Рождение Гоголь родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька. Гоголь родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька. Дом доктора М.Я.Трохимовского в Сорочинцах, где родился Гоголь
Описание деревни Собакевича Деревня была довольно велика; два леса, березовый и сосновый, как два крыла, одно темнее, другое светлее, были у нее с право и слева. Деревенские избы мужиков тож срублены были на диво: не было кирченых стен, резных узоров и прочих затей, но все было пригнано плотно и как следует. Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, кокай идет только на мельницы да на корабли. Все было упористо, без пошатки, в каком то крепком и не уклюжем порядке
Описание господского дома Посреди деревни виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и темно-серыми или, лучше, дикими стенами, - дом вроде тех, как стоят для военных поселений и немецких колонистов. Фронтон не пришелся по середине дома… Не четыре колонны, как было назначено, а только три. Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой. На конюшне, сарае и кухне были употреблены полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние. На стенах висели картины греческих полководцев, гравированные во весь рост. Потом следовала гераиня греческая Бобелина, у которой одна нога казалось больше чем все туловище. У самого окна, весела клетка из которой глядел дрозд темного цвета с белыми крапинками очень похожий на Собакевича. В комнатах все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на нелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – все было самого
Описание внешнего вида помещика Собакевич мало похож на других помещиков. Это расчетливый, прижимистый хозяин, хитрый торгаш. Он чужд мечтательному благодушию Манилова, равно как и буйному сумасбродству Ноздрева или мелочному накопительству Коробочки. Он немногословен, обладает железной хваткой, себе на уме, и мало найдется людей, которым удалось бы его обмануть. Автор называет Собакевича – патриотом русского желудка!
Отношение помещика к предложению Чичикова - Вам нужно мертвых душ? – спросил Собакевич очень просто, как бы речь идет о хлебе. Извольте я готов продать. «Черт возьми,- подумал Чичиков про себя,- этот уж продает прежде, чем я заикнулся!» - Чтобы не запрашивать с вас лишнего по сто рублей за штуку! – сказал Собакевич. После всех споров на счет цены, Чичиков сказал – «кажется, между нами происходит, какое-то театральное представление или комедия, иначе я не могу это объяснить» Собакевич ответил - вам понадобились души, я и продаю вам, и будите раскаиваться, что не купили.
Отношение Чичикова к помещику Сам Собакевич показался Чичикову похожим на медведя средней величины – его даже звали Михайлом Семеновичем. На нем был надет медвежьего цвета фрак и длинные панталоны. Ходил он неуклюже и постоянно наступал кому-то на ноги. Телосложения он был довольно крепкого, «шеей не ворочал вовсе» и редко смотрел на человека, с которым разговаривал. Сам Собакевич показался Чичикову похожим на медведя средней величины – его даже звали Михайлом Семеновичем. На нем был надет медвежьего цвета фрак и длинные панталоны. Ходил он неуклюже и постоянно наступал кому-то на ноги. Телосложения он был довольно крепкого, «шеей не ворочал вовсе» и редко смотрел на человека, с которым разговаривал. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке.
Купля продажа «мертвых душ» Вся история купли продажи началась с того что Собакевич сказал – «да чтобы не запрашивать с вас лишнего, по сто рублей за штуку!» - По сто!-вскричал Чичиков, разинув рот. -А какая, однако ж, ваша цена??? -Моя цена, по восемь гривенок за штуку! -Да че крупитесь? – ответил Собакевич. – другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а у меня что ядреный орех, все на отбор. После всех споров Собакевич сказал: «Мое последнее слово, пятьдесят рублей! Право, убыток себе, дешевле нигде не купите такого хорошего народа!»
Собакевич, как истый торговец, представлял свой товар не просто как умерших людей, а как ценных мастеровых: сапожников, плотников, кирпичников и т.д., как будто забыв, что их уже нет. Наконец гость и хозяин сошлись в цене и решили завтра же отправиться в город и оформить купчую. Чичикову пришлось выплатить задаток, но он потребовал расписку. Прощаясь, гость попросил хозяина никому не говорить о сделке, и тот согласился. Вся история купли продажи началась с того что Собакевич сказал – «да чтобы не запрашивать с вас лишнего, по сто рублей за штуку!»
