Где был построен колосс родосский. Cтатуя Гелиоса. Колосс Родосский, фото. Чудо света. Статуя Колосса

Каждый знает 93-метровую Статую Свободы установленную в гавани Нью-Йорка. В левой руке факел, а в правой табличка, на которой увековечена дата принятия Декларации Независимости. Но 2300 лет назад, такая же статуя была построена на греческом острове и имя ей .

Колосс Родосский: краткое описание

Колосс Родосский — знаменитое чудо света, которое было установлено на входе в гавань острова Родос в 304 году до н.э.
Во времена античности, остров Родос занимал важную экономическую роль, располагаясь на юго-западе Малой Азии. Главной город - Родос, носил имя острова и был заложен в 407 году до нашей эры. В 358 году до н.э. остров был завоеван царем Мавсолом, да-да именно тем, в честь кого возведено одно из семи чудес света - .

Позже, в 340 году до н.э. остров перешёл во владение Персов, а через восемь лет его захватил Александр Македонский. После смерти Македонского, который скончался в (ещё одно из семи чудес света), полководцы начали борьбу за право унаследования империи.

Родос поделили на три части, которые достались Птолемею, Селевку, Антигону. Так получилось, что родоcцы были на стороне Птоломея, который ещё до этого правил Египтом. Зависть затуманила глаза Антигона и он с помощью своего сына Демитрия пошёл войной на Родос. Огромная армия насчитывающая более 40 000 (больше всего населения острова) солдат обрушилась на стены портового города. Для покорения Родоса была сооружена огромная осадная башня, установленная на шести кораблях!

Но тут Демитрия постигла неудача, внезапный ураган опрокинул конструкцию в воду. Антигон не сдавался и приказал своему сыну построить ещё одну башню-гигант высотой 150 футов и основанием 75 квадратных футов. Вторая башня несла на себе множество катапульт, солдатов на ней защищали шкуры животных и щиты из дерева. Родосцы и тут не спасовали, вылив кучу нечистот с наружной стороны стены. В итоге огромная башня завязла, так и не добравшись до места назначения. Как раз во время поспел флот из Египта, который отбил атаку Демитрия, обратив его в бегство.

Как создавался Колосс Родосский

Чтобы увековечить свою победу, островитяне решили построить громадную статую Гелиоса - бога солнца, который по приданию, вынес остров из глубин морских. Для строительства были использованы средства получены с продажи осадных машин Демитрия, которые были брошены за стеной. Строительство началось в 304 году до н.э. и длилось двенадцать лет, был установлен на холме, который был создан на входе в гавань.

Статую окружала земляная насыпь, которая росла вместе со скульптурой. Харес преследовал две цели, сооружая эту преграду. Во-первых, до поры до времени статуя была скрыта от глаз любопытствующих, а во-вторых, насыпь служила своеобразной платформой, позволяющей работникам осуществить каждый последующий этап сборки.

Очень часто, на фото Колосс Родосский изображают с широко расставленными ногами, между которых корабли проплывают в гавань, однако это не так — статуя была установлена на берегу. Высота Колосса составляла около 110 футов, прибавьте сюда ещё 50 футов, которые давал постамент. Скульптура представляла из себя полуобнаженного бога, который правой рукой закрывал глаза от солнца, а левой держал своё одеяние. Среди историков бытует мнение, что большая часть скульптуры состояла из глины налепленной на каркас из стали, а поверх неё уже накладывали бронзовые листы. По свидетельству Пилона Византийского, на статую ушло 15 тонн бронзы и 9 тонн железа.

Создателем статуи был Херес родом из Линда, учившийся у известного скульптура Лисиппа. К сожалению Херес так и не увидел результата своей работы. Существует две версии его кончины. Первая - Херес заметил трещину в почти готовой статуи, не сумев этого пережить он покончил с собой. Вторая заключается в полном разорении скульптора из-за увеличения расходов на строительство. Херес долго горевал и в итоге повесился. Колосс Родовски простоял на входе в гавань около 6о лет. Статуя была видна ещё далеко до острова, отражая лучи солнца.

