Мастер-класс Нетрадиционная техника рисования — кляксография «Волшебные кляксы. Кляксография в детском саду Кляксы на бумаге

Недавно мы разбирали семь простых техник рисования акварелью, и если вы их освоили, то пора переходить к чему-то более сложному и интересному. Сегодня мы разберем еще шесть любопытных техник, которые помогут вам создать свой собственный шедевр.

Брызги

Нижнюю часть бумаги мы намочили, чтобы посмотреть, что получится.

Данная техника довольно простая. Просто наберите на кисть краску и начните постукивать щетиной кисти по пальцу так, чтобы брызги хаотично разлетались

Если ваша кисть слишком мокрая, вам будет сложно управлять брызгами. Поэтому стряхните несколько капель с нее, а уже потом приступайте к работе.

Если вам не нравится бить кистью о свои пальцы, то вы можете использовать любое подручное средство, ручку, например.

Перед тем, как начать разбрызгивать нашу краску, положим кусочки бумаги в верхнем углу нашего холста.

Также мы намочили нижний край листа чистой водой и подкрасили его светло-фиолетовым цветом.

Поищите старую зубную щетку, промойте ее и уберите все остатки зубной пасты. И приготовьтесь к беспорядку.

Есть несколько способов набрать краску на зубную щетку. Вы можете окунуть ее в краску, то таким образом очень сложно заполнить щетину краской. Можете попробовать наполнить зубную щетку с помощью кисти. Таким образом вы сможете контролировать количество краски.

Возьмите зубную щетку и проведите большим пальцем по щетине. Также вы можете использовать подручные средства. Выберите инструмент, с помощью которого вам будет удобно распылять краску с щетины. Заметьте, как скорость движений и дистанция щетки от бумаги влияют на распыление краски.

Когда вы захотите распылять краску другого цвета, промойте хорошенько зубную щетку и просушите ее полотенцем.

Не беспокойтесь, если у вас не получается эта техника так хорошо, как хотелось бы. Практикуйтесь и у вас все будет получаться.

Как видите, получается довольно интересный эффект. Используйте те подручные средства, которые у вас есть, примените свою фантазию и подойдите к рисованию креативно.

Сграффито и штампы

Сграффито – это итальянский термин, который обозначает технику соскабливания, ассоциирующуюся со стиранием верхнего покрытия керамики с целью обнажения тех слоев, что находятся под ним.

На примере мы соскабливали краску с помощью перочинного ножа. Если соскабливать еще не высохшую краску, которая впиталась глубоко в бумагу, то получатся темные линии.

Если использовать эту технику с умом, то с ее помощью можно создать интересные ландшафты, выскабливая формы деревьев и другой флоры.

Можно использовать старые кредитные карты, чтобы соскабливать краску. Гладкой картой стороны можно сметать остатки краски.

Множество кистей имеют заостренный край. Можете использовать такие кисти, чтобы создавать тонкие линии.

Очень важно понять, через какой промежуток нужно начинать соскабливать. Потренируйтесь на отдельном листе такой же бумаги и с теми же красками.

Штамп – это нанесение краски путем надавливания другими предметами на бумагу. Вы можете выбрать любой материал для того, чтобы создавать штампы. Пробуйте все, что попадется вам под руку.

На данном примере мы используем салфетки для лица. Наполним их краской и нанесем штампы на верхнюю часть бумаги.

Также можно использовать губку. С ее помощью мы изобразим траву.

Вы можете играться с текстурами, используя различные материалы. Экспериментируйте!

Не бойтесь использовать части тела для штампов. Всему можно найти свое применение!

Вымывание

Относительно простая техника поможет вам создать необычные и интересные фактуры.

Сначала покроем верхнюю часть бумаги синей краской.

Затем быстро закрасим красным цветом оставшуюся часть полотна. Так будет выглядеть наш рисунок на данном этапе.

Теперь промойте хорошенько кисть и вновь наполните ее чистой водой. Легкими движениями кисти побрызгайте каплями воды на еще мокрую краску.

