Моллюски - четко ограниченная группа беспозвоночных, насчитывающая свыше 130 тыс. видов. Обитают в морях, в пресных водах и на суше (табл. 30).
Таблица 30.
Сравнительная характеристика классов моллюсков
Классы | Форма раковины | Голова,
придатки |
Форма ноги | Органы | Сердце | Нервная | Развитие (личинка) | Способ питания |
Полиплако-форы Polyplacophora | панцирь из 8 пластинок | слабо обособлена, придатков нет | подошво-образная | 6-88 пар ктенидиев | 1 желудочек и 2 предсердия | лестничного типа | метаморфоз (тро-хофора) | фитофаги |
Аплакофоры Aplacophora | кутикула со спикулами | то же | редуцирована | нет или 1 пара | редуцировано | то же | то же | микрофаги, кораллобионты |
Моноплако-форы Мопоplacophora | конусовидная | слабо обособлена, пара щупалец | подошвообразная | 5 пар тенидиев | 2 желудочка и 2 предсердия | то же | то же | фитофаги |
Брюхоногие Gastropoda | конусовидная или турбо-спиральная | хорошо обособлена, 2 пары щупалец | подошво-образная, редко килеобразная или с лопастями | 1 -2 пары ктенидиев
или «легкое» |
1 желудочек и 1 предсердие | разбросанно-узловая, 6 пар ганглиев | метаморфоз или прямое (велигер) | фитофаги, зоофаги, детрито-фаги |
Двустворчатые Bivalvia | две створки | головы нет | клиновидная или редуцирована | ктенидии или пластинчатые жабры (1 пара) | 1 желудочек и 2 предсердия | разбросан-но-узловая, 3 пары ганглиев | метамор-
фоз (велигер или глохидий), реже прямое |
фильтра-торы |
Головоногие Cephalopoda | спиральная с камерами или редуцирована | хорошо обособлена, 8-10 щупалец или много | модифицирована в воронку | 1-2 пары ктенидиев | 1 желудочек и 2-4 предсердия | головной
мозг (5 пар ганглиев + мантийный |
прямое | зоофаги |
План строения моллюсков своеобразен. Тело, как правило, состоит из 3 отделов: головы, туловища и ноги, представляющей собой мускулистый вырост брюшной стенки и служащей для движения. Туловище часто разрастается на спинную сторону, образуя внутренностный мешок. За некоторыми исключениями, тело прикрыто известковой раковиной. Кожные покровы содержат значительное количество слизистых и белковых желез. Под покровами много мускулатуры, так что у них, по существу, имеется кожно-мускульный мешок.
Полость тела заполнена рыхлой паренхимой с большим числом лакун. Целом очень мал и не играет роли общей полости тела. У более примитивных форм есть мантия - вырост спинной части кожи, спускающийся по бокам в виде складок. Между туловищем и мантией находится щелевидная мантийная полость. Наружная поверхность мантии выделяет раковину. У более эволюционно продвинутых форм мантийная полость превращается в легкое и исчезает. В мантийной полости помещаются перистые жабры (ктенидии), органы химического чувства, отверстия полового и выделительного аппаратов, анальное отверстие.
В глотке расположена радула, служащая для измельчения пищи, кроме того, у ряда моллюсков развиты ротовые челюсти. От желудка отходит печень, где пища переваривается внутриклеточно. Кровеносная система незамкнута. Сердце включает предсердия и желудочки. В остатки целома, окружающие сердце и половые железы, открываются целомодукты, выводящие экскреты и половые продукты.
Нервная система в пределах типа испытывает прогрессивную эволюцию от двойной нервной лестницы до разбросанно-узло-вого типа. Кроме того, имеется диффузное нервное сплетение в коже.
Среди моллюсков есть раздельнополые и гермафродитные группы. Развитие сходно с кольчецами. У примитивных форм из яйца выходит трохофорная личинка, у большинства остальных - видоизмененная личинка - парусник (велигер). Прямое развитие наблюдается у сухопутных легочных моллюсков.
Среди моллюсков есть как полезные (табл. 31), так и вредные (табл. 32) для человека.
Тип делится на 2 подтипа - боконервных и раковинных.
Таблица 31.
Промысловое значение моллюсков
Окончание табл 31
Таблица 32.
Моллюски, приносящие вред человеку
Классификация моллюсков
Подтип Боконервные - Amphineura
Класс Панцирные - Polyplacophora
Класс Беспанцирные - Aplacophora
Подкласс Бороздчатобрюхие - Solenogastres
Подкласс Ямкохвостые - Caudofoveata
Подтип Раковинные - Conchifera
Класс Моноплакофоры - Monoplacophora
Класс Брюхоногие - Gastropoda
Подкласс Переднежаберные - Prosobranchia
Отряд Кругожаберные - Cyclobranchia
Отряд Щитожаберные - Scutibranchia
Отряд Гребенчатожаберные - Pectinibranchia
Подкласс Заднежаберные - Opisthobranchia
Подкласс Легочные - Pulmonata
Надотряд Стебельчатоглазые - Styllommatophora
Надотряд Сидячеглазые - Basommatophora
Класс Двустворчатые - Bivalvia
Надотряд Первичножаберные - Protobranchia
Надотряд Жаберные - Autobranchia
Надотряд Перегородчатожаберные - Septibranchia
Класс Лопатоногие - Scaphopoda
Класс Головоногие - Cephalopoda
Подкласс Наутилиды - Nautiloidea
Подкласс Колеоидеи - Coleoidea
Отряд Каракатицы - Sepiida
Отряд Кальмары - Teuthida
Отряд Восьминогие - Octopoda
Отряд Вампироморфы - Vampyromorpha
Тип Кишечнополостные и его характеристика
Тип Кишечнополостные - это двуслойные водные животные с лучевой симметрией тела, он объединяет около 9 тысяч видов многоклеточных животных, имеющих простое строение. Представителями данного типа являются медузы, актинии, коралловые полипы, гидры. Большинство из них живёт в морях, и лишь немногие приспособились к обитанию в пресных водоёмах.
На рисунке ниже показано строение тела и пищеварение кишечнополостных на примере гидры
Признаки |
Особенности |
Строение |
Тело напоминает мешок, открытый на одном конце. Отверстие тела окружено венчиком щупалец и служит ртом, ведущим в замкнутую кишечную полость. У кишечнополостных части тела, подобно лучам, отходят от центральной оси, то есть им свойственна лучевая симметрия. Их тело состоит из двух слоёв клеток: наружного - эктодермы и внутреннего - энтодермы. Между двумя слоями клеток находится студенистое вещество - мезоглея. |
Хищник, захватывает пищу щупальцами и переваривает в полости тела с помощью ферментов пищеварительных клеток, у кишечнополостных есть стрекательные клетки, используемые ими для поражения жертв и защиты от врагов. |
|
Движение |
«шагание» и «кувыркание» |
Раздражимость (способность реагировать на изменения внешней сре-ды) |
За счет нервных клеток, разбросанных по всему телу. |
Размножение |
Бесполое - почкованием; половое - на теле гидры созре-вают половые клетки: женские (яйцеклетки) и мужские (сперматозоиды), они сливаются и образуют зиготу, из кото-рой развивается новая гидра. |
Многообразие Кишечнополостных
Кишечнополостные подразделяют на три класса: Гидроидные (гидры), Сцифоидные (медузы), Коралловые полипы (кораллы, актинии). Размеры и окраска тела кишечнополостных очень разнообразны. Среди них встречаются как одиночные, так и колониальные формы.
Тип Моллюски и его характеристика
Признаки Моллюсков |
Особенности |
Строение |
Выделяют голову, туловище (у большинства покрыто особой складкой кожи - мантией и имеет раковину) и ногу |
Рот (с языком-теркой) --> пищевод --> желудок --> кишка --> анальное отверстие (в кишку открывается проток пи-щеварительной железы - печени). Питаются в основном растительной пищей, есть моллю-ски - фильтраторы (питаются растворенными в воде веществами) и хищники. |
|
Водные моллюски дышат жабрами; сухопутные имеют легкое и дыхательное отверстие, через которое воздух попадает в легкое. |
|
Кровеносная система |
Незамкнутая (кровеносные сосуды открываются в по-лость тела, на нижней стороне тела кровь собирается в другие сосуды); есть сердце (двухкамерное - одно пред-сердие и один желудочек) |
Нервная система |
Окологлоточное скопление нервных узлов, от которых отходят нервы |
Размножение |
Встречаются гермафродиты и раздельнополые организмы; Два типа развития; из яйца развивается молодая улитка (у прудовика) или личинка, из которой развивает-ся взрослый моллюск (у двустворчатых моллюсков) |
Классификация |
1. Класс Брюхоногие (прудовик, катушки, слизни, виноградная улитка, рапана) - имеют цельную раковину, глаза расположены у основания или на кон-цах щупалец. 2. Класс Двустворчатые моллюски (перловица, беззубка, устрица, морской гребешок, мидии) - раковина состоит из двух створок, нет головы, глаз, языка-терки; фильтрующий способ питания. 3. Класс Головоногие (осьминог, кальмар, каракатица) - только морские виды, часть ноги превращена в щупальца с присосками, окружающие ротовое от-верстие; нервные узлы слились и образовали круп-ный головной мозг, хорошо развиты органы чувств. |
Значение в природе и жизни человека |
1. Пища для различных животных 2. Очистка воды от взвешенных частиц 3. Объект промысла (пища для животных и человека, добыча перламутра и жемчуга) 4. Вредители (слизень, виноградная улитка, рапана, корабельный червь) |
_______________
Источник информации:
Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, - СПб.: 2004.
Тема урока: Классификация моллюсков. Местообитания, образ жизни и особенности внешнего строения.
Цели урока: Рассмотреть особенности строения в связи со средой обитания, многообразие моллюсков и их образ жизни; продолжать формирование умений вести наблюдения, работать с наглядными материалами и натуральными объектами; узнавать моллюсков на рисунках, таблицах, сравнивать их между собой для составления общей характеристики; умения работать с учебником (пользоваться его рисунками и текстом в качестве источника знаний).
Оборудование: Таблицы «Тип Моллюски. Класс Брюхоногие», «Класс Двустворчатые. Беззубка», «Класс Головоногие. Дальневосточный кальмар», раковины моллюсков, лупы, пинцеты, инструктивные карточки.
II.Активизация познавательной деятельности
«Улитка, улитка, высунь рога, дам тебе хлеба, кусок пирога». Зачем улитке рога? Для чего ей необходима раковина? Из чего она ее строит? Ест ли улитка хлеб? Попробуем найти ответ на эти и многие другие вопросы.
Моллюсков насчитывают более 130 ООО видов. Это второй по численности после членистоногих тип животных, ведущих свое происхождение от кольчатых червей. Это преимущественно водные животные, лишь немногие приспособились к жизни на суше. Тип моллюсков объединяет 7 классов; наиболее известны и многочисленны 3 из них: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие (таблицы и рис. 148-151 в учебнике). Живут на суше представители лишь одного класса.
-Какого? Почему они могут жить на суше, а другие нет?
Класс Брюхоногие. Объединяет около 105 ООО видов. Представители класса чрезвычайно разнообразны как по строению, так и по образу жизни. Пресноводные моллюски представлены на рисунках двумя видами, наиболее широко распространенными в пресных водоемах и встречающимися очень часто, - это большой прудовик и катушка. Наземные моллюски на таблице (рис. 160) представлены широко известными слизнем и виноградной улиткой.
Морские моллюски хорошо известны благодаря раковинам, особенно красивым у тропических видов. На таблице изображены раковины четырех видов тропических морских моллюсков.
Митра имеет высокую башневидную раковину, ярко окрашенную, с толстыми стенками. Морское ушко названо так благодаря своеобразной форме раковины. Внутренняя поверхность раковины морского ушка, имеющая очень яркий, переливающийся всеми цветами радуги перламутровый слой, служит для различных поделок и в качестве пепельниц. Ципрея и крылорог обитают на коралловых рифах. Крылорог при помощи острых выступов укрепляется за выступы кораллов, чтобы не быть смытым прибойными волнами. Ципрея поселяется в более спокойных коралловых лагунах. Объединяет этот класс около 105 тысяч видов.
Класс Двустворчатые, или Пластинчатожаберные.
Класс объединяет около 20 000 видов медленно передвигающихся или совсем неподвижных животных. Подавляющее большинство из них обитают в морях, но некоторые приспособились к жизни в пресных водоемах, например, перловицы, беззубки (рис. 151), шаровки, горошины, жемчужницы. Морские двустворчатые представлены на рис. 157.
Класс Головоногие объединяет около 730 видов наиболее высокоорганизованных хищных моллюсков-гидробионтов, обитающих преимущественно в теплых морях. Кальмары живут в толще воды, быстро плавают, преследуя свою добычу. Каракатицы также способны плавать, хотя и значительно медленнее, держатся они у дна моря. Осьминоги преимущественно ползают по дну, хотя и могут проплыть небольшие расстояния.
О Прослушав рассказ учителя и используя учебник, составьте схему «Классификация моллюсков» и дополните ее сведениями о средах обитания и о видовом составе моллюсков (рис. 157, 160, стр. 110, 111).
-Чем моллюски отличаются от других животных и какие признаки лежат в основе деления их на классы?
После постановки вопроса организуется работа по изучению нового материала с использованием § 35.
О Используя § 35, составить сравнительную характеристику представителей разных классов моллюсков, найти их общие признаки. Составить таблицу «Характерные особенности моллюсков». В первую колонку таблицы необходимо записать признаки для сравнения моллюсков.
" После первого знакомства с текстом § 35 проводится беседа, в ходе которой в первую колонку таблицы записываются признаки, по которым моллюски будут сравниваться друг с другом.
Признаки для сравнения |
Брюхоногие |
Двустворчатые |
Головоногие |
Места обитания |
Дно и поверхность пресных и соленых водоемов; суша |
Дно пресных и соленых водоемов |
В толще воды и вблизи дна морей |
Раковина |
Цельная, имеет форму завитка; у слизней не развита |
Состоит из двух створок, соединенных связкой |
Не развита |
Деление тела на отделы |
Голова, туловище, нога |
Туловище, нога |
Голова, туловище, щупальца - видоизмененная передняя часть ноги, которая переместилась на голову |
Органы и способ передвижения |
Мускулистая нога, волнообразные сокращения мышц позволяют медленно ползать по субстрату |
Нога, похожая на клин; сокращения и расслабления мышц раздвигают грунт и подтягивают тело |
Щупальца, мантийная полость, воронка; плавают реактивным способом или ходят по дну при помощи щупалец |
Образ жизни |
Малоподвижный |
Малоподвижный 20-30 см/ч |
Подвижный 50 км/ч |
Вид пищи |
Растения, различные органические остатки |
Органические частицы и микроорганизмы |
Крабы, рыбы, моллюски и др. животные |
Способ добывания пищи |
Скоблят при помощи терки части растений |
Пассивно; пища поступает с током воды в мантийную полость. Фильтра- торы |
Хищники; преследуют, подкарауливают, размельчают ротовым клювом и теркой |
Дыхание |
Дышат атмосферным воздухом, используют дыхательное отверстие и легкое. Лужанки морские - жабры |
Дышат растворенным в воде кислородом при помощи жабр |
Жабры используют для дыхания растворенным в воде кислородом |
Мы видим, что признаки моллюсков сформированы в соответствии со средой обитания и образом жизни этих животных. Например, все туловище кальмара - головоногого моллюска покрывает мантия, от раковины осталась лишь роговая пластинка на спинной стороне тела.
-Почему у кальмара и других головоногих моллюсков нет раковины?
-С чем связана утрата головы у двустворчатых моллюсков?
-Двустворчатые моллюски перловицы обитают в водоемах с проточной водой, и не встречаются в водоемах со стоячей водой. Почему?
Для того, чтобы более детально разобрать внешнее строение моллюсков, выполним лабораторную работу (см. Приложение к учебнику, лабораторная работа №3). После выполнения лабораторной работы подводятся итоги и формулируются выводы.
1.Моллюски - это мягкотелые животные с неразделенным на членики телом, имеющие раковину или ее остатки.
2.У большинства моллюсков различают голову, туловище и мускулистую ногу.
3.Известковая раковина с роговым покрытием защищает мягкое тело моллюска от механических воздействий, врагов, у наземных - от иссушения.
4.Тело моллюска снаружи покрыто особой складкой кожи - мантией. Между мантией и телом образуется мантийная полость.
5.Моллюски - это преимущественно водные животные, лишь немногие приспособились к жизни на суше. Все очень хорошо приспособлены к условиям проживания.
IV.Закрепление изученного на уроке материала
-Почему двустворчатые, брюхоногие и головоногие получили такие названия? Какие основные признаки лежат в основе деления моллюсков на классы?
О Напишите на доске термины, с которыми впервые встретились сегодня на уроке. Кратко объясните их значение.
§ 35., вопросы после параграфа, выписать термины в тетрадь, закончить оформление лабораторной работы.