Разделы: Литература
Цели:
- разобрать образ помещика Собакевича для раскрытия идейной позиции автора на основе индивидуальной работы с текстом;
- развивать навыки анализа прозаического произведения, делать обобщающие выводы;
- развивать внимание, ассоциативное мышление и творческое воображение учащихся, развитие речи, умение работать в группе, слушать своих одноклассников, выражать свое мнение и обобщать знания, полученные на уроке;
- работа с ключевыми понятиями;
- воспитывать читательскую культуру школьников
Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо.
Оборудование: портрет Н. В. Гоголя, портреты помещиков, выставка книг.
ХОД УРОКА
1. Урок начинается с повторения предыдущего материала с целью подготовки учащихся к разрешению выдвигаемой учителем проблемы.
Учитель: Каков сюжет поэмы Гоголя «Мертвые души» и какие возможности он давал писателю для раскрытия идейного смысла произведения?
Ученик: Суть сюжета состоит в том, что делец-приобретатель Чичиков ездит по России, посещает усадьбы помещиков и скупает мертвые души. Сюжет был предложен Гоголю А.С.Пушкиным. Этот сюжет давал писателю возможность вслед за своим героем «путешествовать по России и показать широко жизнь России, разных помещиков».
2. Постановка проблемного вопроса:
– Как вы думаете, почему Н.В.Гоголь назвал свое произведение «мертвые души»?
3. Выдвижение гипотез:
– Гоголь назвал свою поэму потому, что в ней
говорится о покупке мертвых душ»
– По-моему, Гоголь хочет показать, что помещики
уже как бы отжили свое, они как бы мертвые.
4. Повторение старого материала с целью проверки гипотез.
Учитель предлагает вспомнить произведения Грибоедова, Лермонтова.
– Вспомните комедию Грибоедова. Ведь ей можно
было бы дать название, допустим, «Приключения
Чацкого в Москве».Почему Грибоедов назвал
комедию «Горе от ума»?
Какой смысл вложил он в это название?
Ученик: Грибоедов хотел этим названием подчеркнуть, что умного, передового человека не ценят в дворянском обществе. Название подчеркивает непримиримость, конфликт между передовым, просвещенным человеком и реакционным, отсталым дворянством.
Учитель: А какой смысл названия романа Лермонтова? Почему он не назвал, скажем, «Жизнь Печорина»?
Ученик: Называя роман «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов подчеркивает типичность Печорина для 80-х годов. В предисловии к роману Лермонтов писал: «Герой нашего времени …» точно портрет, но не одного человека. Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».
Учитель резюмирует: Как видите, название художественного произведения не просто отражает его тему, не просто раскрывает его тему, но раскрывает его идейный смысл.
5. Анализ содержания 5-й главы поэмы Гоголя и образа Собакевича с целью решения проблемы.
Учитель:
Обратимся снова к Гоголю.
Какой же смысл вкладывает он в название поэмы?
Вдумаемся в это название. Какой смысл вкладываем
мы в понятие «душа», когда говорим: «Это человек с
душой», «Человек прекрасной души»?
– Душа – это прекрасные внутренние качества
человека.
– Мы подразумеваем под этим понятием
благородные стремления человека. Это внутренний,
духовный мир человека.
Учитель: Давайте раскроем смысл названия поэмы на примере образа Собакевича. Каков его духовный мир, его стремления? Как описывает писатель усадьбу и внутреннее убранство комнат?
Учащиеся пересказывают близко к тексту отрывки из 5-й главы. Под руководством учителя делают вывод, что через описание обстановки Гоголь характеризует Собакевича как человека, у которого нет вкуса, нет эстетического чувства.
Учитель: А как обрисована внешность Собакевича?
При пересказе учащимися соответствующих отрывков из главы учитель обращает внимание на художественные приемы обрисовки образа:
– Почему Гоголь так настойчиво подчеркивает сходство Собакевича с животными, с вещами?
Учащиеся, направляемые учителем, делают вывод о том, что внешняя грубость Собакевича раскрывает низменность, животность его натуры. Гиперболическое сравнение с животными, с мебелью – это лирический прием, который подчеркивает, что ничего возвышенного у Собакевича нет.
