Где в церкви ставить свечи за здоровье. Практическая сторона дела. Что говорить когда ставишь свечку за упокой

(21 голос : 4.62 из 5 )

По благословению Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II

Как возник обычай возжигать свечи и лампады

Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, от которой при святом князе Владимире была получена нашими предками православная вера. Но не в греческих церквях возник этот обычай.

Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности. Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами – одно из первых, данных Моисею Господом ().

В ветхозаветной скинии Моисеевой светильники составляли необходимую принадлежность Священнослужения и зажигались вечером пред Господом (). В храме Иерусалимском одновременно с ежедневной утренней жертвой, совершаемой во дворе храма, в святилище первосвященник безмолвно, благоговейно совершал приготовление светильников для вечернего возжигания, а вечером, после вечерней жертвы – возжигал светильники на всю ночь.

Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия. «Ты, Господи, светильник мой», – восклицает царь Давид (). «Слово Твое – светильник ноге моей», – говорит он в другом месте ().

Из храма в дома ветхозаветных верующих перешло употребление светильников при субботних и других праздничных вечерях, особенно же на Пасху. Так как Господь Иисус Христос «в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот и спасение», тоже совершил Пасху, то можно предполагать, что и в горнице Сионской, которая представляет собой первообраз православных храмов, при первом совершении Святейшей Евхаристии, также горели светильники.

Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. Об этом прямо сказано в книге Деяний святых апостолов: «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников « ().

В первые века христианства при богослужении всегда возжигали свечи

С одной стороны, в этом была и необходимость: христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, да к тому же богослужения чаще всего совершали по ночам, и без светильников обойтись было нельзя. Но по другой, – и главной причине, освещение имело духовное значение. «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, – говорил учитель Церкви , – но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме «.

В конце второго века в Иерусалимской Церкви Бог сотворил чудо: когда на Пасху в храме не оказалось елея для лампад, то епископ Наркис велел налить в лампады колодезную воду – и они горели всю Пасху, как будто были заправлены самым лучшим маслом. Когда на Христову прекратились гонения. и настал мир, обычай возжигать светильники и свечи остался.

Ни одно богослужение, ни одно священное действие не совершалось, как и теперь не совершается, без светильников.

В ветхозаветные времена пред книгой закона Моисеева горела неугасимая лампада, знаменуя, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни. А так как в новозаветные времена Закон Божий содержится в Евангелии, то в Иерусалимской Церкви приняли за правило перед выносом Евангелия нести горящую свечу, а во время чтения Евангелия зажигать все свечи, знаменуя, что свет Евангельский просвещает всякого человека.

Этот обычай перешел и к другим поместным Церквям. Впоследствии стали ставить свечи и зажигать лампады не только перед Евангелием, но и перед другими священными предметами, перед гробами мучеников, перед иконами святых, в ознаменование своего благоволения к святыне. Иероним в послании против Вигилянция свидетельствует: «во всех Церквах Востока, Когда чтется Евангелие, возжигаются свечи и при солнечном сиянии, воистину не для прогнания мрака, но в знак радости, дабы под образом чувственного света показать свет оный… Иные же сие творят в честь мучеников «.

«Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники «, – говорит святой Софроний, Патриарх Иерусалимский (VII век). Святые отцы VII Вселенского Собора определяют, что в Православной Церкви святым иконам и мощам, Кресту Христову, Святому Евангелию воздается честь каждением фимиама и возжжением свечей. Блаженный (XV век) пишет, что «возжигаются свечи и пред иконами святых, ради добрых дел их в мире… «

Символическое значение свечей, подсвечников, лампад и света в храме

Свет в православном храме – это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир.

Древние византийско-русские храмы имели очень узкие окна, создававшие полумрак, сумрак в храме даже в самый яркий день. Но это не тьма, не полное отсутствие света. Это означает земную человеческую жизнь, погруженную в сумрак греха и неведения, в котором, однако, светит свет веры, свет Божий: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (). Сумрак в храме является образом того мысленного духовного сумрака, покрова, которым вообще окружены тайны Божий. Небольшие узкие окна древних храмов, символизирующие источники света Божественного, создавали поэтому в храмах такую обстановку, которая в точности соответствовала приведенным словам Евангелия и правильно отображала природу вещей в духовной области жизни.

