Подходы к пониманию личности в психологии. Различные подходы к пониманию личности в психологии

Различие подходов к пониманию личности обусловлено сложностью и неоднозначностью самого феномена «личность». Существует множество теорий личности, основные из которых мы будем изучать в других разделах данной дисциплины. Каждая из теорий видит и конструирует личность по-своему, акцентируя внимание на одних ее аспектах и оставляя за скобками другие (или придавая им второстепенную роль).

По мнению авторов монографии «Теории личности» Л. Хьелла и Д. Зиглера, «ни одна сколько-нибудь выдающаяся теория не может быть полностью и правильно понятой» в отношении определения природы человека, «различия между теориями отражают более фундаментальные различия между их создателями».

Л. Хьелл и Д. Зиглер, проанализировав наиболее известные психологические теории личности, приводят 9 биполярных шкал, выражающие основные положения о природе человека различных школ и направлений. Ими являются:

1. Свобода – Детерминизм (ответственность).

2. Рациональность – Иррациональность.

3. Холизм (целостность) – Элементализм.

4. Конституционализм (биологическое) – Инвайроментализм (социальное).

5. Изменяемость (эволюционизм) – Неизменность.

6. Субъективность – Объективность.

7. Проактивность (внутренние факторы развития)– Реактивность (поведение – реакция на внешние стимулы).

8. Познаваемость – Непознаваемость.

9. Гомеостаз (сохранение внутреннего равновесия) – Гетеростаз (личностный рост и саморазвитие).

Приведенные шкалы представляют собой крайние полюса, которых придерживаются представители различных психологических теорий личности. При этом эти полюса, как правило, противопоставляются друг другу, когда одни ученые опираются на один из них, а другие отстаивают преимущественное значение противоположного. Но возможна иная интерпретация этих шкал в рамках принципа устойчивого неравновесия.

Генезис собственно человеческого развития обусловлен взаимодействием противоположных начал. Такое взаимодействие порождает сложность и противоречивость психической жизни человека и его поведения. И порождается это взаимодействие состоянием динамического неравновесия, в котором находятся два противоположных начала, что и обусловливает движение по пути психического развития человека и его целостность. Можно сказать, что состояние динамического неравновесия – это потенциал развития человека.

Можно обозначить возможные метапозиции в трактовке личности :

    личность как профиль психологических черт (факторная теория черт Р. Кеттела, диспозициональная теория личности Г. Олпорта, факторная теория личности Х. Айзенка и др.);

    личность как опыт человека (психоаналитическая теория личности З. Фрейда, бихевиоризм, отчасти (если иметь в виду внутренний опыт, переживания личности) гуманистическая психология, исследования личности в контексте жизненного пути);

    личность как темперамент и возраст (теории личности Г. Айзенка и Э. Эриксона);

    личность как интериоризованный ансамбль общественных отношений (практически все теории советской психологии: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, К.К. Платонова).

Издавна люди замечали зависимость своего поведения от социального окружения и от собственной психики, которые побуждали их приспосабливаться к условиям жизни и одновременно проявлять способность к свободному выбору.

В истории психологии такое сочетание психики и внешних воздействий и стимулов зафиксировано в многочисленных теоретических концепциях по изучению проблемы соотношения «индивидуального» и «социального» в личности, которое зиждется на философских основах, психологических исследованиях, антропологически, по которым человек, прежде всего биологическое существо. Определяется его роль и место в социуме, за основу берется приоритет социальной среды в становлении развития личности.

Социально-психологические теории личности, рассматривая ее в разных аспектах, исходят как из интересов индивида, приоритетности его коммуникативного, нравственного потенциала в профессиональном росте, его знаний, стиля и культуры общения, так и по важности социума, социальных отношений в становлении личности. И от того, что превалирует, зависит теоретическое обоснование определенного типа и социальной программы поведения индивида, определенной стратегии действия, других социально-психологических характеристик человека.

Современные учения о человеке теоретически и экспериментально доказывают, что человеческая психика не является результатом или прямым продолжением естественного развития элементарных форм поведения, психической жизни животных; психические функции человека формируются в процессе его развития и становления в обществе, путем усвоения им социального опыта.

При этом сам процесс усвоения — это специфическая форма психического развития, присущая только человеку. Здесь речь идет не только о высших психических функциях (непроизвольное внимание, логическая память, абстрактное мышление), но и о таких простых и, казалось бы, врожденных функции (каким является, в частности, тональный слух), которые имеют социальную природу и формируются в течение жизни.

