Тенор - это какой голос? Под тесситурой (от слова tissu — ткань) понимается средняя звуковысотная нагрузка на голос, имеющаяся в данном произведении Лирический тенор певцы

Лирический тенор, понятие довольно растяжимое. Обладатели этого типа голоса, могут звучать как легко, так и довольно крепко, иногда их даже можно спутать с драматическими тенорами, столь "объемно" и мощно они звучат. Особенность лирического тенора, в его мягкости звукоизвлечения, возможности достижения совсем тихого звучания, большой подвижности голоса, обычно легкости тембра, но при этом в отличие от легкого тенора эти голоса звучат уже вполне мужественно, крепко, иногда даже с некими баритональными нотками в тембре. Наверху у них обычно бывает До - До Диез, а иногда Ре второй октавы.
Некоторые лирические тенора, обладая прекрасной техникой, иногда позволяют себе петь и более тяжелый репертуар, расчитанный на другой тип голосов.

Беньямино Джильи. Мягкий лирический тенор (первой половины двадцатого века), обладал светлым тембром, часто пел пиано, так что казалось, он поет не голосом а скорее фальцетом, но при желании он мог и показать, что у него далеко не легонький голос и так сказать "выдать" звука.
Плачь Федерико "Арлезианка" Франческо Чилея.
Эту арию, Джильи большей частью поет пиано, но в кульминационные моменты он позволяет себе дать побольше звука. Именно такие партии, больше расчитанные на широту голоса, кантилену, мягкость звучания, больше всего подходят лирическим тенорам.

Смейся Паяц "Паяцы" Леонкавалло.
В этой арии, Джильи поет на пределе своего голоса, и вполне вероятно, на пределе своих эмоциональных возможностей. Беньямино был очень добрым и эмоциональным человеком, в одном из своих интервью он рассказывал, что когда он дебютировал в партии Канио, то на арии "Смейся паяц" ему стало настолько жаль своего героя, что он в слезах ушел со сцены, и смог продолжать представление только через некоторое время.


Юсси Бьерлинг, знаменитый шведский певец, лирический тенор, обладая большим диапазоном и звучностью голоса, при необходимости мог соперничать почти с любым драматическим тенором, но лирическая природа его голоса позволяла ему также петь очень мягко и легко.
Иногда Бьерлинга относят к лирико-драматическим тенорам, но я считаю подобную классификацию ошибочной, просто у него был широкий динамический диапазон, он мог расширать и сужать тембр голоса, но по природе он все таки был лирическим.

Плачь Федерико. В отличие от Джильи Бьерлинг поет большим звуком, и не делает такого "фальцетного" звучания, все равно, он поет лирически, позволяя звуку плавно течь лишь иногда превращая его в бурный поток.

Смейся Паяц. В данной арии от лирического звучания у Бьерлинга не остается почти ничего, вся мощь его голоса, весь тембральный объем задействован, порой может даже показаться, что поет не тенор а легкий баритон.

Лучиано Паваротти. Лучиано обладал, наверное, наиболее идеальной техникой, в его репертуаре были партии от самых легких, обычно исполняемых легкими тенорами, вроде оперы "Дочь Полка", до тяжелой, требующей мощного звучания партии Отелло из одноименной оперы Верди.

Плачь Федерико. Манера Лучиано тут чем-то похожа на Джильи, тоже много легкого звучания, правда без фальцетных призвуков, он нигде не давит на звук, поет легко, мягко, звук льется совершенно свободно.

Смейся Паяц. В отличие от Бьерлинга, Паваротти постарался сохранить в этой партии лирическое звучание, хотя и ощутимо добавил силы в голос.

Дуэт Яго и Отелло "Отелло" Джузеппе Верди.
Вот тут, Лучиано уже постарался максимально показать свой голос, заключенную в нем энергетику. Впрочем, даже тут он не стал пытаться показать, что он драматический тенор.

