Дух Святой – зачем Он нам. Что такое «святой дух

Кто же такой этот чудесный Святой Дух благодати? Чтобы общаться и работать с Ним, нам надо хорошо Его знать. Хотя у безличных метафор, символизирующих Дух Святой, - огонь, ветер, вода, масло и т. п. -есть библейское основание, они использовались так часто, что люди просто не знают, кем Он на самом деле является. Давайте обратимся к подлинной истине.

Дух Святой есть Бог

Как Бог Отец и Бог Сын, Дух Святой является частью Божества. Ариане и некоторые другие секты относились к Духу Святому просто как к силе, сошедшей от вечного Бога. Но у ортодоксальной церкви эти течения всегда считались еретическими.

Библия сама называет Духа Святого - Богом. Одним из повелений Иисуса Своим ученикам, которое Он дал им перед Своим вознесением, было: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мат.28:19). Здесь Иисус ясно указывает, что Дух Святой занимает то же положение, что Отец и Сын. Он сказал, что Дух обладает тем же авторитетом, силой и славой, что Отец и Сын.

Об этом же говорится и во всей Библии. В Книге Деяний человек по имени Анания со своей женой Сапфирой продали имение и принесли какую-то часть от вырученной суммы апостолам, делая вид, что принесли все. Но апостол Петр, исполненный Духом Святым, упрекал Ананию: "Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?.. Ты солгал не человекам, а Богу" (Деян.5:3,4). Этим Петр свидетельствовал, что Дух Святой есть Бог, говоря, что Анания солгал Богу и Духу Святому. Петр использовал эти слова как равнозначные.

О некоторых стихах Ветхого Завета, сказанных Господом, говорится в Новом Завете как о написанных Духом Святым. Например, в Книге Исаии 6:9 говорится: "И сказал Он (Господь): пойди и скажи этому народу: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите". Когда Павел цитировал этот стих в Новом Завете, он приписывал эти слова Духу Святому: "Хорошо Дух Святой сказал отцам нашим через пророка Исаию: "Пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите"" (Деян.28:25,2б).

Благодаря этим и подобным им местам из Писания я ясно осознаю, что Дух Святой истинно один из Святой Троицы. Слово Господа Бога в Ветхом Завете - то же самое, что и слово Духа Святого в Новом Завете (см. также Иер.З.ЗЗ и Евр.10:15,16).

То, что Дух Святой есть Бог, видно из того, что Он совершает такую работу, которую никто, кроме Бога, не может выполнить. Дух Святой сотворил небеса и землю по воле Бога (см. Быт.1:2; Иов.26:13). Он воскрешал мертвых (см. Рим. 1:4; 6:11); определял рождение людей свыше (см. Иоан.3:57); обличал мир о грехе, о правде и о суде (см. Иоан.16:8) и изгонял бесов (см. Мат.12:28).

Более того, Дух Святой обладает всеми признаками Божества. Только Бог вечен, всеведущ, всемогущ и вездесущ - все это относится и к Духу Святому.

В Послании к Евреям 9:14 говорится, что Дух Святой вечен: "То тем более Кровь Христа, Который вечным Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!" (в английской Библии).

Дух Святой всеведущ: "А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божий"(1Кор.2:10). Дух Святой знает все, даже глубины Божьи.

Дух Святой всемогущ: "Ангел сказал ей (Марии) в ответ: Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя" (Лук.1:35). Ясно, что Дух Святой- это сила Всевышнего, и нет ничего невозможного для Бога.

И, наконец. Дух Святой вездесущ. Псалом 138 очень образно повествует о вездесущности Духа Святого. Давид сказал Господу: "Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты" (ст. 7,8).

Итак, не является ли Дух Святой - вечный, всеведущий, всемогущий и вездесущий - Богом? Он так же величествен, свят и славен, как Отец и Сын.

Дух Святой обладает индивидуальностью

Когда мы осознаем, что Дух Святой - это личность, сущность, которая обладает индивидуальностью, как Отец и Сын, наше отношение к Духу Святому совершенно изменится. Личная природа Духа Святого воздействует на наши отношения с Ним несколькими способами. В своей книге "Личность и работа Духа Святого"евангелист и библейский ученый Торрей, член Королевской Академии наук, указывал на важность индивидуальности Духа Святого. Он подчеркивал, что только сущность, обладающая индивидуальностью, может понять наши проблемы и помочь нам.

Мы не можем разговаривать с камнями, деревьями или какой-то безличной силой. Но, будучи Божественной личностью. Дух Святой глубоко вникает в наши дела, чтобы помочь нам. Это позволяет нам искать Его помощи.

Корейский сборник духовных гимнов включает в себя несколько гимнов молитв Духу Святому с просьбой о Его помощи. Первая строчка одного из этих гимнов прошений звучит так: "Дух Бога Живого, сойди на меня опять". Какая это горячая молитва и песнь прошение Духу Святому! А вот названия некоторых гимнов из этого сборника: "Дух Святой вечный", "Славный Дух", "Приди, Славный Дух", "Дух Святой с чудесным светом","Дух Святой, верный руководитель". И все эти песни молитвы к Духу Святому. Если бы Дух Святой не был личностью, то как бы Он мог знать наши жизненные обстоятельства и помогать нам? Если бы это было не так, наши гимны молитвы Духу Святому были бы просто глупостью.

Библейское основание

Вы можете спросить, откуда же мы знаем, что Дух Святой - личность? Это ясно нам из Библии.

Зачастую люди не видят разницы между личностью и материальной сущностью. Когда мы говорим, что какая-то сущность есть личность, некоторые ошибочно полагают, что эта сущность должна обязательно быть плотью. Но Иисус после Своего воскресения не обладал телом, подобным нашему.

Как сказал апостол Павел: "Если же и знали Христа во плоти, то ныне уже не знаем" (см. 1 Кор. 15:44). Означает ли это, что Иисус перестал быть личностью? Конечно, нет. Я не знаю верующих, которые бы опровергали то, что Отец - живая личность, хотя никто никогда не видел Бога, ибо Бог есть Дух (см. Иоан.4:24). Сущность является личностью независимо от того, материальна ли она, если у нее есть признаки личности. Так как Дух Святой обладает всеми признаками личности, хотя и невидим, Он является личностью. А теперь рассмотрим библейские доказательства.

Мы знаем, что Дух Святой есть личность, потому что Библия постоянно использует личные местоимения, говоря о Духе Святом. "Дух истины. Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне" (Иоан. 15:26). "Если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он пришед обличит мир о грехе, и о правде, и о суде" (Иоан. 16:7, 8). "Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину" (Иоан.16:13).

Многие действия, которые может совершать только личность, относятся к Духу Святому. Вот краткий список этих действий.

1. Дух Святой говорит: "Имеющий ухо да услышит, что Дух говорит церквям" (Отк.2:7).

2. Дух Святой помогает нам в наших немощах: "Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших". (Рим.8:26).

3. Дух Святой молится за нас: "Сам Дух ходатайствует за нас..." (Рим.8:26).

4. Дух Святой учит нас: "Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Иоан. 14:26).

5. Дух Святой свидетельствует о Господе: "Когда же придет Утешитель... Он будет свидетельствовать о Мне"(Иоан.15:26).

6. Дух Святой наставляет нас: "Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину..."(Иоан.1б:13).

7. Дух Святой руководит верующими в их служении Иисусу Христу: "Теперь, когда они не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии... предпринимали идти в Вифанию; но Дух не допустил"(Деян.16:6, 7).

