Практикум орг рисовать нос давида. Как нарисовать нос простым карандашом? Материалы и инструменты

Цель задания: Изучить и показать связь формы и пластики тела с конструктивными особенностями скелета. Аналогии и различия в анатомическом строении птиц (рис.19).

Учебные задачи:

1. Выполнить на одном листе компоновку 3-4 набросков чучела птицы с натуры.

3. Тональная проработка набросков.

Материалы и инструменты: формат А 2 , простой карандаш «Т», «ТМ», «М», резинка

Рисунок 19 - Наброски чучела птицы в разных ракурсах

Рисунок чучела птицы мягким материалом (рис.20-21).

Цель задания: Передать в рисунке анатомические особенности птицы, выявить форму частей её тела, научиться передавать с помощью мягких материалов фактуру перьевого покрова.

Учебные задачи:

1. Выполнить компоновку чучела птицы с натуры.

2. Выполнить конструктивное построение с передачей анатомических особенностей.

3. Тональная проработка рисунка мягким графическим материалом.

Материалы и инструменты: тонированная бумага формата А2, уголь, пастель, сепия, соус.

Рисунок 20 - Рисунок чучела птицы (уголь)

Рисунок 21 - Рисунок чучела птицы (уголь, соус, сангина, сепия)

Рисунок гипсовой (обрубовочной) модели головы

Цель задания: Применение навыков и знаний перспективного построения. Построение схемы головы человека. Развитие умения анализировать форму гипсовой обрубовки, лёгкая светотеневая моделировка формы (рис. 22).

Учебные задачи:

1. Закомпоновать рисунок обрубовки на формате

2. Построить рисунок гипсовой обрубовочной головы

3. Показать лёгкую свето-теневую моделировку формы

Материалы и инструменты: формат А2, простой карандаш «Т», «ТМ», «М»

Рисунок 22 - Рисунок гипсовой (обрубовочной) модели головы

Рисунок частей лица головы Давида(глаз, нос, ухо, губы).

Цель задания: Продолжить знакомство с основами пластической анатомии. Развитие умения анализировать форму. Развитие навыков построения рисунка, понимания конструкции сложной формы.

Учебные задачи:

1. Закомпоновать рисунок части лица на формате.

Материалы и инструменты: формат А2 , простой карандаш «Т», «ТМ», «М»

Прежде чем приступить к рисунку головы, изучите главные части лица, определяющие характерные особенности пластики головы. К ним относятся глаз, нос, губы (рот) и ухо. Чаще всего в качестве модели для таких зарисовок используют гипсовые слепки частей лица мраморной статуи «Давид» работы великого итальянского скульптора эпохи Возрождения Микеланджело, ставшие классическими натурными образцами для обучающихся рисунку. Разберем сложное строение каждой части лица.


Глаз (рис. 23-24).

Жестким основанием глаза служит глазничная впадина - глазница, находящаяся под надбровными дугами лобной кости. В глазничной впадине помещается глазное яблоко, видимая часть которого определяет форму верхнего и нижнего век. Верхнее веко более рельефно, чем нижнее; проходя над выпуклой частью зрачка, оно приподнимается, следуя за движением зрачка. Внутренний угол глаза закруглен, на дне слезничка находится так называемое «мясцо». Наружный угол глаза заострен, нижнее веко поворачивается под верхнее. Между фрагментом брови - ее головкой - и верхним веком располагается, несколько повисая над ним, «прикрывающая складка».

Наблюдая открытый глаз спереди, и, мысленно проведя линии от слезника через выпуклые точки верхнего и нижнего века к наружному углу глаза, мы получим форму вытянутого по горизонтали четырехугольника. При этом следует обратить внимание на то, что выпуклые точки верхнего и нижнего век по вертикали смещены одна по отношению к другой. Их положение зависит от направления взгляда, выраженного в гипсовом слепке границей радужной оболочки и условно показанном «блике» на зрачке. При повороте головы в профильное положение расстояние от наружного угла глаза к внутреннему сокращается и глаз вписывается в треугольную форму.

Намечая глаз, нужно внимательно проанализировать его общую форму и движение глазного яблока. Для правильной передачи перспективных сокращений глаза, рисующий должен определить, в каком положении находится натура, как располагается серединная линия глаза: фронтально, в три четверти, в профиль. Уточняя размеры полушария глаза, положение зрачка, верхнего и нижнего век, следует провести, помимо серединной оси, поперечную линию рельефа формы. Светотень поможет ярче выразить форму, если внимательно следить за тем, как, под каким углом поверхности глазного яблока и прилегающие к нему детали повернуты к источнику света.

Рисунок 23 - Этапы рисования глаза

Рисунок 24 - Рисунок частей лица Давида. Глаз

Губы, рот (рис.25-28).

При построении рта, особенно в три четверти, следует ориентироваться на серединную профильную линию, т.е. строить рот симметрично, не упуская из виду профиля. Следует также обратить внимание на то, что губы в средней своей части имеют более чёткий контур, чем по краям, где границы менее заметны.

Рисуя губы, важно в первую очередь разобраться в их пластической форму. Форму верхней губы образует «четырёхугольная мышца верхней губы», начинающаяся у корня носа также образована четырёхугольной мышцей, берущей начало у подбородка.

