Дивный новый мир николая полисского. Николай полисский

Николай Полисский - единственный в современном российском искусстве художник-лэндартист. С начала 2000-х годов он создает большинство своих произведений в деревне Никола-Ленивец в Калужской области - в четырех часах езды от Москвы, из подручных материалов и в соавторстве с исконными обитателями деревни. Его искусство можно с полным основанием назвать утопией - как в социальном, так и, собственно, в художественном плане.


Причем утопией осуществленной. В социальном измерении Полисскому удалось при помощи искусства возродить полузаброшенную деревню, превратив ее в настоящий культурный центр (с 2003 года здесь проходит международный фестиваль ландшафтной архитектуры «АрхСтояние») и сделав ее жителей полноправными участниками творческого процесса. Что же касается самого художественного проекта Николая Полисского, то он представляет собой своего рода выращивание на русской почве знаковых форм мировой архитектуры - от древности до модернизма: римский акведук из снега, вавилонский зиккурат из вязанок сена, сложенные из сучьев подобия конструктивисткой радиобашни Владимира Шухова или небоскреба-арки Дефанс. Воспроизведенные из местных материалов при помощи техник, отсылающих к традиционным деревенским ремеслам или забавам, они обретают универсальность и естественность даже не только архетипических, свойственных всем культурам постройкам, но неких природных явлений вроде птичьих гнезд или бобровых плотин.


«Большой адронный коллайдер» - произведение, относящееся к новому, придуманному Николаем Полисским проекту. Теперь незамутненное зеркало народного сознания должно отобразить уже не классическое наследие мировой архитектуры, но новейшие достижения науки. Собственно говоря, одно произведение подобного рода у Полисского уже было - это созданный в 2005 году «Байконур»: огромная инсталляция, состоящая из условных подобий ракет и стартовых комплексов, сплетенных, наподобие корзин, из лозы. Впервые показанная во дворе Третьяковской галереи во время Первой московской биеннале современного искусства, эта инсталляция потом была перевезена в Никола-Ленивец, где была сожжена во время ставшего традиционным масленичного фестиваля. Уже тогда наука прочитывалась через призму ритуала и магии. Связующим звеном между космическими ракетами и их плетеными подобиями стало пламя. А выход во внеземное пространство превратился в сожжение, напоминающее погребальные костры, обеспечивающие покойнику переход в другой мир.

Вселенский Разум

Сенная Башня

Границы Империи

Дровник

Лихоборские ворота

Жар-Птица

Бобур

Масленица набирает популярность - рестораны выдают блинное меню, а горожане все чаще едут на природу, чтобы сжечь масленичное чучело. В Никола-Ленивце Масленицу празднуют не первый год, но на этот раз масштаб небывалый - жители села построили 30-метровый костер из деревянного мусора и веток по проекту Николая Полисского. Объект назвали «Пламенеющая готика», в честь знаменитого архитектурного стиля, сжигать сооружение будут в эту субботу.

The Village поговорил с Николаем Полисским об этой акции.

Николай Полисский

художник

На Масленицу было множество всяких традиций с эротическим подтекстом, обычаи у каждой деревни и области были свои: выбегали голышом в снег, имитируя мытье в бане, или на праздник назначался король, который должен был читать на морозе торжественные речи голым. Или, например, избивали старыми лаптями тех, кто неправильно отвечал на вопрос, скоро ли весна, - это, правда, делали уже в одежде.

Масленица - истинно народный праздник, нетронутый, чистый. Его пытались и пытаются протокольно зарегламентировать, чтобы все гуляли по шаблону, но в Масленице еще есть народный запал. Но, кроме поедания блинов и огненного действа, все остальные традиции сейчас забыты. На площадях городов мы видим фольклорное празднование времен брежневского масскульта, с фальшивой народностью. Все это, на мой взгляд, лишено истинных корней и выглядит скучно. Прорываются некоторые забавные реконструкции из прошлого, но, безусловно, истинные мистические смыслы пропали.

Мы в Никола-Ленивце пытаемся не реконструировать какую-то традицию, а с новой силой и энергией экспериментировать в поисках нового народного праздника - с древними сакральными смыслами, но на современный лад.

«Пламенеющую готику» строили всем селом почти месяц

Разумеется, главное в Масленице - мистический огонь. Для меня его значение такое: в костре перед постом сжигают злое и скопившееся за год, все, от чего хотят избавиться в новом году. Это очищающий огонь, он освобождает людей от всего негативного и дает надежду новой жизни, которая будет освещена и очищена пламенем. Есть поверье, что чем больше стараться с этим костром, тем лучше жизнь в новом году.

И мы стараемся. В этом году особенно - в Никола-Ленивце мы построили обьект высотой в десятиэтажный дом. Строить очень сложно, особенно зимой: холодно, ветер, снег. Но мои соавторы - мужественные трудолюбивые русские люди, которые умеют работать в суровых условиях. Чтобы возвести объект в 30 метров, мы применяем технику, трактор и краны.

«Пламенеющая готика» - это известный термин в архитектуре, который мне кажется шире своего архитектурного значения. Мне захотелось дать ему буквальное прочтение. И мы построили объект, не готический собор, а большой костер, который напоминает очертаниями готическое сооружение.

Иван и Николай Полисские, управляющие арт-парком и резиденцией в Никола-Ленивце, на фоне одного из объектов парка

Мы по старинке собрали весь деревянный мусор, скопившийся за год, чтобы заложить его в этот костер. Используя только нестроительные материалы, закладывали основные объемы. Но все равно, с точки зрения живописца, это такой подмалевок, или набросанные массы глины на каркас, как готовил бы скульптор. Это не окончательный вид произведения, это лишь его контуры. Форма объекта такова, что лишь во время сожжения все увидят то пламенеющее строение, которое мы задумали. Огненная стихия станет у нас полноценным соавтором. Мы все подготовили, очень старательно представили себе, как должно быть. Но огонь непредсказуем и от нас не зависит, поэтому остается загадкой, что в итоге мы увидим. В этом и главный интерес - как обычно, мы ждем чуда.

Никакие фотографии и видео не передадут всех ощущений от этого действа: это гипнотизирующее зрелище, воздействующее и видом, и звуком, и запахом, и теплом. Конечно, у многих возникает чувство сакральности происходящего, но я продолжаю считать, что все равно это просто искусство, а личные переживания могут быть какими угодно.

«Бобур Горыныч», инсталляция из веток и сена, которую сожгли в Никола-Ленивце в 2017 году

Раньше же от искусства испытывали сильнейший духовный трепет, от той же готики. Почему сейчас искусство должно быть декоративным или концептуальным, зажатым в своем мирке? Я надеюсь, что во время сожжения в воздухе мы увидим пламенное сооружение, возникнет ощущение, что он нерукотворен, что он парит и сверкает. Но для меня, как для художника, это будет отблеск архитектуры, искусства поздней готики, а не игры в сакральность при помощи хвороста и спичек.

И конечно, как в любую Масленицу, у нас будут блины. Самые правильные блины - на опаре. Деревенские женщины умеют их приготовить как-то так, что из простых продуктов получается именно тот самый, масленичный, сытный блин. На Масленицу мы всегда приглашаем местных встать в торговые ряды, чтобы гости попробовали эти настоящие деревенские блины. Они будут самые разные - как по виду, вкусу, так и по начинкам - класть в блин можно все что угодно.

Но самое важное в Масленице - это ожидание весны. В прошлом году во время горения объекта облака разошлись и появилось первое весеннее солнце.

Масленица в Никола-Ленивце

«Пламенеющая готика»

Стоимость билета: 1 350 рублей

Сжигание Масленицы начнется в 17:00

Имя художника Николая Полисского неразрывно связано с феноменом Никола-Ленивца, калужской деревни на реке Угре, ставшей центром современного искусства благодаря ежегодно проходящему там с 2006 года фестивалю «Архстояние». Собственно, именно Николай Полисский и был первооткрывателем этой земли: он же «открыл» русскому зрителю и значение загадочного словосочетания «лэнд-арт».

Родился художник в 1957 году в Москве. Три года безуспешно поступал в Строгановку, в результате поступил в «Муху». В 1985 году присоединился к «митькам», став первым и единственным московским участником группировки, от которой, впрочем, вскоре отошел. В Никола-Ленивце Полисский стал бывать в конце 80-х, поначалу используя его потенциал в качестве натуры для пейзажной живописи. В конце 1990-х годов художник под воздействием все тех же николо-ленивецких впечатлений перестал заниматься живописью и перешел к созданию ландшафтных объектов. Работы Полисского - всегда масштабные, поистине монументальные, подавляющие размерами объекты - содержат в себе некую загадочную, невербализируемую «русскость». Национальная их принадлежность вне зависимости от использованных в данной конкретной работе приемов и материалов неоспорима и не подвергается сомнению. Возможно, объясняется этот феномен тесным взаимодействием Полисского и коренного населения Никола-Ленивца: все объекты создаются руками местных жителей. Безусловно, концепция тщательно разрабатывается художником, но не стоит недооценивать результаты предпринятого Полисским скрещивания народных ремесленных практик с практиками актуального искусства.

Представленный в экспозиции музея Эрарта проект Николая Полисского «Границы империи» впервые был показан на фестивале «Архстояние» в 2005 году. Прежде экспонируемые на бескрайних берегах Угры, а ныне удачно вписанные в пространство музейного зала объекты напоминают столбы-колонны, которые устанавливались по пути следования цезарей-триумфаторов, присоединивших к Империи новые территории. Расширение границ Империи - чаще всего и есть цель ее существования, в которой заключается в то же время и причина неминуемой гибели. Пограничные столбы отмеряют границы Империи, отделяя присвоенную территорию от чужой, той, которую еще только предстоит завоевать.

Огромные деревянные изваяния вызывают в памяти и древних языческих идолов. На вершинах изваяний, некоторые из которых пугают сходством очертаний с виселицами, возвышаются наспех сколоченные, грубоватые двуглавые птички, напоминающие зрителю о гордом символе российской государственности. Снова проглядывает сквозь актуальную форму воинствующая «русскость». Приходит на ум воспоминание об ушедшей в небытие империи Российской и другой, той, которая пришла ей на смену несколько лет спустя. Эти некогда существовавшие, но уже давно ушедшие в историю образования оставили после себя только обломки: утратившие значения загадочные артефакты. Потеряв и смысл, и назначение, они, тем не менее, не исчезают с лица земли, играя, возможно, куда более значительную роль, чем мы можем предполагать. Несмотря на очевидную утрату актуальности имперской идеи и ее полную несовместимость с пропагандируемой европейской культурой открытостью границ, тема пограничных стен продолжает активно обсуждаться: США обещает принудить к строительству такой стены Мексику, а Литва планирует «оградиться» от Калининградской области.

Полисский Николай Владимирович(«Дядя Коля») - отец-основатель российского ленд-арта, который, по его словам, «вышел из снеговиков на склоне». Родился в 1957 году, закончил Мухинское училище, стал единственным москвичом в составе ленинградской арт-группы «Митьки» и до 2000 года преспокойно занимался традиционной пейзажной живописью. Но в начале нового тысячелетия и произошло то самое событие - зарождение русского ленд-арта на склоне холма у деревни Никола-Ленивец Калужской области.

Снеговики

А началось всё со снеговиков. Первый крупный проект Полисского с привлечением целой армии местных крестьян раскрыл потенциал простого русского ландшафта. Заброшенное никому не нужное пространство преобразилось - теперь множество снеговиков поднималось по прежде пустующему склону, знаменуя открытие новой эпохи российского монументального искусства. Деревенские жители радовались, с удовольствием катали снежки, а столичные снобы заявляли: снеговики - лебединая песня Полисского. Но вышло ровно наоборот.

Сено-солома

Вскоре созрела авторская концепция - переосмысление исторических архитектурных форм и изготовление их в собственной деревне из подручных материалов.
А сена в деревне достаточно. Но сделать из него по определению можно лишь стог. Но какой стог! Настоящая Технология укладки сена подсказала строителям, что оформить его можно в форме пандуса-зиккурата. В строительстве башни была занята вся деревня - первыми подтянулись местные алкаши с косами, затем все остальные. Это положило начало новой авторской тенденции -- строительству архаичных форм из не менее архаичных материалов. Над башней смеялись в России - но её заметили за рубежом, и понеслось - Полисский и его помощники из деревни стали активными участниками международных выставок современного искусства. Крестьяне российской глубинки впервые побывали за границей.

Признание

Начиная с 2002 года, арт-объекты Полисского начали расползаться по Земле. В каждом городе или стране художник прежде всего стремился узнать, какие материалы типичны для данной местности. Так что его объекты становились чем-то новым, и в то же время привычным в любой точке мира, органично вписываясь в городской или природный пейзаж. Так, в винодельческом регионе Франции им была поставлена массивная колонна из виноградной лозы, ворота из сплавного леса - в Перми, некое подобие кубического вороньего гнезда из веток ивняка - в промзоне Москвы.

Двуглавые

В программу, включающую в себя использование архаических форм, как нельзя лучше вписались тотемные столбы объекта «Границы империи», инсталлированного всё там же, в деревне Никола-Ленивец. Довольно иронично выглядят двуглавые птицы, рассевшиеся по обветшалым брёвнам - скорее стервятники, чем орлы. Часть этого объекта вошла в постоянную экспозицию музея Эрарта в Санкт-Петербурге.

К гербовому символу художник обратился ещё раз - проект «Жар-птица» был показан там же на масленицу в 2008 году.

Архстояние

В 2006 году Николай Полисский стал основателем фестиваля «Архстояние», проводящегося дважды в год на берегу Учредители фестиваля утверждают, что место проведения фестиваля совпадает с местом исторического Стояния на реке Угре, отсюда и название. А элемент «арх» можно интерпретировать по-разному: как «архитектура», «архетип», «архаика». Всем этим толкованиям найдётся место на фестивале. Большинство объектов фестиваля интерактивны - в них можно забраться, покататься, даже попрыгать. Среди местных достопримечательностей есть самый большой в Европе батут длиной в 50 метров. С недавних пор открыта ещё одна часть проекта - детское Архстояние, где работают образовательные и игровые станции. Ленд-арт стал набирать популярность в России именно благодаря этому фестивалю. Ежегодно наряду с другими авторами в Архстоянии принимает участие сам Николай Полисский. Работы художника привлекают всеобщее внимание участников и посетителей фестиваля.

Парк Никола-Ленивец

Там же, в парке, возникшем в результате проведения фестивалей вокруг Николы-Ленивца, стоит ещё несколько сооружений Полисского. «Вселенский разум», сборище гигантских колонн из дерева и металла, ведущее к деревянному мегамозгу, стилизован под древнюю храмовую архитектуру. «Сельпо», возникшее на руинах заброшенного магазина, также выглядит как храм неизвестной религии. При застройке Полисский, художник, старается мыслить как архитектор и градостроитель. Здесь есть свои маленькие подобия не то Эйфелевой, не то Останкинской телебашни («Медиабашня»), центра Жоржа Помпиду («Бобур»), маяка на берегу реки, на месте первых снеговиков и башни из сена. Художник превращает развалины и пустыри в масштабные произведения искусства. Его объекты не живут долго - эстетика разрушения так же важна для автора, как и энергия созидания. А некоторые произведения и вовсе созданы для того, чтобы сгореть в праздничном огне.

Новое искусство

Ленд-арт как направление в искусстве возник сравнительно недавно, но многие эксперты предсказывают ему большое будущее. Это не просто форма скульптуры или архитектуры, это искусство среды обитания, цель которого - изменить мировоззрение современного городского человека. Николай Полисский с успехом справляется с этой задачей, и армия неравнодушных каждый год съезжается в его деревню. Художник зачастую работает сериями или создаёт интерпретации старых работ (особенно часто повторяются в его творчестве снеговики, башни, ворота) и разбрасывает их по миру, благодаря чему всё больше людей узнаёт о нём и проникается духом его творчества. Полисский - не просто один из самых знаменитых художников России, но и один из известнейших мировых создателей ленд-арта.