8. Дух Святой призывает людей на дело Божье и ставит их на служение: "Дух Святой сказал: отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их"(Деян.13:2).

9. Дух Святой утешает верующих: "Церкви же были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем, и, при утешении от Духа Святого, умножались" (Деян.9:31).

Фактически целые главы в Библии были написаны одеяниях Духа Святого. Приведенный мною список включает в себя только некоторые моменты, доказывающие утверждение, что Дух Святой - Личность.

Характеристика личности дана Духу Святому. Чтобы быть личностью, сущность должна знать о событиях и фактах, обладать такими чувствами, как радость, гнев, удовольствие и печаль; иметь волю, чтобы решать, как и когда проявлять эти чувства. Имеет ли Дух Святой все эти признаки?

Во-первых, Духу Святому дано знание, об этом говорится следующих местах Библии: "А нам Бог открыл это Духом Своим, ибо Дух все проницает, и глубины Божий" (1Кор.2:10); "Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа" (Рим.8:27). Подумайте об этом. Дух Святой обладает таким глубоким умом, что проницает глубины Божьи так же, как он проницает и понимает сердце человека. Позвольте мне рассказать вам о моем личном опыте познания Духа Святого. Одним знойным летним днем я проповедовал перед аудиторией, состоящей из тысячи трехсот человек, пришедших на вечернее служение в моей церкви. В середине своей проповеди я внезапно возгорелся в своем духе сильным побуждением от Духа Святого. Он открыл мне, что среди моих слушателей присутствует человек, который решил покончить жизнь самоубийством, и если он сегодня вечером не спасется, то погибнет. Получив слово знания, я пытался продолжать проповедь, как будто ничего не случилось. Но я чувствовал себя очень скованно. В конце концов на несколько минут прервал проповедь и объяснил почему: "Если такой человек здесь присутствует, то, пожалуйста, поднимите свою руку". Подняла руку молодая женщина. После служения я беседовал с ней в моем офисе. Эта женщина покинула свой дом с намерением никогда уже туда не возвращаться, но один друг уговорил ее прийти на служение. До той минуты, пока она не услышала, что Бог интересуется ею и хочет помочь, эта женщина думала только о самоубийстве.

Во время нашего разговора молодая женщина все время плакала. Когда мы закончили беседу, она исповедала свои грехи и вернулась домой спасенная. Через годя получил письмо, где она писала, что ведет счастливую жизнь в Господе. Этот случай вполне убеждает меня в том, что Дух Святой знает все наши сокровенные мысли и наши жизненные обстоятельства. Да, Дух Святой обладает знанием.

Во-вторых, Дух Святой обладает эмоциями и чувствами, о которых говорится в следующих местах Библии: "А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам"(Рим.5:5); "И не оскорбляйте Святого Духа Божия".(Еф.4:30); "Но Сам Дух ходатайствует за вас воздыханиями неизреченными" (Рим.8:26). Эти цитаты доказывают, что Дух Святой обладает различными эмоциями: Он изливает любовь Божью в наш дух, Он может быть оскорбленным и воздыхает в искренней молитве за нас.

В-третьих, Дух Святой имеет волю, и Он поступает по своей воле и согласно своим планам. "Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно" (1Кор.12:11); "Теперь, когда они небыли допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии... предпринимали идти в Вифанию; но Дух не допустил их" (Деян.16:6, 7). Одним из наиболее неразумных поступков, совершаемых сегодня людьми, является попытка использовать Дух Святой для своих личных целей. Дух Святой - не безличная сущность, не какой-нибудь безжизненный предмет или неведомая сила, чтобы Его использовать. Он - реальная личность. Он Сам использует людей по Своей воле. Я осознал это летом 1964 года.

В то время я проповедовал в течение недели в некоторых церквях и уже купил билет на самолет, чтобы лететь в штат Вашингтон, как вдруг почувствовал тяжесть и беспокойство в своем духе. Я попытался успокоиться, но не мог. Перед тем как покинуть штат, я запланировал посетить вечер, устроенный Женским Миссионерским Советом. Прибыв туда, я попросил руководителя женского собрания указать мне тихое место, где бы я мог помолиться. Я преклонил свои колени перед Господом, и тут же Дух Святой ясно указал мне, что Его воля для меня была - задержаться в Калифорнии еще на неделю. Я перечислил Богу множество причин, по которым не мог остаться, но мира в сердце не было. Наконец, когда я подчинился Господу и сказал, что послушаюсь Его, мир наполнил мое сердце и разум. Возвращаясь мысленно в то лето, я вижу, что мое послушание голосу Господа принесло прекрасные результаты в евангелизации и плоды для Царства Божьего.

Исходя из опыта, я могу сказать, что Дух Святой знает план Бога для нас, и у Него есть способ, как открыть этот план нам.

Библия ясно и четко показывает, что Дух Святой -это реальная личность, имеющая знания, чувства и волю. Он пребывает и работает с нами и в нас. Зная это,следует совершенствовать свой евангельский труд Его сверхъестественной силой, признавая, приглашая и поклоняясь Ему в наших обыденных делах и в нашем общественном служении.

Дух Святой - личность, и Ему важно наше поклонение. Как могли бы мы поклоняться безличной силе? Но, слава Его Святому имени, Он отвечает нам как личность совершенная, потому что Он есть Бог.

Она жила в страхе 15 лет, но Господь дал ей полную свободу - свидетельства чудес и исцелений в Духовном Центре Благословение Отца

Приветствую, меня зовут Лена. У меня свидетельство об освобождении, как Господь освободил меня от страха. 15 лет назад родственников моего отца обворовали, ворвались вечером в их семью несколько человек в масках, оглушили главу семьи, требовали от жены денег, приставив пистолет к маленькому ребенку, требовали чтобы отдали все деньги. Когда жена родственника отдала эти финансы, после этой ситуации мой отец пригласил родственников к нам домой жить, он понимал, что им будет тяжело жить у себя дома. Когда они жили у нас целый год дома, у моей тети были постоянные приступы страха на нервной почве от того, что происходило, потому что она видела, что происходило, с ней бандиты разговаривали. Я постоянно прокручивала эти ситуации, после того, как через год они уехали от нас, этот страх начал преследовать меня, что с моими родителями может произойти тоже самое, я боялась за жизнь родителей, когда в доме какие то финансы появлялись, даже небольшая сумма, боялась, что такая же ситуация может получиться с родителями. Это продолжалось, я уехала учиться в другой город, но находясь в другом городе, этот страх постоянно меня преследовал, на несколько дней в месяц он меня парализовывал, иногда даже приезжала к родителям, чтобы побыть с ними рядом, убедиться, что все в порядке, но этот страх преследовал и у них дома. Я не знала что нуждалась в освобождении от этого, я жила и думала, что это нормально. На молитвенной линии попадала под руку человека божьего и чувствовала, что внутри меня что-то есть, но не выходило из меня, сильно сидело во мне.