При всем разнообразии форм губы имеют одну общую закономерность — симметричность расположения частей (рис. 25). Эту закономерность надо учитывать и при построении изображения.

Рисунок 25 - Симметричность расположения частей лица

По отношению осевой линии (профильной) все части верхней и нижней губы располагаются симметрично, а поэтому и изображаться должны одновременно: площадка над верхней губой, бантик верхней губы, ямочки - уголки губ, расположение двух половинок нижней губы и облегающие подбородок массы под нижней губой. Пользуясь этой схемой построения изображения, подавляющее большинство впадают в крайность и рисуют эту схему жесткой линией, сильно нажимая карандашом на бумагу.

Намечать бантик губ надо очень легко, еле-еле касаясь карандашом бумаги, так как в натуре на месте этих линий располагается свет, ибо кромка губ является самой выпуклой ее частью (рис. 26, выпуклости кромки губы указаны стрелками). Понять и усвоить это на практике начинающий художник может во время рисования гипсового слепка губ Давида, где пластика формы ясно «читается».

Рисунок 26 - Выпуклости кромки губы

Рисунок 27 - Рисунок частей лица Давида. Губы

Рисунок 28 - Рисунок частей лица Давида. Губы

Нос (рис. 29-32).

При всем многообразии мужских и женских носов структура формы у всех одна. Рассмотрим ее на схеме (рис. 29). Передняя плоскость призмы носа от линии надбровных дуг до горбины образует трапециевидную фигуру переносицы (1); далее от переносицы до середины горбины носа образуется еще одна удлиненная трапеция (2); от нее до конца горбины — третья (3), но в перевернутом виде; и, наконец, последняя трапеция — миндалины (4). В зависимости от индивидуальных особенностей формы носа будет видоизменяться схема строения — курносый, горбоносый, прямой, но закономерность структуры сохраняется. Например, мы рисуем человека с мефистофельским носом (горбоносого).

Рисунок 29 - Структура формы носа

Нос желательно изображать в три четверти, немного снизу. Важно, чтобы открылась нижняя его часть, где форма крыльев и их конструкция наиболее ясны. Приступая к рисунку носа, следует внимательно изучить его пластику и анатомические особенности. Переднюю и боковые поверхности можно представить в виде усечённой пирамиды, поскольку форма носа в основании шире, а у переносицы сужается. Выявив общую форму, можно переходить к более подробному анализу, прорабатывая основные объёмы и уточняя пропорции отдельных частей.

Рисунок 30 - Конструктивное построение частей лица Давида. Нос

Рисунок 31 - Этапы рисования носа

Рисунок 32 - Рисунок частей лица Давида. Нос

Ухо (рис. 33-36).

Ухо человека, несмотря на разнообразие его форм у разных людей, всегда имеет одну и ту же структуру. У каждого человека мы можем обнаружить наружный завиток (рис. 33,1), который в верхней части уходит в середину ушной раковины (рис. 33,2), а в нижней заканчивается мягкой долькой (мочкой) (рис. 33,3). Внутреннюю часть ушной раковины охватывает противозавиток (рис. 33,4), а с наружной стороны раковины-козелок (рис. 33,5).

Рисунок 33 - Части уха

При построении изображения уха все эти части ушной раковины должны быть в поле зрения рисовальщика. В старинных пособиях правилам рисования уха уделялось серьезное внимание. В таблицах наглядно показано и закономерность строения уха, и методика построения изображения (рис. 34). 

Рисунок 34 - Строение уха. Методика построения изображения

Гипсовый слепок уха Давида является хорошим пособием для рисовальщика, на нем ясно выражена структура и пластическая характеристика формы. Поэтому изучение и рисование уха следует начать с этого слепка.

Рисунок начинаем, как всегда, с выявления общей формы, затем переходим к размещению составных частей уха и уточнению характера их формы. Если форма намечена правильно, то можно переходить к тональной моделировке.

Выполняя рисунок уха, надо особое внимание обратить на освещение, на переходы тональных отношений на отдельных участках формы. Многие, как правило, не передают движения форм в глубь ушной раковины, линейный рисунок конфигурации завитка и противозавитка приобретают доминирующее значение, а тональная задача остается нерешенной. В результате рисунок получается дробным и пестрым.

Рисунок 35 - Рисунок частей лица Давида. Ухо

Рисунок 36 - Рисунок частей лица Давида. Ухо

Рисунок гипсовой маски (рис. 37-38).

Цель задания: Изучить методические принципы выполнения рисунка лица человека, познать закономерности строения и методы изображения деталей головы.

Учебные задачи:

1. Закомпоновать рисунок гипсовой маски на формате.

2. Выполнить конструктивное построение.

3. Показать лёгкую свето-теневую моделировку.

Материалы и инструменты:

Рисунок 37 - Рисунок гипсовой маски. Диана

Рисунок 38 - Гипсовая маска Дианы. Последовательность рисования

Рисунок черепа в 3-х ракурсах (рис. 39)

Цель задания: Изучить закономерность строения формы головы человека, её конструктивно-анатомической структуры. Характер формы костей, их взаимосвязь.

Учебные задачи:

1. Закомпоновать в 3-х ракурсах рисунок черепа на формате.

2. Выполнить конструктивное построение.

3. Показать лёгкую свето-теневую моделировку.

