Значение имени самсон, характер и судьба. Интересные факты Проявление характера в учебе

Библейский Самсон

САМСОН

САМСОН (Шимшон), сын Маноаха из колена Дана, «судья» (правитель) древних израильтян, чьи подвиги описаны в библейской книге Судьи (13-16). Рассказ о нем более насыщен легендами, чем повествования о других «судьях».

Рассказ о рождении Самсона — характерный мотив о чудесном даровании Богом сына бесплодной женщине. Посланный Богом ангел объявил матери, что она родит сына, который должен быть назореем уже в материнском чреве, и поэтому ей возбраняется пить вино и есть что-либо нечистое,а когда ребенок родится, ему нельзя стричь волосы. Ангел также возвестил, что мальчику предназначено начать избавление Израиля от ига филистимлян.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Жертвоприношение Маноя. 1641 г.
Картинная галерея, Дрезден.

Сказания о Самсоне, о которых повествует книга Судей, связаны с тремя филистимскими женщинами. Первая жила в филистимском городе Тимна, или Тимната. Свой первый подвиг Самсон совершил на пути в Тимнату, убив голыми руками напавшего на него льва.

Питер Пауль Рубенс. Самсон, разрывающий пасть льва.1615-16 гг.
Собрание Виллар-Мир, Мадрид

В Тимнате на своей свадьбе Самсон загадал филистимлянам основанную на происшествии со львом загадку, которую они не могли разгадать, и уговорили невесту выпытать у Самсона ответ. Когда Самсон понял, что обманут, он в гневе напал на Ашкелон и, убив 30 филистимлян, возвратился в родительский дом. Когда через несколько дней Самсон пришел повидаться с женой, оказалось, что ее отец, полагая, что Самсон отказался от нее, выдал ее замуж за «брачного друга» Самсона.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Самсон угрожает тестю. 1635 г.

В отместку Самсон сжег поля филистимлян, выпустив на них 300 лисиц с привязанными к хвостам факелами. Узнав причину гнева Самсона, филистимляне сожгли его неверную жену и ее отца, однако Самсон счел это недостаточным и нанес многим тяжелые увечья. Филистимляне выступили в Иудею, чтобы поймать и наказать Самсона. Напуганные израильтяне послали к Самсону делегацию из трех тысяч человек с требованием отдать себя в руки филистимлянам. Самсон согласился, чтобы израильтяне связали его и передали филистимлянам. Однако когда его подвели к лагерю филистимлян, он легко разорвал веревки и, схватив ослиную челюсть, перебил ею тысячу филистимлян.

Гюстав Доре.Самсон громит филистимлян ослиной челюстью

Вторая история связана с филистимской блудницей в Газе. Филистимляне окружили ее дом, чтобы утром захватить Самсона, однако тот встал среди ночи, вырвал городские ворота и унес их на гору, «которая на пути к Хеврону».

Третьей филистимской женщиной, из-за которой Самсон погиб, была Длила (в русской традиции Далида, позже Далила), обещавшая филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чем сила Самсона.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Предательство Далилы. 1629-30 гг.
Государственные музеи Берлина

После трех неудачных попыток ей все же удалось узнать секрет: источником силы Самсона были его нестриженые волосы.

Франческо Мороне. Самсон и Далила

Усыпив Самсона, Длила велела состричь «семь кос головы его».

Питер Пауль Рубенс. Самсон и Далила.

Фрагмент

Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплен, закован в цепи и брошен в темницу.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Ослепление Самсона.

Фрагмент. 1636 г.

Вскоре филистимляне устроили праздник, на котором благодарили своего бога Дагона за то, что он передал в их руки Самсона, а затем доставили Самсона в храм, чтобы он забавлял их. Между тем волосы Самсона успели отрасти, и сила стала возвращаться к нему.

Питер Пауль Рубенс. Смерть Самсона.1605 г.
Музей Поля Гетти, Лос-Анджелес

Вознеся молитву Богу, Самсон сдвинул колонны с места, храм обрушился, и под развалинами погибли собравшиеся там филистимляне и Самсон. «И было умерших, которых умертвил Самсон при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей». Библейское повествование о Самсоне завершается сообщением о похоронах Самсона в семейной усыпальнице между Цор‘ой и Эштаолом.

