Организация театральной деятельности в начальной школе. Театральное творчество младших школьников. Творческие задания на сценической площадке

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

В ТЕАТРАЛЬНОМ КРУЖКЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ

Алилкина Галина Алексеевна

Библиотекарь ОГКОУ «Шуйская школа-интернат VIII вида»

Значение театральной деятельности для развития личности ребенка, его творческих способностей трудно переоценить. Занятия в театральных кружках оказывают большое влияние и на развитие детей с ОВЗ.

В ОГКОУ «Шуйской школе-интернате VIII вида», в котором обучаются дети с нарушением интеллекта, третий год действует кукольный театр «Петрушка». Для данной категории детей занятия в кукольном театре являются эффективной коррекционно-развивающие методикой, позволяющей повысить эмоциональный тонус, побудить к деятельности, к контакту с окружающими. Самый застенчивый ребёнок раскрывается и развивается во время игры с куклой, забывает о своих физических и психических проблемах, пробует, на что он способен, начинает верить в себя. Маленькие успехи повышают его самооценку, способствуют развитию его самосознания.

В условиях работы школы-интерната сложно создать большой спектакль. Но даже маленькая сказка, показанная на фланелеграфе, сценка, разыгранная с помощью детских игрушек, или спектакль театра петрушек очень важен для ребят. Важно, чтобы такие показы проводились систематически.

В нашей школе действуют две группы кукольного театра: младшая – дети начального звена и старшая – дети 6-7-ых классов. Первоначальная работа над постановкой осложнялась тем, что среди исполнителей, были такие, у которых кроме горячего желания участвовать в спектакле, не было особых достижений. Дети медленно и невыразительно читали, не выговаривали слова, не запоминали текст. В связи с недоразвитием мелкой моторики, были трудности заставить говорить куклу. Дети были не достаточно организованны. У них отсутствовал художественный вкус и почти все были незнакомы с элементарными правилами театрального искусства. Все это требовало усиленного внимания к работе с каждым воспитанником.

Работа в театре началась с подбора детей. Будущие артисты исполняли различные роли, читали стихи и прозу, выступали на сцене. Потом детям было предложено на выбор несколько сказок, для того чтобы ребята могли представить характер материала. Развитие интереса к постановке спектакля позволяет детям более ответственно относиться к будущим репетициям. Чтение выбранной сказки осуществлялось несколько раз. Далее происходило распределение ролей, после прочтения небольшого текста, дети сами определяли, кому какая роль лучше подходит.

На первых занятиях решались общепедагогические воспитательные задачи. Детям с нарушением интеллекта важно было объяснить необходимость много трудиться, чтобы совершенствовать свою творческую деятельность, не отвлекаться и бережно относиться к куклам и реквизиту. Воспитательная работа проводилась главным образом в процессе репетиций.

Непосредственно перед репетицией выполнялась пальчиковая зарядка, затем дети проигрывали сюжет с обычными куклами. Такая работа способствует более эффективному переходу детей от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. Яркие куклы, изготовленные зачастую детскими руками, красивый музыкальный материал спектаклей, красочные реквизиты формируют у детей внимание к проводимой работе, стимулируют процесс коррекции восприятия.

Для улучшения произношения часто на репетициях используются артикуляционная гимнастика. При выполнении различных упражнений с куклой без ширмы – поклоны, приветствия, обнимания, изображение походки героев – у детей происходит коррекция коммуникативных навыков, правил общения.

Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях кукольного кружка большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет детям, уйти от сложного процесса запоминания, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход также даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности. Каждый ребёнок имеет возможность импровизировать индивидуально, так как он умеет.

Трудным в техническом плане был процесс соединения действия кукловода со словами героев сказки. Особенно трудным были движение и жест. Так как такие дети в основном своем составе раскоординированы, приходилось много времени уделять разучиванию простейших движений. Таким детям необходимо репетировать уже в тех условиях, в которых он будет выступать, поэтому работа проходила сразу со всем необходимым реквизитом . На репетициях ширма не занавешивалась тканью, что позволяло руководителю видеть позы и движения детей, вовремя исправлять ошибки.

