Тема: Музыка и литература 5 класс, урок № 10
Тема урока: Писатели и поэты о музыке и музыкантах
Название урока: Гармонии задумчивый поэт.
Цель урока: воспитание восприятия и осознания учащимися музыкального образа как специфического отражения действительности средствами музыки Ф. Шопена.
Задачи урока
− расширить представления о романтизме как музыкальном направлении;
− углубление знаний о жизни и творчестве польского композитора Фридерика Шопена;
− определение образного содержания произведений композитора;
− подвести учащихся к осознанию соответствия интонаций мазурок событиям жизни Шопена;
− выработка самостоятельного творческого мышления учащихся;
− развитие эмоционально-осознанного восприятия, умения определять музыкальный образ произведения;
− развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать.
− развитие представлений о танцевальном жанре;
− воспитаниепатриотизма, любви к родине;
− способствовать
▪ воспитанию эстетическихчувств;
▪ развитию интеллектуальных способностей, расширению кругозора;
▪ самостоятельности мышления, развитию творческого потенциала,
▪ повышению уровня музыкальной культуры учащихся;
▪ нравственному воспитанию учащихся;
▪ обогащению духовного мира детей.
Методы:
− проблемного обучения;
− эмоциональной драматургии;
− сопоставления и анализа музыкальных форм.
Приемы: беседа, слушание музыки, вокально-хоровая работа, использование наглядного материала.
«Музыка не только доставляет нам удовольствие
Она многому учит.
Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее»
ДмитрийКабалевский
Ход урока
1.Орг.момент.
2.Актуализация опорных знаний: / Прелюдия №7 Ф.Шопена /
Какой настроение выражено в этом произведении?
Аможно ли разделить горе?
− Сегодня мне бы хотелось послушать музыку композитора, который делился и делится с нами и радостью, и горем, тончайшими нитями души.
− Это дивная, чудная музыка, написанная великим композитором, и музыкантом.
− Он воспевал душу своего народа, создавал прекрасные мелодии и танцы.
− Он классик польской музыки. Его имя стоит в ряду с именами гениальных композиторов, как Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский.
− В одном из варшавских костелов есть каменная колонна – в ней навеки поместилось его сердце. Он жил вдалеке от любимой Польши, но сердцем всегда принадлежал ей, своей родине. Его называют «поэтом фортепиано…». В мелодиях его многочисленных вальсов, мазурок, прелюдий слышатся отголоски польских народных танцев и напевов.
− Это Фридерик Шопен.
/ фрагмент полонеза ля-минор/
История танца: танец рыцарей, танец-шествие. Образ рыцарей победителей.
– Что такое достояние?Можно ли назвать музыку достоянием?
– Музыка Шопена – достояние Польши.
/Фильм оФридерике Шопене/
/Звучат прелюдии Шопена № 7 /
Анализ произведении:, контраст, свет, легкая добрая улыбка и трагический образ, горе, разные образы. Образ родины − светлый, близкий, радостный. Образ родины – далекой, скорбной, страдающей.
История создания Революционного этюда
Шопен не был профессиональным революционером, но в нем с детства жили свободолюбивые идеи. Он дружил с польскими революционерами и был их певцом. Как у нас Пушкин был певцом декабристов. Его независимые мысли и вольнолюбивая музыка пугали аристократов, и они говорили, что он пишет легкомысленные, бездарные пьески. В восемьсот двадцать девятом году двадцатилетним юношей он покидает Польшу, как потом оказывается - навсегда. Он живет в странах Европы, переезжает из города в город, выступает с концертами, сочиняет музыку. И не прекращает переписки с друзьями, с нетерпением и радостью получает с родины сообщения об их борьбе.
Летом тридцать первого года в Польше поднимается революция. Шопен узнает об этом по пути из Вены в Лондон. Он останавливается в маленьком немецком городке Штутгарте и поселяется в небольшой гостинице. Горячий и страстный, он не может скрыть своего волнения. Он рассказывает всем о своих друзьях, уверяет, что скоро на его родине утвердится свобода, - и с нетерпением ожидает дальнейших известий.
