Богиня Венера в греческой мифологии - кто она и чему покровительствовала? Римская богиня Венера Римская богиня венера

Была сперва вынесена морскими волнами на берег острова Киферы, а затем на остров Кипр, ставший любимым местопребыванием этой богини. По преданию, всюду, где бы она ни появлялась, под ее ногами вырастали прекрасные цветы и обаянию ее красоты покорялись все боги, люди и даже звери. Культ Афродиты, по мнению многих ученых-исследователей, был занесен в Грецию из Сирии, где почитали подобную же богиню под именем Астарты .

Мифы древней Греции. Афродита (Венера). Повелительница любовных желаний

Существует несколько разноречивых сказаний о рождении Венеры. Но художники, изображая это рождение, представляют ее всегда выходящей из морской пены. На античных картинах богиня обыкновенно лежит в простой раковине. На монетах она изображается на колеснице, везомой тритонами; наконец, на многочисленных барельефах богиня является в сопровождении морских коней или морских кентавров. В XVIII веке французские художники, и главным образом Буше , любили изображать этот поэтический миф на плафонах и декоративных картинах. Рубенс написал замечательную по свежести колорита и блеску красок картину «Праздник Венеры», она находится в Венском музее. Из произведений новейших художников большой известностью пользуется картина Бугро «Рождение Венеры».

Туалет Венеры – излюбленный сюжет для художников и поэтов. Оры занимаются воспитанием прелестной богини, а грации (хариты) присутствуют при ее туалете и помогают ей. «Она – самая красивая из всех богинь, вечно юная, вечно пленительная, ее прекрасные очи сулят одно блаженство, она обладает волшебным поясом, в котором заключены все чары любви, и даже гордая Юнона , желая вернуть любовь Юпитера , просит Венеру одолжить ей этот пояс. Ее золотые украшения горят ярче огня, а прекрасные, увенчанные золотым венком волосы благоухают» (Готфрид Мюллер). Множество картин изображает туалет Венеры и прислуживающих ей граций. Все лучшие художники позднейших времен писали на эту тему, в том числе Буше, Прудон, Рубенс, Альбано, Тициан и много других.

Когда греческое искусство перешло от грубых и бесформенных примитивных изображений Венеры к более совершенным, оно стало стремиться к созданию идеального типа, в котором бы соединялись и воплощались все обаятельные качества и красота, какими так щедро наделило эту богиню воображение греков, этих страстных поклонников красоты. Богиню стали изображать сидящей на троне, она обыкновенно покрыта длинной одеждой, складки которой, мягко ниспадая, отличаются особенным изяществом. Вообще, отличительный признак всех статуй Венеры есть именно изящество, элегантность драпировок и движений. Во всех произведениях школы Фидия и его последователей в типе Венеры выражена, главным образом, женственность ее натуры, и чувство любви, которое она должна возбуждать, есть чувство чистое и продолжительное, не имеющее ничего общего с вспышками чувственными. И только позднейшее аттическое искусство стало трактовать и видеть в Венере именно только олицетворение женской красоты и чувственной любви, а не могущественную богиню, покоряющую силой своей прелести и женственности всю вселенную.

Аналогичность сюжетов греческой и римской мифологии при том, что одни и те же герои зовутся по-разному, часто вносит путаницу в сами истории. Поэтому о сегодняшних героях расскажу информацией, взятой с сайта греко-римской мифологии.

Марс (греческий Арес) - нелюбимый сын Юпитера-Зевса и Юноны-Геры, бог войны, коварной, вероломной, войны ради войны, в отличие от Афины Паллады - богини войны честной и справедливой.
Римская Венера (она же греческая Афродита) - богиня любви и красоты.
Мужем Афродиты является Вулкан (он же Гефест) - самый искусный в кузнечном ремесле мастер и самый некрасивый среди богов. Хромоногий Вулкан трудился у наковален в своей кузнице и не испытывал особого влечения к супруге, находя истинное удовлетворение в работе с молотом у пылающего горна.

Diego Velázquez The Forge of Vulcan 1630 г. Museo del Prado

Frans Floris Venus at Vulcan"s Forge 1560-64 гг.

Paolo Veronese Vulcan and Venus 1560-61 гг. Fresco Villa Barbaro, Maser.

Jan Brueghel the Elder Venus at the Forge of Vulcan (An Allegory of Fire) 1606-23 гг.

Palma Giovane Venus and Cupid at Vulcan"s Forge 1610 г.

Jan van Kessel I Venus at the Forge of Vulcan 1662 г.

Georg Raphael Donner Venus in Vulcan"s Workshop 1730 г.

Sigismund Christian Hubert Goetze Venus Visits Vulcan 1909 г.

Francesco Albani Summer Venus in Vulcan"s Forge 1616-17 гг.

Giorgio Vasari Vulcan"s Forge 1567-68 гг. Galleria degli Uffizi, Florence

Bartholomaeus Spranger Venus and Vulcan 1610 г.

Brothers Le Nain Venus at the Forge of Vulcan 1641 г.

Giovanni Battista Tiepolo Venus and Vulcan 1762-66 гг. Fresco Halberdiers" Room, Palacio Real, Madrid

François Boucher The Visit of Venus to Vulcan 1754 Wallace Collection, London

Богиню любви, впрочем, выдающиеся способности супруга интересовали куда меньше, чем мужественная красота Марса (он же Арес), бога войны. И в один прекрасный день она стала его любовницей. Безумие войны соединилось с безумием любви, и от этого нельзя было ждать ничего хорошего. От их связи родились Деймос (Ужас) и Фобос (Страх), вечные спутники войн. Также от этой связи родился божок любви Эрот, всегда сопровождающий Афродиту и посылающий людям вместе со своими стрелами любовные переживания, и Гармония.

Sandro Botticelli Venus and Mars circa 1445-1510 гг.

Nicolas Poussin Mars and Venus 1626-28 гг.

Узнав о связи жены от всевидящего Гелиоса, законный супруг Венеры - Афродиты, Вулкан решил по-свойски наказать неверную. Раздосадованный и обиженный, он выковал тончайшую, невидимую глазу, но очень прочную сеть и приладил ее к ложу. В нее-то и попались незадачливые любовники.
Во время свидания Венера и Марс оказались в ловушке, - и тут появился Гефест и при виде барахтавшихся в сети любовников начал хохотать. Раскаты его хохота были слышны на земле, и смертные могли принять их за гром. Сбежались боги.
- Смотри, Юпитер (он же Зевс)! - крикнул Вулкан-Гефест. - Вот как я наказываю за неверность.
Богини захихикали, показывая пальцами на пойманных, боги тоже развеселились, хотя многие из них сами не прочь были бы занять место Марса - Ареса.
Освобожденные Вулканом по просьбе Нептуна (он же Посейдон) любовники немедленно расстались. Марс умчался во Фракию, где немедленно разжег новую кровопролитную войну, а Венера-Афродита - на Крит в Пафос, где ее искупали и натерли нетленным маслом хариты.

Гомер в восьмой песне Одиссеи повествует о том, как Венера изменила своему мужу Вулкану с молодым богом войны Марсом. Но влюбленные были пойманы в сеть ревнивым мужем и выставлены на посмешище созванным богам.

Tintoretto Venus, Mars, and Vulcan 1551 г. Alte Pinakothek, Munich

Maerten van Heemskerck Vulcan Showing the Gods His Net with Mars and Venus. 1536-40 гг.

Diego Velázquez Mars 1639-41 гг. Museo del Prado

Как и другие боги, Венера - Афродита покровительствует героям, но это покровительство распространяется только на сферу любви. Афродита пытается вмешиваться в военные события под Троей, будучи принципиальной защитницей троянцев. Она пытается вынести из битвы троянского героя Энея - своего сына от возлюбленного Анхиса, а перед битвой просит у своего мужа Вулкана-Гефеста, чтобы тот выковал меч для Энея.
В Риме греческая Афродита почиталась под именем Венеры и считалась прародительницей римлян через своего сына - троянца Энея, отца Юла - легендарного предка рода Юлиев, к которому принадлежал Юлий Цезарь. Поэтому Венера - "рода Энеева мать" - постоянная покровительница Энея не только под Троей, но главным образом после его прибытия в Италию, особенно прославляется в эпоху принципата Августа.

Добрая и обходительная богиня Венера была символом плодородия, священных союзов и главное - любви. Ее жизнь была полна потрясений и мрачных событий, но это не помешало ей родить прекрасного сына, потомки которого являлись основателями знаменитого города Рима.

Богиня Венера – кто она?

По сказаниям, богиня Венера (в греческой мифологии Афродита) олицетворяла красоту, любовь, плотские желания и плодородие. Присутствовала она на каждом бракосочетании и хранила семейное счастье уже обвенчанных. Она помогала сдерживать обиды и огорчения, учила терпению и дарила множество детей. Считалось что внешняя красота человека – это обращение на него своего взора доброй богини. Помимо этого, Венера - богиня любви, была проводником между миров богов и людей и ее дополнительными предназначениями были:

  1. Поддержка правых римлян в войнах и битвах.
  2. Помощь распутным девушкам для обретения их счастья.
  3. Направление людей на постройку храмов для обращения к богам.

Как выглядит богиня Венера?

Римский народ точно знал, как выглядит Венера, и красоты. Ее облик запечатлен во многих писаниях и архитектурных строениях, были найдены скульптуры с ее очертаниями. Юная красавица с длинными и пышными волосами, бледной кожей и круглым лицом. Ее постоянными спутниками являлись заяц и голубь – символы весны и мира. Самое известное произведение живописи - картина Ботичелли "Рождение Венеры". Великий художник предлагает свое видение богини красоты, любви и плодородия.


Муж богини Венеры

Миролюбивая богиня Венера родила своего единственного сына от покровителя в воинственных делах и звали его Марс. Он был полной противоположностью прекрасной девушки. Внешне возлюбленный Венеры был не очень красив, в отличие от ее остальных поклонников, но это не помешало им создать семью и дать римлянам прекрасного лучника Эрота. Игривая и кокетливая красавица легко усмиряла дикий пыл своего мужа и даже живя с таким предназначением он был ласков и нежен со своей любимой.

Дети Венеры

В ее судьбе был один единственный ребенок Эрот. Он отлично владел стрелами и луком и стал основателем великого города Рима. Поэтому многие народы и считают ее прародительницей населения города. Сын Венеры смог запомниться предкам следующими поступками:

  • плаванием с Трои в Италию;
  • основателем десятков храмов, посвященных имени своей матери;
  • рождением на свет Юлия Цезаря.

Он был добрым и миролюбивым ребенком. Все свое детство и молодость он провел рядом с матерью и им было очень тяжело расстаться, когда мальчик решил уйти к людям. Марс даже ревновал его к любимой, так как он отнимал у него время, которое он мог бы проводить со своей женой. На эту тему существует даже написанная картина, на которой изображена вся семья. Взгляд мужа очень печален там, ведь супруга занималась только ребенком, забывая о своих обязанностях, как жена.

Какие таланты дает богиня Венера?

Римлянам было хорошо известно, какие таланты дает своим дочерям богиня Венера. Каждая девушка метала о ее покровительстве, ведь взамен она могла получить любовь к искусству, артистические способности, умение красиво рисовать. Она могла одарить талантом мягкого управления людьми, красноречия и кокетливости. Считалось, что если покровительница девушки стала Венера, то у нее обязательно будет много поклонников и предложений и союзе.


Богиня любви и красоты Венера – мифы

Миф о рождении богини был самым любимым у жителей Рима, и они с удовольствием рассказывали его своим детям и внукам. Считалось, что богиня появилась на свет из пены морской и была до того хрупка и нежна, что приглянулась океаническим нимфам. Они унесли ее в свои пещеры из коралловых рифов и воспитывали ее там как родную дочь. Когда древнегреческая Венера выросла и научилась заботиться о себе сама, нимфами было принято решение передать ее богам.

Подняв ее на поверхность моря, они поручили ее заботу Зефиру, легкому южному ветру, унести ее на остров Кипр. Там ее и встретили четыре Хоры, дочери Юпитера и богини справедливости. Все, кто видел ее скорее хотели склонить головы перед красотой Венеры и сопроводить ее на Олимп. Ждал ее там собственный трон, и когда он села в него, остальные боги не могли скрыть своего восхищения. Все боги предлагали ей свою руку и сердце, но она отвергала их, желая быть свободной и жить для себя.

Греки обожествляли Венеру (Афродиту). В их представлении таинственным покровителем любовных наслаждений должно было быть божественное существо, обладающее наряду с совершенной физической красотой и обаянием духа. Она воплощала гармонию тела и духа. Божественная Венера воплощала в пластически совершенной форме образ женщины, вызывающей плотское вожделение. Но в Венере присутствовало как бы два начала: целомудрие небесное, божественное и любовь земная, вожделение телесное.
Рождение Венеры Адольф-Вильям Бугро, 1879 г. Париж, музей Орсэ.

Венера была древнейшей по времени из богинь. В ней воплощалась идея жизни, первопричина всего живущего.
Грубый, порочный культ Венеры не гармонировал с духом греческого народа, который и установил весьма заметное различие между Афродитой, рожденной из пены морской — Уранией, беспорочной богиней и матерью богов, покровительницей целомудренной любви, и Венерой с вульгарным Эросом.

Венера — Урания была богиней платонической любви и наук, в отличие от Венеры-Пандемос, которая была олицетворением любви земной, а потом случилось так, что развратники сделали её своей эмблемой, и стала несчастная Венера олицетворением проституции. Любовь у греков не отличалась большим целомудрием.
Венера Анадиомена

Жан Огюст Доминик Энгр, 1808-48 гг.

Эротизм греческой богини как бы результат изначально неравномерного распределения жизненной силы между сотворенными существами. Греки прямо связывали культ Афродиты с инстинктом продолжения рода с мощной эротикой. Кипрская богиня не раз наказывала мужчин и женщин, уклонявшихся от угодных богам и разрешенных ими любовных отношений.

Афродита Урания
Кристиан Грипенкерл.

Не случайно одним из распространенных эпитетов, обозначающих богиню любви, стало у греков слово Пейто -- "Убеждающая". Силу Эроса греки воспринимали как силу убеждения человека в глубоком единстве природного и духовного, в необходимости подчиняться законам,
проистекающим из этого единства.
Венера, Меркурий и Купидон (Школа любви)
Корреджо, ок. 1528 г.
Лондон, Национальная галерея

Для греков тот смысл, который новоевропейская культура вкладывает в понятие "любви" как идеальной, предельной формы отношений между мужчиной и женщиной, был бы совершенно непонятен. Существовало два различных понятия таких отношений: "сексуальный позыв" (своего рода "sex drive") и "страсть".
Рождение Венеры
Корнелис де Вос, ок. 1636-37 гг.
Мадрид, музей Прадо

Актеры и проститутки - две древнейшие в мире профессии, доведенные до упадка любителями (А.Вулкотт).
«Любители» довели до упадка и образ божественно-земной Венеры, Венеры, в которой была гармония.

Венера, Купидон, Вакх и Церера

Питер Пауль Рубенс, 1612-13 г.

Кассель, Государственные музеи

Статуй Венеры в Греции было очень много; каждый город нередко насчитывал их по нескольку. Своим прозвищем они напоминали какую-нибудь привлекательную черту богини или особенности ее культа.

Венера Peribasia - в переводе "с раздвинутыми ногами", в позе человека, садящегося верхом. Венера Melaina, или черная считалась покровительницей таинства любовных ночей. Венера Mukeia - богиня самых потаенных уголков дома. Афродита-Урания. Ей впервые поклонялись ассирийцы, у афинян ввел его Эгей. По некоторым, старшая из Мойр. Афродите Урании как матери Ананки посвящен LV орфический гимн. Предположительно перевод Meleket Aschamain «царица небес», прозвища Астарты у Иезекииля. Ее храм в Кифере
воздвигли финикияне.

Киприда — от острова Кипр, где Афродита впервые вышла на берег. Эпитет Афродиты.
Пафия, Пафийка, Пафосская богиня — от г. Пафос на Кипре, где находился храм общегреческого значения.
Киферея (Цитерея) — рождённая близ острова Кифера, другого центра почитания; так как вначале пристала к Киферам, прежде чем родиться у Кипра;

Идалия (Идалийка) — от города Идалион и по горе Идалии на Кипре, где Афродита почиталась, как главное божество; Амафусия (Аматузия) — от города Амафунта на Кипре, центра почитания богини; Акидалия — от Беотийского источника. Эрикина. (лат. Эрицина.) Эпитет Афродиты. Ее святилище было не только в Сицилии, но и в Псофиде (Аркадия) . Афрогенейя («пенорожденная»). Анадиомена (выныривающая) — появившаяся на поверхности моря; Евплея (Эвплойя) (эпитет Афродиты как покровительницы мореплавания. Понтия (морская). Скотия (тёмная, мрачная), Андрофонос (губительница людей) и, в противоположность, возможно, Сосандра (спасающая людей),

Эпитимбия (погребальная), Мухейа — богиня тайных мест вероятно, сохранились отголоски древних функций богини, связанных со смертью. Дола (обманщица), Морфа (дающая красоту), Анфея (цветущая), Пейто (убеждающая, обольщающая), Гетерия — покровительница гетер, Порн — покровительница разнузданной страсти, Дарцетос — покровительница праздной лени, Диварисатрикс и Перибазия (совершающая девиационный сексуальный акт), Каллипига (прекраснозадая), Кастния (Кастниетида) — покровительница бесстыдства. Только эта богиня принимает в жертву свиней. Акрея. Эпитет Афродиты на Книде. Алентия. Эпитет Афродиты в Колофоне. Апатурос. Ее храм в Фанагории. Есть миф, что на Афродиту здесь напали гиганты, она призвала на помощь Геракла и спрятала его в пещере, а затем
поодиночке приводила их к Гераклу.
Арента.
Арея. «Воительница». Храм Афродиты Ареи в Спарте. Святилище в Платеях, выстроенное после победы при Марафоне.
Бербея.
Диона.
Киндиада. Ее святилище около Баргилий (Кария).
Колиада.
Колотида. Эпитет Афродиты на Кипре.
Морфо. Прозвище Афродиты. Ее храм в Спарте, там она сидит под покрывалом и с оковами на ногах, которые наложил Тиндарей.
Филомедея.
"Венера с оружием", с каской на голове и с копьем в руке напоминала Спарту и спартанок, историю лакедемонянок, защищавших родной город против жителей Мессены в то время, как мужья их осаждали Мессену. Враги, обманув бдительность осаждавших, напали ночью на Спарту, рассчитывая застать ее врасплох, но женщины, предупрежденные об их нападении, вооружились и отбили атаку. Они были еще вооружены, когда вернулись домой спартанцы; место сражения заняла любовная борьба между победителями и победительницами; отсюда "Венера с оружием".

Венера Callipyge, с прекрасными ягодицами. Храм этой Венеры возник благодаря одному спору. В окрестностях Сиракуз две сестры, купаясь, заспорили друг с другом о преимуществах красоты каждой из них. Юноша из Сиракуз, тайно наблюдавший за девушками преклонил колено точно перед самой Венерой, и заявил, что старшая одержала верх. Обе соперницы убежали, полунагие. Молодой человек вернулся в Сиракузы и, еще взволнованный всем происшедшим, рассказал, что он видел. Его брат, восхищенный его рассказом, объявил, что он удовлетворился бы младшей. Наконец, собравши все, что у них было драгоценного, они отправились к отцу этих двух сестер, прося у него руки его дочерей. Оказалось, что младшая, огорченная и оскорбленная нанесенной ей обидой, заболела; она просила произвести снова осмотр, и тогда оба брата, по общему согласию, заявили, что обе вышли победительницами из этого испытания, так как судья в первый раз видел одну с правой стороны, а другую — с левой. Обе сестры вышли замуж за этих братьев и стали известными в Сиракузах своей красотой, которая с течением времени все расцветала. Их осыпали дарами, и вскоре они собрали такое большое состояние, что построили храм в честь богини, которая была причиной их счастья. Статуя, стоявшая в этом храме, совмещала в себе сочетание скрытых прелестей обеих сестер; сочетание этих двух образцов в одной фигуре и послужило основанием для изображения Венеры Callipyge, т.е. материальной красоты женского тела с совершенными, с точки зрения скульптуры, формами.
Маленькие девочки тайком клали подарки на алтари богини, часто находившиеся в уединенных живописных местах в садах и рощах; часто это были куклы или дешевые украшения, подаренные родителями. Все эти детали обрядности Афродиты показывают нам специфически греческую смесь интимности и публичности человеческого существования, естественно и без труда вселявшуюся уже в детские души. Радость сливалась со страхом точнотак же, как пена сливалась с кровью...
Венера, Сатир и Купидон
Корреджо, ок. 1528 г.
Париж, Лувр

Храмы Венеры воздвигались часто на средства куртизанок, которые считали себя истинными жрицами богини; но главные доходы алтаря поступали в руки жрецов, для которых они (куртизанки) были только помощницами. Вот так культ небесной Венеры был поглощен культом телесного вожделения. А потом уж «любители» превратили и жриц Венеры в проституток.
В коринфском храме роль священнослужительниц исполняли куртизанки, которых содержали правоверные и поклонники божества. Неопровержимое доказательство религиозной проституции. С культом Венеры соединяли культ Адониса, который был обожествлен любовью к нему богини. Празднества в честь богини Венеры обставлялись торжественно: они привлекали большое число чужеземцев, которых грабили с неподражаемым искусством во славу Венеры и в пользу духовенства.
Праздник Венеры

Питер Пауль Рубенс, 1630е гг.
Вена, Музей истории искусств

Был в Греции и культ мужского. Один из этих богов представлял собою мужскую голову, лежавшую на колонне, окруженной мужскими половыми органами: это был Гермес. Другой получил имя Бахуса греческого, который, по словам Аристофана, "излечивает афинян от очень серьезной болезни половых органов".
Египетский Приап также перешел в Грецию. Он якобы лечил обитателей греков от болезней, которые поражали половые органы мужчины и женщины при функциональных излишествах.
Народ стал ему поклоняться. По словам Геродота и Лукиана, женщины городские и жительницы деревень носили с собой его фигуру из воска, Neurospasia, огромный половой орган, который можно было приводить в движение; этим органом бог, согласно мифам, обязан Юноне, покровительнице беременности.
Изображения фаллоса (символа плодородия) известны у всех древних народов. Рассказывают, что кельты танцевали вокруг вертикально стоящих менгиров . Бретонская сказка говорит, что от этих менгиров исходит такая сила, что столетия спустя, когда камень превратился в песок, на его месте, человека охватывает неуемное желание пуститься в оргиастический танец.
Место, где сооружали стеллу-фаллос , называли местом жизни и смерти — mortis et vitae locus: при зачатии возникает новая жизнь, но
одновременно уничтожается её прежняя форма. В одном акте неразрывно соединяются жизнь и смерть. Тайна зачатия и продолжения рода представляла для греков извечную божественную загадку.
Юнг писал, что фаллос почитался как источник жизни и либидо, создатель и чудотворец. Этот орган размножения был символом Приапа, бога виноградников, навигации и зарождения, изображаемого обычно с огромным фаллосом, олицетворявшим мужественность, физическую любовь и плодовитость.
Чтобы подчеркнуть плодовитость и жизнетворящую силу бога, его половой орган изображали в состоянии эрекции (Осирис, Приап). В Индии лингам (мужской половой орган) и йони (женский орган) символизируют активную и пассивную способности к воспроизводству, а половой акт — жизнетворящую силу божества.
В качестве символа созидающей природы мужской член выступал не только в культе Приапа. Он распространен во всех культах, как на
Востоке, так и на Западе: в культах Хроноса, Аполлона, Гермеса, Афродиты, Деметры, Диониса, Вакха… Фаллос, хранитель основополагающих принципов этих религий, торжественно проносили на процессиях при праздновании мистерий.
В этом культе, просуществовавшем вплоть до XIV века, фигурка Приапа выполняла функцию защиты: ее изображали на фасадах домов или
носили в качестве амулета от сглаза и других пагубных воздействий (этот fascinum римским детям вешали на шею, а женщины носили его в качестве украшения). О Символика фаллоса, мужского начала, прослеживается во всех предметах, находящихся под прямым углом к горизонтальной поверхности: в посохе Моисея, жезле Меркурия, королевском скипетре, копье Парсифаля, шпаге, шутовском жезле, кресте, колонне, вбитой свае, ключе, вертикально стоящих камнях…
Форму фаллоса имеют и шпаги с заостренным концом. Фаллос — символизирует ось Света, светило, луч светила; плодородные силы Природы, продолжение Жизни, творческую энергию; неуничтожимость расы; фаллический культ, мужественность, сексуальное
влечение, устремление; оплодотворение, урожай, потомство; поднятие, проникновение; комедию; собственное «Я»; публичный дом…
Фаллос — атрибут самых различных божеств Солнца, плодородия, урожая, мудрости и справедливости, как например, Озириса, Деметры,
Гермеса, Диониса, Приапа, Фасцинуса (римского фаллического демона, культу которого покровительствовали весталки; талисманы с его
изображением вешали грудным детям на шеи).
Цитируем Геродота: "Греки воздвигают фаллосы в честь Диониса и устанавливают на них
маленькие деревянные мужские фигурки с большим не по размеру половым
органом".

Вакханалия перед статуей Пана Никола Пуссен, 1631-33 гг.
Египтяне, как и греки, отмечают праздник Бахуса. Вместо фаллосов у них фигурируют статуэтки высотой 50 сантиметров, которые приводятся в движение с помощью привязанных к ним веревок. Музыкант открывает церемонию, играя на флейте, а женщины несут
статуэтки, распевая посвященные Бахусу гимны и манипулируя их половыми членами, чья длина почти достигает длины их тела.

Вакханалия - Тициан, 1523-25 гг.

Вакх - Питер Пауль Рубенс, ок. 1638-40 гг.
Фаллус в Греции происходил от Фаллу ассирийского, как равно Приап ведет свое происхождение из Египта. Болезни заставили греков действовать через посредство жрецов. Так и возникла священная проституция и храмовый бизнес, если говорить языком наших современников. Сначала дефлорация девушек производилась Фаллусом статуи или жреца, причем на это смотрели, как на жертву, которую они приносили мужскому богу. Потом придумали торговлю телом девушки в пользу храмов; подчас деньги делились пополам между храмами и семьями проституток.

Спящий сатир. Римская мраморная копия с греческого оригинала.
220-210 до н. э. Мюнхен, Музей античного прикладного искусства.

Пьющий Вакх - Гвидо Рени, ок. 1623 г. Относительно введения культа Фаллуса в Греции существует масса легенд. Но все они не представляют большого интереса и относятся к области содомии, с которой познакомили население первые жрецы, поселившиеся в стране.

Триумфальная процессия Вакха - Мартен ван Хеемскерк, 1537-38 гг. Дюлор, передавая их со всеми их грязными подробностями, совершенно справедливо замечает:
"Такими бесстыдными рассказами, характеризующими безнравственность эпохи, в которую они были созданы, жрецы вводили народ в заблуждение относительно истинной причины введения культа Фаллуса; очевидно, они находили такую ложь более выгодной для религии, чем те простые истины, которые известны были лишь немногим избранным из высших слоев общества". У них, естественно, возникает мысль о том, не может ли священная проституция мужчин и женщин послужить их интересам и обогатить праздных священнослужителей. И вот в Греции происходит то же, что имело место в Египте, в Индии и западной Азии: половые органы женщины приобретают характер ценностей, которыми спекулируют безнравственные охранители храмов, увеличивая доходность алтарей; те, которые будут писать историю религии, не должны забывать об этом».

ВАКХАНКИ и ВАКХАНАЛИИ

Вакх и Эригона. Francois Boucher (1703-1770)

Мидас и Вакх. Меркурий и Аргус. Никола Пуссен.

Бедная, несчастная богиня Венера! Опошлили, запачкали. И кто же? Служители храма Венеры.

Francois Boucher French-The Toilet of Venus

Рождение Афродиты

А нам в лицо ревет косматый зверь,

В песок вгрызаясь белыми зубами,

Алмазами сверкая под ногами

И открывая в неизвестность дверь,

Как будто говоря: а ну проверь,

Когда вас обниму, что станет с вами!

И устремляясь к пене облаков,

Он до небес пытается взметнуться,

Но успевает только лишь коснуться

Обрывистых высоких берегов.

И в ярости от каменных оков,

Он отступает, чтоб опять вернуться.

И солью синь горчинкой на губах,

Зеленовато-желтая поближе.

Язык шершавый нежно губы лижет,

Ну а в глазах живут восторг и страх.

И искры брызг сверкают на щеках,

Сливаяся в потоки чуть пониже.

Рисунком пены на сухом песке,

Как будто процарапанном когтями,

Нас увлекает и ползет за нами,

Но вновь взревает в бешеной тоске,

И бьется тонкой жилкой на виске,

И треплет лапой ленту на панаме.

Впечатан чистый профиль в синеву,

Змеится в такт прибоя черный локон,

Свиваяся узорами барокко,

Ломая на лице бровей дугу.

Вот покидает божество тюрьму -

И падает одежды пестрый кокон...

(Топунов Юрий)

Venus e Cupido de Alessandro Allori

Богиня любви и красоты Афродита, возникла
обнаженной из морской пены и на раковине добралась до берега. Первой
сушей на ее пути оказался остров Кифера, но, обнаружив, что он очень
мал, она перебралась на Пелопоннес, а затем окончательно обосновалась в
Пафосе на Кипре, который до сих пор остается ее главным святилищем. Там,
где ступала Афродита, вырастали травы и цветы. В Пафосе Времена Года,
дочери Фемиды, поспешили одеть и украсить ее. Афродита является одной из
первых богинь, даже первичных сил вселенной. Она олицетворяет
"космические функции мощной, пронизывающей весь мир любви.

Alexandre Cabanel

Francois Boucher French,Triumph of Venus

Herbert James Draper,Pearl of Aphrodite

История, рассказанная Гомером, говорит,
что Афродита - дочь Зевса и Дионы. Благодаря такому происхождению она
обладала большой силой и могуществом. Правда, в древнегреческой
литературе известна и другая история. Более романтичная... О рождении
Афродиты из морской пены, которая образуется, когда кровь поверженного
Кроном Урана попадает в море. Именно с этим связано происхождение ее
имени: «Афродита» - «пеннорожденная».

Francois Boucher French,Toilet of Venus

GIRODET DE ROUCY-TRIOSON, Anne-Louis

Ее называли Киприда, так как появилась она
из моря вблизи острова Кипр, на этом острове в городе Пафос сооружен
храм в ее честь, который имеет общегреческое значение (отсюда Пафосская
богиня). Другим центром поклонения был остров Кифера (поэтому ее иногда
называют Киферея). Афродита — символ вечной весны и жизни. Она всегда
окружена розами, фиалками, нарциссами, лилиями, в сопровождении харит,
гор (ор) и нимф.

Силе любви, которую воплощала в себе
Афродита, подчинялись не только люди, но и боги. В «Гомеровских гимнах»
написано, что все существа на земле, не только все люди, но и боги
подвержены власти Афродиты, за исключением разве что любящей сражения
Афины, богини охоты Артемиды и скромной девственницы Гестии.

Francois Boucher French,Birth of Venus

William Bouguereau Birth of Venus

Zatzka_Hans_Venus_And_Her_Attendants_lar ge

Афродиту отождествляли с Астартой (Иштар),
Исидой, поэтому так же, как и они, Афродита появляется в сопровождении
львов, волков, медведей, усмиренных ею. Иногда ее сравнивали с Кибелой.
Но Афродита, живущая на Олимпе, более мягкая, кокетливая и игривая, чем
Кибела. Горы (оры) украшают ее драгоценностями, она носит чудесный пояс,
в котором скрыта тайна ее обаяния, а оно велико до такой степени, что
все боги хотят на ней жениться.

Konstantin Makovsky

Но законным ее супругом становится Гефест,
самый искусный мастер и самый некрасивый из богов. Хромоногий Гефест
вечно трудится в своей кузнице, а Афродита развлекается с гостями,
иногда изменяет мужу (в незаконном браке с Аресом, от которого родит
Эрота, Гармонию и других детей). Афродита покровительствует многим
смерным во всех делах, касающихся любви: Елене, Парису, Диомеду, в
Троянской войне держит сторону троянцев. Но она карает того, кто
отвергает любовь (принесла смерть, Нарциссу и др.), В V в. до я. э.
греки начинают различать Афродиту Уранию («небесную») как
"одухотворенную любовь" и Афродиту Пандемос («всенародную»), простую и
доступную всем.

«Ей даны в удел девичий шепот любовный, улыбки, и смех, и обманы»

Aphrodite, by Robert Fowler.

Aphrodite"s bath by ~cafir

В Риме Афродита почиталась под именем, Венеры, как мать легендарного героя Энея.

Бурдыкин Николай

Кипророждённую буду я петь Киферею. Дарами

Нежными смертных она одаряет. Не сходит улыбка

С милого лика её. И прелестен цветок на богине.

Над Саламином прекрасным царящая с Кипром обширным,

Песню, богиня, прими и зажги её страстью горячей!

Ныне ж, тебя поминув, я к песне другой приступаю.

Афродитой

«Пенорожденной», еще «Кифереей» прекрасновенчанной

Боги и люди зовут, потому что к Киферам пристала.

«Кипророжденной» — что в Кипре, омытом волнами, родилась.

В древнеримской мифологии Венера - богиня любви, плодородия и красоты. Считалось, что если человек красив и грациозен, значит, она обратила на него свой взор.

Изначально богиня Венера была покровительницей цветущих садов, весны. Но позже ей стали приписывать роль хранительницы женской красоты, брачных уз и любви.

Жизнь богини

Есть две легенды о рождении Венеры. Согласно одной, она была дочерью верховного бога Юпитера и его жены Дионы. По другой версии, она родилась из морской пены и ее воспитывали нимфы-океаниды, которые и научили ее всему, что стоит знать женщине.

На смотринах, который устроил Юпитер, Венера отвергла всех женихов. Верховный бог разозлился и выдал ее замуж за самого некрасивого из божеств - Вулкана, покровителя кузнецов.

Также богиня Венера являлась матерью Энея, который спасся из Трои и стал родоначальником всех людей в Риме, именно поэтому она считалась прародительницей римского народа. Сам Цезарь любил хвалиться, что его род берет свое начало от богини.

Богиня Венера в мифологии

Считалось, что Венера присутствует при заключении брака и хранит уже заключенные союзы. Но только при условии, что оба супруга вносят свою лепту в отношения. Тогда она дарит им терпение и множество детей.

Но наравне с покровительством брака, богиня Венера являлась хранительницей проституток. По преданию, когда Рим погряз в разврате, жители города возвели храм Венеры, которая восстановила добрые нравы.

Кроме хранительницы брака и красоты, Венера является посредником между людьми и богами и прародительницей римского народа. Считалось, что она позволяла сохранять величие римлянам и помогала им одерживать победы в битвах. Поэтому ее еще называют Венерой Победоносной.

Римская мифология использует параллели с греческой, поэтому нередки случаи, когда под именем Венеры подразумевают греческую богиню Афродиту, и наоборот.

Внешний облик

Богиню изображали удивительно красивой и обаятельной девушкой. Юная, стройная, с длинными золотыми волосами, богиня красоты Венера покорила сердце не одного мужчины. К ее ногам пали Адонис, Марс, Анхис.

Как правило, она представала перед человеком обнаженной, но иногда надевала на бедра тканевое полотно.

Римская богиня Венера - противоречивая богиня, она одновременно воплощает в себе женское целомудрие и физическое влечение. В характере присутствует как спокойствие и рассудительность, так и легкомыслие и игривость.

Свита Богини

В свите у Венеры были три служанки - Грации. Они воплощали красоту, радость, удовольствие, грациозность и изящество. Главными их достоинствами считалось благодетельность и любезность. Символами Граций были яблоко, роза, мирт.

В ее свиту также входил ее сын Купидон. Он воплощал любовь и страсть. По преданию, он родился среди пастбищ и конских табунов, поэтому вначале он являлся сельским богом и обеспечивал плодовитость стада. И только позже стал покровителем человеческой любви.

Венера в живописи и скульптуре

Начиная с эпохи Древнего Рима и заканчивая современностью, этот персонаж мифологии вдохновлял многих деятелей искусства.

До настоящего времени сохранилось множество статуэток, выполненных именитыми и неизвестными мастерами, которые хранятся в самых известных музеях мира.

Безусловно, в пантеоне Рима были красивые богини, но Венера - это совершенство, недосягаемый образ. Ее изображали на мозаике храмов, в качестве декораций статуями богини украшали дома богатых горожан.

Венера Милосская - самая знаменитая скульптура, авторство которой приписывают скульптору Агесандру. На сегодняшний день она хранится в самом знаменитом музее мира - Лувре. Венера Милосская считается эталоном женской красоты: у нее красивые черты лица, горделивая осанка и пропорции тела, восхищающие не одного творческого человека.

Согласно истории, руки статуи были утрачены при конфликте между турками и французами, которые хотели заполучить прекрасное изображение богини. Когда ее доставили в Лувр, местные искусствоведы вынесли приговор - восстановить руки уже невозможно.

Пик популярности Венеры пришелся на эпоху Ренессанса. Множество художников запечатлели ее образ на своих полотнах. Самая известная картина того времени вышла из-под кисти Сандро Боттичелли. Каждую эпоху мастера добавляли разные детали к ее облику.

Каждый мастер хотел раскрыть в полной мере образ богини: красоту, грацию и загадочность. У каждого было свое видение, и нет двух одинаковых статуй и картин, которые изображают Венеру.

В современном искусстве образ богини используется как воплощение идеального женского тела, без мифологического подтекста. В иных случаях художники изображают своих возлюбленных в образе Венеры.

Кроме самой богини, художники рисовали и ее свиту. Чаще всего на холсте Грации были изображены нагими, реже - в полупрозрачных одеждах. Это делалось для того, чтобы показать их неземную красоту и непорочность.

В литературе

В литературных произведениях богиня Венера и Грации являлись покровительницами духовной любви и страсти. Нередко под именем богини подразумевались плоды.

Так же как и в живописи, в литературе Венеру описывали по-разному, сообразно представлению писателя.

Множество поэтов в разные эпохи воспели в своих стихах Венеру: Анджело Полициано, Райнер Мария Рильке, Афанасий Фет, Павел Антокольский, даже Владимир Маяковский.

В философском труде Марсилио Фичино важной фигурой являлась Небесная Венера, которая символизировала гуманизм, милосердие, любовь и красоту, которая вела смертных на небеса.