Так как дети быстро утомляемы, имеют низкий уровень работоспособности, первые пьесы были типа «Огородники», «Ножки не идут», «Пых», состоящие из одной сцены. Затем разучивались сказки посложнее: «Красная шапочка», «Битый небитого везет», «Маша и медведь» и другие.

Благодаря многократным репетициям, упорству можно добиться определенных результатов. Занятия в кукольном театре постепенно развивают у детей художественные способности, учат их понимать и переживать содержание литературных произведений. З анятия с куклами благоприятно отразились и на развитии коммуникативных навыков, процесса общения. Благодаря театру у детей обогатились знания об окружающем мире, развились до определенной степени психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение. Произошла и коррекция мыслительных операций, развитие анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, совершенствовалось звукопроизношение, темп, выразительность речи, развились моторные функции. Благодаря большому количеству показов спектаклей не только в школе, но и за ее пределами: в детских садах, детских домах, участию в различных конкурсах, у учащихся более эффективно проходит процесс социализации и адаптации.

Школьная театральная педагогика – междисциплинарное направление, обусловленное рядом социально-культурных и образовательных факторов. Театральная деятельность в школе многогранна, она позволяет достичь высоких предметных, метапредметных и личностных результатов, находит свое отражение в различных формах и направлениях образования.

На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей, поэтому принцип интеграции в организации внеурочной деятельности по предмету выходит на первое место в формировании универсальных учебных действий.

Цель школьного театра состоит в моделировании образовательного пространства, подлежащего освоению. Опираясь на идею различий образовательного мира на возрастных этапах становления личности, важно определить специфику школьного театра на этих ступенях, соответственно выстраивая методику театрально-педагогической работы. Школьный театр предстаёт как форма художественно-эстетической деятельности, воссоздающая жизненный мир, обживаемый ребёнком.

Разработка методики школьного театра, органично включённого в учебный процесс, сегодня становится актуальной педагогической потребностью.

Театрализованная деятельность может быть на любом уроке, в любом школьном деле. Основные функции театральной педагогики:

  • использование театральных форм и методов на уроках и на внеурочных занятиях (включая предметы естественно-научного цикла);
  • организация театральных постановок и праздников силами одного класса или параллели (по истории, литературе, языку, в том числе по иностранному, МХК);
  • организация разовых представлений праздников (приуроченных к юбилейной дате, событию);
  • организация школьного театра или детской театральной студии;
  • посещение профессиональных театров и театральных музеев для получения яркого эстетического, эмоционального опыта, приобщения к культуре и истории;
  • приглашение профессиональных актёров, специалистов театра в школу;
  • просмотр фрагментов театральных постановок, спектаклей на уроках (история, МХК, литература и др.)

Театр – искусство синтетическое. Постановка спектакля – это работа не только с актёрами. Одни ребята больше склонны к рисованию, другие – к пению, третьи – к поэзии, сохраняя при этом общую тенденцию к многообразию форм эстетического отражения действительности и самовыражения. Школьный театр даёт возможность каждому ребёнку почувствовать себя начинающим актёром, декоратором, сценаристом, музыкантом, костюмером, стилистом, режиссёром, фотографом и оператором.

Театрализованная деятельность помогает синтезировать все психологические процессы человека: восприятие, мышление, воображение, речь и проявляется в разных видах активности (речевой, двигательной, музыкальной, живописной и пр.). Театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трёх аспектах:

  • в создании драматического содержания, т. е. в интерпрета­ции, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочине­нии вариативного либо собственного сюжета;
  • в исполнении собственного замысла, т. е. в умении адек­ватно воплощать художественный образ с помощью разных средств вырази­тельности: интонации, мимики, пантомимики, движения;
  • в оформлении спектакля – в создании декораций, костюмов, музыкального со­провождения, афиш, программок.

Школьный театр рассматривается как методика введения ребёнка в мировую культуру, которая совершается по возрастным этапам и предполагает проблемно-тематическую и целевую интеграцию дисциплин естественно-научного, социогуманитарного и художественно-эстетического циклов. Работа школьного театра может рассматриваться как универсальный способ интеграции.