Материалы и инструменты: формат А2 , простой карандаш «Т», «ТМ», «М», резинка

Последовательность выполнения работы. Выполните рисунки черепа в анфас, профиль и 3/4. Начинать работу надо с большой формы. Это общая масса черепа и деление формы по крестовине. Все симметричные детали обозначаются одним движением, одним штриховым полем и лишь потом, когда сложится форма в целом, проводится детализация.

Однако, детализация не должна быть слишком подробной. Штриховые поля продлевайте как можно дальше вдоль переломов формы. Это нужно для проявления пластических связей. Вы увидите, как переломы формы переходят друг в друга, одно движение перетекает в следующее, как органично большие формы дополняются малыми, которые вписываются в них с естественностью необходимости.

При работе штриховыми полями форма должна ощущаться как взаимопроникающее движение поверхностей.

Рисунок 39 - Рисунок черепа в трёх ракурсах

Рисунок античной гипсовой головы (Антиной, Диадумен, Дорифор, Сократ) (рис. 40-49).

Цель задания: Знакомство с рисунком гипсовой головы и с выявлением её характерных особенностей в построении.

Учебные задачи:

1. Грамотно закомпоновать рисунок гипсовой головы на формате.

2. Выполнить конструктивный рисунок гипсовой голов с учётом её пропорций.

3. Выявить и передать в рисунке характерные особенности головы.

Материалы и инструменты: формат А2 , простой карандаш «Т», «ТМ», «М», резинка

Последовательность выполнения работы. Весь комплекс работы над длительным рисунком головы должен следовать методическому принципу - от общего к частному и от частного снова к общему, иначе говоря, - от общего, через детальный анализ натуры, к общему образному выражению.

Первый этап - композиционное размещение изображения на листе бумаги (рис. 40).

Работа начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги. Предварительно надо осмотреть натуру со всех сторон, чтобы определить, как выгоднее (эффектнее) поместить изображение на плоскости, с какой точки зрения лучше будут выражены особенности строения формы. Выбор точки зрения, с которой объект изображения смотрится наиболее выразительно, помогает художнику успешнее решить композиционную задачу.

Второй этап - передача характера формы головы, пропорций и положения головы в пространстве (рис. 41). Прежде чем приступить к выявлению характера формы головы студент должен более внимательно ознакомиться с натурой, отметить наиболее характерные особенности строения формы. Изучение натуры начинается с непосредственного наблюдения. Художник, прежде всего, замечает общий характер формы, положение головы в пространстве, а затем уже пропорциональные отношения частей и целого.

Изображение намечается очень легко, карандашом рисуют без особого нажима, форма головы рисуется очень обобщенно и схематично. Выявляется основной характер большой формы - общий вид натуры.

Чтобы легче было уловить общий характер формы головы, можно прищурить глаза и все детали формы пропадут, а общая масса объема останется в поле зрения. Рассматривая форму головы Антиноя, мы отмечаем, что она более широкая в височной части и сужена у подбородка. Если смотреть на лицевую часть головы, то можно заметить, что она близка форме треугольника: верхняя часть головы (волосы) шире скуловой части, а скуловая часть шире подбородка.

Наметив общий вид головы, надо бегло посмотреть на характер формы каждой ее части - лоб, состоящий из пяти основных плоскостей, глазничные впадины и выступающие из них шаровидные формы глаз, а также выступающую призматическую форму носа. На рисунке уточняем направления плоскостей, определяющие форму губ, подбородка, носа, щек.

Рисунок 40 - Первый этап

Когда люди учатся рисовать, то они, поначалу, стараются воспроизвести контуры объекта, вместо его объёма. Особенно эта склонность проявляется в портрете. Но в рисунке таких частей лица как нос, очень важно понять, что данная форма объёмная, это не просто контур. Конечно существуют разные виды рисунка — линейный, тональный… Поэтому художник может нарисовать портрет одной линией, без штриховки и без объёма. Однако на этапе обучения, начинающим нужно усвоить, что и нос, и глаза, и губы — это не контурная линия, а объёмная форма со светотенью.

Для этого я нарисовал схему, которая поможет понять форму носа. Если упростить рисунок до геометрических фигур, то нос будет похож на треугольник. И эта форма выпуклая, объёмная. Т. е. нос будет состоять из трёх граней — двух боковых и одной центральной, которая называется спинкой носа. В зависимости от направления света, одна из этих граней будет находиться на свету, а остальные две — в тени или полутени. Помня об этом, можно достаточно легко «слепить» объёмную форму носа. После того как три грани намечены, нужно нарисовать кончик и крылья носа (о том, что означают эти названия смотрите в конце статьи). Для этого можно наметить три окружности, так как и крылья носа и кончик носа похожи на «шарики». После этого можно уточнять рисунок, уходя от геометрии к реальным очертаниям.

Кроме схематичного изображения, я ещё выполнил полный поэтапный классический рисунок носа. На иллюстрации видны три основных стадии. На первой — выполняется построение. На второй — прокладывается лёгкая штриховка теней. На третьей стадии рисунка носа прорабатываются все полутона и подробности. Но какой бы ни была стадия рисунка, штриховку в портрете нужно «укладывать» как бы мазочками. Т.е. штрихи должны образовывать плоскости. На второй стадии моего рисунка видно, что эти плоскости или грани достаточно большие и обобщённые. На третьем этапе эти плоскости становятся мельче, благодаря чему более подробно прорисовываются детали. Т. е. рисунок как бы «лепится» маленькими плоскостями или гранями. Это похоже на работу скульптора, который пальцами придаёт глине нужную форму. Если штриховать слишком гладко, то рисунок будет менее реалистичным и похожим на пластмассовую маску. Поэтому начинающим художникам, нужно обратить на данный совет особенное внимание, так как об этом редко говорится, особенно в обучающих уроках рисунка в интернете.

