Происхождение быт и верования восточных славян в древности. Быт и нравы славян

Быт и нравы древних славян

Интересные строки описанию быта и нравов восточных славян посвящает автор «Повести временных лет», не стесняющийся, впрочем, сгущать краски, когда он говорит о неполянских славянах, проявляя, по-видимому, религиозную пристрастность: поляне были в его время уже христианами, а прочие племена держались еще языческого культа.

С. Иванов. Сцена из жизни восточных славян. Нач. XX в.

По характеристике летописца, поляне – народ кроткого и тихого нрава и имеет «стыдение» к своим снохам, к сестрам, к матерям и к родителям, а снохи у полян имеют «великое стыдение» к свекровям и к деверям. Поляне, по летописцу, знали брачные обычаи, т. е. брак, оформленный и санкционированный известной традиционной народной обрядностью.

По описанию арабского писателя Ибн-Даста (X в.), «страна славян – страна ровная и лесистая; в лесах они и живут. Они не имеют ни виноградников, ни пашен. Из дерева выделывают они род кувшинов, в которых находятся у них ульи для пчел, и мед пчелиный сберегается. Один кувшин заключает в себе около 10 кружек его. Они пасут свиней наподобие овец».

Ибн-Даста, как и Ибн-Фадлан, описывает практикуемый у славян обряд сожжения покойников, о чем говорят также и Аль-Масуди и Ибн-Хаукаля, а Ибн-Вахшия в связи с этим замечает: «Я удивляюсь славянам, которые, несмотря на крайнее свое невежество, удаление от всякой науки и мудрости, постановили о сожжении всех своих мертвецов, так что не оставляют ни царя, ни другого человека без сожжения после смерти».

Исключительно яркую картину похоронного обряда сожжения знатного руса со всеми сопровождающими его деталями, в том числе и с закланием на могиле покойника для погребения вместе с ним одной из его жен, дает Ибн-Фадлан. О сожжении вместе с мужем и его жены у славян говорят также Аль-Масуди и Ибн-Даста. Археологические раскопки славянских погребений подтверждают данные арабских источников.

По сообщению летописца, эти же народы совершали по умершим тризну, а затем труп сжигали на большом костре и, собрав после этого кости, «вложаху в судину малу, и поставляху на столпе на путех, еже творять Вятичи, – замечает летописец, – и ныне».

Таких же обычаев, по летописцу, придерживались и кривичи и прочие язычники, «не ведуще закона божия».

По свидетельству Прокопия, славяне жили «в дрянных избах, разбросанных на большом расстоянии одна от другой». Другой, западный, источник, Гельмольд, говорит о славянах, что они не заботятся о постройке своих домов, а обыкновенно сплетают себе избушки из хвороста, лишь бы укрыться от дождя и непогоды.

«Едва раздастся клик военной тревоги, – говорит этот автор, – они поскорее заберут весь хлеб, спрячут его с золотом, серебром и всеми дорогими вещами в яму, уведут жен и детей в надежные убежища, в укрепления, а не то в леса, и не останется на расхищение неприятеля ничего, кроме одних изб, о которых они не жалеют нимало».

Ибн-Даста говорит о славянах, что из-за сильных холодов, которые бывают в их стране, каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывает деревянную остроконечную крышу, наподобие крыши христианской церкви, и на крышу накладывает земли. В такие погреба они переселяются со всем семейством и остаются в них до весны.

Н. Рерих. Город строят. 1902 г.

Обогревают они это жилье следующим образом: зажигают дрова, и на огне раскаляют камни докрасна. Когда же раскалятся камни до высшей степени, поливают их водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают уже одежду.

