Кого называли гармонии задумчивый поэт. Гармонии задумчивый поэт - Ф.Шопен. Как мир, который я открыл

Тема: Музыка и литература 5 класс, урок № 10

Тема урока: Писатели и поэты о музыке и музыкантах

Название урока: Гармонии задумчивый поэт.

Цель урока: воспитание восприятия и осознания учащимися музыкального образа как специфического отражения действительности средствами музыки Ф. Шопена.

Задачи урока

− расширить представления о романтизме как музыкальном направлении;

− углубление знаний о жизни и творчестве польского композитора Фридерика Шопена;

− определение образного содержания произведений композитора;

− подвести учащихся к осознанию соответствия интонаций мазурок событиям жизни Шопена;

− выработка самостоятельного творческого мышления учащихся;

− развитие эмоционально-осознанного восприятия, умения определять музыкальный образ произведения;

− развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать.

− развитие представлений о танцевальном жанре;

− воспитаниепатриотизма, любви к родине;

− способствовать

▪ воспитанию эстетическихчувств;

▪ развитию интеллектуальных способностей, расширению кругозора;

▪ самостоятельности мышления, развитию творческого потенциала,

▪ повышению уровня музыкальной культуры учащихся;

нравственному воспитанию учащихся;

▪ обогащению духовного мира детей.

Методы:

− проблемного обучения;

− эмоциональной драматургии;

− сопоставления и анализа музыкальных форм.

Приемы: беседа, слушание музыки, вокально-хоровая работа, использование наглядного материала.

«Музыка не только доставляет нам удовольствие

Она многому учит.

Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее»

ДмитрийКабалевский

Ход урока

1.Орг.момент.

2.Актуализация опорных знаний: / Прелюдия №7 Ф.Шопена /

Какой настроение выражено в этом произведении?

Аможно ли разделить горе?

− Сегодня мне бы хотелось послушать музыку композитора, который делился и делится с нами и радостью, и горем, тончайшими нитями души.

− Это дивная, чудная музыка, написанная великим композитором, и музыкантом.

− Он воспевал душу своего народа, создавал прекрасные мелодии и танцы.

− Он классик польской музыки. Его имя стоит в ряду с именами гениальных композиторов, как Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский.

− В одном из варшавских костелов есть каменная колонна – в ней навеки поместилось его сердце. Он жил вдалеке от любимой Польши, но сердцем всегда принадлежал ей, своей родине. Его называют «поэтом фортепиано…». В мелодиях его многочисленных вальсов, мазурок, прелюдий слышатся отголоски польских народных танцев и напевов.

− Это Фридерик Шопен.

/ фрагмент полонеза ля-минор/

История танца: танец рыцарей, танец-шествие. Образ рыцарей победителей.

– Что такое достояние?Можно ли назвать музыку достоянием?

– Музыка Шопена – достояние Польши.

/Фильм оФридерике Шопене/

/Звучат прелюдии Шопена № 7 /

Анализ произведении:, контраст, свет, легкая добрая улыбка и трагический образ, горе, разные образы. Образ родины − светлый, близкий, радостный. Образ родины – далекой, скорбной, страдающей.

История создания Революционного этюда

Шопен не был профессиональным революционером, но в нем с детства жили свободолюбивые идеи. Он дружил с польскими революционерами и был их певцом. Как у нас Пушкин был певцом декабристов. Его независимые мысли и вольнолюбивая музыка пугали аристократов, и они говорили, что он пишет легкомысленные, бездарные пьески. В восемьсот двадцать девятом году двадцатилетним юношей он покидает Польшу, как потом оказывается - навсегда. Он живет в странах Европы, переезжает из города в город, выступает с концертами, сочиняет музыку. И не прекращает переписки с друзьями, с нетерпением и радостью получает с родины сообщения об их борьбе.

