Музыкальный диалог. Занятие на тему "музыкальный диалог" Смотреть что такое "Диалог" в других словарях

Группа (Николаев, Донецк). Эффектный, мелодически изобретательный и профессионально исполненный арт-рок этой группы был популярен в первой половине 80-х годов и стал одним из немногих удачных примеров использования в отечественном рок-н-ролле образцов серьезной поэзии. Группа появилась на свет в Николаеве (Украина) в 1974. Ее основатели Ким Брейтбург (клавишные, гитара, вокал), Виктор «Клим» Литвиненко (гитара) и Анатолий Дейнега (барабаны) впервые встретились еще в 1969 в безвестном школьном ансамбле, который играл на вечерах стандартный англоязычный репертуар.

Два года спустя группа естественным образом распалась в связи с окончанием школы ее участниками. Однако в 1974 Брейтбург (к тому времени изгнанный за пристрастие к року из музыкального училища, где он учился на отделениях теории музыки и композиции), Литвиненко и Дейнега, к которым присоединился новый басист Виктор «Вица» Радиевский, нашли приют под крышей студенческого клуба местного кораблестроительного института. В этот период Брейтбург уже начал сочинять сам, хотя основу репертуара группы, получившей имя «ГАУДЕАМУС», по-прежнему составляли кавер-версии западных хитов. В 1975 «ГАУДЕАМУС» и выступил в Лениграде с собственной интерпретацией рок-оперы Эндрю Ллойд Веббера «Jesus Christ Superstar».

В том же 1975 группа, под новой вывеской «БАЙКОНУР», устроилась на работу в Джезказганскую филармонию. В ее рядах появился Сергей Васильченко (флейта, клавишные, вокал). На следующий год их занесло в Новосибирск, где филармония переименовала их в «ГУЛЛИВЕР». В 1976 их состав усилил еще один музыкант из Николаева, гитарист Михаил Пирогов из группы «ГАРМОНИЯ». Дейнега в том же году ушел, и за барабанами сменилось несколько человек. В 1977 они вернулись в Николаев, снова стали «ГАУДЕАМУСОМ», хотя пару месяцев числились в местной филармонии как «ПОЮЩИЕ ЮНГИ». Помимо того у них то появлялась, то исчезала медная группа.

В 1978 переживавшую трудные времена группу нашел представитель Донецкой филармонии, предложивший музыкантам работу и относительную творческую свободу. Тогда же они в последний раз сменили имя, раз и навсегда став «ДИАЛОГОМ». В группу вернулся Дейнега, появилась секция духовых в составе: Юрий Ларин (труба), Александр Пирожков (саксофон) и Владимир Бесьянов (тромбон). Они играли арт-рок и фьюжн , собственный репертуар и официоз, в том же 1978 стали лауреатами II Всесоюзного конкурса артистов эстрады в Запорожье, своими силами поставили музыкальный спектакль «Слово об Игоревом походе» (по мотивам знаменитого памятника русской словесности), с которым год разъезжали по стране; в 1979 к ним на некоторое время присоединилась певица Анна Салмина (позднее «Синяя птица »).

В марте 1980 группа «ДИАЛОГ» приняла участие в фестивале «Весенние ритмы» в Тбилиси, где показала первое из своих масштабных музыкальных полотен - сюиту «Под одним небом» на стихи Семена Кирсанова. Она имела успех, и «ДИАЛОГ» занял третье место, а Брейтбург был отмечен как лучший вокалист - и вполне заслуженно. В том же году «ДИАЛОГ» выступил в менее революционном, но по тем временам, весьма престижном песенном фестивале в Сочи, где опять-таки стал лауреатом. К концу 1980 «ДИАЛОГ» покинул Пирогов, следом исчезли все духовики, однако тут же появились гитарист Юрий Никифоров и певец Владимир Ларченко.