Однажды он возвращается с прогулки. Хозяин гостиницы передает ему письмо. Конверт с таким знакомым штемпелем, послание с Родины! Он вбегает по скрипучей лестнице наверх, влетает в свой номер, кидает трость, сбрасывает шляпу и пальто, распахи вает створки окна, разрывает конверт...
Маленькая записка, несколько торопливо нацарапанных строчек. Фредерик читает и не верит своим глазам. Он снова перечитывает. В записке сообщается, что революция разгромлена и потоплена в крови, что почти все друзья расстреляны или брошены в тюрьмы... Неужели всё кончено? Неужели он остался совсем один?
Мертвым взглядом смотрит он в угол. Механически надевает пальто и шляпу, выходит из гостиницы. Он бродит по узким улочкам, никого и ничего не замечая. Разыгрывается непогода, ветер срывает с него шляпу, хлещет дождь, а он всё идет и идет. Буря страстей бушует в его груди, она вот-вот разорвет его, он не может подавить тревоги и волнения, ускоряет шаги и бежит, бежит, врывается в гостиницу, падает в кресло у рояля и в страстных звуках изливает отчаяние и гнев...
Так был создан Революционный этюд .
/Революционный этюд.Ф.Шопена/
− «Снимите шляпы, господа, перед вами гений!» эти слова принадлежат современнику Шопена немецкому композитору Роберту Шуману.
Когда Шопен отчизну покидал,
Друзья ему любовно поднесли
В старинном кубке горсть родной земли,
Чтоб милый дар его сопровождал.
В неизъяснимой грусти дни текли.
Средь разных стран холодных, чуждых зал
Он свято кубок свой оберегал,
В нем видя край, оставленный вдали.
Гармонии задумчивый поэт,
Он пел печали благородный свет,
Высокую любовь в людских сердцах.
Когда он умер на земле чужой,
Той милой горсткою земли родной
Под хмурым небом был увенчан прах.
А. Грашин
Творчество Ф. Шопена – это огромный мир необыкновенной красоты. Но не только этим он дорог полякам и любителям музыки всего мира. В его музыке− глубина, тонкое проникновение в потаенные уголки человеческой души, красота и сила человеческого духа, достоинство и благородство и бесконечная любовь к своей родине.
Когда фашисты заняли Польшу в 1939 году, первым приказом коменданта Варшавы, был приказ о разрушении памятника Шопену. Как думаете, почему?
Шопен с 20-ти лет жил вдалеке от родины и умер во Франции. Независимо от того, где человек жил и живет, его определяют поступки. До конца дней страстно любил свою родину, воспевал ее в своих произведениях, был патриотом. И его музыка пробуждала в людях патриотические чувства. Уничтожая памятник любимому композитору, национальному достоянию и гордости Польши, Фашисты наносили удар человеческому достоинству, самому дорогому, что было у людей, надеясь сломить их волю, поработить.
Памятник действительно был разрушен, его отправили на переплавку, но каким-то чудом, вагон с обломками памятника оказался в тупике, не сработал механизм четко отлаженной фашистской системы.
А вот вторую святыню − сердце Шопена, которое находится в одной из колонн собора святого Креста, польские партизаны смогли сберечь.
А какими еще, кроме скульптурных произведений, могут быть памятники достойным людям?
Памятники – это то, что хранит для потомков память о человеке, его делах. Это могут быть и произведения изобразительного искусства, и литературные сочинения, и музыка. Один из музыкальных памятников сегодня прозвучит на уроке.
/ песня «Письмо Шопену» в исполнении Анны Герман/
4. Вокально-хоровая работа.
5. Итоги, обобщение.
урок музыки в 5 классе
2 четверть 2 урок
Пархалёва Т.А.
Коль музыка поэзии близка
И как с сестрою с ней соединима,
Любовь меж ними будет велика. Шекспир
Борис Пастернак
… Рука художника еще всесильней:
Со всех вещей смывает грязь и пыль.
Преображенней из его красильни
Выходят жизнь, действительность и быль…
Опять Шопен не ищет выгод,
Но, окрыляясь на лету,
Один прокладывает выход
Из вероятья в правоту…
Фредери́к Франсуа́ Шопе́н
Дата рождения
Место рождения
Желязова-Воля ,
Варшавское герцогство
Место смерти Париж , Франция
Профессии
композитор , пианист , педагог
Инструменты фортепиано
Генрих Нейгауз
«… Каждая нота композитора, каждая его фраза дышит поэзией, каждое произведение передает с предельной ясностью и силой целостный поэтический образ - видение поэта”.
короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы.
инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.
-
торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся как правило в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника.
бальный танец. Основан на легком вращательном движении, когда танцующие совершают оборот вокруг себя и вместе с тем продвигаются вперед. Темп вальса может быть умеренным и более быстрым, вихревым.
Мазу́рка-
польский народный танец. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.
Для Шопена мазурка была подобна странице из личного дневника, в мазурке он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою Родину.
Ноктю́рн (от фр. nocturne - «ночной») -
название пьес лирического, мечтательного характера. В основе ноктюрна лежит обычно певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано, но встречаются также подобные сочинения для других инструментов, а также для ансамблей и для оркестров.
- http://onefaithmanyfaces.org/wp-content/uploads/2014/03/jesus-i-love-thee.jpg
- http://www.stihi.ru/pics/2012/02/11/472.jpg
- http://pp.vk.me/c617424/v617424040/1d812/gXhFlt5tTPk.jpg
- http://interestingthings.net/data/561b710b830ec.jpg
- http://gaymenflicks.com/photo/55fc09c9a9634.jpg
- http://muziclab.ru/uploads/images/igor_latishko_lubimaja_zhenshina.jpg
- http://www.youtube.com/watch?v=c2Ed8ZLYPQA
- http://www.youtube.com/watch?v=msNyuacM3LA
- http://www.youtube.com/watch?v=VYCRfy6esHw
- http://www.youtube.com/watch?v=1MVcK5cFBkE
- http://images.forwallpaper.com/files/thumbs/preview/75/758513__sonata_p.jpg
- http://www.youtube.com/watch?v=CPBxYLaJOrs
- http://www.youtube.com/watch?v=pDgUbVswOic
- http://www.youtube.com/watch?time_continue=60&v=b1YFubxfXb0
Гармонии задумчивый поэт.
(Урок музыки в 5 классе. Учитель Черненко Т.Г.)
Цель: формирование всесторонне развитой, гармоничной, творческой личности учащегося.
Задачи:
- Расширение представлений о творчестве западноевропейского композитора Ф. Шопена.
- Знакомство с различными жанрами фортепианной музыки.
- Знакомство учащихся с поэтическими и музыкальными шедеврами.
- Развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся.
- Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов.
- Познание значимости музыки в жизни человека.
- Формирование личностного отношения к музыке.
- Воспитание музыкальной отзывчивости на музыку.
- Формирование положительных сторон характера: гражданственности, патриотизма; чувства сопереживания, сочувствия.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, акустическая система, мультимедийная презентация по теме урока.
- Слайд 1 . Повторение материала прошлого урока, введение в новую тему –
… Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?
? Какое отношение имеет этот текст к занятиям на уроках музыки?
Какое отношение стихи Бориса Пастернака имеют к нашему уроку?
Как называется жанр муз. произведения, в котором Г. Свиридов использовал эти стихи? (определение кантаты)
Что такое искусство?
В масштабах всего общества искусство - особый способ познания и отражения действительности, одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.
Слайд 2 . Мы уже не раз говорили, что все виды искусства очень тесно связаны между собой. Не раз замечали, что невозможно вести разговор об одном из видов искусства, не прибегая к помощи других. Назовите основные виды искусства.
? О связи каких видов иск-ва мы говорим на уроках в 1 полугодии?
Слайд 3 . Коль музыка поэзии близка
И как с сестрою с ней соединима,
Любовь меж ними будет велика.
Шекспир
Разговор на сегодняшнем уроке пойдет о связи музыки и поэзии.
Слайд 4. Вашему вниманию я хочу предложить два фрагмента прекрасных стихотворений.
Опять Шопен не ищет выгод,
Но, окрыляясь на лету,
Один прокладывает выход
Из вероятья в правоту…
И второй …
…Рука художника еще всесильней:
Со всех вещей смывает грязь и пыль.
Преображенней из его красильни
Выходят жизнь, действительность и быль…
Фрагменты этих стихов принадлежат уже знакомому нам поэту Борису Пастернаку. Но в этот раз они посвящены композитору Фредерику Шопену, к творчеству которого Пастернак испытывал большую любовь. Свои теплые чувства к музыке Шопена он выразил во многих своих произведениях.
Слайд 5. И в этом он не был одинок. Генрих Нейгауз, музыкальный деятель, прекрасный исполнитель тоже по-особому относился к творчеству Шопена. Он называет Шопена поэтом. А почему? Послушайте, как он о нем отозвался.
«… Каждая нота композитора, каждая его фраза дышит поэзией, каждое произведение передает с предельной ясностью и силой целостный поэтический образ - видение поэта”.
Слайд 6. Поэтому неспроста тема нашего сегодняшнего урока звучит «гармонии задумчивый поэт».
Слайд 7. Давайте прервемся на некоторое время, откроем тетрадочки, запишем число.
И сначала каждый запишет в своей тетради то, что он знает о Шопене.
Потом, что предполагает….
А дома каждый из вас дополнит эти записи тем, что вы о нем узнаете на нашем уроке или из каких-либо дополнительных источников информации. На следующем уроке мы с вами поделимся своими знаниями друг с другом.
(Зачитали).
Слайд 8 . Продолжаем разговор о прекрасном композиторе и пианисте – виртуозе Ф. Шопене.
Слайд 9 . Родился в Желязовой Воле (сейчас это современный городок, который гордится тем, что именно в нем было суждено появиться на свет этому замечатльному человеку), под Варшавой (Польша) в семье учителя.
Слайд 10 . Мать, Юстина Кржижановская, была полька, отец, Николя Шопен, - француз. Маленький Фредерик рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, а мама хорошо пела и играла на фортепиано. Еще не умея говорить, ребенок начинал громко плакать, как только слышал игру отца или пение матери. Родители полагали, что Фредерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но скоро они убедились, что это было совсем не так. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры.
Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось 7 лет. Концерт имел успех, и скоро его знала вся Варшава.
Слайд 11 . А одиннадцатилетним подростком он уже пробует сочинять музыку. Одновременно с занятиями музыкой мальчик получил хорошее образование: уже в детстве свободно владел французским и немецким языками, много читал, интересовался историей Польши. Все дети в семье Шопенов были литературно одаренными. Писательский дар проявляется и у Фридерика.
Окончив в 1826 году лицей, юноша поступает в консерваторию. Его учитель по композиции Юзеф Эльснер пишет: «Необычайное дарование, музыкальный гений». В этот период Шопен часто выступает как пианист, а каждые каникулы проводит в путешествиях.
Слайд 12 . В 1829 году молодой музыкант ненадолго ездил в Вену, где с успехом прошли его концерты. Шопен, его родные и друзья поняли, что ему следует отправиться в длительное концертное турне. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Его мучили плохие предчувствия. Но, окончив в 1830 году консерваторию, Шопен отправляется в далекое путешествие. Предчувствия не обманули композитора. Он расстался с родиной навсегда. С 1831 года Шопен живет в Париже.
ГОРСТЬ ЗЕМЛИ
Ашот Граши Перевод с армянского В. Звягинцевой
Когда Шопен отчизну покидал,
Друзья ему любовно поднесли
В старинном кубке горсть родной земли,
Чтоб милый дар его сопровождал.
В неизъяснимой грусти дни текли.
Средь разных стран, холодных, чуждых зал
Он свято кубок свой оберегал,
В нем видя край, оставленный вдали.
Гармонии задумчивый поэт,
Он пел печали благородный свет,
Высокую любовь в людских сердцах.
Когда он умер, на земле чужой,
Той милой горсткою земли родной
Под хмурым небом был увенчан прах.
Слайд 13 . В 1 849 году в Париже Шопен умирает. Тело его похоронено на кладбище Пер-Лашез, а сердце великого композитора (по его завещанию) замуровано в одной из стен костёла св. Креста в Варшаве.
СЕРДЦЕ ШОПЕНА Виктор Боков
Сердце Шопена в костеле святого Креста.
Тесно ему в замурованной каменной урне.
Встал бы владелец его, и немедля с листа
В мир полетели бы вальсы, этюды, ноктюрны.
Слайд 14 . Шопен нет, но жива его музыка, жива память о нем в миллионах людских сердец. Приехав в Варшаву, Желязову Волю, мы можем посетить дома – музеи Шопена, прийти к его памятнику. Здесь у нас в России мы можем посмотреть фильмы о Шопене, прочитать различные печатные издания.
Слайд 15 . Но, самое главное, его музыка нам может рассказать столько, что ни одним средствам массовой информации это сделать не под силу. По сей день музыка Шопена пользуется популярностью. Вот и настал тот момент, когда мы можем к ней обратиться.
Основную часть творчества композитора составляют фортепианные композиции: три сонаты, полонезы, прелюдии, мазурки, этюды, баллады, рондо, скерцо и ряд небольших произведений.
Шопен прекрасно знал свои возможности и поэтому совершенно сознательно ограничивался фортепианной музыкой, мастерски используя колористические возможности инструмента. Шопен широко использовал все своеобразие и самобытность польской народной музыки, превращая ее в концертные пьесы.
Слайд 16 .
Прелюдия – короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению, но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения.
Будучи прекрасным пианистом, Шопен явился новатором в создании лирических фортепианных миниатюр - в искусстве немногословного и точного высказывания, выражающего эмоции и чувства, не всегда поддающиеся слову. Именно Шопен утвердил прелюд ию как самостоятельный вид творчества.
Слушание: Ф. Шопен. Прелюдия № 7
Слайд 17 .
Этю́д - инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.
Открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной. Содержательность и поэтичность музыкальных образов в этюдах Шопена вывела этот вид музыки на уровень большого искусства.
Все миниатюры Шопена, в том числе и этот этюд, звучат как непосредственный отклик на события, происходившие в стране. Возмущение, гнев, отчаяние, связанные с событиями в Польше 1830 г., вызвали к жизни образ этого сочинения: волевая, взволнованная, драматическая тема - аккорды с их пунктирным ритмом в правой руке и яростно бушующие, вздымающиеся и стремительно падающие пассажи в левой.
Узнав о вспыхнувшем в это время в Польше о восстании, Шопен решает вернуться на родину и принять непосредственное участие в событиях. Но друзья отговаривают его. Восстание было жестоко подавлено, его руководители брошены в тюрьмы. Возвращение на родину стало невозможным для Шопена, сочувствующего повстанцам.
« Дом Шопена» Юрий Пашков
Дом, как старинный клавесин,
В низины музыку роняет.
Ветла в податливую синь
Бьет, словно в клавиши рояля.
И сердце яростно в ответ
Взбухает нотой теплокровной -
И ты звучишь на целый свет
Самозабвенно, благородно,
Как революции этюд
Незавершенностью огромен...
А звуки-ходоки идут,
Угаснуть не желая в доме.
Слайд18 . Видео – фрагмент фильма «Жажда любви» - «Революционный этюд» в исполнении Листа.
Слайд19 . Полоне́з - торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся как правило в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам.
Слушание: Ф. Шопен. Полонез № 3
Слайд 20 . Вальс - бальный танец. Основан на легком вращательном движении, когда танцующие совершают оборот вокруг себя и вместе с тем продвигаются вперед. Темп вальса может быть умеренным и более быстрым, вихревым.
Вальсы (всего 14) Шопен писал на протяжении почти всей жизни, начиная с 16 лет. В творчестве Шопена вальс представляет собой сольную фортепианную пьесу, вдохновенную и глубокую, в которой использован весь арсенал пианистической техники.
Сегодня на уроке мы не просто послушаем один из самых вдохновеннейших вальсов Шопена. Мы посмотрим, как почитатели таланта Шопена в наши дни обращаются к его музыке. Шопен никогда не писал опер, балетов. Но влюбленные в балет легко исправили это, так появился балет, который так и называется «Шопениана».
Слайд 21 . Балет «Шопениана» - «Вальс» до диез минор
(чтение стиха на фоне видео балета)
ВАЛЬС
Лев Озеров
Еще звучит в моих ушах
Седьмого вальса легкий шаг,
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк.
Еще звучит тот вальс во мне,
Как облако в голубизне,
Как родничок в траве,
Как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу
С природою в родстве.
Слайд 22 Мазу́рка- польский народный танец. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.
Для Шопена мазурка была подобна странице из личного дневника, в мазурке он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою Родину.
Из письма Шопена: « Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя!.. Милая Родина, каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца - мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…»
Сам Шопен разделял свои мазурки на 3 основных типа: сельские зарисовки-картинки, городские (блестящие) и лирические мазурки.
Слушание: Ф. Шопен.
Мазурка, соч. 7 № 1
Слайд 23 . Ноктю́рн (от фр. nocturne - «ночной») - название пьес лирического, мечтательного характера. В основе ноктюрна лежит обычно певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано, но встречаются также подобные сочинения для других инструментов, а также для ансамблей и для оркестров.
Слайд 24 . Ф. Шопен - Ноктюрн Es-dur, op.9 №2
В последние период своей жизни Шопен много раз выезжал в южные страны, к морю с единственным желанием поправить свое здоровье. Многие его произведения наполнены красотой тех мест. Может быть, и этот ноктюрн наполнен именно той красотой… Кто-то увидит в нем очаровательные виды, кто-то почувствует легкую печаль.
Слушая Шопена. (фрагмент) Ирина Залетаева
(на фоне ноктюрна)
…Играл "Шопена" сын на стареньком рояле.
Мелодия любви рождалась и плыла.
И пальцы, как стрижи, по клавишам летали.
И чувственная грусть – как хрупких два крыла.
Звучал ноктюрн светло, негромко и печально,
Нежнейшей пеленой окутав все вокруг.
Царили в звуках тех торжественность и тайна,
Манило колдовство нездешних, тонких рук.
А где-то далеко, совсем в ином пространстве,
Остались суета, страдания и боль…
И по коврам пушистым в дивном, нежном танце
Мы закружились вдруг с кудесницей-судьбой. ..
Слайд 25 . Сегодня на уроке прозвучало много новой для вас музыки, вы услышали много новых названий музыкальных произведений. Посмотрите, пожалуйста, на экран и скажите, правильно ли соединены названия фортепианных композиций Шопена с тем, что означают эти названия.
А как должно быть? Давайте исправим.
Слайд 26 . А теперь правильно?
Слайд 27 . Мы слушали музыку Шопена:
Этюд № 2 (опус 25) фа минор
Вальс до диез минор –
Ноктюрн – ми бемоль мажор
Этюд № 12 «Революционный»
Полонез № 3 .
Мазурка, соч. 7 № 1
Прелюдия № 7.
Мы читали стихи:
«Дои Шопена» Юрий Пашков,
«Вальс» Лев Озеров
«Горсть земли» Ашот Граши
«Сердце Шопена» Виктор Боков
«Слушая Шопена» Ирина Залетаева
“После грозы” Борис Пастернак
« Опять Шопен не ищет выгод» Борис Пастернак
Слайд 28 . И завершить разговор о Фредерике Шопене стихотворением Дмитрия Бочарова, которое я прочитаю на фоне еще одного прекрасного произведения гениального композитора.
Откуда это в нём? Он – человек.
Но знает то, что людям неподвластно…
Есть нечто большее, чем пальцев бег,
Чередованье кульминаций страстных –
Он мир творит, без суетности слов!
Из звуков… на глазах… вот в этой зале…
Быть может, точно так же Саваоф
Семь дней провёл, играя на рояле?
Вселенная Шопена – водоём
Божественного чистого сознанья.
Он – только человек! Откуда в нём
Живёт нечеловеческое знанье?..
Д. Бочаров
Слайд 29 . Наверное, если бы Шопену удалось у нас в России, увидеть нашу красавицу зиму, он не устоял бы и сочинил музыку, связанную с ней. Но раз этого не случилось, мы с вами должны это исправить. Сочинять музыку мы с вами пока еще не научились, поэтому давайте послушаем нашу «снежную» песенку, а потом споем ее сами.
Пение «Снеженика»
Учитель
. Следующий этап нашей работы называется «Музыкальный калейдоскоп»
. Мы послушаем 7 фрагментов из уже знакомых вам (по 4 классу) фортепианных произведений Ф.Шопена. Пьесы будут звучать не все сразу, а блоками по 2-3 фрагмента. Наша задача – определить произведения, проанализировать и сравнить музыкальные образы, характер музыки и средства музыкальной выразительности. При этом мы будем заполнять на интерактивной доске сравнительную таблицу. Эту же таблицу каждый из вас может найти, пройдя по ссылке (даётся ссылка в dnevnik.ru) и по желанию заполнить её самостоятельно.
(В ситуации отсутствия планшетов у детей, можно раздать каждому заранее распечатанные бланки таблиц для заполнения).
Анализируя каждое произведение Шопена необходимо постоянно отмечать сходство его музыки с поэтической речью (тонкая фразировка, нюансы, агогика и т.д.).
Учитель.
Приступаем к первому блоку.
Звучат фрагменты:
- Ноктюрн f - moll ;
- Этюд №12 «Революционный».
Учащиеся определяют названия, вспоминают некоторые сведения о данных произведениях, заполняют таблицу на интерактивной доске и каждый индивидуально.
Примерная таблица:
1 блок
Жанр Произведение |
Характер, настроение |
Особенности муз.языка |
Ноктюрн f-moll |
Лирический, мечтательный; созерцание, размышление, спокойное повествование |
Мелодия волнообразная, без скачков, тонкая фразировка постоянно изменяющиеся темп и динамика |
Взволнованность, гнев, возмущение, негодование, |
Бурные стремительные пассажи в быстром темпе, громкая динамика, пунктирный ритм, призывные интонации. |
|
Общие черты |
Написаны для фортепиано; |
Учитель.
Приступаем ко второму блоку.
Звучат 2 прелюдии:
- Прелюдия №7
- Прелюдия №20
Учащиеся определяют жанр, заполняют таблицу на интерактивной доске и каждый индивидуально.
Примерная таблица:
2 блок
Жанр Произведение |
Характер, настроение |
Особенности муз. языка |
Прелюдия №7 |
Светлая, нежная, лирическая, грациозная, танцевальная, |
Скачкообразная мелодия, пунктирный ритм, форма периода (2 предложения, 4 фразы) |
Прелюдия №20 |
Мрачная, траурная, напряжённая. Скорбь, сосредоточен-ность, трагичность. |
Тяжёлые аккорды, медленный темп, контраст в динамике (ff -pp), пунктирный ритм. |
Общие черты |
Написаны для фортепиано, один жанр, тонкая фразировка. Сходство с поэтической речью. |
После работы над 2 блоком, учитель предлагает учащимся ещё раз послушать Прелюдию №7 и продирижировать, выделяя жестами 3 долю, тонкую фразировку и «живое дыхание» музыки.
