородка.

Наметив общий вид головы, надо бегло посмотреть на характер формы каждой ее части - лоб, состоящий из пяти основных плоскостей, глазничные впадины и выступающие из них шаровидные формы глаз, а также выступающую призматическую форму носа. На рисунке уточняем направления плоскостей, определяющие форму губ, подбородка, носа, щек.

Рисунок 40 - Первый этап

Голова человека является одним из наиболее сложных объектов изображения, поэтому следует постепенная предварительная подготовка к ее рисованию.

Прежде чем приступить к рисованию гипсовой головы, следует изучить строение и особенности главных частей лица, которые определяют пластику головы человека. Таким образом, целесообразно выполнить рисунки глаза, носа, губ, уха. В качестве моделей для таких рисунков обычно используют гипсовые слепки частей лица статуи «Давид», работы Микеланджело - итальянского скульптора эпохи Возрождения.

Рассмотрим строение и особенности рисования каждой части лица в отдельности.

Глаз. Глазное яблоко помещается в глазничной впадине. При изучении строения глаза различают глазное яблоко и его добавочные органы (рис. 3.13).

Глазное яблоко имеет округлую форму и определяет формы верхнего и нижнего век.

Стенка глазного яблока состоит из трех оболочек: фиброзной, сосудистой и сетчатой. Непрозрачная часть фиброзной оболочки называется белочной оболочкой, или склерой. Спереди склера переходит в прозрачную роговую оболочку, или роговицу. То, что мы называем белком глаза - это видимая через щель век часть склеры.

Через роговую оболочку видна радужная оболочка, представляющая собой переднюю часть сосудистой оболочки. Радужная оболочка содержит пигмент, от которого зависит цвет глаз. Различают три основных тона цвета глаз: темный, переходный от темного к светлому и светлый. Каждый из них имеет четыре подгруппы, в результате чего в общей сложности получается 12 разновидностей цвета глаз: черный, темно-карий, светло-карий, желтый, буро-желто-зеленый, зеленый, серо-зеленый, голубой с буро-желтым венчиком, серый, серо-голубой, голубой, синий.

В центре радужной оболочки находится отверстие - зрачок глаза. Сужаясь и расширяясь, он регулирует количество световых лучей, поступающих внутрь глазного яблока.

Позади радужной оболочки находится хрусталик, напоминающий по форме линзу. За хрусталиком располагается стекловидное тело, заполняющее большую часть полости глазного яблока.

Световые лучи, проходя через прозрачные среды глаза, преломляются и попадают на сетчатку, куда они проецируют обратное уменьшенное изображение видимого глазом предмета. В связи с тем, что хрусталик может изменять свою форму (становиться более выпуклым или уплощаться), наш глаз может отчетливо видеть как на близком, так и на далеком расстоянии.

Рис. 13. Глаз. Вид спереди:

1 - бровь; 2 - верхнее веко; 3 - наружный угол глаза; 4, 8 - белочная оболочка; 5 - нижнее веко; 6 - зрачок; 7, 11 - ресницы; 9 - внутренний угол глаза; 10 - слезное мясцо; 12 - радужная оболочка


В глазнице находится жировая клетчатка, которая имеет значение для глубины залегания глазного яблока. Известно, что при сильном похудании увеличивается западение глазного яблока.

Веки имеют скелет в виде хряща верхнего и нижнего век. Между кожей и хрящом находится уже упомянутая выше вековая часть круговой мышцы глаза. Верхнее веко более рельефно, чем нижнее. Проходя над роговицей, верхнее веко приподнимается, следуя за движением глазного яблока.

Внутренний угол глаза закруглен, а наружный - острый. Со стороны внутреннего угла имеется расширение - «слезное озеро», в области которого находится небольшое возвышение красного цвета - «слезное мясцо». Со стороны наружного угла нижнее веко подворачивается под верхнее.

Положение щели век у разных людей неодинаково. Встречаются отклонения от ее обычного горизонтального направления, заключающиеся в том, что внутренний угол глаза располагается ниже наружного (раскосые глаза) или же, наоборот, выше наружного (рис. 14).

Между срединным фрагментом брови и верхним веком располагается несколько провисшая над ним «прикрывающая складка».

Вид глаза спереди можно вписать в форму вытянутого по горизонтали прямоугольника, а при профильном - глаз вписывается в треугольную форму. Намечая глаз, нужно внимательно проанализировать его общую форму и движение глазного яблока, проводя на рисунке ось разреза и поперечную линию формы глаза (рис. 15).

Рисование гипсового слепка глаза осуществляется в той же последовательности, что и рисунок любого предмета: от общего к частному и наоборот. Пример последовательности рисования гипсового слепка глаза дан на рис. 16.

Приступая к рисунку глаза, необходимо наметить глазничную впадину, уточнить размер полушария глазного яблока, провести ось разреза глаза (рис. 16, а). Поперечной линией к оси разреза следует наметить положение зрачка, затем наметить положение верхнего и нижнего века (рис. 16, б). При рисовании век нужно иметь в виду, что они имеют толщину, причем всегда нижнее веко по всей толщине освещено, а верхнее получается затемненным (рис. 16, в, г).

Рисунок глаза желательно сделать в трех положениях: прямом, трехчетвертном и профильном. При этом необходимо внимательно проследить формы

Рис. 14. Типы расположения щели век

Рис. 15. Положение осевых линий глаза в различных его поворотах

Рис. 16. Последовательность рисования гипсового слепка глаза век и глазного яблока, а также его посадку.

Нос. Нос имеет скелет, состоящий из костей и хрящей. Жестким основанием носа вверху служат носовые кости и край грушевидного отверстия. Нос состоит из эластичных хрящей (рис. 17), которые являются опорными образованиями его подвижной части. Надпереносье образовано трапециевидной, с широким верхним основанием, площадкой лобной кости, лежащей между надбровными дугами под углом к фронтальной поверхности лба.