Внешний свет допускался внутрь храма лишь как образ света невещественного, и в очень ограниченном количестве. Светом в собственном смысле для церковного сознания является только Божественный свет, свет Христов, свет будущей жизни в Царстве Божием. Этим определяется и характер внутреннего освещения храма. Оно никогда не назначалось для того, чтобы было светло. Светильники храма всегда имели духовно-символическое значение. Они возжигаются и днем, во время дневных служб, когда света из* окон достаточно для общего освещения. В уставных случаях церковные светильники во время вечерних и ночных богослужений могут возжигаться в очень небольшом количестве, а при чтении шестопсалмия на всенощном бдении положено гасить все свечи, кроме свечи в середине храма, где стоит чтец, пред иконами Христа, Богоматери и храма в иконостасе. Сумрак в храме становится очень густым. Но полного мрака не бывает никогда: «Свет во тьме светит». Зато при праздничных и воскресных богослужениях по чину возжигаются все светильники, в том числе и верхние – паникадило и поликандила, создавая образ того полного света Божия, который воссияет верным в Царстве Небесном и содержится уже в духовном значении празднуемого события. Символический характер света в церкви свидетельствуется также устройством и составом горящих свечей и лампад. Воск и елей в древности были приношениями верующих ко храму в качестве добровольных жертв. Литургист XV века, блаженный Симеон, архиепископ Солунский, объясняя символическое значение воска, говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и готовности впредь к послушанию Богу подобно мягкости и податливости воска. Как выработанный пчелами после собрания нектара с множества цветов и деревьев воск символически означает приношение Богу как бы от лица всего творения, так горение восковой свечи, как превращение воска в огонь, означает обожение, превращение земного человека в новую тварь действием огня и теплоты Божественной любви и благодати.

Елей, как и воск, означает тоже чистоту и искренность человека в его поклонении Богу. Но елей имеет и свои особенные значения. Елей – это масло плодов оливковых деревьев, маслин. Еще в Ветхом Завете Господь повелел Моисею, чтобы в жертву Богу был приносим чистый без осадка елей (). Свидетельствуя чистоту человеческих отношений к Богу, елей является знамением милости Божией к людям: он смягчает раны, оказывает целебное действие, одобряет пищу.

Большое богослужебное и таинственное значение имеют Лампады и свечи. Они горят в алтаре за престолом в особом светильнике (семисвечник), лампада или свеча в подсвечнике ставится на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у отдельных икон в алтаре.

В средней части храма лампады обычно возжигаются у всех икон, а возле особо чтимых икон возжигается по нескольку лампад; кроме того, ставятся большие подсвечники с ячейками для многих свечей, чтобы верующие могли ставить здесь приносимые ими к этим иконам свечи. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. Особый подсвечник с большой свечой выносится на малых входах на вечерне и литургии, на великом входе – за литургией, а также перед Евангелием, когда оно выносится на входах или для чтения. Эта свеча знаменует свет Христовой проповеди. Самого Христа, как Света от Света, Света истинного. Такое же значение имеет свеча в подсвечнике, которой вместе с кадилом за литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет народ словами «Свет Христов просвещает всех». Особое духовное значение имеют свечи в архиерейских дикириях и трикириях. Во время каждения храма в уставных случаях диакон предшествует совершающему каждение священнику с особой диаконской свечой, которая знаменует свет апостольской проповеди, предшествующей принятию веры во Христа среди народов, то есть как бы предшествующей Христу, грядущему к людям. Зажженные свечи в руках священников находятся в предусмотренных Уставом случаях богослужения. Особым светильником с тремя свечами священник благословляет народ за пасхальными службами. В центральной части храма из купола книзу ниспускается большой светильник с множеством огней, возжигаемых в положенных случаях, – паникадило или паникандило. Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники меньших размеров, называемые поликандилами. Поликандила имеют от семи до двенадцати светильников, паникадила – более двенадцати.

Церковные светильники бывают разные. Подсвечники всех видов, помимо практического назначения, символизируют ту духовную высоту, благодаря которой свет веры светит всем в доме, всему миру. Паникадило (многосвечники, в переводе с греческого), ниспускающееся сверху в центральную часть храма, иполикандила, находящиеся в боковых приделах, множеством своих огней означают собственно Небесную как собрание, созвездие людей, освященных благодатью Духа Святого, просвещенных светом веры, горящих огнем любви к Богу, пребывающих неразлучно вкупе в свете Царства Небесного. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям. Церковь Небесная освещает своим светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак – таков смысл висящих паникадил и поликандил.

На иконостасе и почти перед каждым киотом в храме висят одна или несколько лампад, стоят подсвечники с горящими свечами. «Светильники, горящие пред иконами, означают, что Господь есть свет неприступный и огнь поядающий для грешников нераскаянных, а для праведников огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, сияющий всей вселенной, что она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя огнь Божества – престол огненный Вседержителя… что святые суть светильники горящие и светящиеся всему миру своею верою и добродетелями… « (св. прав. ).

«Свечи пред иконами Спасителя означают, что Он Свет истинный, просвещающий всякого человека грядущаго в мир (), и вместе Огнь поядающий или оживотворяющий души, телеса наши; свечи пред иконами Божией Матери означают, что Она Матерь неприступного Света, и вместе пламенную любовь к роду человеческому; что Она в чреве носила огнь Божества и неопалима и вечно носит в Себе вселившийся в Нее огнь Божества; свечи пред иконами святых означают пламенную любовь святых к Богу, ради Которого они пожертвовали всем, что бывает дорого для человека в жизни… означают, что они светильники, нам горящие и светящие своею жизнью, своими добродетелями и наши горячие молитвенники пред Богом, день и ночь о нас молящиеся; горящие свечи означают и наше горячее усердие к ним и жертву сердечную… «

Лампада, висящая перед иконой, символизирует древний огненный столб, который в нощи вывел Израиль.