Основные приёмы театральной педагогики:

  • активные действенные формы подачи и усвоения материала;
  • сюрпризность в подаче материала, что способствует формированию положительной установки на восприятие материала и активизирует возможности восприятия;
  • эмоциональная значимость материала для ученика и учителя;
  • сюжетное построение урока. Движение от неизвестности к обретению знания;
  • ролевая игра;
  • целостное включение личности. Методы социоигровой и интерактивной педагогики;
  • раскрытие темы через целостный образ. Проблемы мира через призму сегодняшней темы, отдельного факта или явления современности;
  • ориентация на коллективное творчество. Для детей очень важно чувствовать себя личностями, принадлежащими к группе, участвующими в процессе созидания общественных ценностей;
  • ориентация на достижение конечного творческого результата.

Основные виды театральной деятельности, используемые при работе с учащимися:

  • театрализация и ролевая игра;
  • ритмопластика;
  • культура и техника речи;
  • сценические движения;
  • сценография;
  • хореография;
  • вокал;
  • основы театральной культуры;
  • основы актёрского мастерства;
  • создание спектакля.

Подготовительная работа по созданию театральной постановки не только может стать инструментом для развития творческих способностей или одним из профильных направлений, но и может повлиять на достижение высоких образовательных результатов каждого ребёнка.

Алгоритм работы создания театральной постановки

Выбор произведения и обсуждение его с детьми. Изучение истории этого произведения, биографии автора. Посещение театров, просмотр театральных постановок по выбранному произведению. Создание сценария. Деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев.

Репетиционный процесс требует взаимодействия педагогов различных направлений для юных актеров – это актёрское мастерство, ритмопластика, риторика, сценические движения, культура и техника речи.

Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов, их изготовление. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным и световым оформлением. Репетиция всей пьесы целиком в костюмах. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за фото и видео съёмку, за смену декораций, реквизита. Премьера спектакля. Подведение итогов работы, обсуждение спектакля.

Таким образом, театральную деятельность реализуют как в основной образовательной программе – через учебные занятия и внеурочную деятельность, так и через широкий спектр программ дополнительного образования, что позволяет обеспечить максимальное вовлечение учащихся и создание как краткосрочных, так и долгосрочных проектов.

Эффективность применения театральной педагогики в профессиональной подготовке учителя обусловлена тем, что:

– вектором интереса театра всегда были человеческие отношения, взаимодействие человека и мира. Именно их в первую очередь посредством игры исследует театр. В силу специфики своей профессии педагог постоянно находится во взаимодействии как с учениками, так и с коллегами. Кроме этого, в основе содержания его учебного предмета практически всегда лежит исследование взаимодействия, будь то взаимодействие химических элементов, законы физики, музыкальная драматургия или отношения героев литературного произведения;

– профессия учителя имеет много общего с профессиями актёра и режиссёра. Публичность – специфика педагогической и актёрской профессиональной ситуации. Как актёр, так и учитель воздействует на чувства и ум зрителей – учеников, адресуясь к чувству, памяти, мысли, воле слушателя. Заразительность, убедительность, артистизм учителя, как и актера, могут обеспечить ему успех. Как режиссёр в процессе репетиций, так и учитель на уроке должен обладать способностью яркого эмоционально-волевого воздействия на актёров или учеников. Учителю необходимо простроить логику учебного процесса так, чтобы он был воспринят и понят учениками. Режиссёр также выстраивает драматургическую логику будущего спектакля.

Задача педагога – помочь ребёнку овладеть различными методами познания естественно-научной, художественной, жизненной реальности, уметь выбрать соответствующий инструмент (настроить себя), позволяющий действовать адекватно им, менять ролевую позицию: созерцать эти реальности или действовать в них.

Дети в школьном театре попадают в особую эмоциональную зависимость от руководителя.

Риски и опасения:

  • небрежность, нетребовательность руководителя по отношению к себе и детям;
  • дурновкусие руководителя;
  • неуважение руководителя к личности ребёнка;
  • неудовлетворённое собственное тщеславие руководителя, неумение прислушаться к законам и стилям жанра, которые диктуются возможностями и интересами исполнителей.

Мастер-классы в области детской театральной педагогики с целью развития деятельностного, компетентностного подхода, средовой педагогики и педагогики искусства через обогащение театральными методами, которые можно организовать для участников школьной театральной педагогики:

Темы

Театральные игры.