Успех в Тбилиси и олимпийская оттепель начала 80-х годов позволили «ДИАЛОГУ» отказаться от формального эстрадного репертуара и целиком переключиться на собственное творчество. В 1982 они поставили очередной opus magnum Брейтбурга, сюиту «Я - человек» (на стихи известного литовского поэта Юстинаса Марцинкявичуса). В музыкальном отношении она во многом перекликалась с арт-роковыми опусами Genesis и YES , хотя Брейтбург, безусловно, обладал достаточно самобытным мелодическим даром, а исключительно эффектное и органично вошедшее в структуру концерта-спектакля лайт-шоу до сих пор не имеет аналогов. Концерты группы, как правило, состояли из двух отделений: в первом слушателям предлагалась очередная сюита, во втором - песенная программа, демонстрирующая свой талант сочинять короткие, мелодически выразительные номера, в которых уживались элементы рок-н-ролла , реггей , новой волны и других направлений. К явным достоинствам «ДИАЛОГА» следует отнести и их деликатное обращение с поэзией С. Кирсанова, А. Тарковского, В. Шефнера, Ю. Левитанского и т. д., которая в этом песенном обличье не теряла своего смысла и органично вписывалась в мелодический контекст.

В 1982 Ларченко ушел и организовал собственную группу «ПЛАНЕТЫ». Его место занял Николай Шевченко (клавишные, вокал) из симферопольской арт-роковой группы «ИНТЕРВЬЮ». В 1984 появляется сюита «Раздели со мной», в 1986 «Однажды завтра» (вновь на стихи Кирсанова). Помимо этого в середине 80-х годов группа записала серию довольно интересных магнитофонных альбомов - «Квадратный человек » (1983), «Просто » (1984), «Детектив » (1986).

В декабре 1986 «ДИАЛОГ» удачно выступил на «Рок-панораме» в Москве, а весной 1987 представлял звукозаписывающую индустрию СССР на фестивале MIDEM в Каннах, где получил хорошую прессу и ряд приглашений от организаторов концертов и фестивалей. Следующие четыре года «ДИАЛОГ» провел за границей: группа выступила в общей сложности в двадцати трех странах. Вместе с тем бум рок-музыки в самом СССР вывел на первые строки хит-парадов новое поколение звезд, которое принесло с собой иную шкалу ценностей. На этом фоне «ДИАЛОГ», в поисках успеха обращавшийся то к хэви-метал , то к банальному, хотя и безупречно звучавшему поп-року, оказался неактуален.

Группу покинули Васильченко, Никифоров и Шевченко, их места заняли два музыканта из таллинского «РАДАРА»: Тоомас Ванем (гитара) и Андрей Долгих (клавишные). Одна за другой вышли три пластинки группы, но они прошли почти незамеченными. В той или иной форме «ДИАЛОГ» существовал до начала 90-х годов. Впоследствии его бывшие участники занялись студийной работой: Брейтбург, в частности, в настоящее время продюсирует своего николаевского земляка Валерия Меладзе .

Андрей Бурлака

Дискография:

Под одним небом (1981)
Я - человек (1982)
Квадратный человек (1983)
Раздели со мной (1984)
Просто (Фирма Мелодия, 1985)
Рассказы и сказки (1985)
Однажды завтра (1986)
Детектив (1986)
Ночной дождь (Фирма Мелодия, 1986)
«Диалог» 3 (Фирма Мелодия, 1988)
Красный рок (1989)
Свой парень (1990)

Методическая разработка занятия

«Музыкальный диалог»

Цель занятия: Познакомить детей с понятием «диалог»; способствовать раскрытию творческого потенциала ребенка в процессе самостоятельной музыкальной деятельности.

Ход занятия:

Начинается занятие с музыкального приветствия.

Педагог: «Здравствуйте, ребята» (поступенное движение мелодии вверх);

Дети: «Здравствуйте» (движение мелодии по мажорному трезвучию вниз).

Педагог : Ребята! Вы знаете такое слово – диалог? (ответы детей). Диалог – это греческое слово и переводится как «речь двух», т.е. разговор двух людей. Мы используем диалог, когда общаемся с кем-то. В музыке тоже бывают диалоги, только музыкальные. Вот мы приветствовали друг друга, а это уже музыкальный диалог.

Послушайте, какой шутливый диалог сочинил композитор Д.Б. Кабалевский.

Звучит «Игра в гостей» в исполнении педагога:

- Здрасте, здрасте, мы вас ждем!

Промочило нас дождем!

- Ожидали мы гостей !

Мы промокли до костей!

- Где ваш зонтик?

Потеряли!

- Где калоши?

Кот унес!

- Где перчатки?

Скушал пес!

- Это, гости, не беда, заезжайте в ворота, поднимайтесь на порог, к нам на яблочный пирог!

