Страсти по Марии: Почему одни считают Магдалину Блудницей, а другие святой мироносицей. Святая равноапостольная мария магдалина

Мария Магдалина - преданная последовательница Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц, из которой Господь изгнал семь бесов и, которая после исцеления всюду следовала за Христом, присутствовала при Распятии и была свидетельницей его посмертного явления. По преданию, через некоторое время после Распятия Магдалина отправилась в Эфес вместе с девой Марией к Иоанну Богослову и помогала ему в его трудах.

Святая равноапостольная Мария Магдалина родилась в городе Магдала, близ Капернаума, на берегу Геннисаретского озера, в Галилее, недалеко от того места, где крестил Иоанн Креститель. Остатки древнего города уцелели до наших дней. Теперь на его месте стоит лишь небольшой поселок Медждель. По названию города равноапостольная Мария получила свое прозвание Магдалина, для отличия ее от прочих благочестивых жен, упоминаемых в Евангелии с именем Марии.

Мария Магдалина была истою галилеянкою. А галилеянин, галилеянка в проповеди и утверждении христианства означает очень много.


Карта Галилеи

Галилеянином звали Самого Христа Спасителя, так как Он с младенчества рос и жил и потом много проповедовал в Галилее. Галилеянами были все первозванные Апостолы Христовы, исключая одного только Иуду Искариота-предателя не галилеянина. Большинство из уверовавших в Господа сразу после Его Воскресения состояло из галилеян. Поэтому в начале всех последователей Христа Спасителя называли «галилеянами», поскольку галилеяне воспринимали и распространяли учение Христово ревностнее прочих иудеев. Галилеяне же также много и резко отличались от иудеев прочих областей Палестины, как контрастно отличалась природа Галилеи от южной Палестины.


Галилея

В Галилее природа была жизнерадостна и население живое, простое; в Палестине южной – бесплодная пустыня и народ, не желающий признавать ничего, кроме буквы и формы правил. Жители Галилеи охотно воспринимали идеи духа закона; у иудеев же иерусалимских господствовала одна рутинная внешность. Галилея стала родиною и колыбелью христианства; Иудея была иссушена узким фарисейством и близоруким саддукейством. Однако ученых школ галилеяне не заводили и потому гордые книжники и фарисеи иудеи называли галилеян невежами и глупцами; за неясное, неотчетливое различение и произношение галилеянами некоторых еврейских гортанных букв, раввины иудейские не допускали их читать вслух молитвы от лица собрания и осмеивали их. Галилеяне были пылки, отзывчивы, стремительны, благодарны, честны, храбры, – были восторженно религиозны, любили слушать поучения о вере и о Боге, – были откровенны, трудолюбивы, поэтичны и любили греческое мудрое образование. И Мария Магдалина проявила в своей жизни много прекрасных свойств своих родичей галилеян, первых и ревностнейших христиан.

О первом периоде жизни святой Марии Магдалины нам ничего неизвестно до момента ее исцеления от семи бесов Иисусом Христом (Лк. 8:2). Причина и обстоятельства возникновения этого ее несчастья неизвестны.

По мнению Отцов Православной Церкви, «семь бесов» святой Марии Магдалины – это только попущение Богом ее страданий от бесовских чар, которые возникли даже не по грехам родителей или ее собственным. Но на этом примере Он явил для всех прочих чудо исцеления Марии Магдалины как действие силы и милости Божьей, совершаемых через Его Мессию. А сама она без этих глубоких страданий и исцеления от них, возможно, не испытала бы такого высокого чувства любви и благодарности к Христу и осталась бы посреди многих сочувствующих Ему, дивящихся Его чудесам или полуформально исповедующих веру, но без горения, без полного самопожертвования.

С тех пор душа Марии Магдалины воспылала самою благодарною и преданною любовью к ее Спасителю Христу, и она уже навсегда присоединилась к Избавителю Своему, всюду следовала за Ним. Евангелие повествует, что Мария Магдалина следовала за Господом, когда Он с апостолами проходил по городам и селениям Иудеи и Галилеи с проповедью Царствия Божия. Вместе с благочестивыми женщинами — Иоанной, женой Хузы (домоправителя Иродова), Сусанной и другими она служила Ему от имений своих (Лк. 8:1-3) и, несомненно, разделяла с апостолами благовестнические труды, в особенности среди женщин. Очевидно, ее вместе с другими женщинами имеет в виду евангелист Лука, рассказывая, что в момент шествия Христа на Голгофу, когда после бичевания Он нес на Себе тяжелый Крест, изнемогая под его тяжестью, женщины шли за Ним, плача и рыдая, а Он утешал их. Евангелие повествует, что Мария Магдалина находилась и на Голгофе в момент распятия Господа. Когда все ученики Спасителя разбежались, она бесстрашно оставалась у Креста вместе с Богородицей и апостолом Иоанном.

Евангелисты перечисляют среди стоявших у Креста еще и мать апостола Иакова Меньшего, и Саломию, и других женщин, следовавших за Господом от самой Галилеи, но все называют первой Марию Магдалину, а апостол Иоанн, кроме Богоматери, упоминает только ее и Марию Клеопову. Это говорит о том, насколько выделялась она из среды всех женщин, окружавших Спасителя.