Продолжайте брызгать водой до тех пор, пока вас не устроит результат.

То, насколько краска высохла, можно понять по силе воздействия воды на нее. Заметьте, что чем больше воды попало на одну и ту же область, тем светлее там стал оттенок краски.

Не расстраивайтесь, если у вас не получается управлять размытием. У вас, скорее всего, это и не получится, так как довольно сложно повлиять на этот процесс.

Экспериментируйте с количеством воды, цветами и степенью высыхания краски. Данная техника может помочь вам в создании интересного и фактурного фона.

Используем спирт

Вам понадобятся ватные палочки и спирт.

Густо закрасьте ваш лист краской.

Создайте такой оттенок фона, какой вам хочется и приготовьтесь к самому интересному.

Окуните ватную палочку в спирт и начните капать им на краску.

Спирт, попадая на краску, как бы отталкивает ее, создавая светлое пятно.

Пробуйте капать спиртом на краску по мере ее высыхания, чтобы проследить эффектом.

Получается довольно красиво, не так ли?

Эта интересная техника позволяет создавать необычные текстуры.

Используем соль

Очевидно, что нам понадобится соль для этой техники.

Нарисуем небо и холм.

Второй холм у нас будет малинового цвета, немного смешаем его с первым холмом, чтобы получить интересный переход.

Теперь возьмем соль и посыплем ею наш рисунок. Через несколько минут добавим еще немного соли. Она отталкивает краску от себя, создавая необычную фактуру.

Подождем, пока все это высохнет и посмотрим, что же случится дальше.

После того, как рисунок высох, эффект, который придала соль, становится более видимым.

Стряхните соль с рисунка и насладитесь результатом.

Лучше использовать губку для того, чтобы смахивать соль. Так вы не повреждаете краску. Легкими движениями очистите рисунок, постарайтесь не тереть его.

Соль впитала в себя краску, создав огромное количество похожих на звезды пятнышек.

Стоит заметить, что крупная соль будет оставлять более крупные пятнышки, а мелкая, соответственно, более мелкие.

Мастер - класс по рисованию (изучение различных техник рисования с детьми дошкольного возраста)

Мастер-класс. Нетрадиционная техника рисования - кляксография «Волшебные кляксы»

Мастер - класс рассчитан для родителей и воспитателей, а также детей дошкольного возраста - от 3 до 6 лет.

Назначение мастер - класса: Кляксография - это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат... Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно - но и полезно: например, в качестве артикуляционной гимнастики. Также рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле).

Хочется отметить, что с помощью данного вида рисования хорошо, получается, изображать различные деревья (получаются замысловатые стволы, ветки и т.д.). Попробуйте, результат Вам понравится!

Цель : Познакомить детей с таким способом изображения, как кляксография, показать её выразительные возможности

Задачи:

Вызвать интерес к «оживлению» необычных форм (клякс), учить дорисовывать детали объектов (клякс), для придания им законченности и сходства с реальными образами; учить видеть необычное в обычном;

Развивать образное мышление, гибкость мышления, восприятие, воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности; воспитывать аккуратность в рисовании красками.

Материалы для работы:

Альбомные листы;

Гуашь или акварель;

Крупная кисть;

Трубочка для напитков или можно использовать пипетку;

Вода в баночке;

Влажная тряпочка - вытирать руки, если запачкаются;

Ватные палочки;

Пластилин.

Кляксографию можно совмещать с разными техниками изобразительного искусства, такими как монотипия, аппликация и другими. Некоторые из них и представлены в данном мастер - классе.

Этот способ рисования «кляксами» можно использовать в работе с детьми 3-4 лет и старше.

Макаем кисть в разведенную краску и брызгаем на лист бумаги. Чем гуще краска - тем насыщеннее цвет, но труднее она выдувается.

Берем трубочку, и дуем через нее на разноцветные капли краски, они превращаются в кляксы. При этом лист бумаги можно поворачивать - кляксы получаются ещё интереснее!