Педагог: Какое настроен ие музыки? (ответы детей) Конечно это веселая шутливая игра. Но, в начале игры хозяева – радушные, приветливые, а гости промокшие и поэтому раздраженные и капризные. Но в конечном итоге все персонажи игры – веселые, шутливые и озорные.

Педагог: Диалоги бывают музыкальные. Послушайте пьесу «Упрямый братишка » композитора Д.Б. Кабалевского. Послушайте, и скажите сколько здесь героев (два). Две мелодических линии,

Они разные по характеру?(контрастны?) (да)

Чем же они отличаются? (Один – уговаривает, другой- упрямится)

А чем заканчивается диалог? Удалось уговорить или нет?

Нет. (музыка звучит очень напряженно « Нет! Нет! Нет!» (диссонанс)

Давайте придумаем диалог взрослого человека и упрямого малыша. (ответы детей).

Диалоги бывают не только музыкальные, но и игровые:

Представьте себе, как старый, уставший барабан сердится на своих племянников – маленьких барабанчиков.

Ритмическая игра «Барабан и барабанчики»:

Так шуметь стыдно вам!»

Барабанчики (их много): «Дядя – барабан!, Мы так стучали,

Что перебудили целый свет!

Где –то пять рублей мы потеряли –

Не купить теперь конфет!»

Барабан: «Бам, БАМ, стыдно вам! Я конфет сам вам дам!»

-Педагог: Ребята! Даже по одному ритму игры можно определить, где большой барабан, а где маленькие барабанчики. Ведь большой барабан звучит неторопливо, размеренно, а маленькие – быстро и суетливо.

Давайте, разучим игру с помощью хлопков.

Импровизация:

Ребята! А как называется человек, который сочиняет музыку? (композитор)

Каких композиторов вы знаете?

А сейчас я вам предлагаю побывать в роли композиторов, т. е. самим сочинить песенки- диалоги.

Детям предлагается пофантазировать и придумать мелодии на заданные тексты - диалоги:

- «Ножки, ножки, где вы были?

По дорожке в сад ходили».

- «Кто копытом бьет, цок, цок?

Это резвый мой конек!»

- «Где обедал воробей?

В зоопарке, у зверей!

- «Гуси, гуси, где ваш дом?

Возле речки, под мостом»

Здравствуй, поезд, как дела?

Мчусь я быстро, как стрела»

Поезд, поезд, ты куда?

Еду в села, города.

Поезд, поезд, что везешь?

Письма, бревна, соль и рожь!

Зайчик, зайчик, что ты грустный?

Не найду кочан капустный.

А какой? Вот такой!

Круглый, белый и крутой!

Киска, где была?

Молочко пила!

Признанный метр современной музыки был одним из тех, кто обеспечил искомому диалогу качественный перевод: в частности, по его рекомендации на фестивале появилось Парижское струнное трио, оставившее самые лучшие впечатления у заинтересованной публики. В репертуаре французов были Бетховен и Шенберг, Альбер Руссель и сам Денисов, представленный своим опусом почти тридцатилетней давности. Но если французская и русская культура, таким образом, предстали давними собеседниками, то другие диалоги подчас возникали прямо на фестивале -- что и может служить характеристикой его удачи. Как мы уже писали, ансамбль старинной музыки "Венская академия" объединился с подобным ансамблем молодых музыкантов Московской консерватории, чтобы сыграть Баха. Вначале, как нам стало известно, руководителя венцев Мартина Хазельбека пришлось уговаривать на этот союз -- теперь же он сам полон планов продолжать сотрудничество (с той оговоркой, что духовики все же будут австрийские). Подобные ситуации более естественны для фестивалей джаза или импровизационной музыки, но не для сцен, где звучит Шуберт. Тем не менее давний воспитанник консерватории и лауреат конкурса Чайковского пианист Данг Тхай Шон нашел новых партнеров непосредственно в Москве, чтобы отметить наступление лета чудесным квинтетом "Форель".

