Растушевка для рисования. Астрономическая зарисовка: материалы и принадлежности. Ошибочные основные пропорции

Маркер - резервуар с краской, стекающей к наконечнику из нейлона или войлока. Это современный и удобный инструмент для рисования и нанесения надписей...

Энди Уорхол

И снова рубрика «Креативные гуру». Сегодня речь пойдет об отце поп-арта, который во многом сформировал лицо современного искусства – об Энди Уорхоле. Как и любая креативная личность, Уорхол был крайне разносторонен: продюсер, музыкант, модельер, режиссер, создатель журнала «Interview» и, конечно, основатель знаменитой «Фабрики», на которой тиражировались его работы.

Такаси Мураками

Продолжаем рассказывать о творческих людях, которые заряжают нас своей креативной энергией. Следующий на очереди – Такаси Мураками

Применение жидкого акрила вместо чернил в ручках (часть I)

Обычно ручки заправляются чернилами. Хотя традиционные чернила отлично работают в повседневной жизни, с ними могут быть сложности при использовании в художественном творчестве...

Объемная концентрация пигмента и ее роль в цвете. Часть I.

Почему некоторые из образцов красок, изготовленных с использованием одного и того же пигмента, так отличаются друг от друга?

Применение архивного лака GOLDEN MSA для покрытия акварельной живописи

Мы получили множество вопросов о лакировке акварелей, и даже сделали специальную информационную страницу, где обсуждается процесс использования лаков...

Водостойкая индийская тушь и грунтовки на основе шеллака

Странность возникает, когда вы пытаетесь нанести поверх индийской туши какой-либо из наших медиумов, гелей, грунтов или красок...

Перенос рисунка на основу из GOLDEN FIBER PASTE

Сегодня мы рассмотрим технику переноса рисунка с использованием Fiber Paste – пасты с эффектом бумаги ручной работы...

Причины образования трещин в акриловой пленке

онимание причин возникновения этих нарушений в лакокрасочной пленке позволит не только корректировать действия художника, но и показать ему, как в некотором смысле можно воспользоваться...

Delta E - ключ к пониманию светостойкости

Говоря просто, Delta E – это число, которое представляет собой количество отличий между двумя цветами или, в случае тестирования одного образца...

Сергей Курбатов. Часть 1. Как попасть из точки А в точку Б в акварели?

Как попасть из точки А в точку Б в акварели? Как выработать «привычку к творчеству»? Какие три совета можно дать начинающим акварелистам? – Обо всем этом рассказывает художник Сергей Курбатов...

Сергей Курбатов. Часть 2. О привычке к творчеству. О бумаге, кистях и красках.

Понимаете, нет чего-то божественного, что дается вам когда-то в пеленках, и вы неизбежно становитесь каким-то уникальным человеком. Вы этим уникальным человеком становитесь, когда делаете его в себе...

Красивая штриховка может сделать ваш рисунок произведением искусства. Определимся с понятиями - есть два вида работы с карандашом: штриховка (все что отдельными штрихами) и растушевка (все что размазывается). В любой художественной школе вас будут прежде всего учить штриховке, так называемому «звонкому» штриху. Самое главное правило в штриховке - это просвет между штрихами. Именно видимость бумаги делает вашу работу свежей и не замусоленной. Научиться правильной штриховке не так сложно как кажется, однако необходимо понимать несколько вещей:

Если вы рисуете вертикально, возможно вам будет удобнее следующее положение руки:

Карандаш держится как обычно, но рабочий конец карандаша находится много дальше от пальцев. Этот способ позволяет получить большую свободу работы с карандашом.
Отставленный мизинец позволяет получать опору кисти, при этом не касаясь листа бумаги всей кистью, что защищает ваш рисунок от размазывания карандашных штрихов и засаливания поверхности листа.

Есть еще несколько положений, дающих вам большую свободу при работе карандашом, например:

Чтобы взять карандаш таким способом, положите его на стол, а затем кончик указательного пальца положите на карандаш, а большим и средним обхватите его с боков. Поднимите карандаш, взяв его таким способом. Получится, что карандаш как бы спрятан в ладони (ладонь направлена вниз), а рабочий конец карандаша направлен вверх и немного влево (для правшей)Такое положение карандаша позволяет работать как остриём, так и боковой поверхностью грифеля. Это в свою очередь позволяет получать большее разнообразие линий, от очень лёгких штрихов до широких, рыхлых насыщенных штрихов закрывающих тёмными тонами большие поверхности. Таким образом, линии – один из основных элементов рисунка – получаются живыми, разнообразными по исполнению, а, следовательно, и весь рисунок «заиграет» жизнью.
Преимущество такого способа держать карандаш – способность получать большой спектр нажима, регулируя нажим указательным пальцем. Также при этом способе держать карандаш удобно при рисовании опираться на отставленный мизинец. Это позволяет не касаться листа при работе, имея при этом достаточно хороший контроль над движениями карандашом.

Это способ держать карандаш, когда он как бы лежит на ладони (ладонь направлена вверх) или когда ладонь повёрнута на 90 градусов по отношению к бумаге. При этом карандаш как бы лежит на указательном пальце и прижимается большим пальцем. Этот способ подходит для наиболее легкого и расслабленного нанесения рисунка. Вы можете свободно манипулировать большим пальцем и создавать очень легкие линии. Этот способ очень подходит для быстрых зарисовок, когда нужно сделать лишь быстрый набросок формы.
Как и в других способах, отставленный мизинец помогает при рисовании.

Для того, чтобы правильно распределить тональные соотношения, рекомендуется перед штриховкой делать так называемую тональную шкалу. Так вам будет проще сделать самые темные и самые светлые места, зная, на что способен ваш карандаш. Тоновая шкала выглядит так:

А здесь вы можете увидеть как карандаши отличаются по мягкости

В галерее я приложила работы известных мастеров, для примера. Один из способов научиться - копировать хорошие работы. Таким образом вы поймете, как именно должны ложиться штрихи и как вам добиться того или иного эффекта. рекомендую посмотреть видео - очень полезное для начала.

Не пытайтесь сразу рисовать что-то сложное, обращайте внимание на материалы. Лучше брать что-то матовое и однотонное, желательно светлое (недаром в художках для отработки штриховки рисуют гипсовые формы), полезно рисовать драпировки (даже ту же смятую одежду), все это помогает чувствовать форму. Будьте готовы к тому, что вам придется наработать руку, чтобы ваши штрихи были легкими и аккуратными. Пробуйте и экспериментируйте с бумагами и карандашами и постепенно ваши работы будут становится все более красивыми и профессиональными.

При написании поста использовались материалы из

Маркер - резервуар с краской, стекающей к наконечнику из нейлона или войлока. Это современный и удобный инструмент для рисования и нанесения надписей...

Энди Уорхол

И снова рубрика «Креативные гуру». Сегодня речь пойдет об отце поп-арта, который во многом сформировал лицо современного искусства – об Энди Уорхоле. Как и любая креативная личность, Уорхол был крайне разносторонен: продюсер, музыкант, модельер, режиссер, создатель журнала «Interview» и, конечно, основатель знаменитой «Фабрики», на которой тиражировались его работы.

Такаси Мураками

Продолжаем рассказывать о творческих людях, которые заряжают нас своей креативной энергией. Следующий на очереди – Такаси Мураками

Применение жидкого акрила вместо чернил в ручках (часть I)

Обычно ручки заправляются чернилами. Хотя традиционные чернила отлично работают в повседневной жизни, с ними могут быть сложности при использовании в художественном творчестве...

Объемная концентрация пигмента и ее роль в цвете. Часть I.

Почему некоторые из образцов красок, изготовленных с использованием одного и того же пигмента, так отличаются друг от друга?

Применение архивного лака GOLDEN MSA для покрытия акварельной живописи

Мы получили множество вопросов о лакировке акварелей, и даже сделали специальную информационную страницу, где обсуждается процесс использования лаков...

Водостойкая индийская тушь и грунтовки на основе шеллака

Странность возникает, когда вы пытаетесь нанести поверх индийской туши какой-либо из наших медиумов, гелей, грунтов или красок...

Перенос рисунка на основу из GOLDEN FIBER PASTE

Сегодня мы рассмотрим технику переноса рисунка с использованием Fiber Paste – пасты с эффектом бумаги ручной работы...

Причины образования трещин в акриловой пленке

онимание причин возникновения этих нарушений в лакокрасочной пленке позволит не только корректировать действия художника, но и показать ему, как в некотором смысле можно воспользоваться...

Delta E - ключ к пониманию светостойкости

Говоря просто, Delta E – это число, которое представляет собой количество отличий между двумя цветами или, в случае тестирования одного образца...

Сергей Курбатов. Часть 1. Как попасть из точки А в точку Б в акварели?

Как попасть из точки А в точку Б в акварели? Как выработать «привычку к творчеству»? Какие три совета можно дать начинающим акварелистам? – Обо всем этом рассказывает художник Сергей Курбатов...

Сергей Курбатов. Часть 2. О привычке к творчеству. О бумаге, кистях и красках.

Понимаете, нет чего-то божественного, что дается вам когда-то в пеленках, и вы неизбежно становитесь каким-то уникальным человеком. Вы этим уникальным человеком становитесь, когда делаете его в себе...

Чернографитные карандаши

Обычный чернографитный карандаш является неотъемлемой принадлежностью в наборе любого любителя астрозарисовки . При выполнении работ, нам потребуется достигать самых разнообразных цветовых оттенков: от светло-серого до глубокого чёрного, а потому лучше сразу купить набор карандашей различной твёрдости. Значение твёрдости, как правило, указано на карандаше и обозначается буквами М (или B) - мягкий и Т (или H) - твёрдый. Стандартный (твёрдо-мягкий) карандаш обозначается сочетаниями ТМ и HB, либо буквой F, что формально является средним тоном между НВ и Н, но на практике неотличимо от карандаша средней твёрдости. Также хотелось бы отметить, что тон у карандашей одной маркировки может меняться в зависимости от фирмы-изготовителя, что тоже необходимо учитывать при их приобретении.

У читателя может возникнуть вопрос: Сколько карандашей и какой твёрдости нужно покупать, чтобы полноценно заниматься астрозарисовкой? В идеале, конечно, неплохо иметь полный комплект чернографитных карандашей, как правило, содержащий их в количестве 24 шт и включающий в себя все их разновидности от 10H до 8B, но для решения большинства задач Вам вполне хватит и стандартного школьного чертёжного набора (3H - 3В).

Общее правило, которым следует руководствоваться при выборе карандаша для отображения конкретной детали можно охарактеризовать следующим образом: чем светлее наносимая деталь, тем более твёрдый карандаш нужно использовать, и, соответственно, наоборот, чем деталь темнее, тем более мягким карандашом её желательно рисовать. При этом, карандаши твёрже 7H и мягче 6В практически не применяются в практике астрозарисовки. Первые из-за того, что зачастую просто царапают бумагу, не оставляя на ней никакого следа (многие виды бумаги мягче графита таких карандашей), а вторые наносят на бумагу жирный, блестящий, мажущийся и нестойкий графитовый слой, что тоже не лучшим образом сказывается на качестве рисунка.

Ну и в качестве примера приведу зарисовку Солнца с обозначением номенклатуры использовавшихся карандашей при прорисовке разных деталей. Фон был выполнен твёрдыми карандашами, области полутени пятен - карандашом средней твёрдости, а тень - мягким.

Цветные карандаши

Основной совет, который можно дать относительно цветных карандашей - их должно быть много, желательно покупать наборы 36 или 48 цветов. Так уж сложилось, что многие астрономические объекты (особенно это касается планет, как главного предмета цветных зарисовок) показывают множество деталей одного цвета, но разного тона. Особое внимание обратите на наличие достаточного количества оттенков коричневого (актуально для зарисовок Юпитера) и желтого (Сатурн) цвета.

В качестве примера приведу зарисовку Юпитера с обозначением использовавшихся цветных карандашей разных оттенков коричневого цвета:

Палочки для растушёвки

Палочки для растушёвки (они же растушки / растушёвки) внешне представляют собой цилиндры разных размеров (обычно в продаже встречаются растушки шести стандартных размеров) из прессованной бумаги, предназначенные, как очевидно из их названия, для выполнения процесса растушёвки.

Растушёвка, как изобразительный приём, является частным случаем штриховки, основанным на использовании физических свойств графита. С технической стороны этот приём заключается в размазывании штриховки, ранее нанесённой карандашом, с помощью палочки для растушёвки.

Держать растушку при работе нужно только под углом и ни в коем случае не перпендикулярно плоскости листа. В случае отсутствия растушки заводского изготовления, её неплохим аналогом будет служить кусок натуральной винной пробки, заточенной на конус или клином с тонким рабочим концом. Также в качестве растушки можно использовать кусочек ватки, ватную палочку, кусок мягкой бумаги, свернутый на конус и т. п. Растушек должно быть много под рукой: грязные растушки можно использовать повторно при работе с темными участками, для светлых участков всегда используйте чистую растушку. Очистить палочку для растушёвки от лишнего графита можно интенсивно поводив ею по плотной бумаге или картону до тех пор, пока основная часть графита не перейдёт с растушки на бумагу.

1. Растушёвку штрихов желательно выполнять вдоль штрихов, а не поперёк. Выполняя растушёвку вдоль штрихов, Вы добьетесь тем самым более естественного тонирования. Справедливости ради, так же стоит отметить, что иногда с целью достижения художественного замысла этим советом можно пренебречь. Тут всё зависит от Вашего художественного вкуса и от поставленной задачи.

2. Для растушёвки используют не только простую штриховку, но и зигзагообразные тушующие штрихи. При зигзагообразном тушующем штриховании карандаш движется по зигзагообразной траектории без отрыва от бумаги, при этом используется, как правило, не кончик грифеля карандаша, а его боковая часть. Просветы между штрихами, как правило, не делают. Густоты тона добиваются различной степенью нажима на карандаш (чем сильнее нажим – тем темнее тон, и наоборот) , а также использованием карандашей различной твёрдости, о чём уже было указанно ранее.

Зарисовка Марса до растушёвки

Та же зарисовка после выполнения процесса растушёвки

Акварельные краски

Выполнение астрозарисовок акварельными красками является альтернативой рисованию цветными карандашами в случаях, когда необходимо выполнить зарисовку в цвете.

В сети имеется достаточно руководств по выбору акварельных красок и особенно этой теме я здесь уделять внимание не буду, отмечу лишь некоторые важные требования к набору таких красок:

  • Все краски набора должны:
    • соответствовать цвету по установленному эталону
    • обладать большой прозрачностью
    • легко браться влажной кисточкой
    • легко размываться
    • ровно ложиться на бумагу и не образовывать катышки, неоднородности и т.п.
  • Все краски набора не должны:
    • проникать сквозь бумагу
    • под воздействии света изменять цвет.
  • Желательно, чтобы в наборе было не менее 18 красок, хотя для акварели это требование не настолько жёсткое, как для цветных карандашей, поскольку недостающие цвета можно получить смешиванием уже имеющихся.

Ну и в качестве примера зарисовки, выполненной акварелью, могу привести уже упоминавшуюся ранее зарисовку Марса:

Кисточки для рисования

От себя же могу посоветовать приобрести набор кистей "белка" №1-№5, которого вполне хватает для решения подавляющего числа возникающих изобразительных задач.

Стирательная резинка

Тут всё очевидно, основное предназначение - исправление разного рода ошибок и недочётов, осветление или удаление в необходимых случаях фона или некоторых деталей на зарисовке и т.п. Старайтесь выбирать мягкие, качественные стирательные резинки, в противном случае Вы рискуете испортить зарисовку. Так же могу посоветовать вырезать себе ластик в форме остроугольного треугольника примерно с углами 90/60/30, как показывает практика, такая форма резинки наиболее оптимальна. И ещё: ластик должен быть белый. Цветные резинки часто оставляют следы красителя на бумаге, портя весь рисунок.

Бумага

Бумага для выполнения астрозарисовок должна быть достаточно плотной, чтобы не мяться в процессе и выдерживать многократные исправления рисунка при помощи ластика. Лучше всего, если это будет ватман плотностью более 160 г. /м2; неплохим решением в этом случае может оказаться приобретение стандартной папки для черчения формата А4 (или А3, если планируете рисовать на листах большого формата). Что касается выполнения черновых зарисовок и заметок, то там сгодится любая бумага сколь-нибудь потребного качества: офисная, тетрадная и т.п. Если же говорить о клетчатой бумаге из тетради, то в определённом смысле её использование даже желательно в черновых зарисовках, так как клетки бумаги в данном случае могут являться своеобразной координатной сеткой, наличие которой позволит отобразить пропорции и взаимное расположение деталей более точно.

Для выполнения зарисовок акварелью, Вам может понадобиться акварельная бумага. Такая бумага почти не коробится и обладает повышенной впитывающей способностью. Существует несколько разновидностей акварельной бумаги, различающихся по плотности, фактуре, составу и так далее, но на практике можно отметить, что для выполнения астрозарисовок пригоден практически любой вид акварельной бумаги приемлемого качества.

Основа статьи была написана участником Астрофорума под ником

Сегодня поговорим о различных техниках рисования цветными карандашами .

С цветными карандашами безумно приятно работать, отчасти из-за того, что ими легко манипулировать и управлять. От того, как вы наточили карандаш, как вы его держите и насколько сильно нажимаете на него, зависит какого эффекта вы добьетесь при рисовании. С помощью цветных карандашей вы сможете создать как мягкие сочетания, так и ослепительно яркие реалистичные текстуры. Однажды уловив основы, описанные ниже, вы сможете решить какая техника придаст объекту уникальные свойства. Техник в рисовании цветными карандашами очень много, столько же сколько и эффектов можно достичь с их помощью. Поэтому чем больше вы тренируетесь и экспериментируете, тем больше потенциала заметите на изображениях, которые вдохновляют вас.

Нажим

Рисование цветными карандашами отличается от рисования красками, вы не сможете просто набрать больше цвета на кончик, чтобы сделать его темнее. Поэтому, ваш главный инструмент — это сила нажима, когда вы накладываете цвет. Лучше всего начать со светлого, этим вы сохраните текстуру бумаги намного дольше. Со временем, вы разовьете механический навык менять силу нажатия на карандаш, чтобы добиться нужного эффекта.


Легкий нажим

В этой области (на рисунке слева) цвет был наложен едва касаясь карандашом поверхности бумаги. С легким нажатием цвет все еще остается прозрачным.

Умеренный нажим

Умеренное нажатие на карандаш создает хорошую основу для слоев (в центре). Это также нажатие, с которым вы возможно захотите подписать свои рисунки.

Сильный нажим

Очень сильный нажим на карандаш делает плоской поверхность бумаги, делая цвет действительно сплошным (справа).

Штрихи

Каждая линия, которую вы делаете цветным карандашом очень важна — направление, толщина и текстура линии будут способствовать созданию того или иного эффекта. Попрактикуйте различные типы штриховки . Вы заметите, что у вас есть склонность к одному или двум типах штриховки , но штрихи помогают передать текстуру и эмоции вашей работы.


Штриховка и текстура

Вы можете имитировать различные текстуры, создавая узоры из точек и тире на бумаге. С помощью точек, можно даже создать плотную густую текстуру.


Штриховка и движение

В то время как группа из прямых линий задает направление (на картинке слева), группа из слегка изогнутых линий передает ощущение движения (справа). Попробуйте комбинации различных вариантов штриховк и, чтобы создать более бурный, насыщенный дизайн. Такие упражнения показывают вам насколько линии и штрихи могут быть не только выразительными, но и информативными.

Толщина линий

Линии различной толщины помогают создавать текстуру. Эти линии создают ощущение объема рисунка.

Типы штриховки

Округлая

Совершайте круговые движения карандашом или в случайном порядке, как на рисунке, или одинаковыми рядами. Для более плотного покрытия, как в правой части примера, делайте несколько слоев, накладывая круги друг на друга. Вы также можете поэкспериментировать с различной степенью нажатия, для большей хаотичности.

Прямолинейная

Возможно, вам будет более удобно работать в прямолинейном стиле: вертикальном, диагональном или горизонтальном, в зависимости от ваших предпочтений. Ваши штрихи могут быть короткими и прерывистыми или длинными, зависит от желаемой текстуры.

Хаотичная

Этот эффект создается путем чирканья карандашом по поверхности бумаги в произвольной манере, создавая органичную массу цвета. Меняя силу нажатия и количество времени на прорисовку линии в одной области, вы можете увеличить или уменьшить насыщенность цвета.

Обычная и перекрестная штриховка

Этот термин обозначает создание серий почти параллельных линий. Чем ближе линии находятся друг к другу, тем плотнее и темнее цвет. Перекрестная штриховка создается накладыванием одних параллельных линий на другие, но под другим углом. Вы можете использовать штриховку для заполнения областей сплошным цветом или для создания текстуры.

Гладкая

Не важно какой ваш любимый тип штриховки, вы должны стремиться уметь контролировать карандаш и наносить гладкий, ровный цвет. Я использовал маленькие кружки в этом примере. На заметку: когда цвет ровным, вы не можете сказать какими линиями он был нанесен.

Точечная

Это наиболее механический вид нанесения цвета, однако он создает очень сильную текстуру. Просто наточите свой карандаш и создайте маленькие точки по всей поверхности. Располагайте точки ближе друг к другу для более плотного покрытия.

Слои и растушевка

Тот, кто рисует красками, может сначала смешать цвета на палитре и потом переносить их на холст. Работая с цветными карандашами , все смешивания и растушевка цветов происходит прямо на поверхности бумаги. С помощью слоев, вы можете как получить новый цвет, так и новый оттенок. Чтобы усилить цвет, нужно нанести больше слоев поверх, а чтобы приглушить, используйте комплиментарный (контрастный) цвет. Также вы можете растушевать цвета с помощью белого карандаша или бесцветного блендера.

Слои

Самый простой способ смешать цвета – это нанести второй слой цвета прямо на первый слой. Вы можете это сделать с таким количеством цветов, сколько вам потребуется, чтобы добиться нужного цвета или насыщенности. Ключ к этой технике – это использование легкого нажатия, работа с заточенным карандашом и ровного нанесения каждого слоя.

Полировка с помощью бесцветного блендера

Чтобы освежить вашу память, напомню, что полировка – это техника, которая требует сильного нажатия, чтобы объединить два или более цветов вместе и придать им ровный, глянцевый вид. Бесцветный блендер имеет тенденцию делать цвета темнее (как показано на рисунке), в то время как использование белого или светлого карандаша (следующий пример) высветляет цвета и придает им мeтный облик.

Полировка светлым поверх темного

Вы также можете смешать цвета, используя более светлый или белый карандаш. Чтобы создать оранжевый оттенок, нанесите слой красного цвета, а затем нанесите поверх желтый. Помните, что темный цвет всегда должен быть под светлым. Если вы нанесете темный цвет поверх светлого, то смешивания не произойдет. Также постарайтесь не давить слишком сильно на нижние слои в области полировки, так как если вы сплющите поверхность бумаги слишком быстро, то результат смешивания не будет столь эффективным.

Оптическое смешивание

Этот метод обычно используют при работе с пастелью, зритель видит два цвета расположенные рядом, как будто они смешаны. Используйте почеркушки, штрихи, пунктиры или округлые каракули, чтобы нанести цвет, позволяя каждому карандашу выглядеть как маленький кусочек ниточки. Когда смотришь в целом, линии разных цветов сливаются и выглядят как одна масса. Это очень оживленный и новый метод смешивания, который пленит вашу аудиторию.