Нападение угров на славянское поселение

Изображая славян как выносливый и закаленный, но примитивный и малокультурный народ, ограниченный в своих потребностях, предпочитающий беззаботность жалкого существования, умеренность в пище и праздную, но свободную жизнь труду, византийские авторы, тем не менее, говорят о них, что они не злы и не коварны (Прокопий); что они ласковы с чужеземцами (гостями), принимают их у себя, провожают из одного места в другое, куда им нужно, и даже, если приключится гостю какая-нибудь беда по вине хозяина, то тот, кто принял после него гостя, выступает против нерадивого, считая честью для себя вступиться за гостя; что своих рабов не задерживают в неволе навсегда, как другие народы, но назначают им определенное время службы и потом предоставляют на выбор – вернуться ли на родину с известным вознаграждением, или же остаться у них в качестве свободных товарищей; что славянские женщины целомудренны выше всякого вероятия, так что большинство их считают смерть своих мужей своею собственной смертью и добровольно удавливают себя, потому что для них вдовство – уже не жизнь; что славяне не хотят никому служить или быть под властью; что они выносливы при всяких лишениях – жаре, холоде, дожде, недостатке одежды и пищи, но у славян, говорят эти же источники, нет согласия, они упрямы, не желают подчиняться в своих взглядах мнению большинства, следствием чего являются кровавые столкновения (Маврикий, Лев Мудрый).

Немецкий писатель Адам Бременский говорит о поморских славянах: «Нет народа более гостеприимного и приветливого, чем они».

Даже балтийские пираты, по свидетельству Гельмольда, отличались гостеприимством и щедростью. Для гостя и странника славянин готов был жертвовать всем, что у него было лучшего. Заботиться о больных и престарелых, кормить их и покоить считалось у славян священным долгом. Сам Гельмольд имел случай непосредственно убедиться на приеме, который устроил ему князь вагрский Прибыслав, в широком гостеприимстве славян и пришел к заключению, что нет народа приветливее славян своим гостеприимством. В приглашении гостя, пишет он, они все как бы нарочно соревнуют друг другу, так что никогда не приходится страннику самому просить у них приема. Что ни приобретает славянин своим трудом, хлеб ли, рыбу ли, дичь ли, он все израсходует на угощение и считает того лучшим человеком, кто щедрее…

По словам Адама Бременского, всякий приезжий иностранец пользовался у балтийских славян всеми гражданскими правами туземцев. Даже и саксы, говорит он, приезжающие к ним в город Юлин, самый большой из всех городов Европы, получают равные права с туземцами, лишь бы во время своего пребывания не совершали публично христианских обрядов. Весь народ там, говорит этот автор, предан еще языческим заблуждениям; впрочем, относительно нравов и гостеприимства не найти людей честнее и добродушнее.

Аналогичную характеристику славян дают и арабские источники, говоря о нравах восточных славян. Так, например, арабский писатель Ибн-Даста (X в.) говорит о русах, что с рабами они обращаются хорошо и заботятся об их одежде; что у них большое число городов, и что они живут на просторе; гостям оказывают почет и обращаются хорошо с чужеземцами, которые ищут у них покровительства, да и со всеми, кто часто у них бывает, не позволяя никому из своих обижать или притеснять таких людей. Во всяком случае, замечает Ибн-Даста, если кто из них обидит или притеснит чужеземца, помогают последнему и защищают его.

Как восточные, так и западные источники единодушно говорят об отваге и воинственности славян. Так, например, арабский писатель Ибн-Якуб говорит о славянах, что они народ отважный и воинствен ный и никто не сравнился бы с ними в силе, если бы не разрозненность их многочисленных, обособленных племен.

Такую же характеристику славян дает и Аль-Бекри (XI в.), говоря: «Славяне народ столь могущественный и страшный, что, если бы они не были разделены на множество поколений и родов, никто в мире не мог им противостоять». С этой характеристикой арабских писателей совпадают и более ранние отзывы византийцев.

Добродушные, приветливые и гостеприимные, независимо от национальности гостя, в домашней обстановке, отважные и воинственные, как они рисуются у древних авторов, славяне на войне проявляли непримиримую и беспощадную свирепость. По свидетельству Прокопия, переправившись в 549 г. через Дунай, славяне ужасным образом опустошили всю Иллирию до Эпидамна; встречных, без разбора возраста, частью умерщвляли, частью уводили в плен, лишая их имущества. В 550 г., взяв в плен вождя греческого войска Азбада, они сожгли его на костре. Взяв приступом сильную крепость на Эгейском море, они умертвили всех жителей – мужчин до 15 тысяч человек, расхитили имущество, а жен и детей отвели в рабство… И долго вся Иллирия и Фракия, замечает Прокопий, были покрыты трупами. Встречных они убивали не мечом, не копьем и не каким-либо иным оружием, а сажали на кол, распинали на кресте, били батогами по голове; иных, заперши в шатры вместе с быками и овцами, которых не могли увести с собою, безжалостно сжигали.