Свечи, горящие на подсвечнике, поставленные вокруг лампады, напоминают молящемуся о купине, о терновом кусте, который горел, но не сгорал, и в котором Бог явился Моисею. Горящая, но не сгорающая купина особенно прообразовала Матерь Божию.

Свечи, поставленные правильными кругами, обозначают колесницу, восхитившую Илию, а сами круги изображают как бы колеса этой колесницы.

«Огонь горящих… свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного – Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. – Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного» (св. прав. ).

Правило возжигания свечей в храме

Возжигание свечей в храме – это особое действо, тесно связанное с песнопением и священнодействиями служб.

В богослужения будничные, когда почти во всех молитвах выражается одно: покаяние, сокрушение и скорбь о грехах, и освещение бывает самое малое: кое-где теплится одинокая свечка или лампада. В дни праздничные, – как например в воскресные дни, когда воспоминается победа Христа Спасителя над смертью и диаволом, или, например, когда прославляются особенно угодившие Богу люди, – церковь выражает свое торжество большим светом. Тут уже возжигаются поликандила , или как у нас говорят паникадила , что, с греческого языка, значит многосвещники. В величайший из христианских праздников – в светлое Христово Воскресение не только освещается вся церковь, но и все православные стоят с зажженными свечами.

Итак, чем радостнее и торжественнее совершается в Храме Богослужение, тем больше бывает света. Церковный Устав предписывает при более радостных и торжественных службах возжигать свечей более, и при менее торжественных, или же печальных, постных – менее. Поэтому на повечерии, полунощнице, часах горит меньше светильников, чем на вечерне, утрене, литургии.

Во время чтения шестопсалмия свечи в храме гасятся. Это делается для того, чтобы псалмы, выражающие сознание своего греховного состояния, изображающие множество врагов, ищущих погубить душу и тело, слушались со вниманием и страхом, и, как писали святые Отцы, чтобы каждый, стоя в темноте, мог вздохнуть и прослезиться.

Темнота во время чтения шестопсалмия особенно способствует сосредоточенности и обращению внутрь своей души.

В середине шестопсалмия священник, как бы принимая на себя звание Ходатая и Искупителя всего рода человеческого, выходит на амвон и пред царскими дверьми, как пред затворенным раем, приносит Богу молитву о всех людях, читая тайно молитвы светильничные. Одно из объяснений светильничных молитв указывает, что они называются так потому, что содержат благодарение Богу за ночной свет, даруемый нам в свечах, и моление, чтобы Господь, под видом вещественного света, наставил нас и научил нас ходить в истине. О таком благодарении и молении пишет : «Отцам нашим заблагорассудилось не с молчанием принимать благодать вечернего света, но благодарить, как только он явится «. В пророческом стихе «Бог Господь и явися нам» прославляются два пришествия Христова: первое как бы утреннее, бывшее во плоти и в нищете, и второе во славе, которое произойдет как бы ночью, в конце мира.

Во время провозглашения мирной ектении зажигаются все свечи в храме, знаменуя, что их осияла слава Господня. На литургии, как на самом торжественном Богослужении, во все дни года (то есть будничные и праздничные), зажигается более свечей, чем на других службах. Первую свечу возжигают на том месте, где начинается Богослужение – на жертвеннике. Затем возжигают свечи на престоле. «Горящие свечи на престоле изображают несозданный троический Свет, ибо Господь живет в свете неприступном (), и огнь Божества, попаляющий нечестие и грехи наши» (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Эти свечи возжигает диакон или сам священник. После этого горящие свечи устанавливаются пред иконами Спасителя, Божией Матери, храмовой и святых.

При начале же чтения св. Евангелия, свечи, как и в древние времена, возжигаются во всем храме, в изображение того, что свет Христов просвещает всю землю.

Возжигание свечей в храме – это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя и нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу, или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.

Если хотите поставить свечку – приходите до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и торжественные моменты Богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих.

Если кто опоздал на службу – пусть дождется окончания Богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния.

Свечи и лампады возжигают не только в Храме, но и в домах благочестивых христиан. Преподобный Серафим, великий ходатай пред Богом за живых и усопших, так пояснил великое значение свеч и лампад: «Я имею… много особ, усердствующих ко мне и благотворящих мельничным сиротам моим. Они приносят мне елей и свечи и просят помолиться за них. Вот, когда я читаю правило свое, той поминаю их сначала единожды. А так как, по множеству имен, я не смогу повторять их на каждом месте правила, где следует, тогда и времени мне не достало бы на совершение моего правила, то я и ставлю все эти свечи за них в жертву Богу, за каждого по одной свече, за иных же постоянно теплю лампады; и где следует на правиле поминать их, говорю: «Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег Тебе аз убогий, сии свещи и кандила (то есть лампады) «. А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка, или так, простое мое усердие, ни на чем Божественном не основанное, то приведу вам в подкрепление слова Божественного Писания. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголавшему к нему: «Моисее, Моисее! Рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандилы во дни и в ноши: сия бо угодна есть предо Мною и жертва благоприятна Ми есть». Так вот… почему святая Церковь Божия прияла в обычай возжигать в святых храмах и в домах верных христиан кандилы, или лампады, пред святыми иконами Господа, Божией Матери, святых ангелов и святых человек. Богу благоугодивших «.

Как мы видим, церковная свеча – священное достояние православия. Она символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью.

Свеча напоминает нам о нашем крещении. Три свечи ставятся на самой) купели, в знамении Св. Троицы, во имя которой бывает крещение. Наши восприемники, произнеся за нас обеты отречения от сатаны и сочетания со Христом, со свечами в руках стояли у этой купели. Свечи, которые они держали в руках, показывали веру в то, что это таинство дает душе крещаемого просвещение, что крещаемый идет от тьмы к свету и становится сыном света, почему и само крещение называется просвещением.

Свеча напоминает нам о нашем бракосочетании. Свечи даются обручающимся и венчающимся. Взожженные свечи в руках сочетающихся браком свидетельствуют о чистоте их жизни. Посредством свечей, зажигаемых новобрачными, как бы сияет чистота брака. Со свечами происходит и таинство соборования. Около лампады или другого сосуда с вином и елеем зажигают семь свечей во образ семи даров Святаго Духа, а все предстоящие держат в руках зажженные свечи в знак своей пламенной молитвы.

Со свечами происходит обряд погребения, и свеча напоминает нам, что и мы будем лежать в гробу, окруженные четырьмя подсвечниками с горящими свечами, символизирующими крест, а наши родные и близкие будут во время панихиды держать в руках горящие свечи, изображая Божественный свет, и которым был просвещен христианин в крещении.

Один вид церковной свечи может вызвать в душе православного человека глубочайшие мысли о жизни и смерти, о грехе и покаянии, о скорби и радости. Много, много говорит церковная свеча и чувству, и уму верующего.

Духовное значение церковной свечи – нашей жертвы Богу

Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремление к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.

Горящая свеча – это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь благоволения к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна.

К несчастью, это происходит нередко, слишком нередко. Многие, кто ставят свечи «о здравии «, «об упокоении «, об успехе какого-либо дела, не только не любят тех, кому ставят эти свечи, но даже не знают, кому ставят эти свечи.

Принято ставить свечи своему Ангелу, то есть святому, имя которого носят А многие ли знают житие своего святого? А не зная, можно ли его любить?

Некоторые из нас вспоминают о Боге, о Богоматери, о святых лишь зайдя в церковь, и то на несколько минут, и думают, что достаточно поставить перед иконой свечу, и молитва наша исполнится – как будто Богу, Богородице и святым нужны свечи!

Часто живя как неверующие, как язычники, или еще хуже, не зная Закона Божия, мы думаем, что, поставив свечу, выполнили свой долг, сделались чистыми и праведными – точно свеча может умолить и умилостивить за нас Бога!

Бывает и хуже. Некоторые не только не считают грехом обмануть, притеснить, ограбить другого, но еще и радуются, когда это удается сделать. И затем думают, что если в праздник расставили свечи в церкви или засветили лампаду дома перед иконой, то Бог не взыщет с них за ложь, за обман, за обиду людям.

Как страшно заблуждаются эти люди! Без любви к Богу, без любви к ближнему, как самому себе, без исполнения Заповедей Господних – не нужны наши свечи. Никто не требует их от нас. Бог требует, чтобы мы любили Его всем сердцем, чтили всей душой, неуклонно исполняли Его святые заповеди и всей жизнью прославляли Его. Его святым угодникам – угодно, чтобы мы подражатели им были, как и они были подражателями Христу , чтобы мы подобно им были и со всем старанием, со всей заботливостью следовали тем, которые живут по образу угодивших Богу, и не следовали врагам креста Христова, им же кончина погибель, им же Бог чрево, и слава в студе их, еже земная мудрствуют . Если мы живем так, если в душе нашей свет Божий, в сердце – огонь любви к Нему и к угодившим Ему и ревность подражать им, – в таком случае будем ставить свечи и зажигать лампады перед образами их: то и другое, как видимое выражение нашего внутреннего света и огня, будет угодно им.

А если в нашей душе тьма беспроглядная; если наша жизнь – грех и беззаконие, что ж тут наши свечки и лампадки? Ровно ничего! Да еще и хорошо было бы, если бы только – ничего. Нет, они оскорбляют Господа Бога и святых Его и возбуждают не любовь и милость, а гнев и наказание. Ведь представь себе: кто обманом и беззаконием награбил миллионы рублей и думает потом, что десятком свечей он не только закроет все свои беззаконные дела, но еще и милость заслужит от Бога, – что он хочет и надеется сделать? Обмануть Господа Бога, подкупить Его святое правосудие? Да, страшно подумать и сказать, но это так. Иначе, зачем в руках его свечки? Свидетельство ли они того, что он любит Бога? Если бы он любил Бога, так и жил бы по-Божьему; а не живет по Божьим заповедям, значит не любит и не знает Его. Что ж тут свечи? Ложь и обман,- как ложь и обман все его слова; как ложь и обман все его клятвы; как ложь и обман все его действия. Но слова, клятвы и действия относятся к людям; а свечи предлагаются Богу и Его угодникам… И вот чем думают угодить Господу Богу, Который видит каждое наше дело, каждое слово и каждую мысль! И странно, до чего может человек ослепить себя. Какой честный человек примет что-нибудь от вора и грабителя? Не только не примет, но еще сочтет оскорблением, если такой осмелится явиться к нему с чем-либо. А тут из добытого обманом и всяческими неправдами, что тоже воровство и. тот же грабеж, ставят свечи. За кого же они считают Бога? Иль они в самом деле думают, что Богу угодно и приятно то, что оскорбило бы всякого честного человека? Погибельное заблуждение! Тем больше погибельное, что они совершенно успокаиваются на своих свечах и убеждены, что поставив свечи, могут и далее бесстрашно и безнаказанно продолжать делать беззаконие.

Нет, не так. Послушайте, что Господь говорил еще евреям, которые, точно также, провождая нечестивую и беззаконную жизнь, думали, что если приносят какие-нибудь жертвы Богу, то уж за них и чисты перед ним и угодны Ему.

«К чему мне множество жертв ваших? Вы приходите являться пред лице Мое; но кто требует этого от рук ваших, чтобы вы топтали двор мой. Впредь не носите мне пустых даров. Курение ваше отвратительно для Меня. Новомесячия ваши, посты и праздничные собрания ненавидит душа Моя. Они мне бремя, и не стерплю больше беззаконий ваших. Когда прострете ко Мне руки ваши, – Я отвращу от вас очи Мои. И сколько бы ни молились, – не послушаю вас». Вот приговор Самого Господа Бога над всеми жертвами, которые приносятся Ему, – значит над свечами, – когда приносящие их не заботятся о важнейшем – об угождении Ему своею жизнью! Если бы и теперь явился пророк Божий среди нас, то как многим-многим он сказал бы от имени Господа Бога: свечи ваши – мерзость Ми есть; постов и праздников ваших ненавидит душа моя. И кто требовал этого от вас? Измыйтеся прежде от нечестий ваших; отьимите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших, научитеся добре творити, взыщите суда (будьте справедливы и честны) и уже потом являйтесь сюда со своими свечами. Иначе, егда прострете руки ваша ко Мне, – отвращу очи Мои от вас; аще умножите моление, – не услышу вас.

Сердце чистое – вот лучшая жертва Богу. С сердцем чистым поставь перед образом свечку, засвети лампадку дома,- они будут угодны Ему и святым Его. И будь твоя свечка наименьшая из всех свечей в церкви, она будет угоднее Ему толстых свечей тех, о которых сказано выше. Но, повторяем, свечи и лампады, сами по себе, без веры и усердия нашего, ничего не значат; никогда не забывайте этого. Не возлагайте на них никаких надежд: они не спасут вас, если сами не заботитесь и не стараетесь об этом; они не принесут милостей от Бога, если вы не любите Его всей душой. Не забывайте также, что все ваши молитвы, все ваши жертвы Господу Богу будут отвергнуты Им, если вы в своем сердце имеете зло против кого-нибудь или находитесь во вражде с ближними. Вот что сказал Спаситель наш: если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде помирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой . Так и должно быть. Вы приходите в церковь засвидетельствовать Господу Богу свою любовь, свое благоговение; но: можно ли истинно любить Господа Бога, не любя своих близких? Нет. Аще кто речет яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, – ложь есть; ибо любяй, брата своего, его же виде, Бога, Его же не виде, како может любити? И сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего.

По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, – то напрасна и жертва твоя Богу «. И последнее. Свечи надо приобретать только в том Храме, куда вы пришли молиться. Приносить с собой свечи, купленные пусть даже в благочестивом месте, но за стенами Храма, и ставить эти свечи перед иконами – нельзя.

Свеча, приобретенная в Храме, для верующего – предмет почтения, она предназначена служить жертвою Богу, в воню благоухания духовного. Свеча, купленная вами за стенами Храма и затем принесенная в Храм – это не жертва.

________________________________________

Наставление православному христианину о церковной свече.- М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; «Новая книга», 1996 – 32 с.

Как поставить свечи
и помолиться
« О здравии »

Свеча, зажжённая перед образами - это наша мизерная жертва Богу. Сегодня, когда храмы освещаются электричеством, зажжение свечей под образами в полноте обрело своё главное предназначение - молитвенное горение перед Богом, Девой Марией, угодниками Божиими.

В храме свечи о здравии принято ставить в любые подсвечники (как правило они такие как на снимке, но на высокой ножке, кроме тех, которые стоят на канунном столе и предназначены для свечей, которые ставятся о упокоении (смотрите материал ниже). Но есть храмы, в которых нет канунных столов и свечи о здравии и о упокоении ставятся в любой подсвечник, ведь главное - молитва:

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовного (имя), родителей моих (имена), сродников и благодетелей и всех православных христиан.

В этой молитве мы не упоминаем своё имя, но: "молитесь о других и вам воздастся" - так кратко можно охарактеризовать высказывания и наставления святых отцов Церкви всех времён. Это же относится к недоброжелателям и врагам нашим: "молитесь за обижающих вас и гонящих вас", сказал Иисус Христос (Мф, 5.44).

Не забывайте молиться своему святому покровителю:

Моли Бога о мне святый (имя святого), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей. Ангелу-хранителю: Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.

Молитв о здравии довольно много, и они есть в любом православном "Молитвослове". Только покупайте "Молитвослов", "Библию", "Евангелие" и вообще - духовную литературу и иконы в православных храмах. Сегодня очень много "самиздата", в котором есть не только искажения, но и купюры, т.е. отсутствуют целые фразы даже в текстах молитв.

Как поставить свечи
и помолиться
« О упокоении »

Для поминовения усопших в храмах устанавливаются канунные столы. Такой стол легко узнать по прямоугольному подсвечнику на котором установлено Распятие (на снимке). Если вы принесли что-либо из снеди, чтобы служители церкви вместе с вами помянули молитвой ваших родных и близких, положите её в корзинки, которые стоят здесь же, на столе, а потом подойдите к подсвечнику.

Сколько будете ставить свечей, определитесь заранее. Здесь трудно что-либо посоветовать. Можно поставить одну свечу за всех, кого поминаете, а можно за каждого отдельно.

Прежде чем поставить свечку, перекреститесь с поклоном. Зажгите свою свечу о горящую, оплавьте низ и поставьте в гнездо подсвечника. Она должна стоять прямо, не падая. Если не получилось с первого раза, оплавьте низ ещё раз и снова поставьте в гнездо...

Чтобы отрешиться от земного, посмотрите некоторое время на трепетный огонёк, успокойтесь, забудьте о мирском и прочтите молитву мысленно или шёпотом. Если не помните наизусть, - по листочку.

Упокой, Господи, души раб Твоих (имена) и всех усопших сродников и благодетелей моих, и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Прочтя молитву, побудьте рядом с теми, о ком молились. Вспомните их лица, речь... Не стесняйтесь слез, если всплакнулось. Прежде чем не спеша отойти, осените себя крестным знамением с поклоном.

Может случиться так: только что зажжённую вами свечу по какой-то необходимости погасил церковный служитель. Не возмущайтесь не только словом, но и духом. Ваша жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом.

Когда идёт Богослужение, и из-за множества народа Вы не можете пройти, то и не нужно проталкиваться к канунному столу. Вы будете мешать молящимся. Передайте свечи и снедь, сказав, чтобы поставили "за упокой".

Бывает, особенно в выходные и праздничные дни, что все гнезда в подсвечниках заняты. В таком случае положите свои свечи в специальную коробочку (ящичек). Свечи, принесённые в жертву, будут обязательно сожжены. За этим следит служитель. Но, положив или передав свечи, не забудьте помолиться. Главное - молитва. Прочитанная от души, она дойдёт ко Господу и будет принята Им должным образом.

Здравствуйте, уважаемые читатели нашего блога! Сегодня наш разговор пойдет о вещах духовных и возвышенных. К сожалению, долгие годы в нашей стране посещение храмов, молитва к Всевышнему считались мракобесием и недостойным деянием советского человека. В результате выросло целое поколение людей, которые не знают простых правил поведения в святых стенах. О том, как ставить свечи за здравие в церкви правильно, как отличить библейские предписания от обычных суеверных примет, мы узнавали из рассказов и объяснений церковных служителей.

Зачем мы ставим свечи

Свеча во время символизирует огонь человеческой души, которая, как верхушка пламени, стремится к высоте. Как огонь сжигает все старое, так молитва должна очистить душу от греховных помыслов и злобных деяний.

Как плавится мягкий воск, так уходят в небытие страдания. Восковая свеча – символ веры, стремления человека к раскаянию через молитву. Другое предназначения ее -жертвенное.

Значение свечей

Вместе с грехом первых людей на земле поселилось зло. Для искупления алчности, гордыни, стяжательства и других неразумных действий Всевышний назначил обязательные пожертвования на богоугодные дела.

Покупка и сжигание церковной свечки – самая малая жертва, которую мы приносим во искупление наших грехов.

Совет. Неважно, сколько свечей, какие они по стоимости, главное, чтобы действие сопровождалось искренним покаянным чувством.

Как ставить свечи за здравие в церкви: где их ставить

Единого определения о том, с какой стороны храма и каким святым зажечь жертвенный огонь, в своде церковных законов нет. Все происходит по велению души и сердца.

Единственное ограничение – свечки за здравие не ставят на канун, то есть специально отведенный столик с распятием и четырехугольным подсвечником. Это место для упокоения.


Если же вы не часто посещаете церковь и растерялись, не знаете совсем, к какой иконе подойти, куда поставить свечу, воспользуйтесь таким советом:

  1. Это не предписание, скорее традиция, но первую свечу обычно зажигают перед образвми Иисуса Христа, Матери Богородицы или перед центральной иконой, почитаемой именно в этой церкви.
  2. Если в стенах храма есть место, где расположены мощи какого-либо святого, зажгите свой огонь около него.
  3. Не обойдите вниманием Святого, который по наречению является вашим ангелом-хранителем.
  4. Если в день посещения почитается память определенного великомученика, попросите о милости и его.

Каким иконам молятся в определенных случаях

Поводов обратится с благодарностью и просьбой о спасении к Богу существует много. Свечу «за здравие» зажигают:

  • с просьбой о выздоровлении близкого человека;
  • перед дальней дорогой или началом серьезного дела;
  • с благодарностью о спасении души.


У каждого есть свои жизненные обстоятельства, когда помощь Бога просто необходима. Существуют иконы, которые способны исполнить особые искренние обращения просящего:

  1. О выздоровлении от серьезной болезни себя или близких людей просят у иконы целителя великомученика Пантелеймона, святой Матроны Московской или Божьей Матери «Целительница».
  2. В борьбе с алкоголизмом помогает икона «Неупиваемая чаша».
  3. В разрешении тяжелой жизненной ситуации с молитвой обращаются к ликам ангелов – хранителей по имени того, за кого произносится молитва. К защитнику ангелу также возносят молитвы за детей.
  4. Для сохранения семьи преклоните головы перед образами блаженной Ксении Петербургской, Богоматери, святого Гурия, Самона и Авива.
  5. С молитвой о рождении ребенка обращаются к праведным Святым Иоакиму и Анне.

Как правильно зажигать свечу

Все церковные процедуры важно исполнять не торопливо, с глубоким покаянием и благодарностью к Богу:

  1. Перед выбранной вами иконой перекреститесь несколько раз.
  2. Свою зажгите от других свечей. Пользоваться для этой цели спичками или зажигалкой в церкви не принято.
  3. Немного растопите нижнюю часть, вставьте свечу в свободную ячейку подсвечника. Проследите, чтобы она не падала, не прикасалась к другим.
  4. Если на подсвечнике нет свободного места, просто положите свою свечу на подставку. Ее обязательно зажгут церковные служки, как только освободится ячейка. Не переживайте, что ваша просьба не будет услышана.
  5. Жертва уже принесена, молитва обязательно дойдет по назначению.
  6. Не спешите уходить, произнесите обязательно молитву тому святому, около которого горит ваш огонь.


gead2.googlesyndication.com/pagead/js/adsbygoogle.js">

Совет. Не расстраивайтесь, если вы не знаете наизусть специальных слов. Услышан будет не бездушно зачитанный текст, а искренняя мольба, пусть даже своими словами.

Почему ставят свечи за здравие врагов

Библейская заповедь о любви к ближнему своему распространяется на всех, независимо от нашего отношения к деяниям того или иного человека.

Простить и пожелать добра тому, кто портит тебе жизнь – самое тяжелое моральное испытание, но только Богу дано судить. Свеча за здравие врагу подразумевает прощение. Вы желайте ему здоровья, а Создатель сам определит дальнейшее развитие событий.

Почему погасла свеча за здравие

Когда тухнет зажженная свеча у многих остается неприятное чувство тревоги. Не стоит принимать подобное близко к сердцу.

Священнослужители призывают мирян не заменять свод правил поведения в церкви, которые составлены на основе библейских заповедей, обычными суевериями.

Свечка может погаснуть просто от дуновения сквозняка или плохого качества фитиля. Повторите действие вторично, или купите другую свечу.

Можно ли ставить свечи некрещеному

Строго запрета на посещения храма человеку, который не прошел таинство крещения, нет. Любой может купить и зажечь свечу.

Не следует упоминать некрещеного человека в записках на здравие – церковь молится только за своих мирян, которые прошли определенный обряд.

Молиться за некрещеного также можно, а вот исполнит ли Бог просьбы — единого ответа на этот вопрос нет.

Три свечи в трех церквях – что это значит?

Очень часто можно услышать совет от всезнающих лиц, что ускорить развязку неприятного дела или выздоровление от тяжелой болезни можно, если посетить три церкви на утренней службе.

Можно обойти все храмы в регионе, скупить там все свечи, но если действие будет превращено в механическое соблюдение ритуала, вряд ли Творец ответит на него.


Можно ли ставить церковные свечи дома

Свечу, приобретенную в храме, ставят дома перед образами. Зажигают ее не только во время утренней или вечерней молитвы. Созерцание пламени помогает успокоиться, направить мысли в нужное русло при решении важных жизненных вопросов. Церковный огонь очищает дом от демонских сил, а душу от скверны.

Теперь вы знаете, как ставить свечи за здравие в церкви и дома. Поделитесь этими знаниями с друзьями. Спаси вас Господь. Захотите на наш сайт чаще и узнаете еще много интересных вещей.

Свечи возжигаются при молении со времён древних христиан. У каждой иконы в храме есть место для установки свечей. Чистый воск свечи означает чистоту и неосквернённость людей, молящихся Богу, мягкость и податливость воска показывают нашу готовность следовать Господним заповедям, а горение свечи выражает нашу горячую молитву, пламень любви к Господу, Матери Божией, святым – тем, чьи священные изображения мы почитаем возжжением свечи.

Так объяснял значение свечи святитель Симеон Солунский, живший в 15 веке. Но горящая свеча – не только символ нашей горячей любви к Богу, но и знак любви Творца, обращённый ко всем нам, освобождение от греха действием огня Божественной любви.