Учитель:
Когда Чичиков приехал к
Собакевичу, то несколько минут гость и хозяин
молчали, тупо уставившись друг на друга. И даже
ловкий в «светских» беседах Чичиков не знает, о
чем говорить с хозяином дома, как прервать
неловкое молчание.
Да и верно, о чем можно говорить с Собакевичем? О
политике, искусстве, о судьбе России, о
литературе? – Нет, этого оскотинившегося
помещика не интересуют такие вопросы.
И все-таки, в какие-то моменты разговора обычно
молчаливый Собакевич оживляется и даже
становится красноречивым. Очевидно, речь зашла о
том, что его интересует. Когда же и почему
оживляется Собакевич?
Учащиеся рассказывают, что Собакевич оживляется, когда дело дошло до торга из-за мертвых душ. Даже Чичиков удивился: «Откуда только взялась прыть и дар речи?».
6. Выразительное чтение по ролям сцены торга Собакевича с Чичиковым.
Учитель: Какие интересы и стремления Собакевича раскрываются в той сцене?
Ученик: Главная цель жизни Собакевича – нажива. Он готов торговаться чем угодно и за мертвую душу запрашивает сто рублей.
Учитель: А что интересует Собакевича?
Ученик: Собакевич любит поесть. У него чудовищный аппетит. (Приводят примеры, пересказывая эпизоды «Завтрак у полицмейстера», «Обед у Собакевича»).
7. Презентации учащихся
Учитель:
Следует подчеркнуть, что
Собакевич не только не стыдится своего
болезненного обжорства, а гордится этим. Он даже
считает, что умение поесть – главное достоинство
русского человека.
Разные бывают патриоты. Они дорожат историей
своей страны, другой – культурой, третьему
дороги военные победы родной страны. А Собакевич,
как видите, патриот особого рода. Его нельзя
назвать патриотом России – это патриот русского
желудка.
В разговоре с Чичиковым Собакевич доказал себя
хорошим хозяином.
Он хорошо знает деловые качества своих крестьян.
Сравните, как живут крестьяне у Собакевича и у
Манилова?
Ученики: У Собакевича крестьяне живут в достатке, он заботится о том, чтоб они жили лучше.
(Пересказывают соответствующие эпизоды глав 2и 5)
Учитель: Можно ли из этих фактов сделать вывод, что Собакевич заботится о своих крестьянах?
Учитель:
У Собакевича взгляды
крепостника. Крестьяне для него – рабы, источник
дохода, товар. Он упрекает Чичикова, что у него
«душа человеческая все равно, что пареная репа»,
и тут же цинично добавляет: «Уж хоть три рублика
дайте».
Но, может быть, столь жестоко Собакевич относится
только к крепостным, а к людям своего круга –
иное отношение?
Ученик: Собакевич ненавидит всех людей. Можно привести в пример отзыв Собакевича о чиновниках города. Собакевич – это кулак, он готов каждому наступить на ногу, зажать, задавить человека.
Учитель: Подобные помещики, крепкие хозяева, убежденные крепостники, были надежной опорой реакции, оплотом самодержавно-крепостнического строя. Собакевич выступает в поэме как символ аракчеевщины.
Учитель резюмирует: Вот каков духовный мир Собакевича: отсутствие всяких высоких стремлений и интересов, благородных чувств. Мир наживы, мир собственности убивает все прекрасное в человеке. Гоголь гиперболически рисует уродство и нелепость Собакевича, подчеркивая этим его мертводушие.
Класс под руководством учителя попытается назвать общие черты всех помещиков, записывая их на доске и в тетрадях:
а) низкий культурный уровень;
б) отсутствие интеллектуальных запросов;
в) стремление к обогащению;
г) жестокость в обращении с крепостными;
д) нравственная нечистоплотность;
е) отсутствие понятия о патриотизме.
8. Подведение итогов беседы. Решение проблемы
Учитель: Как бы вы теперь объяснили смысл названия поэмы?
Ученик: Гоголь называет мертвыми душами помещиков, у которых отсутствует прекрасные человеческие черты, чувства, стремления.
Учитель: На плакате слова Герцена, раскрывающие название поэмы: «Не ревизские мертвые души, а все эти Собакевичи, Ноздревы и т.д…» – и портреты помещиков. Именно так понимал смысл названия А.И.Герцен. Работа над образами помещиков продолжается.
1. Работа с текстом по образам помещиков.
2. Работа в группах: каждый участник группы
получает карточку с индивидуальным заданием,
ответы, на которые он должен записать в тетрадь.
Также каждая группа получает карточку с общим
заданием для всех.
3. По выбору (желанию): написать гимн Собакевича.
«Образ Манилова» - Манилов. Оригинальный портрет Манилова – героя поэмы Н.В. Гоголя. Приторная любезность и чувствительная фраза. Манилов - далеко не самый отрицательный персонаж поэмы. Раскрыть образ героя с разных сторон. Говорящий портрет. Речевая характеристика. Психологическая характеристика. Для Манилова речь - это чистая поэзия.
«Поэма Гоголя Мёртвые души» - Н.В. Гоголь. А.Иванов. Начало работы над поэмой – 1835г. Н.В.Гоголь. Творческая работа. Поэма «Мертвые души». Что же видим мы, путешествуя вместе с Чичиковым? Ф. Моллер. Работа по группам: 1) Проследите маршрут прогулки П.И. Чичикова по городу. Рисунок гоголя к поэме. Прогулки по риму. Приезд Чичикова в город n.
«Анализ «Мёртвых душ»» - Гоголь еще раз обращается к имени Данте. «… в пародии лежит усиление содержания» О. Фрейденберг. Белинский укажет на реально-исторический характер. А.Н. Веселовский в связи с Гоголем. О влиянии «Божественной Комедии» на «Мертвые души». Исстари замешенные образы. С. Шамбинаго. Купреянова. Жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные черты.
«Образ Чичикова» - Образ Чичикова П.И. Воспоминание. Мертвые души. Чичиков Павел Иванович. Школьная жизнь. Ветхий домишко. Чичиков тих и малоприметен. Деньги. Зло. Надежда.
««Мёртвые души» в иллюстрациях» - Николай Васильевич Гоголь - абсолютный гений. Значительный опыт иллюстрирования «Мертвых душ». Богатство индивидуальных черт. Гоголевские «типы». Повествование притягивает зрителя. Собакевич. Соколов непосредственно вводит в свои иллюстрации изображение народа. Иллюстрации художников – современников Гоголя (XIX век).
«Плюшкин в «Мёртвых душах»» - С одной стороны Гоголь рассматривает Плюшкина, как явление уникальное, исключительное в русской жизни. В ряду «мёртвых обитателей, страшных неподвижным холодом души своей и пустотой сердца». Плюшкин занимает достойное место как логическое завершение процесса расчеловечивания человека. Запутавшись в сетях «хозяйственной паутины», Плюшкин начисто забывает о душе своей и чужой.
Разработка урока литературы в 9-м классе на тему "Образ помещика Собакевича в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»"
Цели:
разобрать образ помещика Собакевича для раскрытия идейной позиции автора на основе индивидуальной работы с текстом;
развивать навыки анализа прозаического произведения, делать обобщающие выводы;
развивать внимание, ассоциативное мышление и творческое воображение учащихся, развитие речи, умение работать в группе, слушать своих одноклассников, выражать свое мнение и обобщать знания, полученные на уроке;
работа с ключевыми понятиями;
Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо
ХОД УРОКА
1. Урок начинается с повторения предыдущего материала с целью подготовки учащихся к разрешению выдвигаемой учителем проблемы.
Учитель: Каков сюжет поэмы Гоголя «Мертвые души» и какие возможности он давал писателю для раскрытия идейного смысла произведения?
Ученик: Суть сюжета состоит в том, что делец-приобретатель Чичиков ездит по России, посещает усадьбы помещиков и скупает мертвые души. Сюжет был предложен Гоголю А.С.Пушкиным. Этот сюжет давал писателю возможность вслед за своим героем «путешествовать по России и показать широко жизнь России, разных помещиков».
2. Постановка проблемного вопроса:
– Как вы думаете, почему Н.В.Гоголь назвал свое произведение «мертвые души»?
3. Выдвижение гипотез:
– Гоголь назвал свою поэму потому, что в ней говорится о покупке мертвых душ»
– По-моему, Гоголь хочет показать, что помещики уже как бы отжили свое, они как бы мертвые.