Славянам был присущ героизм на войне, и свои военные подвиги в защиту родины и свободы они всегда считали для себя делом чести, славы и доблести. И это они блестяще доказали на востоке и на западе славными подвигами на протяжении всей своей боевой истории, начиная с IV в. н. э., в борьбе с гуннами, аварами и уграми, с греками, с немцами, со шведами, с татарскими ханами и с польскими панами, стойко и мужественно защищая свою родину и свою свободу.

Из книги Мифы славянского язычества автора Шеппинг Дмитрий Оттович

Глава XII Праздники и времяисчисление древних славян Понятие времени вообще как не основывающееся ни на каком достоверном факте, вероятно, у славян не существовало, хотя некоторые ученые и принимают Житоврата или Кродо за нашего Сатурна, и Дамианович переводит греческого

Из книги История культуры: конспект лекций автора Дорохова М А

1. Культура древних славян Славяне – часть древнейшего индоевропейского этнического единства. В состав индоевропейской семьи они входят вместе с европейцами. Их история представлена в древних книгах. Например, в Библии говорится о трех сыновьях Ноя, и от одного из них,

Из книги История культуры автора Дорохова М А

41. Культура древних славян Славяне – часть древнейшего индоевропейского этнического единства. В состав индоевропейской семьи они входят вместе с европейцами. Их история представлена в древних книгах.Одним из наиболее значимых источников сведений о славянских

Из книги Боже, спаси русских! автора Ястребов Андрей Леонидович

Времена и нравы Иностранцы, прибывшие из стран, где женщины высших сословий были хорошо образованы, пользовались личной свободой, всеобщим уважением и носили декольтированные платья, немало удивлялись патриархальному укладу русской семейной жизни XVI – XVII

Из книги Славянская мифология автора Белякова Галина Сергеевна

2. КУЛЬТ ПРИРОДЫ У ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

7. ДОМ И ОДЕЖДА ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Из книги Божества древних славян автора Фаминцын Александр Сергеевич

Нравы древних россиян Нравы того времени можно назвать варварскими или, как говорит Н.М. Карамзин, они представляли собой «смесь варварства с добродушием».Для славян-язычников характерно было преобладание физической силы, которой могла противостоять только

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Нравы С укреплением христианства распространялась набожность. Князья, вельможи, купцы строили церкви, основывали монастыри и часто сами уходили в них от мирской суеты.Священнослужители порицали злодеяния и предостерегали правителей от совершения недостойных

Из книги История деградации азбуки [Как мы потеряли образы букв] автора Москаленко Дмитрий Николаевич

Нравы Церковь запрещала разного рода увеселения и удовольствия, чтобы закрыть дорогу дьяволу. Однако словно в насмешку над церковными запретами в России существовали общие бани. С одной стороны, мужчины и женщины мылись в разных отделениях, но при выходе из парной они,

Из книги автора

Жестокие нравы Де Кюстин рассказывает, как какой-то курьер или лакей какого-то адъютанта императора, стащил с облучка молодого кучера и колотил его до тех пор, пока не разбил все лицо в кровь. На прохожих между тем эта расправа не произвела никакого впечатления, а один из

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Антропологический тип древних славян Славянство сложилось на территории распространения различных расовых типов, и если обратиться к погребениям восточных славян IX–XII вв., то, естественно, мы увидим различные физические особенности населений одной и той же области.В

Из книги автора

Языческие верования древних славян Общий обзор В Киевской Руси господствовали языческие верования. Язычники смотрели на жизнь человека с чисто материальной стороны. Религия восточных славян поразительно близка к первоначальной религии арийских племен: она состояла в

Из книги автора

Представления древних славян о смерти О смерти в русских похоронных причитаниях придумано много образных определений – «голодная», «неуемная», «недосужная», «смерть-злодей», «змея лютая».Она приходит не спросясь, украдкой, никогда не стучится в ворота и пр.Смерть с

История восточных славян, как и большинства других народов, уходит своими корнями в глубокую древность.