Кляксография с использованием ватных палочек

С помощью крупной кисти ставим кляксу в уголке листа.

С помощью трубочки раздуваем краску в разных направлениях. Получилось вот такое дерево!

Немного подумав, это дерево мне напомнило рябину, одиноко растущую на склоне. С помощью ватных палочек подрисовываем ягоды и листья.

Оформляем рамку также с помощью ватной палочки. Именно о такой рябине, возможно, и написала стихотворение «Рябина» Ирина Токмакова.

Красненькую ягоду

Мне дала рябина.

Думал я, что сладкую,

А она - как хина.

То ли эта ягодка

Просто недозрела,

То ль рябина хитрая

Подшутить хотела?

Кляксография с использованием фломастера

Также как и в предыдущих работах ставим кляксу и выдуваем с помощью трубочки ствол и ветки. А это что за дерево получилось? Конечно же, сосна!

С помощью зеленого фломастера дорисовываем иголки.

Сосна

Над жёлтой осыпью обрыва

Склонилась старая сосна,

Корнями голыми пугливо

Поводит по ветру она. (Тимофей Белозеров)

Украсив все веточки пышными иголочками, приступаем к оформлению полянки вокруг сосны. Наносим кляксы зеленого цвета и раздуваем с помощью трубочки. Получились стебельки цветов!

Дорисовываем на стебельках листья и цветы - одуванчики. Теперь одинокой сосне вовсе не скучно!

Кляксография + пластилинография

С помощью пластилина создаем морское дно: лепим ярких рыбок, морскую звезду, камешки.

Но чего - то не хватает в этом рисунке? Конечно же, морских водорослей! С помощью волшебных клякс и трубочки появляется и морская трава! Кляксы располагаются между камешек, и если краска слегка зайдет на пластилин, ничего страшного, его с легкостью можно подтереть тряпочкой и работа не будет испорчена.

Ну чем не морское дно! Дорисовываем пузырьки и рисунок готов!

Рыбка рыбку догоняла,

Рыбка хвостиком виляла,

Ткнулась в брюшко - Догнала!

- Эй, подружка! Как дела? (Т. Второва)

А этот способ рисования подойдёт для детей более старшего возраста (5 - 7 лет). Набираем краску на кисточку и сбрызгиваем на лист бумаги. С помощью трубочки выдуваем волшебные кляксы. А теперь самый ответственный момент - нужно включить своё воображение!

В каждой кляксе

Кто-то есть,

Если в кляксу

Кистью влезть.

В этой кляксе -

Кот с хвостом,

Под хвостом -

Река с мостом,

На мосту -

Чудак с чудачкой.

Под мостом -

Судак с судачкой.

Рисунок нужно рассмотреть с разных сторон и только потом дорисовать отдельные детали, чтобы образ стал более узнаваем.

Кляксография + монотопия

Заранее готовится фон с помощью техники - монотопия. На высохший слой наносятся кляксы разного цвета и выдуваются с помощью трубочки.

За рощею в речку упала Звезда.

Бегом я отправилась сразу туда!

Она не разбилась - лежала на дне!

А, может быть, это привиделось мне? (Т. Гетте)

Вот лишь малая часть того, что можно выполнить с помощью « волшебных клякс» - кляксографии. А с какими ещё техниками изобразительного искусства можно совмещать Кляксографию - это подскажет Ваша фантазия!

Малыши любят изображать на белом листе кляксы. Папы и мамы чаще всего выбрасывают такие рисунки. А зря! Оказывается, что из таких клякс можно сотворить гениальные рисунки. Даже существует такая нетрадиционная техника рисования под названием кляксография. Что такое кляксография? Догадаться легко! Это такой способ рисования, при котором кляксы не являются ошибкой или проявлением неаккуратности, а ставятся на бумаге специально и даже обдуманно.

В чём польза?

Это в сказке про драгоценный ключик Мальвина наказала Буратино за поставленную кляксу, а современные родители и педагоги за кляксы не ругают. Ведь рисовать кляксами очень даже полезно, а еще невероятно интересно.

