Ольга и ленский - что дальше? (о пользе медленного чтения). Образ ольги лариной Любовь ольги лариной

Ольга Ларина, младшая сестра Татьяны – героиня второго плана. И поэтому Пушкин уделил ей в поэме немного внимания и места. Однако если рассматривать ее образ Ольги в композиции литературного произведения, ей отводится серьезная роль. В первую очередь, она служит антиподом, противоположностью своей старшей сестры. Благодаря такому противопоставлению, четче выражаются черты характера главной героини. Через младшую Ларину становится более понятным, раскрывается характер и молодого поэта Ленского.

Некоторые литературные критики строго характеризуют Ольгу, считая ее легкомысленной, поверхностной. Но это не так. Не нужно забывать, что Ольга — ребенок. На жизнь и на все происходящее она смотрит радостными детскими глазами. И Ленского она любит по-детски, как старшего друга. Она еще не способна видеть в нем мужчину, не успела сформироваться для плотской любви.

А вот какое описание Ольги Лариной дает Пушкин в романе:

Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Все в Ольге…

Это Ленский влюблен в Ольгу со всей страстью молодой, поэтически настроенной души. А Ольге пока неведомо такое чувство. На нее оказывает давление социум, семья. Она с малых лет знает о том, что когда вырастет, должна будет выйти замуж. И когда Владимир обратил внимание на Ольгу, а социум в лице соседей и родственников заговорил о ней, как о невесте Владимира, она приняла это как должное.

Не приглянулась Ольга Онегину. И это не удивительно. С высоты своих лет Евгений видел в девушке ребенка.

Будь Ольга пустышкой, не интересной, поверхностной, как пишут некоторые литературные критики, давая ей нелесную характеристику, образованный, и начитанный Ленский очень быстро бы разочаровался в ней. Однако они проводят вместе много времени, находят темы для разговоров, и даже играют в шахматы. А это игра серьезная, отнюдь не для поверхностных пустышек.

Крещенским утром, когда Татьяна только проснулась, первой в ее комнату заглянула Ольга.

Дверь отворилась. Ольга к ней,
Авроры северной алей
И легче ласточки, влетает;

Румянец на щеках – явный признак того, что девочка проснулась давно и успела побывать на улице, где морозец разрумянил ее. Можно предположить, что она с утра пораньше уже помогала матери и дворовым девушкам готовиться к предстоящему празднику.

Ах, как неправ Онегин, говоря, что в чертах у Ольги жизни нет. Именно из таких энергичных, живых подростков вырастают хорошие жены и матери, на которых держится дом.

Когда Евгений Онегин решил отомстить Ленскому и начал флиртовать с Ольгой, она с детской непосредственностью приняла его ухаживания, но не воспринимала их всерьез. Она не чувствовала за собой никакой вины. Измены, предательства со своей стороны она не чувствовала и не осознавала. Ведь это бал, и здесь все танцуют, все веселятся. Ну, да, пообещала мазурку и котильон Онегину. Так кто виноват, что Ленский в этот момент «мух ловил» да от ревности бесился? Во время надо было приглашать на танец.

Не чувствовала Ольга за собой вины. И когда измученный бессонной ночью Ленский приехал в дом Лариных…

Он думал Оленьку смутить,
Своим приездом поразить;
Не тут-то было: как и прежде,
На встречу бедного певца
Прыгнула Оленька с крыльца,
Подобна ветреной надежде,
Резва, беспечна, весела,
Ну точно та же, как была.

После гибели поэта Ольга горевала недолго. Наверняка, она даже не знала истинной причины дуэли.
Вскоре ее головушку вскружил военный офицер, улан. Она вышла за него замуж и уехала. Зачем же упрекать ее за это? Жизнь продолжается, и Ольга совсем не обязана была хранить верность погибшему поэту.

Роман в стихах А. С. Пушкина "Евгений Онегин" - это не просто красивое произведение о любви. Поэт поднимает важные вопросы, которые волновали общество в его эпоху. И написан роман изящным и красивым слогом. В пушкинскую эпоху главной проблемой прогрессивного молодого поколения было разочарование в окружающей действительности. К группе этих людей следует отнести и центрального персонажа. Но образ Ленского в романе "Евгений Онегин" - это полная противоположность центральному персонажу. И тем удивительнее казалась окружающим их дружба. О личности поэта-романтика и будет рассказано ниже. Далее, для более полного раскрытия образа, будет использовано несколько цитат о Ленском из "Евгения Онегина".

Связь с личностью поэта

Образ Ленского в романе "Евгений Онегин" - это автопортрет Пушкина-романтика, хотя пушкинисты отмечают, что прототипами для данного персонажа являлись и другие и личности из окружения поэта. Это идеалист, для которого честь и высокие идеалы, чистые чувства были превыше всего. Эти качества были присущи и самому Александру Сергеевичу.

Внешне поэт скептически относился к проявлениям романтизма. Он, подобно Онегину, стремился быть на шаг впереди всего общества. Но Пушкин так и не смог полностью отказаться от романтической стороны своей натуры.

Краткая биография героя

Чтобы полностью раскрыть образ Ленского в романе "Евгений Онегин", нужно дать краткое описание его биографии. Это был молодой помещик, богатый, а потому считался завидным женихом. Ему было 18 лет, и он недавно вернулся в свое поместье, которое находилось в Красногорье. Ленский рано лишился родителей, а с семьей Лариных был знаком с детских лет.

Поэту были чужды светские развлечения. Поэтому он не был испорчен светским обществом, как главный герой. Он умел ценить внутреннюю красоту и видеть прекрасное. Ему было неинтересно с соседями, которые видели в нем лишь выгодную партию для дочерей.

Он много времени провел за границей и закончил Геттингенский университет, известный в то время тем, что являлся центром либерализма в Европе. Поэтому юноша вернулся оттуда вольнодумцем, идеалистом и поклонником романтизма. Ленский всегда рассуждал о высоком, поэтому речь его была эмоциональна. Таким образом, он был полной противоположностью главному герою.

Внешность Ленского в романе "Евгений Онегин"

В произведении дается краткое описание молодого поэта. Он был красивым молодым человеком:

"Красавец в полном цвете лет".

"И кудри черные до плеч".

Такая длина волос (в то время молодые люди редко отпускали свои кудри до плеч) является приметой человека-вольнодумца, либерала. Эта мода пришла из таинственной Германии, где учился Владимир Ленский.

Дружба со светским денди

В описании образа Ленского в романе "Евгений Онегин" обязательно нужно рассказать об его отношениях с самим Онегиным. На фоне циничного равнодушного Евгения сильнее выделяется чувствительная и возвышенная натура поэта-романтика, идеализирующего окружающих.

Несмотря на то что в их разговорах всегда было место спорам (потому как их суждения были отличны во всем), молодым людям было приятно их общение. Большое значение этой дружбе придавал Ленский. Воспитанный в лучших традициях романтизма, идеалист, ставящий выше всего любовь и дружбу, поэт искренне был привязан к Онегину.

Ленскому был нужен верный друг, с которым бы он мог делиться своими мечтами, рассуждать на философские темы. Пылкий поэт жил в своем особенном мире и искренне считал, что и другие люди ему ответят тем же.

Для Онегина все в Ленском было ново. Разочарованному в жизни, уставшему от развлечений, ему интересно было слушать вдохновенные речи поэта. Он со снисхождением слушал его откровения. Для Владимира же Онегин выгодно отличался от всех его соседей своими суждениями и манерами, он был непохож на остальных. Поэтому романтичный Ленский идеализировал своего друга.

Любовь к Ольге

Большое значение в характеристике Ленского в романе "Евгений Онегин" имеет описание его отношения к младшей сестре Татьяны - Ольге. Живя в своем особом мире, идеализируя окружающих, он создал романтический образ своей возлюбленной. Владимир был не искушен в делах сердечных, поэтому нет ничего удивительного в том, что его сердце пленила прелестная сельская девушка с ангельской внешностью.

"Ах, он любил, как в наши лета

Уже не любят; как одна

Безумная душа поэта

Еще любить осуждена".

Он со всей пылкостью и страстностью натуры отдался этому первому светлому чувству. Ольга была для него целым миром, его идеалом. Лишь только такие возвышенные и мечтательные люди способны испытывать такое чувство. И Владимир совсем не замечал недостатков своей избранницы. Потому что он верил, что его любимая обладает всеми качествами романтичной и возвышенной героини.

Драма юного поэта

Характеристика Ленского в романе "Евгений Онегин" - это описание идеалиста, впечатлительной и возвышенной романтичной натуры. Поэтому Владимир не мог иначе отреагировать на злую шутку своего друга. Живя в своем мире, считая всех своих близких идеальными людьми, он не замечал их недостатков.

Поэт не придавал значения тому, что Онегин - это равнодушный циничный человек, со снисхождением и покровительством относившийся к нему. Ольга, как и большинство молодых девушек, была кокеткой, которая легкомысленно относилась к воздыханиям своего поклонника.

Поэтому Ленский расценил как предательство шутку Онегина и поступок Ольги. Разрушились все его представления о высоких идеалах, дружбе и любви. И Владимир вызвал Евгения на дуэль, где тот, испугавшись мнения общества, застрелил молодого поэта. Но, возможно, для Ленского была страшна не сама дуэль, а то, что все его иллюзии и мечты разрушились в один миг на балу.

Роль Ленского в сюжете

Так кто такой Ленский в романе "Евгений Онегин"? Какую роль он сыграл в произведении? Гибель юного поэта символична: она показывает, что романтик, живущий только своими иллюзиями, гибнет при столкновении с реальностью. А. С. Пушкин на примере Владимира показал, что в светском обществе нет места возвышенным идеалам Ленского.

С помощью этого персонажа Пушкин показал, что искренние чувства были не в моде, в обществе ценились напускные манеры и равнодушие. Александр Сергеевич создал яркий образ интеллигентного дворянина, поэта-лирика, романтика, который высоко ценил любовь, дружбу и честь.

Применил широко и плодотворно несобственно прямую речь. Это особое средство воспроизведения чужой речи в авторское повествовании. Два голоса (автора и персонажа) на миг сочетаются в одном, но не сливаются окончательно. говорит сам, но как бы имитирует речевую манеру персонажа, и читатель мгновенно отгадывает, кому принадлежит изложенное мнение. Обратимся к примеру. Вот Ленский приглашает Ольгу на танец. Между ними происходит короткий разговор. Автор излагает то, о чем говорят, что чувствуют и решают герои. Речь Ольги и Ленского здесь не выделена кавычками. Нет и авторских указаний: так думал Ленский или так сказала Ольга. Все изложено голосом автора-повествователя. Но в его повествовании не только изложена сущность этого беглого разговора, имевшего роковые последствия. Здесь угадывается настроение говорящих, ощущается их интонация. Посредством знаков препинания, повторов, восклицаний, а также построением фраз создается отчетливое представление о тональности, об эмоциональной окрашенности речи.

В самом деле: кто здесь закипает от мнимой обиды, из пустяков делает поистине глобальный и несправедливый вывод о будто бы известной «испорченности» всех женщин? Кто восклицает: «О, боже, боже!» - и проявляет совершенное невладение собой, своими чувствами, своим поведением? Да это же простодушный, наивный и самолюбивый Ленский! Это он так неуклюже изливает свое раздражение, а в итоге решает поставить на кон свою любовь и даже . Причем решает в свойственной ему поэтической манере, прибегнув к мрачной метафоре. Здесь три голоса отличаются по интонации - Ольги, Ленского и повествователя. А вместе с голосами возникает и представление о том, в каком состоянии находятся герои и как относится к ним повествователь.

Вот еще пример: Татьяна, с разрешения онегинской ключницы Анисьи, осматривает барский кабинет, вглядывается в обстановку, перелистывает прочитанные Онегиным книги. От автора дается пояснение того, что самой Татьяне не вполне ясно:

  • Хранили многие страницы
  • В чем молча соглашался он.
  • Отметку резкую ногтей;
  • На их полях она встречает
  • Глаза внимательной девицы
  • Черты его карандаша.
  • Везде Онегина душа
  • Татьяна видит с трепетаньем,
  • Себя невольно выражает
  • Какою мыслью, замечаньем
  • То кратким словом, то крестом
  • То вопросительным крючком.

Сообщенный здесь факт примечателен сам по себе. Пушкин и до того говорил о Татьяне как натуре весьма незаурядной. Но здесь перед нами как бы воочию раскрывается ее зоркость, ее умение сводить воедино разрозненные факты, ее способность от внешних проявлений прийти к точному выводу о сущности человека. Все это так. Но нас в данном случае интересует другое: как сочетаются различные голоса в авторском повествовании? Вот в следующей строфе повествуется о том, что уяснила для себя Татьяна, а затем возникла ее собственная интонация:

И начинает понемногу

Моя Татьяна понимать

Теперь яснее - Слава богу

Того, по ком она вздыхать

Осуждена судьбою властной:

Чудак печальный и опасный,

А ведь это не авторские недоумения, не вопросы повествователя. Пушкин знает, что его Онегин - никакая не пародия на западных романтиков, хотя и сыграл эту роль в какой-то момент своей жизни. Здесь Пушкин правдиво и убедительно воссоздал процесс ПОИСКА истины, в который вовлечена Татьяна. Это она, сомневаясь и вопрошая себя, опираясь на собственный жизненный и книжный опыт, ищет точного определения. И это она в начале следующей строфы сама себя спрашивает:

  • Ужель загадку разрешила?
  • Ужели слово найдено?

Мы привели примеры наиболее отчетливого сочетания и в то же время расслоения различных голосов в авторском повествовании. Можно было бы увеличить их число, но суть вопроса уже сна: Пушкин овладел нелегким искусством возбуждать представление о характерах посредством голосов в авторской речи.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Взаимосвязь образов Ольги, Ленского и автора в романе «Евгений Онегин» . Литературные сочинения!

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» занимает немаловажное место тема дружбы и любви. Уже в первой главе автор говорит, что Онегину «друзья и дружба надоели». Но почему, кто в этом виноват? Вероятно, отчасти сам Онегин, выбравший своим идеалом индивидуализм, точнее эгоизм героев Байрона. Кроме того, через несколько глав мы узнаем о том, что в кабинете Онегина находился бюст Наполеона, и Пушкин скажет: «Мы почитаем всех нулями, а единицами - себя. Мы все глядим в Наполеоны...». Среди этих «мы», несомненно, был и Онегин.

«от делать нечего друзья». Это так и было - им обоим действительно было нечего делать: Онегину из-за его скуки и хандры, а Ленскому из-за его неопытности и наивности.

Любовь Ленского к Ольге - плод его романтического воображения: он любил не Ольгу, он любил образ, созданный им самим. А Ольга... обыкновенная провинциальная барышня, портрет которой автору «надоел... безмерно». Недаром Онегин, который был намного мудрее и опытнее Ленского, сказал: «Я выбрал бы другую, когда бы был как ты, поэт...». Но почему же Онегин так уверен, что не сможет полюбить сам? Он встречает Татьяну, ту самую «другую», и она признается ему в любви (надо, однако, заметить, что и Татьяна влюблена не в реального Онегина, а в образ, созданный на основе впечатлений от произведений писателей-сентименталистов). А что же Онегин?

Он уверен, что «не создан для блаженства», на самом деле это не так: он просто боится полюбить, боится пробудить чувства, убитые за время пребывания в свете. Там такие понятия, как дружба и любовь, отсутствуют - они заменяются ложью, клеветой, общественным мнением.

Онегин и Ленский поссорились, потому что Онегин дважды пригласил Ольгу на танец - это была небольшая месть Онегина за то, что Ленский привез его на бал, куда съехалась вся округа, «сброд», который Онегин ненавидел. Для Онегина это всего лишь игра - но не для Ленского. Его романтические мечты рухнули - для него это измена, двойная измена: и любимой, и друга. Единственным выходом из этого положения Ленский видит дуэль.

Когда Онегин получил вызов, почему он не смог объясниться с Ленским? Ему помешало это пресловутое общественное мнение. Да, оно имело вес и здесь, в деревне. И оно было для Онегина сильнее его дружбы. Ленский убит. Может быть, как ни страшно это звучит, это был лучший выход для него - он был неподготовлен для этой жизни.

в Онегине она «должна... ненавидеть убийцу брата своего». Должна, но не может. И после посещения кабинета Онегина она начинает понимать истинную сущность Онегина - перед ней открывается Онегин настоящий. Но Татьяна уже не может разлюбить его. И, вероятно, не сможет никогда.

в новом качестве, в качестве светской дамы, Онегин полюбил. Полюбил ту, которой он благородно отказал несколько лет назад. Что движет им? Любит ли он прежнюю Татьяну или нынешнюю «светскую львицу»? Нет, Татьяна не изменилась - изменился Онегин. Он смог «обновить свою душу». Он смог полюбить... Но слишком поздно. Нет, Татьяна не разлюбила его, по она «другому отдана» и будет «век ему верна»...

Кандидат технических наук Д. ВЛАСОВ.

Мой дядя самых честных правил.
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил...

Кто не знает этих хрестоматийных строк, этого начала великого романа в стихах? "Евгений Онегин" неисчерпаем, каждая строфа, если не строка, при перечитывании открывает более глубокий, а иногда и совсем другой смысл. Что значит "самых честных правил"? Современники Пушкина считали эти слова парафразом строки из басни Крылова "Осел был самых честных правил...", но сейчас басня - не из самых известных, и мы слышим (или думаем, что слышим) только прямой смысл строки.

Многие понятия и выражения русского языка изменили смысл с пушкинских времен. Даже имена: имя "Татьяна" считалось простонародным, а вот "Акулина" - благородным (заменявшимся, впрочем, в обиходе более благозвучным именем - Алина)...

Сколько ни читал и ни перечитывал "Евгения Онегина", меня всегда оставляла в некотором недоумении судьба Ольги и посмертная судьба Ленского. Очень мало об этом сказано в романе и ничего - в опере. Между тем накануне дуэли поэт обращается к своей невесте, и последняя ария Ленского в великой опере Чайковского уже больше ста лет живет и волнует нас:

Забудет мир меня; но ты
Придешь ли, дева красоты,
Слезу пролить над ранней урной...

И что же? В опере даже имена Ольги и Ленского исчезают бесследно. В романе же:

Там у ручья, в тени густой
Поставлен памятник простой...

И в следующей, VII главе:

В тени двух сосен устарелых,
Пришельцу надпись говорит:
"Владимир Ленский здесь лежит,
Погибший рано смертью смелых,
В такой-то год, таких-то лет,
Покойся, юноша-поэт!"

А Ольга? Где та "слеза над ранней урной"? Конечно, мы не ждем от нее вечной верности, но все-таки, все-таки...

Бывало, в поздние досуги
Сюда ходили две подруги,
И на могиле при луне
Обнявшись, плакали оне,
Но ныне... памятник унылый
Забыт. К нему привычный след
Заглох. Венка на ветке нет...

Между тем еще раньше, в VI главе, не Ольга, а

... горожанка молодая
....
Глазами беглыми читает
Простую надпись, - и слеза
Туманит нежные глаза...
Душа в ней долго поневоле
Судьбою Ленского полна;
И мыслит: "Что-то с Ольгой стало?
В ней сердце долго ли страдало,
Иль скоро слез прошла пора?
И где теперь ее сестра?.."

Со временем отчет я вам
Подробно обо всем отдам.

В отношении Ольги отчет очень краткий. Вот наконец в VII главе целая строфа:

Мой бедный Ленский! Изнывая,
Не долго плакала она.
Увы! Невеста молодая
Своей печали неверна.
Другой увлек ее вниманье,
Другой успел ее страданье
Любовной лестью усыпить,
Улан умел ее пленить,
Улан любим ее душою...
И вот уж с ним пред алтарем
Она стыдливо под венцом
Стоит с поникшей головою,
С огнем в потупленных очах,
С улыбкой легкой на устах.

Итак, все сказано, впереди еще много переживаний главных героев и сопереживаний читателя.

"Я так люблю Татьяну милую мою", - заявляет автор.

И все-таки обидно за Ленского, обидно и за Ольгу, слезу она так и не уронила...

Но вот в чем сила не только чтения, но и перечитывания. Замечаешь наконец, что эта строфа ("мой бедный Ленский") имеет три номера: VIII - IX - X - такое изредка встречается и в других местах "Евгения Онегина". Значит, были еще строки и строфы. Пушкин их, может быть, потом исключил, но не стал менять сквозную нумерацию в каждой главе.

Есть исследования пушкинистов, касающиеся всех вариантов и черновиков Пушкина, но это все-таки специальная литература, ее надо искать... Может быть, просто взять "Полное собрание сочинений"?

И вот радость почти исследователя, пусть дилетанта, любителя, но все же открытие, возможно, сделанное в 101-й раз. Действительно, в черновой рукописи Пушкина есть еще две строфы, имеющие как раз два "лишних" номера (VIII и IX). Тот же легкий и совершенный пушкинский стих, но строки другие, широкому читателю почти не известные:

Но раз вечернею порою

Одна из дев сюда пришла.
Казалось - тягостной тоскою
Она встревожена была -
Как бы волнуемая страхом,
Она в слезах пред милым прахом
Стояла, голову склонив -
И руки с трепетом сложив.
Но тут поспешными шагами
Ее настиг младой улан,
Затянут, статен и румян,
Красуясь черными усами,
Нагнув широкие плеча
И гордо шпорами звуча.
Она на воина взглянула.
Горел досадой взор его,
И побледнев, она вздохнула,
Но не сказала ничего
И молча Ленского невеста
От сиротеющего места
С ним удалилась - и с тех пор
Уж не являлась из-за гор.
Так равнодушное забвенье
За гробом настигает нас:
Врагов, друзей, любовниц глас
Умолкнет. Об одном именье
Наследников ревнивый хор
Заводит непристойный спор.

Последние 6 строк из 28 сохранились в следующей, XI строфе, но для этого пришлось исключить другие 6 строк:

По крайней мере из могилы
Не вышла в сей печальный день
Его ревнующая тень -
И в поздний час, Гимену милый,
Не испугали молодых
Следы явлений гробовых.

Как жаль, что по только самому ему ведомым причинам Пушкин исключил из окончательной редакции текста все эти строки, летящие, как всегда, а по содержанию - "реабилитирующие" в какой-то степени Ольгу.

В довольно давние теперь уже времена, в послевоенном Ленинграде был известный во всех редакциях и издательствах книжник. Беседы и встречи с ним кончались всегда одинаково. Прощаясь, он говорил: "Мало читаете, дети мои..." И "молодежи" - что двадцати-, что шестидесятилетней - нечего было возразить.

Теперь мне хочется сказать вслед за ним:

Нас ждут 30 томов Тургенева, 30 - Достоевского, Толстого - 90 томов.

А Пушкина - 10...

Начнем с Пушкина?