1. Происхождение восточных славян Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н. э. Их прародиной, по археологическим данным, была территория к востоку от германцев - от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия до н. э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Античные авторы упоминают славян под именем венедов. Венеды в ту пору занимали приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, Юго-Западной Белоруссии и Северо - Западной Украины. В эпоху Великого переселения народов славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зоне. Особенности земледельческого хозяйства заставляли славян колонизовать обширные территории. Славяне продвигались и селились вдоль больших рек. Местное население (иранское, балтское, угро-финское) легко ассимилировалось славянами, как правило, мирным путём. Особыми были отношения славян с кочевыми народами. По этому степному океану, протянувшемуся от Причерноморья до Центральной Азии, волна за волной кочевые племена вторгались в Восточную Европу. В конце IV в. готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедшими из Центральной Азии. В 375 г. орды гуннов заняли своими кочевьями территорию между Волгой и Дунаем, а затем продвинулись дальше в Европу до границ Франции. В своем продвижении на запад гунны увлекли часть славян. После смерти предводителя гуннов Атиллы (453 г.) гуннская держава распалась, и они были отброшены на восток. Восточные славяне в VI-IX вв. В VI в. славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени - Византии.

3. Быт и верование Хозяйство славян. Основным занятием восточных славян было земледелие. Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом. С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами. В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Там плодородных земель было много, и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т.е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки. С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля). Община. Жизнь восточных славян среди дремучих лесов и болот нельзя назвать легкой. Прежде чем срубить дом, нужно было найти сухое и сравнительно открытое место, а главное расчистить его. Невозможно было в одиночку заниматься и земледелием. Трудоемкие задачи мог выполнять только большой коллектив. В его задачу так же входило следить за правильным распределением земли. Поэтому большую роль в жизни русской деревни приобрела община - мир, вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при разделе). С усовершенствованием орудий труда на смену родовой пришла соседская, или территориальная община, в пределах которой возникает и укрепляется частная собственность. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья и т. п. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями. Единство соседской общины поддерживалось не кровной, а хозяйственной связью. Моногамная семья, состоящая из мужа, жены, детей, становится составной частью социальной клеточки общества - соседской общины. Жилище. Как правило, поселок не велик - от одного до пяти дворов. Поселки в несколько десятков домов, по-видимому, были большой редкостью. Посёлки обносились земляными валами, следы которых нередко встречаются археологам. На валах ставили частоколы для защиты от врагов и диких зверей. Поселки располагались обычно по берегам рек. По-видимому, несколько поселков составляли одну общину. В пользу такого утверждения говорит группировка древних городищ «гнездами», разделенными расстоянием несколько десятков километров. Внутри гнезда поселки располагались значительно ближе друг к другу. Верование. Религия восточных славян была сложной, разнообразной, с детально разработанными обычаями; как и другие древние народы, славяне были язычниками. Они населили мир разнообразными богами и богинями. Были среди них главные и второстепенные, всесильные и слабые, шаловливые, злые и добрые. Важнейшими богами славян были Перун - бог грома, молнии, войны; Сварог - бог огня; Велес - покровитель скотоводства; Мокошь - богиня, оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл - бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит об отсутствии устойчивого славянского межплеменного единства.