Она была верна Ему не только в дни Его славы, но и в момент Его крайнего уничижения и поругания. Она, как повествует евангелист Матфей, присутствовала и при погребении Господа. На ее глазах Иосиф с Никодимом внесли в гробницу Его бездыханное тело. На ее же глазах они завалили большим камнем вход в пещеру, куда зашло Солнце жизни…

Верная закону, в котором была воспитана, Мария вместе с другими женщинами пребыла весь последующий день в покое, ибо велик был день той субботы, совпадавший в тот год с праздником пасхи. Но все же пред наступлением дня покоя женщины успели запасти ароматы, чтобы в первый день недели прийти на рассвете к могиле Господа и Учителя и по обычаю иудеев помазать Его тело погребальными ароматами.

Евангелист Матфей пишет, что женщины пришли ко гробу на рассвете или, как выражается евангелист Марк, весьма рано, при восходе солнца; евангелист Иоанн, как бы дополняя их, говорит, что Мария пришла ко гробу настолько рано, что еще было темно. Видимо, она с нетерпением ждала окончания ночи, но, не дождавшись рассвета, когда еще кругом царила тьма, побежала туда, где лежало тело Господа и видит камень отваленным от пещеры.

В страхе она поспешила туда, где жили самые близкие апостолы Христа — Петр и Иоанн. Услышав странную весть о том, что Господа унесли из гроба, оба Апостола побежали ко гробу и, увидев пелены и свернутый плат, изумились. Апостолы ушли и никому ничего не сказали, а Мария стояла около входа в мрачную пещеру и плакала. Здесь, в этом темном гробе, еще так недавно бездыханным лежал ее Господь. Желая убедиться, что гроб действительно пуст, она подошла к нему — и здесь сильный свет внезапно осиял ее. Она увидела двух Ангелов в белых одеяниях, сидящих одного у главы, а другого у ног, где было положено тело Иисусово.

Услышав вопрос: «Женщина, что ты плачешь?» — она ответила теми же словами, которые только что сказала Апостолам: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». Сказав это, она повернулась, и в этот момент увидела Иисуса Воскресшего, стоящего около гроба, но не узнала Его. Видно, слишком тяжко было на душе, и слезы пеленой застилали ей глаза, да и Сам Он не сразу открыл ей Себя, как и апостолам, которые встретили Его по пути в Эммаус.

Он спросил Марию: «Женщина, что ты плачешь, Кого ищешь?» Она же, думая, что видит садовника, отвечала: «Господин, если ты вынес Его, скажи, где ты положил Его, и я возьму Его». Мария Магдалина даже не называет Его имени – настолько убеждена, что все Его знают, все должны быть также убеждены, как и она, что Он – Бог, и не знать Его невозможно. Эта абсолютная, детская, беззаветная вера в Господа, полная и самоотверженная любовь к Нему не дает ей задуматься, как она, физически не слишком сильная, сможет унести Его Тело, хоть и изможденное трудами земной жизни, в одиночку. И только когда Он называет ее по имени, она узнает в Нем своего Учителя, и с этим именем на устах падает ниц перед Ним, а Он говорит ей, чтобы она не касалась Его, ибо он еще не взошел к Отцу, уча ее благоговению по отношению к тем Божественным изменениям, которые произошли с ним после Его дивного Воскресения.

Мария Магдалина и воскресший Иисус Христос

Но именно ей Он доверяет принести Его ученикам весть о восхождении Его к Отцу Его и, произнеся эти слова, становится невидимым, а обрадованная Мария Магдалина бежит к апостолам с радостной вестью: «Видела Господа!» Это была первая в мире проповедь о Воскресении.

Апостолы должны были благовествовать миру, а она благовествовала самим Апостолам. Именно поэтому святая Мария Магдалина причислена к лику равноапостольных святых.

Святой Григорий Богослов находит в этом чудесную аллюзию: в Ветхом Завете от змия жена приняла искусительное смертное питье – сок в запретном плоде – и отдала его первому человеку. Жена же услышала Благую Весть в Новом Завете и возвестила об этом. Чья рука лишила человечество Вечности, та же – через века – принесла ему чашу Жизни. Предания о дальнейшей жизни святой равноапостольной Марии Магдалины многообразны. Она сопровождала Богоматерь и апостолов в их апостольском служении на земных путях. Известно, что традиция обмениваться на Пасху крашенками – крашеными яйцами также пошла от исторического события, связанного с пребыванием святой Марии Магдалины в Риме при дворе императора Тиберия, когда она поднесла ему красное яйцо с теми же словами: «Христос Воскрес!» и рассказала простым, прочувствованным языком о всей истории земной жизни Господа, о неправом суде над Ним, о страшных часах Распятия и знамении, бывшем при этом, свидетельствуя затем о Его чудесном Воскресении и Вознесении к Отцу.


Мария Магдалина у императора Тиберия

Это была такая искренняя, проникнутая любовью к Господу проповедь, что Тиберий сам уверовал и едва не причислил Христа к сонму римских богов (!!!), чему, естественно, воспротивился Сенат. Тогда император издал указ, запрещающий оскорблять христиан и их веру, который немало способствовал дальнейшему распространению христианства, – и это тоже она из заслуг святой равноапостольной Марии Магдалины перед Господом. Благодаря Марии Магдалине обычай дарить друг другу пасхальные яйца в день Светлого Христова Воскресения распространился между христианами всего мира. В одном древнем рукописном греческом уставе, написанном на пергаменте, хранящемся в библиотеке монастыря святой Анастасии близ Фессалоник (Солуня), помещена молитва, читаемая в день Святой Пасхи на освящение яиц и сыра, в которой указывается, что игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: «Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения».

