Алексей козьмич денисов-уральский – учредитель общества «русские самоцветы. Денисов-Уральский. Сердце мастера Денисов Андрей Иванович

Алексей Козьмич Денисов-Уральский (1863 -1926гг.)

«Чем больше мы изучаем страну, в которой живем, чем больше мы к ней привязываемся, тем дороже она для нас становится. Но помимо нравственной привязанности к родной стране, изучение ее приносит великую и материальную пользу: нельзя жить в доме, не исследовав его во всех потребностях и не устроив его, сообразуясь со своими нуждам. Когда у нс имеется сой собственный хорошо устроенный угол, не чувствуется надобности засматриваться на чужой дом, нет желания перекочевывать с места на место, искать благоустройства у других хозяев и платить им за постой».

Будущий художник родился в Екатеринбурге 6 февраля 1863 года. Его дед, Осип Денисов, был горнозаводским крестьянином, всю жизнь имел дело с камнем. Отец, Козьма Осипович, трудился в шахтах Березовского завода и достиг больших успехов: он освоил редкое на Урале мастерство – «наборные» картины, «насыпные» иконы и горки из уральских самоцветов.

Будущий ювелир и камнерез был с детства приучен к делу: уже в пять лет отец научил его полировать камни мягких пород, а к девяти годам мальчик работал уже по 12-13 часов в сутки.

Тогда же проявилась и вторая страсть Денисова-Уральского – любовь к живописи. Отец брал его с собой в поездки за цветными камнями, но необработанные породы не увлекали мальчика, в природе они казались тусклыми и неживыми. А вот красота окружающей природы, рек и лесов вдохновляли.

После смерти отца в 1882 году, Алексей Денисов остался единственным мужчиной в семье. Он продолжал дело своих предков.


В 1887 году в Екатеринбурге открылась Сибирско-уральская научно-промышленная выставка, на которой выставлялись и насыпные картины Денисова-Уральского. Но именно на этой выставке он ощущает, как не хватает ему художественного образования, и художник решает отправиться в Петербург.

Но дела идут неблестяще, денег не хватает, Денисов живет впроголодь. «Отсутствие твердого заработка, каторжный труд, неуверенность в завтрашнем дне подрывают его силы. В начале 1896 года Денисов, больной, сильно подорвавший свое здоровье, возвращается домой в Екатеринбург»

Дома Денисов активно участвует в общественной жизни города. В 1896 году организуется Общество любителей изящных искусств, где Денисов дает уроки живописи и рисования. В этот же период создается одна из самых известных работ художника «Лесной пожар».

В 1889 и 1990 годах Денисов посещает Париж, затем Берлин и Мюнхен с целью усвоить опыт западноевропейской техники добычи и обработки камня .

Всю свою жизнь Денисов пытался пропагандировать родной Урал и богатства его недр: «Если вас интересует горное дело , вы найдете его там, если вы художник, вы найдете многое для живописи, если литератор, вы встретите любопытные типы и массу первобытного, бытового и этнографического материала, если вы коммерсант, то вы там найдете живое дело. Урал дает богатый материал как для ума и вообще для самой разнообразной деятельности».

В последний период жизни художника пронизан трагическими событиями: он теряет мать, а следом за ней молодого сына, который внезапно трагически погибает, а сам Денисов остается в Финляндии, не имея возможности выехать на родину.

Денисов-Уральский всю жизнь посвятил красотам своего родного края, боролся с хищническим истреблением богатств Урала, приветствовал открытие университета в г. Перми, которому подарил коллекцию минералов, камнерезные изделия, серию аллегорических скульптур воюющих государств (выставка 1916 г.). К сожалению, большая часть художественного наследия осталась за границей.

«К моменту Октябрьской революции Денисов владел изумрудными копями близ Екатеринбурга, а в Петербурге возглавлял Горнопромышленное агентство, которое поставляла камнерезные и ювелирные произведения двору его императорского величества. В центре Петербурга, на аристократической Морской, был у Денисова собственный магазин».

Основные даты жизни.

1863 или 1864 год, февраль – родился а. К. Денисов.

1882 – вместе с отцом участвует во Всероссийской художественно-промышленной выставке.

1883 – первая встреча с Маминым-Сибиряком.

