Социалистический реализм в литературе. Соцреализм в литературе Социальный реализм в живописи

Живопись соцреализма вошла в историю мирового искусства, и до сих пор интерес к ее представителям не ослабевает.

Соцреализм в живописи — направление в советском искусстве, возникшее на волне идеологического торжества идей строителей светлого будущего в СССР. На самом высоком уровне соцреализм был утвержден как единственно верный способ отображения реальности в литературе, музыке, архитектуре и живописи.

Соцреализм - социалистический реализм был выдвинут как термин в 1932 году.

Суть соцреализма в искусстве определялась партийным гегемоном, как «художественное отображение действительности в точном соотношении с конкретным историческим революционным развитием». Иные идеологические аспекты в развитии советского общества не рассматривались.

Соцреализм в искусстве был призван пропагандировать идеи марксизма-ленинизма и осуществлять активное вовлечение трудящихся в строительство социализма. Соцреализм должен был особым образом «отмечать» руководящую роль Коммунистической партии во всех этих процессах.

Художники-соцреалисты, руководствуясь основополагающими идеологическими принципами «народность», «идейность», «конкретность», в реалистичной манере изображали трудовые подвиги советского человека, вождей, вдохновлявших простой советский народ на эти подвиги, достижения народного хозяйства и жизненный уклад советского человека.

Средства изображения в живописи соцреализма уходит корнями к классическим, реалистическим, академическим методам изобразительного повествования.
Во многом благодаря этому, творчество художников соцреализма было и остается таким доступным восприятию простого человека. Изобразительная эстетика в работах художников-соцреалистов на самом высоком уровне.

Среди самых известных художников соцреализма по сей день означены: А. Дейнека, В. Фаворский, Кукрыниксы, А. Герасимов, А. Пластов, А. Лактионов, И. Бродский, П. Кончаловский, К. Юон, П. Васильев, В. Сварог, Н. Баскаков, Ф. Решетников, К. Максимов, а также множество художников-соцреалистов с менее «хрестоматийными» фамилиями, прекрасно известных в кругах коллекционеров и знатоков живописи.

Сегодня посмотреть картины художников-соцреалистов можно не только в Третьяковской галерее, Русском музее и крупных галереях страны, где собрана богатейшая коллекция. Множество прекрасных, ранее не выставлявшихся работ, можно отыскать на сайтах коллекционеров живописи эпохи соцреализма.

Наиболее яркие и известные картины художников соцрелизма: «Атака» (художник В. Сварог, 1930), «И. В. Сталин и А. М. Горький в Горках» (художник А. Герасимов, 1939), И.И.Бродский «Ударник Днепростроя» 1932, Дейнека Александр Александрович «Оборона Севастополя» 1942, «В. И. Ленин и И. В. Сталин за беседой» (художник П. Васильев, 1940-е), «Бегство фашистов из Новгорода» (Кукрыниксы, 1944 — 1946), Баскаков Николай Николаевич «Ленин в Кремле»(1960 год), Решетников Федор Павлович - «Опять двойка» 1952. По картинам художников-соцреалистов можно проследить все славные страницы истории советского государства, а также ознакомиться с укладом жизни как простых советских людей, так и «сильных мира» всего периода советской эпохи.

Художники-соцреалисты создали великие шедевры на основе гуманистического мировоззрения, руководствуясь, прежде всего, принципами нравственности. Огромный интерес к их творчеству все больше возрастает с течением времени.

Виктория Мальцева

творческий метод литературы и искусства, получивший развитие в СССР и других социалистических странах.

Принципы его были сформированы партийным руководством СССР в 20 - 30-е годы. А сам термин появился в 1932 году.

В основе метода социалистического реализма лежал принцип партийности искусства, что означало строго определенную идейную направленность произведений литературы и искусства. Они должны были отображать жизнь в свете социалистических идеалов, интересов классовой борьбы пролетариата.