Летом тридцать первого года в Польше поднимается революция. Шопен узнает об этом по пути из Вены в Лондон. Он останавливается в маленьком немецком городке Штутгарте и поселяется в небольшой гостинице. Горячий и страстный, он не может скрыть своего волнения. Он рассказывает всем о своих друзьях, уверяет, что скоро на его родине утвердится свобода, - и с нетерпением ожидает дальнейших известий.

Однажды он возвращается с прогулки. Хозяин гостиницы передает ему письмо. Конверт с таким знакомым штемпелем, послание с Родины! Он вбегает по скрипучей лестнице наверх, влетает в свой номер, кидает трость, сбрасывает шляпу и пальто, распахи вает створки окна, разрывает конверт...

Маленькая записка, несколько торопливо нацарапанных строчек. Фредерик читает и не верит своим глазам. Он снова перечитывает. В записке сообщается, что революция разгромлена и потоплена в крови, что почти все друзья расстреляны или брошены в тюрьмы... Неужели всё кончено? Неужели он остался совсем один?

Мертвым взглядом смотрит он в угол. Механически надевает пальто и шляпу, выходит из гостиницы. Он бродит по узким улочкам, никого и ничего не замечая. Разыгрывается непогода, ветер срывает с него шляпу, хлещет дождь, а он всё идет и идет. Буря страстей бушует в его груди, она вот-вот разорвет его, он не может подавить тревоги и волнения, ускоряет шаги и бежит, бежит, врывается в гостиницу, падает в кресло у рояля и в страстных звуках изливает отчаяние и гнев...

Так был создан Революционный этюд .

/Революционный этюд.Ф.Шопена/

− «Снимите шляпы, господа, перед вами гений!» эти слова принадлежат современнику Шопена немецкому композитору Роберту Шуману.

Когда Шопен отчизну покидал,

Друзья ему любовно поднесли

В старинном кубке горсть родной земли,

Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли.

Средь разных стран холодных, чуждых зал

Он свято кубок свой оберегал,

В нем видя край, оставленный вдали.

Гармонии задумчивый поэт,

Он пел печали благородный свет,

Высокую любовь в людских сердцах.

Когда он умер на земле чужой,

Той милой горсткою земли родной

Под хмурым небом был увенчан прах.

А. Грашин

Творчество Ф. Шопена – это огромный мир необыкновенной красоты. Но не только этим он дорог полякам и любителям музыки всего мира. В его музыке− глубина, тонкое проникновение в потаенные уголки человеческой души, красота и сила человеческого духа, достоинство и благородство и бесконечная любовь к своей родине.

Когда фашисты заняли Польшу в 1939 году, первым приказом коменданта Варшавы, был приказ о разрушении памятника Шопену. Как думаете, почему?

Шопен с 20-ти лет жил вдалеке от родины и умер во Франции. Независимо от того, где человек жил и живет, его определяют поступки. До конца дней страстно любил свою родину, воспевал ее в своих произведениях, был патриотом. И его музыка пробуждала в людях патриотические чувства. Уничтожая памятник любимому композитору, национальному достоянию и гордости Польши, Фашисты наносили удар человеческому достоинству, самому дорогому, что было у людей, надеясь сломить их волю, поработить.

Памятник действительно был разрушен, его отправили на переплавку, но каким-то чудом, вагон с обломками памятника оказался в тупике, не сработал механизм четко отлаженной фашистской системы.

А вот вторую святыню − сердце Шопена, которое находится в одной из колонн собора святого Креста, польские партизаны смогли сберечь.

А какими еще, кроме скульптурных произведений, могут быть памятники достойным людям?

Памятники – это то, что хранит для потомков память о человеке, его делах. Это могут быть и произведения изобразительного искусства, и литературные сочинения, и музыка. Один из музыкальных памятников сегодня прозвучит на уроке.

/ песня «Письмо Шопену» в исполнении Анны Герман/

4. Вокально-хоровая работа.

5. Итоги, обобщение.

урок музыки в 5 классе

2 четверть 2 урок

Пархалёва Т.А.