1884 – получает от ремесленной управы Екатеринбурга звание мастера рельефного мастерства

1887 – камнерезные работы удостоены серебряной медали Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки

1887-1888 – поступает в школу Общества поощрения художеств в Петербурге. Получает награду на выставке в Копенгагене

1889 – устраивает первую местную художественную выставку в Екатеринбурге в музее Уральского общества любителей естествознания. Участвует в работе Всемирной выставки в Париже, где получает награду.

1895 – участвует в работе III выставки С.-Петербургского общества художников, Парижской выставке и во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Участвует в организации Общества любителей изящных искусств в Екатеринбурге, заведует художественным отделом.


1897 – принимает участие в выставке изделий из камня, организует новую художественную выставку в Екатеринбурге.

1897-1899 – участвует в весенних выставках Академии художеств. Выставляет «Лесной пожар».

1900 – открывает выставку «Урал в живописи» в Перми.

1902 – открывает I передвижную выставку «Урал и его богатства» в С. – Петергбурге.

1903 – принимает участие в работе I Всероссийского съезда деятелей по практике геологического и разведывательного дела в Петербурге

1904 – картина «Лесной пожар» получает Большую серебряную медаль

1907-1908 – участвует в XV и XVI выставках С.-Петербургского общества художеств.

1911 – открывает в Петербурге II передвижную выставку «Урал и его богатства». Подает докладную записку Господину Министру торговли и промышленности»

1912 – организует в Петербурге Общество для содействия развитию и улучшению кустарного и шлифованного промысла «Русские самоцветы». Разрабатывает законопроект о льготах для добычи драгоценных камней и в октябре передает их на рассмотрение съезда горнопромышленников в Екатеринбурге

1916 – в Петербурге на Морской открывает выставку работ из камня «Аллегорические фигуры воюющих держав»

1917 – обращается к Временному правительству с новым ходатайством о разработке цветных камней

1917 – оказался отрезанным от родины в связи с самоопределением Финляндии

1926 – умер на территории Финляндии

А. Денисов-уральский: «руководство к обзору картин Урала и его богатства», 1904г. «Четвертое дополнительное издание. – Москва.

Чарован Уралом. Жизнь и творчество -Уральского. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1978г. С. - 22

Денисов- «Урал и его богатства. Спб, 1911 г. С. 6

Ламя и камень. Жизнеописание и размышления о том, как жил и работал каменных дел мастер -Уральский. Екатеринбург. Издательский дом «Автограф», 2007г.

"Чем больше мы изучаем страну, в которой живем, чем больше мы к ней привязываемся, тем дороже она для нас становится. Но по мимо нравственной привязанности, изучение ее приносит великую и материальную пользу: нельзя жить в доме, не исследовав его во всех потребностях и не устроив его, сообразуясь со своими нуждами. Когда у нас имеется свой собственный хорошо устроенный угол, не чувствуется надобности засматриваться на чужой дом, нет желания перекочёвывать с места на место, искать благоустройства у других хозяев и платить им за постой".

Эти слова – яркая характеристика жизни и судьбы Алексея Козьмича Денисова-Уральского, живописца, ювелира, мастера-камнереза. Его имя широко известно в России и за ее пределами. С Денисовым-Уральским связывают самые амбициозные ювелирные проекты России прошлых столетий.

Будущий художник родился в Екатеринбурге 6 февраля 1863 года. Его дед, Осип Денисов, был горнозаводским крестьянином, всю жизнь имел дело с камнем. Отец, Козьма Осипович, трудился в шахтах Березовского завода и достиг профессиональных успехов: освоил мастерство – «наборные» картины, «насыпные» иконы и «горки» из уральских самоцветов. Алексей Денисов с детства был приучен к непростой работе с камнями: уже в пять лет отец научил его полировать самоцветы. А к девяти годам мальчик на равных со взрослыми выполнял несложные каменные композиции.

Отец брал мальчишку с собой в поездки за цветными камнями. А красоту окружающей природы
Денисов-младший воплощал на бумаге. Ему было всего девятнадцать, когда ушел из жизни отец. И молодой Денисов отправился покорять Северную столицу. В Санкт-Петербурге у него практически нет средств на жизнь, но он упрямо осваивает искусство живописи в Рисовальной школе при Императорском обществе поощрения художеств. Студент продает рисунки для периодических изданий и подрабатывает художником-оформителем.