Я начала взывать к Богу и просить об освобождении, я каялась во всевозможных грехах, просила прощение за вещи, за которые десятки раз просила прощение, изгоняла нечистого духа, называла разными именами, но ничего не происходило. Начала взывать к милости Божьей, чтобы Бог освободил меня, т.к. я Божий человек и это не должно во мне находиться. Когда Бог освободил, Он показал что освободил меня именно от страха. Освобождение происходило у меня дома, я приехала в гости к родителям, был второй час ночи, я не спала и у меня начал подходить очень сильный страх внутри, были тысячи мыслей, картинок, не успевала их переваривать, в какой то момент Дух Святой развернулся внутри меня и начал выталкивать все это с меня. В тот момент, когда нечистый дух проявился, у меня было ощущение, что голова разорвется на тысячи кусочков, была боль и страх одновременно. В доли секунды Дух Святой освободил меня от этого, лежа на кровати, за меня никто не молился, сделал сам Бог, когда происходило освобождение, я не могла говорить, была парализована этим страхом, духом, который был внутри меня. Внутри себя я слышала свой физический голос как приказывал нечистому духу уходить прочь из моего тела и за доли секунды получила свободу. Несколько дней хожу в этой свободе, я не ощущаю никакого страха, скованности, физических спазм от страха, которые испытывала все время, благодарю Бога за освобождение от духа страха, за полное исцеление, за то, что я стала свободным человеком, как говорит слово Божьей, вся слава Ему.

Святой Дух каждому христианину дал дары. Один из этих даров - различение духов, он помагает правильно молится за изгнание демонов. Больше о духовных дарах можно узнать из урока школы христианское основание. В видео миксе Не бойся, только верь , Дмитрий Лео говорит о том, что важно быть способным пожертвовать своей гордостью и упасть на колени перед Господом, как это сделал Иаир для того, чтобы получить чудо.

Я хотел бы поговорить о Святом Духе в Церкви, - о Нем Самом и о том, что Он совершает и в Церкви, и над нами, как Он воздействует на нас, как действует в нас и через нас.

В Священном Писании есть два рассказа о даровании Святого Духа. Сразу вспоминается то, что описано во второй главе книги Деяний, - Пятидесятница. Другой рассказ - в 20-й главе Евангелия от Иоанна - приводил в недоумение многих толкователей. Его пытались объединить с первым, слить их воедино, равно связать оба рассказа с Вознесением. Я подойду к этим двум рассказам проще, более непосредственно, как мы находим их в Писании, и попытаюсь показать,что в них есть общее и чем различаются эти два события.

В 20-й главе Евангелия от Иоанна мы читаем о первом явлении Христа после Его Воскресения. Первые Его слова - слова успокаивающие: мир вам . Того мира, который даровал Христос, не мог дать мир сей. Мир, который дал Христос, наполнил весь дом, остался с Апостолами навсегда. Это тот мир, который сошел на них, когда они обнаружили, что ужас Великой пятницы ушел навсегда, что человеческая ненависть не убила Божественную Любовь, что человеческое общество не смогло исключить Живого Бога из своей среды во тьму внешнюю. Этот мир сошел на них, потому что они знали, что жизнь не была убита, жизнь не угасла, что Бог поистине среди них и что имя Мессии, Эммануил , о котором мы узнаём в начале Евангелия от Матфея (1:23), истинно не только в начале, но как конечная победа: Эммануил, Бог среди нас, с нами Бог .

И затем Господь дохнул на Своих учеников и сказал: Примите Духа Святого. К этому дарованию Святого Духа следует подойти, мне кажется, очень внимательно и вдумчиво. Во-первых, этот дар был сообщен всем Апостолам в их совокупности, всем присутствующим, но никто из них не обладал им по отдельности. С другой стороны, тем, кто присоединился к апостольскому кругу позднее, не было нужды получать как бы дополнительно этот дар. Вы помните, что апостола Фомы не было в тот вечер вместе с прочими Апостолами. Когда неделю спустя Христос снова явился Своим ученикам и Фома был с ними, и Христос укорил его за неверие и предложил осязать раны на руках и в боку, чтобы не остаться неверующим, уверовать, то после исповедания апостола Фомы: Господь мой и Бог мой! (Ин 20:28) - Христос не стал даровать ему Духа, Которого прежде уже приняли другие Апостолы. Поскольку Фома принадлежал к апостольскому кругу, был одним из них, не откололся от них - он вместе со всеми обладал тем, что было вверено их сообществу, всем в совокупности не как группе людей, а как единому целому.

Может быть, здесь можно провести параллель с сошествием Святого Духа на Самого Господа Иисуса Христа на берегу Иордана (Мк 1:9–11). Эти одиннадцать Апостолов, которые составляли Его тело, приняли Духа Святого, Он был вверен им. Он пребыл в их среде, в их общности, и Он объединял их в общину. Не община обладала Святым Духом, - Он охватывал общину, руководил ею, покорял ее. И вместе с тем чего-то еще недоставало той полноте, которую Церковь познала позднее. Они приняли Святого Духа, хранили Его, но никто из них не достиг той полноты, какая должна принадлежать членам Церкви, составляет их призвание. Несмотря на этот дар, этот залог вечности, это эсхатологическое вторжение Духа в среду Апостолов, отношения между Святым Духом и тварным миром еще не достигли полноты, как говорит в одном месте Иоанн Богослов: потому что Христос еще не восшел к Отцу (см. Ин 7:39).

Шло время. Они вместе обладали этим даром Святого Духа, но неспособны еще были приносить плоды Духа, потому что Он был вверен их общности, их единству, но еще не исполнил их, не охватил каждого из них так, чтобы каждый из них мог самолично - пусть и в единстве с другими - действовать во имя Божие. Это произошло через пятьдесят дней, в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на них и каждый из них получил дар, принял огненный язык, означавший схождение Святого Духа (Деян 2:3). Никто из них не мог бы обладать Духом, если бы все вместе, в зачаточном единстве как Тело Христово, они не были уже объяты Духом: это было свойственно всем, принадлежало всем и потому могло принадлежать каждому из них. Да, всем, но по-разному. Можно потерять дар Духа. Можно стать чуждым этому Присутствию, даруемому нам в нашей личной жизни, и тем не менее Дух Святой не оставляет Церковь. Скажем, если в древности отступников, тех, кто публично отрекся от Христа и вернулся к язычеству, затем принимали в лоно Церкви, их принимали не только через покаяние, но они должны были снова получить печать Святого Духа. Они стали чужды Ему, потому что сами отреклись от Него.

С другой стороны, не только с богословской точки зрения, но из опыта жизни в Церкви, который у каждого из нас есть, из жизни Церкви в истории или в наши дни, мы видим, что Дух Божий не оставляет Церковь, когда ее члены колеблются, отклоняются от истины, ищут истину, но на пути этого искания впадают в ошибки. Дух Божий всегда присутствует, всегда деятелен, Он призывает, учит, наставляет, действует в нас, обновляет всех нас, остаемся ли мы верными или колеблемся и оказываемся изменниками. Святой Дух, дарованный в событии, которое один православный богослов назвал Иоанновской Пятидесятницей , действием, описанным в Евангелии от Иоанна, сохраняется всей целокупностью Церкви. Никто не обладает Им, и вместе с тем для каждого, кто входит в апостольский круг, который все расширялся на протяжении веков, - и когда я говорю “апостольский круг”, я не имею в виду духовенство, я имею в виду всех тех, кто связан с апостольской верой, апостольской жизнью, вернее, жизнью Самого Христа, пребывающей, действующей в Его теле, - этот дар Святого Духа составляет условие нашей личной святости.

Кто есть Святой Дух?

Если мы поставим себе вопрос, Кто есть Дух Святой, думаю, можно начать с замечания, которое много лет назад высказал Владимир Николаевич Лосский. Он говорит, что Отец открывается в Сыне, через Сына. Сына открывает Святой Дух. Но Сам Дух остается неуловимым. Он еще не явлен так, как Отец явлен в Лице Сына. Откровение Духа, победы Божией, сияние Божественной Жизни явлено самим человечеством. Священномученик Ириней Лионский в одном из своих писаний говорит, что слава Божия - это до конца осуществленный человек. Каждый из нас в отдельности и все вместе, каждый из нас и та общность, которую мы составляем - вот где должно быть видно сияние Духа. Другого не дано. И это ставит нас в совершенно особые отношения с Третьим Лицом Святой Троицы, Господом Духом Святым. Мне кажется, невозможно определить соответствующим образом, Кто такой Святой Дух; мне кажется, самое лучшее, что можно сделать, это подойти к вопросу описательно, в образах, или попытаться уловить через плоды Духа, через Его действование все, что можно уловить о Нем.

Во-первых, один образ. Это до некоторой степени переработка древней аналогии, древней притчи. Если попытаться представить себе или передать кому-то взаимоотношения Лиц Святой Троицы, Их особенности, можно обратиться к древнему образу из Священного Писания, образу горящей купины, которую увидел Моисей в пустыне (Исх 3:2): куст, который горел, не сгорая. Таинственное, непредставимое свойство этого несгорающего пламенения мы можем наблюдать косвенным образом. Когда Моисей оказался перед лицом этого горящего куста, он не уловил горения, - он уловил пламя и тепло. Само горение не укладывается в рамки того, что доступно нашему познанию, нашему восприятию, - горение можно видеть, тепло можно ощутить постольку, поскольку мы охвачены им, разделяем его. В подобных образах можно говорить о тайне Бога, в терминах горящей купины, куста, который горит и непостижимо, невероятно для нас - не сгорает. И вместе с тем это горение мы постигаем через языки пламени и тепло, которое становится частью нас самих, или вернее сказать, частью которого мы сами становимся. В чем разница между этим теплом и этим пламенем? Пламя - объективное явление, часть зримого опыта. Оно говорит о чем-то, но остается для нас внешним явлением. Представьте это так: можно стоять перед горящим камином, видеть, как горит в нем полено, не понимая сути горения, но воспринимая его через пламя. В этот момент мы воспринимаем одновременно горение, пламя, тепло. Но можно оказаться на улице, смотреть в чье-то окно, видеть языки пламени и ничего не ощущать, кроме окружающего нас холода. То, что мы видим пламя, объективно утверждает, что оно есть, но ничего не сообщает нам о самом пламени. Если бы я из опыта не знал, что пламя означает горение и тепло, я, стоя снаружи, на улице, вполне имел бы право утверждать, что пламя не греет. Это утверждение неполно, если не прибавить к нему еще нечто.

Не это ли имеет в виду Писание, когда говорит нам, что Дух открывает нам, Кто есть Иисус (Ин 15:26)? Его природа, Его Личность поистине отвечают на вопрос “Кто?”. Только когда мы ощутили тепло, мы можем уловить связь пламени с горением, но если мы опытно не ощутили тепла, иными словами, если Дух Святой не коснулся нас, мы можем все знать о пламени и тем не менее высказывать ошибочные, кощунственные суждения. Опять-таки, не об этом ли говорит Писание словами Самого Христа, что всякая хула на Христа простится: потому что Он есть “Да”, “Аминь”, Он - утверждение, положительный факт вне нас самих. Он - объективное утверждение Бога в истории; а грех против Духа не может быть прощен (Мк 3:29).

Кто есть Святой Дух и что такое грех против Него?

Как же тогда понимать, Кто есть Дух Святой и что такое грех против Него? И здесь я хочу подчеркнуть, что то, что я собираюсь сейчас изложить, - это одна из многих и различных догадок, которые были высказаны относительно греха против Духа Святого. Если образы, которые я привел, убедительны, то вы поймете и согласитесь, что неуловимое, не поддающееся никакому нашему анализу тепло, льющееся из горящего куста, может быть познано только опытным ощущением; но если только мы его ощутили, его невозможно отрицать. А если оно отрицается, то этому отрицанию может быть два основания: или человек безумен и утверждает, что замерзает, хотя охвачен теплом, или по каким-то собственным причинам - а причины могут быть самые различные - готов отрицать собственный опыт, отрицать то, что совершенно определенно сам знает как истину. И это можно исправить только той переменой ума, которая называется покаянием, обращением, метанойя по-гречески, - изменение ума, готовность правдиво сказать о том, что нам известно как истинное, отречься от собственного внутреннего отвержения истины. Эти же образы, возможно, могут помочь не то что углубиться, но хотя бы сколько-то вглядеться в другой, более сложный вопрос об исхождении Святого Духа.

Я изложу его, как и все, что говорил до сих пор, очень примитивно. Тепло рождается не от пламени, а от того, что горит полено. Тепло исходит из того же источника, что и пламя. Благодаря тому, что есть горящий куст, есть и пламя, и тепло. Одно происхождение, один, единый и единственный источник.

Опять-таки, если эти образы по-своему приемлемы, нам делается понятно, что природу пламени мы познаем только через то, что ощущаем тепло. Только Святой Дух может открыть нам, Кто есть “Да” и “Аминь”, зримое проявление Отца в истории. И таково первое действие и свойство Святого Духа. Он есть Дух Истины. Он открывает нам Истину о Боге и Истину о человеке. Он открывает нам в пророке из Галилеи воплощенного Сына Божия. Он открывает нам значение всех Его слов, Его Слова. Он есть Дух Истины и ведет нас ко всякой истине. И я употребил слово “ведет к” не напрасно, потому что истина - не что-то, что установлено раз и навсегда. Это не утверждение, не система верований, не мировоззрение. Это живая, динамичная реальность. Истина - не что-то, Истина - Кто-то: Я есмь истина (Ин 14:6). И потому, открывая нам Христа во всей полноте, во всем Его содержании, во всем, что Христос Сам открывает нам как Слово, являющее глубины Божества, как Сын, являющий тайну Отцовства, Святой Дух шаг за шагом ведет нас не к новым истинам, а во все новые глубины, ко все большему видению Того, Кто есть Истина.

Святой Дух также открывает нам глубины человека

Святой Дух также открывает нам глубины человека. Он открывает нам и связь, которая есть между нами и Богом. Он исследует глубины человека. Он открывает нам ту глубину, которая глубже психологической области: нашу укорененность в творческом Слове Божием, нашу укорененность в животворном Слове Божием. Он учит нас также совершенно новым отношениям с Богом. Вне отношений со Святым Духом, вне доверительных отношений через Него с Единородным Сыном Божиим мы могли бы говорить о Боге как о Творце, о Вседержителе, Господе и Судии, как о Промыслителе, может быть, как о Спасителе. Но мы не могли бы назвать Его Отцом иначе как чисто метафорически, без реального онтологического взаимоотношения между Ним и нами, без сущностной связи. Это был бы образ, а не глубоко подлинное взаимоотношение. Но постольку поскольку мы связаны со Христом, как связаны члены одного тела, поскольку Дух Божий, почивший на Христе, пронизывает это тело дарами Святого Духа (см. Евангелие от Иоанна и книгу Деяний), постольку тем самым Христос - брат нам, мы единосущны Ему. И это Его собственные слова: Идите и скажите братьям Моим, что они встретят Меня в Галилее (см. Мк 16:7). В этом братстве со Христом мы открываем зачаточным образом, смутно, что такое сыновство и чем может быть отцовство - не в эмпирической жизни нашего надломленного, полного разделения мира; мы открываем в Нем, что значит быть сыном, и через Него мы можем зачаточно, гадательно представить себе, что означает иметь Отца и Кто, Каков может быть этот Отец. В тот момент, когда мы перестаем употреблять такие слова как Господь Вседержитель , Господь Бог , Бог Судия , и бываем способны хотя бы зачаточно произнести Отец , мы можем сказать, что нашей молитвы коснулось веяние Святого Духа. Иначе как силой и действием Святого Духа, через откровение, даруемое силой и действием Святого Духа, мы не можем обратиться со словом Отец к Тому, Кто есть Святой Израилев.

И наконец, как я уже упоминал, приход Святого Духа, то, что Он нам открывает, зачаток всего этого совершается в этом мире, но ведет нас к полноте, которая будет явлена в будущем мире, в Царстве Божием, в жизни вечной. У Святого Духа есть свойство, элемент чисто эсхатологический, принадлежащий исключительно последним вещам, конечному свершению всего. Только когда все будет завершено, все человечество станет в своей славе откровением пребывающего в нем Святого Духа, Который приобщает человечество Божеству, превращает весь мир в место вселения Божия. Но и в наше время Дух Святой действует в Церкви двояким образом, и об этом я хочу коротко сказать: действует в эсхатологическом измерении и в делании христианина.

Святой Дух. Евхаристия

Первое принадлежит области литургической. Всякий раз при совершении таинств, в частности, таинства Евхаристии, Православная Церковь призывает Святого Духа, молит Его прийти и осенить и собравшуюся общину, и приготовленные Дары. Это не просто своеобразный способ совершить таинственное действие, как бы самый лучший способ освятить Святые Дары. Суть эпиклезы, обращения к Святому Духу, чтобы Он сошел на нас и на приготовленные Дары, в том, что то, что должно совершиться, чтобы хлеб и вино могли стать Телом и Кровью Христовыми, приобщиться Божеству, - принадлежит будущему веку. Это может совершиться только потому, что Дух Божий, дарованный Церкви, пребывающий в ней, действующий в ней державной силой и могуществом Божиим, вводит в историческое время измерение и качество последних свершений, исполнения всего. Иначе это не могло бы совершиться в нашем историческом времени, в нашем состоянии становления. Это вторжение вечности, это расширение нынешнего состояния вещей в то, каким оно будет, когда все достигнет полноты, - вот непременное условие совершения таинства. И это становится совершенно ясно (хотя звучит нелепо с языковой точки зрения) из молитвы в литургии, где мы просим Бога даровать нам сегодня Его грядущее Царство.

И второе. Святой Дух в Своем эсхатологическом измерении вещей конечных определяет также, каково должно быть действие христианина, христианское действование. Неповторимая отличительная особенность христианского действования в том, что оно - действие Божие, осуществляемое через человека, будь то отдельный человек или община людей. Христианское действие - это действие Бога, исполненное, совершенное посредством человека. И ему присуще, как всем действиям Божиим, эсхатологическое измерение последних свершений. Человеческая мудрость, умудренность собирает из прошлого человеческого опыта все возможные ответы и включает их в настоящее с тем, чтобы разрешить проблемы сегодняшнего дня, и проецирует их на будущее, планируя будущие свершения. Божественная Мудрость, мне кажется, не определяется такой причинностью; действие каждого настоящего момента не обусловлено ни настоящим, ни прошлым, - всегда только будущим. Бог действует ради чего-то, а не из-за чего-то. В Божественном действии всегда есть нечто беспрецедентное, неожиданное, что вносит в ситуацию абсолютную новизну. Пример такого действия Святого Духа, принадлежащего истории, - Воплощение. Воплощение - не только ответ на прошлое человечества и на его состояние текущего момента, когда оно произошло, когда все созрело к этому событию. Воплощение - действие Божие, которое вводит в историческую ситуацию нечто, чего прежде в ней не было. Живой Бог становится частью, частицей человеческой истории, становления человека. И одновременно человечество так соединяется с Богом, настолько включено в тайну Божию, что в Вознесении наше человечество унесено в сердцевину тайны Святой Троицы. Здесь можно видеть, как Святой Дух, осенивший Матерь Божию, осуществил действие Божие, в котором Пресвятая Дева полноправно участвует Своим Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему (Лк 1:38), и вводит в историю нечто небывшее, новый образ Присутствия Божия.

Из ответов на вопросы про Святой Дух

Вы упомянули место у Иоанна Богослова, что Духа еще не было на земле, потому что Христос еще не взошел к Отцу. Как это понимать, если только Святой Дух - источник жизни, благодати, боговедения, всего..?

Не было времени, когда Святого Духа просто не было в мире. В противном случае никогда не произошла бы никакая встреча между Богом и Его тварью. Если “Бог” был бы просто объективным понятием, недоступным Своему творению, не вызывающим у твари никакого отклика, то могло бы быть объективное знание мертвого божества, но не Живого Бога. Но древние комментаторы считали, что когда Писание нам говорит, что Духа еще не было, потому что Христос еще не восшел к Отцу, то оно говорит о том, что Дух присутствовал, осенял мир, творимый Богом, Дух привлекал людей, руководил ими, но как бы извне, стучась будто снаружи у дверей, призывая извне, ожидая, чтобы человек отозвался, потому что человек был создан таким, что он способен понять этот призыв и отозваться.

Разница между тем, что произошло в Церкви в этот определенный день и в день Пятидесятницы в том, что отношение между Духом и Церковью, Духом и каждым отдельным членом Церкви - возьмем хотя бы Апостолов - было реальное вселение, Дух был в них, Дух был связан с ними… Опять-таки если взять образ, который предлагают Отцы: как огонь может пронизать железо. Это не было внешнее воздействие, голос как бы извне, это было внутреннее Присутствие, неведомое прочим в таком виде, в таком смысле. Я не думаю, что может быть адекватное учение о Святом Духе, пока все не достигнет своей полноты и пока все человечество в лице каждого его члена не просияет Духом, не станет Его отражением, видением.

Все-таки слова о том, что грех против Святого Духа не простится, очень страшны. Порой сознаешь в себе не просто грехи, а - греховность, гордость, бунт, злую волю. Где грань, после которой мы отрезаны?

Когда люди сокрушенно говорят мне, что им кажется, что главный их грех - гордость, я обычно отвечаю: “Не волнуйтесь. Вы слишком мелки для гордости. Это просто тщеславие”. Мне думается, когда вы говорите о люциферианском бунте, вы говорите о том, на что вы неспособны. Мне кажется, бунт, о котором вы говорите, не просто своеволие, как бы капризность ребенка, который не хочет делать то, что следует. Восстание, которое могло бы отсечь нас от Бога, не просто акт своеволия. Это намеренное, продуманное действие, решение, и не просто выбор по минутному настроению, а решительный выбор против Бога.

Писание говорит нам, что не мерою дает Бог Духа (Ин 3:34), что означает: дает Его Всего - каждому, кто готов принять Его. Есть однако древнее присловье, которое дополняет эти слова и говорит, что, как ни печально, но мы принимаем Его в свою меру. То есть соответственно широте и глубине своего сердца, своего великодушия, своей способности отдаваться как можно более совершенно, быть до конца верными, мы получаем больше, чем если мы колеблемся волей, сомневаемся. Предлагается все, абсолютно все, - мы можем взять столько, сколько способно вместить наше сердце… Можно сказать, что Дух Святой пребывает в полноте в Церкви, и каждый из нас причастен Святому Духу в той мере, в какой способен воспринять Его и понести. И я бы добавил, что это не неизменное состояние; бывают моменты, когда добрую волю сменяет злая воля. Но Бог никогда не оставляет нас, разве что мы прямо скажем: “Уйди! Я выбрал другую сторону!”.

Но даже и тогда Он не просто отойдет с безразличием. Он будет стучаться в двери вашего сердца воспоминаниями о Себе, порывами вашего сердца, Своим голосом, всем, что ведет к Нему - потому что мы сотворены такими, что способны отозваться; Он будет стучаться через обстоятельства жизни, через людей… Я бы сказал, что к каждому из нас можно отнести фразу из “Пастыря” Ерма, который описывает свои видения, где его ангел-хранитель (его он и называет Пастырем) дает ему наставления. И в одном месте ангел говорит ему: “Не бойся, Ерм, не оставит тебя Бог, пока не сокрушит либо сердце твое, либо кости твои”.

В наше время люди часто не знают о Боге, о христианстве, но ищут Бога, обращаются к Нему, как будто знают Его зачаточно. Кто-то приходит ко Христу, кто-то проходит мимо…

Я не знаю, что происходит, каким таинственным образом душа связана с Богом. Я уверен, что каждый, кто призовет Бога, каким бы именем он Его ни называл, обращается к Единому Богу. Пусть человек молится и обращается к воображаемому Богу, слышит-то его истинный Бог… Бог отзывается на то, что в сердце человека, не на его умственные представления или недостаточное знание. Но мне кажется, что, когда человек открыл для себя Христа, то в какой-то момент все прочие имена должны исчезнуть, потому что во Христе есть нечто настолько неповторимое, что не может быть поставлено в один ряд ни с какими другими именами. У человечества были великие и святые наставники помимо Христа, но никто из них не был и не будет тем, Кем был Христос: Бог, пришедший в мир. Дело не в том, что Его учение было самое лучшее, все дело в Его личности и в Воплощении.

Перевод с английского Е. Майданович

См. Archimandrite Cassien (Besobrasoff). La Pentecњte Johannique. Valence-sur-Rhene, 1939.

Вы прочитали материал “Святой Дух”. Читайте также:

Вы прочитали материал “Святой Дух”. Смотрите также видео, которое может быть вам интересно: Профессор Московской Духовной Академии, доктор богословия Осипов А.И. о Святом Духе

Вопрос: «Кто такой Святой Дух? Я видел это имя фразу в нескольких местах на вашем сайте.»

Наш ответ: Святой Дух - реальная личность. Он послан Богом, чтобы пребывать в истинных последователях Иисуса Христа после воскресения Его из мертвых и вознесения на небеса (Деяния 2). Иисус сказал Своим апостолам...

«И Я умолю Отца, и другого Утешителя даст вам, чтобы был с вами вовек, Духа Истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает; вы же знаете Его, потому что Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами: приду к вам.» (Иоанна 14:16-18)

Святой Дух - не смутная божественная тень, не безликая сила. Он — личность во всем равная с Богом Отцом, и Богом Сыном. Он является третьим лицом Божества или Божественной Троицы. Иисус сказал Своим Апостолам...

«Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (От Матфея 28:18-20)

Бог есть Отец, Сын и Святой Дух. И все божественные атрибуты, приписываемые Отцу и Сыну, в равной степени приписываются Святому Духу. Когда человек рождается свыше через веру и принятие Иисуса Христа (Иоанна 1:12-13; Иоанна 3:3-21), Бог поселяется в этом человеке через Святого Духа (1Кор. 3:16). Святой Дух обладает интеллектом (1Кор. 2:11), эмоциями (Рим.15:30), и волей (1Кор. 12:11).

Первостепенная роль Святого Духа состоит в том, что он свидетельствует об Иисусе Христе (Иоанна 15:26, 16:14). Он доносит до человеческих сердец истину об Иисусе Христе. Святой Дух также действует как наставник христиан (1Кор. 2:9-14). Он открывает Божью волю и Божью истину верующему. Иисус сказал своим ученикам...

«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (От Иоанна 14:26).
«Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.» (От Иоанна 16:13)

Святой Дух был дан, чтобы жить в тех, кто верит в Иисуса, чтобы формировать Божий характер в жизни верующего. Святой Дух производит в наших жизнях любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание. (Галатам 5:22, 23). Он делает это так, как мы никоим образом не могли бы сделать своими силами. Вместо того чтобы стараться быть любящими, терпеливыми, добрыми, Бог просит нас положиться на Него, а Он Сам произведет эти качества в наших жизнях. Таким образом, христианам сказано ходить по Духу (Гал. 5:25) и быть исполненными Духом (Еф. 5:18). Святой Дух дает силу христианам нести служение, которое способствует духовному росту других христиан (Рим. 12; 1Кор. 12; Еф. 4).

Святой Дух также выполняет определенную функцию и для неверующих. Он обличает человеческие сердца, говоря им истину о том, что мы грешны, нуждаемся в Божьем прощении; о том, как праведен Иисус - Он умер вместо нас, за наши грехи; и о Божьем окончательном суде над миром и теми, кто не познали Его (Иоанна 16: 8-11). Святой Дух пробуждает наши сердца и умы, призывая нас покаяться и попросить у Бога прощения и новой жизни.

Самая известная молитва заканчивается такими словами: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа», при этом мало кто имеет полное представление обо всех трех описанных участниках. На самом деле это важные личности в христианстве, которые являются неразделимой частью Господа.

Святой Дух – мистика или реальность?

Существуют разные варианты описания и представления Святого духа, но на самом деле это третья ипостась единого Бога. Многие священнослужители описывают его, как действующую силу Господа и он может послать ее в любое место для исполнения собственной воли. Многие объяснения, касающиеся того, как выглядит Святой Дух, сходятся к тому, что это нечто невидимое, но имеющее видимые проявления. Стоит отметить, что в Библии его представляют руками или пальцами Всевышнего, да и имя его нигде не описывается, поэтому можно прийти к выводу, что он не является личностью.

Еще один важный момент, который интересует многих – символ Святого Духа в христианстве. В большинстве случаев его представляют голубем, который в мире символизирует мир, правду и невинность. Исключением является икона «Сошествие святого Духа», где он представлен языками пламени, расположенными над головами Богородицы и Апостолов. Согласно правилам православных соборов на стенах запрещено представлять Святого Духа в виде голубя за исключением иконы Богоявления. Эту птицу еще используют, чтобы описать дары Святого Духа, о которых будет сказано ниже.

Святой Дух в православии

Долгое время богословы вели беседы, касающиеся природы Бога, пытаясь прийти к решению о том, является ли он единой личностью или же целесообразно остановиться на триединстве. Важность Святого Духа связана с тем, что через него Господь может действовать в мире людей. Многие верующие уверены, что он несколько раз за историю человечества нисходил на некоторых людей, которые получали .

Еще одна важная тема – плоды Святого Духа, под которыми подразумевается действие благодати, ведущей к спасению и совершенству. Они являются важной частью духовной жизни каждого христианина. Приобретенный дар Святого Духа должен приносить плоды, помогая человеку справляться с разными страстями. К ним относят любовь, воздержание, веру, милосердие и так далее.


Признаки отсутствия Святого Духа

Верующие люди никогда не будут преувеличивать собственные достоинства, гордиться, стараться быть выше, обманывать и совершать других действие, которые считаются греховными. Это указывает на то, что в них присутствует Святой Дух. Те, кто грешен, лишены помощи Господа и шанса на свое спасение. Присутствие Святого Духа можно определить по нескольким признакам.

  1. Человек легко определяет свои слабые стороны, которые требуют корректировки.
  2. Иисус Христос принимается, как Спаситель.
  3. Существует желание изучать Божье слово и жажда общения с Господом.
  4. Желание прославлять Бога в своих словах, песнях, действиях и так далее.
  5. Происходит изменение характера и плохие качества, заменяются хорошими, что делает человека лучше.
  6. Верующий понимает, что он не может дальше жить для себя, поэтому он начинает создавать Божье Царство вокруг себя.
  7. Стремление общаться с другими людьми, например, в церкви. Это нужно для общей молитвы, поддержки, оказываемой друг другу, совместного прославления Господа и так далее.

Семь даров Святого Духа – православие

Особые действия божественной благодати, которые происходят в душе верующего человека и дают силы на совершений действий ради ближнего своего и Высших сил, принято называть дарами Святого Духа. Их много, но основными являются семь:

  1. Дар страха Божия . Многие люди видят в такой формулировке некое противоречие, поскольку вместе используются такие два слова, как дар и страх. Объясняется это тем, что человек имеет склонность чувствовать себя самодостаточным и совершенным, а это отдаляет его от Господа. Только осознавая величие Бога, можно увидеть реальность мира, избегая совершения серьезных ошибок, поэтому страх является источником блага.
  2. Дар благочестия . Господь прощает грехи и постоянно спасает людей, проявляя милосердие. Дары Святого Духа в православии реализуются посредством молитвы, совершения литургии и так далее. Благочестие также подразумевает милосердие, то есть оказание помощи нуждающимся. Проявляя снисходительность к окружающим, человек поступает, как и Бог по отношению к людям.
  3. Дар ведения . Расшифровывается он, как познание истин, основанных на вере и любви. Стоит заметить, что здесь подразумевается интеллект, сердце и воля. Дары Духа Святого показывают, что нужно познавать мир через Бога и тогда никакие искушения не собьют с праведного пути.
  4. Дар мужества . Очень важен он для спасения и противостояния разным искушениям, которые встречаются на пути в течение жизни.
  5. Дар совета . Человек ежедневно сталкивается с разными ситуациями, где нужно делать выбор и иногда для принятия правильного решения пригодится духовный совет. Святой Дух помогает оставаться в гармонии с Божественным планом спасения.
  6. Дар разума . Он необходим для того, чтобы познать Бога, который открывается в Священном Писании и в Литургии. Первый вариант является источником вдохновения для перехода к божественному знанию, а во второй подразумевает принятие Тела и Крови Господа. Все это помогает человеку .
  7. Дар премудрости . Дойдя до этой последней ступени, человек будет находиться в единстве с Богом.

Хула на Святого Духа

Многие религиозные термины для большого количества людей являются незнакомыми, так есть те, кто не знает, что хула является осознанным отвержением благодати Господа при ее очевидном действии на человека, то есть это богохульство. Иисус Христос говорил о том, что она подразумевает отрицание и оскорбление. Утверждал он еще то, что хула на Святого Духа не простится никогда, поскольку в него Господь вкладывает Божество Свое.

Как стяжать благодать Святого Духа?

Фраза была введена в использование Серафимом Саровским во время беседы, касающейся сути веры. Стяжать Святого Духа – это приобретать благодать. Чтобы этот термин был понят всеми верующими, Саровский истолковал его максимально подробно: у каждого человека есть три источника желаний: духовная, собственная и бесовская. Третья заставляет человека совершать поступки из гордыни и корысти, а вторая предоставляет выбор между хорошим и плохим. Первая воля от Господа и она подталкивает верующего делать добрые дела, накапливая вечные богатства.

Как общаться с Святым Духом?

К святым и трем ипостасям Бога можно обращаться несколькими способами, например, посредством молитв, при чтении Слова Божьего или Святого Писания. Допускает церковь общение в обычном диалоге. Призывание Святого Духа можно осуществлять при помощи нескольких советов.

  1. Необходимо уединиться, взяв и прочитав несколько листиков Библии. Важно расслабиться и освободиться от всех мыслей.
  2. Общение начинается с обычного разговора, поэтому нужно представиться.
  3. Человек должен понимать и ощущать, что Святой Дух живет внутри него.
  4. Во время общения можно задавать разные вопросы, просить об обучении и так далее. Прислушивайтесь к шепоту и внутреннему голосу.
  5. Чем чаще верующих проводит подобные сеансы, тем сильнее он ощущает голос Господа.

Православные молитвы Святому Духу

На сегодняшний день известно много молитвенных текстов, которые помогают людям в трудные минуты. Актуальной является тема – можно ли молиться Святому Духу, и с какими просьбами можно к нему обращаться. Разрешается использовать, как специальные тексты, так и говорить все своими словами. Большое значение имеет искренняя вера и отсутствие дурных помыслов. Молиться можно в церкви и в домашних условиях.

Молитва призывания Святого Духа

Самый распространенный молитвенный текст, который можно произносить в любое время, когда чувствуется, что нужна помощь Высших сил. Он помогает прожить день в духовной чистоте и спокойствии. Молитва о принятии Святого Духа направлена к Богу, и она помогает получить семь даров, о которых описано выше. Текст является короткий, но при этом в нем сконцентрирована огромная сила, помогающая найти утешение и обрести спокойствие.


Молитва Святому Духу на исполнение желания

Сложно встретить человека, не мечтающего о лучшей жизни и надежда, что когда это все станет реальностью, всегда остается в сердце. Если желания имеют только благие намерения, то сила Святого Духа может помочь воплотить их в реальность. Важно использовать представленный текст только, если потребность в реализации своего желания огромна. Обращаться к Святому Духу нужно на рассвете, повторяя текст молитвы три раза.


Молитва о помощи Святому Духу

Сложные времена периодически наступают в жизни многих людей и чтобы справиться с возникшими проблемами, можно обратиться к Высшим силам. Есть специальная молитва Святому Духу, которая поможет приобрести уверенность в своих силах, разобраться в сложившейся ситуации и стать . Произносить ее можно в любом месте и в любое время, когда возникло желание. Текст лучше выучить наизусть и повторять его три раза.


Пастор Мирон ВОВК

Изучая Библию, мы приходим к познанию Бога совершенно иным путем, отличным от того, когда просто приобретаем знания. Мы не можем поставить себя выше Бога и рассматривать Его как объект анализа и количественных измерений. В наших поисках знания о Боге покоримся авторитету Его откровения о Самом Себе, т.е. Библии. Без библейского руководства Бога познать невозможно. И все же нужно подчеркнуть, что всё необходимо нам для ежедневной жизни, нам известно о Боге.

Большинство христиан признаёт истину о том, что Бог – это Святая Троица, Отец, Сын и Святой Дух. Между этими Святыми Личностями существуют уникальные, таинственные взаимоотношения. Между Ними нет разобщения, однако каждая Личность имеет Свои божественные полномочия и свойства. В человеческом обществе верховная власть сосредоточена в руках одного лица – президента, царя или премьер-министра. У Бога верховная власть принадлежит всем трём Личностям Божества. И хотя Бог существует не в одном Лице, Он един в целях, мыслях и характере. Это единство не устраняет особенностей Личностей Отца, Сына и Святого Духа. Факт существования разных Личностей Божества не противоречит идее единобожия, которая подчеркивается в Писании, свидетельствующем, что Отец, Сын и Святой Дух – Бог единый.