Поначалу пасхальные яйца красили в красный цвет, но со временем украшения стали богаче и ярче, и теперь пасхальные яйца стали не только частью пасхальной трапезы, что мы готовим к освящению в Великий четверг, но и предметом творчества – от народных деревянных крашенок до шедевров самых знатных ювелиров, к примеру, Фаберже.

Мария Магдалина продолжала свое благовестие в Италии и в самом городе Риме. Из Рима святая Мария Магдалина уже в преклонном возрасте переселилась в Ефес, где неустанно трудился святой апостол Иоанн, который с ее слов написал 20-ю главу своего Евангелия. Там закончила святая земную жизнь и была погребена.

В XI веке при императоре Льве Философе (886 - 912) нетленные мощи святой Марии Магдалины были перенесены из Эфеса в Константинополь. Полагают, что во время крестовых походов они были перевезены в Рим, где и покоились в храме во имя святого Иоанна Латеранского. Позднее этот храм был освящен во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Часть ее мощей находится во Франции, в Проваже, близ Марселя. Части мощей Марии Магдалины хранятся в различных монастырях Святой Горы Афон и в Иерусалиме, где в Гефсиманском саду на горе Елеонской находится дивный по красоте монастырь святой Марии Магдалины.


Вид на монастырь святой Марии Магдалины в Иерусалиме

Главный храм монастыря святой Марии Магдалины в Иерусалиме

Главное его строение – церковь, построенная в ее честь русским императором Александром III по совету архимандрита Иоанна Капустина. В 1934 году вокруг церкви возникла женская православная обитель, основанная двумя принявшими Православную веру англичанками – монахиней Марией (в миру – Барбара Робинсон) и Марфой (в миру – Алиса Спротт).

Тропарь, глас 1 : Христу нас ради от Девы рождшемуся честная Магдалина Мария последовала еси, того оправдания и законы хранящи: темже днесь всесвятую твою память празднующе, грехов разрешение молитвами твоими приемлем.

Кондак, глас 3 : Предстоящи преславная у креста Спасова со иными многими, и Матери Господни состраждущи, и слезы точащи, сие в похвалу приношаше глаголющи: что сие есть странное чудо; содержай всю тварь пострадати изволи: слава державе Твоей.

В небольшом городе Магдале, на берегу Геннисаретского озера, когда-то родилась и выросла женщина, имя которой навеки вошло в евангельскую историю. Евангелие ничего не говорит нам о юных годах Марии, но Предание сообщает, что Мария из Магдалы была молода, красива и вела грешную жизнь.

В Евангелии говорится, что Господь изгнал из Марии семь бесов.

С момента исцеления Мария начала новую жизнь. Она стала верной ученицей Спасителя.

Евангелие повествует, что Мария Магдалина следовала за Господом, когда Он с апостолами проходил по городам и селениям Иудеи и Галилеи с проповедью Царствия Божия.

Вместе с благочестивыми женщинами - Иоанной, женой Хузы (домоправителя Иродова), Сусанной и другими она служила Ему от имений своих (Лк. 8, 1-3) и, несомненно, разделяла с апостолами благовестнические труды, в особенности среди женщин.

Очевидно, ее вместе с другими женщинами имеет в виду евангелист Лука, рассказывая, что в момент шествия Христа на Голгофу, когда после бичевания Он нес на Себе тяжелый Крест, изнемогая под его тяжестью, женщины шли за Ним, плача и рыдая, а Он утешал их.

Евангелие повествует, что Мария Магдалина находилась и на Голгофе в момент распятия Господа. Когда все ученики Спасителя разбежались, она бесстрашно оставалась у Креста вместе с Богородицей и апостолом Иоанном.

Евангелисты перечисляют среди стоявших у Креста еще и мать апостола Иакова Меньшего, и Саломию, и других женщин, следовавших за Господом от самой Галилеи, но все называют первой Марию Магдалину, а апостол Иоанн, кроме Богоматери, упоминает только ее и Марию Клеопову.

Это говорит о том, насколько выделялась она из среды всех женщин, окружавших Спасителя.

Она была верна Ему не только в дни Его славы, но и в момент Его крайнего уничижения и поругания. Она, как повествует евангелист Матфей, присутствовала и при погребении Господа.

На ее глазах Иосиф с Никодимом внесли в гробницу Его бездыханное тело.

На ее же глазах они завалили большим камнем вход в пещеру, куда зашло Солнце жизни...

Верная закону, в котором была воспитана, Мария вместе с другими женщинами пребыла весь последующий день в покое, ибо велик был день той субботы, совпадавший в тот год с праздником пасхи. Но все же пред наступлением дня покоя женщины успели запасти ароматы, чтобы в первый день недели прийти на рассвете к могиле Господа и Учителя и по обычаю иудеев помазать Его тело погребальными ароматами.

Надо полагать, что, сговорившись идти в первый день недели ко Гробу рано утром, святые женщины, не имели возможности встретиться друг с другом в день субботний, и как только забрезжил свет следующего дня, пошли к гробнице не совместно, а каждая из своего дома.