Чтобы научиться рисовать портрет, конечно, недостаточно только правильно передавать форму, лепить объём и т. д. В портрете нужно уметь отразить характер человека. А характер отражается, в том числе, и в индивидуальной форме носа. Да, да. У каждого человека свой неповторимый нос. Но это «разнообразие носов» можно поделить на типы. Например, нос может быть прямым, с горбинкой, изогнутым и т. д. Чтобы увидеть эти особенности наглядно, я нарисовал десять различных типов носа. Этот рисунок поможет в передаче индивидуальных особенностей человека в портрете.

Ну и в заключении этого урока, ещё перечислю основные названия в пластической анатомии носа, которые можно проследить по приведённой схеме:

  • переносица;
  • спинка носа;
  • кончик носа;
  • крылья носа;
  • ноздри;
  • перегородка.


Рис. 4 - Форма носа в разных положениях


^ Рис. 5 - Формы носа

На рисунках 6,а и 6,б показано линейно-конструктивное построение гипсового слепка носа Давида в разных положениях.


Рис.6,а - Линейно-конструктивное построение гипсового слепка носа Давида в разных положениях


^ Рис.6,б - Линейно-конструктивное построение гипсового слепка носа Давида

Рисунок глаза

При рисовании глаза необходимо знать основные закономерности его строения. Глаз имеет шарообразную форму и располагается в глазничной впадине. На передней поверхности глазного яблока находится выпуклая роговица, которая изменяет характер изгиба формы верхнего века. Изгиб верхнего века, в зависимости от перемещения роговицы, видоизменяется. (рис.7,а,б).

Изображение внешней формы глаза осложнено присутствием окружающих побочных деталей, отвлекающих от осознания основных закономерностей строения глаза. Это толщина век, ресницы, зрачок, цвет радужной оболочки, складки верхнего века, а также окружающие части надглазничных выступов и т.п.

Изучение и анализ формы глаза следует начинать с изображения гипсового слепка глаза Давида. Здесь достаточно ясно и чётко выражена конструктивно-анатомическая основа формы, где нет случайных, отвлекающих внимание мелочей: морщин, окраски кожи, зрачка и т.п., присутствующих на живой модели. Из-за своей белизны и обобщенной формы гипсовая модель имеет чёткие тональные градации, тем самым давая возможность правильно понять форму и передать её в рисунке с помощью тона.

Переходя к изображению глаза, следует ещё раз подробно ознакомиться с закономерностями строения его формы. Как мы уже говорили, глаз человека в своей основе есть шар, а веки являются толстой оболочкой этого шара. Если возьмём в качестве примера мандарин, разрежем его оболочку по форме дольки и удалим вырезанную часть, то получим прямую аналогию с формой глазной вырезки, где оболочка есть толщина век с характерным обобщенным изгибом, а внутри оболочки находится глазное яблоко.

На этой модели, в отличие от глазного яблока, не будет доставать одной немаловажной детали - роговицы. Поэтому для большей наглядности на поверхности вырезки глаза, на месте роговицы поместим маленький срез помидора, с диаметром основания не более 2,5 см.

Для того чтобы правильно расположить предполагаемую роговицу в вырезке, нужно приподнять верхнюю оболочку мандарина, соответствующую верхнему веку глаза так, чтобы 1/3 часть «роговицы» оказалась под ней. Таким образом, видим, что верхнее веко будет выступать вперед, тогда, как нижнее веко остаётся в прежнем положении, лишь слегка касаясь нижнего края роговицы (рис.7,в) .

После такого анализа работа над рисунком глаза должна протекать более осознанно. Дальнейшие уточнения рисунка глаза и окружающих его частей приводятся ниже

Таким образом, приступая к изображению глаза, нужно знать не только строение глазного яблока, но и окружающих его форм. Важную роль в рисовании глаза играют надглазничные выступы с бровями, а также области надбровных бугров, надпереносья, форма носа, наружные и подглазничные формы, поэтому при рисовании глаза следует обращать на это внимание.

Начинать следует с определения линии горизонта, затем с уточнения общего размера гипсового слепка по вертикали и по горизонтали. Эти уточнения позволят исключить возможные осложнения в процессе построения изображения. При уточнении следует исходить из положения модели в пространстве.



Рис.7 а, б, в - Анализ строения формы глаза



Рис.7 г, д - Анализ строения формы глаза

Построение гипсовой модели глаза выполняется в линейно-конструктивном изображении, когда модель рассматривается как бы в прямоугольном пространстве с последующими уточнениями характера форм. Постепенно уточняя пропорции и перспективу, нужно приблизить рисунок к реальной форме. Такой способ построения изображений дает возможность лучше понять форму гипсового слепка, проследить за рельефом выступающих частей надбровья, носа, а также находящейся в пространственной глубине части глазного яблока.

Это способствует правильному и грамотному построению рисунка глаза.

