Что значит откуда родом. Смотреть что такое "откуда родом" в других словарях. Вдохновение от синильги, или откуда родом таланты

Всю жизнь незнакомые или едва знакомые мне люди спрашивали у меня – «откуда ты родом?» Сам по себе вопрос сформулирован не столь верно. Лично я родился в Ереване, вырос в Ачапняке. Мое «логово» здесь, я не прибыл из дальних стран, чтобы утвердиться на жительство в Армении. Ясно, что под вопросом подразумевается иное – каково происхождение моих предков. Опять же, если слово обо мне, часть моих предков из Карабаха, но, например, бабушка по отцовской линии родилась в Абастумане (Грузия, примерно в 30 км от Ахалцихе), куда ее семья переехала из Эрзерума. Но если бы мои предки были, скажем, из Айнтапа или Нахичевана, что бы это меняло, если я все равно родился бы в Ереване, вырос в Ачапняке, учился бы в школе № 122 и так далее. Иметь предков из той или иной провинции вовсе не повод для гордости или чувства стыда.

Для армян вопрос «откуда ты родом» является начальным посылом начать беседу, как, скажем, для англичан завести разговор о погоде. Если тут простое любопытство, то это еще ничего, хотя я не думаю, что «корни предков» сообщают о личности какую-нибудь дополнительную информацию. Но в основном этот вопрос задается для того, чтобы найти общие черты и различия, с целью дифференцировать своих и не своих. Если предки собеседников оказывались из одного села или из того же региона, это создает между ними некую родственную связь и дает широкую возможность посудачить о том, какими дурными манерами и характером обладают представители соседней деревни или района. Хотя известно, что наличие корней из той или иной деревни, региона или провинции совершенно не определяет ни черты характера, ни профессиональные наклонности, ни уровень интеллекта или степень талантливости.

Конечно, весьма желательно знать, кто были вашими предками, чем они занимались, во что верили, к чему стремились, очень интересно, какие культурные особенности существовали на той территории, откуда они родом, но из всего этого напрямую выводить положительные и отрицательные стороны деятельности, присущих нам, живущим сегодня, мне кажется, это глухой провинциализм.

Для меня источником гордости является не провинция, откуда родом мои предки, а тот факт, что на этой планете несколько миллионов человек говорят по-армянски – на самом богатом языке в мире, читают и пишут армянскими буквами – самого красивого алфавита в мире, что во всех провинциях были и есть свои герои и таланты. Наконец, то, что армяне на небольшой части своей исторической родины создали государство, гражданином которого я являюсь.

Хорошее или плохое государство, это иной вопрос.

АРАМ АБРАМЯН

Отнюдуже, из каких мест, откудова, каким ветром занесло, отколе, чей, откуда родом, отколь, отонудуже Словарь русских синонимов. откуда откудова (прост.); отколе, отколь (устар.) каким ветром занесло кого (разг. шутл.) Словарь синонимов… … Словарь синонимов

родом - см. род; в зн. нареч. По своему происхождению. Родом из Пензенской области. Родом из крестьян. Откуда ты родом? … Словарь многих выражений

I. нареч. 1. Из какого, с какого места? О. ты? О. родом? * Откуда дровишки? Из лесу, вестимо (Некрасов). О. ни возьмись (разг.; о внезапном появлении кого, чего л.). О. ветер дует (разг.; в каком направлении развиваются дела, обстоятельства, от… … Энциклопедический словарь

откуда - 1. нареч. 1) Из какого, с какого места? Отку/да ты? Отку/да родом? * Откуда дровишки? Из лесу, вестимо (Некрасов) * Отку/да ни возьмись (разг.; о внезапном появлении кого, чего л.) * Отку/да ветер дует (разг.; в каком направлении развиваются… … Словарь многих выражений

У этого термина существуют и другие значения, см. Рюрик (значения). Рюрик ст. слав … Википедия

- (род. 30 июня 1942, Москва) доктор философских наук, профессор, председатель комиссии по культуре Древней и Средневековой Руси Научного совета РАН «История мировой культуры». Основатель и директор Центра древней славянской письменности и… … Википедия

Валерий Алексеевич Чудинов (род. 30 июня 1942, Москва) доктор философских наук, профессор, председатель комиссии по культуре Древней и Средневековой Руси Научного совета РАН «История мировой культуры». Основатель и директор Центра древней… … Википедия

Валерий Алексеевич Чудинов (род. 30 июня 1942, Москва) доктор философских наук, профессор, председатель комиссии по культуре Древней и Средневековой Руси Научного совета РАН «История мировой культуры». Основатель и директор Центра древней… … Википедия