Евангелист Матфей пишет, что женщины пришли ко гробу на рассвете или, как выражается евангелист Марк, весьма рано, при восходе солнца; евангелист Иоанн, как бы дополняя их, говорит, что Мария пришла ко гробу настолько рано, что еще было темно. Видимо, она с нетерпением ждала окончания ночи, но, не дождавшись рассвета, побежала туда, где лежало тело Господа.

Итак, Мария пришла ко гробу одна. Увидев камень отваленным от пещеры, она в страхе поспешила туда, где жили самые близкие апостолы Христа - Петр и Иоанн. Услышав странную весть о том, что Господа унесли из гроба, оба Апостола побежали ко гробу и, увидев пелены и свернутый плат, изумились. Апостолы ушли и никому ничего не сказали, а Мария стояла около входа в мрачную пещеру и плакала. Здесь, в этом темном гробе, еще так недавно бездыханным лежал ее Господь.

Желая убедиться, что гроб действительно пуст, она подошла к нему - и здесь сильный свет внезапно осиял ее. Она увидела двух Ангелов в белых одеяниях, сидящих одного у главы, а другого у ног, где было положено тело Иисусово. Услышав вопрос: "Женщина, что ты плачешь?" - она ответила теми же словами, которые только что сказала Апостолам: "Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его". Сказав это, она повернулась, и в этот момент увидела Иисуса Воскресшего, стоящего около гроба, но не узнала Его.

Затем, следуя повелению Господа, Мария Магдалина идет и возвещает ученикам Христовым о явлении ей Спасителя, и утешает их скорбь дивными словами: «Христос воскрес!» Вот поэтому, как первая, посланная от Самого Господа, благовестница Христова Воскресения, Мария Магдалина и именуется Церковью - «Равноапостольной».

В этом и заключается светлейшая черта всего дивного служения Марии Магдалины.

В утро Воскресения Христова, она была удостоена видеть воскресшего Господа первая (после Божией Матери) из всех учеников и учениц Его, и первая стала вестницей Его воскресения. Апостолы проповедали Воскресение Христово всему миру, а Мария Магдалина проповедала Воскресение Христово самим апостолам: таким образом, она как бы была апостолом для апостолов!

А затем, вместе с другими мироносицами, она переходила из дома в дом, от одних учеников Христовых к другим, и всем несла отрадное благовестие:

- «Христос воскрес! Воистину воскрес!»

И из этого малого семени - преданной горсточки учеников и учениц Христовых - выросло огромное дерево Христовой Церкви, и по всей земле были пронесены торжественные слова первого благовестия Марии Магдалины: «Христос воскрес! Воистину воскрес!»

Святая равноапостольная мироносица Мария Магдалина самоотверженно исполнила первую и главную заповедь Христа Спасителя - возлюбила Господа всем сердцем своим, всей душою своей, всем разумением своим и всей крепостью своей, и в этом она служит образцом истинной всецелой любви каждого христианина к Богу Спасителю нашему.

После Вознесения Господня, святая Мария Магдалина сперва оставалась с Пресвятой Богородицей и апостолами, помогая им в распространении христианской веры в Иерусалиме, а затем отправилась по другим странам, всюду проповедуя свое благовестие. Посетив, между прочим, Италию, Мария Магдалина изыскала случай явиться к царствовавшему в то время императору Тиверию и поднесла ему яйцо, окрашенное в красный цвет, сказав при этом: «Христос воскрес!»

Император Тиверий не был удивлен бедностью Марииного подношения, т.к. он был знаком с древним восточным обычаем бедных людей подносить в дар разные плоды своей местности или яйца птиц в знак почета, но он удивился неслыханному приветствию. Возбудив любопытство императора, Мария Магдалина начала свою горячую проповедь о воскресении и учении Христа Спасителя. По преданию, Тиверий уверовал во Христа и царским указом пригрозил наказывать всякого, кто осмелился бы оскорблять христиан.

Христиане того времени, узнав о том впечатлении, которое произвело на Тиверия подношение красного яйца со словами «Христос воскрес!», начали подражать Марии Магдалине в этом и, при воспоминании Воскресения Христова, стали дарить красные яйца и говорить: «Христос воскрес!... Воистину воскрес!»...

Мало-по-малу этот обычай распространился повсюду и сделался всеобщим между христианами всего мира, а яйцо стало символом Воскресения Христова и общего воскресения мертвых, и нашего возрождения в жизнь будущую.

Мария Магдалина продолжала свое благовестие в Италии и в самом городе Риме.

Очевидно, именно ее имеет в виду апостол Павел в своем Послании к Римлянам (16, 6), где вместе с прочими подвижниками проповеди евангельской упоминает Марию (Мариам), которая, как он выражается, "много потрудилась для нас". Очевидно, они беззаветно служили Церкви и своими средствами, и своими трудами, подвергаясь опасностям, и разделяла с Апостолами труды проповедничества.

По Церковному же преданию, она пробыла в Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года спустя после отбытия его из Рима после первого суда над ним. Из Рима святая Мария Магдалина уже в преклонном возрасте переселилась в Ефес, где неустанно трудился святой апостол Иоанн, который с ее слов написал 20-ю главу своего Евангелия.

Там закончила святая земную жизнь и была погребена.

