Малые карелы или корелы и почему. Малые Корелы — главный музей деревянного зодчества России. Как попасть в музей «Малые Корелы»

Трудно не поддаться очарованию русского Севера. Не он ли вдохновлял художника И. Я. Билибина, создавшего зримый мир русских народных сказок? Дивные города с суровыми сторожевыми башнями, островерхие храмы, причудливые терема с крыльцами и переходами. И вот мне посчастливилось убедиться в том, что все это не сказка, не вымысел, а реальная действительность музея-заповедника. Здесь, в Малых Корелах, едва ступив на территорию заповедника, попадаешь в далекое прошлое, в мир отважных поморов, охотников, лесорубов, землепашцев.

НА ФОТО: Часовня св.Макария из д.Федоровская Плесецкого района, XVIII век. Малые Карелы Аргангельской области

Музей-заповедник Малые Карелы занимает два лесистых холма. В нем собраны все типы деревянных построек, присущие Северу. Так и хочется назвать его энциклопедией русского народного зодчества. Все экспонаты — избы, амбары, бани, мельницы, часовни, колокольни,утварь, орудия труда, одежда и многое другое — собирали по Архангельской области в самых глухих и труднодоступных местах. Конечно, многое из разысканного и привезенного находилось в довольно плачевном состоянии и вот теперь, отреставрированное, помолодевшее, снова дарит радость людям своими формами и красками.


НА ФОТО: Вознесенская церковь из села Кушерека Онежского района (1669 года). Музей-заповедник Малые Карелы Архангельской области.

Идея спасения памятников народной архитектуры — перенесение их в специально созданные музеи под открытым небом — не нова. Впервые ее высказал швейцарский ученый Чарльз де Бонстеттен почти двести лет назад. Мысль очень понравилась, но дальше разговоров тогда не пошло. Понадобилось сто лет, чтобы она стала претворяться в жизнь.

В 1872 году в Стокгольме был основан первый в Европе этнографический музей под открытым небом, в 1901 году появился музей под Копенгагеном, в 1902 году — в окрестностях Осло. Так в Скандинавских странах возник новый тип музеев.

Мировую известность приобрел парк-музей «Скансен» в Швеции. Его организаторы преследовали две цели: сохранить лучшие образцы народной архитектуры и возможно полнее показывать и популяризировать богатства народного зодчества. В «Скансене» посетители знакомятся с историей и культурой своей страны и в то же время могут отдохнуть и развлечься.

НА ФОТО: Троицкая часовня из д.Вальтово Пинежского района, 1728 год. Музей Малые Корелы Архангельской области

Музей «Малые Корелы» сравнительно молод: первый экспонат — мельница из деревни Бор — появился в 1968 году, а уже в 1973-м музей был открыт для посещений. Восемьдесят гектаров музейной территории делятся на шесть секторов — по числу культурно-этнографических зон Архангельской области: Каргопольско-Онежский, Северодвинский, Пинежский, Мезенский, Поморский и Важский. В каждой зоне населенные пункты имеют свои характерные особенности. Это отражено в экспозиции музея.

НА ФОТО: Музей-заповедник Малые Карелы, мельница

Вот, скажем, Мезенскому сектору отведен участок возле крутого обрыва к реке Корелке. Дома стоят вдоль берега, как их ставили на Мезени, где было мало пригодных для обработки угодий. Потому и прижимались строения к берегу, чтобы не занимать хорошую землю под жилье.

В каждом секторе-деревеньке умело, с любовью воссоздан архитектурный облик северных российских сел, но этого мало. Посетитель видит картину жизненного уклада прошлого. Каждая деталь тщательно продумана. Избы повсеместно на Севере ставили высоко над землей, на высоком хозяйственном подклете — так теплее, зимой снегом не занесет, да и припасы удобно под полом хранить. Хозяйственный двор объединен с жильем общей крышей, поэтому в суровую северную зиму можно и на улицу не выходить, разве что по воду. При этих общих чертах в каждом районе области жилище устраивали по-своему, привнося какую-то свою деталь в конструкцию; что-то свое в декоративное оформление избы.

НА ФОТО: Дом-двор Полуянова из деревни Гарь Каргопольского района, XIX в. Музй Малые Карелы.

В Каргопольско-Онежском секторе интересен дом из деревни Гарь. Это образец древнейшей простой четырехстенной избы, самый распространенный в Древней Руси тип жилища. В такой избе все помещения — жилые и хозяйственные — выстраиваются друг за другом по продольной оси, поэтому такой тип называют «изба-брус». Она предельно проста и цельна. Жилой этаж в три окна высоко поднят над землей на глухом подклете. С внутренней стороны бревна гладко затесаны на высоту человеческого роста. Потолок и пол сделаны из колотых пластин. Бревна раскалывали с помощью клиньев, а затем поверхность доски или плахи протесывали топором. Поперек избы под потолком проходит балка-матица, на которую опираются потолочины. Вся, обстановка, кроме стола, традиционно врублена в стены.

В доме минимум украшений: резные причелины и водометы, конек да дымник. Дощатые трубы с задвижкой, или дымники, через которые выпускался дым в курных избах, характерны для Севера. В центральной части России дым выпускали через дверь или окно, что менее удобно. Чтобы усилить тягу, в дымнике прорезали сквозные отверстия самых различных форм, таким образом дымник становился одной из самых декоративных деталей кровли.

В Северодвинском секторе можно увидеть избы более совершенные и более приспособленные для жизни. Здесь есть уже избы, разделенные рубленой стеной на две комнаты, одна из которых — холодная горница. Это избы-пятистенки. Дом-шестистенка также имеет две жилые комнаты, а между ними заулок, помещение между двумя срубами, которое использовалось как чулан или сени.

В избе Щеголева из вычегодского села Ирта к сеням ведет большое и нарядное крыльцо. Оно стало главным элементом художественной композиции уличного фасада. Крыльцо как бы приглашает войти в избу. Такие крыльца не только отмечали вход, связывая наружное пространство с внутренним, но и были местом, где происходили церемонии встреч и проводов гостей. Именно на крыльце гостю вручали хлеб-соль. Учитывая это назначение, крыльцо украшалось особенно тщательно и искусно.

НА ФОТО: Колодец с деревянным колесом, Малые Корелы.

Есть в Малых Корелах очень большие двухэтажные избы. Во втором этаже было столько же жилых помещений, сколько и внизу, но горницы были неотапливаемыми. Изба с большой русской печью располагалась в первом этаже. Такие двухэтажные дома возводили в расчете на большие семьи, где жили вместе деды, отцы, сыновья и внуки.

Особую прелесть и живописность музейным деревням придают овеянные студеными ветрами мельницы. Они свезены из различных уголков области и отличаются большим разнообразием. Здесь и мельницы-столбовки, в которых амбар с крыльями поворачивается вокруг осевого столба. Здесь и более позднего происхождения мельницы-шатровки. В этих мельницах амбар остается неподвижным, а вращается лишь завершение.

НА ФОТО: Поклонный крест. Музей-заповедник Малые Корелы

Привлекают внимание высотные сооружения музейного комплекса — церкви и колокольни. В центре Каргопольско-Онежского сектора над лесом возвышается двухэтажный храм Вознесения из села Кушерека. Этот храм, построенный в XVII веке, завершается сложным пятиглавым кубом. Кубоватое покрытие, кокошники, шеи глав и сами главы одеты в чешуйчатые одежды из осинового демеха. Рядом — шатровая колокольня. Резные свесы кровель дают красивую игру света и тени на монументальных стенах.

В Северодвинском секторе установлена сорока-метровая церковь Георгия, также XVII столетия. От этого здания веет торжественной и богатырской силой. В зелени деревьев прячутся небольшие часовни простых и непритязательных форм. Одни из них отличаются от обычного амбара лишь главкой над кровлей да небольшой галереей, над другими поднимаются очаровательные, в виде восьмигранной башенки, звоннички.

Ходишь по заповеднику и дивишься таланту народных мастеров, могуществу творческих сил народа. В музее можно зайти в любой дом — двери гостеприимно распахнуты. В избах чисто прибрано, отскобленные песком и мочалкой сосновые стены сияют медовой желтизной, на полу лоскутные половики, возле печи ухват с помелом, на полке посуда, на столе пузатый самовар. Так и кажется, что хозяева отлучились на минутку и вот-вот войдут в горницу.

Все бытовые предметы в избе сработаны с большим художественным вкусом, Потребность в красоте всегда жила в северянах. Они заботились о внешнем виде вещей не меньше, чем о хлебе насущном. Что ни возьми — прялки, ковши, вальки для стирки белья — Все эти вещи с успехом выполняли бы свое назначение и без яркой, веселящей глаз росписи или узорчатой резьбы, но ведь известно, когда красота предивная радует душу, работа лучше спорится…

Здесь можно увидеть охотничьи лыжи, крестьянские сани-розвальни с расходящимися врозь от передка боками, широкие сани-пошевни с сиденьем, одноконные легкие телеги, одноколки с волочагами (это такие двухколесные телеги, к которым сзади прикреплены два бревна. Они волочились по земле за телегой, а при подъеме в гору, при остановке упирались в почву, и одноколка не скатывалась вниз). В каждом экспонате народная смекалка, выдумка и художественный вкус, особенно ярко проявившийся в украшении самой приметной части упряжи — дуги. Они такие разные: расписные и резные, с медными бляхами, с колокольчиками.

Исстари повелось, что на Севере народные празднества и гулянья были многолюдными и красочными. Все праздничные действа разыгрывались на широкой сельской улице, на лугу, на берегу реки. В них участвовало все население, не было равнодушных наблюдателей, потому и слышались отовсюду смех и оживленный говор. Ну, а уж веселиться в праздники на Руси всегда умели: с колокольным звоном, песнями, плясками, хороводами, катанием с ледяных гор и на тройках. В Малых Корелах ожили давние традиции, музей стал пропагандистом фольклорных произведений. Здесь отчетливо проявляется характерное для старинных праздников единство места и действия.

Колокольный перезвон — составная часть праздника. Мерным басовитым ударам колокола откликаются малые, вступая в перекличку на трех колокольнях музея. Искрометные, озорные «Северные звоны» открывают фольклорный праздник. И это не случайно. С незапамятных времен звон колоколов сопутствовал людям на жизненном пути. Он созывал на вече, предупреждал о появлении врага или иной беде. К колоколам всегда проявляли очень серьезное отношение, почти как к предметам одушевленным. История помнит, как отправили в ссылку колокол, тревожный звон которого поднял народ на бунт в Угличе после загадочного убийства царевича Дмитрия. А императрица Екатерина II повелела вырвать язык у набатного колокола Московского Кремля — его голос звал к восстанию 1771 года, известному как «чумной бунт».

О колоколах складывали легенды. Рассказывают, что после покорения Новгорода великий князь Московский приказал снять и перевезти в Москву вечевой колокол, который три с половиной столетия звучал над вольным городом. Когда его, привязанного к саням, везли через горушки Валдайской возвышенности, колокол не захотел покидать родной земли. Он высоко подпрыгнул, упал и разбился на множество валдайских колокольчиков. Тысячами отголосков донесся до нас их звон.

Отливали колокола с большим искусством, вкладывая в это дело всю душу. Украшали их затейливым орнаментом, клеймами,и надписями. Определенным жизненным ситуациям соответствовал свой звон: будничный, торжественный, красный, плясовой, с малиновым перезвоном. Тут важен был и подбор колоколов, и выучка звонаря. А вот на пасхальной, неделе разрешалось звонить каждому, кто пожелает. И тогда нередко с колоколен на всю округу раздавались «Камаринская», «Во саду ли в огороде», плясовые наигрыши и другие веселые праздничные мелодии.

Двадцать три колокола московского, петербургского, ярославского, харьковского и местного литья, а также голландской работы подвесили на трех колокольнях музея. На вершине холма стоит могучая шатровая колокольня XVI века из северодвинской деревни Кулига-Дракованово. Это древнейшее сооружение музея-заповедника представляет собой стройную башню с открытым ярусом звона, завершенную шатром. Каркас колокольни состоит из семнадцати вертикально стоящих толстых столбов: шестнадцать стоит по периметру и один — в центре. Эти столбы с внешней стороны до яруса звона защищены восьмигранным срубом. Восьмерик начинается не от земли, а поставлен на своеобразное основание — четверик, который придает колокольне большую устойчивость и зрительно связывает ее с землей. Шатровое покрытие стропильной конструкции опирается на обвязочную балку столбов каркаса и на центральный столб. Открытые части столбов украшены резьбой в виде овальных дынек и жгутов.

Колокольня своим видом напоминает сторожевые башни древнерусских деревянных крепостей. Это и понятно, ведь в давние времена колокольни помимо своего основного назначения служили еще и наблюдательными вышками. Поднявшись на колокольню из деревни Кулига-Дракованово, убеждаешься, как далеко просматривается вся округа. Широко разлилась Северная Двина и щедро несет свои воды в Белое море. Протянулась она на семьсот с лишним километров, и здесь, вблизи устья, мы видим ее во всей красе и мощи.

С давних пор, еще со времен Ивана Грозного и Петра I, по этой реке в Архангельск, главный порт государства, сплавляли лес, шли суда со смолой, солью, рудой и другими богатствами Севера. В порту все это перегружалось в трюмы английских, голландских и иных заморских кораблей. Вдоль реки селились люди, они жили рекой и лесом. Здесь, среди леса, — одна, вторая, третья… деревеньки заповедника. Чтобы увидеть их, стоит приехать в Архангельск.

адрес: 163502, Архангельская область,
Приморский район, д. Малые Карелы

"Малые Корелы" - архангельский музей деревянного зодчества, одно из очень немногих мест на земле, где торжествует народное искусство старинного Севера. Атмосфера на территории музея незабываемая. Почти сто сорок гектаров непреходящего восхищения. Здесь в каждом из секторов музея - Двинском, Каргопольско-Онежском, Мезенском и Пинежском - исключительно плодотворно поработали архитекторы и художники, этнографы и реставраторы, чтобы возродить и сохранить наше национальное достояние.

Начало

Основные работы по созданию музея начались в 1963 году, и понадобилось десять лет, чтобы дождаться открытия. Большую роль сыграла инициатива Валентина Алексеевича Лапина, главного архитектора. Архангельская специализированная производственная научно-реставрационная мастерская, где он работал, всем своим коллективом приближала этот день. Из отдалённых посёлков, старинных сёл и деревенек привозились в разобранном виде особо интересные здания и восстанавливались на территории музея.

Чтобы осмотреть такую красоту полностью, туристам, художникам, учёным пришлось исколесить огромные и часто бездорожные пространства, а это вряд ли возможно. Теперь все старинные памятники собраны в единый ансамбль, и многие века исторической и архитектурной жизни Севера можно увидеть в течение хоть и длительной, но одной прогулки. Архангельский "Малые Корелы" изумительно красив. Добавляет очарования музейным ансамблям и неповторимо живописная природа.

Экспозиция

Название музей получил от лежащего неподалёку населённого пункта, где с двенадцатого по четырнадцатый век обитали корелы - угро-финское племя. Известность к музею пришла почти сразу - настолько редкая коллекция была собрана на его территории.

"Малые Корелы", архангельский музей деревянного зодчества, имеет уникальные памятники деревянного зодчества начиная с шестнадцатого века, которые представляют безусловную этнографическую, архитектурную, историческую и художественную ценность. Все здешние постройки особенные и зачастую являются вершиной плотницкого искусства. А все культовые строения музейного комплекса - часовни, церкви, колокольни - эталон деревянной архитектуры.

Культурное наследие

Архангельский музей деревянного зодчества - член Ассоциации европейских музеев, включён в число особо ценных среди объектов культуры народов РФ. А в 2012 году удостоен награды "Достояние Севера" в номинации "Предприятие непроизводственной сферы".

Не менее 120 церковных и гражданских построек объединились здесь в стилевые ансамбли, идентичные поселениям четырёх у каждого из них свои особенности архитектурного плана. Музей планирует добавить экспозиции Важского и Поморского районов. Уже присмотрены купеческие и крестьянские избы, колодцы, амбары, ветряные мельницы, изгороди и многое, многое другое. "Малые Корелы", архангельский музей деревянного зодчества, не остановится на достигнутом.

Заповедный край

Наиболее ранние из экспонатов привезены из селения Кулига Дракованова (колокольня шестнадцатого века), села Кушерека (Вознесенская церковь) и села Вершина (Георгиевская церковь семнадцатого века).

Помимо привезённых на территории музея есть и родные памятники: в селении Лявля - Никольский храм 1584 года, а также исключительно редкий храмовый ансамбль восемнадцатого века в селении Нёнокса: Никольская, Троицкая церкви и колокольня. Музей деревянного зодчества и народного искусства "Малые Корелы" бережно хранит эти памятники архитектуры.

Живая старина

В заповедной исторической зоне есть музейные комплексы "Старого Архангельска" - "Марфин дом" и "Усадьба Куницыной". Там организуются выставочные, просветительские, информационные мероприятия, где "Малые Корелы", архангельский музей деревянного зодчества, презентует свою деятельность. В доме усадьбы открылась экспозиция интерьера городских домов начала двадцатого века, где представлены типичные кабинеты, характерные для среднего класса домов Архангельска.

В музее круглый год не прекращаются выставки, например, демонстрируются редчайшие коллекции промысловых судов северного крестьянства, а также сухопутные средства передвижения. Интересно представлена технология пошива карбаса (это парусное гребное судно, ходившее по морям с шестнадцатого века), а также все этапы постройки рубленых крестьянских строений. С открытием туристического сезона - летом - работают дополнительные временные экспозиции и выставки.

Туристам

Посетители помимо самостоятельного приобщения к искусству, которое собрал воедино архангельский музей деревянного зодчества и народного искусства "Малые Корелы", могут получить целый ряд услуг индивидуально или коллективно. Это и тематические, и обзорные, и даже экологические экскурсии, а также образовательные программы музея для школьников. Проводятся здесь и свадьбы со всеми обрядами в поморских традициях.

Фонды музея "Малые Корелы"

Музей деревянного зодчества на русском Севере очень богат: в фондах насчитывается почти двадцать шесть тысяч предметов, в основном фонде - двадцать одна тысяча, остальные экспонаты научно-вспомогательного значения. Соответственно условиям хранения все предметы распределены в нескольких коллекциях, коих получилось десять. Это живопись, дерево, стекло, керамика, ткани, металл и так далее. Также разделяются эти экспонаты по регионам их создания. Только в коллекции "Металл" находится три с половиной тысячи предметов, а в коллекции "Ткани" ещё больше - количество их перевалило за четыре тысячи. Эти собрания различной утвари наиболее крупны.

Детям и юношеству

Педагогическая линия, которую ведёт в своей деятельности музей, - дело перспективное, хоть и начато не так давно. "Малые Корелы", архангельский музей деревянного зодчества, история экспонатов которого вполне сопоставима с историей нашего государства, организовал образовательную, просветительскую, научную и методическую работу, направив её на формирование самосознания этнокультурного плана у детей и юношества путём включения культурного и исторического наследия в процесс развития региона. Значительно расширяется сфера образовательных услуг музея, где интегрированы дошкольные учреждения, школы, среднее профобразование, учреждения высшего образования.

Природная среда

Памятники, сотворённые северными зодчими, уникальны. Но кроме того, они великолепно вписываются в тот естественный ландшафт, красота которого издревле восхищает всех: и гостей, и местных жителей. Растительность на территории музея-заповедника тоже требует постоянного и неустанного ухода. Красота рельефа, растительный ландшафт, луга, водные пространства находятся под постоянным контролем сотрудников музея.

Этим занимается отдел мониторинга и учёта природной среды и природных ландшафтов. Поэтому, несмотря на обилие туристов в сезон и всю огромную работу с подрастающим поколением, не только не меняются в худшую сторону, но и постоянно хорошеют "Малые Корелы", архангельский музей деревянного зодчества. Фото разных лет наглядно демонстрируют это.

Массовые мероприятия и выставки

Уже было сказано о богатых и обширных фондах музея, они и помогают создать разнообразие выставочных экспозиций. Это особенности жизнеустройства поморов, редкостные архитектурные изыски и ухищрения, которых не чурались жители сурового края в старину, а также различные аспекты традиционной культуры наших предков. Но тематически все экспозиции связаны единственной темой - это Север.

Целый год периодически музей проводит всевозможные массовые мероприятия. Тридцать лет сотрудники музея кропотливо собирали - кроха к крохе, фрагмент к фрагменту - старинные крестьянские обряды. И сегодня эта работа ведётся даже ещё шире: время уходит, людей, знающих старину, становится всё меньше. Этнографические и фольклорные экспедиции для музейных сотрудников стали практически будничной работой. Так постепенно расширяется репертуар, и создается научная основа для новых проектов.

О быте и жизни людей в прежние века мы можем узнать из старинных легенд и преданий, а также по артефактам, сохранившимся в музеях. А как вам идея отправиться на выходные в настоящую северную деревню XVI-XIX веков? Такое место есть, и находится оно совсем недалеко от крупного современного города Архангельска. Архитектурно-музейный комплекс «Малые Корелы» располагается на огромной территории и является одним из крупнейших в стране.

Начало масштабной реконструкции

Еще в 1963 году архитекторов волновал вопрос сохранения древних памятников русского зодчества. Уникальные и необычные постройки сохранились во многих местах, где издревле жили люди. Однако проблема состояла в том, что обычно это одиночная церковь или жилой дом в удаленной деревне. В таком случае объект не охраняется должным образом, своевременно не реставрируется, в результате чего просто ветшает и разрушается.

Главный архитектор Архангельской специализированной научно-производственной мастерской занялся созданием уникального музейного комплекса. Было выбрано живописное место, и обследованы практически все окрестности города Архангельска в поисках памятников русского зодчества.

В 1974 году музей «Малые Корелы» был открыт, и его первые посетители могли увидеть сразу 11 старинных построек различного назначения. Свое название комплекс получил в честь деревни, располагающейся неподалеку.

История развития музея

Сегодня музейный комплекс является членом Ассоциации европейских А в 1996 году «Малые Корелы» были включены в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Примечателен в истории музея и 2012 год, тогда он получил престижную премию «Достояние Севера».

На сегодняшний день в состав экспозиции входит около 120 строений различного типа и назначения. Есть среди них и жилые дома, и хозяйственные постройки, и величественные храмы. Объединяет экспонаты то, что все они построены из дерева и без единого гвоздя. Все памятники архитектуры были созданы в XVI-XX веках, полностью разобраны для транспортировки, после чего отреставрированы и собраны на территории музея.

Памятники архитектуры

На сегодняшний день общая территория музея составляет около 139,8 га. Уникальность его заключается не только в масштабности, но и в организации. Все памятники архитектуры вписаны в окружающий ландшафт и выглядят максимально естественно. Для удобства туристов «Малые Корелы» делятся на несколько секторов (мини-деревень): Мезенский, Пинежский, Двинской, Каргопольско-Онежский. Во время посещения музея можно полюбоваться не только архитектурными формами, но и узнать больше о жизни наших предков. В некоторых постройках восстановлено внутренне убранство, в храмах проходят службы, и даже с колоколен время от времени слышится звон.

Помимо крестьянских усадьб, амбаров, церквей и часовен, гордость комплекса - ветряные мельницы, всего их насчитывается 7 штук, а одна имеет восстановленный рабочий механизм. Также в музее можно увидеть колодцы, старинные транспортные средства, скамейки и ограждения - такие, какими пользовались наши предки. Музей деревянного зодчества «Малые Корелы» регулярно проводит разнообразные фестивали и народные гуляния по большим праздникам, с неизменным истинно русским колоритом и погружением в ушедшую эпоху.

Режим работы и стоимость посещения

Посетить музей можно в любое время года. Открыт он для туристов ежедневно с 10:00, закрывается в летний период - в 19:00, а в зимний - 17:00. Можно осмотреть памятники архитектуры самостоятельно или в сопровождении экскурсовода в составе организованной группы. Для гостей предлагается несколько программ экскурсионного обслуживания, отличающихся тематикой, продолжительностью и стоимостью. Цена взрослого билета составляет 100-150 рублей, предусмотрены скидки для студентов, пенсионеров и детей.

Как попасть в музей «Малые Корелы»?

Архитектурно-исторический комплекс находится в 25 километрах от Архангельска. Добраться до него можно на личном или общественном транспорте. Ориентироваться следует на деревню Малые Корелы - именно возле нее находится заповедник с одноименным названием. До нужного населенного пункта следуют автобусы № 104, № 108, № 111. Многие туристические агентства города предлагают экскурсии с трансфером до музея и обратно в город. Если же вы едете на личном автомобиле - удобней всего воспользоваться навигатором или ориентироваться на указатели. Если место вашего отдыха или рабочей командировки - Архангельск, «Малые Корелы» - место, обязательное для посещения. Только здесь вы сможете насладиться всем великолепием северной архитектуры в ее первозданном виде. Посещение этого музея будет интересно каждому, но если вы сомневаетесь - приезжайте сюда на праздник или один из фестивалей.

В 25 километрах от Архангельска на крутом правом берегу Северной Двины находятся Малые Корелы - уникальный музей под открытым небом, где собраны более 100 различных деревянных строений из разных регионов Русского Севера.

На рубеже XIX-XX веков сельское население Архангельской области было значительно более многочисленным, чем в наше время. В XX веке в силу ряда причин и событий в нашей стране начался активный отток жителей в города, многие далёкие деревни становились либо совсем заброшенными, либо численность жителей в них уменьшилась в разы. Но эти далёкие уголки Русского Севера сохранили много уникальных памятников старины, быта и традиционной русской культуры - экспозиция музея деревянного зодчества Малые Корелы разделена на четыре сектора по тем местам, откуда были перевезены строения: «Каргопольско-Онежский», «Двинской», «Мезенский» и «Пинежский». Крестьянские и купеческие избы, амбары, ветряные мельницы, деревянные церкви перед перемещением сюда разбирались по брёвнам и заново собирались уже на территории музея-заповедника. Музей был основан в 1964 году, но его экспозиции продолжают обновляться - так, в настоящее время создаются «Поморский» и «Важский» секторы.

1. Для начала - несколько общих фотографий Малых Корел со стороны.

5. Начнём с Каргопольско-Онежского сектора и ветряных мельниц.

8. Дом-двор И.Е. Кириллова был перевезен в Малые Корелы из деревни Киселёво Каргопольского уезда и представляет собой типичный образец дома с двухрядной связью хозяйственной и жилой частей. Жилая часть дома представляет собой двухэтажный четырёхстенок под двускатной кровлей, на первом этаже которого расположены зимняя изба и подклет для хранения продуктов. На втором этаже - две летние избы, соединённые проходной комнатой. Вход в хозяйственный двор устроен на первом и втором этажах дома. На поветь ведёт крытый взвоз. Это типичная конструкция деревенских домов Русского Севера.

9. На главной площадке Каргопольско-Онежского сектора находятся колокольня и Вознесенская пятиглавая церковь 1669 года из древнего села Кушерека Онежского уезда. Кушерека было очень крупным селом, центром одноименной волости - к 1905 году население его составляло 1679 человек, в 1920 году было 1286, а сейчас - 11… К сожалению, такая же судьба постигла в XX веке многие деревни Севера.

13. Шатровая колокольня из села Кулига Дракованова является одной из самых древних колоколен башенного типа на семнадцати столбах. Возможно, прообразом колоколен такого типа явились сторожевые башни, стоявшие в старину на подступах к городам и сёлам.

14. Пересекаем по мосткам болотистую ложбинку и оказываемся Двинском секторе.

15. Георгиевская шатровая церковь датируется XVII веком и была перевезена в музей из села Вершино Верхнетоемского района.

16. Дом-двор А.В. Щёголева 1826 года постройки был перевезен в Малые Корелы из деревни Ирта Яренского уезда Вологодской губернии. В жилой части дома находятся два жилых помещения: летняя и зимняя избы. Над избами прямо под крышей располагается светелка (летнее жилое помещение). Окна украшены наличниками в форме гребешков, а крыльцо установлено с главного фасада и устроено на массивном столбе, украшенном витиеватой, объемной резьбой.

19. Ещё один жилой дом XIX века - из деревни Семушинская Красноборского района.

20. Осмотрим внутренние помещения.

21. Вход-въезд в хозяйственную часть, традиционно для деревень Русского Севера располагавшуюся под одной крышей с жилыми строениями.

22. В заключение прогулки по Двинскому сектору посмотрим кузницу.

23. По соседству с Двинским расположены Пинежский и Мезенский сектора Малых Корел - здесь также представлены деревенские избы, ветряные мельницы, часовни, различные хозяйственные строения.

25. Троицкая часовня датируется началом XVIII века и находилась в деревне Вальтево Пинежского района.

26. Переместимся в Мезенский сектор и немного отдохнём… :)

27. С крутого обрыва открывается замечательный вид на окрестные леса и луга, вдалеке просматривается широкая лента Северной Двины, за которой виднеется индустрия Новодвинска.

Малые Корелы (Архангельская область, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

В 25 км к юго-востоку от Архангельска находится музей деревянного зодчества и народного искусства северных районов России «Малые Корелы». Формирование экспозиции началось в 1968 году, а в 1973 году в окрестностях одноименного села на правом берегу Северной Двины открыли этот уникальный музей под открытым небом.

Достопримечательности

На территории музея в 140 га разместили 120 памятников народной деревянной архитектуры XIX-нач. XX в. - это гражданские, общественные и церковные постройки. Самые старые из них - Георгиевская церковь (1672 год, высота с крестом 36 м), Вознесенская церковь «Кубоватый храм» (1669 год) и колокольня из деревни Кулига-Дракованово (XVI в.) - самая древняя деревянная колокольня, сохранившаяся в России.