Техника речи.

Сценическая речь.

Ритмодекламация.

Сценическое движение.

Пантомима.

Ситуативные этюды.

Актёрское мастерство.

Искусство сценографии.

Движение и звук.

Преображение пространства.

Звукопись.

Импровизация

Учителя школ, педагоги дополнительного образования – руководители и педагоги детских театральных коллективов, учителя-предметники, применяющие театральные методики на уроках, педагоги-организаторы, учителя литературы, истории и образовательной области «Искусство», классные руководители

Воспитанники детских театральных коллективов, учащиеся гуманитарных классов, педагогических классов.

Учащиеся начальных, средних и старших классов, интересующиеся театральным искусством, учащиеся средних и старших классов художественных школ и школ с углублённым изучением предметов эстетического цикла

Педагоги и руководители детских театральных студий, хореографы, специалисты в области пластики и движения, старшие воспитанники детских театральных студий, хореографических коллективов, студий пантомимы и пластики

Включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс школы – это действительная потребность развития современной системы образования, которая переходит от эпизодического присутствия театра в школе к системному моделированию его образовательной функции.

Начиная работу по созданию театральной педагогики, коллективу школы следует отчётливо понять возможности и место школьного театра в конкретной школе, с её собственными традициями и способами организации учебного процесса. Тогда предстоит выбрать и выстроить систему, именно в системном подходе театральная деятельность позволяет достичь высоких предметных, метапредметных и личностных результатов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

Современная школа находится в процессе модернизации: совершенствуются технологии, вводятся новые стандарты. Возвращается формула – «обучение + воспитание», причем последнее «должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. При этом, воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную и внеурочную деятельность». Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Мы считаем, что стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его, лучше всего через организацию театральной деятельности. Н.Н.Бахтин убедительно раскрыл и «обучающую», и «воспитывающую», и «облагораживающую» роль школьного театра. Этот эффект связан с тем, что театральное действие по своей психологической природе близко детской творческой игре, имеющей огромное значение для воспитания многих ценных свойств личности ребенка. Учителя на практике убеждаются в том, что психологические особенности детской игры сближают ее с природой сценического искусства. Тем самым создаются естественные предпосылки для занятий с детьми актерским мастерством. Именно младший школьник способен не только открыть для себя театр, но и стать активным участником сценической деятельности. Театральная деятельность создает условия для более успешной социализации личности. Кроме того, участие детей в творческом процессе воплощения пьесы на всех его этапах имеет большой воспитательный смысл.

Поэтому в нашей школе в течение нескольких лет в рамках внеурочной деятельности организована работа театральной студии «Семицветик». В ней могут заниматься все желающие дети с 6 лет, без предъявления специальных требований. Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и, прежде всего, теории ведущего вида деятельности А.Леонтьева, и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания присваиваются в поле проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.

Большое значение придается индивидуальной и групповой работе. Программа составлена с учетом и использованием современных инновационных приемов и методов. Используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, развивающие игры, упражнения и тренинги. Эти задания предлагаются в начале каждого занятия театральной студии с обязательным обоснованием: что именно развивают эти упражнения (память, внимание, артикуляционный аппарат, мелкую моторику и т.д.), зачем эти качества нужны в работе актера и как они могут пригодиться в жизни людей других профессий. Помимо упражнений на внимание и воображение мы занимаемся упражнениями на взаимодействие друг с другом, учимся работать коллективно, занимаемся наблюдениями за животными, предметами, людьми, учимся исполнять простейшие этюды.

Занятия театральной деятельностью помогают расширить сознание ребёнка, развивают его умение управлять своими чувствами, научить ребёнка осознанно относиться к своим чувствам, к внутреннему миру. Кроме того они дают возможность комплексно воздействовать на фундаментальные сферы психики ребёнка: ум, волю, чувства, развивают коммуникативные универсальные учебные действия. Участие в театрализованных играх и постановках обеспечивает «ситуацию успеха» для каждого ребёнка.

Ну, и конечно, особое внимание уделяется знакомству школьников с основами театральной культуры через беседы, экскурсии в театр, знакомство с творческими коллективами нашего города, и спектаклями приезжих артистов. Ничто так не производит впечатления на детей, как выступления творческих коллективов, знакомство с театром «изнутри».