Драматический тенор, наиболее крепкий из высоких мужских голосов, тембр этого голоса зачастую бывает жестким, стальным, звучание обычно "лазерное" прямое. Обычно это самые мощные по звучанию голоса. Также стоит добавить, что настоящий драматический тенор, зверь довольно редкий, а уж такие тенора, что их голоса напоминают стенобитные тараны, вообще рождаются раз в столетие.

Марио Дель Монако (1915-1982), по многим свидетельствам, обладал наиболее сильным, темным по тебру голосом, близкому уже к баритону, по глубине звучания. Монако не пел почти лирических партий, кроме Рудольфа из "Богемы" Пуччини и Альфредо из "Травиаты" Верди. Коронной его партией была роль Отелло в одноименной опере Верди. В этой партии голос Монако звучал максимально свободно, со всей свойственной ему мощью.

Dio mi potevi "Otello" Verdi
Тут Монако позволяет себе показать весь динамический диапзон своего голоса, от сравнительно легкого и тихого звучания, до громового форте в конце. Стоит обратить внимание на четкость переходов между нотами, на объем голоса, на его "прямоту" в хорошем смысле этого слова.


Di quella Pira "Trovatore" (Трубадур) Верди.
Знаменитая "Стретта Манрико" в которой Марио совершенно свободно заходит в верхнее До, столь же свободно он пропевает все, довольно неудобные короткие ноты в этой арии, все звучит выверено и четко, но с ощущением, того, что певец идет на пределе возможностей, что было вовсе не так. Таких певцов как Марио Дель Монако также называли tenore di forza.

Che gelida manina "Богема" Пуччини. В это арии Монако очень старается звучать лирические, что у него почти получается. Но в кульминации, на верхнем До, природа его голоса берет свое.

Франко Корелли (1921-2003): Был возможно единственным, кто мог поспорить с Монако в плане мощи звучания. Голос его был был более светлым, мягким, при необходимости Корелли мог заставить его звучать почти лирически. Кроме великолепных вокальных данных, Франко был обладателем глубочайщей музыкальной, и не только музыкальной, культуры. Корелли стал легендой при жизни. Что интересно, несмотря на громовой голос Франко не пел Отелло (тут причиной, как он сам признавался было то, что эта партия казалась ему излишне нервной, тяжелой психологически), а одной из любимых партий у Корелли был Рудольф из "Богемы", получавшийся у него намного лучше чем у Монако, да и у многих лирико-драматических и лирических теноров. Также одной из удивительных вокальных способностей Корелли было плавное деминуэндо (постепенное уменьшение громкости звука) на высоких нотах, от громового форте до легкого пиано.

Ah, si ben mio. Di quella pira! "Трубадур"
Несмотря на то, что Монако прекрасно исполнял эту партию, по моему мнению Корелли поет её сильнее, эмоциональнее, тоньше.

Che gelida manina "Богема".
Партия Рудольфа, как уже упоминалось выше, была одной из любимейших у Корелли.
Несмотря на мощь и объем голоса, он поет все максимально лирически, хотя природу никуда не деть, большой голос это большой голос.

Celeste Aida "Aida" Verdi.
Упомянув Корелли нельзя не коснуться его великолепных деминуэндо. В конце романса Радамеса "Милая Аида" Корелли на верхнем Си делает плавное деминуендо, от форте до еле слышимого пиано, при этом голос не уходит на пиано в фальцет.

Аурелиано Пертиле (1885-1952): Обладая большим, звучным, драматическим голосом, Аурелиано Пертиле пел почти весь репертуар тенора, от Отелло до Артуро из "Пуритан" (правда последнюю партию он был вынужден петь на тон ниже, чем написано у композитора).
Тембр Пертиле специфичен, современники называли его квакающим тенором, за резкий, иногда даже будто бы неприятный голос. Но прекрасная техника, музыкальность, буквально математическая выверенность в исполнении, заставляют забыть о каких-то неприятных тембральных оттенках. Обычно после прослушивания нескольких вещей, создается впечатление, что у Аурелиано был голос с благороднейшим звучанием тембра.

Dio mi potevi "Otello" Verdi.
В этом произведении, в соответствии с традициями Пертиле поет мощно, но иногда уходит в легкое звучание, в лирических местах.