Вернувшись в Екатеринбург, Алексей Козьмич дает уроки живописи и рисования, продолжает заниматься камнерезным искусством: исполняет фигурки из самоцветов, «наборные» картины и «горки». А уже в 1990 году Денисов посещает Париж, затем – Берлин и Мюнхен: русский камнерез легко усваивает опыт западноевропейской техники добычи и обработки камня, смело внедряет в жизнь новые навыки. После успеха на Всемирной выставке в Париже в декабре того же года он открывает в Екатеринбурге первую персональную экспозицию «Урал в живописи».

В это же время крепнет его дружба с Маминым-Сибиряком. По примеру писателя Денисов добавляет к своей фамилии столь важный для него топоним – «Уральский». Художник и камнерез – настоящий патриот Урала, активный пропагандист ремесел и богатства недр, к тому моменту – один из самых уважаемых экспертов в области минералогии, лично разрабатывает проект о льготах для добычи драгоценных камней.

В царской России невероятно растет популярность самоцветов, приобретают немалую известность и фамилия и торговая марка мастера. Увеличивающиеся торговые обороты заставляют Денисова-Уральского искать престижное место для открытия магазина. Он приобретает в доходном доме ювелирный магазин. Витрины его выходят на оживленный участок набережной реки Мойки, а само здание протянулось на всю глубину квартала, выходя вторым фасадом на престижную Конюшенную улицу. Алексей Козьмич мощными темпами развивает мастерские и магазин, выполняет заказы ведущих ювелирных фирм Европы.

Открытая в январе 1911 года в Петербурге на Большой Конюшенной выставка «Урал и его богатства» становится подлинным триумфом Алексея Денисова-Уральского – за время работы ее посетило множество жителей и гостей столицы, неоднократно появлялись в выставочных залах представители правящей династии и высокопоставленные зарубежные гости. Благодаря этой выставке мастерская Алексея Козьмича получает долгосрочные и выгодные заказы от Карьте.

Успех и развитие предприятия позволили подумать о расширении торговых площадей. В конце 1911
года Алексей Козьмич покупает помещение на престижной Морской улице. Соседями уральца становятся ведущие ювелирные фирмы России – Фаберже, Овчинниковы, Тилландер. Надо сказать, что пока в торговой марке Фаберже еще думают, как заполучить лучшие идеи и «золотые руки» из Екатеринбурга, Денисов-Уральский уже перевез к себе в мастерские весь цвет уральского камнерезного зодчества, чем значительно улучшил свое положение и получил высокие заказы от императорского двора.

Денисов-Уральский чутко воспринимал запросы рынка. Видя, каким успехом пользуются каменные человечки, сумел привлечь к изготовлению восковых моделей гениального анималиста Георгия Малышева, который одиннадцать лет обучался на скульптурном отделении Академии художеств и служил медальером Петербургского Монетного двора.

После десяти лет работы в Петербурге Денисов-Уральский не только вырос до уровня Фаберже, но и в
некотором роде превзошел его мастерство. Он – единственный, кто приступил к созданию сложнейших многокаменных блокированных составных фигур по типу знаменитой серии Фаберже «русские типы». Эсперты уверены, что первые фигурки Фаберже в этой серии появились только пять лет спустя после фигур Денисова-Уральского!

Денисов-Уральский являлся ценным поставщиком парижской фирмы Картье. Благодаря сохранившимся инвентарным книгам Картье можно узнать, что Денисов поставлял в Париж анималистику (мелкие резные фигурки зверей из камня), более сложную наборную скульптуру (фигурки в технике объемной мозаики, склеенные из кусочков разных камней), интерьерные предметы (пепельницы, вазы, чернильницы, чаши, печати). Из французских архивов известно, что часть этих вещей проходила доработку в Париже. Доработка часто заключалась в инкрустации бриллиантовых глазок и изготовлении футляра, на шелке которого тиснилось «Картье, Париж», а вовсе не «Денисов-Уральский, Петроград». Соответственно,вещь лишалась своего исходного авторства.

А к некоторым птицам, которые поставлялись без лапок, в Париже изготавливались золотые лапки. На
них, согласно пробирному законодательству, должно было стоять клеймо изготовившего ювелира – то есть кого-то из сотрудников Картье. Поэтому, когда мы берем в руки птицу на золотых лапках, приписываемую Фаберже, мы идентифицируем изделие по наличию футляра либо по клейму, которое стоит на лапках. Но ни то, ни другое окончательным поводом для атрибуции являться не может. К сожалению, имена камнерезов часто пропадают. Вполне возможно, что часть зверей, приписываемых Карлу Фаберже, вышли из ателье Денисова-Уральского – по крайней мере, их каменная часть.