Колосс Родосский: бесславная кончина гигантской статуи

Колосс простоял 65 лет. В 222 или 226 г. до н.э. статую разрушило землетрясение. Почти семьсот лет пролежали части статуи у входа в гавань, привлекая туристов и купцов.

В VII веке н.э. арабы, завоевавшие Родос, раскололи бронзовые части Колосса на более мелкие и продали купцам-арабам, после, обломки попали в руки к еврейским богачам из Сирии. В предании говорится: для того чтобы вывезти «останки» скульптуры, понадобилось 900 верблюдов! До сих пор среди историков бушуют споры об истинном местонахождении статуи.

В наше время предпринимаются меры по возведению нового колосса выполненного из светящихся элементов. Стоимость проекта, задуманного в 2008 году, составляет около 200 миллионов евро, а высота статуи после реконструкции по данным из разных источников, составит от 60 до 100 метров.

4-звездочные отели Каламбаки тоже предлагают достойный европейский сервис.

История грандиозной достопримечательности Греции

Исполинская статуя Гелиоса, бога Солнца, родилась по окончании войны о. Родос с завоевателями. Колосс символизировал независимость родоссцев. Почему именно этого бога решили увековечить? Согласно легенде, Гелиос целыми днями трудился, освещая людям небосвод, и не смог присутствовать при разделе земель между богами. Тогда он нырнул на дно морское и на руках вынес кусочек суши. Назвал Родос Гелиос в честь своей любимой жены Роды.

Строительство и внешний вид монумента

Идея возникла в 304 г. до рождества Христова, когда завоеватели покинули остров, оставив катапульты на берегу моря. Разобрав их и переплавив, родоссцы прямо из этих материалов начали возведение. Руководил работой скульптор Харес. Строительство длилось 12 лет. Скульптуру окружала земляная насыпь, по которой работники взбирались и закрепляли части Колосса. Он возвышался на искусственном холме, высота составляла 36 метров. Стиль исполнения - традиционен для древнегреческой скульптуры: стройный, обнаженный юноша, голова украшена лучистым венцом, одной рукой поддерживает складки ткани, прикрывающие нижнюю часть тела, а другой прикрывает глаза от солнца. Бронзовые листы, которыми была обита фигура, отражали свет и были заметны на много миль вокруг. Путешественникам казалось, что Гелиос чудом стоит посреди вод.

К сожалению, символ родосской свободы оказался недолговечен. Через 56 лет после открытия статуи остров подвергся разрушительному землетрясению, Колосс рухнул. Более 7 веков его грандиозные обломки пролежали на берегу моря. Наконец металлическая конструкция была распилена на части и вывезена на 900 верблюдах.

"Все это очень увлекательно, но причем же тут современные туристы?" - скажете вы. Дело в том, что в 2008 г. было решено восстановить Колосса, сделать его 60-метровым гигантом, собранным из фосфоресцирующих деталей. Руководить авантюрой будет немецкий художник Герт Хоф. Он же возьмет на себя часть расходов на строительство. Так что лет через 5 каждый любитель истории сможет полюбоваться на реконструированное чудо света своими глазами!

Обязательным к посещению в Греции, можно занести остров Закинф, где находятся красивейшие и уникальные "Голубые" гроты и пещеры.

Колосс Родосский на карте Каламбаки

У каждого есть свой тайный список, куда мы мечтаем отправиться. Кому-то достаточно комфортабельных турецких пляжей, другие хотят объехать исторические места, посетить музеи и картинные галереи. Но существуют монументы настолько выдающиеся, что знать о них необходимо всем людям на земле. Одним из них является Колосс Родосский. Хотя

Колосс Родосский – это гигантская статуя, ставшая воплощением древнегреческого бога Солнца Гелиоса. Шикарное изваяние служило украшением портового города Родоса, расположенного на одноименном острове Родос (его можно отыскать на границе Эгейского и Средиземного морей, или на юго-западном побережье Малой Азии).

Будучи крупным экономическим центром древнего мира, Родос привлекал правителей многих соседних держав. И кто только не пытался завладеть городом Родос…

В 357 году до н.э. его властителем стал царь Мавсол. Спустя 17 лет, в 340 году, город оказался частью владений Персидской империи. Далее Родос покорялся Александром Македонским, однако после смерти великого полководца его наследники начали устраивать междоусобные войны. Один из активистов по имени Антигон возложил на своего сына Деметрия Полиоркета миссию по захвату и разрушению привлекательного для него Родоса.

Осада города происходила летом 305 года до н.э. Силы противника в разы превосходили армию родосцев, однако примерно через год Деметрию пришлось отступить, поскольку жители Родоса смогли отстоять свой город. Радуясь победе и деньгам, вырученным от продажи осадных машин вражеской силы, а это было целых 300 таланов, родосцы решили их потратить на возведение скульптуры Гелиоса – их бога-покровителя. Они верили, что это именно он помог им избавить город от захватчиков, и желали таким способом воздать ему хвалу. Кроме того, родосцы свято верили и тому, что Гелиос вынес Родос из морских пучин на собственных сильных руках и вдохнул в остров жизнь.

Как возводилась статуя Колосса Родосского

Если верить историческим данным, начало работ по изваянию статуи относится к началу III века до нашей эры. Ответственное дело по ее изваянию власти города поручили скульптору Харесу, ведь он был учеником знаменитого Лисиппа, известного созданием оригинальных скульптур. По замыслу талантливого ваятеля Гелиос, он же Колосс Родосский, должен был стоять на ногах. Планировалось, что в левой руке он будет держать плащ, из-за своей длины ниспадающий до земли, а правой рукой бог, чей образ передавала скульптура, должен был прикрывать глаза от палящих лучей солнца. Мастер понимал, что такая поза не удовлетворит общепринятые скульптурные каноны того времени, однако по-другому изваять статую ему не представлялось возможным. Если бы громадный Колосс указывал рукой вдаль, то под весом этой самой руки он бы просто не удержался на ногах.

Строительство статуи велось на холме, созданном искусственным путем. На этом холме рабочие, руководимые Харесом, поставили каменные столбы, впоследствии скрепив их между собой железными балками. Два из них они оснастили деталями из бронзы, имевшими вид торса и ног создаваемого им божества, а на третий столб по указанию скульптора они поместили детали плаща Колосса. Каркас из железа был прикреплен к столбам и балке и накрыт отчеканенными бронзовыми листами. Уникальная конструкция собиралась частями, но по мере роста в высоту полую статую «начиняли» камнями, а делали это из-за ее неустойчивости. Все закрепленные детали рабочие присыпали землей и создавали таким способом площадку – более высокую и удобную для выполнения последующих работ. В целом на изваяние необычного монумента по нынешним меркам ушло 13 тонн бронзы, а железа – 8 тонн.

На протяжении долгих 12 лет возводилась гигантская статуя Колосса, но, наконец, холм вокруг него срыли, и сияющий бог предстал перед изумленными жителями Родоса. Это долгожданное событие произошло в 280 году до н.э. Величественная скульптура, на голове которой блистал лучистый венец, в высоту достигала до 35 м и была видна с кораблей, направляющихся на Родос с ближайших островов.

Существует и иное описание статуи, сделанное Филоном. Если верить ему, скульптура Колосса Родосского передавала фигуру мужчины, которая была установлена на белом мраморном пьедестале. Для устойчивости к ней были прикреплены такие ступни, которые превышали многие статуи, возведенные до этого. В вытянутой вперед руке изваяние божества держало факел. Если его зажигали, он превращался в маяк для плывущих в Родос кораблей. Современная американская Статуя Свободы , установленная в Нью-Йоркской бухте, напоминает родосский шедевр.