Ее святые мощи были в IХ веке перенесены в столицу Византийской империи - Константинополь и положены в храме монастыря во имя святого Лазаря. В эпоху крестовых походов они были перенесены в Италию и положены в Риме под алтарем Латеранского собора. Часть мощей Марии Магдалины находится во Франции близ Марселя, где над ними у подножия крутой горы воздвигнут в честь ее великолепный храм.

Православная Церковь свято чтит память святой Марии Магдалины - женщины, призванной Самим Господом от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу.

Погрязшая когда-то во грехе, она, получив исцеление, бесповоротно начала новую, чистую жизнь и никогда не колебалась на этом пути. Мария была верна Господу не только тогда, когда Он, изгнав из нее семь бесов, окруженный восторженным народом, проходил по городам и селениям Палестины, снискав Себе славу чудотворца, но и тогда, когда все ученики из страха покинули Его и Он, уничиженный и распятый, в муках висел на Кресте. Вот почему Господь, зная ее верность, именно ей первой явился, восстав от гроба, и именно ее сподобил быть первой же проповедницей Своего Воскресения.

Жизнь Марии Магдалины, окутанная множеством мифов и легенд, до сих пор
вызывает среди историков религии и богословов отчаянные споры. Кто она, эта загадочная женщина, кем она приходилась Христу, почему намеренно искажался ее образ, и кому было выгодно приписывать ей прошлое блудницы. В этом обзоре ответы на эти неоднозначные вопросы.

В православном и католическом вероисповедании трактовка образа Марии Магдалины кардинально различается: в православии ее чтят как святую мироносицу, излеченную Иисусом от семи бесов, а в традиции Католической церкви ее отождествляют с образом кающейся блудницы Марии из Вифании, сестры Лазаря. Хотя из Библии достоверно известно, что в Священном писании прямо нигде не говорится, что Магдалина была блудницей в какой-либо период ее жизни.

Мария Магдалина - евангельская блудница

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0021.jpg" alt="Мария Магдалина, омывающая ноги Христу. " title="Мария Магдалина, омывающая ноги Христу. " border="0" vspace="5">


Это римская Католическая церковь то ли случайно, то ли намеренно в лице Папы Григория Великого, придумала обидное для Магдалины прозвище - «блудница» и отождествила ее с евангельской грешницей.

Мария Магдалина - равноапостольная святая мироносица


Однако против того, чтобы считать Марию продажной женщиной, высказался православный святитель Дмитрий Ростовский, который так аргументировал свое мнение: "Если бы Магдалина имела подмоченную репутацию, этим не преминули бы воспользоваться оппоненты Христа. Но при всей своей ненависти к Спасителю, фарисеи ни разу не уличили Его в том, что среди апостолов находится бывшая блудница".


Православная же церковь была склонна видеть в Марии одну из исцеленных Христом женщин, одержимой бесами. Это освобождение стало смыслом ее жизни, и в благодарность женщина решила посвятить Господу всю свою жизнь. И по православной традиции, в отличие от католицизма, Мария считается символом олицетворения женщины-христианки и почитается как равноапостольная святая мироносица.


Мария Магдалина - лучшая ученица Христа и автор Четвертого Евангелия

Среди учеников Спасителя Мария занимала особое место. Ее почитали за столь искреннюю и горячую преданность Христу. И совсем не случайно Господь удостоил Марию чести стать первым свидетелем, кто увидел его воскресшим.


Мало того, большинство исследователей Библии сегодня утверждают, что Четвертое Евангелие было создано неизвестным последователем Иисуса, упомянутый в тексте как любимый ученик. И есть предположение, что это и была Мария Магдалина, которая была одним из первых апостолов-основателей и лидеров ранней Христианской церкви.

Но со временем ее образ стал банальной жертвой борьбы за церковную власть. К IV-V векам даже вообразить себе женщину-лидера уже стало ересью, и Марию Магдалину решили ниспровергнуть."Эта тема стала частью постоянной внутрицерковной борьбы между сторонниками авторитета Церкви и защитниками личного богооткровения".

Мария Магдалина - жена Иисуса Христа и мать его сыновей

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0004.jpg" alt="«Кающаяся Мария Магдалина». Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Автор: Тициан Вечеллио." title="«Кающаяся Мария Магдалина». Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Образ евангельской Магдалины был широко популяризирован мастерами итальянской живописи, в особенности Тицианом, Корреджо, Гвидо Рени. По ее имени "кающимися магдалинами" стали называть женщин, после развратной жизни одумавшихся и вернувшихся к нормальной жизни.

По традициям западного искусства Мария Магдалина всегда изображалась в виде кающейся полуобнаженной изгнанницы с непокрытой головой и распущенными волосами. И все творения искусства на эту тему настолько однотипны, что большинство из нас до сих пор уверенны в ее великой грешности.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0005.jpg" alt="«Кающаяся Мария Магдалина». Музей Поля Гетти (США). Автор: Тициан Вечеллио." title="«Кающаяся Мария Магдалина». Музей Поля Гетти (США).

В 1850 году первый вариант этого полотна был приобретен Николаем I для музейной коллекции Эрмитажа. Сейчас оно находится в одном из итальянских кабинетов Нового Эрмитажа.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0016.jpg" alt="Мария Магдалина, держащая терновый венец Христа. Автор: Carlo Dolci" title="Мария Магдалина, держащая терновый венец Христа.