И последнее, но не менее важное. В любой творческой работе максимально высвечивается, проявляется личность ребенка. Для детей участие в постановках, быть может, станет первым опытом осмысленного, оценённого, признанного творчества.

Форма театра дает педагогу возможность свободно проявить фантазию, умения, эстетические пристрастия. Опыт показывает, что в ходе подготовки и после представления взаимоотношения «учитель – ученик» обогащаются, становятся более тесными и доверительными. Авторитет учителя возрастает как в детском коллективе, так и в глазах родителей и коллег – зрителей спектакля.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М, Просвещение, 2011г.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. М, Просвещение, 2010г.
  3. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.
  4. Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.

1.2 Организация театральной деятельности в школе

Театр как явление, как мир, как тончайший инструмент художественного и общественного познания и изменения действительности, представляет, богатейшие возможности для становления личности ребенка. Иными словами, театральная деятельность - путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа, путь к себе. Жизнь театрального искусства в школе (урок театра, факультатив по театральной культуре или любительский театральный коллектив) - это всегда основание для межличностного общения учеников, возможность размышлений об искусстве и жизни. На сегодняшний день школьный театр остается востребованным современными детьми. Потому что он «развивает», «находит таланты», «учит преодолеть стеснение»,«дети в чем - то откровеннее, чем взрослые; «на детей интереснее смотреть, чем на взрослых»; «Иногда дети не понимают игры взрослых»; «В детском театре актер и зритель находятся наравне». За этими высказываниями скрывается чуткость детской души к фальши «взрослого», профессионального театра. Прочитывается в них протест против «притворных» чувств, потребность в искренних, а не суррогатных эмоциях, которые предлагает массовая культура.

Цель детского театра в первую очередь - развитие самого участника детского театра, раскрыть его способности мыслить тоньше и глубже, обогатить его духовный мир, умение слушать, и восхищаться работой, возможность обменяться впечатлениями и опытом другого актера.

Прежде всего, надо учитывать особенности театра, то есть, он должен быть по - настоящему детским, в котором играют дети, его отличия от взрослого и профессионального. Учитывать каждый возраст и способности каждого ребенка индивидуально. Кроме того, надо принять во внимание различия в целях и ценностном результате. А как зрители дети должны научиться ощутить прекрасное все ярче и острее, эстетически, уметь оценивать отраженные на сцене явления, конфликты, характеры, идеи, своеобразие их трактовки и художественного воплощения и на этой основе воспитывать у ребенка эстетического чувства, вкус, эстетическое отношение к действительности.

«Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами…» Л.Н. Толстой. Театр требует большой самоотдачи и времени. Дети творят, создают, они всё делают от души. Каждый ребенок хочет показать себя, несмотря на внешность, дефекты речи, дети без способностей к сценической игре, но их театр превращает в замечательных артистов или в зрителей, тонко чувствующих и умеющих оценивать творческую работу актера.

Конечным продуктом детского театра является само творчество детей, захватывающее своей непосредственностью и безыскусностью. Так же как детство ценно само по себе, а не как подготовка к взрослой жизни, так и творчество детей во время спектакля является ценностным результатом. Недаром детский театр будет воспринят не всяким человеком, а только таким, кому интересен и важен внутренний мир ребенка, его живое и непосредственное проживание художественного материала, кто способен чувствовать радость от этого проживания, разделенную с публикой.Пьеса для детей должна иметь художественную ценность, быть свободной от назойливой дидактики: быть театральной, увлекательной и доставлять пищу для развития фантазии ребенка.

Процесс включения детей в совместную деятельность требует предоставления разнообразных форм, развивающих умение взаимодействовать с другими, социальную компетентность, чувство ответственности за общее дело, волю к преодолению препятствий. Только в практико-ориентированных формах взаимодействия учеников между собой и с педагогом формируются навыки работы в команде, уважение к собственной и к другой личности, понимание значимости каждого в общем деле. В области развития навыков театрально-исполнительской деятельности: развитие навыков исполнительской деятельности, освоение средств выразительности театрального искусства, навыки коллективной работы при подготовке театрального спектакля (или сцен и фрагментов).