Сами функциональные системы мозга, будучи материальной субстанцией психических функций, не появляются в готовом виде к рождению ребенка и не вызревают самостоятельно, но формируются в процессе общения и предметной деятельности ребенка (по А. Луриа). Нет природных программ социального поведения человека, ибо именно социальная жизнь не является постоянной системой факторов: она меняется иногда значительно быстрее, чем одно поколение сменится следующим.

Отдельные психологи, изучая личность, пытаются идеалистически представить ее внедрение в культуру общества, как чисто «духовный процесс». Представители символического интеракционизма рассматривают социализацию как процесс усвоения индивидом системы социальных ролей, что происходит в первичной группе путем «принятия роли другого».

Другие теоретики трактуют социализацию индивидуума, как переход от чисто биологического к социальным этапам развития, понимая под социализацией процесс обучения, адаптации. На самом деле общественные отношения своим действием превращают естественные функции в социальные, ставя их на службу общественному развитию.

Таким образом, социальное не уничтожает биологическое, оно снимает биологическое в человеке, вводит его в новые системы связей и отношений, подконтрольным качественно новым законам социальной формы движения.

Итак, сформулировано психологией в процессе своего развития два заключения, которые взаимно отрицают друг друга:

  1. психические процессы и состояния предопределяются влиянием внешней среды;
  2. психические явления являются результатом самодетерминации, являются структурными компонентами единой антиномии.

Каждое из этих утверждений в одинаковой степени логично доводочные в системе, которая является одновременно само детерминантной и такой, которая возникает вследствие влияния социального окружения.

Относительно социального движения, которое выступает как особая, высшая форма саморазвития материи, то оно имеет различные уровни, неодинаковый характер проявления:

  • во-первых, он охватывает историческое движение обществ, классов, национальных групп;
  • во-вторых, в нем воплощается развитие человека как основного момента всего исторического процесса, развязка общественного индивида.

Психология в анализе проблем, связанных с учением о социальном движении, выделяет свои особые аспекты:

  • выявление его закономерностей, таких, например, как оперирование идеальными объектами;
  • формирование внутренней позиции субъекта;
  • его развитие в процессе собственной деятельности и другие, большинство из которых еще требуют своего исследования.

Вместе с тем следует подчеркнуть главное: с тех времен, как человек сумел создать новый предметный мир, цивилизацию, которая им руководствуется и с которой связано поле символов и развитие отношений, она отделилась от животного мира и развивается по принципиально новым законам социального движения, что и делает его человеком, развивает как личность.

Научный подход к характеристике взаимосвязи «социального» и «индивидуального» в развитии человека предполагает понимание личности как целостной системы с ее профессиональными, национальными, семейно-бытовыми, психологическими и другими признаками, которые формируются в процессе взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами.

При этом понятие «социальное» охватывает условия жизнедеятельности человека в обществе, особенности общественных отношений, характер производства и социальных институтов, специфику системы воспитания, распространение информации, которые определяют и в свою очередь определяются социальной активностью индивида, его творческой самодеятельностью.
Итак, человеческий индивид в своем жизненном развитии воспроизводит достижения истории человеческой культуры и цивилизации.

Процесс этот является качественно своеобразным и существенно отличается от онтогенеза животных:

  • свойства, которые сложились в результате эволюции животных, определяются морфологическими особенностями организма, которые в изменениях наследственно фиксируются;
  • достижения же в развитии человека фиксируются в результатах его деятельности, в созданных им орудиях производства, в речи, в произведениях науки, литературы, искусства и т.д.

С момента рождения человек находится в мире себе подобных, в социально-экономических, политических, социально-психологических условиях; среди предметов, наполненных человеческим содержанием, имеющим социальные функции.

Им используются предметы и средства, созданные в истории человечества, он владеет языком как социально сформированным инструментом мышления, с помощью которого усваивает общечеловеческий опыт и общается с другими людьми. В этих процессах усвоения человеком социального опыта и культуры участвуют зрение, слух, обоняние, вкус, мышление, чувства, желания и т.д.

При этом сами эти органы, это возможности восприятия мира — в цветах, музыке, слове — это все завоевано человеком и усваивается им в постоянном взаимодействии с другими людьми, в результате изучения явлений, предметов, в процессе превращения деятельности. Следовательно, при генетической запрограммированности всех присущих человеку биологических особенностей, психика человека не заложена в генах, черты человеческой психики формируются с помощью общественно-практической деятельности других людей.