Святая Мария Магдалина

Святая Мария Магдалина была родом из Сирии, из гор Магдальских и города Магдалы, потому и имела такое прозвание. Она была одержима семью нечистыми духами и страдала беснованием. Когда распространяющиеся везде слухи о чудном Целителе всяких болезней, ходящем в окрестных странах Галилейских, дошли и до Марии, то она поспешила пойти встретить Творящего чудеса и знамения. Явил и над ней Спаситель Свое милосердие: исцелил ее не только от жестоких страданий телесных (см.: Лк. 8, 2), но спас и душу ее, изведя из гибельного мрака неведения, просветив ум ее познанием истины и веры в Него, Сына Божия, посланного от Бога Отца на спасение мира. И сделалась эта Мария, блаженная ученица Христова, последовательницей Его, предавшеюся Ему всей своей душой, и до конца служила она Ему с прочими святыми женами, внимая учению Его о вечной жизни, возлюбив всем сердцем Проповедующего о любви. Не оставила Его и во время страданий. Стояла она и при Кресте вместе с Пречистой Девой Богородицей, горько рыдающей, и с прочими святыми женами, смотревшими на страдание Христово и плакавшими, утешала и поддерживала сколько то было возможно плачущую неутешно Матерь Христа Непорочную, изнемогающую от боли сердечной (см.: Мф. 27, 55–56; Ин. 19, 25).

И между этими женами первой святой евангелист называет Марию Магдалину, так как она действительно сильнее других сострадала страждущему Христу и соболезновала скорбящей Матери Его, с рыданием припадая ко снятому с креста и омывая слезами пречистые раны Его.

И как при жизни Его неотступно следовала за Ним, так и умершему и во гроб положенному, как верная Его ученица, послужить хотела и первая поспешила принести дорогое благовонное миро, приготовленное для возлияния на тело погребенного, по обычаю иудейскому. И не единожды, но три раза приходила она ко гробу Божественного Мертвеца, – и два раза удостоилась видения явившегося ей воскресшего Спасителя (см.: Ин. 20, 1–2; Мф. 28, 1).

В первый раз – рано утром, когда, победив свой женский страх, пришла она туда (вместе с другой Марией) и, увидев камень, отваленный от гроба, поспешила возвратиться и возвестить ученикам Петру и Иоанну, что «взят Спаситель от гроба». И когда, предупреждая друг друга, поспешили они ко гробу Господню, то последовала за ними и пошла во второй раз туда святая Мария Магдалина. Когда же те два ученика, увидев во гробе только пелены погребальные, удалились, то Мария, которая никак не могла оторваться от того места, где полагала святыню и сокровище своего сердца, оставалась там, словно все еще в ожидании Того, к Кому стремилась вся душа ее, и, склоняясь над Его опустевшим гробом, рыдая говорила: «Взяли Господа моего и не знаю, где положили Его». Но вдруг, оглянувшись назад, увидела Самого Господа стоящего и, не узнав Его, спросила у Него, принимая Его за садовника: не взял ли он тела Иисусова и где положил Его? И когда Христос назвал ее по имени: «Мария!» – то узнала она Его и преклонилась к ногам Его, хотя и запретил Он ей прикасаться к Нему, сказав: Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему, иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отщ вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (см.: Ин. 20, 11–17). И, услышав эти слова, пошла и возвестила о них прочим ученикам Мария Магдалина. Все это было рано утром (см.: Мк. 16, 2), до восхождения солнца. В третий же раз пришла Мария с другими женами-мироносицами на рассвете первого же дня, и когда после видения Ангела, сказавшего им, что Христос воскрес и что увидят они Его в Галилее, поспешно возвращались они, устрашенные и обрадованные, то Иисус, встретив их на пути, сказал им: Радуйтесь! Не бойтесь, подите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня (Мф. 28, 10).

В этих трех посещениях гроба Господня выразилась теплота любви Марии Магдалины, воодушевившая ее преимущественно перед другими непрестанным стремлением к Учителю своему, хотя и умершему. И Господь возлюбил ее и почтил ее первую явлением Своим по Воскресении (см.: Мк. 16, 9). И первая свидетельница Воскресения Сына Божия сделалась и первой Его благовестницей. По вознесении Его прошла многие страны, проповедуя о Христе, так же как и святые апостолы. В Риме, явившись к императору Тиверию, святая Мария Магдалина поднесла ему красное яйцо со словами: «Христос воскрес!» Затем она рассказала императору о крестных страданиях Спасителя. Поднесение яйца воспринималось в то время обычно как выражение радости. Со времени святой Марии обмен яйцами между христианами в день Воскресения Господа вошел в обычай.

Покинув Рим, святая Мария Магдалина прибыла в Ефес, где пребывала со святым апостолом Иоанном Богословом и там, разделив с ним апостольскую проповедь и труды для спасения душ человеческих, в блаженном Успении преставилась ко Господу Своему и положена была у вертепного входа (в котором впоследствии уснули семь святых отроков).

В царствование Льва Мудрого (889–912) перенесены были святые мощи равноапостольной Марии Магдалины в Константинополь и положены в обители святого Лазаря.