Рассматривая гипсовый слепок глаза, как бы заключенный в прозрачную прямоугольную форму (рис.8), при виде сверху можно наблюдать, что вся верхняя плоскость слепка займёт почти всё верхнее основание прямоугольника. Нижняя плоскость занимает только половину основания, потому что плоскость поверхности глаза на гипсовом слепке наклонена от надбровья к основанию, что отчётливо просматривается на боковой наружной плоскости слепка.

Рисуя глаз, внимательно следите за его рельефом с учётом перспективных сокращений.

Прежде чем определить посадку глазного яблока, нужно наметить линию надбровных дуг, относительно горизонтали она проходит наклонно вниз к наружному краю глазничных впадин, несколько отступая назад, оставляет границу перехода плоскостей в области виска.

Обратите внимание на выступы в области надпереносья и бровей, их также необходимо верно наметить, так как в пластике формы глаза помимо самого глаза не последнюю роль играют надглазничные и надбровные выступы.

Наметив надбровные дуги, можно переходить к определению линии разреза глаз, на что следует особо обратить внимание. При изображении глаз линия разреза глаз не находится на одном уровне с переносицей. Переносица всегда находится выше слезников, примерно на уровне верхних век, но никак не ниже их. Поэтому при определении уровня линии глаз переносица должна служить ориентиром.

Намечая линию глаз, нужно ориентироваться на уровень переносицы. Слезники глаза располагаются на этой линии, тогда как уголки края глаз могут быть как на уровне, так и чуть выше или ниже слезников глаза (рис.8).

Рисуя форму глаза, не спешите рисовать веки, пока не определили посадку глазного яблока и зрачка. Это также касается рисования гипсового глаза. Четко придерживайтесь принципа последовательности работы над рисунком: от общего к частному и от частного к общему. Вначале нужно работать над общей формой, затем переходить к частностям, уточняя детали и вновь возвращаясь к большой форме, и так далее.



Рис.8

^ Рис.9 - Анализ объёмной формы гипсового слепка глаза Давида

Определив размер и посадку формы глазного яблока, можно приступить к рисованию век. Рисуя веки, следите за тем, чтобы они облегали форму глазного яблока, учитывая при этом их толщину и характер изгиба. Здесь можно воспользоваться моделью, сделанной из мандарина, представляя и осмысливая характер изгиба век. Учитывайте то обстоятельство, что вам придется показать толщину век в перспективном сокращении. Вслед за толщиной века, проследите за характером формы разреза глаз.

Форма разреза глаз, так же как и остальные детали головы, имеет свои характерные признаки и зависит от их индивидуальных и национальных особенностей. Несмотря на это многообразие, они имеют единую для всех структуру.


^ Рис. 9. Характер формы разреза в линейной схеме

Если показать характер формы разреза глаз в линейной схеме, он будет выглядеть следующим образом: с фронтальной стороны - в виде параллелограмма (рис.9,а) ; в трёхчетвертном положении - в виде прямоугольной трапеции или многоугольника
(рис. 9,б) ; в профиль - в виде треугольника (рис.9в) . При изображении форм глаз с широким разрезом уголки век в линейной схеме дистанцируются друг от друга, веки тем самым расширяются. У глаз с узким разрезом уголки сближаются, и раскрытие век становятся уже (рис.9,г) .

На схеме разреза глаз верхние и нижние углы век должны быть сопряжены в соответствии с характером изгибов век глаза на гипсовом слепке модели. При этом верхний угол сопряжения будет более острым, чем нижний (рис.9).

Анализируя наружную половину верхнего века, видим, что её очертания представляют собой плавную дугообразную линию, идущую к уголку края глаза, где она порой проходит поверх уголка, как бы накрывая часть нижнего века. Наиболее сложную пластическую характеристику имеет форма в области слезника (рис.12) . Форма слезника напоминает голову дельфина (его носовую часть) и в пластическом отношении играет важную роль.

Своим кончиком слезник направлен не по линии разреза глаз, а несколько вниз и, образуя в верхней части чуть заметный угол, переходит к верхнему углу изгиба век. Нижняя часть слезника направляется почти горизонтально, образуя менее заметный угол чуть дальше, и, плавно изгибаясь вверх, направляется к наружному уголку глаза, и плавно изгибаясь вверх, направляется к наружному уголку глаза

Рис.10. Изменение формы век, в зависимости от поворота глазного яблока


Рис.11 Рис.12


Рис.13

Под нижним и над верхним покровом век имеются складки кожи. Они подчеркивают своей формой скрытую от глаз невидимую часть глазного полушария. В пластике глаза эти формы играют особую роль (рис.11).

Для лучшего усвоения закономерностей строения формы следует порисовать глаз с живой натуры. Такой натурой могут быть собственные глаза, которые можно рисовать, глядя в зеркало. При рисовании с натуры отталкивайтесь от научного понимания строения формы глаза, а не срисовывайте механически видимые поверхности (рис.13).



^ Рис. 14

Работа тоном.

По мере завершения работы над построением рисунка глаза, переходите к тональной моделировке формы. Тональная моделировка формы глаза по своей сути ничем не отличается от моделировки формы носа и остальных частей головы. Здесь также следует ориентироваться на описание изображения формы носа в соответствии с основными принципами тоновых отношений: свет, тень, полутень, рефлекс (рис.15).

