План-конспект непосредственно образовательной деятельности с
дошкольниками в подготовительной к школе группе
Тема «ПОЧЕМУ ЗЕМЛЯ КОРМИТ?»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие».
Задачи:
Познакомить детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и
ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли
(«Познавательное развитие»);
Учить детей во время эксперимента ставить цель, решать проблемы,
выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать
выводы(«Познавательное развитие»);
Прививать бережное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности(«Социально-коммуникативное развитие»);
Учить детей размышлять, обосновывать свое мнение, формулировать и
обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом («Социально
коммуникативное»).
Методы и приемы: - практические: экспериментирование
Наглядные: показывание образца, мультимедийная
презентация
Словесные: проблемные ситуации
Материалы и оборудование: цветок в вазе с водой синего цвета, мешочек с
почвой, фартуки, нарукавники, лист бумаги, почва, стакан с водой,
спиртовка, стекло, презентация.
Формы организации совместной деятельности
Формы и методы организации совместнойдеятельности
Двигательная
Игровое упражнение «Найди, что скажу»
Познавательно
исследовательская
Решение проблемных ситуаций «Почему
цветок синий», «Земля или почва», Экспериментирование
Коммуникативная
Вопросы
Беседа
Трудовая
Соблюдение рабочих мест в порядке, уборка
рабочих мест
Логика образовательной деятельности
Деятельностьвоспитателя
Деятельность
воспитанников
Ожидаемые
результаты
Воспитатель ставит цветок в вазе с водой синего цвета и предлагает детям подумать, о чем они сегодня будут говорить.
Дети высказывают свои предположения.
Дети могут обосновать свое мнение.
Игровое упражнение «Найди, что скажу» Воспитатель предлагает детям найти то, о чем они будут разговаривать.
Дети двигаются по инструкции воспитателя: - три шага вперёд от двери - пять шагов направо - встать с левой стороны стола - пройти 7 шагов вперёд.
У детей развивается умение действовать по словесной инструкции. Закрепляется ориентировка в пространстве
Воспитатель просит сказать, что это такое. Воспитатель говорит, что это почва.
Дети говорят, что это земля.
Дети спрашивают, что такое почва.
Формируется умение ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы
Воспитатель предлагает стать исследователями и узнать, что такое почва.
Дети проходят в лабораторию, одевают фартуки, нарукавники.
Развивается интерес к исследовательской деятельности
Опыт № 1. Воспитатель предлагает положить на лист бумаги немного почвы, рассмотреть, определить цвет, запах. Воспитатель делает вывод: в почве живут микробы (они превращают перегной в минеральные соли, столь необходимые растениям для жизни).
Дети растирают комочки земли, находят остатки растений. Рассматривают в микроскоп.
Дети узнают, из чего состоит почва.
Опыт № 2. Воспитатель предлагает детям размешать почву в стакане с водой. Воспитатель делает вывод, что почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.
Через некоторое время дети увидят, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.
У детей закрепляется умение делать опыты.
Опыт № 3 Опускаем в банку с водой немного почвы и наблюдаем, появятся ли в ней пузырьки воздуха. Воспитатель напоминает детям, что в ней обитает много жильцов. Педагог уточняет у детей, чем они дышат?
Дети убеждаются, что в почве есть воздух.
Дети отвечают, что как и все животные - воздухом.
Опыт № 4 Возьмём спиртовку, подогреем ком земли, прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло.
На стекле дети видят капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы. Делают вывод, что в почве есть вода.
У детей формируется умение формулировать и обобщать результаты опытов.
Воспитатель делает вывод, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить. Педагог предлагает детям рассказать, кто и что живет в почве.
Воспитатель делает вывод, что все живущие в почве берут питательные вещества из почвы и обращает внимание на цветок в вазе.
Дети рассказывают об обитателях почвы.
Дети делают вывод, что цветок стал синим из-за того, что вода синяя. Цветок впитал краску из воды. Также растения впитывают питательные вещества из почвы.
Дети умеют применять свои знания о животном мире, связно излагать свои мысли.
Дети учатся размышлять, обосновывать свое мнение, формулировать и обобщать результаты опытов.
Воспитатель предлагает просмотреть презентацию.
Делают вывод, что нужно беречь окружающую среду
У детей появляется бережное отношение к природе.
Программное содержание:
1. Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений. Закрепить знания о представителях почвенной фауны – подземных животных: дождевом черве, жуке, кроте. Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, состав почвы, как происходит загрязнение почвы: обсудить последствие этого.