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Мария Магдалина у гроба. Евангелие от Иоанна 20:11-13 А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им:

Из книги София-Логос. Словарь автора Аверинцев Сергей Сергеевич

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

4. Была ли грешницей Мария Магдалина? Вопрос:Была ли грешницей Мария Магдалина? Была ли она грешницей до того, как Иисус Христос изгнал из нее семерых бесов? На Западе ее образ трактуется как раскаявшейся грешницы, но нигде в евангельских текстах мы не нашли этому

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

6. Как умерла Мария Магдалина? Вопрос:Как умерла Мария Магдалина?Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):После воскресения Христова святая равноапостольная Мария Магдалина благовествовала в Риме и других итальянских городах. К ней относят слова св. апостола Павла:

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Мария Магдалина Мария Магдалина она являлась уроженкой города Мигдал-Эля) была одной из самых пылких и самых верных последовательниц Христа. Те немногие сведения, которые сообщают о ней Евангелия, мы уже привели выше в рассказе об Иисусе. Ни в Деяниях святых апостолов, ни

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

Из книги Петр, Павел и Мария Магдалина [Последователи Иисуса в истории и легендах] автора Эрман Барт Д.

Была ли грешницей Мария Магдалина? Иеромонах Иов (Гумеров)Святая равноапостольная Мария Магдалина была родом из галилейского города Магдала (колено Иссахара), расположенного на западном берегу Генисаретского озера, близ Капернаума. Ее упоминают все четыре евангелиста.

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Как умерла Мария Магдалина? Иеромонах Иов (Гумеров)После воскресения Христова святая равноапостольная Мария Магдалина благовествовала в Риме и других итальянских городах. К ней относят слова св. апостола Павла: Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас (Рим.

Из книги Православные святые. Чудотворные помощники, заступники и ходатаи за нас перед Богом. Чтение во спасение автора Мудрова Анна Юрьевна

Из книги Православный календарь. Праздники, посты, именины. Календарь почитания икон Богородицы. Православные основы и молитвы автора Мудрова Анна Юрьевна

61. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. (Мк. 15:47; Лк. 23:55, 56). Ссылка на женщин, о которых упомянуто в 56 стихе. В то время, как другие женщины удалились, две Марии сидели против гроба, наблюдая, как происходило погребение. Но Лука рассказывает

Мария Магдалина Среди женщин, которые видели распятие на кресте, была Мария Магдалина: Мф., 27: 55–56. Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать

Из книги автора

Равноапостольная Мария Магдалина, мироносица (I) 4 августа (22 июля по ст. ст.)Святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных; праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – 3 Неделя (воскресенье) после ПасхиНа берегу

Из книги автора

Равноапостольная Мария Магдалина, мироносица Святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных; праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – 3 Неделя (воскресенье) после Пасхи.На берегу Геннисаретского озера, между

Из книги автора

1.3. Святая равноапостольная Мария Магдалина Мария Магдалина родилась в галилейском городе Мигдал-Эль и жила в одно время с Иисусом Христом. К Иисусу ее привели для исцеления – Мария Магдалина была одержима семью бесами. После того, как Иисус излечил больную, она

В третье воскресенье после Пасхи Православная Церковь вспоминает служение жен-мироносиц , пришедших ко гробу Спасителя, чтобы возлить на Его Тело благовония. Каждый из евангелистов передает смысл события с различными деталями. Но все четыре апостола вспоминают о Марии Магдалине. Кем была эта женщина? Что о ней рассказывает Священное Писание? Чем отличаются православное и католическое представления о Магдалине? Откуда появились кощунственные ереси и как их преодолеть? Обо всем этом читайте далее.

Как православные представляют Марию из Магдалы?

Мария Магдалина — один из самых известных новозаветных персонажей. Ее память Православная Церковь чтит 4 августа по новому стилю. Родилась она в галилейском местечке Магдале у Генисаретского озера, была одной из самых верных учениц Иисуса. Священное Писание очень лаконично описывает ее жизнь и служение Христу, но даже этих фактов хватает, чтобы увидеть ее святость.

Исцеленная от беснования становится преданной ученицей Спасителя

Православный взгляд на личность Марии Магдалины полностью основан на евангельском повествовании. Священное Писание не рассказывает о том, чем занималась женщина до того, как последовала за Христом. Ученицей Иисуса она стала тогда, когда Христос избавил ее от семи бесов.

На протяжении всей оставшейся жизни она оставалась преданной Христу. Вместе с Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном следовала на Голгофу. Она была свидетельницей земных страданий Иисуса , издевательств над Ним, пригвождения ко Кресту и ужаснейших мучений.

В Страстную пятницу вместе с Богоматерью она оплакивала умершего Христа. Мария знала, где тайные последователи Иисуса — Иосиф Аримафейский и Никодим — погребли тело Спасителя. Это было в субботу.

А в воскресенье с раннего утра она примчалась ко гробу Спасителя, чтобы до конца засвидетельствовать собственную верность . Настоящая любовь не знает преград. Так было и в случае с Марией Магдалиной. Даже после смерти Иисуса она пришла, чтобы излить на Его тело благовония.

И вместо бездыханного тела в гробу она увидела лишь белые погребальные пелены. Тело похитили — с такой новостью и слезами на глазах жена-мироносица прибежала к ученикам. За ней к месту погребения последовали Петр и Иоанн и удостоверились, что Христа там нет.

Первой увидела воскресшего Господа

Ученики вернулись в дом, а мироносица осталась оплакивать Спасителя. Сидя у гроба, она увидела двух ангелов в сияющих облачениях. Заметив ее скорбь, небесные вестники спросили, почему она плачет. Женщина ответила: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его».

