Зачётная работа по главе II "Межкультурная коммуникация"

Изучение стилистического использования различных типов предложений выдвигает на первый план функционально-стилевой аспект. Для стилистической оценки того или иного типа предложения важно определить его употребительность в разных стилях речи. Функциональные стили характеризуются избирательностью употребления простых и сложных, односоставных и двусоставных предложений. Например, для научного стиля показательно преобладание двусоставных личных предложений (их частотность - 88,3% от числа всех простых предложений), среди односоставных преобладают обобщенно- и неопределенно-личные (5,7%), безличные употребляются реже (4,8%) и как исключение встречаются инфинитивные и номинативные, вместе они составляют 1%. В такой избирательности употребления различных предложений отражается специфика научного стиля: его точность, подчеркнутая логичность, отвлеченно-обобщенный характер.

При стилистическом анализе разных типов предложений важно также показать их экспрессивные возможности, от которых зависит обращение к то или иной конструкции в определенной речевой ситуации. Русский синтаксис предоставляет множество вариантов для выражения одной и той же мысли. Например, при соответствующей интонации стилистический прием тавтологического сочетания придает высказыванию Учитель должен учить известную выразительность. Однако ее можно усилить, избрав более эмоциональные синтаксические конструкции:

1. Обязанность учителя - учить...

2. Учитель должен быть у-чи-те-лем.

3. Учителю надо учить.

4. Ты учитель - и будь учителем.

5. Ты учитель - ты и учи!

6. Что же учителю и делать, как не учить!

7. Кому и учить, как не учителю?!

Все они выражают субъективно-модальные значения, т.е. все те значения, в которых заключено отношение говорящего к тому, о чем он сообщает. Степень их интенсивности от первого предложения к последующим нарастает, что влияет на их использование в речи. Примеры 1 - 3 могут быть использованы в книжных стилях (1-е тяготеет к официально-деловому), во 2-м и 3-м-книжная окраска последовательно убывает. В 4 - 7-м предложениях выделяется яркая экспрессия, придающая им подчеркнуто разговорный и просторечный характер. Так субъективно-модальные значения дополняют функционально-стилевой аспект в стилистической оценке типов предложений. Исходя из этого перейдем к анализу конкретных синтаксических единиц.

Для русского языка характерна синонимия односоставных и двусоставных предложений. Покажем это на экспериментальных примерах двусоставных предложениях, соотносительных с односоставными.

Односоставные предложения Двусоставные предложения

1. Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, сядем в копны свежие - Я знаю, ты выйдешь...

2. Что новенького в газетах пишут? (Шол.) - Что новенького пишут газеты?

3. Жила я радостно, по-детски - проснешься утром и запоешь (Ч.). - ...Я, бывало, просыпалась утром и пела...

4. Мне вздумалось сорвать этот репей (Л. Т.) - Я вздумал сорвать этот репей.

5. Все мне видится Павловск холмистый (Ахм.) - Все я вижу Павловск холмистый.

6. Мне не жить без России (Пр.). - Я не смогу жить без России.

7. Вот эта синяя тетрадь с моими детскими стихами (Ес.) - Вот передо мной лежит эта синяя тетрадь с моими детскими стихами (Ахм.).

8. Не спится, няня... (П.). - Я не могу уснуть.

Нередко синонимизируются и разные типы односоставных предложений, например определенно-личные - безличные: Дыши последней свободой (Ахм.). - Надо дышать последней свободой; Не мучь меня больше (Ахм.). - Не надо мучить меня больше; неопределенно-личные - безличные: Близким говорят правду. - Близким принято говорить правду; обобщенно-личные - безличные: Говори, да не заговаривайся (посл). - Говорить можно, да не надо заговариваться; Озвереешь в такой жизни (М. Г.). - Можно озвереть в такой жизни; ...Нарочно лезет под колеса, а ты за него отвечай (Дост.). - ...А тебе за него приходиться отвечать; номинативные - безличные: Тишина. - Тихо; Озноб, лихорадка. - Знобит, лихорадит; инфинитивные - безличные: Не нагнать тебе бешеной тройки (Н.). - Невозможно нагнать тебе бешеную тройку. Богатство вариантов создает широкие возможности для стилистического отбора синтаксических конструкций. Причем синтаксические синонимы (как это легко было заметить по нашим примерам) далеко не равноценны в стилистическом отношении. Рассмотрим односоставные предложения.

Определенно-личные предложения в сравнении с двусоставными придают речи лаконизм, динамичность; не случайно этот тип односоставных предложений ценят поэты: Люблю тебя, Петра творенье! (П.); Как он [Байрон], ищу спокойствия напрасно, гоним повсюду мыслию одной. Гляжу назад - прошедшее ужасно, гляжу вперед - там нет души родной! (Л.); Всюду родимую Русь узнаю (Н.); Стою один среди долины голой (Ес.).

Определенно-личные предложения придают экспрессию газетными заголовкам: «Не верь глазам своим» (о рекламе); «Здравствуй, добрый человек» (о старожилах); «Ожидаем большой эффект» (о развитии деловых контактов).

Определенно-личные предложения со сказуемым, выраженным формой 1-го лица множественного числа, используются и в научном стиле: Проведем прямую и обозначим на ней точку; Опишем дугу; Обозначим точки пересечения прямых; вычислим среднюю квадратичную ошибку. В таких предложениях внимание сосредоточено на действии безотносительно к его производителю, это сближает их с неопределенно-личными предложениями. Личная форма сказуемого активизирует читательское восприятие: автор как бы вовлекает читателя в решение поставленной проблемы, приобщает его к рассуждениям при доказательстве теоремы; ср. безличные конструкции: если провести прямую...

Лингвисты неоднократно отмечали преимущество определенно-личных односоставных предложений перед синонимичными двусоставными: указание лица в последних придает речи лишь более спокойный тон, делает ее «более вялой, разжиженной», по выражению А.М. Пешковского. Однако в подобных случаях все же употребляются не односоставные предложения этого типа, а двусоставные с подлежащим, выраженным местоимением. Обращение к ним диктуется стилистическими соображениями. Во-первых, мы используем двусоставные предложения, если необходимо подчеркнуть значение 1-го или 2-го лица как носителя действия: Ты живешь в огромном доме; я ж средь горя и хлопот провожу дни на соломе (П.); И этот говорите вы!; Мы послушаем, а вы постарайтесь нас убедить. В подобных случаях местоимения-подлежащие выделяются в устной речи ударением. Во-вторых, двусоставные предложения используются при выражении побуждения с оттенком увещевания: Вы не торопитесь, я подожду; Да вы не тревожьтесь! При этом стилистическое значение имеет порядок слов: в таких конструкциях подлежащее-местоимение предшествует сказуемому. При иной их последовательности и соответствующей интонации двусоставные (побудительные предложения с подлежащим-местоимением 2-го лица (чаще единственного числа) выражают пренебрежение, звучат резко, грубо: Да замолчи ты!; Отстань ты от меня!; Подождите вы!

Неопределенно-личные предложения не имеют особых экспрессивных качеств, которые бы выделили их на фоне других односоставных предложений. Основная сфера употребления неопределенно-личных конструкций - разговорная речь: Стучат!; Продают клубнику; Говорят, говорят... - Ну и пусть говорят!, откуда они легко переходят в художественную речь, придавая ей живые интонации: ...А в комнате метут и убирают... (Гр.); Идет. Ему коня подводят (П.); Вот тащат за ноги людей и кличут громко лекарей (Л.). Подобные односоставные предложения нейтральны в стилистическом отношении и могут быть использованы в любом стиле. Вот, например, предложения из научно-популярной книги: Молоко называют «легкой пищей»; Особенно много вырабатывают у нас кисломолочных напитков, из монографии: Железо получают восстановлением его из окислов, которые входят в состав железных руд; В качестве восстановителя используют окись углерода; из газеты: Рейн уже не раз отравляли промышленными отходами. Но подобного удара реке еще не наносили. Эти примеры убедительно свидетельствуют о том, что для неопределенно-личных предложений нет функционально-стилевых ограничений.

Неопределенно-личные предложения интересны в стилистическом плане тем, что в них подчеркивается действие: Подсудимых куда-то выводили и только что ввели назад (Л. Т.); Сейчас за вами придут (Сим.); Блинами, понятно, не встретят... Вздернут еще... Жгут и вешают народ (Буб.). Употребление таких предложений позволяет акцентировать внимание на глаголе-сказуемом, в то время как субъект действия отодвигается на задний план, независимо от того, известен он говорящим или нет. Особенно выразительны в семантико-стилистическом отношении такие неопределенно-личные предложения, в которых носитель действия представлен как лицо неопределенное: - А завтра меня в кино приглашают. - Кто же это? - спросила мать. - Да Виктор, - ответила Луша (Лид.).

Подчеркнутая глагольность неопределенно-личных предложений придает им динамизм, создает благоприятные условия для использования в публицистическом стиле: Сообщают из Киева...; Из Дамаска передают... Особенно эффективно употребление неопределенно-личных предложений в качестве заголовков газетных материалов: «Наживаются на беспошлинном ввозе сигарет»; «Пятятся назад» (о международной политике); «Неугодных убирают»; «Где отмывают деньги».

В научном стиле использование неопределенно-личных предложений диктуется стремлением автора обратить внимание на характер действия, например при описании опытов: Смесь взбалтывают и подогревают. Затем в сосуд добавляют... Полученную массу охлаждают.

В официально-деловом стиле неопределенно-личные предложения используются наряду с безличными: У нас не курят. - Курить воспрещается; а также с инфинитивными: Не курить!; Просят соблюдать тишину. - Не шуметь! При сопоставлении таких конструкций очевидно, что неопределенно-личные предложения представляют более вежливую форму запрета, поэтому в известных условиях они оказываются предпочтительнее по этическим соображениями.

В отдельных жанрах официально-деловой речи прочно закрепились неопределенно-личные предложения, выражающие побуждение в смягченной, подчеркнуто вежливой форме, например в объявлениях (особенно при трансляции их по радио): Товарища Петрова просят подойти к справочному бюро; Пассажиров приглашают на посадку.

Обобщенно-личные предложения выделяются из всех односоставных личных своей экспрессией: Сердцу не прикажешь; Голой овцы не стригут; Что имеем, не храним, потерявши - плачем. Наиболее характерная форма сказуемого для этих предложений - форма 2-го лица единственного числа, получающая обобщенное значение, - является и самой экспрессивной: За чем пойдешь, то и найдешь; Поспешишь - людей насмешишь; Перед смертью не надышишься. Афористичность и яркость таких высказываний ставит их в ряд высокохудожественных произведений-миниатюр русского фольклора.

Глагол-сказуемое 1-го и 3-го лица в обобщенно-личных предложениях указывает на действие, которое может относиться к любому лицу: В чужом глазу - сучок видим, а в своем и бревна не замечаем; За одного битого двух небитых дают.

Народно-поэтический оттенок обретают строки из художественных произведений, в которых писатели прибегают к обобщенно-личным предложениям: Глядишь и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина (Г.); В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа... (Л.) Экспрессивность подобных конструкций отчасти достигается переносным употреблением форм лица: 2-лицо глагола указывает на самого говорящего. В иных случаях действенность речи усиливается использованием формы давнопрошедшего времени: Эх, бывало, заломишь шапку, да заложишь в оглобли коня... (Ес.)

Яркая экспрессивность таких конструкций ограничивает их функционирование. Кроме разговорной и художественной речи, для них открыт публицистический стиль. В критических статьях, публицистике обобщенно-личные предложения придают суждениями большую объективность: На каких весах взвесишь, измеришь, например, это маленькое стихотворение...; Писать, о чем думаешь (из газ.).

Наименее экспрессивны среди обобщенно-личных предложений конструкции со сказуемым в форме 3-го лица множественного числа: Льет дождь. На даче спят два сына, как только в раннем детстве спят (Паст.). По структуре и семантике такие предложения близки к неопределенно-личным, но, в отличие от них указывают на действие, которое может принадлежать всякому (все спят, каждый в детстве так спит). Эта структурная схема односоставных предложений находит применение и в научном стиле.

Безличные предложения отличаются особым разнообразием конструкций и их стилистическим применением в речи. Среди них есть такие, которые типичны для разговорной речи: Хочется есть; Больно!; Не спится; Морозит; Ни души; Нет денег; Пора домой; Стыдно сказать, и такие, которые выделяются канцелярской окраской: Воспрещается без согласия усыновителей... выдавать выписки из книг регистрации актов гражданского состояния; О сохранении правоотношений с одним из родителей... должно быть указано в решении об усыновлении. Есть лирические по эмоциональной окраске, излюбленные поэтами конструкции: И скучно и грустно, и некому руку подать (Л.); Все помнится, и кажется, и мнится, что осень прошлых лет была не так грустна (Бл.); Легко проснуться и прозреть, словесный сор из сердца вытрясть и жить, не засоряясь впредь (Паст.); Быть твоею сестрою отрадной мне завещано давней судьбой (Ахм.), и есть предложения, используемые в публицистической речи, предназначенные для обычной информации: Строителям предстоит возвести санно-бобслейный комплекс; Ответ надо искать всем заинтересованным организациям. Правда, журналисты черпают из состава безличных конструкций и эмоциональные, которые необходимы для усиления действенности речи: Стоя приветствовали болельщики чемпиона, и не было конца восторгам; Нужно было бы искать ему [спортсмену] замену, а достойных кандидатов в сборной нет; На равных бороться ему не по силам; Побеждать всегда приятно, но не разумнее ли отвлечься на время от дня сегодняшнего и заглянуть чуть дальше?

Отдельные группы безличных предложений постоянно используются в научном стиле: Известно, что...; Приходится признать, что...; Начинать опыт следует с вливания наименее концентрированного раствора и переходить к более концентрированным; За один опыт рекомендуется применять не более 7-10 раздражений кислотой. Отличающий этот функциональный стиль безличный принцип изложения обусловливает сравнительно частое использование безличных предложений со сказуемыми, выражающими различные оттенки долженствования, необходимости: При установлении исходного функционального состояния организма следует обратить внимание на объективные физиологические данные; С подобной неоднозначностью приходится сталкиваться при всех прямых методах решения структур. Возможно использование здесь и безлично-предикативных слов в роли сказуемых: Можно заметить следующую закономерность...; Для характеристики пегмалитового поля одного образца недостаточно.

При стилистической оценке безличных предложений важно учитывать, с одной стороны, возможность замены их другими конструкциями, что создает конкуренцию этих синонимов, и, с другой стороны, полное отсутствие такой возможности, что снимает проблему стилистического выбора.

Поясним эту мысль. Нельзя предложить какие-либо замены для безличных предложений такого типа: И стало страшно вдруг Татьяне (П.); Ах, в самом деле рассвело (Гр.); Ему стало приятно от этой мысли (М. Г.); На небе ни облака (Ч.); Ногу ломит; Везет же людям!; Писем нет. Иные же безличные предложения легко трансформировать в двусоставные или односоставные неопределенно- или определенно-личные; ср.: Сегодня тает. - Снег тает; Следы засыпало снегом. - Следы засыпал снег; Метет. - Метет пурга; Хочется есть. - Я хочу есть; Где тебя носило? - Где ты был?; Следует уступать места старшим. - Уступайте места старшим; Полагается принимать лекарство. - Принимайте лекарство; Про батарею Тушина было забыто. - Про батарею Тушина забыли; Решено начать атаку на рассвете. - Атаку решили начать на рассвете; Меня там не было. - Я там не был.

При возможности двоякого выражения мысли следует учитывать, что «личные конструкции содержат элемент активности, проявления воли действующего лица, уверенности в совершении действия, тогда как безличным оборотам присущ оттенок пассивности, инертности». Кроме того, в отдельных типах безличных предложений заметна функционально-стилевая окраска, хотя порой и слабая. Так, подчеркнуто разговорные предложения: Где тебя носило?; Везет же людям!; В доме ни души. Книжную окраску имеют такие: Следует уступать...; Полагается принимать...; Решено начать...

Инфинитивные предложения предоставляют значительные возможности для эмоционального и афористического выражения мысли: Чему быть, того не миновать (посл.); Кого любить, кому же верить? (Л.); Так держать!; От судьбы не уйти; Быть бычку на веревочке! Поэтому они используются в пословицах, в художественной речи, эта конструкция приемлема даже для лозунгов: Работать без брака! Однако основная сфера их функционирования - разговорный стиль: Сказать бы об этом сразу!; А не вернуться ли нам?; Берега не видать. Последняя конструкция (распространенная дополнением со значением объекта) имеет просторечную окраску.

Художники слова обращаются к инфинитивным предложениям как к средству создания непринужденно-разговорной окраски речи: Ну, куда тебе возиться с женой да нянчиться с ребятишками? (П.)

Экспрессивная окраска препятствует использованию инфинитивных конструкций в книжных стилях. В художественной и публицистической речи эти предложения вводятся в диалоги и монологи, насыщенные эмоциями: Подать свежих шпицрутенов! (Л. Т.); Унять старую ведьму! - сказал Пугачев (П.). Эти конструкции ценят поэты: Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд... (Паст.); Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить - и никаких гвоздей! (Маяк.) При соответствующем интонационном оформлении инфинитивные предложения несут огромный экспрессивный заряд и выделяются особой напряженностью.

Номинативные предложения по сути своей как бы созданы для описания: в них заложены большие изобразительные способности. Называя предметы, расцвечивая их определениями, литераторы рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру: Смятенье, обморок, поспешность, гнев, испуга! (Гр.); Золото холодное луны, запах олеандра и левкоя... (Ес.); Черный ветер, белый снег (Бл.); Вот оно, глупое счастье с белыми окнами в сад (Ес.). Однако подобные описания не отражают динамики событий, так как номинативные предложения указывают на статическое бытие предмета, даже если номинативы - отглагольные существительные и помощью них рисуется живая картина: Бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон... (П.) Здесь, как на фотографии, запечатлено одно мгновение, один кадр, так как линейное описание событий номинативными предложениями невозможно: они фиксируют только настоящее время. В контексте оно может получать значение настоящего исторического, но грамматическое выражение форм прошедшего или будущего времени переводит предложение в двусоставное, ср.: Бой. - Был бой. - Будет бой.