Разнообразие творческих методов, свойственное авангардным течениям начала ХХ века - 20-х годов, более не допускалось.

По сути, было установлено тематическое и жанровое единообразие искусства. Принципы нового метода становились обязательными для всей художественной интеллигенции.

Метод социалистического реализма нашел отражение во всех видах искусства.

После второй мировой войны метод социалистического реализма стал обязательным и для искусства ряда европейских социалистических стран: Болгарии, Польши, Германии, Чехословакии.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

творческий метод социалистического иск-ва, зародившийся в начале XX в. как отражение объективных процессов развития худож. культуры в эпоху социалистической революции. Историческая практика создала новую действительность (неизвестные до сих пор ситуации, конфликты, драматические коллизии, нового героя - революционного пролетария), к-рая нуждалась не только в политическом и философском, но и в худож.-эстетическом осмыслении и воплощении, потребовала обновления и развития средств классического реализма. Впервые новый метод худож. творчества нашел воплощение в творчестве Горького, на волне событий первой российской революции (роман «Мать», пьеса «Враги», 1906-07). В советской лит-ре и иск-ве С. р. занял ведущее положение на рубеже 20-30-х гг., теоретически еще не осознанный. Само понятие С. р. как выражение худож.-концептуальной специфики нового иск-ва вырабатывалось в ходе бурных дискуссий, напряженных теоретических поисков, в к-рых принимали участие мн. деятели советской худож. культуры. Так, писатели первоначально по-разному определяли метод формирующейся социалистической лит-ры: «пролетарский реализм» (Ф. В. Гладков, Ю. Н. Ли-бединский), «тенденциозный реализм» (Маяковский), «монументальный реализм» (А. Н. Толстой), «реализм с социалистическим содержанием» (В. П. Став-ский). Итогом дискуссий и явилось определение этого творческого метода социалистического иск-ва как «С. р.». В 1934 г. он был закреплен в уставе Союза писателей СССР в виде требования «правдивого, исторически конкретного изображения жизни в ее революционном развитии». Наряду с методом С. р. в социалистическом иск-ве продолжали существовать и др. творческие методы: критический реализм, романтизм, авангардизм, фантастический реализм. Однако на почве новой революционной действительности они претерпели определенные изменения и влились в общий поток социалистического иск-ва. В теоретическом плане С. р. означает продолжение и развитие традиций реализма предшествующих форм, однако в отличие от последнего он опирается на коммунистический общественно-политический и эстетический идеал. Именно этим прежде всего и определяется жизнеутверждающий характер, исторический оптимизм социалистического иск-ва. И не случайно С. р. предполагает включение в худож. мышление романтики (Романтика революционная) - образной формы исторического предвосхищения в искусстве, мечты, основанной на реальных тенденциях развития действительности. Объясняя изменения в об-ве общественными же, объективными причинами, социалистическое иск-во видит свою задачу в раскрытии новых человеческих отношений еще в рамках старой социальной формации, их закономерное поступательное развитие в дальнейшем. Судьбы об-ва и личности выступают в произв. С. р. в тесной взаимосвязи. Присущий С. р. историзм образного мышления (Мышление художественное) способствует объемному изображению эстетически многогранного характера (напр., образ Г, Мелехова в романе «Тихий Дон» М. А. Шолохова), худож. раскрытию созидательного потенциала человека, идеи ответственности личности перед историей и единства общеисторического процесса при всех его «зигзагах» и драматизме: препятствия и поражения на пути прогрессивных сил, наиболее трудные периоды исторического развития осмысляются как преодолимые благодаря обнаружению жизнеспособных, здоровых начал в об-ве и человеке, оптимистической в конечном счете устремленности в будущее (произв. М. Горького, А. А. Фадеева, разработка в советском иск-ве темы Великой Отечественной войны, освещение злоупотреблений периода культа личности и застоя). Историческая