^ Рис. 15 - Учебный рисунок гипсового слепка глаза

Рисунок губ

Губы являются выразительной деталью лица наряду с глазами. Для их изучения и изображения необходимо знать закономерности строения формы губ, а также правила их рисования. Формы губ, как и остальные детали головы человека, имеют свои характерные признаки и зависят от индивидуальных особенностей, национальной и расовой принадлежности. Но при всём разнообразии губы имеют общую для всех структуру.

Внешняя форма губ обусловлена подковообразной формой костей верхней и нижней челюстей, на которых располагается круговая мышца рта. В образовании формы верхней губы участвуют парные квадратные мышцы, расположенные симметрично по обе стороны от центра, где находится характерный бугорок верхней губы. Волокна квадратной мышцы верхней губы, прикрепляясь к круговым мышцам рта, в её наружном слое участвуют в формировании верхней губы. Нижняя губа образуется также двумя квадратными мышцами, расположенными симметрично справа и слева и прикрепленными, как и мышцы верхней губы, к круговой мышце рта. Помимо основных мышечных образований сюда вплетаются радиальные мышцы, которые проникают и в кожу губы, в результате чего губы способны отражать эмоциональное состояние человека. Для того чтобы понять и хорошо усвоить методику рисования губ, следует отработать рисунок гипсового слепка губ Давида, где отчётливо выражена пластическая характеристика формы.

Приступая к изображению губ, необходимо знать не только закономерности строения формы, но и правила их изображения на плоскости. Построение изображения губ должно выполняться линейно-конструктввным методом.

В процессе построения рисунка губ должна строго соблюдаться последовательность, что является основным условием верного построения изображения натуры и успешного выполнения рисунка.

Начинать рисунок следует с лёгкого касания карандаша к бумаге. Резко прочерченные линии мешают замечать ошибки, тем более их исправлять. Давление карандаша по мере правильного продвижения рисунка должно усиливаться.

Выбрав точку зрения относительно модели, приступайте к изучению натурной модели, рассматривая её внимательно сбоку, сверху, спереди и в трёхчетвертном положении. Это даёт возможность лучше понять и запомнить форму для её правильного изображения на плоскости.

Изображая форму губ, начинать нужно с обобщенной формы (рис.16).

Лёгким движением карандаша намечается местоположение губ с учётом пропорциональных и перспективных сокращений. При этом не нужно рисовать губы в отдельности, особенно в начальной стадии. Намечать губы следует в целом, в виде овала. После чего определить вспомогательными линиями общий характер линии рта сообразно характеру модели (без учёта бугорка верхней губы). Наметив линию рта, нужно определить серединную профильную линию.

Губы состоят из половинок, их середина находится на профильной осевой линии. В трёхчетвертном положении часть губ, находящаяся в перспективном удалении, сокращается точно в соответствии с углом точки зрения к модели.


^ Рис. 16 - Порядок изображения губ

Исходя из этого, определяется середина губ с помощью вспомогательной профильной линии. От того, как верно и точно определена в перспективе серединная профильная линия, во многом будет зависеть успех в правильном изображении формы губ на плоскости. Определяя серединную профильную линию вспомогательными линиями, нельзя обойти одну существенную деталь. Форма и взаимное расположение губ зависят непосредственно от формы и прикуса зубов. Варианты формы расположения губ приведены на рис.17.

Большинство людей имеет нормальный, ровный прикус зубов, отсюда и соответствующая форма губ. Формы губ с нормальным прикусом зубов расположены следующим образом. Верхняя губа по отношению к нижней заметно выступает вперед, что хорошо видно при осмотре с профильной стороны. При этом бугорок верхней губы, наклоняясь своей серединой в сторону ротовой щели и несколько накладываясь на поверхность нижней губы, уходит в ротовую щель, придавая пластику и выразительность её средней части, а также всей форме. Такое положение чрезвычайно важно учитывать при изображении формы губ. Бугорок верхней губы, в зависимости от индивидуальных особенностей, выражен в различной степени. Он может быть выявлен отчётливо или совершенно незаметно (рис.18).

Независимо от многообразия форм, структура строения губ имеет единую основу. Недостаточное знание анатомического строения форм губ и неумение выражать графически структурное строение формы приводит к затруднению в выполнении рисунка.


Рис. 17 - Варианты формы расположения губ


Рис.18


Рис. 19

На рис.19 наглядно показаны принципы и методы построения формы губ в различных положениях, поворотах, ракурсах в линейно-конструктивном изображении.

Чтобы не ошибиться при построении губ, внимательно проследите за их рельефом и одновременно за окружающими их поверхностями. Губы тесно связаны с окружающими плоскостями: носогубными поверхностями, плоскостью нижней губы и боковыми плоскостями в области уголков рта и щек.

Особо обратите внимание на серединную профильную линию, проходящую от основания перегородки носа через основание бороздки «фильтра», к бугорку верхней губы, вглубь ротовой щели, и обратно - посередине нижней губы до края и от него к подбородочной бороздке, через верхний выступ подбородка и вниз к его основанию. Это будет правильно в том случае, если верно определена серединная профильная линия на общей форме губ с учётом правильного расположения их в перспективе.

Определив вспомогательными линиями и точкой серединную профильную линию, уточняют толщину губ, наметьте лёгкими непрерывными линиями дугообразную кромку формы верхней губы. Намечать эти линии, нужно чрезвычайно внимательно.