2. Активизировать в речи слова: почва, подземные жители, воздух, рассыпчатая, Продолжать учить детей делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности, выражать их в своей речи.
3. Воспитывать интерес к исследованию состава почвы, экологически грамотное поведение в лесу, в парке: ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, чтобы сберечь жизнь подземных жителей, растений. Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов, игры.
Предварительная работа:
Наблюдение за листопадом, почвой на прогулке Рассматривание дождевого червя, иллюстраций кротов; наблюдение за жуками и их личинками. Чтение и загадывание загадок о почве, подземных жителях. Беседа о почве, прогулки и экскурсии в лес, парк в разные периоды года.
ОБОРУДОВАНИЕ: ПК и презентация «Состав почвы»; для опытов: образцы почвы, стаканы с водой, лупы, Большие банки для воспитателя. Почва для 1, 2, 3 опытов 2 прозрачные емкости с водой (чистой и грязной, мыльный или порошковый раствор с пеной).; пословицы, для игры:, стаканчики с землей (по количеству детей), обруч-4 шт.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: ребята, сегодня я по почте получила письмо, в котором написано, что нас приглашают в лабораторию по проведению опытов. Я подумала, что всем нам будет очень интересно узнать, что там и какие опыты проводят. Вы согласны со мной?! (Ответы детей). Тогда отправляемся!
Стоя в кругу, берутся за руки. Давайте подарим друг-другу свою самую лучшую улыбку. Закроем глаза и телепортируемся в лабораторию. Открывайте глаза, мы уже на месте. Сколько тут интересного. Мультимедийная презентация.
Воспитатель: посмотрите на экран, что это?(ответы детей) Знаете, ребята, а оказывается, Земля существует миллионы лет. Когда-то давно — давно на земле не было такой почвы, как сейчас, не было растений. возникали моря и океаны, появлялись а затем разрушались горы, вулканы, под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, а потом появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид, к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим ее такую.
Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы можем сохранить ее.
Что же такое почва?
Как вы думаете дети? (ответы детей).
Разработка Prototype в разделе Конспекты занятий и опубликована 25th Сентябрь, 2016
Вы находитесь:
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять знания о почве.
Познавательные:
- познакомить детей с составом земли;
- познакомить детей с тем, как образуется почва, с некоторыми свойствами почвы, камней, глины;
- формировать у дошкольников представления о значении почвы в природе и в жизни человека.
Развивающие:
- упражнять в умении сравнивать, анализировать;
- формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы;
- активизировать словарь: сыпучий, пластичный, рыхлый, почвовед, геолог, пустыня, плодородная.
Воспитательные:
- учить детей работать парами, формировать коммуникативные навыки;
- воспитывать любовь к природе;
- учить видеть необычное в обычном;
- формировать основы экологической культуры.
Материалы и оборудование:
- мисочки с песком, глиной, почвой, камнями;
- вода, ложечки для воды;
- салфетки;
- трубочки для коктейля;
- поднос для «создания» земли;
- поднос с землей и проросшими побегами гороха;
- иллюстрации с изображением разных природных ландшафтов планеты;
- пакетики с разной землёй .
Методические приёмы:
- загадывание загадки;
- вопросы к детям;
- дидактическая игра «Откуда горсть земли?»
- экспериментирование;
- исследование;
- использование физминутки
Предварительная работа:
- наблюдения на прогулке за почвой, песком;
- рассматривание камней;
Ход занятия.
Чтобы узнать, о чем пойдет речь на занятии, отгадайте загадку.
Её все матушкой зовут,
По ней все ножками бегут. (Земля)
Сообщение темы.
Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой земле, по которой мы ходим каждый день. Её ещё называют почвой. Почему говорят, что она всем «добром отвечает» ? Почему землю называют «мать-земля» , «матушка» ? Какая земля у нас под ногами - твердая или мягкая?
Дети. (Твердая, крепкая, надежная.)
Воспитатель. А что же делает землю такой твердой? Почему на ней могут расти растения? Из чего состоит почва? На все эти вопросы мы с вами сегодня постараемся ответить. Для этого я предлагаю вам всем стать учеными. Кто знает, чем занимаются ученые?
Дети. (Исследуют, наблюдают, проводят опыты.)
Экспериментирование.
Исследование песка.
(На столах стоят 4 мисочки: с песком, глиной, камнями, почвой.)