В пасхальном яйце Фаберже «Лавровое дерево» на вершине, среди листвы, спрятался пестрый попугай. Попугай – наиболее сложная птица для художника и скульптора, потому что она многоцветная. По технике изготовления попугай приближается к фигуркам серии «русские типы». Есть мнение, что этот попугай – аналог такой же птицы Денисова-Уральского!

Революция застала Алексея Козьмича на даче в местечке Уусикиркко. Величайший русский зодчий оказался в эмиграции на территории Финляндии. Он не принял советскую власть – наверное, по этой причине его имя не так широко освещалось, как торговая марка Фаберже, владелец которой всецело оказался во власти нового режима. Но Денисов-Уральский ни на секунду не переставал думать о родине – он любил свой могучий Урал, российскую землю.

Постаревший и больной, на чужбине он писал серию картин, посвященных Уралу, и работал над рельефной лепной картиной «Уральский хребет с птичьего полета». В мае 1924 года, когда понимал, что его жизненный срок подходит к концу, впервые решился на контакт с советской властью. Алексей Козьмич телеграфировал Уральскому обществу любителей естествознания о передаче 400 великолепных живописных и акварельных полотен, обширной коллекции минералов и изделий из камня в дар своему любимому, родному Екатеринбургу. Однако коммунисты «разобрались» с бесценной коллекцией по-своему: судьба и местонахождение большей части этого наследия мастера до настоящего времени неизвестны...

Алексей Козьмич умер в 1926 году, похоронен в православной части выборгского кладбища Ристимяки, которое было полностью уничтожено во время Второй мировой войны. В советские годы творчество Денисова-Уральского было забыто, и призыв великого зодчего к сохранению богатства Урала объявлен коммунистами вне закона.

Сегодня произведения Денисова-Уральского хранятся в Государственном Русском музее («Пейзаж с озером»), Музее Горного института («Горка») в Петербурге, в музеях Екатеринбурга, Перми, Иркутска и в частных собраниях. Большинство уникальных и высокохудожественных камнерезных работ великого мастера с русским сердцем утрачено безвозвратно...

Подготовлено по материалам Рунета, архивам
и исследованиям: Семеновой С. В, Скурлова В.,
Павловского В. Б. и многих других
№ 10 (39) октябрь 2015

. .

Денисов-Уральский Алексей Кузьмич [февр. 1863, Екатеринбург – 1926, Уусикирко, Финляндия (ныне пос. Поляны Выборгского р-на Ленинградской области)], рос. Живописец, резчик по камню. Сын и ученик уральского камнерезчика Кузьмы Осиповича Денисова (?-1882); обучался в Рисовальной школе ОПХ в Санкт-Петербурге (до 1891). Один из организаторов Общества любителей изящных искусств в Екатеринбурге (1896), Общества содействия развитию и улучшению кустарного и шлифовального производства «Русские самоцветы» в Санкт-Петербурге (1912); был также владельцем разработок уральских камней и магазина камнерезных изделий в Санкт-Петербурге (до 1917). Посетил Париж (1889, 1910), также Берлин и Мюнхен. Долгие дружеские отношения связывали Денисова-Уральского с Д. Н. Маминым-Сибиряком. Живописные работы Денисова-Уральского – в традициях русского передвижничества; влияние А. И. Куинжди заметно в использовании эффектов необычного освещения. Писал преимущественно пейзажи Урала (свыше 400, около 1 тысячи этюдов), в том числе индустриальные. Наиболее известная картина – «Лесной пожар» (неоднократно повторена художником; серебряная медаль на Всемирной выставке 1904 в Сент-Луисе, США).

«Лесной пожар».
1897.

Много работал в традиционной уральской резьбе по камню: «наборные картины», «горки» (художественная экспозиция из камней), рельефные карты Урала, также чернильницы-«гроты», вазы, шкатулки, пасхальные яйца, статуэтки и пр. из полудрагоценных камней (яшма, малахит, горный хрусталь, лазурит, халцедон и др., с включением изумрудов и сапфиров). Большая часть резных работ Денисова-Уральского и собранная им коллекция минералов хранятся в Минералогическом музее Пермского университета.

Литература: Семенова С. Очарован Уралом. Жизнь и творчество А. К. Денисова-Уральского. Свердловск, 1978.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: