"Война и мир": характеристики главных героев. "Война и мир": персонажи. "Война и мир": характеристики главных героев Болконский Николай Андреевич

какие проблемы в романе "Война и мир" и получил лучший ответ

Ответ от Ђатьяна*******[гуру]
Проблема чести и бесчестия поднимается в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» . Честь и достоинство – главные качества человеческого характера, и тому, кто утратил их, чужды какие-либо высокие стремления и поиски. Проблема нравственного самоусовершенствования личности всегда была одной из важнейших в творчестве Л. Н. Толстого.
Проблема поиска смысла жизни. Герой романа-эпопеи Пьер Безухов в начале своего пути далек от истины: он восхищается Наполеоном, участвует в пустых развлечениях, легко поддается грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. И как итог - утрата смысла жизни. Лишь пройдя испытание войной и пленом, узнав простых людей (таких, как Платон Каратаев) , Пьер смог по-настоящему понять жизнь и свое место в ней. Он приходит к мысли, что только любовью движется мир и живет человек.
Одна из философских проблем романа - это вопрос о свободе и необходимости. По-своему и оригинально решает Толстой этот вопрос. Он говорит, что свобода человека, исторического деятеля - кажущаяся, человек свободен лишь в том, чтобы не идти наперекор событиям, не навязывать им свою волю, а просто соответствовать истории, меняться, расти и таким путем влиять на ее ход. Глубока мысль Толстого о том, что человек тем менее свободен, чем ближе он поставлен к власти.
Источник: http://m.seznaika.ru/russkiy/ege/3912-2011-06-17-05-03-53

Ответ от Владислав Бессараб [новичек]
Проблема настоящей жизни.
Князь Андрей Болконский. Он пытался найти настоящую жизнь на войне, уйдя в армию и разочаровавшись в той жизни, которую вел. Князь понял одно: скучная, однообразная светская жизнь не для него. На войне он жаждал славы, признания, желал отличиться, составляя стратегические планы и представляя, как он спасет армию в критический момент. Но после ранения под Аустерлицем, когда князь Андрей вернулся домой и здесь на его глазах умерла жена, оставив ему маленького сына, все, к чему он стремился на войне, отошло на второй план. Болконский осознал, что это не есть настоящая жизнь, и его поиски таковой продолжились.
Проблема счастья в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"
Пьер возвращается в общество ранее оставленное им, возвращается в поисках счастья, но, с какой-то стороны, его спасает война развязавшаяся с французами. Он пытается посвятить себя войне, для того, чтобы снова постараться забыть былое и отыскать так нужное ему счастье. Но как всегда попытки его тщетны и ни какая армия ему не только не в счастье, но даже и в тягость. Пьер понимает, что он не рожден для военной жизни. И все снова возвращается «на круги своя».
Проблема великого человека
В своем романе Л. Н. Толстой ярко выразил мысль о том, что великим человек может быть только в том случае, если он неразрывно связан с народом, если он искренне разделяет его взгляды, стремления, веру. Если он живет теми же идеалами, мыслит и поступает так же, как поступил бы любой сознательный человек. Только в народе - главная сила, только в связи с народом может проявиться настоящая, сильная личность.
Показ особого характера войны 1812 года как войны народной.
Народный характер войны показан Толстым различными способами. Используются авторские историко-философские рассуждения о роли личности и народа в истории вообще и войне 1812 года в частности, рисуются живые картины выдающихся исторических событий; народ может изображаться (хотя и крайне редко) как целое, общее (например, замечания о том, что мужики не везли в Москву сено, что все жители покидали Москву и т, д.) и как бесчисленное множество живых рядовых персонажей. Побуждения и чувства всей нации концентрируются в образе «представителя народной войны» полководца Кутузова, ощущаются лучшими представителями дворянства, сблизившимися с народом.
Проблема истинного и ложного патриотизма.
Настоящими патриотами являются русские солдаты. Роман насыщен многочисленными эпизодами, рисующими разнообразное проявление патриотизма русскими людьми. Мы видим истинный патриотизм и героизм народа в изображении классических сцен под Шенграбеном, Аустерлицем, Смоленском, Бородиным.
Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин, который расклеивает по Москве глупые «афишки», призывает жителей города не оставлять столицы, а затем, спасаясь от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина.

В своем романе Толстой изобразил целый ряд героев. Автором не зря представлена подробная характеристика персонажей. "Война и мир" - роман, в котором составляющие целые дворянские роды, являют читателю отражение людей, живших во времена войны с Наполеоном. В "Войне и мире" мы видим русский дух, черты исторические события, характерные для периода конца 18 - начала 19 века. Величие русской души показывается на фоне этих событий.

Если составить список персонажей ("Война и мир"), получится всего около 550-600 героев. Однако они не все одинаково важны для повествования. "Война и мир" - роман, героев которого можно поделить на три основные группы: главные, второстепенные персонажи и просто упомянутые в тексте. Имеются среди них как вымышленные, так и исторические личности, а также герои, которые имеют прототипы среди окружения писателя. В этой статье будут представлены основные персонажи. "Война и мир" - произведение, в котором подробно описана семья Ростовых. Поэтому начнем с нее.

Илья Андреевич Ростов

Это граф, у которого было четверо детей: Петя, Николай, Вера и Наташа. Илья Андреевич - весьма щедрый и добронравный человек, который любил жизнь. В итоге его непомерная щедрость привела к расточительности. Ростов - любящий отец и муж. Он хороший организатор приемов и балов. Но жизнь на широкую ногу, а также бескорыстная помощь раненым солдатам и выезд из Москвы русских нанесли по его состоянию роковые удары. Совесть все время мучила Илью Андреевича из-за приближающейся нищеты его родных, однако он не мог ничего поделать с собой. После гибели Пети, младшего сына, граф оказался сломлен, но оживился, готовя свадьбу Пьера Безухова и Наташи. Граф Ростов умирает через несколько месяцев после того, как поженились эти персонажи. "Война и мир" (Толстой) - произведение, в котором прототипом этого героя является Илья Андреевич, дед Толстого.

Наталья Ростова (жена Ильи Андреевича)

Эта 45-летняя женщина, жена Ростова и мать четверых детей, имела некоторые восточные Окружающими расценивалось средоточие степенности и медлительности в ней как солидность, а также высокая значимость ее для семьи. Однако истинная причина этих манер кроется в слабом и изнуренном физическом состоянии из-за родов и сил, отданных на воспитание детей. Наталья очень любит семью, детей, поэтому ее чуть не свело с ума известие о гибели Пети. Графиня Ростова, как и Илья Андреевич, любила роскошь и требовала от всех выполнения своих приказаний. В ней можно найти черты бабушки Толстого - Пелагеи Николаевны.

Николай Ростов

Этот герой - сын Ильи Андреевича. Он является любящим сыном и братом, почитает семью, но в то же время преданно служит в армии, что является весьма важной и значимой чертой в его характеристике. Он часто видел даже в своих однополчанах вторую семью. Хоть Николай и был влюблен долгое время в Соню, свою кузину, все же женится в конце романа на Марье Болконской. Николай Ростов - очень энергичный человек, с "открытым и курчавыми волосами. Его любовь к русскому императору и патриотизм не иссякали никогда. Пройдя через тяготы войны, Николай становится храбрым и отважным гусаром. Он выходит в отставку после смерти Ильи Андреевича для того, чтобы поправить денежное положение семьи, оплатить долги и стать наконец-то хорошим мужем для своей супруги. Толстому этот герой представляется как прототип его собственного отца. Как вы уже, вероятно, заметили, наличием прототипов у многих героев характеризуется система персонажей. "Война и мир" - произведение, в котором нравы дворянства представлены через черты семьи Толстого, который был графом.

Наташа Ростова

Это дочь Ростовых. Очень эмоциональная и энергичная девушка, которая считалась некрасивой, однако привлекательной и живой. Наташа не очень умна, но при этом интуитивна, так как могла хорошо "угадывать людей", их черты характера и настроение. Эта героиня весьма порывиста, склонна к самопожертвованию. Она красиво танцует и поет, что было в то время важной характеристикой девушки, принадлежащей к светскому обществу. Лев Толстой неоднократно подчеркивает основное качество Наташи - близость к русскому народу. Она впитала в себя нации и русскую культуру. Наташа живет в атмосфере любви, счастья и добра, однако через некоторое время девушка сталкивается с суровой реальностью. Удары судьбы, а также сердечные переживания делают эту героиню взрослой и в итоге дарят ей настоящую любовь к мужу, Пьеру Безухову. История перерождения души Наташи заслуживает особого уважения. Она начала посещать церковь после того, как стала жертвой лживого обольстителя. Наташа - это собирательный образ, прототипом которого выступила невестка Толстого, Татьяна Андреевна Кузьминская, а также сестра ее (жена автора) - Софья Андреевна.

Вера Ростова

Эта героиня - дочь Ростовых ("Война и мир"). Портреты персонажей, созданные автором, отличаются многообразием характеров. Вера, например, славилась своим строгим нравом, а также неуместными, хотя и справедливыми замечаниями, которые она делала в обществе. Мать ее, неизвестно почему, не очень любила, и это остро ощущала Вера, часто идя поэтому наперекор всем. Эта девушка стала впоследствии женой Бориса Друбецкого. Прототип героини - Льва Николаевича (Елизавета Берс).

Петр Ростов

Сын Ростовых, совсем еще мальчик. Петя, подросший, порывался юношей идти на войну, и родители его удержать никак не могли. Он вырвался из-под их опеки и определился в полк Денисова. В первом же бою погибает Петя, не успев еще повоевать. Очень подкосила семью гибель любимого сына.

Соня

Этой героиней мы заканчиваем описание персонажей ("Война и мир"), относящихся к семейству Ростовых. Соня, славная миниатюрная девушка, приходилась родной племянницей Илье Андреевичу и прожила всю жизнь под его крышей. Любовь к Николаю стала роковой для нее, так как ей не удалось выйти за него замуж. Наталья Ростова, старая графиня, была против этого брака, поскольку возлюбленные были кузенами. Соня поступила благородно, отказав Долохову и решившись любить всю жизнь лишь Николая, освобождая его при этом от обещания, данного ей. Она проводит всю оставшуюся жизнь на попечении Николая Ростова, при старой графине.

Прототип этой героини - Татьяна Александровна Ергольская, троюродная тетя писателя.

Не только Ростовы в произведении - главные персонажи. "Война и мир" - роман, в котором большую роль играет также семья Болконских.

Николай Андреевич Болконский

Это отец Андрея Болконского, генерал-аншеф в прошлом, в настоящем же - князь, заслуживший прозвище в русском светском обществе "прусский король". Он социально деятелен, строг как отец, педантичен, является мудрым хозяином имения. Внешне это худощавый старик с густыми бровями, которые нависали над умными и проницательными глазами, в напудренном белом паричке. Николай Андреевич не любит проявлять своих чувств даже к любимой дочери и сыну. Он изводит Марью постоянными придирками. Князь Николай, сидя в своем имении, следит за событиями, происходящими в стране, и лишь перед смертью теряет представление о масштабности войны русских с Наполеоном. Николай Сергеевич Волконский, дед писателя, был прототипом этого князя.

Андрей Болконский

Это сын Николая Андреевича. Он честолюбив, как и отец, в проявлении чувств сдержан, однако очень любит свою сестру и отца. Андрей женат на Лизе, "маленькой княгине". Он сделал успешную военную карьеру. Андрей много философствует о смысле жизни, состоянии его духа. Он находится в постоянных поисках. В Наташе Ростовой после смерти жены он нашел надежду для себя, так как увидел настоящую, а не фальшивую, как в светском обществе, девушку, поэтому и влюбился в нее. Сделав этой героине предложение, он был вынужден отправиться лечиться за границу, что стало испытанием их чувств. Свадьба в итоге сорвалась. Андрей отправился на войну с Наполеоном, где был тяжело ранен, в результате чего скончался. До конца его дней Наташа ухаживала преданно за ним.

Марья Болконская

Это сестра Андрея, дочь князя Николая. Она очень кроткая, некрасивая, однако добра душой и к тому же очень богата. Ее преданность религии многим служит примером кротости и добронравия. Марья любит незабвенно своего отца, часто донимающего ее своими укорами и насмешками. Эта девушка любит также своего брата. Она приняла не сразу Наташу как будущую невестку, так как она ей казалась чересчур легкомысленной для Андрея. Марья после всех невзгод выходит замуж за Николая Ростова.

Ее прототипом является Мария Николаевна Волконская, мать Толстого.

Пьер Безухов (Петр Кириллович)

Главные персонажи романа "Война и мир" были бы перечислены не полностью, если не упомянуть Пьера Безухова. Этот герой играет в произведении одну из важнейших ролей. Он пережил много боли и душевных травм, обладает благородным и добрым нравом. Очень любит Пьера сам Лев Николаевич. Безухов, как друг Андрея Болконского, весьма отзывчив и предан. Несмотря на интриги, плетущиеся у него под носом, Пьер не утратил к людям доверия, не озлобился. Женившись на Наташе, он обрел наконец счастье и благодать, которых ему не хватало с первой женой, Элен. В конце произведения заметно его стремление изменить в России политические устои, даже можно угадать издалека декабристские настроения Пьера.

Таковы основные персонажи. "Война и мир" - роман, в котором большая роль отводится таким историческим лицам, как Кутузов и Наполеон, а также некоторым другим главнокомандующим. Представлены и другие социальные группы, кроме дворянства (купечество, мещане, крестьянство, армия). Список персонажей ("Война и мир") весьма внушительный. Однако наша задача - рассмотреть лишь главных героев.

Материалы для учеников 10 класса для составления таблицы к уроку по теме "Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова". В таблице должно быть четыре столбца: основной период (он назван и отмечен римской цифрой), описание действий Андрея Болконского в это время (отмечено "АБ") и Пьера Безухова (отмечено "ПБ"). Четвертый столбец таблицы - краткие цитаты, примеры эпизодов, иллюстрирующих соответствующие пункты таблицы (искать их следует в указанных главах).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общие

периоды

Жизненный путь Болконского. "Дорога чести"

Пьера Безухова. "...видите, какой я добрый и славный малый"

I. Первое знакомство. Отношение к светскому обществу

Андрей Болконский:

Вечер в салоне А. П. Шерер. Взаимоотношения с окружающими. Почему он здесь "чужой"? (т. 1. ч. 1. гл. III--IV)

Пьер Безухов:

Происхождение. Вечер у А. П. Ше.рер. Отношение к ок.ружающим. Откуда прибыл? Как ведет себя? (т. 1. ч. 1. гл. II--V)

Портрет. Речь. Поведение. Сопоставление с другими героями

II. Жизненные ошибки -- ошибочные мечтания и поступки – кризис:

АБ:

Служба в армии, в штабе Кутузова. Отношение к офицерам и офицеров к нему. Тайная мечта о подвиге (т. 1. ч. 1. гл. III, XII).

Шенграбен. Зачем князь Андрей идет в армию Багратиона? Цель Шенграбенской битвы. Эпизод на батарее Тушина.

Военный совет после битвы. Честный поступок князя Андрея. Ощущение, что "все это не то" (т. 1. ч. 2. гл. XXI).

Аустерлиц. Подвиг князя Андрея. Ранение. Встреча с кумиром, Наполеоном. Ощущение ничтожности происходящего (т. 1. ч. 3. гл. XVI--XIX)

ПБ:

Кутежи в компании Анатоля Курагина. История с квартальным. Борьба с самим собой, со своими противоречивыми побуждениями (т. 1 ч. 1 гл. VI, ч. 3. гл. I--II. т. 2. ч. 1. гл. IV--VI.)

Женитьба на Элен Курагиной. Осознание безумия этого шага. Постепенный конфликт со светской средой (т. 2. ч. 2. гл. I)

Портрет. Речь. Поведение.

III. Духовный кризис

АБ:

Возвращение после ранения. Смерть жены. Разочарование в честолюбивых мечтах. Стремление отойти от общества, ограничившись семейными проблемами (воспитание сына) (т. 2. ч. 2. гл. XI).

ПБ:

Духовный кризис.

На распутье

IV. Постепенное пробуждение от нравственного кризиса и стрем.ление быть по.лез.ным Отечеству.

АБ:

Новое разочарование, кризис

Прогрессивные преобразования в имениях (т. 2 ч. 3. гл. I).

Посещение Отрадного по опекунским делам. Встреча с дубом. Разговор с Пьером на пароме (т. 2 ч. 3. гл. I--III).

Участие в законодательной деятельности Сперанского и разочарование в ней (т. 2. ч. 3. гл. IV--VI, XVIII).

Любовь к Наташе и разрыв с ней

ПБ:

Постепенное "пробуждение" от кризиса.

Стремление к нравственному совершенствованию; увлечение масонством. Попытка реорганизовать деятельность масонских лож (т. 2 ч. 2 гл. III, XI, XII, т. 2 ч. 3 гл. VII).

Попытка принести пользу крестьянам; преобразования в деревне (т. 2. ч. 2. гл. X).

Разочарование и в общественных начинаниях, и в личном (т. 2. ч. 5. гл. I)

V. Князь Андрей в период войны 1812 года. Сближение с народом, отказ от честолюбивых мечтаний.

Пьер и война 1812 года.

АБ:

Отказ служить при штабе. Отношения с офицерами (т. 3. ч. 1. гл. XI; ч. 2. гл. V, XXV).

Отношение солдат к князю Андрею. О чем говорит тот факт, что его называли "наш князь". Как Андрей говорит о защите Смоленска? Его рассуждения о французах-захватчиках. Участие в Бородинской битве, ранение (т. 3. ч. 2. гл. IV--V, XIX--XXXVI)

ПБ:

Пьер и война 1812 года. На Бородинском поле. Курган Раевского -- наблюдение за бойцами. Почему Пьера называют "наш барин"? Роль Бородина в жизни Пьера.

Мысль об убийстве Наполеона. Жизнь в оставленной Москве (т. 3 ч. 1. гл. XXII; ч. 2 гл. XX, XXXI--XXXII; ч. 3 гл. IX, XXVII, XXXIII--XXXV)

VI. Последние мгновения жизни и смерть Андрея Болконского. Дальнейшая судьба Пьера Безухова

АБ:

Встреча с Анатолем Курагиным в госпитале -- прощение. Встреча с Наташей -- прощение.

Смерть. Внутреннее состояние Андрея перед смертью (т. 3. ч. 2. гл. XXXVII; т. 3. ч. 3. гл. XXX--XXXII)

ПБ:

Роль плена в судьбе Пьера. Знакомство с Платоном Каратаевым (т. 4. ч. 1. гл. X--XIII)

Диалог, внутренний монолог, портрет, сопоставление с другими пленными

VII. После войны с Наполеоном. (Эпилог).

АБ:

Сын Андрея Болконского -- Николенька. Разговор с Пьером, в котором есть предположение, что Андрей стал бы членом тайного общества. Эпилог. ч. 1. гл. XIII

ПБ:

Роль семьи в жизни Пьера. Любовь к Наташе и любовь Наташи.љ Участие в тайных обществах. Эпилог. ч. 1 гл. V.


Многообразный мир художествен-ного произведения не только труд-но, но даже и невозможно «втиснуть» в какие-то оп-ределенные рамки, «разложить по полочкам», разъяс-нить с помощью логических формул, понятий, гра-фиков или схем. Богатство художественного содер-жания такому анализу активно сопротивляется. Но попытаться обнаружить какую-то систему все же можно, при том необходимом условии, разумеется, что она не будет противоречить авторскому замыслу.

Что было важнее всего для Толстого при со-здании «Войны и мира»? Откроем начало третьей части второго тома: «Жизнь между тем, настоящая жизнь людей со своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, со своими инте-ресами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, друж-бы, ненависти, страстей, шла, как и всегда, неза-висимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте, и вне всех возможных пре-образований.

Как видите, самое главное для писателя — это настоящая жизнь, понимаемая как мощная и не-укротимая стихия, противостоящая любым явлени-ям, событиям, установленным законам, если они не совпадают с интересами простых, обыкновенных лю-дей. На этом и строится система образов в «Войне и мире».

Есть люди, которые живут нормальной, естествен-ной жизнью. Это один мир. Есть другой, построен-ный на иных, неестественных интересах (карьера, власть, богатство, самолюбие и т. д.). Это мир обре-ченный, лишенный движения и развития, мир, подчи-ненный заранее установленным правилам, обрядам, регламентам, всякого рода условностям, абстракт-ным теориям, мир, который в основе своей мертв.

Толстой принципиально не принимает любую тео-ретическую схоластику, отъединяющуюся от реаль-ной, простой, нормальной жизни. Так, о генерале Пфуле в романе сказано, что он из любви к теории «ненавидел всякую практику и знать ее не хотел». Именно по этой причине князю Андрею не нравится Сперанский с его «непоколебимой верой в силу ума». И даже Соня оказывается в конце концов «пустышкой», потому что в ее добродетельности есть элемент рассудочности, расчета. Любая искусствен-ность, роль, которую пытается вольно или невольно играть человек, запрограммированность (как сказали бы мы сегодня) отвергаются Толстым и его люби-мыми героями. Наташа Ростова говорит о Долохове: «У него все назначено, а я этого не люблю».

Возникает представление о двух началах в жиз-ни: война и мир, зло и добро, смерть и жизнь. И все действующие лица так или иначе тяготеют к одному из этих полюсов. Одни выбирают цель жиз-ни сразу и не испытывают никаких колебаний — Курагины, Берг. Другие проходят через долгий путь мучительных колебаний, ошибок, поисков, но в конечном счете «прибиваются» к одному из двух берегов. Не так-то просто было, например, Борису Друбецкому преодолеть себя, свои нормальные чело-веческие чувства, прежде чем он решился сделать предложение богатой Жюли, которую он не только не любит, но, кажется, вообще терпеть не может. Материал с сайта

Система образов в романе основана на достаточно четкой и последовательной антитезе (противопоставлении) народности и анти-народности (или псевдонародности), естественного и искусственного, человечного и бесчеловечного, нако-нец, «кутузовского» и «наполеоновского».

Кутузов и Наполеон образуют в романе два свое-образных нравственных полюса, к которым тяготеют или от которых отталкиваются различные действую-щие лица. Что касается любимых толстовских геро-ев, то они как раз показаны в процессе постоянного изменения, преодоления замкнутости и эгоистической односторонности. Они в дороге, в пути, и уже одно это делает их дорогими и близкими автору.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • Антитеза естественного и искусственного в романе толстого война и мир
  • родственные связи в романе война и мир схема
  • система действующих лиц в романе война и мир
  • система образов в романе война и мир часть 1
  • система образов романа война и мир