Валерий Алексеевич Чудинов (род. 30 июня 1942, Москва) доктор философских наук, профессор, председатель комиссии по культуре Древней и Средневековой Руси Научного совета РАН «История мировой культуры». Основатель и директор Центра древней… … Википедия

Книги

  • Откуда мы родом , Максим Геттуев. Новую книгу известного советского поэта составили произведения, в которых воспеты ратные подвиги и доблестный труд, раскрыты радостные чувства советского человека, творца новой жизни. Автор…
  • Откуда родом я , Евгений Евтушенко. Сборник стихов известного советского поэта состоит их двух разделов. В первый - "Сварка взрывом" - вошли стихи о родине, о России, во второй - "Стыковка рук" - лучшие стихи о…
  • , В. И. Меркулов. В основе книги лежит исследование московского историка, кандидата исторических наук В.И. Меркулова. В ней собраны и проанализированы как известные в науке сведения, так и совершенно новые…

Эту историю я знаю давно. Было это более двадцати лет назад. Тогда еще молодой редактор новоселицкой районной газеты, зашел я как-то в кабинет тоже еще молодого второго секретаря комитета партии. Сидим, решаем вопросы. Вдруг распахивается дверь, и без стука входит небольшого роста пожилой человек. Даже не поздоровавшись, тяжело опускается на стул. Мы вопросительно уставились на него.

– Обождите, товарищи, – молвил незнакомец. – Дайте чуть отдышаться.

Посидели, помолчали. Мы тщательно изучали посетителя, пытаясь определить, что привело его к нам. Наконец секретарь райкома не выдержал:

– Я слушаю вас, товарищ.

– Скажите, кто вы? – в свою очередь спросил тот. И начал допытываться:

– Простите, откуда вы родом? Кто ваши родители? Как их зовут?

– Салпагаров я, Умар Ильясович, – ответил хозяин кабинета, с еще большим недоумением и интересом разглядывая собеседника. А тот продолжал: – Как зовут мать? Как отчество отца? Где проживают родители? Живы ли еще? Сколько в семье братьев, сестер?

Но вот вопросы исчерпаны – и лицо гостя озарилось улыбкой. Видно, ответы вполне его удовлетворили:

– А я-то все думал, не его ли вы сын… А тут прочел в районке: Салпагаров Умар Ильясович. И сразу сюда. На попутной приехал.

– Зовут меня Иван Петрович Воронин, представился он, наконец. – Вам это имя ничего не говорит? – с надеждой глянул в глаза собеседника. – Мы же с вами братья, – шепотом, будто боясь, что вместе с последним его словом выскочит и его сердце, сообщил он. – Я старший ваш брат. Вас тогда еще на свете не было.

И он поведал историю, которая вызвала у меня желание тут же рассказать ее широкому кругу читателей. Но нужно было уточнить кое-какие детали, кое с кем встретиться. Да и Умар Ильясович возражал: ничего особенного, дескать, тут нет.

Потом я стал свидетелем еще одной примечательной встречи. К У. Салпагарову (тогда он уже был главой администрации района) пришла на прием старушка Полина Дмитриевна Химченко, как оказалось, родная сестра (по матери) Ивана Петровича Воронина.

Кроме того, встретился я с еще одной сестрой Воронина – Анной Дмитриевной и с ее детьми. И теперь, таким образом, могу, уважаемый читатель, рассказать тебе о том, что так взволновало меня.

…Тот год оставил о себе память в истории России жестоким голодом. Голодовали и жители села Журавского Новоселицкого района, где проживала многодетная семья Ворониных (восемь душ малолетних детей).

Прижала однажды мать к себе истощенное тельце старшего, Ванюшки, и прошептала:

– Ты уже взрослый… Спасайся сам, сынок. Иди в Бургустан, там дядя твой живет – Тимофей Воронин. Может, поможет тебе.

А у дяди своя семья огромная, и все – мал мала меньше. Какой уж тут лишний кусок! Да еще жена дяди не очень радостно приняла родственника: сами по чужим квартирам скитались.

Правда, дядя пытался защитить племянника, даже на работу с собой взял, в кузницу. Но Иван сам понимал: это не выход.

Взял однажды свою пустую котомку и побрел куда глаза глядят. Долго ли, коротко ли шел, но, наконец, выбившись из сил, прибрел в карачаевское село Терезе. Здесь, на улице, обессиленного и подобрал его Ильяс Салпагаров – колхозный бригадир:

– Что с тобой, парень?