Совместное выступление Ивана Монигетти и Владимира Мищука теперь уже можно расценивать как диалог между Швейцарией и Россией. Но, радуясь международному взаимопониманию, заметим, что с внутрироссийским проблемы как раз остаются. Мало кто знал в Москве санкт-петербургский ансамбль Musica Petropolitana; те же, кто услышал его на фестивале "Диалог", склонен начинать свой список впечатлений именно с этого концерта. Играющий, как и "Венская академия", музыку барокко, петербургский ансамбль отличается в традиционно русскую сторону: в нем больше цветут индивидуальности. По части же виртуозного мастерства любой участник ансамбля может поспорить с именитыми венцами. Возможно, Musica Petropolitana, хорошо известная фестивальным агентам в Европе, таится от отечественных любителей старинной музыки по весьма прозаической причине -- не играет бесплатно.

Красной строкой прошло через многие программы фестиваля имя Назара Кожухаря. Молодой скрипач, в недавнем прошлом протеже Алексея Любимова и Наталии Гутман, он теперь легко вписывается в самые опытные компании и самый широкий репертуар, но в той же степени дорожит ролью лидера, объединяющего энтузиастов на поприще новой музыки: будь то малоизвестная старая или абсолютно свежая. Корреспондент убедился в этом воочию, побывав на концерте русской музыки XX века в Рахманиновском зале консерватории, где Кожухарь начал с новатора первой половины века Николая Рославца и закончил минималистом наших дней Павлом Кармановым. Путь этот можно условно определить как "историю новой простоты в России". Ансамблевое сочинение Карманова "...ariations" на текущий момент является последним пунктом на этом пути: еще не успел остыть его компьютер, поломавшийся в момент вывода партий на принтер. Цивилизованный подход композитора к процессу сочинения вполне гармонирует с его эстетической ориентацией на постиндустриальные образцы американского минимализма. Приправив их тембрами (струнные, блок-флейта, гобой, клавесин) и интонациями барочной музыки, автор счастливо удержался от культурологических рефлексий. Музыке уютно и хорошо в себе самой: она пластична, доступна неискушенному восприятию, действует свежо и оздоровляюще, как зеленый цвет маек, в которые композитор обязал облачиться своих музыкантов. Сложнее обстояло дело со Скрипичной сонатой Дениса Савельева: как ни приятно было слушать современную музыку, написанную откровенно бетховенским языком, неяркое сочинение не спасли ни сопутствующие музыке декларации математичности метода сочинения, ни исполнение. Скажем прямо, широта вкусов и артистический темперамент не уберегли Назара Кожухаря от заметных сбоев по части интонации и технической отделки -- особенно не повезло пьесе Арво Пярта Fratres, которая никак пока не дается нашим музыкантам. В итоге лучшим номером концерта осталась Первая соната Прокофьева, сыгранная скрипачом и его партнером, пианистом Юрием Мартыновым отменно -- по агогике, акцентам и перепадам чувств.

Подводя итоги, скажем, что фестиваль "Диалог" смог найти некую середину между концептуальной расплывчатостью (не позволяющую считать фестивалями, скажем, такие образования, как "Русская зима") и узкой специализированностью, между внемузыкальной шумихой, нередко сопровождающей концерты звезд, и унылой незамеченностью. Это качество счастливой неопределенности, которое можно поставить фестивалю Московской консерватории в упрек, вероятно, и позволит ему примирить свои надежды с реальностью и стать ежегодным событием московской музыкальной весны.

Включи свою внутреннюю музыку. Музыкальная терапия и психодрама Морено Джозеф Дж.

Музыкальный диалог

Музыкальный диалог

Возможности музыкального диалога подобны возможностям музыкального обмена ролями. Если диалог между протагонистом и вспомогательным «я» кажется слишком безжизненным и представляет собой преимущественно словесную форму, без эмоционального переживания ситуации или же просто по какой-либо причине становится непродуктивным, то директор может попросить протагониста выбрать музыкальный инструмент и выразить себя при помощи этого средства. Это может быть одностороннее музыкальное выражение, когда протагонист общается с помощью музыки, а вспомогательное «я» отвечает вербально, или это может быть полностью музыкальный диалог.

Протагониста могут попросить обратиться к вспомогательному «я» при помощи единственной музыкальной фразы, а после этого уже вербально(см. рисунок 8).

Рис. 8. Музыкальный диалог: «Протагониста просят обратиться к вспомогательному «я» при помощи единственной музыкальной фразы»

В каждом из этих упражнений одинаковый смысл: музыкальное выражение на простых инструментах направлено на устранение чересчур интеллектуального взаимодействия и помощь протагонисту выражать свои чувства более непосредственным образом. В то же время музыкальная экспрессия может стать хорошим средством для дальнейшей подготовки протагониста к другому уровню вербального выражения, позволяя ему, в сущности, создать свой музыкальный дубль.