За ее спиной уже стоял Христос, но мироносица не узнала Спасителя даже тогда, когда он заговорил. Ученица Иисусова подумала, что это садовник, забравший Тело Христа, и обратилась: Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.

Лишь только когда Спаситель назвал Ее по имени, Мария Магдалина узнала родной голос и с неподдельной радостью воскликнула: «Равуни!», то есть «Учитель!».

Именно от Марии апостолы услышали, что Христос жив. Евангелист Иоанн сдержанно описывает, что жена-мироносица пошла и известила ученикам, что видела Господа. Но наверняка Мария Магдалина буквально ворвалась в дом и радостно закричала: «Я видела Его, Христос воскрес!». Именно из уст этой мироносицы человечество приняло благую весть — Спаситель преодолел смерть.

Проповедь в Риме и красное яйцо

Больше о жизни и миссионерстве этой жены-мироносицы Священное Писание не извещает, разве что апостол Павел вспоминает о Марии, которая много трудилась для нас. А Православная Церковь недаром чтит ее как равноапостольную, ведь святая занималась распространением благой вести среди римлян до апостола Павла.

В старости она, согласно достоверным источникам, жила в городе Эфес в Малой Азии. Там она также благовествовала, а еще помогала Иоанну Богослову — по ее свидетельству апостол написал 20-ю главу Евангелия. В этом же городе святая мирно упокоилась.

С мироносицей из Магдалы обычно связывают традицию красить на Пасху яйца. Проповедовала Евангелие в Риме, равноапостольная якобы явилась к императору Тиберию . Среди иудеев существовал такой обычай: если ты в первый раз приходишь к известному человеку, то должен принести ему какой-нибудь подарок. Бедняки обычно дарили плоды или яйца. Вот и проповедница принесла правителю яйцо.

Согласно одной версии, оно было красным, что и заинтересовало Тиберия. Тогда Мария Магдалина рассказала ему о жизни Спасителя, смерти и воскресении. Император якобы даже поверил ее словам и хотел причислить Иисуса к римскому пантеону. Сенаторы воспрепятствовали такой инициативе, но Тиберий решил хотя бы в письменном виде засвидетельствовать воскресение Христа.

По другой версии равноапостольная явилась к императору с яйцом и сказала: «Христос воскрес! ». Он засомневался: «Если твои слова соответствуют действительности, пусть это яйцо станет красным». Так и случилось.

Историки ставят под сомнение достоверность этих версий. Вполне возможно, что женщина все-таки беседовала с императором и приносила ему символический дар. Зато современный мир благодаря этому обрел еще одну красивую традицию с глубоким смыслом.

Католики о Магдалине: между правдой и выдумкой

В католической традиции Марию Магдалину вплоть до 1969 года изображали как великую блудницу. С чем это связано? С тем, что этой ученице Иисуса они приписали фрагменты биографий многих персонажей новозаветной истории.

Считается, что она предалась распутству, за что и была поражена беснованием. Иисус изгнал из нее семь бесов, после чего она превратилась в его преданную последовательницу.

  • В Евангелии упоминается безымянная женщина, омывшая ноги Христа миром и отершая их собственными волосами. Согласно католическому учению, это была Магдалина.
  • Другая женщина накануне Тайной Вечери возлила на голову Иисуса драгоценное миро. Евангелие не называет ее имя, но католическая традиция говорит, что это тоже была Мария из Магдалы.
  • В сестре Марфы и Лазаря католики также почитают Марию Магдалину.

Кроме того, у них образ этой жены-мироносицы частично переплетается с фактами из жизни Марии Египетской, которая, будучи блудницей, ушла в пустыню и провела там 47 лет. А по одной из версий мироносице из Магдалы «приписали» 30 лет пустынножительства.

По другой гипотезе последние годы она провела на территории современной Франции. Эта жена-мироносица проживала в пещере недалеко от Марселя. Там, по легенде, она прятала Грааль — чашу, которую наполнил Кровью Спасителя Иосиф Аримафейский, погребавший Христа.

Мария Магдалина является одной из самых почитаемых в Католической Церкви святых. Она считается покровительницей монашеских орденов, в честь ее освящают храмы.

В целом образ Марии в католицизме не вполне соответствует евангельскому тексту. Ведь приписывание фактов к биографии святой не прошло бесследно, а привело к множеству домыслов и еретических учений.

Как противостоять ересям? Изучать Евангелие

Разум падшего человека не способен вместить тайну христианской любви и воплощения Сына Божьего. Этим и объясняется кощунственная версия о том, что Магдалина была не только последовательницей Христа, но и Его спутницей жизни.

По этой же причине некоторые читатели Священного Писания считают, что любимым учеником Христа был не Иоанн, а Мария, которой даже приписывается авторство апокрифического «Евангелия от Марии Магдалины».

Существует еще множество версий, кем якобы была жена-мироносица, но все они больше похожи на истории из желтой прессы, чем на правду.

Православная Церковь осуждает подобные еретические размышления и призывает к осмысленному изучению Священного Писания.

Более подробно о жизни Марии Магдалины рассказывается в этом фильме:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

22 февраля 1992 года были обретены мощи святителя Тихона, известного как Патриарх Тихон. Тот самый, который предал анафеме гонителей Церкви (читай - безбожную советскую власть) и открыто осудил расстрел Николая ІІ. Интересные факты из жития святого, о служении и покушении на жизнь вы найдете в статье.