Милосердие тита моцарт. В. А. Моцарт. Опера «Милосердие Тита. Вокальный ансамбль Intrada

Московский государственный академический Камерный музыкальный театр имени Б.А. Покровского. Вольфганг Амадей Моцарт. Милосердие Тита: Опера-сериа в двух действиях. Итальянское либретто К. Маццола по тексту П. Метастазио.
Исполняется на итальянском языке с русскими субтитрами.
Премьера состоялась 8 марта 2017 года.

https://www.youtube.com/watch?v=qN10RgL0wbg

Вольфганг Амадей Моцарт сочиняет "Милосердие Тита" (La clemenza di Tito) в 1791 году за несколько месяцев до смерти, причем сочиняет в кратчайший срок по случаю восхождения Леопольда II на богемский трон. Известно, что эта опера нанесла серьезный удар по самолюбию его знаменитого в свое время соперника - итальянца Антонио Сальери, который отказался от заказа из-за слишком сжатых сроков; Моцарт же справился с этим. Первый биограф Моцарта Франц Ксавер Нимечек отмечает, что "в ней есть несуетная величественность, которая мягко, но оттого не менее глубоко воздействует на чувствительную душу".
Идея новой постановки на итальянском языке не самой известной в России оперы венского классика принадлежит музыкальному руководителю театра, народному артисту СССР Геннадию Рождественскому, который пригласил к сотрудничеству дирижера-постановщика Игната Солженицына; позже к проекту присоединился режиссер-постановщик Игорь Ушаков. Немаловажную роль в спектакле играет визуальная составляющая: художник-постановщик Теодор Тэжик известен своими новаторскими концепциями.
Игорь Ушаков: "Я избегаю высказываться по поводу концепции спектакля, потому что это ведет к однозначности восприятия. Мы пытаемся рассказать эту историю, поворачивая ее чуть вправо или чуть влево, не кардинально, не меняя сути произведения, но стараемся посмотреть на сюжет с точки зрения нашего времени. На мой взгляд, в этой опере нет подводных течений, скрытых смыслов. Она об идеальной дружбе и идеальной любви, о предательстве дружбы и предательстве любви и стоящем над всем этим милосердии".
Либреттист Катерино Маццола переработал чрезвычайно популярный в свое время текст Пьетро Метастазио (среди других на него писали Кристоф Виллибальд Глюк, Иоганн Кристоф Бах, Доменико Скарлатти), сократив три акта до двух, добавив ансамблевые номера и усилив динамизм действия. Оперу seria оживили черты buffa, но общая атмосфера "серьезной" оперы сохранилась. Музыковеды Павел Луцкер и Ирина Сусидко считают, что по отношению к своим зрелым венским операм Моцарт как бы идет вспять, стремясь поднять сольное пение на прежнюю высоту - в полном соответствии с нормами оперы seria. Вместе с тем дирижер Николаус Арнонкур усматривает в "Милосердии Тита" и дорогу в будущее. По его мысли, таким был бы путь Моцарта в области музыкальных драм XIX века: здесь он находит музыкально-драматические эффекты, которые вновь появятся только у раннего Верди.
Действующие лица:
Тит Флавий Веспасиан, римский император
Вителлия, дочь убитого императора Вителлия
Секст, друг Тита, влюбленный в Вителлию
Сервилия, сестра Секста
Анний, друг Секста, влюбленный в Сервилию
Публий, префект

Приблизительная продолжительность спектакля – 175 мин.

Дирижёр: Гарри Бикет
Режиссёр-постановщик: Жан-Пьер Поннель
Художник-постановщик и художник по костюмам: Жан-Пьер Поннель
Художник по свету: Джил Векслер
Состав: Сервилия – Люси Кроу, Вителлия – Барбара Фриттоли, Секст – Элина Гаранча, Анний – Кейт Линдси, Тит – Джузеппе Фильяноти

«Милосердие Тита» – предпоследняя опера Моцарта, написанная в чрезвычайно короткий срок по случаю восхождения императора Леопольда II на чешский трон. Хотя либретто Пьетро Метастазио принадлежало к числу самых популярных в Европе (на этот текст было сочинено более 40 опер!), а Катерино Маццола сделал для Моцарта удачную обработку, сократив три акта до двух, пражская премьера «Милосердия» в 1791 году не стала столь же успешной, сколь прежние постановки моцартовских творений. Сыгранную «к дате» оперу отложили на долгие годы, и заслуженную репутацию ей принес уже ХХ век.

Одним из тех, кому «Милосердие Тита» обязано нынешней известностью, можно смело назвать режиссера Жана-Пьера Поннеля: его спектакль в Кельне в 1969 привлек всеобщее внимание и интерес к почти забытому шедевру. В 1976 Поннель снова поставил «Милосердие Тита», на этот раз в Зальцбурге, в соавторстве с Джеймсом Ливайном, а с 1984 их совместная работа появилась на афише Метрополитен, откуда не сходит все эти долгие годы.

Жан-Пьер Поннель начинал свою театральную карьеру в первую очередь как художник. Именно потому его спектакли всегда беспроигрышно красивы и гармоничны. В своих моцартовских работах (и «Милосердие Тита» не исключение) он соединяет исторический антураж с костюмами эпохи Просвещения, выстраивая сюжет из римской жизни так, как он мог бы привидеться самому Моцарту и его современникам. Рецензенты американской премьеры тридцать лет назад упрекали Поннеля в том, что сцена Мет оказалась велика для камерных мизансцен «Милосердия». Однако трансляция на киноэкраны, ориентированная на крупные планы, с легкостью нивелирует этот недостаток постановки, а ее классический дух, проверенный временем, донесёт в полной мере.

В нынешнем сезоне роль милосердного императора Тита исполнит Джузеппе Фильяноти, раздираемого страстями Секста – Элина Гаранча, Барбара Фриттоли споёт мстительную Вителлию, Кейт Линдси и Люси Кроу сыграют молодую влюблённую пару, Анния и Сервилию. За дирижерским пультом – специалист по музыке барокко Гарри Бикет.

Акт первый

Рим, первый век нашей эры. Римский император Тит любит Беренику, дочь царя Иудеи. Вителлия, дочь предыдущего императора, считает, что трон должна занять только она, и просит своего юного обожателя Секста убить Тита. Секст – близкий друг императора, но ради Вителлии он готов на все (дуэт Come ti piace imponi ). Анний, друг Секста, сообщает ему, что в интересах государства Тит не женится на Беренике. У Вителлии зарождается новая надежда, и она просит влюбленного отложить заговор (ария Deh se piacer mi vuoi ). Анний напоминает Сексту о своем желании взять в жены его сестру Сервилию. Молодые люди рады скрепить этим браком свою дружбу (дуэт Deh prendi un dolce amplesso ).

На форуме римляне восхваляют Тита (хор Serbate, oh Dei custodi ). Император сообщает Сексту и Аннию, что избрал в жены римлянку – Сервилию. Анний дипломатично отвечает, что приветствует этот выбор. Тит высказывает мысль о том, что единственная радость власти состоит в возможности помочь другим. Анний рассказывает Сервилии о нависшей над ними угрозе, она отвечает, что любит его одного (дуэт Ah perdona al primo affetto ).

В своих покоях во дворце Тит излагает свою философию прощения начальнику стражи Публию. Входит Сервилия и признается императору, что она обещала стать женой Анния. Тит благодарит ее за честность и отвечает, что не женится на ней против её воли (ария Ah, se fosse intorno al trono ). Вителлия, еще не знающая, что Тит изменил свое решение, гневно обрушивается на Сервилию и просит Секста тотчас же убить императора. Он клянется любимой, что её желание – приказ для него (ария Parto, ma tu ben mio ). Когда он уходит, Публий и Анний сообщают Вителлии, что император избрал в жены её. Та отчаянно пытается остановить Секста, но уже поздно (терцет Vengo... aspettate... ).
Заговорщики под предводительством Секста поджигают Капитолий. Секст, мучимый стыдом, встретившись с Аннием, избегает отвечать на его вопросы и бросается прочь. Появляется Сервилия, затем Публий и, наконец, Вителлия. Они все ищут Секста и считают, что Тит мертв. Секст возвращается в поисках укрытия. Он признается в своем преступлении, умалчивая о соучастии Вителлии.

Акт второй

Анний рассказывает Сексту, что император жив. Секст кается в своем преступном покушении, не называя, однако, причины, Анний советует ему признаться во всем Титу и надеяться на прощение (ария Torna di Tito a lato ). Вбегает Вителлия и молит Секста спасаться бегством, но уже поздно: один из заговорщиков выдал его, и входит Публий с солдатами, чтобы взять его под стражу. Секст просит Вителлию помнить о его любви, та раскаивается в своем решении, но в то же время опасается за себя (терцет Se al volto mai ti senti ).

Римский народ ликует, что император остался жив (хор Ah grazie si rendano ). Тит пытается понять причины заговора и сомневается в неверности Секста. Публий предостерегает его от чрезмерной доверчивости. Когда объявляют, что Секст во всем сознался и приговорён сенатом к смерти, Анний просит императора проявить сострадание (ария Tu fosti tradito ). Тит не подпишет смертный приговор, пока не поговорит с Секстом лично (речитатив Che orror! che tradimento! ).

Наедине с императором мучимый раскаянием Секст всё же не произносит имени Вителлии, принимая всю вину на себя. Перед тем, как его уводят, Секст просит императора помнить об их дружбе (ария Deh per questo istante solo ). Тит подписывает смертный приговор, но затем разрывает его: он не может стать тираном и казнить друга. Он обращается к богам, говоря, что если они хотят видеть его жестоким блюстителем закона, они должны забрать у него человеческое сердце (ария Se all’impero, amici dei ). Сервилия и Анний просят Вителлию помочь спасти осуждённого. Та понимает, что скорее признается в преступлении, чем заплатит за трон жизнью Секста (речитатив и ария Ecco il punto, o Vitellia…Non più di fiori ).

Тит должен вот-вот произнести приговор Сексту, когда входит Вителлия и сознается, что она одна ответственна за покушение. Смущённый император отвечает, что так или иначе намеревался простить Секста. Он объявляет о помиловании всех заговорщиков (речитатив Ma che giorno è mai questo? ). Римский народ славит Тита за его доброту и просит богов даровать ему долгую жизнь (секстет с хором Tu, è ver, m"assolvi ).

В.А. Моцарт опера «Милосердие Тита»

Парадоксально, но у великого Моцарта есть сочинение, которое до сих пор вызывает много противоречивых суждений – это опера «Милосердие Тита». Некоторые считают, что только гениальный композитор способен написать такое произведение за 18 дней, другие же наоборот предполагают, что из-за поспешности сочинения данного творения «Милосердие Тита» не является шедевром достойным великого маэстро. Да, действительно в этом произведении Моцарта нет «хитов», как в других его операх, тем не менее музыка потрясающе красива и заслушивает восхищения.

Краткое содержание оперы Моцарта «» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Тит Веспасиан тенор правитель римской империи из династии Флавиев
Вителлия сопрано дочь низвергнутого императора Авла Виттелия
Секст меццо-сопрано патриций, друг Тита, влюблённый в Вителлию
Сервилия сопрано сестра Секста
Анний меццо-сопрано патриций, друг Секста, возлюбленный Сервилии
Публий бас префект, командир преторианской гвардии

Краткое содержание «Милосердия Тита»


Рим. Последняя четверть первого века нашей эры. Время властвования императора Тита из династии Флавиев.

Самолюбивая Виттелия, дочь низвергнутого, а затем и убитого правителя Авла Вителлия, возмущёна тем, что правитель отверг её, увлёкшись «варварской» царевной Береникой. Она побуждает Секста, близкого друга Тита, принять участие в заговоре и убить императора, в награду за это пообещав свою любовь. Как только безрассудно влюблённый в Виттелию Секст даёт своё согласие.ю появляется Анний и сообщает другу, что император срочно хочет его видеть, при этом добавляя, что благоразумный Тит на радость римлянам отправил свою возлюбленную израильтянку на родину. Виттелия, услышав приятную новость, тут же повелела Сексту приостановить исполнение коварного замысла. Анний, когда юноши остались одни, просит своего друга получить у императора разрешение на его брак с Сервилией - сестрой Секста, которую давно любит. Секст с радостью обещает помочь.

На центральной площади города римляне, ликуя, прославляют императора. Туда же приходят Секст и Анний. Оставшись с друзьями наедине, Тит поведал им, что в угоду жителям Рима он хочет взять в жёны достойную девушку и его выбор пал на Сервилию – сестру Секста. Анний поражён таким решением императора, но возразить ему не смог. Оставшись один, юноша сам себя успокаивает тем, что его возлюбленная займёт достойное для неё место императрицы, а он будет только ей преклоняться. Появляется Сервилья, которой несчастный Анний сообщает, что выбор Тита пал на неё и она теперь невеста императора. Девушка, поражённая услышанной новостью, заявляет своему избраннику, что она искренне его любит и больше никого другого не сможет наделить этим чувством.

Дворец императора. К Титу, погружённому в раздумья, подходит Сервилья. Девушка откровенно признаётся повелителю о любви к Аннию, но добавляет: если император будет настаивать на намерении сделать её своей женой, то она покориться. Тит, поражённый жертвенным поступком Анния, а так же честностью Сервильи, изрёк, что такой любви он препятствовать не может. Далее разгневанная Виттелия, услышав новость о намерении Тита жениться на Сервильи, вновь подстрекает Секста на убийство императора. Как только юноша отправляется, чтобы исполнить коварный замысел своей возлюбленной, появляются Публий и Анний с последним известием, что своей избранницей правитель объявил Виттелию. Девушка потрясена, ведь остановить Секста она уже не может.


Мятежники поджигают храм на Капитолийском холме. Анний, Сервилия, Виттелия и Публий подходят к Капитолию. Секст, терзаемый муками совести, извещает их, что император убит.

Анний уединившись с Секстом в императорском саду, хочет успокоить его своим сообщением: Тит чудом остался жив. В ответ Секст признаётся другу, что он был зачинщиком мятежа и поэтому намерен покинуть Рим. Анний советует приятелю остаться и делами доказать свою преданность императору, однако Секст, поддавшись затем на уговоры Виттелии, всё же собрался бежать. Его планы нарушает прибывший Публий, который арестовывает и сопровождает организатора заговора на суд Сената. Тит не верит в измену Секста, и даже когда Публий приносит ему решение о смертном приговоре, вынесенное Сенатом, правитель сомневается. Он просит префекта привести к нему юношу, чтобы самому удостовериться в измене друга. Секст, никого не выдавая, признаёт свою вину и Титу ничего не остаётся, как согласиться на смертную казнь.

Виттелия потрясённая тем, что любовь Секста к ней настолько велика, что он её не выдал, в день казни подошла к императору с признанием своей вины. Тит поразмыслив, милосердно прощает всех, а ликующая толпа прославляет его милосердие и мудрость.


Фото



Интересные факты

  • Опера «Милосердие Тита» является самым малоисполняемым произведением Моцарта .
  • Итальянец Пьетро Метастазио, на текст которого написана эта опера, в своё время считался одним из самых популярных либреттистов. Его оперные сценарии расценивались современниками как образцовые. В результате на 26 оперных текстов, сочиненных драматургом, в 18-ом веке композиторами было создано более 2000 музыкальных спектаклей.
  • «Милосердие Тита» написано Метастазио в 1733 году, а впервые было представлено с музыкой итальянского композитора Антонио Кальдара в 1734 году как подношение на именины Карла VI - императора Священной Римской империи. С тех пор на этот текст разными композиторами, среди которых И. Бах , К. Глюк , И. Хассе, Н. Йоммелли, Д. Скарлатти было написано более четырёх десятков оперных произведений, обычно исполняемых в день коронации или именин монарших особ.


  • В центре сюжета оперы «Милосердие Тита» был представлен римский император Тит Флавий Веспасиан. Он правил в Риме с 79 по 81 год первого века нашей эры и отличался милостью, великодушием, благородством и особым снисхождением к своим подданным. Император Тит был первым римским правителем, к которому власть перешла по наследству.
  • Всех удивляло, что Моцарт смог написать такую оперу всего за 18 дней. Но особый удар по чувству собственного достоинства был нанесён композитору Антонио Сальери, который занимал пост придворного композитора и при императорском дворе пользовался особым авторитетом, однако из-за сокращённых сроков отказался выполнить заказ.
  • Моцарт, работая в Праге над оперой «Милосердие Тита», для того, чтобы немного отвлечься, почти каждый день посещал питейное заведение, развлекаясь там игрой на бильярде. Компаньоны замечали, что во время сеанса он постоянно напевал какие-то мотивы, затем доставал блокнот, что-то там отмечал и далее вновь продолжал игру. Каково же было удивление друзей, когда уже знакомые им мелодии, услышанные впервые в трактире, прозвучали в опере «Волшебная флейта ». Это говорит о том, что мощь творческого гения позволяла Моцарту заниматься одновременно разными делами, а его творческая работа была непрерывной.
  • В России впервые оперу «Милосердие Тита» представили артисты немецкой труппы в 1809 году. Русская постановка музыкального спектакля была осуществлена в 1817 году, а вот запланированному на июль 1826 года показу оперы помешала казнь декабристов. Николай I не захотел следовать примеру милосердного римского императора: революционеров повесили, а спектакль запретили.
  • Особый интерес к данному творению Моцарта начал возрастать в конце 60-х годов прошлого столетия и «Милосердие Тита» очень часто стало появляться в записях (на сегодняшний день их насчитывается более сорока). Помимо этого известно несколько замечательных экранизаций произведения, среди которых наиболее примечательны фильмы-оперы: 1980 года (Германия), 1991 года (Великобритания), 2005 года (Франция), 2012 года (США.)

Популярные номера из оперы «Милосердие Тита»

Дуэт Вителлии и Секста «Come ti piace imponi» (слушать)

Ария Вителлии «Deh se piacer mi vuoi» (слушать)

Ария Тита «Ah, se fosse intorno al trono» (слушать)

История создания «Милосердия Тита»

В последний летний месяц 1791 года, незадолго до своей безвременной кончины, Моцарт получил от импресарио Доменико Гуардазони предложение, на которое, несмотря на плохое самочувствие, с удовольствием согласился. Это был заказ на сочинение оперы «Милосердие Тита», постановкой которой дирекция Пражского Сословного театра намеревалась отметить предстоящее значимое событие в жизни чешского государства: коронацию императора Священной Римской империи Леопольда II в качестве короля Богемии.

Это поручение пришлось Моцарту по душе: во-первых, Вольфгангу очень нравилась Прага, где в отличие от Вены его музыку принимали с большим радушием, во-вторых, композитору нужны были деньги, так как болезнь его жены требовала значительных затрат, ну а кроме того Моцарт всё же не оставлял надежды приблизиться к императору. Однако дав согласие написать эту оперу, он, прежде всего очень выручил Гуардазони, поскольку о дате коронации, назначенной на 6 сентября, все узнали только за два месяца до знаменательного события, а такой важный исторический факт полагалось обязательно отмечать грандиозной театральной премьерой. Чехи соответственно обратились с просьбой к известному импресарио, хотя тем самым поставили его в затруднительное положение, ведь времени на подготовку такого мероприятия оставалось очень мало.

Выбирать сюжет для оперы долго не пришлось, ведь уже было принято на такие торжества ставить спектакль, в котором всё содержание сводилось к возвеличиванию государственного правителя. Как нельзя лучше для такого грандиозного торжества подходило либретто к опере-seria «Милосердие Тита», знаменитого итальянского драматурга Пьетро Метастазио которое он создал более пятидесяти лет назад. Само собой разумеется, что, прежде всего с просьбой о написании оперы Гуардазони обратился к композитору Антонио Сальери, чьё творчество ценили при императорском дворе, но тот сразу отказался, ссылаясь на большую занятость. Предложение импресарио отклонили также и другие музыкальные сочинители. Согласился только Моцарт, несмотря на то, что в этот творческий период он завершал работу над «Волшебной флейтой » и помимо того начал сочинять свой знаменитый «Реквием ».

Либретто, написанное Метастазио в 1733 году, Моцарт посчитал несколько устаревшим и поэтому с просьбой освежить его маэстро незамедлительно обратиться к поэту Катарино Мадзола, который внёс в текст существенные изменения. Опера из трёхактной превратилась в двухактную, однако стала более динамичной.

Времени для сочинения и постановки оперы, которая включала в себя 27 номеров, оставалось совсем немного, и поэтому композитор приступил к её сочинению уже в карете на пути следования из Вены в Прагу. Работа была очень напряжённой, ведь Моцарт писал партитуру и днём и ночью, что соответственно сказывалось на его итак, подорванном здоровье.


Вероятно небольшую помощь маэстро оказал его ученик Франц Зюсмайер, так как по некоторым предположениям именно он написал для оперы так называемые «сухие» речитативы. Премьера оперы состоялась в положенный срок, но написанная в ускоренном темпе успеха у слушателей она не имела, а императрица и вовсе заявила, что это не музыка, а «немецкая дрянь». Соответственно этим произведением упрочить своё положение при императорском дворе Моцарту не удалось, но гонорар в размере двухсот дукатов, который в то время являлся значительной суммой, его вполне устраивал. После коронации «Милосердие Тита» было показано ещё несколько раз, но маэстро это уже больше не волновало, он беспокоился о предстоящей премьере «Волшебной флейты», которая должна была состояться 30 числа того же месяца.

Постановки

После премьеры, состоявшейся 6 сентября 1791 года, «Милосердие Тита» в Праге было показано еще несколько раз. Последний спектакль, датируемый 30-м сентября, по сведениям некоторых источников, был воспринят зрителями довольно хорошо.

Далее, на протяжении 19 века, с различными изменениями в либретто, оперу изредка ставили, но в основном для церемониальных целей. Например, в 1806 году её впервые увидели зрители Лондона, в 1818 году «Милосердие Тита» покорило сцену миланского «Ла Скала», в 1824 году его поставили в Мюнхене в честь 25-й годовщины правления курфюрста Максимилиана IV Иосифа, а в 1848 году вновь сыграли на коронации императора Австрийской империи Франца Иосифа I.


Следует отметить, что особую переоценку данное сочинение Моцарта получило лишь во второй половине 20-го столетия благодаря талантливому французскому оперному режиссёру Жан-Пьеру Поннелю. Его кёльнская постановка «Милосердия Тита» в 1969 году привлекла всеобщее внимание к подзабытому в то время произведению музыкального гения. В 1976 году Поннель возобновил постановку спектакля, но на этот раз в австрийском Зальцбурге, а через восемь лет название оперы появилось на афише «Метрополитен-опера». С тех пор опера стала пользоваться популярностью с возобновлением постановок на лучших мировых сценах. Представление спектакля увидели зрители Мюнхена, Берлина, Вены, Стокгольма, Неаполя, Брюсселя, Лондона, Гамбурга, Цюриха. В России особенно примечательными были спектакли в постановках театра Геликон-опера в 2006 году, а также Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского в 2017 году.

» - эта опера великого Моцарта , несмотря на разноречивые суждения, полноправно занимает место в сокровищнице мировой музыкальной культуры. Ценность произведения не только в прекрасной музыке, но и в том, что помимо извечных тем: дружбы, преданности, любви, ненависти и предательства композитор затрагивает в нём важную проблему, которая остаётся актуальной и в нынешнее время - это вопрос о власти и правителях. Однако, к сожалению, идеальный образ повелителя, созданный гениальным маэстро, остаётся таковым только на театральной сцене.

Вольфганг Амадей Моцарт «Милосердие Тита»

Музыкальный шедевр в скромном наряде

«Милосердие Тита» В.А. Моцарта в постановке Камерного музыкального театра имени Б.А. Покровского.

Милосердие Тита (La Clemenza di Tito) – опера В.А. Моцарта, сочинённая в кратчайшие сроки за несколько месяцев до смерти автора. Именно из-за сжатых сроков от этого заказа отказался Антонио Сальери.
Первая постановка состоялась в Пражском Сословном театре 6 сентября 1791 года и была приурочена к восхождению австрийского императора Леопольда II на престол Богемии.
Исторический император Тит правил с 79 по 81 годы. Его недолгое правление было отмечено большим пожаром в Риме и извержением Везувия, в результате которого погибли знаменитые Помпеи. При ликвидации последствий этих катаклизмов император проявил большую щедрость, в связи с чем, приобрёл репутацию идеального правителя.
Исторический Тит – сложная и неоднозначная фигура, по поводу которой существуют противоречивые оценки, диаметрально противоположные свидетельства. Тит участвовал в Иудейской войне, в том числе в период разрушения Иерусалимского Храма. По Риму ходили слухи о связи Тита с иудейской царицей Береникой, ожидаемый брачный союз с которой вызывал возмущение столичной общественности, помнившей об отрицательном влиянии на римскую политику Клеопатры.
Тит также известен тем, что стал первым правителем в истории Рима, унаследовавшим власть от родного отца, после смерти которого прикладывал большие усилия, направленные на завоевание симпатий римлян. В частности, Тит выслал из Рима Беренику, отказывался от расправ над уличёнными в измене сенаторами, много внимания уделял благотворительности. Именно этим сторонам деятельности Тита, посвящена опера Моцарта.
Император Тит стал героем многочисленных опер эпохи барокко, среди которых: «Тит» Антонио Чести (Венеция, 1666 год), «Береника» Джузеппе Марии Орландини (Венеция, 1730 год) и другие постановки. Взаимоотношения Тита и Береники легли в основу пьес Жана Расина и Пьера Корнеля. Этот сюжет высоко ценил король-солнце Людовик XIV.
По подсчётам историков театра на либретто Пьетро Метастазио было написано около 50 опер. Самая известная из них принадлежит В.А. Моцарту, использовавшему значительно переработанную редакцию Катерино Маццола.
Постановка Московским государственным академическим Камерным музыкальным театром им. Б.А. Покровского этой редкой оперы – большой вклад в развитие театральной и музыкальной культуры России.
Одним из наиболее ярких образов спектакля является Вителлия в исполнении Татьяны Федотовой, которой великолепно удаются роли женщин волевых, целеустремлённых, женственных. Пленительное коварство и умение настоять на своём получаются у актрисы гениально. Клеопатра Татьяны Федотовой в опере Генделя «Юлий Цезарь в Египте» и её Оксана в «Черевичках» Чайковского бесподобны. Такой же неповторимой является и её Вителлия в «Милосердии Тита» Моцарта.
Татьяна Федотова чувствует эти роли. В них она великолепна и неподражаема. Психологи считают, что артистам лучше всего удаются роли соответствующие их соционическому, психологическому типу. Татьяне Федотовой удаются образы женщин сильных, знающих себе цену, умеющих добиваться поставленных целей. При этом актриса в совершенстве владеет методом Бориса Александровича Покровского, тем, что называется действенным анализом партитуры, действенным анализом произведения. Виртуозное мастерство владения Татьяной Федотовой методологией Покровского особенно наглядно проявляется именно в постановке Камерного музыкального театра оперы «Милосердие Тита», потому, что эта постановка по-модному бедна декорациями, а это значит, что создать атмосферу спектакля могут только гениальная музыка композитора, вокальные данные и драматические таланты артистов.
Есть мастерство, талант, опыт, но есть и эмоциональные, и жизненные циклы, обстоятельства времени и места, диктующие настроение отдельно взятой личности артиста. И, по-видимому, Татьяна Федотова находится на эмоциональном пике артистической формы, потому, что её исполнение Вителлии в «Милосердии Тита» потрясает! Это вершина действенного воплощения музыки! Триумф и апофеоз! Слушая и воочию наблюдая Татьяну Федотову совершенно забываешь о несоответствующих уровню композитора и талантам исполнителей декорациях, забываешь о бегущей строке перевода текста арий с итальянского языка на русский. Существуют только музыка, голос и характер актрисы, её жесты, переживания, эмоции, музыка Моцарта и совершенно органическое существование в ней. У Татьяны Федотовой всё уместно! Актриса, её голос и музыка неразделимы. Это Космос! Красота! Самостоятельная реальность, в которой даже убогие декорации не имеют никакого значения, так как просто растворяются, исчезают, становятся небытиём.
Татьяна Федотова пластична, голос её прекрасен, а роль сильной, снедаемой местью и амбициями женщины – её роль! Её голос, её драматический талант захватывают безраздельно и хочется ловить каждый жест, не пропустить ни одной ноты. Хочется кричать «Браво!» и не хочется нарушать ход событий, чтобы не упустить ничего из происходящего на сцене завораживающего действа! А внутренний голос при этом повторяет: Верю! Верю! Верю! Я Вам верю Татьяна Федотова и Вы прекрасны!
Умение вжиться в образ, глубокое чувство музыки, эмоциональное переживание роли делают Татьяну Федотову средоточием сценического действия, той Звездой, тем Солнцем, которое задаёт ритм собственной вселенной, задаёт систему координат всему спектаклю. Это непостижимое, магнетическое, сильное чувство переживания реальности на сцене и воздействия этой реальности на зрителя. Всплеск творческой энергии, эмоциональной силы, убеждённости и страсти актрисы на сцене. Образ Вителлии воплощённый Татьяной Федотовой на сцене Камерного театра 21 июня 2018 года – определённо феномен проявления сильнейшей личной энергетики и таланта.
Сотрудники музеев и картинных галерей Италии, а также психологи знают об одном иногда случающемся обескураживающем эффекте воздействия искусства на человека, так называемом синдроме Стендаля. Обычно он проявляется под влиянием потрясения от красоты архитектуры и других пластических и изобразительных искусств в учащении сердцебиения, головокружении, потере координации и других явлениях, характерных для потрясённой психики. Синдром получил название в честь Стендаля, описавшего своё состояние во время визита во Флоренцию: «Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шёл, боясь рухнуть на землю… Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего все стало бессмысленным, маленьким, ограниченным, так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишённой страстей, а значит, пороков и добродетелей».
Эмоциональное воздействие Татьяны Федотовой в роли Вителлии в «Милосердии Тита» пробуждает в особенно впечатлительных зрителях именно такие, описанные французским классиком, ощущения.
Роль Секста тонко интерпретирована Викторией Преображенской – яркой актрисой с магнетическим взглядом. Величественная Екатерина II в «Черевичках», загадочная Локуста в «Сервилии» и блистательная Фрида в опере Калеви Ахо «Фрида и Диего» Виктория Преображенская смогла создать образ страстный, честный, мятущийся. Вместе с Татьяной Федотовой в роли Вителлии образуется замечательный творческий альянс. Виктория Преображенская – актриса с особой энергетикой и ярким характером. Пара Татьяна Федотова – Виктория Преображенская чрезвычайно органична, актрисы хорошо дополняют друг друга.
Роль Сервилии в исполнении Наталии Риттер даже сложно охарактеризовать! Это полёт вдохновения и лёгкости! Образ очень светлый, ясный, трепетный! Наталья Риттер всегда прекрасна! Будь то Памина в «Волшебной флейте», или куртизанка в «Похождениях повесы», она везде органична, уместна, талантлива. Это удивительное явление нашей оперной сцены! Сервилия Наталии Риттер – воплощение нежности, женственности, честности, но и страстности! А какой у этой актрисы голос! В «Милосердии Тита» Сервилия и Анний в исполнении Ирины Кокориновой поют удивительный дуэт: «Ah, perdona al primo affetto...» который переходит в убаюкивающе прекрасный унисон: «Più che ascolto i sensi tuoi, In me cresce più l"ardor...» Это не музыка, это – мечта! Колыбельная счастливого детства! Роль Сервилии Наталии Риттер наверное будет одним из самых обаятельных её образов! Очень искренне! Очень нежно!
Художественно и артистически выразителен в роли императора Тита Игорь Вялых. Его иконописный лик и внутренняя предрасположенность делают из артиста идеального исполнителя этически безупречных, морально чистых героев, характеров без страха и упрёка.
Оперу-сериа можно во многом обвинять – искусственности, тенденциозности, идеологическом обслуживании правившей аристократической верхушки, но если отвлечься от всей этой социологии, культурологии, истории и воспринимать оперу-сериа как самостоятельный жанр, то можно констатировать, что она предстаёт в качестве красивой сказки, романтизированного идеала. И Игорь Вялых органично воплощает этот идеал. Его Тит – идеальный правитель, думающий, ищущий, сложный. Наверное, самая исчерпывающая характеристика его героя – психологическая тонкость. Образ императора Тита Игоря Вялых – недостижимый идеал властителя Золотого Века. Император Тит в исполнении артиста очень христианский (что конечно неверно с исторической точки зрения, но никак не влияет на целостность художественного образа и создающееся впечатление), естественный, живой, искренний и по-человечески обаятельный.
Как всегда прекрасен хор, состоящий из солистов Камерного театра, знакомых по другим спектаклям и множеству замечательных ролей.
Хочется выразить благодарность Московскому Государственному академическому Камерному музыкальному театру имени Б.А. Покровского за то, что коллектив взялся за постановку этой достаточно редко представляемой оперы Моцарта. Эта постановка самим фактом своего рождения продолжает традиции Камерного театра, которые были заложены его основателем – постоянный поиск мало известных российской публике гениальных произведений прошлого.
Артисты Камерного театра Б.А. Покровского достойны высших оценок. Однако сценические решения постановки не столь однозначны. Декорации и костюмы представляют стилистическое единство. Всё «стильно», «современно», но и... холодно, отчуждённо, может быть даже бездушно. Эдакий «Чёрный квадрат» Малевича в сценическом воплощении. Правда в данном случае «Белый квадрат», так как декорации преимущественно представлены в белой цветовой гамме...
Несколько утрируя можно сказать, что замечательному, талантливому коллективу Камерного театра приходится раскрывать свои драматические и вокальные способности в... коробке из гипсокартона (или из чего изготовлены эти декорации?) При взгляде на сцену, прежде всего возникает подозрение, что, наверное, такое решение было принято из экономии. Затем появляется вопрос о том, а что экономили? Время? Деньги? Или и то, и другое одновременно? Или это дань «моде» на примитивизацию и упрощение, а не погоня за дешевизной? Ответов на эти вопросы у зрителей нет. Между тем, пришлось столкнуться с человеком – на протяжении многих лет верной поклонницей Камерного театра, которая «насладившись» один раз эстетикой декораций спектакля зареклась от повторного посещения «Милосердия Тита». И тут не помогает ни гениальность музыки Моцарта, ни таланты артистов, ни искренняя любовь и многолетняя верность Камерному театру... Очень жаль, когда один из элементов оперного спектакля перечёркивает в восприятии людей другие несомненные достоинства постановки.
Этот пример говорит о том, что бедность, или, скажем более поэтично, аскетичность декораций, в данном случае большая маркетинговая ошибка. Это ошибка, прежде всего потому, что ассоциативное мышление зрителей уже готово к восприятию привычной «картинки» условного Древнего Рима. Тем более, воспитанные на классических постановках Б.А. Покровского, его соратников и последователей, зрители Камерного театра закономерно ожидают от постановок красоты и художественной достоверности. «Юлий Цезарь и Клеопатра», «Воскрешение Лазаря» и, прежде всего, непревзойдённая «Сервилия» – примеры эстетики Камерного театра. А «Джанни Скикки»? «Волшебная Флейта»? «Три Пинто»? Эти спектакли эстетически и художественно закончены, целостны. Будут с тёплым чувством вспоминаться и годы спустя. На этом фоне «Милосердие Тита» откровенно бедно. Я посетил этот спектакль три раза. И могу сказать, что при первых посещениях непроизвольно ловил себя на мыслях о декорациях. Вот тематика размышлений: «какой шедевр сделали бы из этой оперы братья Вольские!», «а если поставить этот спектакль в декорациях «Сервилии»? или «Турка в Италии»? Для успеха постановки у публики это не очень хорошие мысли, свидетельствующие о том, что что-то сделано не так. Театр, сотрудники которого были в состоянии восстановить гениальные декорации «Похождений Повесы» не может так упрощаться. Если только это не соображения экономии, или очень сложная задача, например, решаемая коллективом Камерного театра в «Орфее» Глюка. Там сверхсовременные сценические решения кажутся оправданными, но это отдельная сложная тема.
Даже в текущем варианте декораций «Милосердия Тита» можно было что-то придумать, задрапировать этот бледный стилистически выверенный триумф минимализма и гипсокартона над художественным вкусом приличествующим опере-сериа.
При этом нельзя не отметить, что отдельные декорационные решения не лишены оригинальности, по-своему интересны. Красиво и концептуально уместно смотрятся световые решения восстания и пожара в Риме, смены времени суток, выражаемой, в том числе, посредством раскрывающихся люков потолка, из которых на сцену падают яркие снопы света. Если бы эти снопы света падали из раскрывающихся ставен верхней анфилады, либо из распахивающихся бархатных или парчовых занавесок, то общая картина визуального восприятия спектакля была бы более гармоничной. Интересны костюмы, красиво смотрятся артисты хора в своих ниспадающих облачениях, на фоне выносимых на сцену больших зеркальных бликующих щитов. Все эти элементы интересны изолированно, интересны как решение художника-постановщика, как его личное самовыражение. Однако совершенно неочевидно как это «интересное самовыражение» согласуется с общей задачей режиссуры оперного спектакля, как оно дополняет, раскрывает, обогащает либретто, партитуру, задействованных замечательных артистов? Синтез неочевиден.
Но самое главное не это. У разных артистов, у разных их комбинаций, составов разная энергетика, в силу чего «средневзвешенный» успех спектакля целесообразно искать в удачных, хорошо воспринимаемых публикой визуальных решениях. Имеется в виду тот факт, что эстетически красивое визуальное решение спектакля отчасти повышает шансы на успех у публики, что позволяет меньше зависеть от текущего «средневзвешенного» состояния труппы, сыгранности актёров. И, напротив, в условиях крайней лаконичности и декорационной «пустоты» всё внимание зрительного зала приковано прежде всего к артистам. Можно возразить в этой связи, что лаконичность декораций как раз и призвана привлечь внимание зрительного зала к артистам, музыке, вокалу, смысловому содержанию, однако такое возражение будет объяснением от лукавого.
Нужно обладать актёрской и исполнительской энергетикой высочайшего уровня и эмоционального накала, чтобы суметь всецело завладеть вниманием публики до такой степени, чтобы она вовсе перестала думать о декорациях. Тандему Татьяны Федотовой и Виктории Преображенской, дуэту Наталии Риттер и Ирины Кокориновой удалось решить эту задачу. Но такой накал сценической страсти и захватывающего чувства – скорее счастливое исключение, чем правило.
Вокальные данные и актёрское мастерство высокого уровня отличают всех артистов Камерного театра, но магия индивидуальных комбинаций характеров и талантов сложно поддаётся рациональной калькуляции, драматическое воздействие на зрителей неравномерно. И в этой связи продуманные до мелочей декорации и костюмы могут помочь артистам в создании хорошо воспринимаемого целостного художественного облика всего спектакля. В противном случае, чтобы достичь понимания и одобрения придётся рассчитывать на сверхудачные комбинации талантов, синергетический эффект от положительного взаимовлияния участников сценического действия, а также на наилучшую форму всех задействованных артистов, так как в условиях отсутствия художественно проработанных декораций внимание к исполнителям возрастает многократно.
Между тем, опера – синтетическое, комплексное, сложносоставное искусство, в котором нет мелочей и которое воспринимается, должно восприниматься как ЦЕЛОЕ, гармоничное единство музыки, действия, вокального, инструментального, сценического и других искусств. Именно эту точку зрения всю свою долгую творческую жизнь отстаивал Борис Александрович Покровский, возмущавшийся тому факту, что кто-то ходит «слушать» оперу. Опера по Покровскому – высшее проявление содружества искусств и зрительные образы в ней играют не меньшее значение, чем акустическое восприятие. Тем более это справедливо для барочного жанра оперы-сериа. Опера-сериа в гипсокартоне особенно нелепа! Если только это не следствие ограниченности средств.
Б.А. Покровский ключевое внимание уделял действенному анализу партитуры. Именно в нём и состоит суть системы Покровского. Камерный театр всегда виртуозно доказывал приверженность этому методу и его принципам, особенности которого особенно ярко раскрываются при сценической визуализации оперных увертюр. Можно вспомнить увертюру к «Плащу» Пуччини, очень необычное гениальное решение действенного воплощения увертюры в «Волшебной флейте». А «Дон Жуан, или Наказанный развратник»? Фигура главного героя в плаще и шляпе выходящего из темноты на сцену и кидающегося под звуки увертюры на кованную решётку ограды? Такие сценические решения запоминаются на всю жизнь! Это красиво и действенно! что же мы видим во время звучания увертюры «Милосердия Тита»? Ничего. Музыка прекрасна, но может быть композитор хотел нам что-то сказать? Подготовить зрителей? Может быть режиссёр мог помочь нам раскрыть какую-то часть композиторского замысла, скрытого в партитуре? Режиссёр видимо не попытался найти ответы на эти вопросы.
Между тем, создаётся впечатление, что если бы декорации были более «жизненны» и художественно правдивы, то и решение действенного раскрытия увертюры нашлось бы само собой, совершенно в духе системы Покровского.
Это теоретические отступления технического порядка, которые ни в коей мере не опровергают того факта, что Камерный музыкальный театр в очередной раз подтвердил свою уникальность, так как вообще решился на постановку этой мало известной широкой публике, но несомненно достойной внимания и дальнейшей популяризации оперы Моцарта.
Постановка «Милосердия Тита» – ценный подарок Камерного театра зрителям. Тем более приятно, когда редкая опера исполняется таким удивительным коллективом. Опера-сериа – прекрасный жанр, за поддержание и развитие интереса к которому в нашей стране Камерный музыкальный театр достоин особой благодарности. Не менее важно и то, что при всей условности жанра оперы-сериа «Милосердие Тита» – спектакль о добродетели, торжествующей нравственности, проблемах выбора между добром и злом, верностью и изменой, честностью и предательством, милосердием и жестокостью, доверием и подозрительностью. Опера-сериа – величественный и возвышающий жанр. В наше время художественные произведения призванные возвышать и утверждать не слишком распространённое явление, в силу чего социальное, нравственное, воспитательное значение этого произведения только растёт.
Люди, которые приложили силы к созданию этой постановки сделали важное дело для развития театральной и музыкальной культуры России и достойны искреннего внимания к результатам своей работы, пополнившей сокровищницу российской культуры замечательным произведением оперного искусства.