Особое место в театральных занятиях занимает работа с баснями как драматургическим и чтецким материалом. Для расширения диапазона выразительных средств можно предложить ученикам читать басню от лица каждого из действующих в ней персонаже. Этой же задаче служит работа в роли ведущего, от лица автора или героя, при этом прием чтения басни от лица персонажа обогащается серьезным пафосом спектакля. Для обучающей и творческой работы над инсценированием басен театральные педагоги используют вариативность трактовки и оформления басни в разных жанрах: трагедия, комедия, драма, мелодрама, фантастика, реализм, аллегория и.п. Так перед учениками возникают и осваиваются первоначальные понятия о жанре, а главное - решаются вопросы о герое в комедии, трагедии, драме. Формируется представление о конфликте, событии, поступке в их конкретном, исполнительском значении.

Хотим обратить внимание на особое место радиотеатра в театральном образовании. У радиотеатра имеются специфические выразительные средства, которые накладывают определенные обязательства и на драматургический материал, и на технику исполнителей, и на техническое оформление спектакля. С другой стороны, жанр радиотеатра позволяет скрыть от зрителя резкий разрыв между внешним развитием девочек и мальчиков. Учащиеся, упражняясь в записи диалогов, монологов, ремарок, осваивают особый стиль коллективной работы перед микрофоном, а также получают возможность прослушать, оценить, исправить свою работу. В работе над радио-спектаклем у исполнителя формируется стремление говорить красивым голосом и уметь слышать голосовые характеристики. В радиотеатре существуют повествовательные и описательные фрагменты, при исполнении которых школьники осваивают новую ступень художественного чтения. Навык видеть за словом картину обогащается стремлением работать с текстом так, чтобы активизировать воображение слушать.

В жизни школьного театра не малую роль играет значение музыкального театра, в педагогическое значение музыкального театра состоит в обеспечении ситуации успеха, без которого невозможна ни позитивная самооценка, ни самореализация ребенка в любой деятельности, в том числе и певческой. С одной стороны, самореализация ребенка осуществляется, как правило, в результате активной творческой деятельности, с другой стороны, высокий уровень самореализации обусловливает дальнейшее развитие творческой активности детей. Музыкальный театр позволяет практически воспроизвести человеческую деятельность как систему с ее «взаимно превращающимися единицами, или составляющими» - потребность, мотив, цель, условия и соотносимые с ними - деятельность, действия, операции. Здесь важно, что потребность, мотив, цель являются «взаимно превращающимися единицами», а все составляющие деятельности переходят друг в друга.

Другой важный аспект взаимодействия театра связан с недраматической литературой - прозой и поэзией. Через репертуар реализуется самостоятельный творческий продукт, который создают учащиеся. Театральная драматургия формирует творческую активность школьников, а все составляющие деятельности переходят друг в друга.

Изобразительное искусство в спектакле имеет не меньшее значение, чем драматургия, элементы живописи - линия, цвет, мазок, пятно, объем и др. - формируют эмоциональную композицию спектакля, так же как и элементы словесного действия - речевой звук, мелодика, ритм, интонация.

Один из видов театральной студии кукольный театр, воспитывает у детей, чувство красоты, умение воспринимать краски, ощутить прекрасное, познания окружающей действительности. Под воздействием у ребят побуждается фантазия и возникает желание самому стать героем этих сказок, «оживить» художественный образ.

В известной мере средства музыкальной выразительности используются в каждом спектакле, если даже в нем и не звучит музыка. Музыка подчеркивает идейно - эмоциональный смысл, служит созданию эмоциональной атмосферы спектакля, ее контрапунктом, способствует ритмизации сценического действия. В художественных спектаклях сама речь актера, характер его движения подчиняются музыкальным ритмам. Помимо целостной музыкально - драматургической партитуры музыка раскрывает душу спектакля роли. Она становится способом материализации невидимого поэтически преобразованного и закодированного на сцене внутреннего действия, которое открывает смысл происходящего, обнажает суть вещей. Музыка является способом связи явлений, их сопоставление, сцепление важно в строении целостного замысла.