Di quella pira "Trovatore"
Тут очень хорошо слышен тембр Пертиле, а также слышна его четкость, продуманность каждой фразы, впечатляют свободные и мощные верхние ноты, насыщенные тембром.

Mein Lieber Schwan "Лоэнгрин" Рихард Вагнер.
В партии Лоэнгрина, Пертиле поет очень мягко, лирически, на пиано, но иногда выходит и на форте, кажущееся еще более мощным, из-за предшествующего ему пиано.

Тенор - высокий певческий мужской голос.

Разделение теноров на:

— тенор-альтино

— лирический тенор

— лирико-драматический тенор

— драматический тенор

Самый высокий тенор – тенор-альтино .

Это редкий голос. В хор тенор-альтино берут для расширения диапазона теноровой партии. Тенор-альтино придает звонкость, силу звучания теноровой партии. Обладает светлым тембром. При большой динамике звучит несколько резковато. Нижний регистр развит слабо.

Лирический тенор . Диапазон лирического тенора: до малой – до второй октавы. У лирического тенора легкий, теплый, задушевный тембр. Голос мягкий, серебристый, подвижный.

Прекрасно исполняют виртуозные, технически развитые партии. Для звучания лирических теноров характерна широкая напевность и мелодичность. Пример партии лирического тенора – партия Ленского из оперы «Евгений Онегин» Чайковского.

Тенор лирико-драматический и драматический

Для драматического тенора характерна большая сила звучания в высоком регистре, яркость тембра и насыщенность — в нижнем регистре. Пример партии драматического тенора — партия Хозе из оперы «Кармен» композитора Бизе, партия Отелло из оперы композитора Верди «Отелло», партия Германа из «Пиковой дамы» Чайковского.

Послушаем выступление теноров - победителей конкурса «Романсиада» (Москва): Сергей Петрищев, Евгений Южин, Умир Исраилов. Звучит романс композитора Р.Фальво "Скажите, девушки".

В оперных партиях встречаются характерные тенора. Это роли второго плана. Например, Шуйский из оперы Мусоргского «Борис Годунов», Лекарь из оперы Римского-Корсакова «Царская невеста».

И лирические, и лирико-драматические тенора могут быть характерными.

В своих партиях характерный тенор не выходит за пределы рабочего диапазона. В основном, это средний регистр, и используется он для передачи каких-либо характерных интонаций - интонаций смеха, лести, шепота или вздохов. Голоса характерных теноров окрашены специфическим тембром.

Направление партий, исполняемых этими тенорами — комедийное, бытовое.

Теноровые оперные партии:

Композитор Бизе - партия Хозе из оперы «Кармен»

Бородин: Владимир («Князь Игорь»)

Верди: Герцог («Риголетто»), Альфред («Травиата»),

Оперы Глинки: «Жизнь за царя» — Собинин, «Руслан и Людмила» — Боян, Финн

Оперы Даргомыжского: «Русалка» — Князь, «Каменный гость» — Дон Жуан

Оперы Мусоргского: «Борис Годунов» — партии Шуйского, Юродивого

Оперы Римского-Корсакова: «Снегурочка» — партия Берендея, «Ночь перед Рождеством» — партия Вакулы

Оперы Чайковского: «Евгений Онегин» — партия Ленского, «Черевички» — партия Вакулы, «Пиковая дама» — партия Германа.

Известные певцы – тенора:

Анджапаридзе, Зураб (1928 – 1997), Грузия

Атлантов, Владимир (р. 1939), Россия

Виноградов, Георгий (1908-1980), СССР

Козловский, Иван (1900-1993), СССР

Лемешев, Сергей (1902-1977), СССР

Нэлепп, Георгий (1904―1957), СССР

Ободзинский, Валерий (1942―1997), Россия

Осипов, Вячеслав (1938―2009), Россия

Паваротти, Лучано (1935-2007), Италия

Собинов, Леонид (1872-1934), Россия

Соловьяненко, Анатолий (1932-1999), Украина

Градский, Александр (р. 1949), Россия

— самый высокий мужской голос; по звучанию его можно сравнить с тембром виолончели, удвоенной кларнетом, и, может быть, фаготом, по мере усиления драматических нот оттенков голоса.
Объем голоса от до малой октавы (иногда си большой октавы) до до2; у тенора-альтино до до-диез2—ре2. Судя по арии с хором Собииина «Что нам метель» из-«Ивана Сусанина» (IV д.), в которой встречается и ре-бемоль2, очевидно, раньше драматические тенора имели эти ноты в своем объёме, «Рабочей серединой» можно считать отрезок от ми—фа малой октавы до фа-диез— соль первой октавы.
Нижний отрезок тенора-альтино и лирического тенора также звучит слабо и невыразительно, как и у колоратурного и лирико-колоратурного сопрано; в пиано, при легком сопровождении, звучит удовлетворительно. Более высокие ноты звучат все светлее, ярче и безмятежнее, становясь похожими на альт (отсюда — альтино), сохраняя, однако, легкость, приятность и нежность и приобретая некоторую мужественность. Этим двум голосам свойственна большая подвижность. Хотя они довольно легко справляются с колоратурной техникой, но не в такой степени, как соответствующие им женские голоса,
Лирический тенор нередко называют тенором «ди грация» и это добавление дает ясное представление об этом голосе.

Драматический тенор или, как его раньше называли, тенор «ди форца» (тенор силы), или героический, также свидетельствует об определенных свойствах, а главным образом о все увеличивающейся силе голоса, его мощи, мужественности, решительности. Чтобы представить себе его тембр, к прежнему «сплаву» из виолончели, фагота, нужно добавить валторну, а, может быть, и трубу.
Это драматически-героическое звучание усиливается по направлению к верху; вместе с тем па верхнем отрезке чувствуется и некоторая напряженность.
Лирико-драматический тенор — промежуточный между лирическим и драматическим, но в зависимости от субъективных исполнительских данных, приближающийся то к первому, то ко второму. Мы уже говорили выше о том, что драматические голоса встречаются все реже и реже и что их репертуар ведут лирико-драматические голоса. Это явление наблюдается и среди теноров. Лирико-драматический тенор имеет те же, в общем, свойства, что и лирико-драматическое сопрано.
Упомянем еще о характерном теноре, неизменном участнике всех спектаклей, исполняющем роли второго плана. Однако, среди них есть и очень заметные. Характерный тенор может быть и лирическим, и драматическим, но, главное, он за пределы «рабочей середины» не выходит. Он должен работать па таком небольшом, сравнительно, среднем отрезке, чтобы любой динамический оттенок, любое характерное звучание, например, чрезмерная угодливость, или наоборот, угрожающий шепот, а, может быть, крик — все это было легко исполнимо. Такова, например, драматическая роль Шуиского («Борис Годунов»), комическая Винокура («Майская ночь»).
Свойства характерных голосов, а таковыми могут быть и женские, и мужские, выявляются в процессе исполнительской практики, реже в начале, чаще тогда, когда певец уже владеет мастерством исполнения, но его вокальные возможности подвергаются возрастным изменениям. В театральной практике нет еще терминов «характерное сопрано, меццо-сопрано или баритон», хотя партии такие есть, например, Домна Сабурова («Царская невеста») или Свояченица («Майская ночь»).однако характерный тенор и характерный бас уже cyществуют.
Специфической особенностью мужских голосов является так называемый фальцетный звук, очень похожий своим тембром на женский голос. До открытия, которое сделал Дюпре, этим звуком пользовались все тенора, беря звуки выше ля-бемоль второй октавы. Для нотации этого способа употребляется, надписываемое над соответствующими нотами слово «фальцет», (что означает фистула, под этим названием этот звук и известен в народе). Звук этот можно почти всегда услышать при исполнении, например, арии «О, дай мне забвенье, родная» («Дубровский») и каватины «Медленно день угасал» («Князь Игорь»). В обоих случаях тенор последний слог в слове «приди» (которым оканчивается и ария Дубровского и каватина Владимира Игоревича) берет фальцетом.
Существует и еще прием пения, присущий всем мужским голосам, это пение «меццо-воче», т. е. вполголоса. Его можно сравнить с засурдиненным звучанием струнных или медных (отчетливо слышится форте, но оно звучит как бы в отдалении, приглушенно). Женским голосам это почти не свойственно.