Учитель.
Приступаем к третьему блоку. Он состоит из трёх фрагментов. Над этим блоком вы будете работать по группам
Звучат 3 произведения:
- Полонез A - dur
- Мазурка №1 B - dur
- Вальс №7 h - moll
Учащиеся определяют жанр, заполняют таблицу сообща в каждой группе, после чего сверяют результат перед классом, дополняя сведения.
Примерная таблица:
3 блок
Жанр Произведение |
Характер, настроение |
Особенности муз.языка |
Полонез A-dur |
Празднично, торжественно решительно, горделиво, как пламенная речь оратора |
Призывные интонации, аккордовый склад, упругий ритм, мажорный лад, трёхдольность |
Мазурка №1 |
Лёгкая, блестящая, грациозная, порхающая |
Взлетающая вверх мелодия, выделение 3 доли, темповое и динамическое разнообразие |
Вальс №7 |
Плавность, мечтательность, взволнованность, лёгкое кружение |
Вьющаяся мелодия, трёхдольная пульсация, нарастание звучности и затихание |
Общие черты |
Написаны для фортепиано, танцевальные жанры, тонкая фразировка, близость к фольклору. Сходство с поэтической речью. |
После работы над 3 блоком, учитель предлагает учащимся прочитать ещё одно стихотворение, написанное под впечатлением музыки Ф.Шопена – «Вальс» Л.Озерова
.
Учитель.
Какому произведению посвятил поэт свои строки? Что значит для него эта музыка?
Ученики.
Это стихотворение посвященоВальсу №7
Ф.Шопена, музыка которого стала целым миром, открытым в «сплетенье нотных строк».
Учитель.
С чем сравнивает Л.Озеров музыку Ф.Шопена?
Учащиеся зачитывают сравнительные словосочетания из стихотворения: «как вешний ветерок», «как трепетанье птичьих крыл», «как мир, который я открыл», «как облако в голубизне», «как родничок в траве», «как сон, что вижу наяву», «как весть о том, что я живу…»
Учитель.
Ребята, теперь вы понимаете, какое большое значение имела музыка Ф.Шопена для поэтов А.Граши и Л.Озерова. Именно в ней они черпали своё вдохновение. Но чем же музыка Ф.Шопена была им так близка?
Ученики.
В музыке Ф.Шопена выражены чувства, настроения, мысли и мечты, близкие многим людям.
Учитель предлагает исполнить песню «Желание»
на сл.С.Витвицкого
. Во время работы над песней ребята отмечают сходство с мазуркой, близость интонаций к польскому фольклору, добиваются правильной фразировки, соблюдая тонкости агогики и нюансов.
Учитель.
Ребята, мы видим, что музыка Шопена очень многогранна: произведения разных жанров, многообразие музыкальных образов. Но что объединяет все эти произведения? Посмотрите на нашу таблицу и определите характерные черты музыки композитора.
После согласования в группах приходят к общему
выводу:
- Почти все произведения написаны для фортепиано
- Одухотворённость, яркое выражение чувств и настроений
- Близость к польскому фольклору
- Выразительность музыкального языка (тонкая фразировка, разнообразие динамических оттенков и частые изменения темпа).
Все эти черты сближают музыку с поэзией.
Учитель.
Правильно. Значит, теперь мы сможем ответить на главный вопрос нашего урока: «Почему Ф.Шопена называли поэтом?»
ВЫВОД:
Музыка Ф.Шопена одухотворённая, чувственная, постоянно изменяется, как бы дышит, и похожа на живую поэтическую речь.