Оформляя спектакли, школьники осваивают мастерство театрального художника, который является соавтором режиссера и создает зрительный образ произведения. Каждая постановка обогащает ученикам новыми впечатлениями и знаниями. Нужно изучит драматургию пьесы, почувствовать эпоху, понять характер литературных героев. Чувство драматургического материала диктует безошибочный выбор фактуры и пространственное решение. В процессе работы с учащимися становится, очевидно, что главное в работе театрального художника - найти изобразительный эквивалент литературному образу авторской мысли.

Исходя из выше изложенного, можно сказать, что каждый ребенок, «свободный артист от природы», развивается, прежде всего, личностно, а не профессионально в зависимости от собственных потребностей, приобретает жизненно необходимые умения. Конечным продуктом детского театра является само творчество детей, захватывающее своей непосредственностью и безыскусностью. Так же как детство ценно само по себе, а не как подготовка к взрослой жизни, так и творчество детей во время спектакля является ценностным результатом.

Влияние театральной деятельности на музыкальное развитие детей

Проблема развития художественного творчества в системе эстетического воспитания подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов...

Изучение влияния театральной деятельности на застенчивость младших школьников

В исследовании использовалась методика А.П. Ершовой «Уроки театра на уроках в начальной школе». Выбор именно этого методического инструмента обусловлен большим опытом апробации описанных в ней средств на практике...

Изучение структуры и содержания процесса организации проектной деятельности в формировании регулятивных универсальных учебных действий учащихся

В современном мире вследствие неумолимо быстрого развития технологий бесконечно расширяется информационное пространство, объем информации, необходимой в жизни увеличивается c огромной скоростью...

Использование театральных этюдов по системе Станиславского К.С. в школьном театре

Метод проектов как средство развития исследовательской деятельности младших школьников в процессе изучения окружающего мира

В настоящее время метод проектов как педагогическая технология успешно реализуется при изучении различных дисциплин...

Особенности организации театральной деятельности с детьми в СССР

Советский театр, продолжая и развивая лучшие традиции культуры дореволюционной России, вместе с тем явился новой ступенью в истории мирового сценического искусства. В Советском Союзе...

Потенциал педагогики театральной деятельности в творческом развитии школьников

Синтетический характер театрального искусства является эффективным и уникальным средством художественно-эстетического воспитания учащихся...

Потенциал педагогики театральной деятельности в творческом развитии школьников

В настоящее время театральное искусство в образовательном процессе представлено следующими направлениями : 1. Адресованное детям профессиональное искусство с присущими ему общекультурными ценностями...

Потенциал педагогики театральной деятельности в творческом развитии школьников

Потенциал педагогики театральной деятельности в творческом развитии школьников

Движущей силой прогресса XXI века стала личность, индивидуальность человека. Многовариантность сегодняшнего мира, взаимопроникновение общественных групп, наций, экономических моделей развития все дальше уходят от четких схем деления общества...

Проблемы дифференцированного обучения математике в начальной школе

Дифференцированный подход в обучении рассмотрен на примере МОУ СОШ №43 г. Тюмени. Изучался 3 "А" класс. Процесс организации учителем внутриклассной дифференциации в данном классе включает несколько этапов: 1. Проведение диагностики. 2...

Система самостоятельной деятельности учащихся филологического профиля

Элективные курсы лежит в основе реализации профильного образования в большинстве российских школ. Это, прежде всего, связанно с тем, что школа может не придерживаться ни одного профильного направления, а, организовав различные элективные курсы...

Учебная деятельность и её осуществление в рамках школы

«Театр - ничуть не безделица и вовсе

не пустая вещь... Это такая кафедра,

с которой можно много сказать миру

добра». Н.В.Гоголь

Как сделать жизнь школьников увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей? Как помочь раскрыться каждому ученику, проявить себя в общении, а затем и в творчестве?

Таким средством является школьный театр.

Деятельность театрального кружка в школе располагает большими возможностями в осуществлении социально-культурного воспитания учащихся (формировании эстетических суждений, художественного вкуса, нравственных ценностей личности, основных коммуникативных навыков, способов работы с партнером и в коллективе, самоактуализации и самовоспитания, трудолюбия, самоорганизованности и ответственности и др.), обеспечивая формирование разных типов общения, овладение спецификой театральной деятельности.

