Каин и Авель – библейские герои. Каин: история персонажа

Авель - второй сын Адама и Евы, брат Каина, который из зависти убил его. Авель был пастух, Каин - земледелец; и таким образом в первом семействе уже явились два главных рода жизни евреев (Быт. 4, 1-8). Авель был первым «мучеником» за веру (Матф. 23,25; Евр. 11, 4) и всей своей историей предъизображает, во-первых, праведников, часто гонимых нечестивыми, и во-вторых Иисуса Христа, невинной жертвы, закланной в искупление грехов. Что касается прообразования Авелем гонимых праведников, то в этом отношении история его говорит сама за себя в виду того, что он потерпел от Каина, своего нечестивого братоубийцы. Уже писатель книги Премудрости (10, 3) называет Каина неправедным, который, "отступив от премудрости, в гневе своем погиб от братоубийственной ярости"; а затем Сам Иисус Христос называет Авеля праведным, и он отнесен к числу пророков и святых, кровь которых падает на иудеев (Матф. 23, 32-35). Ап. Павел, к Евр. 11, 4, говорит, что силой веры, с какою Авель совершал свое жертвоприношение, он получил от Бога свидетельство, что он праведен, потому что Бог принял его приношение. Ап. Иоанн (1 Иoaн. З, 10-12) указывает, в качестве отличительных признаков сынов Божиих и сынов диавола, праведность и братскую любовь, и указывает на Каина, "который был от лукавого, и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны". Таким образом, Авель изображается в Святом Писании как первое олицетворение добра, в противоположность Каину, который, как представитель зла, ненавидит его, и делает его жертвой своей жестокой зависти. Эта мысль проходит и у древних отцов церкви. Так, эти два брата, по объяснению св. Амвросия, изображают собой два противоположных класса людей: из них один класс все относит к себе, а другой класс все относит к Богу, и подчиняется Его управлению. Оба эти класса одного и того же рода, но противоположные духа. Авель есть образ добрых, Каин - образ злых. Затем оба эти брата изображают собою два народа, - иудеев и язычников. Каин изображает народ иудейский, народ братоубийственный; Авель - язычников, сделавшихся христианами, которые преданы Богу, занимаются небесными делами и удаляются земных. Те же самые истины излагает и бл. Августин. Время, в течение которого нарождающиеся люди уступают место умирающих, есть история двух градов: Каин, рожденный первым из двух предков человечества, принадлежит к граду человеческому, а Авель, родившийся вторым, принадлежит к граду Божию («О граде Божием 15, 1»). Град Божий, временно существующий здесь на земле, предъизображен в своем действительном составе Каином и Авелем и обнимает в себе две группы людей, - земных и небесных (там же 15, 1). С того времени, как Авель, первый праведник, был убит своим братом, церковь совершает свое странствование среди гонений мира сего, находя себе утешение от Бога (18, 51, 2). Град небесный начался с самого Авеля, как и град темный с Каина. Этот град небесный, следовательно, весьма древний, он уповает на небо, и называется Иерусалимом и Сионом. Говоря об убийстве Авеля Каином, св. Иоанн Златоуст (на кн. Быт. Беседа 19, 6) замечает, что христиане не должны бояться здесь превратностей и зол, но скорее должны остерегаться, чтобы не делать зла другим. Кто в самом деле несчастнее: убийца, или его жертва? Ясно, что убийца. Авеля всегда прославляют, как первого исповедника истины, а его убийца вел жалкую жизнь, был проклят Богом, и его считали человеком омерзительным. А какое различие еще в будущей жизни? Авель будет царствовать во веки с патриархами, пророками, апостолами и всеми святыми, и с самим Иисусом Христом; а Каин вечно будет терпеть муки адские. И те, кто будут подражать ему, подвергнутся таким же мучениям; а добрые, верные подражатели Авеля будут причастниками его блаженства. Затем Авель был и несомненным прообразом Иисуса Христа в трех различных отношениях: а) как пастырь овец, б) как человек, приносивший праведную жертву, и в) как потерпевший насильственную смерть. Как пастух стада, Авель поистине был прообразом Иисуса Христа, истинного и доброго Пастыря, Который добре пасет Свое стадо. Затем, жертва Авеля была первою из жертв, принесенною чистыми руками; в этом отношении он, как и все последующие жертвоприношения, предъизображал жертвоприношение Единороднаго Сына Божия на кресте и в евхаристии. Чтобы изобразить страдания нашего Искупителя, Авель принес в жертву агнца, прообраз того Агнца, о котором провозвещал пророк Исаия и на которого прямо указал Иоанн Предтеча, как на Агнца, вземлющего на Себя грехи мира. Еще яснее Авель предъизображал Иисуса Христа своей насильственной смертью. Будучи убит из ненависти своим братом Каином, он прямо предъизображал Иисуса Христа, павшего жертвой ненависти иудеев. Но смерть Иисуса Христа, походя на смерть Авеля, имела неизмеримо большее значение перед Богом. Кровь Авеля вопияла о мщении к небу (Быт. 4, 10); и таким образом, в силу своей веры, этот праведник еще говорил и после своей смерти (Евр. 11, 4). Но пролитая кровь Иисуса Христа, Ходатая нового завета, вопияла еще громче, чем кровь Авеля (Евр. 12, 24). Та вопияла о мщении, а кровь Спасителя вопияла о милости и прощении. Отцы церкви вообще подробно развивали эту сторону в истории Авеля, как прообраза Иисуса Христа. Некоторые из них прославляют Авеля, как первого из мучеников. «Будем подражать, братия мои возлюбленные, писал св. Киприан, праведному Авелю (Epist. 16, De exhortatione Martyrii), начавшему мученичество, поелику первый был убит за правду». «Авель, говорит он в другом месте, принесший Богу жертву, потом и сам был принесен в жертву Господу, так что, давая первый пример мученичества, он первый славою своей крови возвестил о страданиях Спасителя». Затем он же, еще в другом месте, говорит, что патриархи, пророки и праведники, которые были прообразами Христа, все были также и образцами терпения. Таков Авель, первый мученик и первый гонимый праведник, который не противодействовал своему кровожадному брату, но спокойно предоставил себя убить, как жертву смиренную и кроткую. Объединяя все эти прообразовательные черты в истории Авеля, св. Кирилл александрийский (М. П. Гр. 69, 40-44) вообще признавал в Каине и Авеле тайну Христа, от Которого мы получили спасение. Каин изображает собою Израиля, первородного от Бога; Авель, бывши пастухом, был прообразом Еммануила, главы стада; как праведник, он предизображал невинного Христа, Который, в качестве Первосвященника, принес жертву высшую жертвоприношений ветхозаветных. Израиль из ревности убил Христа, и кровь Иисуса возопила о мщении против богоубийственных иудеев. Та же мысль развивается и у других отцов церкви, как напр., у св. Иоанна Златоуста, Амвросия и др.

Авель правед. вспом. церковью в неделю свв. праотец. В некоторых древних греческих месяцесл., кроме того, память его полагается 1 и 20 марта (см. Сер. М.).

Слово Авель, как составная часть, входит во многие библейские названия (Авель-Мехола - место рождения пр. Елисея - З Ц. 19, 16; Авель-Мицраим, где происходило оплакивание Иакова- Быт. 50, 11; Авель-Ситтим, где израильтяне имели стан перед переходом чрез Иордан - Числ. 25, 1; I. Нав. 2, 1 и проч.).

* Александр Иванович Пономарев,
магистр богословия, профессор
Киевской духовной академии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 1, стр. 128. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1900 г.

КАИН И АВЕЛЬ, в Библии, два брата, сыновья Адама и Евы. Согласно Книге Бытия, Каин был первым в истории убийцей, а Авель – первой жертвой убийства. Еврейское имя Каин обнаруживает сходство с глаголом «кана» (производить на свет), употребленным Евой, сказавшей: «произвела я человека» (Быт 4:1), а также со словами «каин» (кузнец) и «кана» (ревнивый). Имя Авель (по-еврейски Хевель) возможно восходит к еврейскому слову «хевель» (дыхание).

Рассказ о Каине и Авеле приводится в 4 главе Книги Бытия и больше нигде в еврейской Библии не упоминается. Авель был скотоводом, Каин – земледельцем. Каин принес в дар Богу от плодов земли, Авель же принес в жертву первородных животных своего стада. Каин, рассердившись, что Бог отдал предпочтение жертве Авеля, убил своего брата. Когда Бог спросил его: «где Авель, брат твой?» – он ответил: «разве я сторож брату моему?» (Быт 4:9). Бог наказывает Каина проклятием: «ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт 4:12), но при этом метит его «Каиновой печатью», чтобы никто его не убил. Каин уходит в «землю Нод» (страну скитания), к востоку от Эдема .

Через всю Библию проходит мотив предпочтения, отдаваемого Богом младшим братьям, например Иакову , Иосифу или Давиду ; Авель – первый в этом ряду. Некоторые исследователи видят в библейском рассказе отражение конфликта между двумя укладами жизни, скотоводческим и земледельческим. Однако более существенно, что дары, принесенные Каином и Авелем, – это первые жертвоприношения, о которых упоминается в Библии. Поэтому высказывалось предположение, что в этом предании отразилась вера в то, что Богу более угодны приношения животных, а не растений.

Особенно важно, что в этом рассказе получает дальнейшее развитие тема моральной ответственности, впервые прозвучавшая в предшествующем рассказе об Адаме и Еве . Когда Каин начинает завидовать брату, Бог говорит ему: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт 4:7). Это первое появление слова «грех» («хет») в Библии. Грех Каина особенно поражает воображение, потому что это не просто убийство, но братоубийство.

Согласно раввинской традиции, Каин раскаялся в своем грехе и впоследствии был нечаянно убит своим потомком, слепым Ламехом. Если Каин в Новом Завете упоминается как образец злодейства (1 Ин 3:12), то Авель – как первый праведник, претерпевший насильственную смерть (Мф 23:35), и как пример веры (Евр 11:4). В христианской экзегетической традиции Авель – это typos (прообраз) Христа . С другой стороны, существуют свидетельства, что некоторые гностики поклонялись Каину как противнику израильского Бога-Творца, почитание которого они отвергали.

В Библии говорится, что Каин женился, имел потомство и построил первый город (Быт 4:17-24). По-видимому, женой Каина стала одна из его сестер (Быт 5:4). Потомки Каина по мужской линии не пережили потопа, однако «кенеи», племя кузнецов и металлургов, упоминающихся как современники Авраама (Быт 15:19), Моисея (Суд 1:16), Деворы (Суд 4:11) и Саула (1 Цар 15:6), возможно, вели свое происхождение от Каина. В англосаксонском эпосе Беовульф чудовище Грендель – потомок Каина.

Свершилось величайшее злодеяние. Авель и Каин ― история первого убийства. В ту пору недавно созданный мир был ещё юн, но уже отнюдь не невинен. Человеческую природу повредил первородный грех, и рождённый по образу и подобию Творца человек перечеркнул в себе его подобие.

Человеческие пороки ― виновники всех преступлений

Каин и Авель ― история, которая с тех пор повторится бессчётное количество раз, в самых разнообразных вариантах. Длинной чередой потянутся нескончаемые вереницы убийц и их жертв. Если же вдуматься, то жертвами можно назвать и тех, кто пал от преступной руки, и тех, кто пошёл на это злодеяние. Последние, как правило, жертвы своих мрачных душевных страстей. Кипящие в них жадность, злоба, зависть и прочие порождения сатаны ― вот истинные виновники преступлений.

Изгнанные из рая

Но вернёмся к страницам Библии, на которых перед нами предстаёт история о Каине и Авеле. После того как Адам и Ева были изгнаны из рая, они оказались в мире, который был очень похож на тот, где живем мы все. Сходство заключалось в том, что, как и мы, его обитатели сделались смертны, подвержены болезням и старости и впервые узнали, что такое страдания. Кроме того, в этом мире не было ничего дармового, всё нужно было заработать тяжёлым трудом. Вскоре у них родились сыновья ― Каин и Авель.

История, рассказанная в Библии, начинается с того, что каждый из них избрал своё поприще в жизни. Старший ― Каин - стал земледельцем, а его младший брат Авель ― пастухом. У братьев не было сомнений в вопросах веры, так как бытие Божие представлялось для них очевидной реальностью, и когда подошло время жертвоприношения, то каждый из них приступил к нему с искренним желанием угодить Всевышнему. Оба возложили на жертвенник плоды своих трудов: Каин - начатки урожая, а Авель -первородного агнца из своего стада.

Авель и Каин: история отверженной жертвы

Нам не дано постигнуть те мотивы, по которым Господь предпочёл жертву Авеля жертве, принесённой его старшим братом, но произошло именно так. Каин же вместо того, чтобы смиренно склониться перед волей Божьей, исполнился завистью и чувством уязвлённой гордыни. Он даже помрачнел лицом и переменился внешне. В говорится, что Господь пытался его вразумить и отвратить злые помыслы. Он буквально предупреждает его, что человека, не делающего добро, подстерегает грех, но даже в этом случае он должен найти в себе силы удержаться от него.

Авель и Каин ― история ответственности человека за свои поступки. Каждого из нас в какие-то моменты жизни подстерегают искушения, но одно дело - желать чего-то, и совсем другое ― дать волю своим желаниям. Каин позволил зародившемуся в душе его греху полностью овладеть собой. Выбрав момент, когда, по его мнению, не было свидетелей, он убил Авеля.

Любое убийство ― грех, но пролить кровь родного брата - грешно вдвойне. Видимо, чувство злобы настолько помутило рассудок Каина, что ему и в голову не пришло, что нет на свете такого места, где можно скрыться от очей всевидящего Бога. Не было в тот страшный момент рядом людей, но Дух Божий незримо присутствовал.

Последний шанс покаяться

Преступление свершилось, но всемилостивый Господь и тут не лишает несчастного Каина последней надежды на прощение. Своим вопросом: «Где Авель, брат твой?» ― он даёт ему возможность признаться в содеянном и принести покаяние. Но грех уже всецело овладел убийцей. Отвечая, что не знает, где его брат, он лжёт самому Богу, тем самым окончательно порывая с ним. Авель и Каин ― история двух братьев, родных по крови, но столь различных по своему душевному устроению. Единоутробные братья, ставшие символами праведности и греха. Эта сюжетная линия найдёт в мире бесконечное продолжение.

Наказание ― суровое и неизбежное

В наказание Господь проклинает Каина и обрекает его на вечные скитания по земле и на вечную отверженность. Он даже метит убийцу особой метой, которая именуется каиновой печатью, для того чтобы каждый встречный знал, кто перед ним, и не посмел отнять у него его презренную жизнь. Глубокий философский смысл несёт в себе библейская история о Каине и Авеле. Кто кого убил ― вульгарное упрощение проблемы, заложенной в этом отрывке Священного Писания. В данном случае важны побудительные причины, толкнувшие на преступление, сознание ответственности за свои поступки и долг противления греху, а также неизбежность расплаты за содеянное.

Самые известные в христианской религии братья Каин и Авель знакомы каждому человеку. Их история во время прочтения библии заставила меня о многом задуматься. О том, какой урок они преподали человечеству, как повлияло братоубийство на судьбу потомков. В этой статье я расскажу об истории двух братьев и ее различных интерпретациях.

Наверное, нет человека, который не читал этой библейской истории или не слышал о ней. На всякий случай, напомню, что же произошло между двумя легендарными братьями, и расскажу о подробностях.

Каин и Авель - два брата, дети родоначальников всего населения Земли, сыновья Евы и Адама. Они родились уже после того, как вкусил запретный плод, и Бог изгнал пару из райских садов.

Творец указал своим нагрешившим детям заниматься тяжелым физическим трудом, самим добывать пропитание, заботиться о пище. Каин занимался земледелием, а Авель пас скот на лугах.

Сюжет про Каина и Авеля описывает легендарное братоубийство, совершенное на Земле. Планета тогда была еще молодой, хотя и потерпела множество изменений и ощутила всю негативную мощь первого греха Адама и Евы. Старший брат был первым, кто родился на этой планете, а младший стал первым, кто на ней умер.

Эта история излагается в четвертой главе книги Бытия.

Почему произошло убийство?

Братья были обязаны жертвовать плоды своего труда Богу. Младший брат отдавал эти дары искренне, с чистым сердцем. Он не испытывал жадности и был благодарен Творцу, несмотря на свою тяжелую долю. Поэтому Бог принимал его с благодарностью и даровал ему свою благосклонность.

Старший брат же отдавал плоды своих трудов по обязанности. Он не испытывал любви к Создателю, и его дары были отвергнуты. Полный негодования и зависти, в порыве гнева Каин убил своего младшего брата. Этот поступок стал первым страшным преступлением, осквернившим землю.

После совершенного братоубийства Каин попытался замести следы преступления, он не признавался Богу в содеянном. На вопрос о том, куда пропал Авель, он отвечал, что не следит и не сторожит брата, поэтому не имеет ни малейшего понятия о том, куда он исчез.

Бог надеялся получить исповедь и заставить Каина раскаяться, но тот предпочел скрыть свой грех и желал избежать наказания. За этот чудовищный проступок создатель проклял убийцу, сказав, что больше земля не станет давать ему плодов и сил. Каин был изгнан и обречен на вечные скитания в земле Нод.

С этого момента начался период скитаний и страданий старшего брата, которых он не в силах был вынести. Он взывал к Богу с просьбой, чтобы любой человек, которого он встретит на пути, убил его.

В ответ Бог повелел, чтобы никто не мог убить Каина, дабы не получить месть в семь раз больше, чем заслуживает. Поэтому жизнь старшего брата и далее продолжалась в мучениях и страданиях.

Чем закончились скитания Каина? Вот основные моменты истории, изложенные в Библии:

  • Каин родил сына по имени Енох и стал основателем его рода, а также одноименного города.
  • По поводу жены Каина однозначной информации нет. В разных источниках можно увидеть мнения, что супругой была его сестра, нареченная Аван, либо девушка по имени Сава.
  • Род Каина насчитывает семь колен. Он прекратил свое существования после Всемирного Потопа, в котором потомкам братоубийцы не удалось спастись.

Также указывается, что невинная душа Авеля возглавила орду других мучеников, которые всю жизнь преследовали членов рода старшего брата. Его душа не могла успокоиться, пока род полностью не окажется стерт с лица земли.

Значение имен братьев

Имя Каина символизирует зависть во всех ее проявлениях. В настоящее время оно стало нарицательным, олицетворяющим человека, полного зла, подлости, способного совершить преступление против членов своей семьи.

Авель переводится с еврейского, как дыхание, мощная позитивная жизненная энергия. В других источниках дается перевод с аккадского языка - «сын».

Другие интерпретации

История двух братьев стала известна современному обществу благодаря изучению древнейших рукописей. Самая известная из них вышла предположительно в 250-м году до нашей эры и носит название «Свитки мертвого моря».

В этой и других исторических рукописях Авеля преподносят как первого человека, ставшего жертвой жестокого убийства, мученика, искупившего грех родителей перед Богом. Образ Каина преподносится в виде чудовищного убийцы, олицетворения зла, его первого проявления в человеческом мире.

Есть и другое мнение исследователей: некоторые из них считают, что легенда о двух браться пошла от шумеров, которые писали про конфликт между земледельцами и пастухами. В каббале указано, что старший брат был сыном не Адама, а плодом любви Евы и ангела Самаэля. В других источниках - дьявольским отродьем, которое появилось на свет после прелюбодеяния Евы с самим Сатаной.

Посмотрите видео про библейскую историю двух братьев:

Примечательные факты

Этот библейский сюжет не оставлял в покое исследователей и ученых. Поэтому со временем появилось множество трактовок и интерпретаций первого братоубийства.

Вот самые интересные из них:

  1. В библейских сюжетах история Каина и Авеля не единственная, в которой Бог отдал предпочтение младшему из братьев. Это событие повторялось минимум трижды - с Давидом, Иосифом и Исавом.
  2. Эта история стала архетипичным образцом братоубийства, зависти и предательства. Различные интерпретации можно встретить в художественных произведениях практически в любом виде искусства.
  3. В Средневековье ходила легенда, что Создатель отправил старшего брата в изгнание на Луну, чтобы оттуда он смотрел за земной жизнью, тосковал по ней, но не имел возможности вернуться. Поэтому люди, во время полной луны, могут приглядеться и разглядеть образ старшего брата, угрожающего младшему.

Есть еще одно интересное мнение о том, что грех, совершенный Каином, стал предпосылкой различных войн, причина которых - кровная месть. Автор мнения полагает, что причина раздоров - в неравенстве людей перед Богом и битва за справедливость.

Перелистывая страницы священной Библии, мы узнаем много интересных и загадочных историй. Именно в этой священной книге впервые описывается преступление - братоубийство, которое совершил один из сыновей Адама и Евы. Так за что Каин убил Авеля,и как потом был наказан ? Несмотря на то, что на страницах писания этот конфликт изложен очень подробно, существует несколько причин случившегося.

Адам и Ева, вернувшись из рая на обычную землю, были вынуждены начать трудиться, чтобы им было что поесть и во что одеться. У них родились сыновья - Каин и Авель. Каждый из них избрал свой путь. Каин стал заниматься возделыванием земли и выращиванием растений, а Авелю пришлось по душе занятие скотоводством, он стал простым пастухом.

Оба эти человека были набожными, и хотели угодить Богу. Чтобы задобрить Всевышнего и сыскать его благоволение, они приносили ему жертвы. Во время одного из таких жертвоприношений Каин развел небольшой костер и положил в него вязанку колосьев. Авель же развел другой костер, заколол самого упитанного ягненка и так же положил его на огонь.

Но Бог принял только жертву младшего брата Авеля, так как он был благочестивым и добрым человеком. Он искренне верил в Господа и молился с чистой душой. Старший же брат Каин был не замечен Богом, потому что Всевышний увидел лживость его молитвы и преподношения. Каин приносил жертву лишь потому, что так надо, а не от сердца.

Увидев, что Авель более удачлив, горделивый Каин возмутился таким положением дел. Его переполняли злоба и зависть. Он стал ненавидеть своего родного брата. Господь пытался внушить ему другие мысли и смягчить сердце, но он остался непреклонен. Господь в прямом смысле говорил ему, что человек, затеявший дурное, совершает грех.

Но Каин уже был на пути к братоубийству. Он позвал Авеля в поле и хладнокровно лишил его жизни. Никакие слезы и мольбы жертвы, никакие мысли о том, что он принесет горе своим же родителям, не остановили убийцу.

Каин считал, что ни одна живая душа не заметила его гнусного дела, но это было не так. Всевышний видит всё. Обратившись к нему, Господь спросил: «Где брат твой?» На что преступник ответил: «Откуда я знаю, я не сторож брату своему!»

Тогда Бог решил наказать Каина следующим образом:

  • наложить на него проклятие;
  • отправить жить в чужую сторону;
  • ни в одном месте убийца не найдет покоя и умиротворения;
  • каждый час совесть будет мучить его за невинно пролитую кровь;
  • наложил на него специальную метку, чтобы встречные люди знали, кто перед ними, и случайно не убили его.

В этой истории виден глубокий философский смысл. Мы видим причины, которые побудили Каина совершит великий грех, осознаем ответственность за совершенные поступки и понимаем, что за каждое преступление обязательно последует идентичное наказание.

Другие теории убийства

  1. По одной из версий, яблоком раздора стала женщина. Несмотря на то, что Библия говорит только о 4 людях, живших на тот момент, считается, что у братьев были еще сёстры. Одна из них - Аван - нравилась обоим братьям, и они никак не могли поделить ее. Эта теория появилась вследствие того, что именно Каин женился впоследствии на этой женщине, основал новый город и родил сына.
  2. Другая теория считает это убийство непреднамеренным. В исламе говорят о том, что однажды в ярости Каин схватил Авеля за грудки и спросил Господа: «Что мне сделать с ним?» В это время рядом находился дьявол, который прошептал ему: «Убей!» Сам того не желая, брат убил Авеля.
  3. Философ Йосеф Альбо выдвигает свою версию случившегося. Он говорит, что Каин не мог простить Авелю того, что он убивает невинных животных. Из-за этого у них разгорелся скандал, итогом которого стала смерть.
  4. Талмудические книги говорят о том, что между братьями произошла битва, где победителем оказался Авель. Желая отомстить за свое поражение, Каин пошел на убийство.

Но всё же основной версией в духовной литературе считается именно первая. Каин был наделен такими пороками, как злоба, равнодушие, ненависть, гнев и жестокость, поэтому он и совершил убийство кровного брата.

Каин был наказан по своим заслугам. Всю жизнь он жил вдалеке от своих родных, но и там не находил себе покоя. Как только он закрывал глаза, пред ним возникал образ его брата Авеля в луже крови. Совесть мучила его постоянно, он пугался любого шороха. Как только с дерева слетал листочек, Каин в панике бросался бежать.

Тем не менее он продолжил свое любимое дело - обрабатывать землю. Это стало отправной точкой нового поколения земледельцев.

Ева всю оставшуюся жизнь горевала и плакала по убиенному сыну. Вначале никто не осмеливался сказать ей всю правду о сыновьях, но дьявол принес ей эту страшную весть и поведал всё в подробностях. Именно отсюда идет самое тяжелое горе в мире - смерть родного человека. Но всё же сжалился над несчастной матерью и послал ей нового сыночка, которого назвали Сиф, что значит «основание». Это символизирует начало нового мира, в котором не должно быть злости, равнодушия и убийств.

Жизнь человеческая дарована Богом, и никто не вправе отнимать ее у человека.

Независимо от того, за что Каин убил Авеля, имя Каина стало нарицательным. Именно оно обозначает человека - убийцу, подлеца и грешника. Чтобы распознать его, достаточно посмотреть на лицо, поникшее и искаженное злостью. Великим было его преступление и достойным явилось наказание.