Сложной, разнообразной с детально разработанными обычаями была религия восточных славян. Её истоки уходят в индоевропейские древние верования и ещё дальше к временам палеолита. Именно там, в глубинах древности зарождались представления человека о сверхъестественных силах, которые управляют его судьбой, о его отношении к природе и о её отношении к человеку, о своём месте в окружающем мире. Религия, существовавшая у разных народов до принятия ими христианства или ислама, называется язычеством. с VI по IX в. восточные славяне и их соседи находились на общественно-первобытном уровне развития, который в этот же период начал постепенно трансформироваться в феодальный. Появляются территориальные общины, союзы племен, во главе которых стояли «лучшие мужи». Эти зачатки властных отношений способствовали тому, что в IX веке на территории расселения восточных славян образовалось Древнерусское государство и начался новый этап в российской истории.

Из учебников по истории мы знаем, что славяне - это одна из самых больших этнических общин в Старом мире. Однако до конца не понятно, ни кем они были, ни откуда пришли. Попробуем изучить по крохам эти скудные сведения, а также остановимся на более достоверных фактах о жизни, быте, культуре и верованиях этих племен.

Кто они?

Попробуем выяснить, славяне - это кто, откуда пришли в Европу и зачем покинули свою родину. Есть несколько версий по этому вопросу. Одни историки считают, что ниоткуда не приходили, а обитали здесь с момента сотворения мира. Другие ученые считают их потомками скифов или сарматов, третьи - относят к другим народностям, вышедшим из глубин Азии, в том числе и к ариям. Но точно сделать выводы нереально, каждая гипотеза имеет свои недостатки и белые пятна.

Общепринято считать славян индоевропейским народом, который оказался в Старом мире в ходе Великого переселения. Он утратил связь с родственными из-за большого расстояния и пошел своим путем развития. Но много приверженцев имеет теория, что эта этническая община пришла из Азии после Потопа, по пути ассимилируясь с местными жителями и основывая очаги цивилизаций - этрусков, греков и римлян, а далее заселили Балканы, берега Вислы, Днестра и Днепра. считает, что славяне пришли в Русь после

Не меньше споров вызывает и название этноса. Некоторые исследователи убеждены, что славяне - это значит «люди грамотные, владеющие словом», другие переводят название как «славные» либо ищут его истоки в имени Днепра - Славутич.

Основные занятия наших предков

Итак, мы выяснили, что славяне - это кочевые племена, которые осели. Их объединял общий язык, верования, традиции. А какими были занятия славян? Тут нет вариантов, конечно же, это земледелие. В лесных зонах сначала нужно было подготовить участок, вырубив деревья и выкорчевав пни. В лесостепных районах сначала выжигалась трава, а затем землю удобряли пеплом, рыхлили и сажали семена. Из орудий использовался плуг, соха, борона. Из сельскохозяйственных культур они выращивали просо, рожь, пшеницу, ячмень, горох, коноплю, лен.

Остальные занятия славян были направлены на производство орудий труда для земледелия (кузнечное дело), а также для обеспечения бытовых нужд (гончарство). Было высоко развито животноводство: наши предки разводили овец, лошадей, коз, свиней. Кроме того, они пользовались дарами леса: собирали грибы, ягоды, мед лесных пчел, охотились на дикую птицу и зверей. Этим и торговали с соседями, а первыми деньгами принято считать шкурки куниц.

Культура

Спокойная жизнь славян благоприятствовала развитию культуры. Земледелие оставалось главным занятием общины, но развивались и декоративно-прикладные ремесла (ткачество, ювелирное искусство, резьба по дереву, кости и металлу, бондарство, кожевенное дело). Были у них и зачатки письменности.

Жили наши предки общинами, важные решения принимали на общем собрании. Во владении общины находились луга, пахотная земля, пастбища. Но каждый человек мог иметь собственное имущество и скот. Во главе племенного союза стоял князь, который опирался на бояр-вотчинников. Это были уважаемые люди, которых выбирали во время народного собрания, потом они превратились в местную знать.

В быту славяне были неприхотливыми, легко переносили капризы погоды, голод. Но оставались гордыми, свободолюбивыми, храбрыми и верными своей общине, своему роду. Гостя всегда встречали хлебом и солью, предлагая самое лучшее, что имелось в доме.