Конечно, каждый человек имеет своеобразные индивидуальные особенности организма, в том числе и нервную систему. Но особенности, свойства организма, наследственно, генетически детерминированные, составляют не фактор, а только (по П. Гальперин) необходимую физиологическую основу, условие, но не причину развития человека как члена общества. Данные современной психологии убеждают в том, что необходимые качества личности могут быть сформированы у каждого здорового человека в процессе организации его жизнедеятельности при любых природных особенностях нервной системы. То есть все нормальные люди способны практически к неограниченному духовному развитию.

Становление личности — это культурно-историческое воспроизведение индивида как человека, который является носителем родовой сущности человечества, это присвоения им общественно выработанных способностей через овладение способами деятельности.

Чтобы воспользоваться богатствами, накопленными человечеством, его достижениями, каждое новое поколение должно овладеть ими, а для этого оно само должно осуществлять такую деятельность, которая была бы адекватна воплощенной в ней деятельности предыдущих поколений. Такая деятельность в готовом виде индивиду не дана и в его плотской природе не заложена, а представленная в результатах и опыте деятельности людей, присвоение которого, овладение опытом является той формой, внутри которой осуществляется развитие психики, сознания человека, его личности.

При этом важным в решении проблемы соотношения «индивидуального» и «социального» в становлении и развитии социально-психологических возможностей личности является роль собственной активности индивида в его взаимодействии с социальной средой.

С. Рубинштейн утверждал, что развитие «индивидуального» — это способность личности становиться субъектом, достигая в этом становлении высшего уровня субъективности. Таким образом, внутренняя природа личности проявляется только через отражение внешнего.

Итак, психическое одновременно является и реальностью, и отражением реальности. Основой относительно этих рассуждений ученого является тезис о том, что «социальное» (внешнее) соотносится с «индивидуальным» (внутренним), действует через него и в этом смысле от него зависит. Вместе с тем внутреннее имеет и свое непосредственный источник активности и развития, результатом чего является не только преобразование внешней социальной среды, но и формирование специфически целостного, относительно самостоятельного внутреннего мира индивида. При этом противоречие между внешним и внутренним становится источником развития личности в обществе.

Такая постановка вопроса делает одновременно человека и зависимым от социума, и самодостаточной, свободной личностью.

В психологии наталкиваются на такие признаки свободы психологических феноменов:

  • способность человека определяться в своей деятельности независимо от внешних факторов (благодаря тому, что он может произвольно отдавать предпочтение отдельным из потребностей, которые порождаются этими факторами);
  • возможность человека создавать принципиально новый продукт, которого не было в его опыте построения программы поведения и деятельности на основе накопленного опыта.

При таких условиях человеческая психика способна не только подчиняться внешним факторам, но и действовать самостоятельно. Однако никакие внешние воздействия сами по себе не могут вызвать активность человека, если они не станут мотивам, не получат субъектного осмысления в личности.

Таким образом, анализ соотношения «индивидуального» и «социального» дает возможность раскрыть в личности существенное, типичное, что закономерно формируется в конкретно-исторической системе социальных отношений, в рамках определенного класса или социальной группы, социальной организации, к которым принадлежит личность. Вместе с тем, когда речь идет о личности как члене социальных групп и классов, социальных институтов и социальных организаций, то имеются в виду не свойства отдельных лиц, а социальные типы личностей.

Основным элементом любых социальных систем являются люди, их развитие, становление и формирование в обществе осуществляется через разнообразные социальные сообщества: социальные группы, социальные институты, социальные организации, а также принятые в обществе социальные отношения, нормы, ценности, традиции, т.е. через культуру.

Таким образом, индивид, войдя в множества социальных систем, каждая из которых осуществляет на него систематическое влияние, становится не только элементом социальной системы, но и само представляет систему, которая имеет сложную структуру. Приобщаясь к общественным отношениям, личность одновременно является их субъектом и объектом. Значит, правильно говорят: какие люди — такое и общество. Но не менее верным является и другое высказывание: «Какое общество — такие и члены этого общества», из которого следует, что не только жизнедеятельность человека характеризует качественное своеобразие общества, но и общество формирует индивида как личность, способную к общению, взаимодействию, творческой деятельности, проявлению профессионализма и собственного «Я».

Поскольку существенным признаком современности является актуализация системного подхода к анализу особенностей проявления социально-психологических свойств личности, ее развитие и становление рассматривается в единстве внутренней психической и внешней практической деятельности: с одной стороны, социально-психологические свойства личности проявляются, формируются и развиваются в социуме, с другой – в социальной среде, обладая большим количеством степеней свободы, в значительной степени определяются личными коммуникативными качествами и возможностями индивида.

Это способствует усилению требований к коммуникативному поведению личности, повышает ее коммуникативную компетентность, делает зависимым успех ее деятельности от собственных коммуникативных знаний, умений и навыков.