Гробница Самсона сегодня

Книга Судьи сообщает, что Самсон «судил» Израиль 20 лет. Самсон отличался от других «судей»: он единственный, кому еще во чреве матери было предназначено стать избавителем Израиля; единственный «судья», наделенный сверхчеловеческой силой, совершающий небывалые подвиги в сражениях с врагом; наконец, Самсон — единственный «судья», который попал в руки врага и погиб в плену.

Шнорр фон Карольсфельд .Гибель Самсона

Тем не менее, несмотря на его фольклорную окраску, образ Самсона вписывается в плеяду «судей» Израилевых, действовавших под водительством «духа Божьего», нисходившего на них и дававшего им силу «спасти» Израиль. Библейская история о Самсоне обнаруживает соединение героико-мифологических и сказочных элементов с историческим повествованием.

Шиферный барельеф «Самсон разрывает пасть льва»

XI—XII вв.

Исторический образ «судьи», каковым был Самсон, обогащен фольклорно-мифологическими мотивами, которые, по мнению ряда исследователей, восходят к астральным мифам, в частности, к мифологии Солнца (имя «Самсон» — буквально `солнечный`, «косы головы его» — солнечные лучи, без которых солнце теряет свою силу).

«Самсон, раздирающий пасть льва» — центральный фонтан

дворцово-паркового ансамбля Петергоф а. ( 1736 г.)

Библейский сюжет о Самсоне — одна из излюбленных тем в искусстве и литературе , начиная с эпохи Ренессанса (трагедия Ганса Сакса «Самсон», 1556, и ряд других пьес). Тема приобрела особую популярность в 17 в ., особенно среди протестантов, которые использовали образ Самсона как символ своей борьбы против власти римского папы. Наиболее значительное произведение, созданное в это столетие, — драма Дж. Мильтона «Самсон-борец» (1671; русский перевод 1911 г.).

Среди произведений 18 в . следует отметить: стихотворение У. Блейка (1783), стихотворную пьесу М. Х. Луццатто «Шимшон ве-ха-плиштим» («Самсон и филистимляне»), более известную под названием «Ма‘асе Шимшон» («Деяния Самсона»; 1727). В 19 в. к этой теме обращались А. Карино (около 1820 г.), Михай Темпа (1863), А. де Виньи (1864); в 20 в . Ф. Ведекинд, С. Ланге, Л. Андреев и другие, а также писатели-евреи: В. Жаботинский («Самсон Назорей», 1927, на русском языке; переиздано — издательство «Библиотека-Алия», Иер., 1990); Леа Гольдберг («Ахават Шимшон» — «Любовь Самсона», 1951-52) и другие.

В изобразительном искусстве эпизоды из жизни Самсона изображены на мраморных барельефах 4 в. в Неапольском соборе. В средние века сцены из подвигов Самсона часто встречаются в книжных миниатюрах. Картины на темы истории о Самсоне писали художники А. Мантенья, Тинторетто, Л. Кранах, Рембрандт, Ван Дейк, Рубенс и другие.

В музыке сюжет Самсона отражен в ряде ораторий композиторов Италии (Верачини, 1695; А. Скарлатти, 1696, и других), Франции (Ж. Ф. Рамо, опера на либретто Вольтера, 1732), Германии (Г. Ф. Гендель на основе драмы Дж. Мильтона написал ораторию «Самсон»; премьера в театре «Ковент-Гарден» в 1744 г.). Наибольшей популярностью пользуется опера французского композитора К. Сен-Санса «Самсон и Далила» (премьера в 1877 г.).

Сочинение

Ни в одной стране не возникло за такой небольшой период времени такой могучей семьи величайших мастеров художественного слова, как в России XIX века. Но именно Пушкина мы считаем родоначальником классической русской литературы. Гоголь говорил: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер...».

В 1830 году А. С. Пушкин создал пять прозаических произведений, объединенных общим названием «Повести Белкина». Они написаны точным, ясным и лаконичным языком. Из «Повестей Белкина» исключительное значение для дальнейшего развития русской литературы имел «Станционный смотритель». Очень правдивый, согретый авторским сочувствием образ смотрителя открывает созданную последующими русскими писателями галерею «бедных людей», униженных и оскорбленных тягчайшими для простого человека общественными отношениями тогдашней действительности.