Я замечал во многих сессиях, что когда посреди непродуктивного диалога протагониста просят перестать высказываться, выбрать музыкальный инструмент и при помощи музыки обратиться к молчащему вспомогательному «я», а затем вернуться к вербальному диалогу, то в таком случае качество последующего диалога трансформируется в положительном направлении. Переключение на музыкальное выражение часто запускает более глубокий уровень коммуникации и помогает реализовать более глубокие связи. Музыкальный диалог также очень полезен, если протагонист не может говорить или в результате какой-либо эмоциональной травмы, или при временной неспособности вербализовать чувства в конкретной ситуации.

Из книги Преобразующие диалоги автора Флемминг Фанч

Диалог Диалог - это широкое общение для определения того, что происходит. Общение двухстороннее: и фасилитатор, и клиент работают над тем, чтобы выяснить, в чем же дело. Они оба воспринимают и продвигаются ближе к пониманию обсуждаемой темы.Диалог - это взаимное общение с

Из книги Нить Ариадны, или Путешествие по лабиринтам психики автора Зуева Елена

Диалог – Я думаю, что долг детей – выполнить долг перед родителями…– Повернуть реку вспять?.. Невозможно… Естественный ход жизни, так же как и течение реки, предусматривает движение в одном направлении – от родителей к детям. Иначе происходит нарушение естественного

Из книги Социальная инженерия и социальные хакеры автора Кузнецов Максим Валерьевич

Музыкальный танк Продолжая разговор про управление толпой, рассмотрим такой интересный факт. Толпой, оказывается, можно управлять с помощью музыки. Причем для разных видов толпы музыка должна быть разной. К примеру, известно, что панику провоцируют звуки высокой частоты

Из книги Включи свою внутреннюю музыку. Музыкальная терапия и психодрама автора Морено Джозеф Дж.

Музыкальный шеринг Групповой шеринг при завершении психодраматического действия часто бывает одним из самых важных компонентов любой сессии. Он дает возможность всем членам психодраматической группы, включая тех, кто, возможно, не принимал активного участия в сессии,

автора Стивенс Джон

Диалог рук Закройте глаза и не открывайте, пока я не попрошу сделать этого. Сядьте поудобнее, так, чтобы можно было использовать обе руки. Войдите в контакт со своими физическими ощущениями. (…) Переключите свое внимание от внешнего мира и сознавайте тело. (…) Отмечайте,

Из книги Сознавание: исследуем, экперементируем, упражняемся автора Стивенс Джон

Диалог рук Поддерживайте контакт глаз со своим партнером и не разговаривайте. (…) Вытяните свои руки на уровне лица и соприкоснитесь с руками партнера. (…) Фокусируйте внимание на руках, когда продолжаете смотреть друг на друга, и используйте свои руки для взаимодействия

Из книги Сознавание: исследуем, экперементируем, упражняемся автора Стивенс Джон

Диалог «Да» - «Нет» Я хочу, чтобы вы провели следующие четыре минуты, общаясь только с помощью слов «да» и «нет». Смотрите друг на друга, когда произносите эти слова, чтобы общаться с помощью изменения тона голоса, скорости, громкости, интонации и т.п. Сознавайте, что вы

Из книги Сознавание: исследуем, экперементируем, упражняемся автора Стивенс Джон

Звуковой диалог Встаньте свободно, лицом к своему партнеру, примерно в полутора метрах от него. (…) Закройте глаза и максимально «отпустите» свое тело. (…) Сознавайте свои плечи, жи-" вот, грудь и, обнаружив где-либо напряжение, попробуйте расслабиться и избавиться от него

Из книги Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности автора Козлов Николай Иванович

Диалог Все это хорошо знакомо каждому, я только напомню. Вот беседуют две дамы, всей душой переживающие то, что они с таким тщанием из жизни вычерпывают:– Я слышала, что у вас чуть не случилось несчастье! – Да-да. Лодка перевернулась, и дети чуть не погибли. Если бы вы знали,

Из книги Как общаться с пользой и получать от этого удовольствие автора Гуммессон Элизабет