Коммуникативная компетентность в данном контексте трактуется как интегральное качество личности, которое пронизывает все ее профессионально-личностные образования, как оформленость индивидуальной программы поведения в системе социальных отношений, мотивационную принадлежность к определенной социальной среде, направленность на развитие коммуникативных способностей, стремление к сохранению и развитию социально — психологических традиций конкретной социальной институции и той группы, в которой происходит ее социализация, в общем, как сформированность коммуникативного стиля жизни индивида.

Развитие и становление личности в социуме является процессом, когда при усвоении опыта, в том числе и социально-психологического, и условий жизни осуществляется переход от абстрактной возможности владеть социальным статусом в реальную возможность и превращения последнего в действительность как результат, совокупность всех реализованных возможностей, предоставленных индивиду.

Следовательно, развитию и становлению индивида в социуме всегда присущая диалектика возможного и действительного, необходимого и достаточного. Этот процесс также может сочетать в себе:

  • утверждения и отрицания;
  • социализацию, десоциализацию и ресоциализацию;
  • уровень элементарного самоопределения, ориентации в основном на внешние регуляторы и уровень саморегуляции, самоактуализации, саморазвития, независимости от внешней детерминации;
  • свободу и необходимость;
  • созидания и репродуцирования;
  • индивидуализацию и деперсонализацию;
  • поступательно — прогрессивное и регрессивное в конкретных проявлениях;
  • кризисные и стабильные периоды жизни индивида как согласование «индивидуального» и «социального» в процессе социализации;
  • чувство достоинства как основы благополучия социальной жизни личности в социальной группе и потерю ощущение индивидом социальной реальности и т.п.

Когда речь идет о развитии индивида, то имеется в виду становление не абстрактной личности, которая находится вне пространства и времени, а человека, который действует и развивается в определенной социокультурной среде и на определенном этапе развития общества.

Таким образом, выявить, проанализировать и понять те основы, на которых основывается знание о усвоении человеком норм и ценностей общества, о его формировании и развитии невозможно без изучения социокультурных, этнопсихологических воздействий на индивида. При этом важно подчеркнуть, что изменения происходят не только в личности, не только личность проявляет активность, как в отношении себя, так и в отношении группы, социального окружения, но и меняется само общество, в котором эта личность развивается, сам социум активно влияет на нее.

Социально-психологический, политический, экономический процесс может как способствовать прогрессивному развитию человека, так и тормозить его. Следовательно, адекватные представления о развитии личности в социуме могут быть получены только в процессе рассмотрения названных составляющих в единстве и при отсутствии увеличения или преуменьшения одних или других (лица или общества).

Личность в межнациональных отношениях является носителем системного качества, которой наделена группа, выразителем национально своеобразного, типичного для той или иной этнической общности, человеком, который выражает широкий спектр системных подходов его нации к окружающей действительности и других этносов. Здесь также говорится о влиянии культуры отдельного социального сообщества на становление личности, который выражается в усвоении ею ценностей, норм, целей социальной группы.

Следовательно, можно говорить о новом видении проблемы планирования личностного развития, системы становления и формирование индивида в социальной среде, учет в этом процессе индивидуального своеобразия человека, возможности выполнения им одной и той же деятельности психологически разными путями, рефлексии и внутреннего механизма развития личности, отношения к индивиду как к высшей ценности, как носителя национального мировоззрения, общественных интересов и настроений. При таком подходе можно установить ряд факторов между понятиями «личность» и «социум», определить объективные и субъективные условия эффективности развития индивида в обществе.

Личность

Теоретические подходы к изучению личности:

1. По способу объяснения поведения:

· Психодинамические теории описывают поведение личности исходя из ее внутренних психологических характеристик;

· Социодинамические объясняют поведение личности, опираясь на внешние факторы;

· Интеракционистские теории исходят из принципа взаимодействия внутренних и внешних факторов при объяснении поведения личности.

1. По способам получения данных о личности теории подразделяются на

· экспериментальные (построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов)

· неэкспериментальные (исследующие личность без обращения к эксперименту)

2. По характеру проблем, связанных с изучением личности, выделяют структурные и динамические теории. В структурных теориях главную задачу видят в изучении структуры личности, в то время как в динамических акцент делается на теме развития, динамики личности.

Теория личности – это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности.