Именно эта окружающая действительность и виновата, мне кажется, в трагической судьбе станционного смотрителя Самсона Вырина. У него была единственная любимая дочь - разумная и проворная Дуня, помогавшая отцу в работе на станции. Она была его единственной радостью, но именно она принесла своему отцу «седину, глубокие морщины давно не бритого лица» и «сгорбленную спину», буквально три или четыре года превратили «бодрого мужчину в хилого старика». В конце своей жизни станционный смотритель оказался брошенным своей дочерью, хотя он сам никого в этом не винит: «...от беды не отбожишься; что суждено, тому не миновать».

Его любимица с детских лет умела кокетничать, разговаривала «безо всякой робости, как девушка, видевшая свет», и этим привлекала проезжих молодых людей, а однажды она сбежала от отца с проезжим гусаром. Самсон Вырин сам разрешил Дуне прокатиться с гусаром до церкви: «нашло на него ослепление», а потом «сердце его начало ныть, ныть, и беспокойство овладело им до такой степени, что он не утерпел и пошел сам к обедне». Дуни нигде не было, а вернувшийся вечером ямщик сообщил: «Дуня с той станции отправилась далее с гусаром». Старик заболел от этого известия и оттого, что узнал, что гусар притворился больным и уже тогда задумал увезти Дуню.

Самсон Вырин поехал в Петербург в надежде отыскать и забрать свою дочь, но ротмистр Минский не отдал ему Дуню и выставил его за дверь, сунув за рукав деньги. Вырин предпринял еще одну попытку увидеть дочь, но Дуня, увидев его, упала в обморок, а Минский опять выгнал его. В трагической судьбе станционного смотрителя

виновато и сословное деление общества, позволяющее высшим чинам жестоко и грубо обращаться с людьми низших чинов. Минский считал естественным для себя просто увезти Дуню (и даже не попросить ее руки у отца), и выгнать старика, и накричать на него.

Трагедия Самсона Вырина состоит в том, что на склоне лет он остался совсем один, проливая слезы о потерянной дочери. Не для своих внуков, а для чужих он вырезал дудочки, с чужими детьми он возился и угощал их орешками. Трагизм его положения в том, что не при жизни, а после смерти приехала к нему его любимая дочь. Из рассказа видно, что Минский действительно любил Дуню и не бросил ее, у нее была счастливая жизнь в достатке. «Прекрасная барыня... ехала... в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей». Узнав, «что старый смотритель умер... она заплакала» и пошла на кладбище. В трагической судьбе отца Дуня тоже виновата. Она бросила его, поступила не по-человечески. Я думаю, мысль об этом не давала ей покоя - ведь приехала она, хоть и поздно, к отцу, который умер в одиночестве, всеми, и родной дочерью тоже, забытый.

Очень простыми и понятными словами Пушкин показал нам трагическую судьбу обыкновенного человека - станционного смотрителя Самсона Вырина, и мне очень жаль этого старика.

Трагическая судьба «мученика четырнадцатого класса» Вырина после Достоевского не раз привлекала внимание критиков, отмечавших гуманизм и демократизм Пушкина и оценивавших «Станционного смотрителя», как одну из первых, начиная с 18 века, реалистических повестей о бедном чиновнике. Выбор Пушкиным героя – станционного смотрителя был не случайным. В 20-х годах 19 в. В русской литературе, как известно, появляется немало нравоописательных очерков, рассказов, героями которых оказываются люди «низшего класса.» Кроме того возрождается жанр путешествий.. В середине 20- х годов в журналах все чаще начинают появляться стихотворения, поэмы, очерки в которых уделяется внимание не только описаниями края, но и встречам, беседам со станционными смотрителями. В повести три приезда рассказчика, отделенные один от другого несколькими годами, организуют ход повествования, и во всех трех частях, как и во введении, повествование ведется рассказчиком. Но во второй, центральной, части повести мы слышим и самого Вырина.

Казалось наступила решительная минута в жизни человека, когда все накопленные прошлые обиды поднимут его на бунт во имя святой справедливости. Но «…слезы навернулись на глаза, и он дрожащим голосом произнес только: «Ваше высокоблагородие!…Сделайте такую божескую милость!» Вместо протеста вылилась мольба, жалкая просьба. Третья картина: (спустя два дня). Снова перед важным лакеем, который грудью вытеснил его из передней и хлопнул дверью ему под нос. Четвертая картина: Снова перед Минским: «Пошел вон! «- и, сильною рукой схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу. И наконец, еще через два дня возвращение из Петербурга к себе на станцию, очевидно тоже пешком. И Самсон Вырин смирился. Второй приезд рассказчика – он видит, что «горе превратило доброго мужика в хилого старика.» И не ускользнувший от внимания рассказчика вид комнаты (ветхость и небрежность), и изменившийся облик Вырина (седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина), и удивленное восклицания: «Это был точно Самсон Вырин, но как он постарел! « – все это свидетельствует о том, что рассказчик симпатизирует старому смотрителю.

«АиФ» отыскал родственников самого сильного человека в мире.

Чемодан в наследство

В одном из своих коронных номеров Засс разрывал мощную железную цепь одним усилием мышц грудной клетки: атлет просто делал глубокий вдох, наполняя лёгкие. При этом любой из зрителей мог проверить, что цепь не бутафорская. Ладонью Александр забивал 15-сантиметровые гвозди в доску толщиной 10 см. Во время другого номера Засс, поднимаясь под купол цирка, зубами (!) держал канат, на котором в воздухе качался рояль - на инструменте тем временем играла акробатка. На арене на специальную платформу, которую атлет держал на плечах, могли взобраться до 15 человек. Так, во время одного из представлений на плечах Александра оказался и будущий премьер Англии Уинстон Черчилль .

Он забивал гвозди голыми рука- ми, а затем пальцами, словно клещами, доставал их обратно. Фото: из личного архива Юрия Шапошникова

Удивительный Самсон умудрялся ловить руками 90-килограммовое ядро, выпущенное из пушки. С лёгкостью брал на плечи лошадь и спокойно расхаживал с ней по арене. У этого номера была особая история. В 1914 г., во время Первой мировой войны, когда Засс служил в царской армии, его лошадь ранили, и, чтобы не бросать животное на произвол судьбы, он взвалил коня на плечи и понёс к своим.

Титул «самый сильный человек в мире» Самсону присвоили британские и американские журналисты. При жизни Засса это его звание никто не сумел оспорить. Вот и на могиле атлета в английском городке Хокли две записи. На английском, если перевести, будет: «Александр Засс (Самсон) - сильнейший человек мира, умер 26.09.1962 в возрасте 74 лет». И вторая на русском: «Дорогой Шура, ты всегда с нами. Сестра Надя Засс, племянник Юра».

Родственников силача - того самого племянника Юрия Владимировича Шапошникова , которому в августе исполнится 95 лет, и его жену Лилию Фёдоровну - «АиФ» нашёл в Москве. Квартира супругов - словно мини-музей Засса: уникальные фотографии Самсона, афиши представлений, личные письма и вещи. «После смерти Александра Засса на пороге нашей московской квартиры появился английский джентльмен Он сообщил, что мы можем получить наследство дяди - особняк в городе Хокли, это 40 минут на электричке от Лондона, какое-то имущество и деньги в банке. Но для оформления документов нужно было отправиться в Англию ».

Юрий Шапошников с женой. Фото: АиФ/ Мария Позднякова

«Вы представляете, что такое в 1962 г. из СССР поехать в Англию оформлять наследство, если ты обычный гражданин? Нереальная история , - разводит руками Лилия Фёдоровна. - Мы извинились. Сказали, что принять наследство не можем ». Спустя время к ним по почте пришёл чемодан с личными вещами Засса, которые они бережно хранят.

На связь с родственниками из СССР знаменитый атлет вышел незадолго до кончины.

«Александр Засс родился в 1888 г. Кроме него в семье было ещё два брата и две дочери. Одна из них - Надежда - моя мама , - рассказывает Юрий Владимирович. - Дядя был гениальным самородком. Семья жила в провинции, и будущий силач выписывал множество журналов по физической культуре. Списался с извест-ным профессором Евгением Сандовым , который согласился взять его в заочные ученики. Он присылал юному Александру список упражнений. Нужны были гантели, но денег на них не было, и дядя использовал камни, которые привязывал верёвками к палкам. Он много работал над развитием сухожилий, считал, что сила кроется именно в них.