Большая роль в формировании художественных способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Тренинг способствует развитию пластических качеств психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель. Ребенок максимально приближается к своему неповторимому Я, к условиям подлинного выражения себя как творческой индивидуальности.

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в театральном кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, работать над характерами персонажа, приобретают навыки критически оценивать отдельных сказочных героев и анализировать сказку как художественное произведение в целом.

Приложение:

1)Игры по актёрскому мастерству

Инсценировка пословиц . Группам (по 3 - 5 человек) заранее дается задание инсценировать пословицу. Возможные пословицы: «Учи дитя, пока поперек лавки лежит, трудно будет, когда побежит», «Семь раз отмерь, один отрежь», «У семи нянек дитя без глазу», «Много знай, да мало бай! Много баить не подобает», «Каков строитель, такова и обитель» и др.

Десять масок . Каждую маску обязательно обсудите с группой. Обсудите в подробностях: как актер должен смотреть? Должен ли он моргать глазами? Должен ли он опускать глаза? Открывать ли рот? Поднимать ли брови? И т.д.
1. Страх
2. Злость
3. Любовь (влюбленность)
4. Радость
5. Смирение
6. Раскаяние, угрызение совести
7. Плач
8. Стеснение, смущение
9. Раздумье, размышление
10. Презрение
11. Равнодушие
12. Боль
13. Сонливость
14. Прошение (вы кого-то о чем-то просите)
Чтобы лучше получалось изображать, к примеру, презрение, говорите про себя соответствующие слова (ты посмотри, на кого ты похож? да я тебя терпеть не могу, ты посмотри, что ты на себя одел? И не стыдно тебе, что от тебя так воняет? И т.п.). Может, это не совсем этично, зато помогает.

Гладим животное. Все учащиеся получают задания на листочках. Нужно изобразить, что они гладят животное или берут его на руки. Здесь должны главным образом работать руки, ладони. Предлагается «погладить» следующих животных:
· Хомячка (изобразите, как он выскальзывает у вас из рук, бегает по плечу и т.д.)
· Кошку
· Змею (она опутывается вокруг вашей шеи)
· Слона
· Жирафа
Задача всей группы – угадать животное.

1. “Маляр”. Представьте, что красите раму окна, сопровождая движение руки (движения по вертикали) словами “и вверх, и вниз, и вверх, и вниз, и вверх, и вниз…” Кисть руки должна быть свободна, движения легкие, мягкие. Сначала маленькие мазки только кистью руки. За нею идут слова – такие же короткие. Движения становятся увереннее, шире (от локтя) и слова крупнее, а голос поднимается все выше, вместе с движением руки. Следующий взмах – от плеча, голос поднимается еще выше и опускается еще ниже.

2. “Этажи” (развитие диапазона голоса). Представьте, что шагаете по лестнице. Считайте этажи, повышая голос (от 1 до 10): и третий этаж и т. д. и второй этаж и первый этаж Затем спускайтесь, опуская голос (от 10 этажа до подвала). 3. “Зов” (развитие полетности голоса). Представьте себе, что идут уроки. Вы стоите в коридоре и, не желая мешать учителям, должны позвать ученика, стоящего у окна на другом конце помещения. Допустим, его зовут Сережа. А теперь начался перерыв, Вы не боитесь, что помешаете, и зовете громче.

3)Артикуляционные упражнения
Упражнение «Лягушечка» - «Хоботок» Артикуляционная гимнастика - упражнение Лягушечка-ХоботокРастянуть губы в улыбке и показать, какой широкий рот у лягушки. Затем вытянуть губы вперед, трубочкой – получится хоботок, как у слоненка.

Упражнение «Лопаточка» - «Иголочка» Артикуляционная гимнастика - упражнение Лопаточка-ИголочкаОткрыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Затем сделать язык узким, показать острую иголочку.

Упражнение «Качели» Артикуляционная гимнастика - упражнение КачелиОткрыть рот и острым кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку. Так качаются качели. Упражнение «Часики» Артикуляционная гимнастика - упражнение ЧасикиПриоткрыть рот, губы растянуть в улыбке и кончиком узкого языка попеременно тянуться в разные уголки рта, изображая маятник часов.