Беспокойные соседи

Славяне поселились между Европой и Азией, в землях с уникальным запасом ресурсов и плодородной почвой. Заняли они обширную территорию практически безболезненно, так как места хватало всем. Но богатства земли привлекали грабителей. Беспокойные соседи славян - кочевники авары, хазары, печенеги и половцы - постоянно совершали набеги на деревни. Нашим предкам приходилось объединяться против них и сообща бить незваных гостей. Это научило их военному делу, постоянной готовности к опасности, частой смене мест обитания, выносливости. Но сами по себе славяне были невоинственными, дружелюбными, они уважали права других, никогда не имели рабов.

Вместо заключения

До того, как князь Владимир крестил Русь, славяне были язычниками. Они поклонялись силам природы, строили капища и создавали кумиров, приносили им жертвы (не человеческие). Особенно был развит культ предков, в том числе и умерших. Христианство позволило древнерусскому государству стать ближе к Европе, но в то же время украло многое. Были уничтожены объекты материальной, духовной и культурной ценности, утратилось то, что выделяло славян среди других народов. Появился некий симбиоз, который хоть и имел элементы прежней культуры, формировался под влиянием Византии. Но это, как говорится, уже совсем другая история...

15.02.2014

Древние славяне нравы и обычаи которых легли в культурную основу большей части восточноевропейских народов, выделились некогда из большой индоевропейской группы племен. В древние времена эта обширная общность людей расселилась по всей Евразии, дав начало многим известным народам. Так, и древние славяне, объединились некогда из числа индоевропейцев, ведущих единый хозяйственный уклад, сходных по языку и общественному устройству. В течение 4-6 веков до н.э. славяне принимали участие в великом переселении народов, по результатам которого они колонизировали земли Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы, в последующем разделившись на три ветви славянства – западных, восточных и южных.

Расселение племен древних славян

Впервые стали упоминать о славянском народе византийские хроники 6 века н.э., говоря в основном о племенах, живших на территории Балкан, а благодаря Нестору летописцу нам сегодня известно племенах и землях восточных славян. Расселение племен было следующим:

  • Кривичи жили в верховьях волги, Днепра и Западной Двины и севернее;
  • Поляне обитали в районе Среднего Днепра, на территории современного Киева;
  • Тиверцы и уличи в низовьях Днепра, Побужья и устья реки Дунай;
  • Вятичи в верховьях Оки и ниже по течению;
  • Словене в землях от Волхова до Ильменя;
  • Дреговичи населили Полесье, от Припяти до Березины;
  • Древляне, по берегам Тетерова и у реки Уж;
  • Радимичи меж Ипутью и Сожем;
  • Северяне близ Десны;
  • Дулебы, они же Волыняне, Бужане жили на Волыни;
  • Хорваты на склонах карпатских гор.

Жизнь древних славян

Прояснить жизнь, обычаи и традиции славян помогли многочисленные раскопки и научные работы. Стало известно, например, что долгое время древние славяне не отходили от традиций патриархального уклада и общинно-родового строя. Семьи объединялись в рода, а те в племена. Управляли общественной жизнью почтенные старейшины, которые для решения всех важных вопросов собирали вече (совет). Время принесло обособление семейной деятельности, и родовое устройство постепенно перешло в общинный уклад (вервь).

Славяне были оседлым народом и занимались земледелием, вспахивали поля сохой, запряженными волами и лошадьми, собирали урожаи полезных растений и прекрасно владели различными промыслами – охотой, рыбалкой, а также немного разводили скот и владели ремеслами. Большую активность славяне проявляли в добыче воска и меда – бортничестве.

Считается, что развитие торговли дало толчок к появлению у древних славян городов. Многие племена стали иметь свои центры. Ильмене построили Новгород, поляне – Киев, мать городов русских, северяне – Чернигов, Радимичи –Любеч, а кривичами был основан Смоленск. Славянские поселенцы селились в городищах - селениях по берегам рек, что кормили славян и служили для перемещения по воде. В городах неизменно появлялись воинские дружины, в которые объединялись славянские воины, а во главе войск становились Князья. Зародившаяся власть постепенно обретала все большее влияние, становясь полновластными правителями в своих землях. К примеру, варяги Аскольд и Дир основали княжество в Киеве, в Новгороде княжил Рюрик, а в Полоцке – Рогволод.