Дядя очень жалел о своём погибшем на войне старшем брате - говорил, что тот был ещё сильнее. Во время Первой мировой войны пострадал и сам Александр Засс - шрапнелью ему перебило ноги. Раненый, без сознания, он попал в плен. Благодаря своей выносливости он не только встал на ноги, но и совершил побег. Однако в советскую Россию ему, казаку, воевавшему в царской армии, путь был закрыт. В Европе он начал выступать в цирке - сначала в Венгрии, затем во Франции, а последние несколько десятилетий провёл в Англии. И вот однажды наш знакомый, который знал английский и читал тамошние журналы, сказал: «Брат вашей мамы очень знаменит на Западе. Может, напишем ему?» Это было время хрущёвской оттепели. При Сталине мы, конечно, не отважились бы писать за рубеж. А тут всё сложилось. В редакции английского спортивного журнала нам дали и адрес, и телефон. Дядя сразу ответил, мы начали переписываться и перезваниваться. Он говорил, что очень хочет приехать на Родину. Внезапная смерть нарушила эти планы. А мы с женой впервые побывали на его могиле в конце 80-х гг. Тогда началась перестройка, в Москве появилось много и-ностранцев. Одна семейная пара, с которой мы познакомились, оказалась… из Хокли - города, где жил Засс! Чудо какое-то. Они организовали нам приглашение. И мы без копейки денег (не смогли купить валюту) поехали в Хокли. Увидели дом дяди, нас даже пустили внутрь. А одна женщина рассказала, что ещё девочкой была однажды поражена, когда на её глазах русский богатырь, занимаясь хозяйственными делами, ладонью вбил огромный гвоздь в оконную раму».

Силача поднимают под купол цирка, в то время как он держит зубами канат, на котором висит рояль с играющей на нём акробаткой. Фото: из личного архива Юрия Шапошникова

Мечта сгорела в пожаре

Собственное расследование о судьбе Засса уже в наше время провёл Игорь Храмов , президент благотворительного фонда «Евразия». «Дело в том, что Засс впервые вышел на арену цирка в моём родном Оренбурге , - рассказывает он. - Во время командировки в Англию мне пришлось по крупицам собирать детали биографии Александра Ивановича. У Засса не было детей. Он женился один-единственный раз. Ему тогда было 38 лет, а невесте, воздушной гимнастке Бланш , - 16 лет. Молоденькая жена скончалась во время родов. Её портрет всегда висел в изголовье Удивительного Самсона. Позже у вдовца Засса были отношения с воздушной гимнасткой Бетти . Именно она играла на рояле, который на канате в зубах держал Александр. Уже после кончины Засса в одном интервью Бетти призналась, что ревновала его к другим женщинам, поэтому решила с ним расстаться. Она вышла замуж за клоуна Сида . Правда, совместные выступления с русским силачом продолжила. Однажды канат оборвался, девушка упала на арену, получила перелом позвоночника. Ни муж, ни Засс Бетти не оставили. Благодаря их заботам она вернулась из больницы на манеж. Однако следующая травма навсегда приковала Бетти к инвалидной коляске.

Последний раз с силовыми номерами Засс выступил в возрасте 66 лет, после чего сосредоточился на дрессуре. Азы этого искусства освоил ещё в России под руководством самого Анатолия Дурова - основателя знаменитой династии. Когда внук Анатолия Дурова Владимир Дуров приехал на гастроли в Англию, с ним встретился Засс. Он попросил Дурова помочь с организацией его визита в Москву ».

В апреле 2011 г. городской совет Хокли к приезду оренбургской делегации благоустроил место захоронения Александра Засса. Фото:

«Признаться, мы уже ждали встречи с дядей в Москве. И вдруг приходит известие о его смерти », - вспоминает Юрий Владимирович.

Памятник (скульптор Александр Рукавишников) установлен в 2008 г. перед зданием оренбургского цирка. Фото: Предоставлено Оренбургским благотворительным фондом «Евразия»

P. S. Загадку Засса - откуда такая феноменальная сила в человеке со столь скромным ростом (1 м 68 см) - пытались разгадать и при жизни, и после смерти Удивительного Самсона. Делал это и Юрий Владимирович - ему удалось задать знаменитому род-ственнику множество вопросов и получить на них ответы.