конкретность обретает в иск-ве С. р. новое качество: время становится «трехмерным», что позволяет художнику отражать, говоря словами Горького, «три действительности» (прошлое, настоящее и будущее). В совокупности всех отмеченных проявлений историзм С. р. непосредственно смыкается с коммунистической партийностью в искусстве. Верность художников этому ленинскому принципу мыслится как залог правдивости иск-ва (Правда художественная), что отнюдь не противоречит проявлению новаторства, а, напротив, нацеливает на творческое отношение к действительности, на худож. постижение ее реальных противоречий и перспектив, побуждает пойти дальше уже добытого и известного как в области содержания, сюжета, так и в поисках изобразительно-выразительных средств. Отсюда многообразие видов искусства, жанров, стилей, худож. форм. Наряду со стилевой ориентацией на жизнеподобие формы в социалистическом иск-ве многообразно используется и вторичная условность. Маяковский обновил средства поэзии, творчество создателя «эпического театра» Брехта во мн. определило общее лицо сценического искусства XX в., постановочная режиссура создала поэтический и философско-притчевый театр, кинематограф и т. д, О реальных возможностях для проявления в худож. творчестве индивидуальных склонностей свидетельствует факт плодотворной деятельности таких разных художников, как А. Н. Толстой, М. А. Шолохов, Л. М. Леонов, А. Т. Твардовский,- в лит-ре; Станиславский, В. И. Немирович-Данченко и Вахтангов - в театре; Эйзенштейн, Довженко, Пудовкин, Г. Н. и С. Д. Васильевы - в кино; Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, И. О. Дунаевский, Д. Б. Кабалевский, А. И. Хачатурян - в музыке; П. Д. Корин, В. И. Мухина, А. А. Пластов, М. Сарьян - в изобразительном иск-ве. Социалистическое иск-во по своей природе интернационально, Его народность не ограничивается отражением национальных интересов, а воплощает конкретные интересы всего прогрессивного человечества. Многонациональное советское иск-во сохраняет и приумножает богатства национальных культур. Произв. советских писателей (Ч. Айтматова, В. Быкова, И. Друцэ), работы режиссеров. (Г. Товстоногова, В. Жялакявичюса, Т. Абуладзе) и др. художников воспринимаются советскими людьми разных национальностей как явления своей культуры. Будучи исторически открытой системой худож.-правдивого воспроизведения жизни, творческий метод социалистического иск-ва находится в состоянии развития, впитывает в себя и творчески перерабатывает достижения мирового худож. процесса. В иск-ве и лит-ре последнего времени, озабоченных судьбами всего мира и человека как родового существа, делаются попытки воссоздания действительности на основе творческого метода, обогащенного новыми чертами, базирующегося на худож. осмыслении глобальных социально-исторических закономерностей и все больше обращающегося к общечеловеческим ценностям (произв. Ч. Айтматова, В. Быкова, Н. Думбадзе, В, Распутина, А. Рыбакова и мн. др.). Познание и худож. открытие совр. мира, порождающего новые жизненные конфликты, проблемы, человеческие типы, возможно лишь на основе революционно-критического отношения иск-ва и его теории к действительности, способствующего ее обновлению и преобразованию в духе гуманистических идеалов. Не случайно поэтому в период перестройки, затронувшей и духовную сферу нашего об-ва, вновь оживились дискуссии о насущных проблемах теории С. р. Они вызваны закономерной потребностью с совр, позиций подойти к осмыслению 70-летнего пути, пройденного советским иск-вом, пересмотреть неверные, авторитарно-субъективистские оценки, данные нек-рым значительным явлениям худож. культуры во времена культа личности и застоя, преодолеть несоответствие между худож. практикой, реалиями творческого процесса и теоретическим его истолкованием.

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 09.08.2015 19:34 Просмотров: 5137

«Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого – непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле, которую он, сообразно непрерывному росту его потребностей, хочет обрабатывать всю, как прекрасное жилище человечества, объединенного в одну семью» (М. Горький).