34. Ваш внутренний диалог Все зависит от вас. Ваш внутренний диалог и ваши представления о том, как должно строиться общение с окружающими, определяют направление вашего движения. Если вы считаете себя неудачником, вы будете вести себя соответственно. Если вы мыслите

Из книги Боевой гимн матери-тигрицы автора Чуа Эми

Из книги Средство от болезней автора Гусев Вячеслав

1.4. Диалог Как происходит терапия в диалоге? Клиент встречается с терапевтом. Терапевт в ответ на дисгармонию клиента чувствует дискомфорт в собственной душе. Дальше оставаясь во встрече с клиентом, терапевт говорит и делает что-то, что позволяет ему самому прийти в

Из книги Блестящее выступление. Как стать успешным оратором автора Седнев Андрей

Диалог Какой ваш самый любимый фильм? Всем нам нравится смотреть фильмы, потому что за полтора часа можно прожить жизнь другого человека.Представьте себе фильм, в котором нет спецэффектов и компьютерной графики. Может ли такое кино быть интересным? Да.Что если мы

Из книги Как побороть застенчивость автора Зимбардо Филип Джордж

Откровенный диалог Составьте список всех людей, которые повергают вас в состояние застенчивости или отвергают вас. Поставьте друг напротив друга два стула. Сядьте на один стул и вообразите, что на другом сидит номер первый из вашего списка.Обращаясь к нему, выскажите все,

Из книги Дудлинг для творческих людей [Научитесь мыслить иначе] автора Браун Санни

Из книги Играем по науке. 50 удивительных открытий, которые вы сделаете вместе с ребенком автора Галлахер Шон

Музыка

Как бы мы ни относились к своим способностям, все мы музыкальны. Представьте себе, что чувствует ребенок в утробе матери. Девять месяцев ребенок слышит ритм биения маминого сердца, ее дыхание, голос и интонации, фразы, которые она произносит, ощущает ритмичные движения ее тела. Он слышит, как на ритмичные звуки сердцебиения накладываются беспорядочные шумы, которые сопровождают пищеварение (и его расстройства!), и шум от тока крови по сосудам. Новорожденный прекрасно знаком с ритмом, темпом, паузами и фразами. У мамы в животе он уже «танцевал» под музыку, доносившуюся до него извне, и можно сказать, что артистические способности к танцам и музыке основаны на опыте, который ребенок получил в утробе матери.

Значение этого опыта для вас и малыша в том, что у вас есть общий для вас обоих музыкальный язык. Многие люди не решаются обратиться к музыке, считают, что у них нет музыкального слуха, просто не знают, что с ней делать. Вероятно, вы никогда не рассматривали музыку с такой «базовой» точки зрения, но я надеюсь, что теперь вы не сомневаетесь в своих музыкальных способностях.

Музыку можно использовать для развлечения ребенка – включать ему аудиокассеты или радио. Но гораздо больше пользы принесет «живая» музыка – песенки и простые мелодии – то, что вы сами внесете в совместные игры и чем обогатите общение с младенцем. Если вы знаете песни и потешки – используйте их, если вы не помните ни одной – выучите их по аудиозаписям. Почему бы вам не сочинить свою собственную «специальную» песенку? Всего-то и надо, что придумать куплет из коротких строк и простой мотив, либо положить свои слова на известную мелодию. Сочините песенки для разных случаев, например «купальную» или «одевальную».

Песенки придут к вам на помощь, когда вы не знаете, что сказать. Они помогут малышу легче усваивать ваши слова, предложения, обороты речи. Песня может стать для малыша ориентиром, который подскажет ему предстоящие события. Ребенок со зрительными нарушениями всегда сможет определить, где вы находитесь, если, занимаясь делами, вы мурлычете песенку.

Отвечать на звуки, которые произносит ваш ребенок, очень важно для развития у него навыков коммуникации и речи, и об этом говорится и в других главах. Может быть, вам станет проще повторять любые звуки вашего малыша, если вы будете считать их музыкой, а не словами. Слушайте ритм звуков, которые произносит ребенок, или наблюдайте за ритмом его движений. Вы можете взять их за основу для игры – повторяйте эти ритмы вслед за малышом и ждите ответа. Можно отбивать ритм ладонями, выстукивать его на теле ребенка или простучать ритм по стульчику, на котором сидит малыш, чтобы он почувствовал колебания. Даже ребенок с нарушениями слуха может воспринимать вибрацию, и, значит, он будет получать удовольствие от игры с ритмом. Если возможности малыша позволяют – положите его на клиновидную подушку и дайте ему постучать чем-нибудь, хотя бы ложкой, по перевернутой вверх дном пластиковой миске, – специальные инструменты вовсе не обязательны.