Для легких теноров, а иногда и для лирико-драматического, также создаются произведения в виде вокализов, т. е. без слов.
Образы, воплощаемые тенором очень разнообразны: от молодых героев до почтенных старых людей. Причем характерно то, что партии самых высоких мужских голосов — теноров-альтиио и теноров — нередко предназначаются старикам (например, певец Баян, царь Берендей, Звездочет, Юродивый, и т.д.), но чаще всего — это молодые любовники.
Репертуар лирико-драматических и драматических теноров почти одинаков (из-за редкого появления драматических голосов, о чем мы уже говорили в разделе о драматическом сопрано).
Говоря о все уменьшающемся притоке сильных, мощных драматических голосов — чаще всего в категориях сопрано, тенора, баса — мы не связываем это обстоятельство с вокальной школой, хотя отдельные просчеты в этой области и возможны. Причиной этого являются, вероятно, какие-то физиологические изменения в человеческом организме, зависящие от изменений окружающих его условий. Возможно, что имеет место и другая причина, о которой не раз говорилось и писалось, а именно: в школах не только общеобразовательных, но даже музыкальных, до сих пор нет правильного музыкального воспитания, а, следовательно, нет учета, нет отбора голосов, нет и их «выращивания».
Делаем это отступление, как оговорку, чтобы, прослушивая соответствующие произведения, студенты учитывали, что партию драматического тенора поет, возможно, и лирико-драматический тенор.
Тенор-альтино, лирический легкий и крепкий тенор рекомендуем прослушать в следующих партиях:

Альмавива, каватина «Скоро восток золотою» (I д.)—Россини, «Севильский цирюльник».
Леопольд, партия — Галеви, «Жидовка».
Герцог, баллада «Та иль эта» (I д.); песенка «Сердце красавицы» (IV д.)—Верди, «Риголетто».
Надир, романс «В сияньи ночи лунной» (I д.) — Бизе, «Искатели жемчуга».
Фауст, каватина «Привет тебе, приют невинный» (ПГ д.) — Гуно, «Фауст».
Ромео, каватина «Солнце, взойди скорей» (I д., 2 к.) — Гуно, «Ромео и Джульетта».
Вертер, ария «О, не буди меня» — Массне, «Вертер».
Арлекин, серенада «О Коломбина» (2 к.)—Леонкавалло, «Паяцы».
Лоэнгрин, рассказ «В краю чужом, в далеком горнем царстве» (Ш д., 2 к.)—Вагнер, «Лоэнгрин».
Рудольф, ариозо «Совсем замерзла ручка» (I д.)—Пуччини, «Богема».
Баян, песня «Есть пустынный край» (I д.) — Глинка, «Руслан и Людмила».
Юродивый, песня-присказка «Месяц едет, котенок плачет»; плач «Лейтесь, лейтесь, слезы горькие» (IV д., 3 к.) — Мусоргский, «Борис Годунов».
Грицько, думка «Зачем ты, сердце, рыдаешь и стонешь» (I д.) — Мусоргский, «Сорочинская ярмарка».
Звездочет, обращение к царю Додону «Славен будь, великий царь» (I д.)—Римский-Корсаков, «Сказка о золотом петушке».
Берендей, каватина «Полна, полна чудес» (II д,)—Римский-Корсаков, «Снегурочка».
Индийский гость, песня «Не счесть алмазов» (4 к.) — Римский-Корсаков, «Садко».
Левко, песня «Солнышко низко» (I д.); ариозо и песня «Спи, моя красавица» (III д.) — Римский-Корсаков, «Майская ночь».
Владимир Игоревич, каватина «Медленно день угасал» (II д.) — Бородин, «Князь Игорь».
Синодал, ариозо «Обернувшись соколом» (I д., 3" к.) — Рубинштейн, «Демон».
Владимир, романс «О, дай мне забвенье, родная» (I д., 2 к.) — Направник, «Дубровский».
Ленский, ария «Куда, куда вы удалились» (II д., 4 к.) — Чайковский, «Евгений Онегин».
Молодой цыган, песня «Взгляни, под отдаленным сводом» — Рахманинов, «Алеко».
Алеша Попович, 2-я песенка «Расцветали в поле цветики» (I д,) — Гречанинов, «Добрыня Никитич»,
Салават Юлаев, партия — Коваль, «Емельяи Пугачев».
Задрипанный мужичонка, песня «У меня была кума» (финал 6-й к.)—Шостакович, «Катерина Измайлова».
Купчик, романс «Сам не знаю, почему» (IV д.) — Хренников, «Мать».
В симфонической литературе имеется и интересный образец партии первого тенора соло (теиор-альтино) — Третья симфония (I и IV части) Книппера.
В приведенном списке только в партии Звездочета автором указано, что она исполняется тенором-альтино. Однако и партия Задрипанного мужичонки впервые исполнялась тенором-альтино (все ее построение и характер подтверждают правильность этого). И, конечно, только тенор-альтиио может исполнить партию первого тенора соло в Третьей симфонии Книппера. Остальные партии — и Берендея, и графа Альмавивы, и Юродивого, и Салавата, и Индийского гостя, и Баяна, и Арлекина и ряд других также могут быть хорошо исполнены тенором-альтино.