На середине дугообразной кромки верхней губы, над её бугорком, от носогубной бороздки строится характерный изгиб (вырезка, желобок), который характеризует форму верхней губы. Наметив изгиб, намечают вдоль профильной линии бороздку на носогубной поверхности.

Бороздка - «фильтр» в своей верхней части имеет одинаковую величину по ширине с перегородкой носа, а у кромки верхней губы чуть расширяется, определяя размер изгиба.



Рис. 20

При изображении бугорка верхней губы правильно определите его направление, следя за серединной профильной линией, идущей вдоль его горбинки. Не забывайте при этом, что основание бугорка находится несколько за пределами линии ротовой щели, чуть накрывая своим кончиком основания верхний край нижней губы, и направляется в невидимую часть ротовой щели. Основание бугорка намечается двумя прямыми линиями, симметрично расходящимися под тупым углом по отношению друг к другу от серединной профильной линии вверх и в стороны к квадратным мышцам верхней губы (рис.20).

При построении формы нижней губы также следует ориентироваться на серединную профильную линию. Прежде проверьте по натуре правильность расположения нижней губы по отношению к верхней. Осевая профильная линия на нижней губе при ее изображении в трехчетвертном повороте слева должна быть смещена влево от верхней, а при рисовании справа - смещаться вправо. После уточнения профильной осевой линии переходите к построению формы нижней губы. Но прежде чем перейти к её построению, необходимо отметить, что формы губ, также как и остальные детали головы и лица, относятся к парным формам.

Поэтому при их изображении следует строго придерживаться парности строения форм. Рисуя ближнюю половину губ, не следует забывать о дальней половинке, которая находится в перспективном сокращении.


Рис. 21.

Как упоминалось в начале раздела, в формировании нижней губы, кроме основных круговых мышц рта участвуют парные, так называемые квадратные мышцы. Поэтому, приступая к построению формы нижней губы, начинать нужно с этих мышц. Намечать их следует линиями в виде овалов, причем, намечая дальнюю половину, уточняйте перспективу. Ближняя мышца находится под прямым углом к точке зрения и перспективному изменению не подлежит. Располагать парные мышцы следует строго симметрично, при этом толщина овальных форм не должна быть чрезмерно сокращена.

При этом толщина овальных форм не должна быть чрезмерно сокращена. Гораздо хуже, когда форма изображена в обратной перспективе, т.е. дальняя часть формы увеличена по отношению к ближней. Главное, следите за сокращением формы дальней половины, чтобы она соответствовала характеру выгнутой формы губ в перспективе (рис.21).

Точно таким же образом следует выполнить противоположную, сокращающуюся половину уголка рта, учитывая изгиб формы рта в перспективном сокращении. В средней части губ, доводя линию до края основания бугорка, как бы проходят его насквозь, следуя точно вдоль вспомогательной линии рта. После чего, не нарушая форму бугорка, соединяют видимую линию рта с его основанием.

Затем надо перейти к тональной моделировке формы. Тональная моделировка формы губ несколько отличается от моделировки других частей лица и головы. Это обусловлено характером формы губ, прежде всего мягким переходом форм их поверхностей.

Поэтому, моделируя формы губ, следует работать мягкими светотеневыми переходами, не допуская грубых штриховок, разрушающих поверхность формы (рис.21).

Штрихи должны быть положены по форме, независимо от направления и поворотов форм губ.

Выявляя рефлексы в тени, не оставляйте белый лист бумаги. Сила тона рефлекса не может быть идентичной силе полутона, поэтому при тональной моделировке прежде всего нужно работать отношениями - от самого светлого через полутона к самому тёмному, соотнося силу тонов, приводя рисунок к целостному решению.

В процессе работы над рисунком следует чаще отходить от него на расстояние, это способствует видению формы в целом.

После изображения формы губ в трёхчетвертном положении следует их порисовать линейно-конструктивно в различных ракурсах и сделать наброски в свободном расположении (рис.22а.б).

По мере усвоения рисунка гипсовой формы можно перейти к рисованию живой натуры (рис.23). Это позволит лучше усвоить учебный материал, понять и осмыслить закономерность строения формы губ. При этом внимательно следите за изменением её при различных движениях. Губы являются одной из наиболее динамичных форм, способны видоизменяться, выражая максимальный диапазон эмоций





Ученикам предлагается изучить и нарисовать отдельные фрагменты человеческой головы, такие как глаза, нос, губы и ухо на примере слепков со знаменитой скульптуры Давида работы Микеланджело.

Скульптура Давида, созданная Микеланджело в период с 1501 по 1504 год, по сей день является лучшим пособием для обучения художников.
Давид не случайно стал образцом и эталоном изображения человеческого тела. В своей работе Микеланджело воплотил весь накопленный к тому времени научно-исследовательский опыт построения человеческого тела. Скульптура Давида — это ясные анатомические формы, четкая конструкция движений, каждая деталь продумана и отточена, нет ни одной частички, отвлекающей внимание от цельного, гармоничного образа. В отличие от античных скульптур, где анатомические детали строения глаза, уха обобщены для вхождения в стиль полулюдей полубогов, Давид все-таки больше подходит для изображения современного человека.