– Дяденька, я есть хочу.

Незнакомый кавказец привел за руку русского парнишку к себе домой. Тут его накормили чем могли (народ Карачая тоже крепко голодал), дали отдохнуть. Иван рассказал добрым людям о своей судьбе и своих скитаниях. Вся семья собралась в доме, слушая рассказ: хозяин с хозяйкой, родители Ильяса – старики Юсуп и Алтынчач, четверо детей, братья и сестры хозяина. Всего одиннадцать душ.

– Завтра устрою тебя на работу в свою бригаду. Кузнецом будешь, – сказал хозяин.

Строго нахмуренные брови старого Юсупа чуть дрогнули. Он кивнул головой, одобряя намерения сына.

Утром, с рассвета, вся семья позавтракала, вместе со всеми – и русский мальчик.

– Ну, пойдем, Ванюшка, – позвал Ильяс Юсупович.

– Приведи парнишку обедать, – приказала сыну Алтынчач, втискивая за пазуху Ивану кукурузную лепешку, завернутую в белую тряпицу.

Вечером Ильяс объявил:

– Я решил, пусть Ваня живет у нас.

– Вместе с четырьмя прокормим и пятого, – согласилась невестка, красавица Шахи, урожденная Тамбиева. Как само собой разумеющееся, восприняли решение хозяина и все остальные члены семьи.

Так вот и прожил около четырех лет в семье карачаевцев Салпагаровых паренек из села Журавского.

– За все это время я даже не почувствовал, что я не член этой семьи, что я абсолютно другой национальности и другого вероисповедания, – рассказывал Иван Петрович. – Меня кормили, одевали. Все лучшее, что готовили дома бабушка Алтынчач и тетя Шахи, доставалось малышам и мне. Если дядя Ильяс приносил какие-то гостинцы, он обязательно одаривал прежде меня, а затем других – видно, по старшинству. А я, конечно, старался во всем помогать им. Работал в колхозной кузнице молотобойцем, дома – по хозяйству. В этой семье, кстати, работали все, даже малолетки: кто в доме приберется, кто двор подметет, кто воды принесет. Хорошая семья, трудолюбивая.

Когда наш герой вырос, окреп и пришло время самоопределяться, он перешел на работу в совхоз « Зеленогорский», что под Кисловодском. Как родного сына, когда тот вступает в самостоятельную жизнь, так и Ивана Воронина Ильяс Юсупович и Шахи Абубекировна одели, обули, снабдили на первый случай необходимыми принадлежностями.

Потом Иван Петрович работал и в МТС, и в колхозе, был даже председателем колхоза. И никогда не терял связи с доброй семьей карачаевцев, приютившей его в трудное время. В Великую Отечественную войну воевал – как и все советские люди. Вернувшись с фронта, сразу же поехал к своим вторым родителям. Но не застал их на месте. По указу Сталина, как и весь карачаевский народ, они были высланы из родных мест.

– Сердце облилось кровью, – вспоминал Иван Петрович, – когда увидел пустой дом. Да, я слышал, что карачаевцев высылали, но никогда не верил, что всех без разбору. И никогда не думал, что пострадают при этом Салпагаровы, да и многие другие жители этого села. И это – несмотря на то, что только из этой семьи семеро с оружием в руках сражались на фронтах Великой Отечественной, и трое из них, как стало потом известно, погибли. Большинство из них приняли самое непосредственное участие в моей судьбе.

Но факт есть факт. С тех пор ничего не слышал Иван Петрович о своих спасителях, пока случай не свел его с сыном Салпагаровых – Умаром (который по воле судьбы стал руководителем Новоселицкого района, а сейчас работает руководителем Государственной инспекции труда в Ставропольском крае).

К сожалению, уже нет в живых ни Ильяса, ни Ивана. Но осталась дружба их детей – дружба, заложенная 70 лет назад! И. Воронин, кстати сказать, до последнего, уже через своих детей, всегда интересовался, как обстоят дела у Умара Ильясовича, радовался его успехам. И осталась добрая память о семье Салпагаровых и о том, как люди разных национальностей умеют ладить друг с другом, преодолевать трудности и радоваться жизни. Ведь судеб, подобных И. Воронину, немало в нашей истории. Очень хочется посоветовать некоторым « патриотам» не искажать историю человеческих взаимоотношений, помнить о недавнем прошлом, которое не всегда было таким уж плохим, как его нам преподносят. Тогда люди обращались друг к другу со словами « брат», « товарищ».

Василий МАЙБОРОДА