Теории личности в психологии:

Психодинамическая теория личности . Основоположником теории является австрийский ученый З. Фрейд. По мнению З. Фрейда, главным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая энергия – либидо (лат. libido – влечение, желание). Доминирует в структуре личности бессознательное. З. Фрейд утверждал, что личность не обладает никакой свободой воли, и ее поведение полностью детерминировано сексуальными и агрессивными мотивами.

З. Фрейд выделил три основных инстанции личности: 1) ид («оно») – главная структура личности, состоящая их совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений; 2) эго («я») – совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики. Эта структура призвана обслуживать ид; 3) суперэго («свех-Я ») – структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек.



Ид, эго и суперэго находятся в постоянной борьбе за психическую энергию из-за ограниченного объема либидо. Сильные конфликты могут привести человека к психическим проблемам, заболеваниям. Для снятия напряженности этих конфликтов личность вырабатывает специальные «защитные механизмы», которые функционируют бессознательно и скрывают истинное содержание мотивов поведения. Наиболее часто проявляющиеся из них: вытеснение (перевод в подсознание мыслей и чувств, причиняющих страдания), проекция (процесс, посредством которого личность приписывает собственные неприемлемые мысли и чувства другим людям, возлагая на них вину за свои недостатки или неудачи), замещение (переадресовка агрессии на более доступный объекта), сублимация (замена неприемлемых побуждений на социально приемлемые формы поведения в целях адаптации) и др.

Аналитическая теория личности . Данная теория близка к теории классического психоанализа. Многие представители этого направления были учениками З. Фрейда. Но это качественно иной подход, в котором либидо не отводится такой значительной роли как у З. Фрейда. Ярким представителем его является К. Юнг.

Главным источником развития личности К. Юнг считал врожденные психологические факты. Это получаемые по наследству от родителей готовые первичные идеи – «архетипы». Некоторые из них универсальны, например, идея Бога, добра и зла. Архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях и нередко встречаются в виде символов, используемых в искусстве, литературе, религии. Смысл жизни человека – наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием. По мнению К. Юнга личность формируется в течение всей жизни. В структуре личности доминирует бессознательное, и особенно «коллективное бессознательное» – совокупность всех врожденных архетипов. Свобода воли человека ограничена. Раскрыть свой мир личность способна только через свои сновидения и отношения к символам культуры и искусства. Истинное содержание личности скрыто от постороннего наблюдателя.

В аналитической модели выделяются три основных концептуальных блока: 1) коллективное бессознательное – основная структура личности, в которой сосредоточен весь культурно-исторический опыт человечества, представленных в психике человека в виде унаследованных архетипов; 2) индивидуальное бессознательное – совокупность «комплексов», или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания. Например, «комплекс власти», когда человек всю свою психическую энергию тратит на деятельность, прямо или косвенно связанную со стремлением к власти, не осознавая этого; 3) индивидуальное сознательное – структура, служащая основой самосознания и включающая те мысли, чувства, воспоминания, благодаря которым мы осознаем себя, регулируем свою сознательную жизнь.

Черты характера личности – это свойства архетипов. Целостность личности достигается за счет архетипа «самость». Его главная цель «индивидуация» человека, или выход из коллективного бессознательного. У самости существует две установки: экстраверсия – установка, заключающаяся в том, чтобы наполнить врожденные архетипы внешней информацией (ориентация на объект) и интроверсия – ориентация на внутренний мир, на собственные переживания (ориентация на субъект).

Гуманистическая : Клиентоцентрированное направление (К.Роджерс); Мотивационная теория (А.Маслоу); Экзистенциальная теория (В.Франкл)

В гуманистической теории выделяют два основных направления. Первое «клиническое», представлено во взглядах К. Роджерса. Второе «мотивационное», основоположником которого является А. Маслоу. Главным источником развития личности представители гуманистического подхода считают врожденные тенденции к самоактуализации.

Согласно К. Роджерсу в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая называется «самоактуализирующаяся», содержит в себе в свернутом виде будущие свойства личности человека. Вторая называется «организмическая» – представляет механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Они находятся в сложных отношениях, то конфликтуют, то совпадают. Цель жизни по К. Роджерсу – реализовать весь свой врожденный потенциал.

А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые только усиливаются после их реализации.

Всего по А. Маслоу существует пять уровней мотивации: 1) физиологический (потребность в еде, сне); 2) потребности в безопасности (в работе, квартире и др.); 3) потребности в принадлежности (в любви, семье и др.); 4) уровень самооценки (в самоуважении, компетенции и др.); 5) потребность в самоактуализации (в творчестве, целостности и др.).

Потребности первых двух уровней являются дефицитарными, третий уровень промежуточный, на четвертом и пятом находятся ростовые потребности.