В 2000 произошел курьезный случай: власти Флоренции предложили передать Иерусалиму точную копию статуи, но израильтяне отказались принимать подарок, объяснив, что скульптура Микеланджело изображает не героя еврейского народа, а обнаженного итальянца XVI века.

Так получилось, что голова и тело Давида были разобраны на составные части, каждая из которых превратилась в самостоятельное методическое пособие, в эталон изображения человека. Несмотря на многочисленные нападки на неправильные пропорции Давида, недостающие мышцы (имеется ввиду нашумевшая история про итальянского профессора искусствоведения, который после многих лет исследований обнаружил, что на спине Давида отсутствует одна маленькая мышца) и прочую клевету, Микеланджело блестяще знал и изображал анатомию. Поколения художников учились и создавали свои произведения, вдохновляясь работой Микеланджело. Слепки со скульптуры Давида — это лучшие пособия для художника.

В предыдущей статье под названием были описаны положительные возможности рисования гипсовых моделей. Чтобы не повторяться, хотим привести цитату знаменитого советского художника и педагога К. Ф. Юона:

«Польза рисования с гипсов заключается прежде всего в том, что они, будучи белыми, отлично учат разбираться в самых тонких отношениях светотени без примеси в них сбивающих с толку цветовых влияний»

Добавим, что в гипсовых моделях носа, уха, губ ясно и четко выражена конструктивно-анатомическая основа формы. Нет отвлекающих внимание мелочей: морщин, складок, индивидуальных особенностей, присутствующих на живой модели. Из-за своей белизны и обобщенной формы гипсовая модель имеет чёткие тональные градации, тем самым давая возможность правильно понять форму и передать её в рисунке с помощью тона.

Цель задания по рисованию глаз, носа, рта.

В этом задании нашего содержится множество необходимых для изучения моментов, главные из которых:

  • Получить представление о строении, формообразовании отдельных фрагментов человеческой головы;
  • Научиться строить и изображать нос, губы, рот, глаза;
  • Выучить конструкцию каждого фрагмента, влияние его на внешнюю форму.

В нашем есть все модели частей головы, как, собственно, и целая голова Давида.

Сделав рисунок каждого элемента в отдельности, можно быть полностью уверенным, что эти знания обязательно пригодятся в будущих работах. Зная правила построения каждой детали, вы без труда сможете изображать их в упрощенной форме и меньшем масштабе.

Труднее всего рисовать наиболее активные части лица: глаза, нос, губы, а также ухо. Эти части, ввиду сложности устройства, требуют отдельного изучения и систематического рисования с гипсовых слепков.

В основе формы носа лежит призма. Поверхности ее следующие: две боковых, одна передняя, лежащая между переносьем и кончиком носа, и одна нижняя (основание), на которой расположены ноздри. Носы могут быть самых разнообразных форм и пропорций, но во всех случаях довольно легко увидеть призматическую основу.

В нашем интернет магазине у вас есть возможность маслом на холсте, примеры работ можно увидеть в разделе «продажа картин» , а также осуществляется услуга портрет на заказ по фотографии , живопись в различных техниках является одним из лучших подарков, которые можно сделать себе или вашим близким.

На рис. 1,а показано начало построения рисунка носа в ракурсе, т. е. в сильном перспективном сокращении. Здесь ясно видны все основные плоскости, образующие форму; из них больше всего развернута нижняя площадка, а передняя и боковые плоскости сильно сокращены.

В прямом (фасовом) положении нос строится симметрично, от срединной лицевой линии (рис. 98,6). Ширина основания сопоставляется с общей длиной носа и с расстоянием между , которое часто равно ширине нижней части носа.

На рис. 1, в показано профильное положение носа. Здесь важно правильно наметить угол наклона передней площадки, направление линии, ограничивающей нижнюю площадку, и пропорции длины носа к ширине - в области переносья и в основании.

При небольшом повороте носа в сторону ближняя боковая сторона широко развернута, дальняя или совсем не видна или сильно сокращена (рис. 1,д и 1, е).

Помня, что срединная лицевая линия проходит через середину переносицы и середину основания носа, но не через кончик его и не через переднюю площадку, мы заключаем, что всякий поворот носа в сторону сопровождается отклонением его профиля от середины лица, т. е. чем дальше кончик носа от середины, тем поворот сильнее, и наоборот. Если лицо поднято кверху, кончик носа приближается к уровню внутренних углов глаз (слезников), а переносица отходит от них вверх: при этом передняя площадка носа сокращается, а нижняя увеличивается (рис. 1,г).

Опускание лица вниз, наоборот, увеличивает расстояние от линии слезников до кончика носа: переносица при этом или приближается к уровню слезников или даже опускается ниже их. Длина передней площадки увеличивается, нижняя становится невидимой (рис. 1, е).

Таким образом положение формы носа в пространстве определяется соотношением размеров плоскостей, ограничивающих поверхность призматической его Основы, положением профильной линии по отношению к середине лица и расстоянием от переносицы и копчика носа до других частей лица.

Для всех описанных упражнений предпочтительно брать отдельные-гипсовые слепки частей лица, вырезанные вместе с прямоугольным куском гипса, как это показано на рисунках. Это помогает уяснить положение детали в пространстве; поэтому и начинать рисунок рекомендуется с выяснения поворота всего куска по отношению к точке наблюдения.

Нос имеет постоянную форму, это неподвижная часть лица.