Теперь конкретно о ваших вопросах. Когда в Священном Писании мы встречаем выражения «Дух Божий», «Дух Отца вашего», «Мой Дух», «Святой Дух» и подобные, под ними подразумевается одна и та же личность Божества – Святой Дух. От Святого Бога может исходить только Святой Дух. Да, Господу подвластны различные духи, но от Него исходит Святой Дух. В различных местах Священного Писания мы читаем, что Его Дух – это Святой Дух. «Итак, непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святого» (1 Фес. 4:8).

Дух Святой пребывал на нашей земле с самого начала. Согласно Библии, Дух Святой принимал участие в творении, о чём свидетельствует Его присутствие при сотворении земли, которая была «безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2).От Него берёт начало жизнь, Им же она поддерживается. Когда Дух уходит, наступает смерть. Вот как об этом размышляет Иов: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь… Кто кроме Его промышляет о земле? И кто управляет всею Вселенною? Если бы Он обратил сердце Своё к Себе и взял к Себе дух её и дыхание её, – вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах» (Иов. 33:4; 34:13-15). Об этом же писал апостол Павел: «…Создал нас Бог и дал нам залог Духа» (2 Кор. 5:5).

Согласно Божьему замыслу, Дух Святой должен был обитать в человеке изначально. Но грех Адама и Евы лишили их сада Едемского и постоянного личного общения со Святым Духом. Этот разрыв творения с Творцом привёл допотопную цивилизацию к трагедии. И Бог был вынужден сказать: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками…» (Быт. 6:3).

Из библейской истории мы знаем, что в ветхозаветные времена именно Дух Святой Своим воздействием формировал ту или иную личность, готовя к особому служению: Валаама (Числ. 24:2), Гедеона (Суд, 6:34), Саула (1 Цар. 10:6). Известны случаи, когда Он пребывал в сердце отдельных людей. Из Евангелия узнаём, что Дух Святой воздействовал на сердце Елизаветы, Захарии, Симеона (Луки 1:41, 67; 2:25). Истинные верующие всегда желали и сознавали Его присутствие. Когда Никодим не понимал работы Святого Духа в жизни человека, Христос упрекнул его в этом: «Ты – учитель Израилев, и этого не знаешь?» (Иоан. 3:10).

Ученики Христа во время Его земной жизни также находились под влиянием Святого Духа. Об этом свидетельствует сам Христос. Обратите внимание на Его слова: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Иоан. 14:16-17). Ещё раз хочу обратить ваше внимание на последние слова: «…вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет». Ученики знают о Святом Духе, Он с ними пребывает и будет пребывать. Однако в библейских пророчествах говорится также об особенном времени – излитии Духа «на всякую плоть» (Иоил. 2:28), когда более сильное проявление Духа ознаменует новую эру.

До искупительной жертвы Христа на Голгофе наделение Духом в полной мере предполагалось в будущем и его следовало ожидать. Христос, по промыслу Божьему, должен был выполнить Свою земную миссию, принести искупительную жертву, и лишь после этого Дух Святой мог быть излит в полноте на всякую плоть. Указывая на служение Христа как на служение Духа, Иоанн Креститель сказал: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня… Он будет крестить вас Духом Святым…» (Матф. 3:11).

Но в Евангелии мы не находим конкретных свидетельств о том, что Иисус крестил Духом Святым. Только за несколько часов перед Своим распятием Христос пообещал ученикам: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек…» (Иоан. 14:16). После Своего воскресения Иисус излил Святой Дух на учеников. «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого» (Иоан. 20:22). В Евангелии от Луки читаем: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (24:49). Последователи Учителя должны были принять силу в результате действия Духа Святого и стать Его свидетелями «даже до края земли» (Деян. 1:8). Поэтому евангелист Иоанн писал: «…Ещё не было на них Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен» (Иоан. 7:39). По замыслу Божьему, полное излитие Святого Духа должно было последовать только после принятия Отцом жертвы Иисуса Христа.

Заря новой эры взошла, когда наш Господь – Победитель воссел на небесном престоле. Только после этого Он излил Святого Духа во всей Его полноте. По словам Петра, Иисус, «быв вознесен десницею Божию и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» (Деян. 2:33). Ученики с волнением ожидали этого события и, собравшись, «единодушно пребывали в молитве и молении» (Деян. 1:5-14). День Пятидесятницы, наступивший через 50 дней после Голгофы, мощным проявлением Духа ознаменовал начало новой эпохи. «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они (ученики. – Авт.) находились… И исполнились все Духа Святого…» (Деян. 2:2-4).

Миссия Иисуса Христа и миссия Духа Святого взаимосвязаны. Дух Святой не мог быть дан во всей полноте, пока Иисус не исполнил предначертанного Богом. В свою очередь, Иисус был зачат от Святого Духа, крещён Духом, водим Им, совершал Свои чудеса посредством Духа, принёс Себя в жертву на Голгофе через Духа (Евр. 9:14), был воскрешён Духом (Римл. 8:11). Иисус Христос первым испытал на Себе полноту Святого Духа. Отрадно знать, что Господь готов излить Свой Дух на всех, кто всем сердцем стремится к Нему.

Сегодня участие Святого Духа в жизни человека очень разносторонне. Если говорить об этом служении коротко, можно отметить, что Святой Дух

1.помогает верующим, духовно поддерживая их;
2.открывает истину о Христе;
3.делает реальным присутствие Христа в сердцах людей;
4.руководит деятельностью Церкви;
5.наделяет Церковь особенными дарами;
6.присутствует в сердцах верующих людей.

И все Свои действия Бог, в том числе Дух Святой, совершает для людей даром. Слова «даром получили, даром давайте», в первую очередь, относятся к чудесам, которые совершали ученики и которые должны были служить подтверждением данной апостолам силы. Но, в более широком смысле, эти слова учат нас, что Его ученики не должны извлекать выгоды из проповеди Евангелия. Спасение мы получаем даром. «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и это не от вас, Божий дар…» (Ефес. 2:8). «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берёт воду жизни даром» (Откр. 22:17). Поэтому спасение предлагается всем даром, но, в то же время, следует помнить, что «трудящийся достоин пропитания» (Матф. 10:10).

Библейская история рассказывает нам о человеке по имени Симон, который думал получить дар Духа за деньги. Что из этого вышло, читаем в словах Петра, сказанных Симону: «Серебро твоё да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в этом части и жребия, ибо сердце твоё не право перед Богом» (Деян. 8:20-21). Все преимущества спасения обретаются людьми даром, поэтому и делиться этими преимуществами с другими тоже нужно даром.

У каждого человека от рождения есть желание поклоняться Богу. Но, под влиянием различных обстоятельств, человек либо разрешает Духу Святому всё в большей мере воздействовать на его жизнь, либо закрывает своё сердце от Его влияния, что ведёт его к греху против Святого Духа, т.е. к вечной погибели. Если же человек открывает своё сердце и готов прислушиваться к голосу Святого Духа, Бог посылает Его в ещё большей мере, что приводит к возрождению и проявляется в христоподобном характере человека, а также в дарах Святого Духа, которые используются в служении. И все дары даются для пользы людям, а руководит ими не человек, а Дух Святой. «Но каждому даётся проявление Духа на пользу… Всё же это производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:7, 11).

Молитесь о том, чтобы сила Святого Духа постоянно пребывала в вашей жизни!