Кляксография имеет большую популярность. Увлекаются ею как детишки, таки взрослые. И это даже не странно. Ведь такая техника усиленно развивает у детей творческое воображение. С одной стороны, можно подумать, что маленький человечек может вынести из своей кляксы. Однако, каждое сделанное пятно имеет неповторимую форму и размер. А приложив к этому немного своей фантазии - можно получить силуэт предмета, фрагмент из жизни или образ какого-либо животного.

В первых шагах над знакомством с техникой следует быть рядом с ребенком. Ведь чаще всего маленькие человечки не могут с первого раза разглядеть в причудливых кляксах что-то существенное.


Техника рисования

Для того, чтобы начать создавать невероятные рисунки в такой технике много материалов и инструментов не понадобится.

К началу работы над шедевром следует приготовить на своём столе такие материалы:

  • кисточку. Лучше всего если это будет синтетическая. Кроме этого, можно взять для работы обычную зубную щётку;
  • краски. Это может быть как акварель, так и разведённая водой гуашь. Главное, чтобы краска была жидкой консистенции. Кстати, в работе над такой техникой также используют художественную тушь. Она бывает разных цветов;
  • картон или лист белой бумаги для основы;
  • емкость для воды;
  • коктейльная соломинка;
  • пипетка;
  • влажная тряпочка или салфетки. С помощью них можно без проблем убрать загрязнения с рук, а также лишние потеки на бумаге.

Этапы творческого процесса

Тем, кто вот-вот начинает знакомиться с данной техникой первым делом необходимо определить тему своего рисунка. На первоначальном этапе очень важно сфокусироваться и задать направление. Сделав несколько клякс можно включить свою фантазию и попытаться разглядеть некие очертания и силуэты живого существа или предмета. А может на листе бумаге расположился удивительный подводный мир или сказочная планета?!

Существует несколько способов, которые помогут создать удивительные рисунки:

  • Самым распространённым считается капельный метод. Однако такой метод чаще всего применяют для создания пейзажей. Для его создания применяют широкую кисть. Тщательно пропитав её краской, располагают кисточку над бумагой и начинают разбрызгивать гуашь. Для того, чтобы создать такой эффект только на определённом участке листа необходимо постучать кисточкой об руку или палец. А для того чтобы увеличить область разбрызгивания просто необходимо встряхнуть кистью. Кроме этого, можно применять пипетку для точечного нанесения краски. С её помощью можно изобразить как маленькие кляксы, так и большие.

  • Есть и другой способ - метод растекания. В этом случае жидкую краску раздувают в разные стороны при помощи обычной трубочки для напитков. Таким образом, получаются невообразимые силуэты. Например, деревьев и кустов. Затем им можно нарисовать листочки, цветочки и ягодки.

Какой бы вариант ни был выбран, процесс рисования обязательно принесет пользу и позволит интересно провести свободное время. А в дальнейшем можно развить навыки и в той, и в другой технике рисования кляксами.

Я делаю новый арт-альбом со своими фотографиями. Самая первая страничка — про беззаботное детство и солнечное лето. В этой записи я выложила не только фото странички, но и небольшой МК «Как сделать кляксу» .

Как же приятно ставить кляксы, особенно яркие! Так приятно, что трудно остановиться, но нужно сделать это вовремя, пока клякс не станет слишком много 🙂

Я достала свои детские акварельные краски и начала создавать творческий беспорядок. Затем я применила созданный фон для странички в альбоме. С помощью штампов добавила надпись «Лето», а также стрекозу и пчелку.

Сложно ли делать кляксы? Нет, это доступно каждому. Сложно поставить кляксу в нужном месте!

Предлагаю вашему вниманию краткий МК «Как сделать кляксу» :

  1. Вам понадобится: бумага для акварели, акварельные краски, кусочек марли и вода.
  2. Из марли сделать комочек, намочить его и обмакнуть в краску.
  3. Бросить марлевый комочек на бумагу.
  4. Можно немного нажать на марлю, прежде чем поднимать ее с бумаги, чтобы клякса получилась более жирная.