Эту характеристику метода дал М. Горький на I Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 г. А сам термин «социалистический реализм» предложил журналист и литературовед И. Гронский в 1932 г. Но идея нового метода принадлежит А.В. Луначарскому, революционеру и советскому государственному деятелю.
Вполне оправданный вопрос: зачем нужен был новый метод (и новый термин), если в искусстве уже существовал реализм ? И чем социалистический реализм отличался от просто реализма?

О необходимости социалистического реализма

Новый метод был необходим в стране, которая строила новое социалистическое общество.

П. Кончаловский «С покоса» (1948)
Во-первых, необходимо было контролировать творческий процесс творческих личностей, т.е. сейчас задачей искусства ставилась пропаганда политики государства – ещё было достаточно тех деятелей искусства, которые занимали порой агрессивную позицию по отношению к происходящему в стране.

П. Котов «Рабочий»
Во-вторых, это были годы индустриализации, и Советской власти необходимо было искусство, поднимающее народ на «трудовые подвиги».

М. Горький (Алексей Максимович Пешков)
Вернувшийся из эмиграции М. Горький возглавил созданный в 1934 г. Союз писателей СССР, куда вошли в основном писатели и поэты советской направленности.
Метод социалистического реализма требовал от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии. Причём правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания в духе социализма. Эта установка для деятелей культуры в СССР действовала до 1980-х гг.

Принципы социалистического реализма

Новый метод не отрицал наследия мирового реалистического искусства, но предопределял глубокую связь произведений искусства с современной действительностью, активное участие искусства в социалистическом строительстве. Каждый художник должен был понимать смысл совершающихся в стране событий, уметь оценивать явления общественной жизни в их развитии.

А. Пластов «Сенокос» (1945)
Метод не исключал и советской романтики, необходимости сочетания героического и романтического.
Творческим людям государство давало заказы, посылало их в творческие командировки, организовывало выставки, стимулируя развитие нового искусства.
Основными принципами социалистического реализма были народность, идейность и конкретность.

Социалистический реализм в литературе

М. Горький считал, что главной задачей социалистического реализма является воспитание социалистического, революционного взгляда на мир, соответствующего ощущения мира.

Константин Симонов
Наиболее значительные писатели, представляющие метод социалистического реализма: Максим Горький, Владимир Маяковский, Александр Твардовский, Вениамин Каверин, Анна Зегерс, Вилис Лацис, Николай Островский, Александр Серафимович, Фёдор Гладков, Константин Симонов, Цезарь Солодарь, Михаил Шолохов, Николай Носов, Александр Фадеев, Константин Федин, Дмитрий Фурманов, Юрико Миямото, Мариэтта Шагинян, Юлия Друнина, Всеволод Кочетов и др.

Н. Носов (советский детский писатель, наиболее известен как автор произведений о Незнайке)
Как мы видим, в списке есть и фамилии писателей других стран.

Анна Зегерс (1900-1983) – немецкая писательница, член Коммунистической партии Германии.

Юрико Миямото (1899-1951) – японская писательница, представительница пролетарской литературы, член Коммунистической партии Японии. Эти писатели поддерживали социалистическую идеологию.

Александр Александрович Фадеев (1901-1956)

Русский советский писатель и общественный деятель. Лауреат Сталинской премии первой степени (1946).
С детства проявил способности к сочинительству, отличался умением фантазировать. Увлекался приключенческой литературой.
Ещё учась во Владивостокском коммерческом училище, выполнял поручения подпольного комитета большевиков. Свою первую повесть написал в 1922 г. В ходе работы над романом «Разгром» принял решение стать профессиональным писателем. «Разгром» принёс молодому писателю славу и признание.