А. Маслоу сформулировал закон поступательного развития мотивации, согласно которому мотивация человека развивается поступательно: движение на более высокий уровень происходит в том случае, если удовлетворены потребности низшего уровня. Человек, достигший пятого уровня, называется «психически здоровой личностью».

Когнитивная теория личности. Когнитивная теория близка к гуманистической. Основоположником ее является американский психолог Дж. Келли. По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни – это то, что с ним произошло, и что с ним произойдет в будущем.

Главным источником развития личности является среда, социальное окружение. Когнитивная теория подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. Главным понятием является «конструкт» (от англ. construct – строить). Это понятие включает в себя все познавательные процессы. Благодаря конструктам человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения. У каждого человека свое количе-ство конструктов. Каждый конструкт имеет дихотомию (два полюса).

Например, спортивный – неспортивный, музыкальный – немузыкальный, добрый – злой и т.д. Человек сам выбирает тот или иной полюс и оценивая себя или окружающих с позиции этих конструктов. Так и строится образ жизни и своего внутреннего мира.

Дж. Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Ограничения содержаться в конструктивной системе человека. Все зависит от того, какой мир сконструировал для себя человек (жестокий или добрый). Внутренний мир субъективен, он собственное порождение человека.

Когнитивная сложная личность, по сравнению с когнитивной простой, отличается следующими характеристиками: имеет лучшее психическое здоровье, лучше справляется со стрессом, имеет более высокий уровень самооценки, более адаптивна к новым ситуациям.

Деятельностная теория личности . Эта теория получила распространение в отечественной психологии. Огромный вклад в ее развитие внесли С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. В. Брушлинский и др. В этом подходе отрицается биологическое и психологическое наследование личностных свойств. Главным источником развития является деятельность. Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействий субъекта (активного человека) с миром (обществом), в процессе которых формируются свойства личности. Сформированная личность в дальнейшем становится опосредующим звеном, через которое внешнее оказывает влияние на человека.

Средством научения в этой теории выступает не рефлекс, как в поведенческой теории, а механизм интериоризации, благодаря которому происходит усвоение общественного опыта. Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъектность. Предметность предполагает то, что объекты внешнего мира воздействуют на субъект не непосредственно, а лишь будучи преобразованными в процессе самой деятельности. Предметность – это характеристика, которая присуща только человеческой деятельности и проявляется в понятиях языка, социальных ролях, ценностях. С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что деятельность личности (и сама личность) понимаются не как особая разновидность психической активности, а как реальная, объективно наблюдаемая деятельность конкретного человека.

Субъектность означает, что человек сам является носителем своей активности. Субъектность выражается в намерениях, потребностях, мотивах, установках, определяющих направленность и избирательность деятельности.

Представители этого подхода считают, что личность формируется и развивается в течение всей жизни в той мере, в какой человек играет социальную роль. Основное место в личности занимает сознание, и структуры его формируются в процессе общения и деятельности. Бессознательное имеет место только в случае автоматизированных операций. Человек обладает свободой воли лишь в той мере, в какой это позволяет свойства сознания (рефлексия, внутренний диалог). В деятельностном подходе наиболее популярной является четырехкомпонентная модель личности: направленность, способности, характер и самоконтроль.

Бихевиоризм (Д.Уотсон);

Гештальтпсихология (С.Перлз, КЛевин);

Когнитивная психология (А.Бандура, Д.Келли);

Диспозиционная психология (Г.Олпорт);

Теория типов (Г.Айзенк);

Структурная теория (Р.Кеттелл)


8. Психологическая структура и содержание личности

Личность – являющийся членом общества человек со своими взглядами и убеждениями, проявляющий индивидуальность, обладающий сознанием и сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими.

Ядро личности – самосознание, которое формируется на основе сознания. Личность в психологии рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в процессе совместной деятельности и общения.

Психическая жизнь человека имеет определенное строение и структуру. Психологическая структура личности

Структура личности – это сложное единство черт личности в их целостности и взаимосвязи.

А.Г.Ковалев выделял следующие компоненты структуры личности: направленность; способности; характер; темперамент.

С.Л.Рубинштейн описывал в структуре личности такие компоненты, как направленность; знания, умения и навыки; индивидуально-типологические особенности.

В.С.Мерлин включал в структуру личности две подструктуры: свойства индивида и свойства индивидуальности.

Структура личности К.К.Платонова

1 компонент структуры личности - направленность или отношение человека к действительности. Направленность представляет собой систему взаимодействующих потребностей, интересов, идейных и практических установок, убеждения, мировоззрение, идеалы, склонности, желания личности.

2 компонент структуры личности - опыт. Данный компонент включает в себя знания, навыки, умения, привычки.

3 компонент структуры личности – психические формы отражения. Эта подструктура объединяет в себе психические познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание).

4 компонент структуры личности – темперамент и другие биологически обусловленные свойства. Они определяются половыми, возрастными, конституционально-биохимическими, наследственно обусловленными факторами, особенностями высшей нервной деятельности, морфологическими особенностями мозга.

5 компонент структуры личности – характер и другие типичные и устойчивые формы поведения человека. Определяются сформированным в процессе онтогенеза группами отношений: к себе, другим людям, работе и вещам.

Как видно из характеристики структуры личности, она включает в себя то, что получено человеком от природы (биологическое ), и то, что приобретено в условиях социальной жизни (социальное ). Природное и социальное в структуре личности образуют единство и не могут быть механически противопоставлены. Врожденные предпосылки задают как бы нижние и верхние границы, внутри которых социальное может давать разные результаты.

При изучении данной темы необходимо усвоить также такое понятие, как деятельность, представляющая собой специфически человеческую форму активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Важным аспектом деятельности является то, что неотъемлемой характеристикой деятельности является осознанность ее человеком.

Существуют многообразные классификации типов и форм деятельности: духовная и материальная, производственная, трудовая и нетрудовая и т. д. Деятельность можно разделить также на этапы. Можно выделить в качестве этапов: процесс вовлечения в деятельность, процесс целеполагания, процесс проектирования действий, процесс осуществления действий, процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями.

Коллекционерский подход. Он связан с тем, что в психологии менялось представление о сущности психологической категории личности. Первоначально представление о ней строилось на перечислении составных частей, образующих личность как некую психическую реальность. В этом случае личность выступает как набор качеств, свойств, черт, особенностей психики человека. Этот подход был назван А.В.Петровским «коллекционерским». Личность превращается в некое вместилище, категория личности теряет психологическую сущность.

Рис. 4. Основные подструктуры как уровни личности по К.К.Платонову

Структурный подход . В 60-е годы ХХ века стал вопрос о структурировании многочисленных личностных качеств. С середины 60-х начали предприниматься попытки выяснить общую структуру личности. Очень характерен в этом отношении подход К.К.Платонова, понимавшего под личностью некую био-психо-социальную иерархическую структуру. Он выделил в ней подструктуры: направленность, опыт (знания, умения и навыки), индивидуальные особенности различных форм отражения (ощущения, восприятия, памяти, мышления), объединенные свойства темперамента (рис.4).

Системный подход. Наибольший интерес в концепции системного подхода представляют идеи А.Н.Леонтьева. Личность, по его мнению, - это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития (социогенез). К понятию личности он не относил генотипически обусловленные особенности человека (конституцию, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности, аффективность, природные задатки, а также прижизненные приобретения ЗУНы в том числе и профессиональные). Перечисленные выше категории составляют индивидные свойства человека. Понятие индивида по А.Н.Леонтьеву отражает целостность и неделимость конкретного человека как отдельной особи данного биологического вида, отличающие его от представителей других видов. Он считал, что индивидные свойства могут многократно меняться в ходе жизни человека, но от этого они не становятся личностными. Свойства индивида не переходят в свойства личности, даже трансформированные они так и остаются индивидными свойствами, составляя лишь предпосылки и условия развития личности. Идеи были продолжены А.В.Петровским (личность - системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде).

По мнению И. Б. Котовой, в России имелись четыре исторически сложившихся способа существования идеи о личности, иличетыре типа построения научных знаний о личности.

1. Конец XIX – начало XX в. Превращение человека в личность – социально желаемый итог развития. Это период появления целостных психолого-философских концепций личности, среди которых особенно выделяются концепции В. М. Бехтерева, М. М. Бахтина, А. Ф. Лазурского, С. Л. Франка. Активно разрабатывались вопросы, связанные с выделением единиц системы человекознания, в частности уникальности и индивидуальности личности, вопросы характерологии.

2. 30-60-е гг. XX в. Сохранение сущности личности в столкновении с обществом. Личностный принцип активно отстаивался С. Л. Рубинштейном, Б. Г. Ананьевым, К. К. Платоновым.

3. Середина 60-х – конец 80-х гг. XX в. Период создания концепции «нового советского человека», необходимость которой определялась идеологическим заказом КПСС. Вся психология, и прежде всего психология личности, потеряла истинный предмет своего исследования, что подтверждает Б. Г. Ананьев: «Область психологии личности в ее современном состоянии представляет весьма туманное образование в структуре психологической науки».