Коль музыка поэзии близка

И как с сестрою с ней соединима,

Любовь меж ними будет велика. Шекспир


Борис Пастернак

Рука художника еще всесильней:

Со всех вещей смывает грязь и пыль.

Преображенней из его красильни

Выходят жизнь, действительность и быль…

Опять Шопен не ищет выгод,

Но, окрыляясь на лету,

Один прокладывает выход

Из вероятья в правоту…


Фредери́к Франсуа́ Шопе́н

Дата рождения

Место рождения

Желязова-Воля ,

Варшавское герцогство

Место смерти Париж , Франция

Профессии

композитор , пианист , педагог

Инструменты фортепиано


Генрих Нейгауз

«… Каждая нота композитора, каждая его фраза дышит поэзией, каждое произведение передает с предельной ясностью и силой целостный поэтический образ - видение поэта”.




короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы.



инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.



-

торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся как правило в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника.



бальный танец. Основан на легком вращательном движении, когда танцующие совершают оборот вокруг себя и вместе с тем продвигаются вперед. Темп вальса может быть умеренным и более быстрым, вихревым.



Мазу́рка-

польский народный танец. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.

Для Шопена мазурка была подобна странице из личного дневника, в мазурке он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою Родину.



Ноктю́рн (от фр. nocturne - «ночной») -

название пьес лирического, мечтательного характера. В основе ноктюрна лежит обычно певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано, но встречаются также подобные сочинения для других инструментов, а также для ансамблей и для оркестров.



  • http://onefaithmanyfaces.org/wp-content/uploads/2014/03/jesus-i-love-thee.jpg
  • http://www.stihi.ru/pics/2012/02/11/472.jpg
  • http://pp.vk.me/c617424/v617424040/1d812/gXhFlt5tTPk.jpg
  • http://interestingthings.net/data/561b710b830ec.jpg
  • http://gaymenflicks.com/photo/55fc09c9a9634.jpg
  • http://muziclab.ru/uploads/images/igor_latishko_lubimaja_zhenshina.jpg
  • http://www.youtube.com/watch?v=c2Ed8ZLYPQA
  • http://www.youtube.com/watch?v=msNyuacM3LA
  • http://www.youtube.com/watch?v=VYCRfy6esHw
  • http://www.youtube.com/watch?v=1MVcK5cFBkE
  • http://images.forwallpaper.com/files/thumbs/preview/75/758513__sonata_p.jpg
  • http://www.youtube.com/watch?v=CPBxYLaJOrs
  • http://www.youtube.com/watch?v=pDgUbVswOic
  • http://www.youtube.com/watch?time_continue=60&v=b1YFubxfXb0

Гармонии задумчивый поэт.

(Урок музыки в 5 классе. Учитель Черненко Т.Г.)

Цель: формирование всесторонне развитой, гармоничной, творческой личности учащегося.

Задачи:

  • Расширение представлений о творчестве западноевропейского композитора Ф. Шопена.
  • Знакомство с различными жанрами фортепианной музыки.
  • Знакомство учащихся с поэтическими и музыкальными шедеврами.
  • Развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся.
  • Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов.
  • Познание значимости музыки в жизни человека.
  • Формирование личностного отношения к музыке.
  • Воспитание музыкальной отзывчивости на музыку.
  • Формирование положительных сторон характера: гражданственности, патриотизма; чувства сопереживания, сочувствия.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, акустическая система, мультимедийная презентация по теме урока.

  1. Слайд 1 . Повторение материала прошлого урока, введение в новую тему

Снег идет, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет,

Или как слова в поэме?

? Какое отношение имеет этот текст к занятиям на уроках музыки?

Какое отношение стихи Бориса Пастернака имеют к нашему уроку?

Как называется жанр муз. произведения, в котором Г. Свиридов использовал эти стихи? (определение кантаты)

Что такое искусство?

В масштабах всего общества искусство - особый способ познания и отражения действительности, одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

Слайд 2 . Мы уже не раз говорили, что все виды искусства очень тесно связаны между собой. Не раз замечали, что невозможно вести разговор об одном из видов искусства, не прибегая к помощи других. Назовите основные виды искусства.

? О связи каких видов иск-ва мы говорим на уроках в 1 полугодии?

Слайд 3 . Коль музыка поэзии близка

И как с сестрою с ней соединима,

Любовь меж ними будет велика.

Шекспир

Разговор на сегодняшнем уроке пойдет о связи музыки и поэзии.

Слайд 4. Вашему вниманию я хочу предложить два фрагмента прекрасных стихотворений.

Опять Шопен не ищет выгод,

Но, окрыляясь на лету,

Один прокладывает выход

Из вероятья в правоту…

И второй …

…Рука художника еще всесильней:

Со всех вещей смывает грязь и пыль.

Преображенней из его красильни

Выходят жизнь, действительность и быль…

Фрагменты этих стихов принадлежат уже знакомому нам поэту Борису Пастернаку. Но в этот раз они посвящены композитору Фредерику Шопену, к творчеству которого Пастернак испытывал большую любовь. Свои теплые чувства к музыке Шопена он выразил во многих своих произведениях.

Слайд 5. И в этом он не был одинок. Генрих Нейгауз, музыкальный деятель, прекрасный исполнитель тоже по-особому относился к творчеству Шопена. Он называет Шопена поэтом. А почему? Послушайте, как он о нем отозвался.

«… Каждая нота композитора, каждая его фраза дышит поэзией, каждое произведение передает с предельной ясностью и силой целостный поэтический образ - видение поэта”.

Слайд 6. Поэтому неспроста тема нашего сегодняшнего урока звучит «гармонии задумчивый поэт».

Слайд 7. Давайте прервемся на некоторое время, откроем тетрадочки, запишем число.

И сначала каждый запишет в своей тетради то, что он знает о Шопене.

Потом, что предполагает….

А дома каждый из вас дополнит эти записи тем, что вы о нем узнаете на нашем уроке или из каких-либо дополнительных источников информации. На следующем уроке мы с вами поделимся своими знаниями друг с другом.

(Зачитали).

Слайд 8 . Продолжаем разговор о прекрасном композиторе и пианисте – виртуозе Ф. Шопене.

Слайд 9 . Родился в Желязовой Воле (сейчас это современный городок, который гордится тем, что именно в нем было суждено появиться на свет этому замечатльному человеку), под Варшавой (Польша) в семье учителя.

Слайд 10 . Мать, Юстина Кржижановская, была полька, отец, Николя Шопен, - француз. Маленький Фредерик рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, а мама хорошо пела и играла на фортепиано. Еще не умея говорить, ребенок начинал громко плакать, как только слышал игру отца или пение матери. Родители полагали, что Фредерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но скоро они убедились, что это было совсем не так. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры.

Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось 7 лет. Концерт имел успех, и скоро его знала вся Варшава.

Слайд 11 . А одиннадцатилетним подростком он уже пробует сочинять музыку. Одновременно с занятиями музыкой мальчик получил хорошее образование: уже в детстве свободно владел французским и немецким языками, много читал, интересовался историей Польши. Все дети в семье Шопенов были литературно одаренными. Писательский дар проявляется и у Фридерика.

Окончив в 1826 году лицей, юноша поступает в консерваторию. Его учитель по композиции Юзеф Эльснер пишет: «Необычайное дарование, музыкальный гений». В этот период Шопен часто выступает как пианист, а каждые каникулы проводит в путешествиях.

Слайд 12 . В 1829 году молодой музыкант ненадолго ездил в Вену, где с успехом прошли его концерты. Шопен, его родные и друзья поняли, что ему следует отправиться в длительное концертное турне. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Его мучили плохие предчувствия. Но, окончив в 1830 году консерваторию, Шопен отправляется в далекое путешествие. Предчувствия не обманули композитора. Он расстался с родиной навсегда. С 1831 года Шопен живет в Париже.

ГОРСТЬ ЗЕМЛИ

Ашот Граши Перевод с армянского В. Звягинцевой

Когда Шопен отчизну покидал,

Друзья ему любовно поднесли

В старинном кубке горсть родной земли,

Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли.

Средь разных стран, холодных, чуждых зал

Он свято кубок свой оберегал,

В нем видя край, оставленный вдали.

Гармонии задумчивый поэт,

Он пел печали благородный свет,

Высокую любовь в людских сердцах.

Когда он умер, на земле чужой,

Той милой горсткою земли родной

Под хмурым небом был увенчан прах.

Слайд 13 . В 1 849 году в Париже Шопен умирает. Тело его похоронено на кладбище Пер-Лашез, а сердце великого композитора (по его завещанию) замуровано в одной из стен костёла св. Креста в Варшаве.

СЕРДЦЕ ШОПЕНА Виктор Боков

Сердце Шопена в костеле святого Креста.

Тесно ему в замурованной каменной урне.

Встал бы владелец его, и немедля с листа

В мир полетели бы вальсы, этюды, ноктюрны.

Слайд 14 . Шопен нет, но жива его музыка, жива память о нем в миллионах людских сердец. Приехав в Варшаву, Желязову Волю, мы можем посетить дома – музеи Шопена, прийти к его памятнику. Здесь у нас в России мы можем посмотреть фильмы о Шопене, прочитать различные печатные издания.

Слайд 15 . Но, самое главное, его музыка нам может рассказать столько, что ни одним средствам массовой информации это сделать не под силу. По сей день музыка Шопена пользуется популярностью. Вот и настал тот момент, когда мы можем к ней обратиться.

Основную часть творчества композитора составляют фортепианные композиции: три сонаты, полонезы, прелюдии, мазурки, этюды, баллады, рондо, скерцо и ряд небольших произведений.

Шопен прекрасно знал свои возможности и поэтому совершенно сознательно ограничивался фортепианной музыкой, мастерски используя колористические возможности инструмента. Шопен широко использовал все своеобразие и самобытность польской народной музыки, превращая ее в концертные пьесы.

Слайд 16 .

Прелюдия – короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению, но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения.

Будучи прекрасным пианистом, Шопен явился новатором в создании лирических фортепианных миниатюр - в искусстве немногословного и точного высказывания, выражающего эмоции и чувства, не всегда поддающиеся слову. Именно Шопен утвердил прелюд ию как самостоятельный вид творчества.

Слушание: Ф. Шопен. Прелюдия № 7

Слайд 17 .

Этю́д - инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

Открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной. Содержательность и поэтичность музыкальных образов в этюдах Шопена вывела этот вид музыки на уровень большого искусства.

Все миниатюры Шопена, в том числе и этот этюд, звучат как непосредственный отклик на события, происходившие в стране. Возмущение, гнев, отчаяние, связанные с событиями в Польше 1830 г., вызвали к жизни образ этого сочинения: волевая, взволнованная, драматическая тема - аккорды с их пунктирным ритмом в правой руке и яростно бушующие, вздымающиеся и стремительно падающие пассажи в левой.

Узнав о вспыхнувшем в это время в Польше о восстании, Шопен решает вернуться на родину и принять непосредственное участие в событиях. Но друзья отговаривают его. Восстание было жестоко подавлено, его руководители брошены в тюрьмы. Возвращение на родину стало невозможным для Шопена, сочувствующего повстанцам.

« Дом Шопена» Юрий Пашков

Дом, как старинный клавесин,

В низины музыку роняет.

Ветла в податливую синь

Бьет, словно в клавиши рояля.

И сердце яростно в ответ

Взбухает нотой теплокровной -

И ты звучишь на целый свет

Самозабвенно, благородно,

Как революции этюд

Незавершенностью огромен...

А звуки-ходоки идут,

Угаснуть не желая в доме.

Слайд18 . Видео – фрагмент фильма «Жажда любви» - «Революционный этюд» в исполнении Листа.

Слайд19 . Полоне́з - торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся как правило в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам.

Слушание: Ф. Шопен. Полонез № 3

Слайд 20 . Вальс - бальный танец. Основан на легком вращательном движении, когда танцующие совершают оборот вокруг себя и вместе с тем продвигаются вперед. Темп вальса может быть умеренным и более быстрым, вихревым.

Вальсы (всего 14) Шопен писал на протяжении почти всей жизни, начиная с 16 лет. В творчестве Шопена вальс представляет собой сольную фортепианную пьесу, вдохновенную и глубокую, в которой использован весь арсенал пианистической техники.

Сегодня на уроке мы не просто послушаем один из самых вдохновеннейших вальсов Шопена. Мы посмотрим, как почитатели таланта Шопена в наши дни обращаются к его музыке. Шопен никогда не писал опер, балетов. Но влюбленные в балет легко исправили это, так появился балет, который так и называется «Шопениана».

Слайд 21 . Балет «Шопениана» - «Вальс» до диез минор

(чтение стиха на фоне видео балета)

ВАЛЬС

Лев Озеров

Еще звучит в моих ушах

Седьмого вальса легкий шаг,

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл,

Как мир, который я открыл

В сплетенье нотных строк.

Еще звучит тот вальс во мне,

Как облако в голубизне,

Как родничок в траве,

Как сон, что вижу наяву,

Как весть о том, что я живу

С природою в родстве.

Слайд 22 Мазу́рка- польский народный танец. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.

Для Шопена мазурка была подобна странице из личного дневника, в мазурке он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою Родину.

Из письма Шопена: « Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя!.. Милая Родина, каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца - мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…»

Сам Шопен разделял свои мазурки на 3 основных типа: сельские зарисовки-картинки, городские (блестящие) и лирические мазурки.

Слушание: Ф. Шопен.

Мазурка, соч. 7 № 1

Слайд 23 . Ноктю́рн (от фр. nocturne - «ночной») - название пьес лирического, мечтательного характера. В основе ноктюрна лежит обычно певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано, но встречаются также подобные сочинения для других инструментов, а также для ансамблей и для оркестров.

Слайд 24 . Ф. Шопен - Ноктюрн Es-dur, op.9 №2

В последние период своей жизни Шопен много раз выезжал в южные страны, к морю с единственным желанием поправить свое здоровье. Многие его произведения наполнены красотой тех мест. Может быть, и этот ноктюрн наполнен именно той красотой… Кто-то увидит в нем очаровательные виды, кто-то почувствует легкую печаль.

Слушая Шопена. (фрагмент) Ирина Залетаева

(на фоне ноктюрна)

…Играл "Шопена" сын на стареньком рояле.

Мелодия любви рождалась и плыла.

И пальцы, как стрижи, по клавишам летали.

И чувственная грусть – как хрупких два крыла.

Звучал ноктюрн светло, негромко и печально,

Нежнейшей пеленой окутав все вокруг.

Царили в звуках тех торжественность и тайна,

Манило колдовство нездешних, тонких рук.

А где-то далеко, совсем в ином пространстве,

Остались суета, страдания и боль…

И по коврам пушистым в дивном, нежном танце

Мы закружились вдруг с кудесницей-судьбой. ..

Слайд 25 . Сегодня на уроке прозвучало много новой для вас музыки, вы услышали много новых названий музыкальных произведений. Посмотрите, пожалуйста, на экран и скажите, правильно ли соединены названия фортепианных композиций Шопена с тем, что означают эти названия.

А как должно быть? Давайте исправим.

Слайд 26 . А теперь правильно?

Слайд 27 . Мы слушали музыку Шопена:

Этюд № 2 (опус 25) фа минор

Вальс до диез минор –

Ноктюрн – ми бемоль мажор

Этюд № 12 «Революционный»

Полонез № 3 .

Мазурка, соч. 7 № 1

Прелюдия № 7.