Кадр из фильма «Молодая гвардия» (1947)
Самый известный его роман – «Молодая гвардия» (о Краснодонской подпольной организации «Молодая гвардия», действовавшей на оккупированной нацистской Германией территории, многие члены которой были уничтожены нацистами. В середине февраля 1943 г., после освобождения донецкого Краснодона советскими войсками, из шурфа находившейся неподалёку от города шахты № 5 было извлечено несколько десятков трупов замученных фашистами подростков, состоявших в период оккупации в подпольной организации «Молодая гвардия».
Книга вышла в свет в 1946 г. Писателя резко критиковали за то, что в романе недостаточно ярко выражена «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии, он получил критические замечания в газете «Правда» фактически от самого Сталина. В 1951 г. он создал вторую редакцию романа, и в ней уделил больше внимания руководству подпольной организацией со стороны ВКП(б).
Стоя во главе Союза писателей СССР, А. Фадеев проводил в жизнь решения партии и правительства по отношению к писателям М.М. Зощенко, А.А. Ахматовой, А.П. Платонову. В 1946 г. вышло известное постановление Жданова, фактически уничтожавшего Зощенко и Ахматову как литераторов. Фадеев был среди тех, кто приводил в исполнение этот приговор. Но человеческие чувства в нём не были убиты окончательно, он старался помочь материально бедствующему М. Зощенко, а также хлопотал о судьбах других писателей, бывших в оппозиции к властям (Б. Пастернаку, Н. Заболоцкому, Л. Гумилёву, А. Платонову). Тяжело переживая такое раздвоение, он впал в депрессию.
13 мая 1956 г. Александр Фадеев застрелился из револьвера на своей даче в Переделкине. «...Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из жизни. Последняя надежда была хоть сказать это людям, которые правят государством, но в течение уже 3-х лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять. Прошу похоронить меня рядом с матерью моей» (Предсмертное письмо А. А. Фадеева в ЦК КПСС. 13 мая 1956 г.).

Социалистический реализм в изобразительном искусстве

В изобразительном искусстве 1920-х годов выделилось несколько группировок. Наиболее значительной была группа «Ассоциация художников революции».

«Ассоциация художников революции» (АХР)

С. Малютин «Портрет Фурманова» (1922). Государственная Третьяковская галерея
Это крупное объединение советских художников, графиков и скульпторов было самым многочисленным, его поддерживало государство. Объединение просуществовало 10 лет (1922-1932) и было предтечей Союза художников СССР. Во главе объединения стал Павел Радимов, последний глава Товарищества передвижников . С этого момента передвижники как организация фактически прекратили своё существование. АХРовцы отвергали авангард, хотя 20-е годы были периодом расцвета русского авангарда , также желавшего работать на пользу революции. Но картины этих художников обществом не понимались и не принимались. Вот, например, работа К. Малевича «Жнец».

К. Малевич «Жнец» (1930)
Вот что декларировали художники АХР: «Наш гражданский долг перед человечеством – художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве. Мы изобразим сегодняшний день: быт Красной Армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда... Мы дадим действительную картину событий, а не абстрактные измышления, дискредитирующие нашу революцию перед лицом международного пролетариата».
Главной задачей членов Ассоциации являлось создание жанровых картин на сюжеты из современной жизни, в которых они развивали традиции живописи передвижников и «приближали искусство к жизни».

И. Бродский «В. И. Ленин в Смольном в 1917 году» (1930)
Главным направлением деятельности Ассоциации в 1920-е годы стали выставки, которых было организовано около 70 в столице и других городах. Эти выставки пользовались большой популярностью. Изображая сегодняшний день (быт красноармейцев, рабочих, крестьянства, деятелей революции и труда), художники АХР считали себя наследниками передвижников. Они посещали фабрики, заводы, красноармейские казармы, чтобы наблюдать жизнь своих персонажей. Именно они стали основным костяком художников социалистического реализма.

В. Фаворский
Представителями социалистического реализма в живописи и графике были Е. Антипова, И. Бродский, П. Бучкин, П. Васильев, Б. Владимирский, А. Герасимов, С. Герасимов, А. Дейнека, П. Кончаловский, Д. Маевский, С. Осипов, А. Самохвалов, В. Фаворский и др.