Существует определённый порядок постановки свечей в храме. Зажигают свечу от лампады или другой свечи и ставят на свободное место на подсвечнике, опаляя нижнюю её часть для устойчивости, чтобы расплавленный воск укрепил её на поставленном месте.

Бывает, что все места на подсвечнике заняты. Тогда можно просто положить свечу на подсвечник или рядом – люди, следящие за порядком в храме, сами позже поставят вашу свечу на освободившееся место. Нельзя самим вынимать чужие свечи. Иногда в храме много народу и невозможно пройти туда, куда вы бы хотели поставить свечу. Тогда можно передать её впереди стоящим и объяснить, где нужно поставить эту свечку.

Среди некоторых прихожан существует суеверие о том, что передавать свечу левой рукой «грешно», следует брать свечу только правой рукой. Это не является церковным требованием. Также не существует каких-либо правил о том, куда и сколько свечей следует ставить. Богу угодна любая свеча: и большая, и маленькая. Конечно, если богатый человек ставит дешёвые свечи, то это показывает его скупость. Но если человек беден, то его горячая молитва и благоговейное стояние угоднее Богу, чем самая дорогая свеча, поставленная с холодным сердцем.

Прихожане обычно стараются поставить несколько свечей. В первую очередь ставится свеча к праздничной иконе, которая находится на аналое посреди церкви, а уже потом ставятся свечи за здравие или за упокой. О здравии свечи ставят Спасителю, Божией Матери, святым, которым Господь даровал благодать исцелять болезни. За умерших свечи ставят на канун у распятия.

Можно поставить свечу к любой иконе того святого, к кому вы молитвенно обращаетесь, кого особенно почитаете. Например, о здравии больных часто молятся и ставят свечи перед иконой великомученика и целителя Пантелеимона. Если у вас возникают вопросы, вы можете обратиться к прислуживающим в церкви людям. Они охотно ответят и подскажут, где и какая икона находится в храме.

Если нужной иконы в храме нет, то можно поставить свечу перед любым образом Господа, Пресвятой Богородицы или перед иконой Всех святых и совершить молитву. Можно молиться своими словами, лишь бы они были искренними. Пусть ясный огонь свечей поможет построить тёплую светлую молитву в вашем сердце!

06.10.2014

Ставя свечку в церкви, человек делает добровольно некую жертву Господу. Этим он выражает свою готовность прислуживать и слушаться Бога. Символ теплоты и любви к Отцу Божьему, Богородице и иным святым. Но не все знают, что чтобы поставить свечу за здравие, нужно придерживаться определенных правил.

Как ставить свечу во здравие в храме?

Стоит понимать, что приходить в церковь, как мужчины, так и женщины должны в скромном одеянии. Мужчины не должны приходить в головных уборах, а также спортивном костюме, к женщинам тоже относиться, но только вот покрывать голову все же нужно. Наносить макияж также не рекомендуется.

Традиции

Чтобы поставить свечку в храме за здравие себя или же своих близких, стоит знать традиции, которых нужно придерживаться. Так во время службы нельзя ходить по церкви или же мешать другим прихожанам своими просьбами о том, чтобы они пропустили вас или же поставили за вас свечу. Так, что лучше всего будет приходить после службы или до нее. Выбирать время стоит тогда, когда не будет литургии.

Ставить свечи стоит в соответствии с такой традицией. Сначала нужно подойти к иконе, которая является самой чтимой в храме или же к Празднику. Она будет расположена напротив входа в алтарь. Вам нужно будет подойти к мощам Святых, если они есть в церкви. Потом подойдите так чтобы перед вами была икона святого , которого имя носите и вы, а только потом подходите к подсвечнику, где ставят свечи за здравие. Ставят за здравие на любой из подсвечников, которые есть в храме, от их расположения значимость не будет зависеть. Только вот стоит не ставить свечи на стол для панихид, он имеет распятие, по форме он прямоугольный.

Свечки во здравие ставят Матери Божьей, Спасителю, Пантелеймону целителю, Святым, исцеляющим недуги, а также помогающие в трудных ситуациях в жизни человека. К примеру, супруги, которые страдают бесплодием, могут поставить свечку Праведным Божьим отцам Анне и Иоакиму, которые известны, как родители Пресвятой Богородицы, а вот женщины, которые вынашивают ребенка – Божьей Матери. Также те, кто имеют недуги или просят об исцелении кого-то, стоит поставить свечку:

Матроне Московской,
Саровскому Серафиму,
иным почитаемым Угодникам Божьим.

Покупать свечи нужно в храме, в лавке. Стоимость будет на свечи различна, только вот этот фактор не будет иметь никакого значения, главное искреннее обращаться к Богу. Подойдите к иконе Святого, перекреститесь и повторите 2 раза Отче наш. Поставьте свечу на свободное место в подсвечнике.


Довольно часто люди приходят в церковь, желая поставить свечу, однако, они не знают, как правильно это делается. Именно поэтому в рамках данной статьи необходимо немного рассказать об этом ритуале. Прежде всего, ...



Многие люди задаются вопросом, — «Как же необходимо вести себя в Храме?», бывает, что спросить об этом не у кого, а спрашивать у всезнающих бабушек не хочется. В первую очередь стоит понять, что Храм это не светское...