4. 90-е гг. XX в . Личность вновь становится мерой и основой всех психологических явлений. Это период исследования новых граней личности: духовного мира, неадаптивной активности, ценностно-смысловой сферы, персонализации. Яркими в этом плане стали работы А. Г. Асмолова, Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева, А. Б. Орлова, В. А. Петровского.

Несмотря на длительную историю, психология личности остается, к сожалению, на уровне описательной психологии. Современная психология личности чаще представляется как история психологических концепций и теорий личности, т. е., по сути, это история психологии. До сих пор дискуссионными остаются вопросы определения дисциплинарного статуса психологии личности, поиска признаков общепсихологической теории личности, ее структуры, характеристик, категорий развития, а также определений личности.

Определения личности. В современной психологической науке отсутствует какая-либо однозначность и даже элементарная согласованность в понимании самого термина «личность». Часто происходит смешение понятия «личность» с понятиями «индивид», «человек», «индивидуальность», «субъект деятельности», «характер», «темперамент». Причем каждый исследователь привносит в это смешение свой особый акцент.

Одним из родоначальников определения личности в психологическом аспекте принято считать Гордона Олпорта . Предложив около 50 определений, он в 1937 г. остановился на том, что личность – это динамическая организация в человеке тех психических и физиологических систем, которые определяют его мышление и поведение .

Сегодня в психологии существует огромное множество различных определений личности. Можно выделить следующие основные дефиниции:

· множество черт;

· определенный тип (сочетание типов), связанный с определенными характерными особенностями поведения;

· система конструктов;

· система личностных смыслов;

· субъект отношений;

· социальное качество в человеке;

· некоторое психофизиологическое единство, включающее физическое и социальное окружение;

· деятельное Я субъекта и т. д.

Личность традиционно определяется как синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде и в значительной мере формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида. Таким образом, личность это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно-потребностных отношений, опосредующих собой взаимодействия субъекта и объекта (А.Б.Орлов).

Психологический словарь предлагает нам следующее определение: «Личность это социальная сторона, социальное качество в человеке. Это конкретный человек, представитель определенных социальных общностей (нация, класс, коллектив), занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности».

Согласно одному из современных учебников по общей психологии личность «это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих».

Д.А. Леонтьевым личность рассматривается как структура, регулирующая жизненные отношения человека. «Личность как психологическое образование, как регуляторная система конституируется функциями выделения субъектом себя из окружающего мира, выделения, презентации и структурирования им своих отношений с миром и подчинения своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений, в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам» . Жизненные отношения определяются здесь как объективно имеющиеся отношения человека с миром, доступные для анализа не только их субъекту, но и стороннему наблюдателю. Возможность открытия для человека его жизненных отношений появляется в его переживаниях, переживания проявляют эти жизненные отношения.

В большинстве определений под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Некоторые авторы относят к личности также особенности психофизиологической и конституциональной организации человека, но мы, вслед за А. Н. Леонтьевым, Д. А. Леонтьевым, В. С. Мерлиным, считаем, что они являются лишь предпосылками, влияющими на некоторые особенности личности, но к самой личности не относящимися, эти особенности составляют индивидные свойства человека. Чаще всего в содержание данного понятия включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки .

14.1. Понятие личности

Напомню, что в первой лекции мы говорили о том, что человек существует как бы в системе трех координат: человек - предметный мир, человек - социальный мир, человек - его собственный внутренний мир. Раскрывая познавательные процессы, мы преимущественно говорили о способах познания человеком предметного мира. Но личность существует прежде всего в систем социальных отношений, именно в этих отношениях она и проявляется.

Проблема личности одна из наиболее сложных и неоднозначных в психологии. Содержание понятия «личность» с позиций различных теоретических представлений чрезвычайно многогранно. Однако можно выделить некоторые общие положения, которые относятся к определению личности:

1. Личность всегда связывается с индивидуальностью. с теми качествами, свойствами, которые отличают одного человека от другого.

2. Понятие «личность» - это скорее гипотетический конструкт, абстракция, которые отражают системный интегрированный подход к человеку, его многообразным проявлениям.

3. Личность рассматривается асоциальном контексте в соотношении с жизненной историей индивида или перспективами его развития. Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов.

4. Личность представлена теми характеристиками. которые «отвечают» за устойчивые формы поведения. Личность, как таковая, относительно неизменна, постоянна во времени и меняющихся ситуациях. Она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружающей обстановке.

Давайте рассмотрим некоторые из основных подходов к пониманию природы личности.