Мы читали стихи:

«Дои Шопена» Юрий Пашков,

«Вальс» Лев Озеров

«Горсть земли» Ашот Граши

«Сердце Шопена» Виктор Боков

«Слушая Шопена» Ирина Залетаева

“После грозы” Борис Пастернак

« Опять Шопен не ищет выгод» Борис Пастернак

Слайд 28 . И завершить разговор о Фредерике Шопене стихотворением Дмитрия Бочарова, которое я прочитаю на фоне еще одного прекрасного произведения гениального композитора.

Откуда это в нём? Он – человек.

Но знает то, что людям неподвластно…

Есть нечто большее, чем пальцев бег,

Чередованье кульминаций страстных –

Он мир творит, без суетности слов!

Из звуков… на глазах… вот в этой зале…

Быть может, точно так же Саваоф

Семь дней провёл, играя на рояле?

Вселенная Шопена – водоём

Божественного чистого сознанья.

Он – только человек! Откуда в нём

Живёт нечеловеческое знанье?..

Д. Бочаров

Слайд 29 . Наверное, если бы Шопену удалось у нас в России, увидеть нашу красавицу зиму, он не устоял бы и сочинил музыку, связанную с ней. Но раз этого не случилось, мы с вами должны это исправить. Сочинять музыку мы с вами пока еще не научились, поэтому давайте послушаем нашу «снежную» песенку, а потом споем ее сами.

Пение «Снеженика»


Учитель . Следующий этап нашей работы называется «Музыкальный калейдоскоп» . Мы послушаем 7 фрагментов из уже знакомых вам (по 4 классу) фортепианных произведений Ф.Шопена. Пьесы будут звучать не все сразу, а блоками по 2-3 фрагмента. Наша задача – определить произведения, проанализировать и сравнить музыкальные образы, характер музыки и средства музыкальной выразительности. При этом мы будем заполнять на интерактивной доске сравнительную таблицу. Эту же таблицу каждый из вас может найти, пройдя по ссылке (даётся ссылка в dnevnik.ru) и по желанию заполнить её самостоятельно.
(В ситуации отсутствия планшетов у детей, можно раздать каждому заранее распечатанные бланки таблиц для заполнения).
Анализируя каждое произведение Шопена необходимо постоянно отмечать сходство его музыки с поэтической речью (тонкая фразировка, нюансы, агогика и т.д.).
Учитель. Приступаем к первому блоку.
Звучат фрагменты:

  • Ноктюрн f - moll ;
  • Этюд №12 «Революционный».

Учащиеся определяют названия, вспоминают некоторые сведения о данных произведениях, заполняют таблицу на интерактивной доске и каждый индивидуально.
Примерная таблица:
1 блок

Жанр
Произведение

Характер, настроение

Особенности муз.языка

Ноктюрн f-moll

Лирический, мечтательный; созерцание, размышление, спокойное повествование

Мелодия волнообразная, без скачков, тонкая фразировка постоянно изменяющиеся темп и динамика

Взволнованность, гнев, возмущение, негодование,
отчаяние

Бурные стремительные пассажи в быстром темпе, громкая динамика, пунктирный ритм, призывные интонации.

Общие черты

Написаны для фортепиано;
Подвижная динамика, темповые отклонения. Сходство с поэтической речью.

Учитель. Приступаем ко второму блоку.
Звучат 2 прелюдии:

  • Прелюдия №7
  • Прелюдия №20

Учащиеся определяют жанр, заполняют таблицу на интерактивной доске и каждый индивидуально.
Примерная таблица:
2 блок

Жанр
Произведение

Характер, настроение

Особенности муз. языка

Прелюдия №7

Светлая, нежная, лирическая, грациозная, танцевальная,
мечтательная

Скачкообразная мелодия, пунктирный ритм, форма периода (2 предложения, 4 фразы)

Прелюдия №20

Мрачная, траурная, напряжённая. Скорбь, сосредоточен-ность, трагичность.

Тяжёлые аккорды, медленный темп, контраст в динамике (ff -pp), пунктирный ритм.

Общие черты

Написаны для фортепиано, один жанр, тонкая фразировка. Сходство с поэтической речью.

После работы над 2 блоком, учитель предлагает учащимся ещё раз послушать Прелюдию №7 и продирижировать, выделяя жестами 3 долю, тонкую фразировку и «живое дыхание» музыки.

Учитель. Приступаем к третьему блоку. Он состоит из трёх фрагментов. Над этим блоком вы будете работать по группам
Звучат 3 произведения:

  • Полонез A - dur
  • Мазурка №1 B - dur
  • Вальс №7 h - moll

Учащиеся определяют жанр, заполняют таблицу сообща в каждой группе, после чего сверяют результат перед классом, дополняя сведения.
Примерная таблица:
3 блок

Жанр
Произведение

Характер, настроение

Особенности муз.языка

Полонез A-dur

Празднично, торжественно решительно, горделиво, как пламенная речь оратора

Призывные интонации, аккордовый склад, упругий ритм, мажорный лад, трёхдольность

Мазурка №1
B-dur

Лёгкая, блестящая, грациозная, порхающая

Взлетающая вверх мелодия, выделение 3 доли, темповое и динамическое разнообразие

Вальс №7
h-moll

Плавность, мечтательность, взволнованность, лёгкое кружение

Вьющаяся мелодия, трёхдольная пульсация, нарастание звучности и затихание

Общие черты

Написаны для фортепиано, танцевальные жанры, тонкая фразировка, близость к фольклору. Сходство с поэтической речью.

После работы над 3 блоком, учитель предлагает учащимся прочитать ещё одно стихотворение, написанное под впечатлением музыки Ф.Шопена – «Вальс» Л.Озерова .
Учитель. Какому произведению посвятил поэт свои строки? Что значит для него эта музыка?
Ученики. Это стихотворение посвященоВальсу №7 Ф.Шопена, музыка которого стала целым миром, открытым в «сплетенье нотных строк».
Учитель. С чем сравнивает Л.Озеров музыку Ф.Шопена?
Учащиеся зачитывают сравнительные словосочетания из стихотворения: «как вешний ветерок», «как трепетанье птичьих крыл», «как мир, который я открыл», «как облако в голубизне», «как родничок в траве», «как сон, что вижу наяву», «как весть о том, что я живу…»
Учитель. Ребята, теперь вы понимаете, какое большое значение имела музыка Ф.Шопена для поэтов А.Граши и Л.Озерова. Именно в ней они черпали своё вдохновение. Но чем же музыка Ф.Шопена была им так близка?
Ученики. В музыке Ф.Шопена выражены чувства, настроения, мысли и мечты, близкие многим людям.
Учитель предлагает исполнить песню «Желание» на сл.С.Витвицкого . Во время работы над песней ребята отмечают сходство с мазуркой, близость интонаций к польскому фольклору, добиваются правильной фразировки, соблюдая тонкости агогики и нюансов.
Учитель. Ребята, мы видим, что музыка Шопена очень многогранна: произведения разных жанров, многообразие музыкальных образов. Но что объединяет все эти произведения? Посмотрите на нашу таблицу и определите характерные черты музыки композитора.
После согласования в группах приходят к общему выводу:

  • Почти все произведения написаны для фортепиано
  • Одухотворённость, яркое выражение чувств и настроений
  • Близость к польскому фольклору
  • Выразительность музыкального языка (тонкая фразировка, разнообразие динамических оттенков и частые изменения темпа).

Все эти черты сближают музыку с поэзией.
Учитель. Правильно. Значит, теперь мы сможем ответить на главный вопрос нашего урока: «Почему Ф.Шопена называли поэтом?»

ВЫВОД:
Музыка Ф.Шопена одухотворённая, чувственная, постоянно изменяется, как бы дышит, и похожа на живую поэтическую речь.