С «рождения» дивного Колосса на Родосе и взяла свое начало мода на статуи-гиганты, настолько бронзовый великан полюбился античному народу. Вслед за ним на острове появилось еще около 100 интересных скульптур. Так весь Древний мир охватила гигантомания. Конечно, греки и ранее почитали богов и в их честь возводили громадные статуи, однако бронзовое изваяние солнечного божества по своей величине превзошло все другие скульптуры – оно действительно было колоссальным.

Почему статуя Колосса Родосского не сохранилась до наших дней?

К сожалению, скульптура сверкающего божества оказалась недолговечной. Примерно через пол столетия после ее возведения остров начали сотрясать мощные землетрясения, и ноги двойника Гелиоса надломились. Удивительно, но наиболее уязвимым местом оказались колени. Родосцы, разочарованные таким поведением любимого божества, нарекли его статую «колоссом на глиняных ногах». В дальнейшем такой фразой они обозначали все то, что казалось величественным снаружи, но оказывалось слабым изнутри.

По поверью Оракул, устами которого божество Солнца общалось с народом, запретил восстанавливать рухнувшую статую. Однако жители Родоса ослушались его и попытались поднять полюбившуюся им гигантскую скульптуру. Их затея не увенчалась успехом, и даже лучшие мастера, прибывшие в Родос по приказу Египетского царя, не смогли поставить Колосса на ноги. Так родосцами была принята воля провидения, подарившего им величавую статую, и столь быстро обратившего ее в прах. На морском побережье Колосс пролежал еще одно тысячелетие, став неординарной достопримечательностью бухты. Плиний Старший, посетивший Родос в I веке н.э., восторженно рассказывал, что не всем туристам удавалось обхватить большой палец Колосса Родосского – он был действительно велик.

Из-за долгого лежания на земле статуя обрастала паутиной, растениями и… мифами, ведь людской интерес к ней разгорался еще больше. Древнеримская литература передает свидетельство того, что Колосс был установлен как врата в гавань Родоса и корабли без проблем проплывали между его ногами. Но ученые посчитали этот факт неправдоподобным, ведь ширина устья родосской гавани по их приблизительным подсчетам составляла 400 м, однако гигантское изваяние Колосса не было столь велико. Исследователей посетила мысль, что статуя просто стояла в центре города, но своим лицом она была повернута в сторону гавани.

В дальнейшем Колосса ждала печальная участь – его, хоть и расколотого, приобрел богатый араб-купец. Случилось это в 977 году до н.э. Разрезав скульптуру на части, он переправил ее на свою родину на 900 верблюдах и сдал на переплавку. Только из-за того, что бронза продолжала оставаться в цене, двойник Гелиоса оказался в плавильных печах. Но Колосс Родосский не исчез полностью: спустя некоторое время археологи, исследовавшие гавань Родоса, обнаружили на дне кисть одной из его рук. В столь неполноценном виде одно из семи чудес Древнего мира и дошло до наших дней.

Желание воссоздать Колосс не покидает человечество и поныне. Например, в 2004 году проводился конкурс проектов по усовершенствованию статуи Колосса Родосского (скульпторы планировали возвести ее в США). Все авторы современности, в числе которых находился и скульптор из России Зураб Церетели, в своем воображении представляли новый Колосс в разы превосходящим и Статую Свободы, и все глобальные монументальные постройки, ранее создававшиеся человечеством. Однако тот факт, что воссоздать шестое чудо света до сих пор не удалось никому, можно назвать фантастическим. У современников складывается впечатление, что заклятие Оракула действует, преодолевая преграды в тысячелетия. Возможно, на своей исторической родине воссозданный Колосс и обретет новую жизнь, поскольку лучшие скульпторы нашего времени мечтают ее возвести на Родосе, но уже из светящихся деталей.

Чтобы захватить город Родос, царь Фригии Деметрий Полиоркет приказал построить огромную, 30-метровой высоты, осадную башню на колесах. Осаждающим удалось пробить стену города. Испуганные родосцы, решили построить большого идола, статую бога солнца Гелиоса. Перед крепостной стеной была вырыта глубокая яма. В нее и рухнула злосчастная башня. Царю Деметрию не оставалось ничего другого, как заключить мир с родосцами.

Избавившись от напасти, жители Родоса в 302 г. до н.э. принялись сооружать статую Гелиоса. Эта работа была поручена известному скульптору Харесу. ученику Лисиппа.
Для работы над гигантской статуей мастер использовал хитроумный прием: он окружил место строительства земляной насыпью. Статуя сооружалась из бронзовых деталей, крепившихся на железный каркас. «Сборка» велась снизу вверх - сначала формировались ступни, затем икры и т. д. По мере «роста» скульптуры поднимался и земляной холм вокруг нее. По завершении работы холм был срыт, и статуя во всей своей красе предстала перед изумленными жителями острова.
Сооружение Колосса завершилось около 280 г. до н.э. На изготовление грандиозного монумента пошло 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (соответственно 13 и 8 тонн). Полую статую, по мере того как она росла, заполняли камнями и глиной, чтобы сделать ее устойчивее. База была сделана из белого мрамора. Колосс достигал в высоту 33 м и был, как клялись родосцы, на три метра выше той самой злосчастной башни, от которой они с таким трудом избавились.
Это чудо Древнего мира оказалось самым недолговечным - Колосс Родосский простоял всего 60 лет. В результате сильного землетрясения в 220 г. до н.э. он переломился на уровне колен и рухнул, развалившись на части . Отсюда и пошло выражение «колосс на глиняных ногах».

Статуя пролежала на земле более 900 лет, и любопытствующие путешественники отправлялись на Родос лишь затем, чтобы взглянуть на обломки поверженного Колосса. Плиний Старший пишет о том, что немногие могли обхватить обеими руками большой палец руки Колосса. В 977 г. нуждавшийся в деньгах арабский наместник острова продал обломки статуи на переплавку. Говорили, что их увезли в Сирию на 900 верблюдах. От огромного монумента до наших дней осталось только одно название - «колосс», которое с тех пор стало обозначать статую или сооружение громадных размеров.
Основными источниками сведений о легендарном бронзовом великане стали произведения Плиния, Филона и короткие надписи и посвящения. Ни водном из этих текстов не указано, где стоял Колосс. Нет и описания статуи - только самые общие сведения. Так что неизвестно, как выглядела статуя и где именно она стояла.
Иногда Колосса изображают стоящим, расставив ноги, перед входом в родосскую гавань, а между ног его проходят корабли. Этого быть не могло - ширина устья гавани составляла около 400 м, и ноги 33-метровой статуи никак не могли быть расставлены столь широко. Вряд ли статуя могла стоять и -в центре города, возле храма Гелиоса - при этом вокруг него должно было оставаться большое не застроенное пространство, что не подтверждается археологическими раскопками. Скорее Колосс стоял где-то на берегу моря, откуда его издалека могли видеть подходящие к острову корабли. Отчасти это подтверждается тем, что недавно археологи обнаружили на дне древней родосской гавани кисть правой руки статуи.
Как выглядел Колосс? Самое старое его изображение относится к 1556 г. Считается, что Гелиос был представлен в виде стоящего обнаженного юного атлета с лучезарным венцом на голове, но это только предположение. Фигура Гелиоса обычно изображалась с рукой, вытянутой вперед. Но на этот раз скульптор, видимо, придал ей иное положение: расчеты показывают, что иначе рука обломилась бы под тяжестью собственного веса.
Несмотря на то, что облик Колосса остается загадкой, существуют проекты его воссоздания. В 2003 г. мэр города Родос Диоргос Янопулос объявил о том, что уже ведутся переговоры с рядом компаний, готовых принять участие в «проекте нового тысячелетия». Возрожденный Колосс будет установлен в море, недалеко от береговой черты. Правда, трудно понять смысл этой дорогостоящей акции: воссозданный Колосс в любом случае не будет иметь никакого отношения к Колоссу реальному, и станет всего лишь приманкой для туристов. Впрочем, для последних подлинность памятника важна далеко не всегда…

Простоявшая на греческом острове Родос всего чуть более полувека в третьем столетии до н. э. гигантская статуя бога Солнца Гелиоса оказала огромное влияние не только на античность, но и на западную культуру, историю и изобразительное искусство.

Колосс Родосский - одно из чудес света

Славу составления списка Семи чудес света традиционно приписывают поэту Антипатру Сидонскому, который творил во втором веке до н. э. Он действительно написал эпиграмму, включающую список из семи величественных творений рук человеческих. Впоследствии ученики в школах заучивали этот стих наизусть. Для древних эллинов это был всего лишь рекомендательный список для путешественников. То, что стоило бы увидеть своими глазами.

Время оказалось безжалостным к этим творениям людей. Сегодня из всего рекомендательного списка Антипатра мы можем увидеть лишь пирамиду Хеопса. Остальные постройки были разрушены землетрясениями, пожарами, войнами и мародерами. Однако, невзирая на то, что Александрийский маяк, статуя Зевса, храм Артемды и Галикарнасский мавзолей давно лежат в руинах, исторические документы и археологические данные позволяют многое узнать не только об истории их появления, но и о внешнем виде. С Колоссом Родосским дело обстоит совсем иначе.

Колоссальный дефицит информации

Подробности о появлении Колосса на острове Родос остаются загадкой для современных исследователей. Единственное чудо света, о котором ученые располагают еще меньшим количеством данных - это висячие сады Семирамиды. Справедливости ради стоит отметить, что некоторые вообще сомневаются в их существовании. О Колоссе Родосском, разрушенном землетрясением в 225 г. до н. э., историкам доподлинно не известно, ни как он был построен, ни где именно он стоял, ни как он выглядел.

Создавшийся вакуум был немедля заполнен полулегендарными подробностями, а вид Колосса на протяжении веков видоизменялся в зависимости от видения очередного художника, который его изображал. И все-таки современным исследователям удалось с помощью некоторых подсказок буквально по крупицам собрать некоторые достоверные сведения об этом сооружении.

Колоссальная предыстория

После распада империи Александра Македонского Египет играл важную роль на мировой арене. Там правил один из полководцев Александра - Птолемей. Понимая важное стратегическое расположение острова для развития торговли, он заключил с Родосом союз. Это не понравилось противнику Птолемея Деметрию Македонскому. Собрав внушительное войско в сорок тысяч человек, Деметрий высадился на остров и взял главный город в осаду.

Целый год македонцы сражались на острове. Они соорудили множество осадных машин и предпринимали попытку за попыткой взять город. Но родосцы не покорились. Птолемей прислал подкрепление, однако это была лишь горстка воинов. Но остров прибыло 650 человек, которые пополнили ряды оборонявшихся. В результате сорокатысячной армии противостояли 7500 воинов Родоса. Еще через несколько месяцев Птолемей смог отправить на Родос еще 1,5 тысячи человек. Однако силы сторон это, конечно, не сровняло.

Неудивительно, что при таком раскладе родосцы посвятили свою победу покровителю острова Гелиосу. В память о ней было принято решение воздвигнуть огромную статую бога Солнца.

Колоссальные средства

Статую было решено делать из бронзы. Согласно трактату Филона Византийского, который сам был инженером и математиком, для статуи Гелиоса понадобилось от 12 до 13 тонн бронзы. Для того чтобы собрать такое огромное количество металла, родосцы выделили всю имевшуюся в наличии бронзу, однако и этого оказалось мало. Поэтому остаток пришлось докупить за собранные горожанами деньги, которые они выручили за продажу оставленного Деметрием оружия.

Колоссальный размер

Исполнение грандиозного проекта доверили Харесу из Линдоса, который был учеником Лиссиппа - одного из трех величайших скульпторов классической греческой школы. Харес трудился над статуей 12 лет. Как именно скульптору удалось воздвигнуть статую такого размера, до конца не ясно.

Филон Византийский пишет, что, в отличие от других статуй, Колосс Родосский отливался поэтапно, начиная с ног. Харес сначала сделал стопы, потом насыпал вокруг земляной холм, укрепивший уже готовую часть статуи, а затем принялся за следующий участок. Так, шаг за шагом, скульптор отливал грандиозную статую. А когда она была полностью закончена, скрывавший ее земляной холм просто срыли и глазам родосцев предстал величественный титан Гелиос высотой 36 метров (что сравнимо с высотой 12-этажного дома).

Колоссальное падение

Воздвигнутый с таким трудом Колосс просуществовал всего несколько десятилетий. В 225 году до н. э. (некоторые источники указывают 226 год) сильное землетрясение разрушило статую и часть города. Большинство историков согласны с утверждением, что Колосс Родосский сломался в районе колен и рухнул наземь.

Примечательно, что Птолемей III предлагал выделить средства на восстановление статуи. Это указывает не только на очень тесные связи между Родосом и Египтом, но и на чрезвычайно трепетное отношение к статуе Гелиоса во всем регионе.

Однако родосцы отказались восстанавливать статую, прислушавшись к совету своего оракула. Останки гиганта так и остались лежать на земле, продолжая восхищать людей. Уже во втором веке нашей эры Люциан Самосатский писал, что Колосса Родосского наверняка можно рассмотреть с Луны.

Статуя Гелиоса пролежала в таком состоянии вплоть до 654 года н. э. В том году Родос завоевали мусульмане. Они разобрали остатки грандиозного сооружения и отправили всю бронзу в Сирию. Согласно византийским источникам, для того, чтобы отгрузить всю бронзу, потребовалось 900 верблюдов.

Колоссальное наследие

Колосс исчез, но его слава осталась в памяти людей. К образу Колосса Родосского обращается Шекспир в своей пьесе «Юлий Цезарь». Художники, ни разу не видевшие статую, изображали ее на своих полотнах. Само прилагательное «колоссальный» в современном значении - «большой», «грандиозный» - образовано именно от Колосса Родосского. Изначально слово «колосс» относилось просто к определенному типу скульптуры.

Большинство художников на своих полотнах помещали Колосса Родосского в устье порта, придавая ему значение ориентира для кораблей. С течением времени его стали изображать с высоко поднятым в руке факелом. Неотъемлемым атрибутом Гелиоса также всегда были лучи, исходившие из его головы в форме короны. Именно эти детали - размер, факел и лучистая корона - вдохновляли дизайнера Статуи Свободы. Он же послужил прототипом для статуи Титана в порту Браавос, который присутствует во вселенной популярного телесериала «Игра престолов».

Колоссальное заблуждение

В более позднее время стало популярным изображать Колосса Родосского стоящим одной ногой на одном причале у входа в родосскую гавань, а другой - на противоположном причале. Таким образом, корабли, заходящие в гавань, проходили прямо под Колоссом. Ноги этого заблуждения «растут» по-видимому, из рассказа итальянского паломника Николаса де Мартони.

Этот уважаемый путешественник посетил Родос спустя тысячу лет после землетрясения, разрушившего Колосса. К тому времени даже вмятин на земле от упавшего великана не осталось. Он был давно переплавлен на более тривиальные вещи. Но красивая легенда прижилась. И вплоть до сегодняшнего дня большинство людей при упоминании о Колоссе Родосском представляют себе огромную статую, возвышающуюся над почти игрушечными на его фоне корабликами.