В каватине Альмавивы можно блеснуть и вставным до и колоратурой вставных каденций.
Лирико-драматический и драматический тенор рекомендуем прослушать в следующих партиях:

Рауль, романс «Вся прелесть в ней» (I д.), дуэт Валентины н Рауля (IV д.)—Мейербер, «Гугеноты».
Васко да Гама, ария «О, чудный край» (IV д.)—Мейербер, «Африканка».
Манрико, песня «Вечно один с тоскою» (I д., 2 к.); ария «Когда пред алтарем» (III д., 2 к.); кабаллетта «Нет не удастся дерзким злодеям» (И1 д., 2 к.) — Верди, «Трубадур».
Радамес, романс «Милая Аида» (I д.)—Верди, «Аида».
Отелло, ариозо «С вами прощаюсь навсегда, воспоминанья» (II д.); монолог «Боже, ты мог дать мне позор» (III д.); монолог «Я не страшен, хоть и вооруженный» (IV д.)—Верди, «Отелло».
Самсон, партия — Сен-Санс, «Самсон и Далила».
Хозе, ария «Видишь, как свято сохраняю цветок» (II д.) —Визе, «Кармен».
Еник, ариозо «Как можно верить» (И д.) — Сметана, «Проданная невеста».
Йонтек, думка «Меж горами ветер воет» (IV д.) — Монюшко, «Галька».
Зигмунд, весенняя песня «Мрак зимы теперь побежден» (I д.) -— Вагнер, «Валькирия».
Зигфрид, героическая песня плавки «Ыотуиг! Нотунг! Меч боевой» и песня ковки меча (I д.)—Вагнер, «Зигфрид»,
Вальтер, песня «Сад озарен» (III д., 1 к.)—Вагнер, Нюрнбергские мейстерзингеры».
Джонсон, ариозо «Пусть она верит, будто я на воле» (III д.) — Пуччини, «Девушка с Запада».
Калаф, ариозо «Не плачь, моя Лю» (Г д.); ариозо «Спать не смейте» (III д.)—Пуччини, «Турандот».
Собииин, партия — Глинка, «Иван Сусанин».
Садко, речитатив и ария «Кабы была у меня золота казна» (I к.); «Высота, высота, поднебесная» (4 к.) — Римский-Корсаков, «Садко».
Вакула, песня-жалоба «Где ты, сила моя?» (I д., 2 к.) — Римский-Корсаков, «Ночь перед Рождеством».
Герман, ариозо «Я имени ее не знаю»; клятва «Получишь смертельный удар. Гром, молния.» (финал I д.); ария, «Что наша жизнь?» (7 к.)—Чайковский, «Пиковая дама».
Вакула, ария «О, что мне- мать, что мне отец» (2 к.); ария-песня «Слышит ли, девица, сердце твое» (II д., 1 к.) — Чайковский, «Черевички».
Нерон, строфы «О, печаль и тоска» — Рубинштейн, «Нерон».
Кер-Оглы, песня «Пусть грохочет гром», ариозо «Все нам братья», ария «Тебе предан я» (НГ д.) Гаджибеков; «Кер-Оглы».
Ленька, колыбельная (финал 4 к.); песня «Из-за леса светится» (6 к.)—Хренников, «В бурю».
Пьер Безухов, ариозо «Если б самым красивым», финал (б к.) — Прокофьев, «Война и мир».