ТЕМА-ИДЕЯ-ПРОБЛЕМА
Мы с вами знаем, что название художественного произведения не просто отражает его тему, не просто раскрывает его тему, но раскрывает его идейный смысл.
5. Анализ содержания 5-й главы поэмы Гоголя и образа Собакевича с целью решения проблемы.
Учитель:
Обратимся снова к Гоголю. Какой же смысл вкладывает он в название поэмы? Вдумаемся в это название. Какой смысл вкладываем мы в
понятие «душа
», когда говорим: «Это человек с душой», «Человек прекрасной души»?
– Душа – это прекрасные внутренние качества человека.
– Мы подразумеваем под этим понятием благородные стремления человека. Это внутренний, духовный мир человека.
Учитель: Давайте раскроем смысл названия поэмы на примере образа Собакевича. Каков его духовный мир, его стремления? Как описывает писатель усадьбу и внутреннее убранство комнат?
Под руководством учителя делают вывод, что через описание обстановки Гоголь характеризует Собакевича как человека, у которого нет вкуса, нет эстетического чувства.
Учитель: А как обрисована внешность Собакевича?
При пересказе учащимися соответствующих отрывков из главы учитель обращает внимание на художественные приемы обрисовки образа:
– Почему Гоголь так настойчиво подчеркивает сходство Собакевича с животными, с вещами?
Учащиеся, направляемые учителем, делают вывод о том, что внешняя грубость Собакевича раскрывает низменность, животность его натуры. Гиперболическое сравнение с животными, с мебелью – это лирический прием, который подчеркивает, что ничего возвышенного у Собакевича нет.
Учитель:
Когда Чичиков приехал к Собакевичу, то несколько минут гость и хозяин молчали, тупо уставившись друг на друга. И даже ловкий в «светских» беседах Чичиков не знает, о чем говорить с хозяином дома, как прервать неловкое молчание.
Да и верно, о чем можно говорить с Собакевичем? О политике, искусстве, о судьбе России, о литературе? – Нет, этого оскотинившегося помещика не интересуют такие вопросы.
И все-таки, в какие-то моменты разговора обычно молчаливый Собакевич оживляется и даже становится красноречивым. Очевидно, речь зашла о том, что его интересует. Когда же и почему оживляется Собакевич?
Учащиеся рассказывают, что Собакевич оживляется, когда дело дошло до торга из-за мертвых душ. Даже Чичиков удивился: «Откуда только взялась прыть и дар речи?».
6. Выразительное чтение по ролям сцены торга Собакевича с Чичиковым.
Учитель: Какие интересы и стремления Собакевича раскрываются в той сцене?
Ученик: Главная цель жизни Собакевича – нажива. Он готов торговаться чем угодно и за мертвую душу запрашивает сто рублей.
Учитель: А что интересует Собакевича?
Ученик: Собакевич любит поесть. У него чудовищный аппетит. (Приводят примеры, пересказывая эпизоды «Завтрак у полицмейстера», «Обед у Собакевича»).
Учитель:
Следует подчеркнуть, что Собакевич не только не стыдится своего болезненного обжорства, а гордится этим. Он даже считает, что умение поесть – главное достоинство русского человека.
Разные бывают патриоты
. Они дорожат историей своей страны, другой – культурой, третьему дороги военные победы родной страны. А Собакевич, как видите, патриот особого рода. Его нельзя назвать патриотом России – это патриот русского желудка.
В разговоре с Чичиковым Собакевич доказал себя хорошим хозяином.
Он хорошо знает деловые качества своих крестьян.
Сравните, как живут крестьяне у Собакевича и у Манилова?
Ученики: У Собакевича крестьяне живут в достатке, он заботится о том, чтоб они жили лучше.
(Пересказывают соответствующие эпизоды глав 2и 5)
Учитель: Можно ли из этих фактов сделать вывод, что Собакевич заботится о своих крестьянах?
Ученик: Гоголь сам в авторской характеристике указывает, что Собакевич «не обижает» крестьян, потому что это ему выгодно. Он дерет с крестьян три шкуры. Ему мало барщины, он по 500 рублей оброка требует с крестьянина.
Учитель:
У Собакевича взгляды крепостника.
Крестьяне для него – рабы
, источник дохода, товар. Он упрекает Чичикова, что у него «душа человеческая все равно, что пареная репа», и тут же цинично добавляет: «Уж хоть три рублика дайте».