Религия древних славян

Древние славяне нравы и обычаи которых, а также представления о мире были языческими, обожествляли природу, умерших предков и верили в существование всевозможных богов. Сварогом славяне называли небо, небесные явления которого, считались его детьми, сварожичами. К примеру, Перун, сварожич, был громовержцем и пользовался большим почтением у славян. Помимо владения молниями и громом, он был богом войны, покровительствующим славянским воинам. Солнце и Огонь почитались за свою силу, живительную или губительную. Например, добрый Дажьбог даровал свет и тепло, а гневливый Хорс, мог выжигать посевы и природу жарой и пожаром. Над ветрами властвовал Стрибог.

Божественной воле наши предки приписывали владычество над всеми природными явлениями и процессами, стараясь завоевать расположение богов различными жертвами и праздниками. Волхвы, ведуны – славянские жрецы, умели распознавать волю богов, и обладали религиозной властью в своих племенах. При этом каждый пожелавший мог принести жертву богам сам. В позднее время славяне стали создавать из обработанного дерева многочисленные идолы, служившими отображениями их богов. Принятое в 10 веке князем Владимиром христианство, многие годы занималось искоренением язычества на Руси, и, тем не менее, вера и традиции славян сохранились по сей день, в виде фольклора, народных примет и всевозможных праздников.
Видео: Славянские праздники

Они, по-видимому, жили еще в формах так называемого патриархального или родового быта. Родовые старейшины имели большую власть каждый в своем роде: они разбирали и решали споры и столкновения между членами рода; если же кому-либо из родичей была нанесена обида от чужеродцев, то родичи должны были отомстить обидчику (за убийство родичи мстили убийством, так называемая «кровная месть»). Если возникали вопросы, касающиеся всего племени, особенно в случаях внешней опасности, родовые старейшины собирались на совет и иногда выбирали общих предводителей, власть которых прекращалась после того, как опасность миновала.

Однако этот примитивный патриархально-родовой быт начал быстро разлагаться по мере того, как славяне расселялись в Поднепровье и далее – на север и восток.

«В этом пустынном лесистом краю пришельцы занялись ловлей пушных зверей, лесным пчеловодством и хлебопашеством. Пространства, удобные для этих промыслов, не шли обширными сплошными полосами... Такие места являлись удаленными один от другого островками среди моря лесов и болот. На этих островках поселенцы и ставили свои одинокие дворы, окапывали их и расчищали в окрестностях поля для пашни, приспособляя в лесу борти и ловища» (Ключевский). Границы владений каждого двора определялись впоследствии стереотипным выражением: «куда топор и коса и соха ходили»...

Однако трудные условия жизни и хозяйства – необходимость расчищать пашни из-под леса («поднимать новину»), охота на хищных зверей и т. д. – не допускали чрезмерного дробления сил. Типичной формой славянских поселений становятся небольшие деревни – в один, два, три двора, а основной ячейкой общественной организации становятся сложные семьи во главе с домохозяином (типа югославянской «задруги»), включающие нескольких родственников, а нередко и посторонних лиц, принятых в хозяйство. Несколько таких поселков или задруг-дворищ объединились в союзы («верви» «Русской Правды »), но это были уже союзы не кровные, а территориальные, соседские, связанные экономическими интересами, а также интересами взаимной защиты.

О нравах и обычаях древних славянских племен киевский летописец (монах) отказывается весьма сурово. Он сообщает, что они «живяху в лесе, якоже всякий зверь», «живущие скотски: убиваху друг друга, ядоху вся нечисто, и брака у них не бываше, но умыкиваху (похищали) у поды девиц».

Летописец-христианин осуждает обычаи кровной мести (или самосуда), употребление в пищу «зверины» и беспорядочность брачной жизни: многоженство и «умыкание» невест; впрочем, он говорит, что обычно похищали невест «с нею же кто совещаше», т. е. по обоюдному согласию. Впоследствии вместо похищения (или после похищения) жених уплачивал выкуп родным невесты.