Формы носов крайне разнообразны. При рассмотрении спереди можно выделить три основные формы: широкий, средний, узкий (или тонкий). При рассмотрении сбоку различают нос прямой, с горбинкой, с впадиной (курносый), неровный и др. (рис. 18). Однако, несмотря на все разнообразие форм, в основе построения носа в рисунке лежит призма, состоящая из четырех поверхностей: передней (спинка носа), лежащей между переносьем и кончиком носа, двух боковых и нижней, на которой расположены носовые отверстия (ноздри). Нижняя поверхность имеет форму трапеции (рис. 19).

При начальной разметке носа нужно помнить, что серединная лицевая

Рис. 17. Хрящи носа:

/ - носовая кость; 2 - боковой хрящ носа; 3 - хрящ перегородки носа; 4 - малый хрящ крыла носа; 5 - большой хрящ крыла носа

Рис. 18. Разные формы носов

Рис. 19. Конструктивное рисование носа:

а - плоскости, образующие форму носа; б - конкретизация формы носа

линия проходит через середину переносицы и середину основания носа. Нельзя проводить эту линию через кончик носа, так как он значительно отступает от основания. Это особенно важно учитывать при построении носа в трехчетвертном повороте. Чем сильнее поворот головы к профильному положению, тем дальше кончик носа выступает вперед.

Также большое значение в построении носа имеет правильное положение слезников (внутреннего угла глаза) и ноздрей, так как от этого во многом зависит верность пропорций носа.

Последовательность рисования гипсового слепка носа показана на рис. 20.

Губы. Губы очень подвижны. Как и глаза, они принимают активное участие в мимике лица. Сложную пластическую форму губ обусловливают круговые мышцы рта, конфигурация красной каймы, лежащей на сводах, образованных дугообразной формой челюстей и зубов (рис. 21).

Верхняя и нижняя губа, сходясь, образуют волнообразную линию рта. Верхняя губа имеет утолщение посередине - бугорок верхней губы, по направлению к которому от основания носа идет углубленная борозда, именуемая фильтром.

Нижняя губа делится на две симметричные части. Под нижней губой находится борозда, отделяющая ее от подбородка.

Яркость губ обусловлена приливом к ним крови. Губы бывают красные, розовые и бледные. Размер рта у разных людей неодинаков: большой, средний и малый. Выделяют губы средней полноты, толстые и тонкие (рис. 22). С возрастом полнота губ обычно несколько уменьшается.

Рис. 20. Последовательность рисования гипсового слепка носа

Рис. 21. Борозды в области носа, рта и подбородка:

/ - носовая; 2 - носогубная; 3 - «фильтр»; 4 - подбородочно-губная

При построении губ заметим, что ротовая щель проходит через верхнюю треть расстояния от основания носа до окончания подбородка. При прямом положении на рисунке ширину рта откладываем симметрично в обе стороны от серединной линии. При трехчетвертном повороте часть губ зрительно сокращается.

Намечая пропорции губ, следует обратить внимание на характер линии рта. Не следует сразу обрисовывать контур губ. Прежде всего, следует хорошо рассмотреть их форму и передать ее в рисунке с членением на ряд плоскостей.

Рис. 23. Этапы построения рисунка гипсового слепка губ и части носа

При рисовании губ в профиль нужно наметить величину разреза рта, его наклон, а также степень выдвинутости одной из губ. После этих построений можно лепить форму губ. На рис. 3.23 изображены этапы построения рисунка гипсового слепка губ и части носа в трехчетвертном повороте.

Рис. 22. Губы: а - тонкие; б - средней полноты; в - полные

Ухо. Ухо не только воспринимает звуковые раздражения, но и является также органом чувства, воспринимающим раздражения, связанные с перемещением тела (в особенности головы) в пространстве.

Ухо делится на наружное, среднее и внутреннее. В пластической анатомии имеет значение наружное ухо, к которому относится ушная раковина и наружный слуховой проход (рис. 24).

Рис. 24. Ушная раковина:

I - бугорок; 2 - завиток; 3 - противозавиток; 4 - полость ушной раковины; 5 - противоко-зелок; 6 - долька мочки уха; 7 - наружный слуховой проход; 8 - козелок

Ушная раковина имеет хрящевой скелет, который отсутствует только в нижней части ушной раковины, именуемой мочкой уха. Ушная раковина имеет по своему краю утолщение - завиток. К центру от завитка находится приблизительно параллельно идущий валик - противозавиток. Перед слуховым отверстием помещаются выступы - козелок и лежащий позади слухового отверстия противокозелок. В середине ушной раковины располагается углубление - ее полость.

Форма ушной раковины у разных людей неодинакова. Встречаются уши больших, средних и малых размеров. Также различной бывает степень отстояния ушной раковины от черепа. Велики индивидуальные особенности дольки ушной раковины. Иногда она хорошо выражена, а иногда может полностью отсутствовать.

Овал ушной раковины имеет условную ось, которая параллельна оси носа или ветви нижнечелюстной кости. В рисовании уха необходимо правильно наметить ось его овала. Далее устанавливают пропорции овала ушной раковины, общую форму уха и прорисовывают детали, соизмеряя и сравнивая их с общей формой.

Рис. 25. Этапы рисования уха с гипсового слепка

После завершения линейно-конструктивного построения нужно проложить светотень, лепя форму уха тоном и штрихом. Этапы ведения работы над рисунком гипсового слепка уха показаны на рис. 3.25. Следует отметить, что детали лица изображают линейно-конструктивным рисунком с легкой прокладкой светотени.