Но, может быть, столь жестоко Собакевич относится только к крепостным, а к людям своего круга – иное отношение?
Ученик : Собакевич ненавидит всех людей. Можно привести в пример отзыв Собакевича о чиновниках города. Собакевич – это кулак, он готов каждому наступить на ногу, зажать, задавить человека.
Учитель резюмирует: Вот каков духовный мир Собакевича: отсутствие всяких высоких стремлений и интересов, благородных чувств. Мир наживы, мир собственности убивает все прекрасное в человеке. Гоголь гиперболически рисует уродство и нелепость Собакевича, подчеркивая этим его мертводушие. ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРБОЛА? (давайте вспомним)
Класс под руководством учителя попытается назвать общие черты всех помещиков, записывая их на доске и в тетрадях:
а) низкий культурный уровень;
б) отсутствие интеллектуальных запросов;
в) стремление к обогащению;
г) жестокость в обращении с крепостными;
д) нравственная нечистоплотность;
е) отсутствие понятия о патриотизме.
8. Подведение итогов беседы. Решение проблемы
Учитель: Как бы вы теперь объяснили смысл названия поэмы?
Ученик: Гоголь называет мертвыми душами помещиков, у которых отсутствует прекрасные человеческие черты, чувства, стремления.
9. МЫ ПРОДОЛЖАЕМ РАБОТАТЬ НАД ОБРАЗАМИ ПОМЕЩИКОВ! Домашнее задание ПРОЧИТАТЬ ГЛАВУ 6. О ПЛЮШКИНЕ. (привести в порядок сравнительную таблицу о помещиках)
«Мёртвые души»
Помещик Собакевич
Визитная карточка.
Помещик Собакевич Михайло Семенович – ненавистник просвещения, крепкий хозяин, неуступчивый в торгах, будет рад «облить грязью» всех знакомых за обильным ужином в своём доме.
Собакевич
Художник
П. Боклевский,
1875 год
Собакевич
Художники Кукрыниксы,
1937 - 1939
Деревня Собакевича
Художник А. Лаптев
Чичиков у Собакевичей
Художник
А. А. Агин
Чичиков у Собакевичей
Художник
А. А. Агин
Чичиков и Собакевич
Художник
А. А. Агин
Чичиков и Собакевич
Художник
А. А. Агин
Черты характера
- Кулачество,
- человеконенавистничество,
- мракобесие (реакционность, враждебность прогресса, культуры, науки),
- грубость,
- прижимистость.
Работа Бехтиной Натальи
1996 год
Работа Фроловой Надежды
1998 год
Работа Козлова Сергея
1998 год
Работа Князькиной Людмилы
1998 год
Работа Князькиной Людмилы
1998 год
Работа Прытковой Екатерины
2003 – 04 уч. год
Новая ступень человеческого падения – «чёртов кулак» Собакевич. Гоголь пишет, что, казалось, в теле этого человека вовсе не было души. Собакевич тяготит к старым крепостным формам ведения хозяйства, ненавидит город и просвещение. Смысл жизни видит в страсти к наживе. Помимо барщины применяет и оброк. «Портретом русского желудка» назвал его Гоголь: еда – вторая страсть Собакевича.
Собакевич – настоящий помещик, торгаш и скопидом. Он нагл и напорист. Автор сравнивает его с медведем.
Собакевич также образ нарицательный. Главные его качества – корыстолюбие, узость интересов.
Использованная литература
- Н. В Гоголь «Мёртвые души», Москва «Олимп. ППП», 1993 год
- Слайд-комплект презентаций к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Автор работы - Вшивкова Валентина Михайловна, МОУ Лебяженская СОШ
- http://ru.wikipedia.org Википедия, свободная энциклопедия
- http://www.gogol.niv.ru/soch/gogol1.htm.Сайт «Николай Васильевич Гоголь».
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
- Сайт по литературе «Российского Общеобразовательного Портала».
- Иллюстрации русских художников к поэме «Мёртвые души».
- Волкова Елена Аркадьевна
- Учитель русского языка и литературы (1 квалификационная категория)
- МОУ «Урюмская средняя общеобразовательная школа»
- Тетюшский район
- Республика Татарстан
- Февраль 2010 года