Насыпьте в пластиковую бутылку или в воздушный шарик, прежде чем надуть его, песок, чечевицу или фасоль – вы получите инструменты с разным звучанием. Привяжите к шелковому шарфу крышки от бутылок или листики хрустящей бумаги и дайте малышу поиграть. Когда ребенок издаст звук, возвратите ему звук своим голосом или с помощью какого-нибудь «инструмента» – так у вас возникнет диалог. Даже если малыш отвечает медленно или плохо чувствует ритм, то возникновение диалога – это самый большой успех вашей общей игры.

Музыкальная терапия

Музыкальная терапия – особый интерактивный метод помощи взрослым и детям с различными видами нарушений, при котором используются музыкальные инструменты и другое оборудование. Суть метода – совместное музицирование. Терапевт использует звуки, которые издает ребенок, его ритмы, а также звуки, которые он извлекает с помощью инструментов, и на этой основе строит свое взаимодействие и отношения с малышом. Музыкальный терапевт – всегда прекрасный музыкант, поэтому он использует все звуки ребенка в качестве элементов музыки. Он отвечает малышу пропетой мелодией или играет в ответ на музыкальном инструменте (например, на пианино, кларнете или скрипке), или наигрывает мелодию на простых игрушечных инструментах.



Любой сигнал ребенка (например, стереотипные звуки или движения) музыкальный терапевт воспринимает как намеренный и значимый. В итоге сам малыш меняет отношение к этим сигналам. Например, начинает использовать их с целью получить ответ. Звук приобретает значение навыка общения – бесполезное действие превращается в полезное. В процессе нормального развития ребенка происходит то же самое. Малыш, который повторяет «па-па-па-па», сначала не имеет в виду «папа». За него «говорят» окружающие, именно они приписывают лепету ребенка определенный смысл. Подобным же образом стереотипным действиям (звукам и движениям, которые озвучены музыкальными инструментами) присваивают значение музыкальной фразы.

Музыкальный диалог, который происходит между ребенком и терапевтом, может оказаться самым длительным и искусным взаимодействием, на которое вообще способен ребенок. Двигательные нарушения и проблемы с речью часто препятствуют обычному каждодневному общению с окружающими. Музыкальная терапия для такого ребенка служит мостиком из мира одиночества.

Ребенок непосредственно влияет на музыку, которую исполняет музыкальный терапевт, – в ответ на любой его сигнал терапевт изменяет мелодию, подстраивая ее под ребенка. Так малыш осознает, что звуки, которые производит терапевт, обращены именно к нему. Это дает ему ощущение собственной значимости. Такой опыт нередко крайне значим для ребенка и стимулирует его развитие наиболее эффективно. Дети получают огромное удовольствие от самого процесса создания музыки, поэтому на занятиях музыкальной терапией мотивация для каждого ребенка очень сильная, это не зависит от того, предпочитает ли он быть только слушателем или принимает более активное участие в занятиях.

Музыка может помочь ребенку «организовать» движения, музыкальный терапевт может учить малыша координировать свои движения (например, когда необходимо стучать в барабан). С другой стороны, музыка обладает эмоциональным воздействием. Она высвобождает чувства ребенка, которые он иногда не может высказать иначе, позволяет ему выразить разочарование, уныние или радость. Она дарит ему возможность почувствовать себя понятым, излить таящиеся в нем чувства, разделить их с другими. Характерные для малыша сочетания звуков открывают музыкальному терапевту окно в его внутренний мир. Терапевт может говорить с ребенком о его чувствах и, в зависимости от ситуации, облекать эти чувства в слова или снова в музыку.

Если музыкальная терапия вас привлекает и вы хотите попробовать ее для вашего ребенка, узнайте о ней в школе или медицинском учреждении. Вы также можете связаться с Ассоциацией музыкальных терапевтов (Association of Professional Music Therapists) (см. Приложение V). Подобные организации существуют во многих странах.

Глава 13 Игра