Использование в речи номинативных предложений разнообразно. Они выполняют и чисто «техническую» функцию, обозначая место и время действия в пьесах, называя декорацию постановки: Декорация первого акта. Восемь часов вечера. Звонок (Ч.). Но и в драматургии художественное значение номинативных предложений может увеличиваться, если ремарки указывают на поведение героев, их душевное состояние: Пауза. Смех. Ропот и шиканье (Ч.). В новом жанре драматургии - киносценариях - номинативные предложения стали сильным средством художественных описаний: Открытое пространство большого аэропорта, залитого солнцем. Грандиозная перспектива самолетов, выстроенных к параду. Оживленные группы военных летчиков. Чкалов неторопливым шагом идет вдоль линии самолетов.

Номинативные предложения могут звучать и с большим напряжением, выполняя экспрессивную функцию при соответствующем интонационном оформлении. Это относится прежде всего к оценочно-бытийным и желательно-бытийным предложениям, которые выделяются в составе номинативных: Какая ночь! Я не могу... (Ес.); Только бы силы!; Если бы не уверенность!

Наглядно изобразительная функция номинативных предложений была продемонстрирована писателями еще в прошлом веке. Вспомним знаменитые строки А. Фета, поразившие современников: Шепот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья... - все стихотворение состоит из одних номинативов, что возводит в принцип их стилистическое применение. Можно назвать поэтов и нового времени, которые питали особую склонность к номинативным предложениям. Так, многие стихи А. Ахматовой открывают номинативы: Пустых небес прозрачное стекло; Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле; Чугунная ограда, сосновая кровать. Как сладко, что не надо мне больше ревновать; Вот и берег северного моря, вот граница наших бед и слав... У Б. Пастернака целые строфы состоят из подобных конструкций:

Осень, сказочный чертог,

Весь открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой,

Как венец на новобрачной.

Лик березы под фатой

Подвенечной и прозрачной.

Для многих поэтов стилистическое использование номинативных предложений стало важным художественным приемом.

Интересно сравнить разные редакции произведений, свидетельствующие о том, что в процессе авторедактирования поэт порой отказывается от двусоставных предложений, отдавая предпочтение номинативным, например у А.Т. Твардовского:

Черновой вариант

Кому жизнь, кому смерть, кому слава.

На рассвете началась переправа.

Берег тот был, как печка, крутой,

И, угрюмый, зубчатый,

Лес чернел высоко над водой,

Лес чужой, непочатый.

А под нами лежал берег правый, -

Снег укатанный, втоптанный в грязь,

Вровень с кромкою льда.

Переправа

В шесть часов началась.

Окончательная редакция

Переправа, переправа...

Берег левый, берег правый,

Снег шершавый, кромка льда...

Кому память, кому слава,

Кому темна вода, -

Ни приметы, ни следа...

Как видим, номинативные предложения создают динамизм, выхватывая из развернувшейся панорамы главные штрихи, детали обстановки, способные отразить трагизм событий. Более распространенное описание, построенное из двусоставных предложений, при сопоставлении проигрывает, оно кажется растянутым, обремененным несущественными подробностями. Таким образом, в подобных случаях номинативные предложения явно предпочтительнее.

В наши дни номинативные предложения привлекают внимание и журналистов, которые видят них средство лаконичных и образных описаний обобщающего характера:

Тайга, рассеченная бетонными трассами. Мох и лишайник, содранные гусеницами. Гнилые черные лужи с пленкой нежнейшего спектра. Сырые цветы кипрея на гарях. Легчайшие, как аэростаты, серебряные цистерны. Раскрытый дерн под ногой и короткий изгиб трубы с дрожащим манометром, будто глянуло око земли.

Такие протяженные описания, насыщенные номинативами, характерны в первую очередь для очерков, но этим не ограничиваются стилистические рамки использования этой конструкции. К ней обращаются авторы научно-популярных книг.

Стилистические возможности русского синтаксиса расширяются и благодаря тому, что с полными предложениями, рассмотренными нами, могут успешно конкурировать предложения неполные, имеющие четкую функционально-стилевую закрепленность и яркую экспрессивную окраску. Их стилистическое использование в речи определяют экстралингвистические факторы и грамматическая природа.

Неполные предложения, образующие диалогические единства, создаются непосредственно в процессе живого общения: - Когда ты придешь? - Завтра. - Одна или с Виктором? - Конечно, с Виктором. Из разговорной речи они проникают в художественную и публицистическую как характерная особенность диалога: - Какие новости? - спросил офицер. - Хорошие! (Л. Т.); - Прекрасный вечер, - начал он, - так тепло! Вы давно гуляете? - Нет, недавно (Т.). Журналисты используют неполные предложения чаще всего в интервью: - Но, как и в любой другой стране, у вас, очевидно, тоже есть проблемы. В чем они? - Наиболее актуальная из них - переломный период в нашей экономике. Однако обращение к контекстуально неполным предложениям, представляющим собой реплики и ответы в момент беседы, в публицистическом стиле весьма ограничено, а в других книжных стилях практически невозможно. Здесь даже при диалогизации стиля используются полные предложения, характерные для синтаксиса письменной речи.

Неполные предложения, представляющие собой части сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, употребляются в книжных стилях, и прежде всего в научном: Считалось, что геометрия изучает величины сложные (непрерывные), а арифметика - дискретные числа. Обращение к ним диктуется стремлением избежать повторения однотипных структур.

Иными мотивами обусловлено предпочтение эллиптических предложений - они выступают как сильное средство эмоциональности речи. Основная сфера их применения - разговорная речь, однако они неизменно привлекают и художников слова. Эллиптические конструкции придают описаниям особый динамизм: Григорий Александрович взвизгнул не хуже любого чеченца, ружье из чехла - и туда; я за ним... А бывало, мы его вздумаем дразнить, так глаза кровью и нальются, и сейчас за кинжал (Л.); Я к ней, а он в меня раз из пистолета (Остр.); Аксинья - в лавку! (М. Г.); К барьеру! (Ч.); Назад, домой, на родину... (А. Т.) Соотносительные с такими эллиптическими предложениями полные, имеющие сказуемые со значением движения, побуждения, желания, бытия, восприятия, речи и др., значительно уступают им в экспрессии.

Для поэтов синонимия эллиптических конструкций и полных предложений открывает возможности выбора варианта, удобного для версификации:

Зима прошла. Я болен.

Я вновь в углу, средь книг.

Он, кажется, доволен,

Досужий мой двойник.

Да мне-то нет досуга

Болтать про всякий вздор.

Мы поняли друг друга?

Ну, двери на запор.

(А.А. Блок)

Употребление сказуемого в выделенных предложениях удлинило бы сроку, что в стихотворной речи недопустимо.

Предложения с пропуском слов, не представляющих ценности в информативном отношении, получили большое распространение и в газетном языке: «К вашему столу»; «Только для женщин»; «Магазин - на диване»; «Технические средства обучения - в классы»; «Вычислительную технику - в аудитории»; «Вся власть - правительству» - вот типичные заглавия газетных статей. В таких неполных предложениях обозначены лишь целевые слова данного высказывания, все остальное восполняется текстом, речевой ситуацией. Разнообразные эллипсы, используемые в заглавиях, в наше время стали синтаксической нормой в их структуре. Они формулируют мысль в предельно сжатой форме, обладают функционально-стилевой и экспрессивной окраской, что останавливает внимание читателя. Однако увлечение подобными неполными предложениями таит в себе и опасность: в них может возникнуть неясность, эстетическая неполноценность.

Голуб И.Б. Стилистика русского языка - М., 1997 г.

Синтаксическая стилистика изучает вопросы организации языковых средств внутри текста в соответствии с его содержанием, целями создания и композицией.

Синтаксические единицы характеризуются функционально-стилевой закрепленностью: одни используются в книжных стилях, другие – в разговорном. На синтаксическом уровне ярко проявляется экспрессивная окраска речи.

Стилистика начинается там, где начинается возможность выбора, а в русском языке такая возможность постоянно возникает при обращении к различным структурным типам предложений, употреблении параллельных синтаксических конструкций.

Важнейший аспект синтаксической стилистики представляет стилистическая оценка синтаксических средств языка, выявляющая их функционально-стилевую закрепленность и экспрессивные возможности. При этом, в центре внимания находится синтаксическая синонимия .

Изучение стилистического использования различных типов предложений выдвигает на первый план функционально-стилевой аспект. Для стилистической оценки того или иного типа предложений важно определить его употребительность в различных стилях речи. Каждому функциональному стилю свойственны свои особенности синтаксических построений, свои типичные конструкции, которые вводятся в художественное произведение и взаимодействуют в нем со специальным стилистическим эффектом. Функциональные стили характеризуются избирательностью употребления простых и сложных, односоставных и двусоставных предложений. Для научного стиля, например, показательно преобладание двусоставных личных предложений (их частотность – 88,3% от числа всех простых предложений), среди односоставных преобладают обобщенно- и неопределенно-личные (5,7%), безличные употребляются реже (4,7%). Для разговорной речи характерны избыточность синтаксического построения, перераспределение границ предложения, эллиптические предложения, смещенные конструкции, в которых конец предложения дается в ином синтаксическом строе, чем начало, и, наконец, обособленные друг от друга элементы одного и того же высказывания.

Личные конструкции всегда содержат элемент активности, проявления воли действующего лица, уверенности в совершении действия, тогда как безличным оборотам присущ оттенок пассивности, инертности.

При стилистическом анализе разных типов предложений важно также показать их экспрессивные возможности , от которых зависит обращение к той или иной конструкции в определенной речевой ситуации. Русский синтаксис предоставляет множество вариантов для выражения одной и той же мысли. Например, при соответствующей интонации стилистический прием тавтологического сочетания придает выразительность высказыванию «Учитель должен учить». Однако ее можно усилить, избрав более эмоциональные синтаксические конструкции:


1. Обязанность учителя – учить.

2. Учитель должен быть учителем.

3. Учителю надо учить.

4. Ты учитель - и будь учителем!

5. Ты учитель – ты и учи!

6. Что же учителю делать, как не учить!

7. Кому и учить, как не учителю?

Степень интенсивности от первого предложения к последующим нарастает, что влияет на их использование в речи. Примеры 1-3 могут быть употреблены в книжных стилях (первая конструкция тяготеет к официально-деловому стилю). В 4-7 предложениях выделяется яркая экспрессия, придающая им подчеркнуто разговорный и просторечный характер.

Для русского языка характерна синонимия односоставных и двусоставных предложений:

Вот эта синяя тетрадь с моими детскими стихами.

Вот передо мной лежит эта синяя тетрадь с моими детскими стихами.

Нередко синонимируются разные типы односоставных предложений:

Определенно-личные – безличные:

Не мучь меня больше;

Не надо мучить меня больше;

Неопределенно-личные – безличные:

Близким говорят правду;

Близким принято говорить правду;

Обобщенно-личные – безличные:

Говори. Да не заговаривайся;

Говорить можно, да не надо заговариваться;

Номинативные – безличные:

Не нагнать тебе бешеной тройки;

Невозможно нагнать тебе бешеную тройку;

Богатство вариантов создает широкие возможности для стилистического отбора синтаксических конструкций. Синтаксические синонимы не равнозначны в стилистическом отношении.

Определенно-личные (односоставные) предложения в сравнении с двусоставными придают речи лаконизм, динамичность. Не случайно этот тип односоставных предложений ценят поэты.

Определенно-личные предложения придают экспрессию газетным заголовкам, например: «Не верь глазам своим!».

Определенно-личные предложения со сказуемым, выраженным формой 1-ого лица множественного числа, широко используются в научном стиле, например: «Проведем прямую». В таких предложениях внимание сосредоточено на действии безотносительно к его производителю, это сближает их с неопределенно-личными предложениями. Личная форма сказуемого активизирует восприятия читателя: автор как бы вовлекает читателя в решение поставленной проблемы, приобщает его к рассуждениям.

Лингвисты неоднократно отмечали преимущество определенно-личных односоставных предложений перед синонимичными двусоставными: указание лица в последних придает речи более спокойный тон, делает ее более вялой. Двусоставные предложениям с подлежащим, выраженным местоимением, используются, когда необходимо подчеркнуть значение 1-ого или 2-ого лица как носителя действия («Ты живешь в огромном городе» или «Он живет в огромном городе»). В подобных случаях подлежащее-местоимение выделяется в устной речи ударением.

Неопределенно-личные предложения не имеют особых экспрессивных качеств, которые бы выделяли их на фоне других односоставных предложений. Основная сфера употребления неопределенно-личных конструкций – разговорная речь (например, «Продают клубнику»), откуда они легко переходят в художественную речь, придавая ей живые интонации. Например: «Идет. Ему коня подводят» (А.С.Пушкин). Подобные односоставные предложения нейтральны в стилистическом отношении и могут быть использованы в любом стиле. Например, предложение из научно-популярной книги: «Рейн не раз отравляли промышленными отходами». Для употребления неопределенно-личных предложений нет функционально-стилевых ограничений.

Неопределенно-личные предложения интересны в стилистическом плане тем, что в них подчеркивается действие, например: «Сейчас за вами придут». Употребление таких предложений позволяет акцентировать внимание на глаголе-сказуемом, в то время как субъект действия отодвигается на задний план независимо от того, известен он говорящим или нет. Особенно выразительны в семантико-стилистическом отношении такие неопределенно-личные предложения, в которых носитель действия представлен как лицо неопределенное, например: «Меня в кино пригласили».

Подчеркнутая глагольность неопределенно-личных предложений придает им динамизм, создает благоприятные условия для использования в публицистическом стиле, например: «Сообщают из Киева…» или «Неугодных убирают».

В научном стиле использование неопределенно-личных предложений диктуется стремлением автора обратить внимание на характер действия, например: «Полученную массу охлаждают».

В официально деловом стиле неопределенно-личные предложения используются наряду с безличными: «У нас не курят», а также с инфинитивными: «Не курить!». При сопоставлении таких конструкций, очевидно, что неопределенно-личные предложения представляют более вежливую форму запрета, поэтому в известных условиях они оказываются предпочтительнее по этическим соображениям.

Обобщенно-личные предложения выделяются из всех односоставных личных своей экспрессией: «Сердцу не прикажешь», «Что имеем – не храним, потерявши – плачем». Строки из художественных произведений, в которых писатели прибегают к обобщенно-личным предложениям, обретают народно-поэтический оттенок.

Наиболее характерной формой сказуемого в таких конструкциях, придающей высказываниям яркость и экспрессивность, является форма 2-ого лица единственного числа: «Поспешишь – людей насмешишь». Афористичность и яркость таких высказываний ставит их в ряд высокохудожественных произведений – миниатюр русского фольклора. Действенность речи усиливается использованием формы давнопрошедшего времени: «Эх, бывало, заломишь шапку, да заложишь в оглобли коня…» (С.Есенин).

Наименее экспрессивны конструкции со сказуемым в форме 3-его лица множественного числа: «Льет дождь» или «… как только в раннем детстве спят». В последнем примере дается указание на действие, которое может принадлежать всякому (каждый в детстве так спит). Эта структурная схема находит применение и в научном стиле.

Яркая экспрессивность обобщенно-личных конструкций ограничивает их функционирование. Такие конструкции наиболее характерны для разговорной и художественной речи.

Безличные предложения отличаются особым разнообразием конструкций и их стилистическим применением в речи. Среди них есть характерные для устной речи конструкции: «Хочется есть!», «Больно!». Есть лирические по эмоциональной окраске, излюбленные поэтами конструкции: «И скучно, и грустно, и некому руку подать» (М.Ю.Лермонтов). Есть предложения, используемые в публицистической речи: «Строителям предстоит возвести новый жилищный комплекс». Отдельные типы безличных предложений постоянно используются в научном стиле: «Известно, что…», «Приходится признать, что…».

Инфинитивные предложения предоставляют значительные возможности для эмоционального и афористического выражения мысли: «От судьбы не уйти», «Быть бычку на веревочке!». Поэтому они используются в пословицах, художественной речи, эта конструкция приемлема также для лозунгов: «Работать без брака!». Однако основная сфера функционирования таких конструкций – разговорный стиль: «А не вернуться ли нам?», «Берега не видать».

Художники слова обращаются к инфинитивным предложениям как к средству создания непринужденно-разговорной окраски речи: «Ну, куда тебе со мною тягаться!».

Экспрессивная окраска препятствует использованию инфинитивных конструкций в книжных стилях. В художественной и публицистической речи эти предложения вводятся в диалоги и монологи, насыщенные эмоциями: «Светить всегда, светить везде!» (В.В.Маяковский). При соответствующем интонационном оформлении инфинитивные предложения несут огромный экспрессивный заряд и выделяются особой напряженностью.

Номинативные предложения по сути своей как бы созданы для описания: в них заложены большие изобразительные возможности. Называя предметы, расцвечивая их определениями, литераторы рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру: «Золото холодное луны, запах олеандра и левкоя…» (С.Есенин). Подобные описания не отражают динамики событий, так как номинативные предложения указывают на статическое бытие предмета. Номинативные предложения отражают одно мгновение: «Бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье стон…» (А.С.Пушкин). Линейное описание событий номинативными предложениями невозможно: они фиксируют только настоящее время.

Номинативные предложения могут звучать и с большим напряжением, выполняя экспрессивную функцию при соответствующем интонационном оформлении: «Какая ночь!».

Использование номинативных предложений стало важным художественным приемом. Номинативные предложения прекрасно передают динамизм, выхватывая из развернувшейся панорамы главные штрихи, детали обстановки, способные отразить трагизм событий: «Переправа, переправа… Берег левый, берег правый, Снег шершавый, кромка льда …» (А.Т.Твардовский). Описание, построенное из двусоставных предложений, будет казаться растянутым, обремененным несущественными подробностями. В таких случаях номинативные предложения явно предпочтительнее.

Номинативные предложения используются и журналистами, которые видят в них средство лаконичных и образных описаний обобщающего характера: «Тайга, рассеченная бетонными трассами. Мох и лишайник, содранные гусеницами. Раскрытый дерн под ногой». Такие протяженные описания, насыщенные номинативами, характерны в первую очередь для очерков, но этим не ограничиваются стилистические рамки использования этих конструкций. К ней обращаются и авторы научно-популярных книг.

Стилистические возможности русского синтаксиса расширяются и благодаря тому, что с полными предложениями могут успешно конкурировать предложения неполные , имеющие четкую функционально-стилевую закрепленность и яркую экспрессивную окраску. Неполные предложения, представляющие собой реплики и ответы в момент беседы, характерны только для синтаксиса устной речи. Неполные предложения, образующие диалогические единства, создаются непосредственно в процессе живого общения:

Проедешь одна?

С отцом.

Однако обращение к контекстуально неполным предложениям в публицистическом стиле весьма ограничено, а в других книжных стилях практически невозможно. Здесь даже при диалогизации используются полные предложения, характерные для синтаксиса письменной речи.

Эллептические предложения являются средством передачи эмоциональности речи. Эллептические конструкции придают описаниям особый динамизм: «Назад, домой, на родину …» (А.Н.Толстой), «Я к ней, а он в меня раз из пистолета» (А.Н.Островский). Полные предложения, имеющие сказуемые со значением движения, побуждения, желания, восприятия, бытия и др. значительно уступают им в экспрессии.

Предложения с пропуском слов, не представляющие ценности в информативном отношении, получили большое распространение и в газетном языке: «К вашему столу», «Только для женщин». В таких неполных предложениях обозначены лишь целевые слова данного высказывания. Разнообразные эллипсы, используемые в заглавиях, формулируют мысль в предельно сжатой форме, обладают экспрессивной окраской, что останавливает внимание читателя. Однако увлечение подобными неполными предложениями таит в себе и опасность: может возникнуть неясность.

Стилистические особенности односоставных предложений

Цель урока: 1. Систематизировать и обобщить знания учащихся по стилистической принадлежности текстов.

2. Познакомить учащихся со стилистическими особенностями

односоставных предложений.

3. Показать красоту и богатство русского языка .

Ход урока

1. Слово учителя (Простые односоставные предложения являются ярким выразительным средством русского языка. Часто они выступают как синтаксические синонимы двусоставных предложений, отличаясь от них большей степенью эмоциональности, экспрессивными оттенками, а также сферой употребления. Одна из важнейших задач изучения темы – обогащение речи учащихся этими стилистическими средствами ).

2. Класс разбит на четыре группы.

Задание для первой группы

А) Прошу не умничать. Сейчас неси сюда тулуп.

Ну, братцы, затянем-ка на сон грядущий мою любимую песенку

(Лаконичность, естественность, энергичность определенно-личных предложений; если надо выделить личность говорящего, то используется двусоставные предложения).

Б) Люблю осеннее ненастье. Люблю наперекор дождю и мокрому снегу шагать по оловянным дорогам, по кислому суглинку и сырой листве.

Целый день, не зная устали, брожу и брожу по узеньким тропкам. Едва волочу усталые ноги. А пробежит день-другой, без следа испарится усталость. И снова отправляюсь туда, в нехоженые дали, открывать лучезарную красоту родного края.

Перестройте предложения в двусоставные и сравните текст Н. Никонова со своим и определите, какой из них звучит более легко и почему?

В) Что бы я хотел пожелать молодежи моей Родины, посвятившей себя науке? Прежде всего – последовательности. С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в накоплении знаний.

Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего. Никогда не пытайтесь прикрыть недостатки своих знаний догадками и гипотезами.

Приучите себя к сдержанности и терпению. Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты! Но, изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться у поверхности фактов. Настойчиво ищите законы, ими управляющими (.)

Определите стиль текста и тип речи текста;

Определите роль определенно-личных предложений.

(Определенно-личные предложения со сказуемым глаголом в повелительном наклонении служат в публицистике средством выражения волеизъявления, создания призывной интонации; предложения имеют обобщенный характер, академик обращается не к каким-то конкретным лицам, а ко всей молодежи, решившей посвятить себя науке; можно отметить выразительность определенно-личных предложений.)

Г) Проведем прямую линию и обозначим на ней произвольную точку О. Из вершины А данного угла ВАС произвольным радиусом опишем дугу так, чтобы она пересекла обе стороны данного угла. Обозначим точки пересечения буквами К и М . Потом тем же радиусом из точки О проведем дугу так, чтобы она пересекла взятую нами прямую. Обозначим точку пересечения буквой N . После этого возьмем циркулем расстояние КМ и из точки N опишем дугу радиусом, равным расстоянию КМ , так, чтобы она пересекла дугу, описанную из точки О , в какой-нибудь точке Р .

Определить стиль текста и тип речи;

Определить роль определенно-личных предложений (отсутствие подлежащего не только не затрудняет понимания смысла математического рассуждения, но, наоборот, делает текст ясным, точным и словесно экономным; если включить подлежащее мы , текст сделается неудобным для чтения, что скажется на его понимании и усвоении читающими).

Задании для второй группы

А) Итак, все мои блестящие надежды рушились!... На другой день поутру подвезена была к крыльцу дорожная кибитка; уложили в неё чемодан, погребец с чайным прибором и узлы с булками и пирогами, последними знаками домашнего баловства. Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отворачивайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду.»…Надели на меня заячий тулуп, а сверху лисью шубу. Я сел в кибитку с Савельичем и отправился в дорогу, обливаясь слезами ().

Определите стиль текста и произведение;

Определите роль определенно-личных предложений;

Определите роль неопределенно-личных предложений.

(ОЛ пр. выражают категоричность совета, требования отца к сыну, введение подлежащего внесло бы оттенок мягкого совета, уговора, что не соответствовало бы характеру отца; НЛ пр. ярче рисуют картину сборов в дорогу, когда все суетятся, что-то делают; НЛ пр. в данном случае лучше передают эмоционально-психический настрой героя, замена их двусоставными с конкретными подлежащими внесла бы в описание элемент рассудочности, чего не было: Гринев был взволнован всем происходящим.)

Б) Соляная кислота имеет широкое применение в народном хозяйстве, и вы часто будете встречаться с ней при дальнейшем изучении химии.

Большие количества соляной кислоты расходуют на травление стали. В быту широко применяют никелированные, цинковые, хромированные изделия…

Определить стиль текста;

Определить роль неопределенно-личных предложений.

(в научном стиле обозначение действующего лица ничего нового не прибавляет к информации. Наличие подлежащего в этих предложениях отвлекало бы читателя на деятелей, мешало бы сосредоточить мысль на самих действиях.)

В) Составьте небольшой рассказ, употребив одну из пословиц. Чему учат пословицы? Чем выражено сказуемое в предложениях-пословицах?

Лучше матери друга не сыщешь.

Лежа хлеба не добудешь.

Языком не торопись, погоняй делом.

Не силой борются, а умением.

(Такие предложения служат для образного и экспрессивного выражения общих суждений, народной мудрости. Употребляются в разговорном стиле речи.)

Г) Идешь по лесу, перебираешь в голове слово за словом, - и так их прикинешь и эдак: откуда они взялись.…А бывает, найдешь слову объяснение и радуешься

Заменить обобщенно-личные предложения определенно-личными;

Сравните два текста.

(Утрачивается обобщенный характер действий. Читатель уже не ощущает себя участником изображаемых событий. Эмоциональное воздействие текста на читателя заметно снижается).

Задание для третьей группы

А) Немножко жутко. А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему природа на стороже и боится шевельнуться: ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни (.)

За тысячу верст от родимого дома

Вдруг ветер повеет знакомо-знакомо…

За тысячу верст от родного порога

Проселочной белой запахнет дорогой;

Ольховой, лозовой листвой запыленной,

Запаханным паром, отавой зеленой;

Картофельным цветом, желтеющим льном

И теплым зерном на току земляном;

И сеном, и старою крышей сарая

За тысячу верст от отцовского края.

Определить стили текстов;

Определить роль безличных предложений в тексте.

(в художественной речи безличные предложения изображают состояние природы и человека, а также выполняют образную и эмоционально-оценочную функцию).

Б) …Изложение геометрии должно начинаться с аксиом . Из аксиом можно выводить теоремы, из этих теорем – новые теоремы. Но, не приняв ни одной аксиомы, нельзя сдвинуться с места.

Определить стиль текста;

(безличные предложения со значением долженствования, служат средством выражения подчеркнутой логичности изложения).

В) Вещи! В некоторых семьях они – главный предмет разговора. Мне кажется, что в семье очень важно жить большими интересами, говорить об искусстве, музыке, хороших книгах. И меньше всего о вещах. Мне очень не нравится когда подростки клянчат деньги у родителей на очередную модную вещь. И им дают, хотя денег в обрез. Мне хочется предупредить таких людей: вещизм – опасная болезнь, признак духовного оскудения.

Определить стиль текста;

Определить роль безличных предложений.

Задание для четвертой группы

А) Швед, русский, - колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет.

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

Определите стиль текста;

Определите роль назывных предложений.

(лаконично и вместе с тем емко передают динамику стремительно протекающих событий.)

Б) Переправа, переправа…

Берег левый, берег правый,

Снег шершавый, кромка льда…

Кому память, кому слава,

Кому темная вода, -

Ни приметы, ни следа…

Определить стиль текста;

(передаются горестные раздумья о переправе, о ее трудностях, о ее жертвах, которые неизбежны, о славе, которая будет наградой героям. Читатель становится как бы участником событий и соавтором поэта. Стилистический потенциал назывных предложений – их краткость, эмоциональность, лаконизм, который заставляет работать воображение читателя. )

В) Ригерт полон решимости вернуть стране мировой рекорд в рывке, и этот день недалек.

Толчок. Здесь развернулись полные драматизма события… последнее слово за Ригертом. В запасе у него подход. Последний. Давид не рискует. Просит установить на штанге 212,5 кг. Решающее мгновение. Штанга на груди. Легла хорошо, как влитая. Атлет встает. Пауза. Толчок. Вес взят! (Из газеты «Советский спорт».)

Определить стиль текста;

Определить роль назывных предложений.

(яркое стилистическое средство, служит для эмоциональной оценки изображаемого, а также делает читателя не пассивным созерцателем, а как бы участником событий).

Д/з: ввести в текст безличные предложения, раскрывающие переживания автора и психическое состояние персонажей. Замените, где уместно, личные и обобщенно-личные предложения безличными.

Ох уж эти любители сомнительной славы! Как они хотят запечатлеть собственные имена в самых неподобающих местах: на молоденькой березке, на скалах, на древних стенах! Вот, мол, смотрите, и я не лыком шит, и я побывал тут.

Вот классический крымский пейзаж. Любуешься задумчивыми соснами, убегающими вверх по холму виноградниками . Не можешь налюбоваться на санаторий, похожий на сказочный белый замок. И как пощечина – эти надписи, начисто стирающие красоту.

И не понимает сей надругатель, что проявил просто-напросто невежество, бескультурье, неуважение к нашей земле и к нашим людям.

Тренировочные упражнения на освоение приемов сжатия текста.
1. Перестройте сложные предложение в простые, сохраняя их суть .

1) Философы, то есть древние философы, первыми поняли ценность времени – они наверняка еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно доставляло людям огорчение своей быстротечностью.

Ценность времени – в его быстротечности.
2) Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, он и говорить старается лаконичнее, уже не пишет, а диктует в диктофон, а дефицит времени увеличивается.

^ У делового человека дефицит времени увеличивается.
3) Не только у него цейтнот становится всеобщим: недостает времени на друзей, на письма, на детей, нет времени на то, чтобы думать, чтобы не думая постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев, нет времени ни на стихи, ни на могилы родителей.

^ Цейтнот становится всеобщим .
4) Самое дорогое, что есть у человека, - это жизнь, но если всмотреться в эту самую жизнь поподробнее, то можно сказать, что самое дорогое - это Время, потому что жизнь состоит из времени, складывается из часов и минут.

Самое дорогое - это Время, составляющее нашу жизнь.
^ 2. Сократите сложное предложение за счет менее существенной части.

Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. Мне нравилось всё в этой удивительной стране: и то, что слабых детей сбрасывали со скалы, и что мать-спартанка провожала сына на войну не слезами, а прекрасной, афористичной фразой: «Со щитом или на щите», и что маленький спартанец, пронёсший в школу под рубахой живого лисёнка, не плакал и не кричал, когда зверёк вгрызался в его тело.

Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. Мне нравилось всё в этой удивительной стране.
^ 3. Замените фрагменты предложений обобщающими понятиями.

1) Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём внешнем облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова,

^ Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём внешнем облике город связан с именами знаменитых архитекторов.

2) Мордочка Микки-Мауса изображена на куртках, футболках, ночных рубашечках, пижамках, носках, свитерах, фартучках, портфелях, пеналах, карандашах, на обоях, на часах (предмет коллекционный); на детских бутылочках, на баночках, коробках, картонках, на бумаге, пластмассе, дереве, жести.

Мордочка Микки-Мауса изображена на многих вещах, предметах, материалах.
^ 4. Исключите повторы и объедините предложения.

В Спарте сразу после рождения в пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. Тех, для кого «выжить» означало бы - «изобрести».

В Спарте убивали физически слабых детей, хотя среди них могли быть гении.
^ 5. Замените прямую речь косвенной, сохранив смысл высказывания.

Знаменитый художник В.В.Стасов так говорил об И.И. Шишкине: «Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный». (37 слов)

Знаменитый художник В.В.Стасов утверждал, что Шишкин - художник народный, изучавший всё русское, а потому ему нет равных в этой области . (20 слов)
^ 6. Изложите указанную часть текста одним предложением.

Едва ли кто-нибудь может сказать, что, однажды увидев море, он забыл его. Более того, море продолжает звать к себе, оно является в сновидениях, в мечтах и думах. И сколько бы ни прошло лет, каждый из нас, вновь увидев море, потрясен его жизненной силой, игрой волн, неукротимым ритмом движения. Море - вот поистине колдовской калейдоскоп самых невероятных сочетаний цветов, бликов и пятен.

Однажды увидев море, вовек невозможно забыть его невероятную красоту и неукротимую мощь .
^ 7. Подчеркните в тексте предложения, смысловые части, которые могут быть убраны без ущерба для содержания

На протяжении всей истории человечества волки и люди всегда жили рядом. Эти хищники всегда представляли опасность для человека. Они нападали на домашний скот, а иногда и на человека. А потому люди всегда стремились уничтожать этих хищников всеми способами и средствами. Волков травили ядами, убивали из ружей, ловили в капканы и петли. В последние годы против волков стали применять самолеты и вертолеты, снегоходы. Несмотря на все эти меры, волки продолжают жить. Правда, во многих странах Западной Европы волков уже давно нет, но там мало и условий для их жизни

Волки очень пластичны и живут в самых разнообразных климатических условиях. Они обитают в тайге и в тундре, в степях и в пустынях, в городах и болотах.

На протяжении всей истории человечества волки и люди всегда жили рядом. Эти хищники всегда представляли опасность для человека. Они нападали на домашний скот, а иногда и на человека. А потому люди всегда стремились уничтожать этих хищников всеми способами и средствами. Волков травили ядами, убивали из ружей, ловили в капканы и петли. В последние годы против волков стали применять самолеты и вертолеты, снегоходы. Несмотря на все эти меры, волки продолжают жить. Правда, во многих странах Западной Европы волков уже давно нет, но там мало и условий для их жизни.

^ Волки очень пластичны и живут в самых разнообразных климатических условиях. Они обитают в тайге и в тундре, в степях и в пустынях, в городах и болотах.
^ 8. Сжато изложите содержание абзаца.

Что надо лесному зверю, зверьку или зверенышу для зимнего выживания? То же, что и человеку: надежная крыша над головой, удобная, теплая одежка да приличный запас калорийного корма, которого до спасительницы-весны должно хватить. Бобры не исключение. Но в отличие от всяких разных любителей чужими руками сотворенных убежищ, от охочих до соседских кладовых воришек, а также от некоторых «хитрецов», погружающихся зимой в крепкий сон, лесные дровосеки все от начала до конца делают сами. И жилища сооружают, надежнее не придумаешь, и корм припасают, как усердные домохозяйки, и образ жизни ведут – любой спортсмен позавидует. (90 слов)

Что надо лесному жителю для зимнего выживания? То же, что и человеку: дом, одежда, пища. Бобры не исключение. Но они, в отличие от других зверей, все от начала до конца делают сами: и жилища сооружают, и корм припасают . (38 слов)
^ 9. Напишите текст, объединяющий общую информацию высказываний

Египет был крупнейшей аграрной державой, и многочисленные запасы зерна необходимо было оберегать от нашествий грызунов. Кошек, истребляющих крыс и мышей, египтяне считали священными животными. Не случайно у верховного бога Египта Ра была кошачья голова.

В Китае кошка символизировала материнство. Верили, что, если повесить на дверь комнаты молодой матери пучок кошачьей шерсти, малыш обязательно будет счастлив.

В Японии хозяином кошки мог стать только очень обеспеченный человек. Содержание животного требовало огромных расходов: питомца было принято наряжать, кормить только из золотой и серебряной посуды специально приготовленной пищей и даже приставлять к нему персонального слугу.

В странах мира к кошке относились по-разному: в Египте она считалась священным животным из-за своих охотничьих качеств, в Китае-символом материнства, а в Японии – признаком материальной обеспеченности.
^ 10. Проверяем себя. Сжать каждый абзац текста.

.

Но мы также знаем, что многие свои сказки Андерсен писал среди зимы, в разгар детских елочных праздников, и придавал им нарядную форму, свойственную елочным украшениям. Этот человек был настоящим волшебником. (По К.Паустовскому) (376 слов)
Андерсен умел радоваться всему интересному и хорошему, что попадается на каждой тропинке и на каждом шагу. Пожалуй, неправильно называть это свойство умением. Гораздо вернее назвать его талантом, редкой способностью замечать то, что ускользает от ленивых человеческих глаз. (37 слов)

^ Андерсен умел радоваться интересному. Это талант, редкая способность человека обращать внимание на всё . (13 слов)
Мы ходим по земле, но часто ли нам является в голову желание нагнуться и тщательно рассмотреть эту землю, рассмотреть все, что находится у нас под ногами? А если бы мы нагнулись или даже больше - легли бы на землю и начали рассматривать ее, то на каждой пяди мы бы нашли много любопытных вещей. (53 слова)

^ Мы часто не хотим замечать обыденное, хотя в нём есть много удивительного . (12 слов)
Разве не интересен сухой мох, рассыпающий из своих кувшинчиков изумрудную пыльцу, или цветок подорожника, похожий на сиреневый солдатский султан? Или обломок перламутровой ракушки - такой крошечный, что из него нельзя сделать даже карманное зеркальце для куклы, но достаточно большой, чтобы бесконечно переливаться и блестеть таким же множеством неярких красок, каким горит на утренней заре небо над Балтикой. Разве не прекрасна каждая травинка, наполненная пахучим соком, и каждое летучее семечко липы? Из него обязательно вырастет могучее дерево! (74 слова)

^ Разве не интересен сухой мох, цветок подорожника или обломок перламутровой ракушки? Разве не прекрасна каждая травинка и семечко липы, из которого вырастет дерево? (23 слова)
В сложной биографии Андерсена нелегко установить то время, когда он начал писать свои первые прелестные сказки. С раннего детства его память была полна разных волшебных историй. Но юноша Андерсен долго считал себя кем угодно - певцом, танцором, декламатором, поэтом, сатириком и драматургом, но только не сказочником. Несмотря на это, отдаленный голос сказки давно слышался то в одном, то в другом из его произведений как звук чуть затронутой, но тотчас же отпущенной струны. (72 слова)

В биографии Андерсена нелегко определить, когда он начал писать свои сказки. Его память была полна волшебных историй. Но юноша Андерсен долго считал себя кем угодно, но только не сказочником. Однако сказка жила в его произведениях. (33 слова)
Свободное воображение ловит в окружающей нас жизни сотни частностей и соединяет их в стройный и мудрый рассказ. Нет ничего, чем пренебрег бы сказочник, - будь то горлышко пивной бутылки, капля росы на пере, потерянном иволгой, или заржавленный уличный фонарь. Любая мысль - самая могучая и великолепная - может быть выражена при дружеском содействии этих скромных вещей. (56 слов)

^ В окружающей жизни не было ничего, чем он пренебрёг бы. Любая мысль находила выражение в простых вещах. ( 17 слов)
Что толкнуло Андерсена в область сказки? Сам он говорил, что легче всего писать сказки, оставаясь наедине с природой, "слушая ее голос", особенно в то время, когда он отдыхал в лесах Зеландии, почти всегда окутанных неплотным туманом, дремлющих под слабым мерцанием звезд. Далекий ропот моря, долетавший в чащу этих лесов, придавал им таинственность. (52 слов)

^ Природа также вдохновляла Андерсена на создание сказок. (6 слов)
Но мы также знаем, что многие свои сказки Андерсен писал среди зимы, в разгар детских елочных праздников, и придавал им нарядную форму, свойственную елочным украшениям. Этот человек был настоящим волшебником. (По К.Паустовскому) (32 слова)

^ Его произведения, написанные в новогодние праздники, нарядны, похожи на ёлочные игрушки. Андерсен был настоящим волшебником. (15 слов)
Заключение. Вывод.
Работа, направленная на обучение написания сжатого изложения, будет более эффективной, если:


  • элементы комплексной работы по обучению чтению и пониманию текста систематически включать в уроки русского языка (а не только в специальные уроки по развитию речи) в 5-9-ых классах; использовать для этого различные виды тренировочных упражнений;

  • последовательно формировать умения учащихся в понимании прочитанного текста, сжатии текста и последующей переработке информации путем трансформации, сжатия и др.;

  • учитывать необходимость реализации внутрипредметных связей между уроками русского языка и литературы;

  • методично вырабатывать у школьников навык самоконтроля.
^ Использование информационно-коммуникационных технологий при подготовке к ГИА (С-1).
Продукты серии «Уроки Кирилла и Мефодия» разработаны в соответствии с государственным стандартом образования РФ. Программы включают уроки по разным темам школьного курса русского языка.

Методические материалы в сети :

1) Справочно-информационный портал «Русский язык» – http://www.gramota.ru . Содержит много полезной информации, касающейся русского языка: рубрики «Язык и закон», «Наука о языке», «Язык и образование», «Язык и творчество» и др.

1) ^ Издательский дом «Первое сентября», Русский язык – http://rus.1september.ru. Издательский дом «Первое сентября» поддерживает в Интернете два ресурса: электронную версию одноименной газеты и сайт для учителей «Я иду на урок русского языка» – http://www.rus.1september.ru/urok .

Список использованной литературы.
1. Егораева Г. Т., Ерохина Е. Л. Русский язык. Тренировочные задания. Структура экзаменационной работы. - М: "Экзамен" 2009.

2. Комплект методических материалов, обеспечивающих проведение государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений в новых формах. – 2-е изд.. – М.: Просвещение, 2006.

3. Сенина.Н.А. Русский язык. Тесты для промежуточной аттестации. Учебное пособие 5-9кл, - Ростов-на-Дону: Легион, 2011г.

4. Симакова Е. С. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. - М: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.

5. Угроватова Т. Ю. ЕГЭ по русскому языку: Учебно-тренировочные тексты и др. материалы для 9 класса. - М: АСТ: Хранитель, СПб: Астрель - СПб, 2010.

6. Хаустова Д.А. Написание сжатого изложения.-М,: «Экзамен», 2012г.

7. Цыбулько И. П., Степанова Л.С. ГИА-2010: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. - М: АСТ: Астрель, 2009.

8. Шапиро Н.А. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика.- М,:Педагогический университет «Первое сентября», 2011г.

9. Щербина И.В. Учимся писать изложение. – М, «Школьная пресса», 2005г

Контрольная работа по главе II

I вариант

I . Тест

поликультурный ?

А) двухкультурный В) многокультурный

Б) разнокультурный Г) межкультурный

плюрализм » ?

А) это всё то, что создано в результате деятельности человека;

Б) это разновидность межкультурного взаимодействия, предполагающая активный обмен содержанием культур при сохранении своей самобытности;

В) это возникновение трудностей понимания в реальном общении представителей другого народа из-за языкового барьера, незнаний традиций, правил этикета другого народа;

Г) это мирное сосуществование разных мировых культур, уважительное отношение представителей разных культур друг к другу и признание культурной самобытности каждого народа.

межкультурная коммуникация… »

А) возникает при изучении языка, знакомстве с книгами и фильмами, традициями, обычаями другого народа;

Б) это сфера духовной жизни людей;

В) предполагает обогащение собственной культуры посредством восприятия идей, ценностей, традиций иных культур;

Г) это предметы и явления культуры, морали, нравственности

1.4. Укажите соответствия

А) Хочу быть учёным! 1) безличное

Б) Цыплят по осени считают. 2) неопределённо-личное

В) В комнате прохладно. 3) определённо-личное

Г) Зима. Мороз и солнце! 4) обобщённо-личное

Д) Приедут поздно. 5) назывное

А) прик…саться, з…ря, накл…ниться В) мес…ный, поз..ний, учас…ливый

Б) пок…рать, согл…ситься, комн…та Г) осв…щённый тыс…челетиями, т…лега

А) д…йти, под…рожник, под…рок В) пр…глушить, пр…менить, пр…вередливый

Б) ра…чётливый, бе…вкусный, чере…чур Г) раз…скать, вз…мать, под…тожить

НН

На всех полках, краше(1)ых белой краской, были развеша(2)ы пучки сушё(3)ой малины – великолепного потого(4)ого средства.

СЛИТНО

А) Вначале мы ТО(ЖЕ) не понимали друг друга, а В(ПОСЛЕДСТВИИ) очень подружились.

Б) Ночью развели огромный костёр (НА)ВЕРХУ горы, а я попытался всем объяснить ЗА(ЧЕМ) это нужно было сделать.

В) (ПО)ТОМУ, что говорил дядя, не было понятно, СДЕРЖАЛ(ЛИ) он слово.

Г) КТО(ТО) из туристов идёт (ПО)ЭТОМУ берегу реки, остальные ждут всех на другом берегу.

1.9. Укажите ряд, в котором все слова пишутся через дефис

А) мини(юбка), (полу)шубок, (пол) чайной ложки

Г) (юбка) макси, (вице) президентский, (санкт) петербургский

Нарядных бабочек-крапивниц (1) легко порхающих (2) или греющихся на солнце (3) можно увидеть в природе (4) уже ранней весной.

II. Практикум

От общения с этим человеком я словно набираюсь сил, делаюсь даже выше, сильнее.

Из 1400 африканских языков по меньшей мере 250 находятся под угрозой исчезновения.

Большинство класса (согласилось/согласились ) с моим решением.

2.4. В данном предложении нарушены синтаксические нормы. Запишите его правильный вариант

III . Сочинение-миниатюра

Контрольная работа по главе II «Межкультурная коммуникация»

(программа А.Д. Шмелёва, 8 класс)

II вариант

I . Тест

1.1. Какое слово является синонимом к слову поликультурный ?

А) межкультурный В) двухкультурный

Б) многокультурный Г) разнокультурный

1.2. Каково лексическое значение выделенного слова в словосочетании «культурный плюрализм » ?

А) возникновение трудностей понимания в реальном общении представителей другого народа из-за языкового барьера, незнаний традиций, правил этикета другого народа;

Б) всё то, что создано в результате деятельности человека;

В) мирное сосуществование разных мировых культур, уважительное отношение представителей разных культур друг к другу и признание культурной самобытности каждого народа;

Г) разновидность межкультурного взаимодействия, предполагающая активный обмен содержанием культур при сохранении своей самобытности

1.3. Укажите правильное продолжение определения понятия « межкультурная коммуникация… »

А) предполагает обогащение собственной культуры посредством восприятия идей, ценностей, традиций иных культур

Б) это предметы и явления культуры, морали, нравственности;

В) это сфера духовной жизни людей;

Г) возникает при изучении языка, знакомстве с книгами и фильмами, традициями, обычаями другого народа

1.4. Укажите соответствия

А) Под утро немного потеплеет. 1) безличное

Б) Не в свои сани не садись. 2) неопределённо-личное

В) Не бойся его. 3) определённо-личное

Г) Москва! Москва!.. 4) обобщённо-личное

Д) Их не встретили в аэропорту. 5) назывное

1.5. Определите ряд, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву

А) Пож…рным долго не уд…валось ликвидировать очаг возг…рания в библии…теке.

Б) Ком…тет отб…рает л…цензию у недобросовестных поставщиков продуктов п…тания.

В) на ц..р..монии открытия ол…мпиады заж…гают ол…мпийский фак…л.

1.6. Определите ряд, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву

А) из(?)ян, об(?)ятия, с(?)экономить, бул(?)он

Б) …жигать, ра…чёт, чере…чур, бе…ценный

В) пр…ветливый, пр…терпеть, пр..говаривать, пр…датель

1.7. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН

На берегу некогда полноводной реки путник увидел деревя(1)ый дом невида(2)ой в этих местах постройки, окна которого были занавеше(3)ы, перед домом был разбит ухоже(4)ый палисадник.

1.8. Определите предложение, в котором оба слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти слова

А) (БЕЗ)СОМНЕНИЯ, имена учёных составляют славу своего народа ТАК(ЖЕ), как имена художников, поэтов, музыкантов.

Б) (В)СЛЕД за своим хозяином (ТОТ)ЧАС стремительно побежал и верный пёс.

В) Имейте (В)ВИДУ: он всё равно всё сделает (ПО)СВОЕМУ.

1.9. Укажите ряд, в котором все слова пишутся слитно

Б) иван(да)марья, средне(вековый), рыба(треска)

В) (кисло)солёный, (макси)юбка, (пол)апельсина

Г) дет(сад), (стале)литейный, (остро)носый

1.10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

Собака моя забегает иногда в ельник и (1) выскакивая из его таинственно-светлых и тёмных дебрей (2) замирает на (3) ярко озарённой (4) дороге.

II . Практикум

2.1. Перестройте предложение, придав ему обобщённый характер

Идёт дождь или даже снег, а я плаваю в горячих водах озера, забывая обо всём.

2.2. Спишите, числа записывайте словами

На 96 % всех языков говорит около 3% населения мира.

2.3. Выберите правильный вариант формы сказуемого

С начала событий (прошёл/прошли ) двадцать один день.

2.4. Найдите предложение, в котором НЕ НАРУШЕНА лексическая сочетаемость

Б) На заводе выпуск новой продукции усвоили в срок.

III . Сочинение-миниатюра

Составьте текст (описание, повествование, рассуждение), употребив разные виды односоставных предложений. Подчеркните главный член односоставного предложения и определите его вид.

Контрольная работа по главе II «Межкультурная коммуникация»

(программа А.Д. Шмелёва, 8 класс)

III вариант

I . Тест

1.1. Какое слово является синонимом к слову поликультурный ?

А) многокультурный В) разнокультурный

Б) межкультурный Г) двухкультурный

1.2. Укажите правильное продолжение определения понятия « межкультурная коммуникация… »

А) это предметы и явления культуры, морали, нравственности;

Б) предполагает обогащение собственной культуры посредством восприятия идей, ценностей, традиций иных культур;

В) это сфера духовной жизни людей

1.3. Укажите соответствия

А) Кустики с фиолетовыми соцветиями. 1) безличное

Б) От добра добра не ищут. 2) неопределённо-личное

В) Здесь дрессировали собак. 3) определённо-личное

Г) Зайдём к нам. 4) обобщённо-личное

Д) Речку сковало льдом. 5) назывное

1.4. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву

Информ…тивный, утр…мбовать, посв…щение поэту, осн…щение

1.5. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву

А) пред…стория, по…щу (место) Г) нед…стача, р…зыскал

Б) бе…цветный, …гибать Д) соб…ётся, об…ятия

В) пр…ютил, пр…клонный (возраст)

1.6. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н

За окном мелькали усея(1)ые пшеницей поля. Солнце спускалось к закату, верхушки леса были пламе(2)о освеще(3)ы, тень вагона бежала по некоше(4)ому откосу.

1.7. Определите предложение, в котором оба слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти слова

А) (НА)КОНЕЦ встреча состоялась, ТАК(ЧТО) все проблемы были решены.

Б) Он труженик и (ПО)ЭТОМУ успешен, (ЗА)ТО честолюбив не в меру.

В) Вы не правы, (ПО)СКОЛЬКУ нельзя осуждать человека только (ЗА)ТО, что вы не разделяете его убеждений.

1.8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

Один за другим к костру (1) медленно угасающему в ночи (2) подходили кони и неподвижно останавливались (3) глядя на нас (4) умными глазами.

II . Практикум

2.1. Перестройте предложение, придав ему обобщённый характер

Читаю Зощенко, Ильфа и Петрова и испытываю удовольствие уже только от того, как рядышком стоят слова, как всё это безумно талантливо и остроумно написано.

Никто (не получил/не получили ) высшего бала.

III . Сочинение-миниатюра

Составьте текст (описание, повествование, рассуждение), употребив разные виды односоставных предложений. Подчеркните главный член односоставного предложения и определите его вид.

Контрольная работа по главе II «Межкультурная коммуникация»

(программа А.Д. Шмелёва, 8 класс)

IV вариант

I . Тест

1.1. Какое слово является синонимом к слову поликультурный ?

А) разнокультурный В) межкультурный

Б) многокультурный Г) двухкультурный

1.2. Укажите соответствия

А) Вас ждут в понедельник. 1) безличное

Б) В лес дрова не возят. 2) неопределённо-личное

В) Несколько тетрадей в линейку. 3) определённо-личное

Г) Работаю сегодня с трудом. 4) обобщённо-личное

Д) Ах, как грустно! 5) назывное

1.3. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву

А) не…добровать, …десь Г) по…пущу, пре…верие (праздника)

Б) пр…следует, пр…дать (значение) Д) без…языкий, в…ётся

В) без..мянный, вз..мать

1.4. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН

Входим в стари(1)ый дом – тёмная кухонька, заставле(2)ый склянками подоко(3)ик, краше(4)ый тёмной краской пол, на стенах образа в серебря(5)ом окладе.

1.5. Определите предложение, в котором оба слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти слова

А) ВСЁ(ТАКИ) любовь, если она настоящая, остаётся в человеке (НА)ВСЕГДА.

Б) Глеб (НА)СТОЛЬКО был ошеломлён услышанным, что ничего не мог сказать и (ОТ)ТОГО молчал.

В) (ПО)ТОМУ, что говорил дядя, не было понятно, СДЕРЖАЛ(ЛИ)он слово.

1.6. Укажите ряд, в котором все слова пишутся через дефис

А) (юбка) мини, (полу)шубок, (пол)чайной ложки

Б) иван(да)марья, древне(русский), рыба(пила)

В) (кисло)солёный, юго(запад), (пол)яблока

II . Практикум

2.1. Перестройте предложение, придав ему обобщённый характер

Я сижу на перилах балкона и слежу, как тихо идут по реке парусные суда.

2.2. Выберите правильный вариант формы сказуемого

У меня (была/были ) тысяча причин не приходить снова.

2.3. Найдите предложение, в котором НАРУШЕНА лексическая сочетаемость

А) Мне не хочется говорить об этом по вполне понятной причине.

Б) Щенок оказался понятливым и покладистым.

В) На улице стоял нетерпимый холод.

III . Сочинение-миниатюра

Составьте текст (описание, повествование, рассуждение), употребив разные виды односоставных предложений. Подчеркните главный член односоставного предложения и определите его вид.