Мастер-класс по нетрадиционному рисованию

Мастер-класс по рисованию.

Название. Кляксография обычная.
Автор. Генчева Наталья Анатольевна, педагог дополнительного образования, МОУ ДО «Днестровский детско-юношеский центр», Приднестровская Молдавская Республика.
Данный мастер – класс рассчитан на работу в детском творческом объединении, уроки рисования с детьми в возрасте с 5 лет и старше, для педагогов, воспитателей, родителей.
Назначение: изготовление рисунков необычным способом.
Цель. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования «кляксографией обычной ».
Задачи. Учить новым способам получения изображений, опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс). Развивать внимание, мышление, художественное воображение от абстрактного к конкретному. Воспитывать аккуратность при работе.
Материал: бумага, краски, кисти, баночки с водой, влажные салфетки, карандаши.
Изложение материала . Ребята я получила письмо из разноцветной страны, от нашего друга, художника Раскраскина. Послушайте, что он пишет.
Здравствуйте, ребята! Хочу вам рассказать, что со мной приключилось.
Вчера
Принесла мне в подарок сестра
Бутылочку
Чёрных-чёрных чернил.
Я стал рисовать,
Но сразу с пера
Кляксу огромную уронил.
И расплылось
На листе пятно,
Стало помалу расти оно:
Слева - хобот, А справа - хвост, Ноги - как тумбы, Высокий рост...
Я немедленно
К чёрной туше пририсовал Огромные уши,
И получился,
Конечно, он, - Вы угадали - Индийский... (слон).
(стихотворение Д. Чиарди «О том, кто получился из кляксы») Посылаю Вам несколько своих новых работ, выполненных необычным способом рисования кляксографией обычной. Надеюсь, вам они понравится. До встречи. Ваш Раскраскин.

Рассматривание рисунков


Обсуждение. Рассуждения детей о способах получения изображения.
Хотите научиться так рисовать? Ответы детей.
Демонстрация способов рисования педагогом.
Для работы понадобится: бумага, краски, кисть, вода, фломастеры или карандаши.


Приготовим краски - добавим по несколько капель воды в каждый цвет акварели, лист бумаги свернем пополам и развернем.


На одну сторону ближе к середине капнем несколько жирных капель - клякс. Можно использовать краску разного цвета.


Затем сложим по линии сгиба лист пополам и ладошкой проведем несколько раз вверх, вниз, чтобы краска растеклась по листу. Для «превращения» кляксы скажем волшебные слова.



Осторожно развернем лист. Вы видите причудливое пятно.


Подумайте, на что это похоже? Пофантазируйте. «Оживите» кляксы - превратите их в живые существа или предметы. Внимательно рассмотрите кляксы, поворачивая листы бумаги в разные стороны. Можно подрисовать карандашом какие-то детали.



Вопросы к детям о последовательности рисования.
С чего начнем работу?
Куда будем капать краску?
Сколько капель будем капать?
Когда сложим листик вместе, что сделаем?
Что надо сделать дальше?
Когда придумали на что это похоже надо карандашами ……..
Самостоятельная практическая работа детей.
Дети осваивают технику кляксография обычная. Педагог работает индивидуально. Дает указания, помогает получить изображение необычным способом. Поощряет самостоятельность. Советует внимательно рассмат¬ривать кляксы, поворачивая листы бумаги в разные стороны. Показывает для примера: это моя клякса, если на неё посмотреть так, она похожа на бабочку, только нужно дорисовать усики. А в кого превратятся ваши кляксы? Педагог тихо, на ушко спрашивает у каждого ребёнка о его замыслах и ассоциациях, нерешительным детям помогает советами или косвенными вопросами. Педагог проводит работу с более активными, способными детьми. Дает им дополнительные задания. Анализ детских работ. В конце занятия устраивается общая выставка «живых» клякс.