Матюшенко, песня «Ой, ты, ветер» (II д.); речитатив и ариозо «А если я не так веду людей?» (III д.); монолог «Так что ж, по-темкинцы, назад?» (IV д.)—Чишко, «Броненосец „Потемкин"».
Богун, речитатив и ария «О край родной» (III д.) —Данькевич, «Богдан Хмельницкий».
Назар, ария «Туман, туман долиною» — Данькевич, «Назар Стодоля».
Джалиль, ария «Прощай, Казань»; «Разве таким я знал тебя» (финал)—Жиганов, «Муса Джалиль».
Все произведения, указанные в списке исполняются и лирико-драматическим, и драматическим тенором. Более того, партии из предыдущего списка такие, как Рудольф («Богема»), Дубровский, Фауст, Ромео исполнялись с успехом лирико-драматическим и драматическим тенором при наличии хорошей школы у певца (например, И. А. Алчевским, И. В. Ершовым). Но и в приведенном списке некоторые партии исполняются лирическими крепкими тенорами, как например, партия Лыкова, Гвидона, Ионтека; Калафа,— каждый вид голоса компенсирует недостающее ему тем, чем наделен он сам в преобладающем количестве.
Но есть партии, которые должны исполняться только драматическими тенорами, чтобы сила и мощь их голоса соответствовали образу героя, воплощаемого на сцене; таковы, например, Садко, Вакула, Зигмунд, Зигфрид, Самсон, Отелло. При прослушивании все это необходимо учитывать, тем более это нужно иметь в виду при воплощении замысла в сочинении.
Из вокализов можно рекомендовать:

Шуйский, сцена с Борисом (II д.) —Мусоргский, «Борис Годунов». Мисаил, сцена в корчме (II д., 1 к.)—Мусоргский, «Борис Годунов».
Попович, сцена с Хиврей (II д.)—Мусоргский, «Сорочинская ярмарка».
Подьячий, партия (I д.) — Мусоргский, «Хованщина». Бомелий, сцена с Любашей (II д.) — Римский-Корсаков. «Царская невеста».
Винокур, рассказ «Вечером, как помнится» (И дм 1 к.) — Римский-Корсаков, «Майская ночь».
Сопель, партия (4 к.) — Римский-Корсаков, «Садко».
Брошка, партия — Бородин, «Киязь Игорь».
Овлур, «Позволь мне, княже, слово молвить» (II д.) — Бородин, «Князь Игорь».
Трике, куплеты «Какой прекрасный этот день» (II д.) — Чайковский, «Евгений Онегин».
Школьный учитель, сцена с Солохой и песенка «Баба к бесу привязалась» (II д.)—Чайковский, «Черевички».
Вашек, ария «Матушка сказала так» (И д.)—Сметана, «Проданная невеста».
Назар, песенка «Пристрастился медведь» (II д.) — Кабалевский, «Семья Тараса».
Мишук, песенка «Эх вы, девушки-красотки» (I д.)—Дзержинский, «Тихий Дон».
Два древних старика, сцена на свадьбе «Какого года присяги?»— Дзержинский, «Тихий Дон».