Социалистический реализм в скульптуре

В скульптуре социалистического реализма известны имена В. Мухиной, Н. Томского, Е. Вучетича, С. Конёнкова и др.

Вера Игнатьевна Мухина (1889 -1953)

М. Нестеров «Портрет В. Мухиной» (1940)

Советский скульптор-монументалист, академик АХ СССР, народный художник СССР. Лауреат пяти Сталинских премий.
Её монумент «Рабочий и колхозница» был установлен в Париже на Всемирной выставке 1937 г. С 1947 г. эта скульптура является эмблемой киностудии «Мосфильм». Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота около 25 м (высота павильона-постамента 33 м). Общий вес 185 тонн.

В. Мухина «Рабочий и колхозница»
В. Мухина является автором многих памятников, скульптурных работ и декоративно-прикладных предметов.

В. Мухина «Памятник «П.И. Чайковскому» у здания Московской консерватории

В. Мухина «Памятник Максиму Горькому» (Нижний Новгород)
Выдающимся советским скульптором-монументалистом был и Н.В. Томский.

Н. Томский «Памятник П. С. Нахимову» (Севастополь)
Таким образом, социалистический реализм внёс свой достойный вклад в искусство.

Социалистический реализм - творческий метод советского искусства, подразумевающий правдивое, исторически-конкретное отображение действительности в ее революционном развитии в целях идейно-эстетического воспитания трудящихся в духе социализма и коммунизма. Это реализм, основывающийся на идеях марксизма-ленинизма, служащий развитию социалистического общества. Его главные эстетические принципы - правдивость, народность, партийность искусства. На основе правдивого отражения жизни искусство социалистического реализма активно содействует революционному преобразованию жизни, построению нового общества, борьбе за мир, демократию и социализм, формированию нового человека.

Зарождение социалистического реализма связано с появлением на исторической арене рабочего класса, с возникновением марксизма-ленинизма и началом борьбы трудящихся за революционное преобразование общественной жизни. Основоположником этого метода в литературе был А. М. Горький. Основные принципы этого метода равно приложимы ко всем видам искусства.

В творчестве некоторых мастеров изобразительного искусства предреволюционного периода (Н. А. Касаткин, С. В. Иванов, А. Е. Архипов, С. Т. Конёнков, А. С. Голубкина), в революционной сатирической графике наметились тенденции, предвосхищавшие социалистический реализм. Определяющее значение в нашей художественной культуре метод социалистического реализма приобрел после Великой Октябрьской социалистической революции. Выстояв и победив в борьбе с формалистическими течениями и «левыми» тенденциями 1920-х гг., он достиг значительных успехов в 1930-х гг., когда был выдвинут сам этот термин (до этого предлагались такие термины, как «героический реализм», «монументальный реализм», «социальный реализм» и др.). Термин «социалистический реализм» наилучшим образом выражает природу советского искусства: это реализм социалистической эпохи, реализм, борющийся за социализм и воплощающий его идеологию. Реалистическая сущность связывает его с лучшими традициями мирового искусства, социалистический же характер развития этих традиций обусловливает новаторство этого метода.

Социалистический реализм возник и развился в борьбе с буржуазной идеологией и модернистским искусством, в частности с тенденциями натурализма и формализма, уводившими в сторону бессодержательных экспериментов. Ему свойственны образная правда и идейная глубина, предполагающие совершенство художественной формы и эмоциональную силу. Метод социалистического реализма не сводится к каким-либо формальным признакам, он предполагает единые идейно-эстетические основы искусства, но при этом - многообразие индивидуальностей, жанров, стилей, художественных форм и национальных особенностей.