Воспитатель. На каждом столе лежат предметы для исследования. Пока что они накрыты салфетками. Снимите салфетки и посмотрите, что там лежит.
(Дети называют предметы.)
Какие предметы вы узнали быстрее всего? Свои исследования мы начнем с изучения песка. Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок?
Дети. (Из песчинок) .
Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? Возьмите песок пальцами и насыпьте в мисочку. Хорошо ли он сыплется? Какой песок?
Дети. (Сыпучий.)
Воспитатель. А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось? Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете?
(Ответы детей и проведение опыта.)
Куда девалась вода? Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий?
Дети. (Нет, сыпучий только сухой.)
Воспитатель. Из какого песка легче делать постройки - из мокрого или сухого? А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? Там очень жарко, растений мало. Чаще всего там растут кактусы, колючие растения, живут ящерицы, черепахи, тушканчики, верблюды. Такие места называются песчаными пустынями.
(Дети рассматривают иллюстрацию пустыни.)
По песку тяжело передвигаться - ноги утопают, песок забивается в обувь.
В заключение воспитатель вместе с детьми делает вывод: «Песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу» .
Исследование глины.
Воспитатель. Теперь перейдем к исследованию глины. Возьмите мисочки с глиной. Внимательно рассмотрите ее. Какая она?
Дети. (Твердая, состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держатся друг за друга.)
Воспитатель. Давайте нальем в мисочку с глиной немного воды и посмотрим, что получится. Куда делась вода?
Дети. (Она плохо проходит сквозь глину.)
Воспитатель. Как изменилась глина?
Дети. (Стала пластичной, мягкой, из нее можно лепить.)
Воспитатель. Давайте вспомним, что после дождя по глине тяжело ходить: она прилипает к обуви, на глиняной дорожке легко поскользнуться. Еще в древние времена люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из нее посуду. Посуду обжигали на огне, и она становилась твердой и не пропускала воду.
«Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твердая, но если ее намочить, она становится мягкой, пластичной. Из глины лепят посуду (дети рассматривают дымковские, филимоновские игрушки из глины) . Ее используют в строительстве» .
Физкультминутка
Педагог читает текст, а дети выполняют разные упражнения.
РАЗ - и стану я землей,
Мягкой, теплой и живой!
Очень сильной, очень крепкой,
Очень доброй и большой.
ДВА - и вмиг я глиной стану,
Может, к обуви пристану,
Если дождик во дворе.
Не ходите вы по мне!
ТРИ - сейчас я холм зыбучий,
Очень желтый и сыпучий.
Осторожней, люди, будьте,
Если вы не на верблюде!
А ЧЕТЫРЕ - камни мы,
Крепкие ребята.
И бросать в окошко нас
Никому не надо.
ПЯТЬ - я почва - верхний слой,
Дружат травы все со мной,
И деревья, и кусты,
Червяки, жуки, кроты.
Всем живущим говорю:
«Чтите матушку свою!»
Наша круглая планета
Называется ЗЕМЛЯ,
Все живущие под солнцем
Братья нам. И мы друзья!
После физкультминутки дети садятся за столики и продолжают экспериментирование.
Исследование камней
Воспитатель. Давайте исследуем камни. Рассмотрите их, потрогайте, постучите ими друг о друга. Какие они?
Дети. (Твердые, холодные, шероховатые и т. п.)
Воспитатель. Налейте на камни немного воды. Что получилось? Стали ли камни от этого мягче, как глина? Может, они слиплись? Куда делась вода? Она впиталась в камни?
Дети. (Нет.)
Воспитатель. Как они изменились?
Дети. (Стали ярче, красивее.)
Воспитатель. Кто знает, где «живут» камушки?
Дети. (В горах, в море, в реке, в озере в пещерах и т. п.)
Воспитатель. Кто из вас видел камни и где это было?
В заключение воспитатель с детьми делает вывод: «Камни твердые, крепкие. Они "живут"на земле, под землей, в земле, на дне морей, озер, рек, в вулканах. Камни бывают очень разными по цвету и форме. Если их намочить, они меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче» .
Исследование почвы.
Воспитатель. Возьмите оставшуюся мисочку. Что в ней? Здесь находится особая земля - почва. Рассмотрите ее внимательно, исследуйте, из чего она состоит.
Дети. (В ней есть частички темного цвета, сухие листочки, веточки, песчинки, камешки и т. д.)
Воспитатель. Почва образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растений. Чем больше такой «еды» , тем лучше чувствуют себя растения. Налейте в мисочку немного воды. Что произошло?
Дети. (Вода впиталась, почва стала влажной.)
Воспитатель. Вспомните, как мы поливаем почву в горшках для комнатных растений, на клумбе. Куда при этом девается вода?
Дети. (Она уходит в почву, и растение может «напиться» .)
Воспитатель. А кто живет в почве?
(Дети перечисляют, воспитатель показывает изображения крота, дождевого червя и т. п.)
Воспитатель делает вместе с детьми вывод: «Почва - это "живая" земля. Без нее не могут жить растения. В почве обитает много разных животных. Она состоит из кусочков глины, песчинок, камешков, корней и других остатков растений» .
Воспитатель. Мы с вами исследовали составные части земли. Назовите их, пожалуйста. (Ответы детей.) У нас под ногами - песок, глина, камни. Самый верхний, самый плодородный слой земли называется почвой.
Воспитатель. Давайте попробуем все содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и перемешать. Что получилось?
Дети. (Земля.)
Воспитатель. Все эти части можно обнаружить в земле, у нас под ногами. Люди часто называют землю «кормилицей» , «матушкой-землей» . Почему? (Ответы детей.) На земле растут деревья, травы, кустарники. Земля - это еще и название нашей планеты. Давайте скажем «матушке-Земле» несколько добрых слов и пожеланий. И тогда эта обычная земля превратится в волшебную, «живую землю» , на которой все оживает. Пусть каждый из вас произнесет свое пожелание земле.
(Дети говорят добрые слова. В это время поднос накрывается большим лоскутом ткани.)
А теперь давайте поиграем!
Игра «Откуда эта горсть земли?»
Описание игры.
На игровом поле находятся иллюстрации с изображениями разных природных ландшафтов нашей
планеты. Они размещены в виде цветка с шестью лепестками: 1-й лепесток - пустыня, 2-й - лес, 3-й - цветники, 4-й - каменистый берег моря, 5-й - глинистая дорога, 6-й - горы. В комплект игры также входят пакетики с разной землей (песчаной, глинистой, каменистой, плодородной, гумусовой почвой) .
Ход игры.
Воспитатель. Ребята, к лепесткам этого цветка прикреплены картинки, на которых изображены разные уголки нашей планеты. (Дети рассматривают игровое поле.) Давайте отгадаем, из каких мест взяты «горсти земли» в пакетиках. (Дети по очереди берут пакетики и кладут их на тот или иной лепесток. Пакетик, в котором много камешков - на лепесток с изображением гор, пакетик с черной, плодородной землей - на лепесток с изображением цветника и леса, с глиной - на глинистую дорогу, с песчаной - на лепесток с иллюстрацией пустыни, с морскими камешками - на лепесток с изображением морского берега.)
Заключительная часть.
Воспитатель. Вам понравилось наше занятие? Что нового и полезного вы узнали? (Ответы детей.) Теперь, может быть, вы по-другому будете смотреть на то, что у вас под ногами. Когда пойдете на прогулку, посмотрите, какая земля на территории нашего детского сада. А теперь давайте «пообщаемся» с землей. (Берет поднос, накрытый тканью, и снимает ткань. Оказывается, что в земле выросли молодые побеги гороха - во время игры педагог незаметно меняет поднос с землей, которую создали дети, на другой с такой же землей, но уже с проросшими побегами.) Смотрите, что произошло с нашей землей после того, как мы сказали ей ласковые слова. Своими добрыми словами и пожеланиями вы оживили землю. Давайте оставим этот поднос в лаборатории и будем наблюдать, что произойдёт с землей и растениями дальше.
«Почва – живая земля»
в подготовительной группе
Составила и провела: воспитатель.
в подготовительной группе
Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора), «Здоровье» и «Коммуникация».
Цель: развитие познавательного интереса и расширение представлений об окружающем мире, развитие навыков свободного общения с окружающими людьми.
Образовательные задачи:
- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с окружающей действительностью; закрепить знания о почве; познакомить детей с некоторыми обитателями почвы, с особенностями их внешнего вида; познакомить с ролью обитателей почвы в природе; дать элементарные представления о круговороте веществ в природе. Учить видеть и понимать причинно-следственные связи в природе («Познание»); Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; детей в речевое взаимодействие («Коммуникация»). Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – уточнять смысл некоторых слов (бактерии, падальщики); развитие связанной речи – вовлекать детей в разговор во время просмотра мультимедиа; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения; речи - употреблять существительные с предлогами (на поверхности; в земле; под землёй) («Коммуникация») Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Подземные обитатели» («Коммуникация») Формировать представления детей о факторах, обеспечивающих здоровье человека («Здоровье»)
Развивающие задачи:
- Поддерживать интерес к объектам живой и неживой природы; Создавать условия для развития интереса к общению со взрослыми и сверстниками; Способствовать развитию основ логического мышления (сравнивать, сопоставлять, группировать по общим признакам).
Воспитательные задачи:
- Воспитывать ; Воспитывать интерес к объектам живой и неживой природы: Воспитывать культуру поведения в природе;
Материалы и оборудование:
НОД организуется в группе.
- Компьютерная презентация в программе PowepPoint на тему: «Подземные жители».
Предварительная работа:
Подобрать фото - коллекцию на тему «Подземные обитатели», сказки, стихи, загадки о дождевом червяке и других обитателях почвы (при активном участии семей воспитанников группы) Подготовить раскраски о дождевых червяках.
Непосредственная образовательная деятельность.
Сегодня мы с вами отправимся в гости к обитателях подземной страны.
В эту страну не идут поезда,
И самолёт не летает туда.
Как же в эту страну нам попасть?
Страну, до которой рукою подать!
Воспитатель начинает показ мультимедиа.
| Почва – самый верхний, плодородный слой земли. Как возобновляется почва? Откуда она берет силы, чтобы «накормить» такое огромное количество различных растений? Кто ей помогает оставаться плодородной? |
|
| Срез земной поверхности. Оказывается, у нас под ногами, в почве, обитает громадное число разнообразных животных. Все они трудятся над созданием плодородного слоя земли. Одни перерабатывают остатки живых организмов, попадающие в почву, — мельчат, дробят, окисляют, разлагают на составные вещества и создают новые соединения. Другие перемешивают поступающие вещества с почвой. Третьи прокладывают ходы-коллекторы, обеспечивающие поступление в почву воды и воздуха. |
|
| Дождевой червяк. Очень важная работа у червяка. Он делает почву! |
|
| Дождевые черви, выносят землю из нижних слоев почвы, постоянно перемешивая гумус с минеральными частицами. Ходы дождевых червей облегчают корням растений проникать в глубь почвы. |
|
| Поедая погибшие растения червяки перерабатывают их в плодородный для земли продукт. |
|
| Работа дождевых червей в природе очень важна! Но не одни червяки делают почву, им помогают и другие обитатели подземной страны…… |
|
Пальчиковая гимнастика А четыре – камни мы, Крепкие ребята. И бросать в окошко нас, Никому не надо. Пять – я почва – верхний слой, Дружат травы все со мной, И деревья, и кусты, Червяки, жуки, кроты. Всем живущим говорю: “Чтите матушку свою!” Наша круглая планета называется ЗЕМЛЯ, Все живущие под солнцем – Братья нам и мы друзья! А теперь, я предлагаю сделать фото коллаж. У меня приготовлено пано, но на нем нет природных объектов, деревьев, травы, кустарников. Оформите работу. Посмотрите, что у нас получилось: река, берега, березы, это похоже на наш микрорайон «Новый свет». Задания для активизации самостоятельной деятельности и развития интегративных качеств в режиме дня по теме НОД.
«Чем нюхает червяк?» «Любят ли дождевые черви яблоки?» наблюдение за дождевыми червями.
Конспект составила: педагог – организатор ______________ Заведующий ГБОУ детского сада № 000 Конспект НОД "Знакомство со свойствами почвы" для детей подготовительного к школе возраста Богдан Алина Николаевна, воспитатель МБДОУ "Золотая рыбка"Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно-образовательной деятельности "Знакомство со свойствами почвы"для детей 6-7 лет.Данный материал будет полезен педагогам-дошкольникам при проведении опытно-исследовательской деятельности по теме "Почва". "Знакомство со свойствами почвы" Программное содержание:Образовательные задачи: Познакомить с процессом образования почвы. Дать представление о почве и ее составе. Показать значение почвы для растений и живых организмов. Развивающие задачи: Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение Воспитательные задачи: Воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности Предварительная работа:
работа в уголке природы (рыхление, полив); чтение и загадыва-ние загадок о почве, подземных жителях. Оборудование: Стеклянные стаканчики с водой, пластиковые тарелочки, ложки, лупы (на каждую рабочую пару). Большие банки для воспитателя. Свеча, пипетка, предметные стекла, под-носы. Методы и приемы:
Ход деятельности:
Заключительная часть.
Литература:
|