Социалистический реализм воплощен в лучших произведениях советского многонационального искусства, ныне ставших его классикой: в скульптурах А. Т. Матвеева и Н. А. Андоеева, И. Д. Шадра и В. И. Мухиной, Е. В. Вучетича и Н. В. Томского, Л. Е. Кербеля и М. К. Аникушина, в живописи А. А. Дейнеки и Б. В. Иогансона, А. А. Пластова и Ю. И. Пименова, П. Д. Корина и С. А. Чуйкова, Г. М. Коржева, Е. Е. Моисеенко, А. А. Мыльникова и многих других мастеров.

Для произведений социалистического реализма характерна тесная связь с жизнью, с современностью, отражение закономерного и передового в социальном развитии через неповторимые, индивидуализированные образы людей и событий. Реалистическое отражение жизни обретает в этом искусстве новые черты, связанные с более глубоким и широким охватом действительности, раскрытием многогранных связей личности и общества и, главное, с отражением жизни не только в ее прошлом и настоящем, но и в ведущих тенденциях ее развития, в ее устремленности к будущему. В этом существо революционной романтики социалистического реализма, его исторического жизнеутверждающего оптимизма.

Для искусства социалистического реализма характерен новый тип положительного героя - созидателя, активного борца за совершенствование общественной жизни. Вместе с тем искусство социалистического реализма, показывая недостатки, негативные тенденции, противоречия действительности, помогает народу в его борьбе за укрепление и развитие нового общества, за мир и сотрудничество между народами. В страстном утверждении нового, прекрасного, в гневном отрицании старого, отжившего, в определенности идейно-эстетической позиции художника выражается гражданский пафос, коммунистическая партийность его творчества.

Искусство социалистического реализма все больше распространяется и укрепляется в творчестве художников социалистических стран, а также в творчестве выдающихся прогрессивных художников капиталистического мира. Это искусство развивается и завоевывает новые рубежи в борьбе с буржуазной идеологией и модернизмом, принижающим и разрушающим образ человека, ведущим к распаду художественной формы, оно идет в первых рядах развития мировой прогрессивной художественной культуры, завоевывает все больший авторитет и любовь у трудящихся всего мира.

Что такое соцреализм в культуре СССР

Это понятие вошло в оборот с подачи Горького на I съезде писателей в 1934 году, а потом отразилось в уставе СП. Сначала определение было размыто и велеречиво, в нем говорилось об идейном воспитании в соответствие с духом социализма, об отображении жизни в революционном поступательном движении. Это направление – революционное движение в будущее, более приемлемо к литературе, так как там возможно развитие фабулы и изменение характера героев. Но определение распространилось на всю культуру, в том числе и изобразительное искусство.

Под социалистическим реализмом подразумевалось переустройство мира в соответствии с коммунистическими идеалами. Основными чертами его были:

  • пафосность,
  • жизнеутверждающее начало,
  • народность,
  • интернационализм,
  • неразрывность общества и судьбы отдельного человека.

Просуществовал соцреализм в живописи XX века до середины 80-х годов.

Первые картины соцреализма

  • гигантизм,
  • пафосность объемов и масштабов.

Это хоть и не имеет прямых формулировок, но очевидно в тематике, в самой манере письма, полотно становится плотнее и тяжелей. Особенно проявили себя в написании индустриальных пейзажей бывшие . Таковы мотивы у Лентулова в «Крекинге нефтеперерабатывающего завода» в цикле о керченских рабочих. Материальность, характерная для подобной манеры письма, пришлась кстати.

  1. Монументализм

Он показывает простых людей, моменты частной жизни, таковы — «Опять двойка» и «Прибыл на каникулы». На эту тему откликается Пименов. Очень сентиментально и поучительно лактионовское «Письмо с фронта». Его можно описать, как соцреалистический обывательский стиль.

Этот период, как лебединая песнь соцреализма в живописи, до распада СССР он еще просуществует, но будет на излете своих возможностей. В годы оттепели появятся новые стили и другие мастера. Творения андеграунда заставят иначе взглянуть на мир советского искусства.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь