Подписку на журнал "Звезда" на территории РФ осуществляют. Конспект урока по литературе на тему "а.н.островский. «гроза». катерина и кабаниха как два нравственных полюса народной жизни (лексико-семантический анализ драматургического текста)" Что такое вол

В драме «Гроза» Островский создал очень сложный в психологическом отношении образ – образ Катерины Кабановой. Эта молодая женщина располагает зрителя своей огромной, чистой душой, детской искренностью и добротой. Но живет она в затхлой атмосфере «темного царства» купеческих нравов. Островскому удалось создать светлый и поэтичный образ русской женщины из народа. Основная сюжетная линия пьесы – это трагический конфликт живой, чувствующей души Катерины и мертвого уклада жизни «темного царства». Честная и трогательная Катерина оказалась бесправной жертвой жестоких порядков купеческой среды. Недаром Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве». Катерина не смирилась с деспотизмом и самодурством; доведенная до отчаяния, она бросает вызов «темному царству» и гибнет. Только так она может сохранить от грубого давления свой внутренний мир. По мнению критики, для Катерины «не смерть желанна, а жизнь невыносима. Жить для нее – значит быть самой собой. Не быть самой собой – значит для нее не жить».

Образ Катерины построен на народно-поэтической основе. Ее чистая душа слита с природой. Себя она представляет как птицу, образ которой в фольклоре тесно связан с понятием воли. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле». Катерине, попавшей в дом Кабановой, как в страшную тюрьму, часто вспоминается родительский дом, где к ней относились с любовью и пониманием. Разговаривая с Варварой, героиня спрашивает: «…Отчего люди не летают, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Катерина рвется на волю из клетки, где вынуждена оставаться до конца дней.

Высокие чувства, прилив радости и благоговения вызывала в ней религия. Красота и полнота души героини выражались в молитвах к Богу. «В солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало… ночью встану… да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колени, молюсь и плачу».

Свои мысли и чувства Катерина выражает поэтичным народным языком. Напевная речь героини окрашена любовью к миру, употребление множества уменьшительно-ласкательных форм характеризует ее душу. Она говорит «солнышко», «водица», «могилушка», часто прибегает к повторам, как в песнях: «на тройке на хорошей», «и люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны». Пытаясь выплеснуть кипящие в ней чувства, Катерина восклицает: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!»

Трагедия Катерины в том, что она не умеет и не хочет лгать. А в «темном царстве» ложь – основа жизни и взаимоотношений. Борис говорит ей: «Никто не узнает про нашу любовь…», на что Катерина отвечает: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» В этих словах проявляется мужественная, цельная натура этой женщины, рискующей бросить вызов обывательской морали, в одиночку противостоять обществу.

Но, полюбив Бориса, Катерина вступает в борьбу с собой, со своими убеждениями. Она, замужняя женщина, чувствует себя великой грешницей. Ее вера в Бога – это не ханжество Кабанихи, которая прикрывает Богом свою злобу и человеконенавистничество. Осознание собственной греховности, муки совести преследуют Катерину. Она жалуется Варе: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?» Катерина не задумывается над тем, что это над ней совершили насилие, отдав замуж за нелюбимого. Ее муж, Тихон, рад уехать из дому и не хочет защитить жену от свекрови. Сердце подсказывает ей, что ее любовь – величайшее счастье, в котором нет ничего плохого, но мораль общества и церкви не прощает свободного проявления чувств. Катерина бьется среди неразрешимых вопросов.

Напряжение в пьесе нарастает, Катерина страшится грозы, слышит страшные пророчества сумасшедшей барыни, видит на стене картину, изображающую страшный суд. В помрачении рассудка она кается в своем грехе. Покаяние от чистого сердца по религиозным законам обязательно требует прощения. Но люди забыли доброго, прощающего и любящего Бога, у них остался Бог карающий и наказывающий. Катерина не получает прощения. Жить и мучиться она не хочет, ей некуда идти, любимый человек оказался таким же слабым и зависимым, как и ее муж. Все предали ее. Самоубийство церковь считает страшным грехом, но для Катерины это акт отчаяния. Лучше оказаться в аду, чем жить в «темном царстве». Героиня не может причинить никому вреда, поэтому она решает сама уйти из жизни. Бросаясь с обрыва в Волгу, Катерина в последний миг думает не о своем грехе, а о любви, которая осветила ее жизнь великим счастьем. Последние слова Катерины обращены к Борису: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Можно только надеяться, что Бог окажется милосерднее к Катерине, чем люди.

  • В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать‑то я не умею; скрыть‑то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах. Выйдя […]
  • Цельная, честная, искренняя, она не способна ко лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь складывается так трагично. Протест Катерины против деспотизма Кабанихи - это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости «темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял подбору имен и фамилий действующих лиц, дал такое имя героине «Грозы»: в переводе с греческого «Екатерина» означает «вечно чистая». Катерина - натура поэтическая. В […]
  • Катерина Варвара Характер Искренняя, общительная, добрая, честная, набожная, но суеверная. Нежная, мягкая, в то же время, решительная. Грубоватая, веселая, но неразговорчивая: «… много разговаривать не люблю». Решительная, может дать отпор. Темперамент Страстная, вольнолюбивая, смелая, порывистая и непредсказуемая. Она сама о себе говорит «Такая я уж зародилась горячая!». Вольнолюбивая, умная, расчетливая, смелая и непокорная, не боится ни родительской, ни небесной кары. Воспитание, […]
  • «Гроза» вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в «предгрозовую» эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени. «Гроза» представляет собой идиллию «темного царства». Самодурство и безгласие доведены в ней до предела. В пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию ее характера уделено основное внимание, а мирок города Калинова и сам конфликт описываются более обобщенно. «Их жизнь […]
  • Сильное и глубокое впечатление произвела «Гроза» А. Н. Островского на его современников. Многие критики воодушевились этим произведением. Однако и в наше время оно не перестало быть интересным и злободневным. Вознесённое в разряд классической драматургии, оно и сейчас пробуждает интерес. Произвол «старшего» поколения длится многие годы, но должно произойти какое-то событие, которое могло бы преломить патриархальное самодурство. Таким событием оказывается протест и гибель Катерины, пробудившие и других […]
  • Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» для нас является исторической, так как показывает быт мещанства. «Гроза» была написана в 1859 году. Она является единственным произведением задуманного, но не реализованного писателем цикла «Ночи на Волге». Главная тема произведения – описание конфликта, возникшего между двумя поколениями. Семья Кабанихи типична. Купечество держится за свои старые нравы, не желая понимать молодое поколение. А так как молодые не хотят следовать традициям, их подавляют. Я уверен, […]
  • В "Грозе" Островский, оперируя незначительным количеством персонажей, сумел раскрыть сразу несколько проблем. Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение "отцов" и "детей", их точек зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох). К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему – Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Борис. Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем, что в нем происходит, – залог правильной жизни. Правильная […]
  • Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе "Гроза" эта дама - главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика - это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]
  • Критическая история "Грозы" начинается еще до ее появления. Чтобы спорить о "луче света в темном царстве", необходимо было открыть "Темное царство". Статья под таким названием появилась в июльском и сентябрьском номерах "Современника" за 1859 год. Она была подписана обычным псевдонимом Н. А. Добролюбова - Н. - бов. Повод для этой работы был чрезвычайно существенным. В 1859 г. Островский подводит промежуточный итог литературной деятельности: появляется его двухтомное собрание сочинений. "Мы считаем за самое […]
  • Драматические события пьесы А.Н. Островского «Гроза» разворачиваются в городе Калинове. Этот городок располагается на живописном берегу Волги, с высокой кручи которого открываются взгляду необъятные российские просторы и безграничные дали. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется », - восторгается местный механик самоучка Кулигин. Картины бескрайних далей, отозвавшиеся в лирической песне. Среди долины ровныя», которую он напевает, имеют большое значение для передачи ощущения необъятных возможностей русской […]
  • Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза», жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще: «Я жила, не о […]
  • Конфликт - это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий “темного царства” и воспринимать гибель Катерины как результат столкновения ее с самодуркой свекровью, следует […]
  • Вообще, история создания и замысел пьесы “Гроза” очень интересны. В течение некоторого времени существовало предположение, что в основу этого произведения легли реальные события, произошедшие в русском городе Костроме в 1859 году. “Ранним утром 10 ноября 1859 года костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда. Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: […]
  • Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу. Творчество Островского имело демократический характер. Он создавал пьесы, в которых проявлялась ненависть к самодержавно-крепостническому режиму. Писатель призывал к защите угнетенных и униженных граждан России, жаждал социальных перемен. Огромная заслуга Островского в том, что он открыл просвещенной […]
  • Александра Николаевича Островского называли «Колумбом Замоскворечья», района Москвы, где жили люди из купеческого сословия. Он показал, какая напряженная, драматическая жизнь идет за высокими заборами, какие шекспировские страсти кипят порой в душах представителей так называемого «простого сословия» – купцов, лавочников, мелких служащих. Патриархальные законы уходящего в прошлое мира кажутся незыблемыми, но горячее сердце живет по собственным законам – законам любви и добра. Герои пьесы «Бедность не порок» […]
  • История любви приказчика Мити и Любы Торцовой разворачивается на фоне жизни купеческого дома. Островский в очередной раз восхитил своих поклонников замечательным знанием мира и удивительно ярким языком. В отличие от ранних пьес, в этой комедии есть не только бездушный фабрикант Коршунов и кичащийся своим богатством и силой Гордей Торцов. Им противопоставлены любезные сердцам почвенников простые и душевные люди – добрый и любящий Митя и промотавшийся пьяница Любим Торцов, оставшийся, не смотря на свое падение, […]
  • В центре внимания писателей 19 века находится человек с богатой духовной жизнью,изменчивым внутренним миром.Новый герой отражает состояние личности в эпоху социальных преобразований.Авторы не обходят вниманием и сложную обусловленность развития человеческой психики внешней материальной обстановкой.Главная особенность изображения мира героев русской литературы - психологизм, то есть способность показать изменение души героя В центре разных произведений мы видим "лишних […]
  • Действие драмы происходит в волжском городе Бряхимове. И в нем, как и повсюду, царят жестокие порядки. Общество здесь такое же, как и в других городах. Главная героиня пьесы – Лариса Огудалова – бесприданница. Семейство Огудаловых небогато, но, благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны водит знакомство с сильными мира сего. Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса до поры до времени принимает эти правила игры, наивно надеясь, что любовь и богатство […]
  • Особенный герой в мире Островского, примыкающий к типу бедного чиновника, обладающего чувством собственного достоинства, – Карандышев Юлий Капитонович. При этом самолюбие в нем гипертрофировано настолько, что становится заменой другим чувствам. Лариса для него – это не просто любимая девушка, она еще и «приз», дающий возможность восторжествовать над Паратовым, шикарным и богатым соперником. Одновременно Карандышев ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу, отчасти скомпрометированную отношениями […]
  • Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т. е. чиновники ведут борьбу против призрака, сотворенного их нечистой совестью и страхом расплаты. Тот, кто принят за ревизора, даже не предпринимает никаких обдуманных попыток обмануть, одурачить впавших в заблуждение чиновников. Развитие действия достигает кульминации в III акте. Комическая борьба продолжается. Городничий обдуманно идет к своей цели: заставить Хлестакова «проговориться», «рассказать побольше», чтобы […]

Какое воплощение получает в пьесе А. Н. Островского «гроза» тема неволи?

В своём сочинении-рассуждении отметьте, что в пьесе «Гроза» анти­теза свободы и неволи становится важнейшей тематической оппозицией. При этом традиционный мотив неволи получает новое наполнение. Сво­бода воспринимается главной героиней произведения А. Н. Островско­го с общественной, личностной, бытийной точки зрения. Эта категория ассоциативно связана с характером Катерины. Неволя - это то, что ей чуждо.

Подчеркните, что муж героини Тихон полностью зависим от воли матери («Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»), хоть и решается в финале на открытый протест. Борис вторит: «Не по своей воле я еду», подчёркивая несамостоятельность своих решений. И только Катерина от­крыто заявляет: «Кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке хорошей, обнявшись…»

Проанализируйте, как неволя становится олицетворением бытового уклада города Калинова. Механик-самоучка Кулигин в своём рассказе о нравах волжского купеческого городка акцентирует внимание Бори­са на несвободе здешней жизни: «И что слёз льётся за этими запорами, невидимых и неслышимых! Да что вам говорить, сударь! По себе може­те судить. И что, сударь, за этими замками разврату тёмного и пьянства!

И всё шито да крыто - никто ничего не видит и не знает, видит только один Бог!»

Рассмотрите, как соблюдение правил Домостроя лишает семейный уклад свободы. Дикой отнимает свободу у своего племянника и домашних («Так ты знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю»), Кабаниха - у невестки и сына. Катерина стремится к свободе проявле­ния чувств (прощание с Тихоном), мыслей, суждений («Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу»), поступков (готовность бежать с любимым на край света). Наконец, высшее проявление свободной воли - лишение героиней себя жизни.

Аргументируя ответ с опорой на литературное произведение, укажите, что купеческая жена Катерина Кабанова страдает прежде всего от несво­боды. В родительском доме она «жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле». И как некрасовская Матрёна Тимофеевна, попала «с девичьей холи в ад». Жизнь по домостроевским принципам, полное подчинение свекрови и мужу делает само существование героини невозможным.

В заключение подчеркните, что сам строй бытия Кабановых и Диких чужд свободолюбивой натуре Катерины. В поисках освобождения от се­мейных уз она пускается в отношения с чужаком Борисом. А когда воз­можности бегства из этого мира неволи оказываются исчерпаны, героиня бросается в реку, освобождая себя от калиновского окружения.

Здесь искали:

  • гроза островский неволя Катеньки
  • что означают воля и неволя в словах катерины

А.Н.ОСТРОВСКИЙ. «ГРОЗА». КАТЕРИНА И КАБАНИХА КАК ДВА НРАВСТВЕННЫХ ПОЛЮСА НАРОДНОЙ ЖИЗНИ

(ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО ТЕКСТА)

Урок-лекция.

Цели урока.

Обучающая: лексико-семантический анализ драмы А.Н.Островского «Гроза»; выявить ряд авторских оценок героев пьесы.

Развивающая: совершенствовать навыки в умении производить лексико-семантический анализ.

Воспитательная: воспитывать нравственные качества личности.

Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Лекция учителя.

Драма «Гроза» - одно из самых совершенных произведений А.Н.Островского, в то же время это пьеса, во многом типичная для реалистической драматургии ХI Х в., сохраняющая многие каноны данного рода литературы. Коллизии драмы носят обобщенный характер, хотя внешне они проявляются в подчеркнуто бытовой форме, в основе конфликта драмы традиционное для этого жанра противоречие, которое выступает как «противоположность чувственного и духовного в человеке,…когда долг ради долга, холодная заповедь борются с особенными интересами, горячим чувством, чувственными склонностями и побуждениями, вообще со всем индивидуальным; как суровый антагонизм между внутренней свободой и естественной внешней необходимостью, далее, как противоречие между мертвым, внутренне пустым понятием и полной конкретной жизнью». Этот драматический конфликт в «Грозе» носит социальный характер: две противоположные силы народной жизни, между которыми, прежде всего, возникает конфликт в драме, воплощены в молодой купеческой жене Катерине Кабановой и в ее свекрови – хранительнице старины Марфе Кабановой, прозванной за свой крутой и суровый нрав Кабанихой.

    В чём находит противопоставление этих двух героинь? Противопоставление этих двух героинь находит отражение и в контрасте их речевых характеристик.

    Где происходит действие драмы? В драме «Гроза», действие которой происходит в купеческом городе Калинов, во многом наблюдается своеобразная редукция индивидуальных примет, различающих речевые характеристики персонажей пьесы, доминантой их служит установка на просторечие (нешто, надоть, проздравить, ужотка, искамши, пущай и т.п.) . В то же время индивидуализация сценического положения персонажа мотивирует характерные особенности речи героев, наиболее рельефно выделяются в этом плане две речевые характеристики – подчеркнуто эмоциональная речь Катерины, которая опирается на стилизованный язык фольклора, и речь Кабанихи, в которой тоже сконцентрировались яркие характерологические средства выделительного характера. К ним, прежде всего, относят интенсивное употребление повторов, обилие императивов (Сделай так, как я тебе приказывала; Приказывай жене то, как жить без тебя; На носу себе заруби; Разговаривай еще).

    В чём находят отражение склонность Кабанихи к назойливым беспрестанным поучениям, ее приверженность к «пустой форме»? Склонность Кабанихи к назойливым беспрестанным поучениям, ее приверженность к «пустой форме» находят отражение в частом обращении к пословицам и поговоркам, воплощающим, с ее точки зрения, незыблемые истины, причем пословицы в тексте драмы используются только в репликах Кабанихи (Дальние проводы – лишние слезы; Чужая душа - потемки). Наиболее часто в ее речи повторяется слово порядок (Аль порядку не знаешь? Ничего то не знают, никакого порядка).

    В какой роли выступают диалоги героев драмы? Диалоги героев драмы выступают как основное средство развития действия и являются стилизацией диалогов естественного языка, а не их механическим копированием, не случайно в репликах героев драмы почти не нашли отражения такие особенности живой разговорной речи, как спонтанность, отсутствие заботы о форме выражения, непринужденность, экономия средств выражения, ориентация на ситуацию. Реплики героев пьесы преимущественно характеризуются законченностью и самостоятельностью и объединяются на основе смысловой и грамматической связи.

    Какими средствами создаются в тексте смысловые связи? Смысловые связи в тексте создаются повторами, однако функции повторов не исчерпываются лишь ролью фактора связности.

    Какой мотив является ведущим в драме? Одним из ведущих мотивов «Грозы» является мотив преодоления «страха» как одной из привычных стихий жизни Калинова, причем страх ассоциируется у молодых героев драмы с «неволей», победа над ним – с обретением «воли» или «праведной жизнью», в которой нет места «греху», в связи с этим «грех» Катерины по-разному осмысливается героями: для Кабанихи он результат стремления молодых жить «на воле» (А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят, а выйдут на волю-то, так и путаются на покор да смех добрым людям; Что, сынок! Куда воля-то ведет!), для самой Катерины он следствие «неволи» (В неволе-то кому весело!.. А горька неволя, ох как горька! Кто от нее не плачет). Отношением к «воле» проверяются герои драмы, характерны в этом плане оценки, которые Катерина дает Тихону и Борису. О Тихоне она замечает: И на воле-то он словно связанный, Борис же в ее глазах «вольный казак». В сцене прощания Борис обращается к сходной самооценке: Я вольная птица, которая снимается другой репликой героя в этой же сцене: Не по своей воле еду. Повторы в драме обнаруживают близость героев, казалось бы, противоположных друг другу: так, реплики Катерины и Тихона сближаются за счет повторения в них одинаковых лексических единиц.

    В то же время в тексте драмы выделяются повторы, характерные для реплик одного героя и выступающие как его сквозная образная характеристика: так, реплики Катерины уже в 1 действии пьесы вводят мотив птицы, полета, который затем развивается в драме.

    Каким образом вводится образ Катерины в драме? Образ «птицы» вводит образ Катерины в драму и воспринимается читателем как символический, в сферу его не включаются речевые характеристики других персонажей. Образ «птицы» в репликах Катерины навеян фольклорными мотивами, при этом он является значимым прежде всего для самохарактеристики героини и системы авторских оценок.

    Как развивается тема «полёта»? Тема «полета» интенсивно развивается в первых двух действиях драмы, постепенно переходя в более общую тему «движения как стремления к воле», сближающего Катерину с другими героями драмы.

    В последних актах драмы образ « полета» отсутствует, а мотив «движения» переплетается с мотивом «гибели» (А уж коли очень мне здесь опостылет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не захочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!) В «Грозе» повторы образуют сквозные ряды, движение которых во многом формирует образное целое драмы и способствует раскрытию ее идейно-эстетического содержания.

Большое значение для анализа драматургического произведения имеет рассмотрение системы ремарок.

    Что такое ремарка? Ремарка в пьесе – непосредственное проявление авторской речи, предельно ограниченной в драме. Традиционные ремарки в реалистической драме Х I Хв. Указывают обычно на место действия, особенности речи, поведения и настроения героев, лексика их, как правило, не экспрессивна, ремарки не содержат прямых оценок автора, в них отсутствуют образные средства, средства создания лирической эскпрессии. Во многом характерные для драматургии ХХв.

    Как распределяются ремарки в тексте «Грозы»? Ремарки в «Грозе» распределяются неравномерно. Ремарки каждого из героев в тексте драмы обрамляются цепочкой авторских ремарок, которые носят разный характер: среди них может выделяться ремарка-доминанта, регулярно повторяющаяся в тексте драмы. Такой ремаркой-доминантой, часто сопровождающий реплики Катерины, является ремарка задумывается (задумчиво), она выделяется как повторяющаяся в богатой системе ремарок, отмечающих сменяющуюся гаму противоречивых чувств и настроений героини (с испугом; вздыхая; с ужасом; с волнением) , выбор этой ремарки не случаен, она – сигнал и богатой внутренней жизни героини, и её одиночества а «темном царстве».

    Ремарки каких типов представлены в пьесе? В драме «Гроза» представлены ремарки разных типов:

    ремарки «обстановочные» (Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид. На сцене две скамейки и несколько кустов);

    ремарки, характеризующие особенности речи героев, их действия, оттенки их настроения (стучит палкой; смеётся; стоят как будто в оцепенении; плачет; с испугом);

    ремарки, фиксирующие паузы (молчание);

    смену мизансцен (Кудряш входит с гитарой);

    ремарки, воспроизводящие язык жестов и мимику героев (они непосредственно адресованы режиссеру и актерам и свидетельствуют о важности зафиксированных в тексте драмы жестов для верного раскрытия образов героев).

    Как ещё выражается авторская позиция в тексте? В драме «Гроза», кроме традиционных ремарок, непосредственно представляющих в пьесе авторскую речь, выделяются также такие средства выражения авторской позиции, которые характерны для идиостиля Островского: это «значащие» имена персонажей и фольклорные тексты, включенные в произведение. Антропонимы драмы являются отражением прямых авторских оценок: Дикой «шальной», «безумный», «сумасшедший»; Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) – Марфа( marta – госпожа); Кабаниха – «дикая свинья, отличающаяся свирепостью нрава». Прозвище Кабаниха могло быть произведено также и от слова кабан в значении «глыба льда», весьма распространенного в верховьях Волги. Имя Тихон вызывает ассоциации с русским словом тихий в значении «безропотный», «смирный», «покорный». Варвара – «грубая», Феклуша – «слава божья», Катерина (Екатерина) – «вечно чистая». Фамилия Кулигин ассоциируется с фамилией знаменитого нижегородского механика-самоучки и поэта Кулибина.

    С какой целью выделяет автор имена героев? Выделяя в именах героев их существенные внутренние качества, Островский тем самым определяет и своё отношение к ним – поэтому имена и прозвища в его драмах являются одним из средств выражения авторских оценок.

4.Итог.

Таким образом, система образов драмы «Гроза» выражается в определенной эстетической речевой системе, которая во многом отражает первую. Анализ таких строевых элементов пьесы, как реплики героев и их монологи. Повторы, преодолевающие дробность и прерывистость реплик персонажей, ремарки автора и включенные в текст «Грозы» народные песни. Позволяет выявить ряд авторских оценок в произведении, глубже рассмотреть образный строй драмы.

План сочинения
1. Вступление. Разнообразие символики в пьесе.
2. Основная часть. Мотивы и темы пьесы, художественные предварения, символика образов, явлений, деталей.
— Фольклорные мотивы как художественное предварение ситуации героини.
— Мечты Катерины и символика образов.
— Рассказ о детстве как композиционное предварение.
— Мотив греха и воздаяния в пьесе. Кабанова и Дикой.
— Мотив греха в образах Феклуши и полусумасшедшей барыни.
— Мотив греха в образах Кудряша, Варвары и Тихона.
— Восприятие греха Катериной.
— Идея пьесы.
— Символический смысл образов пьесы.
— Символика предметов.
3. Заключение. Философский и поэтический подтекст пьесы.

Символика в пьесе А.Н. Островского разнообразна. Символично само название пьесы, тема грозы, мотивы греха, суда. Символичны пейзажные картины, предметы, некоторые образы. Аллегорический смысл обретают некоторые мотивы, темы народных песен.
В самом начале пьесы звучит песня «Среди долины ровныя…» (ее поет Кулигин), которая уже в самом начале вводит мотив грозы и мотив смерти. Если мы вспомним весь текст песни, то там есть следующие строки:


Где ж сердцем отдохнуть могу,
Когда гроза взойдет?
Друг нежный спит в сырой земле,
На помощь не придет.

Также возникает в ней тема одиночества, сиротства, жизни без любви. Все эти мотивы как будто предваряют жизненную ситуацию Катерины в начале пьесы:


Ах, скучно одинокому
И дереву расти!
Ах, горько, горько молодцу
Без милой жизнь вести!

Символический смысл приобретают и мечты героини в «Грозе». Так, Катерина тоскует оттого, что люди не летают. «Отчего люди не летают!.. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?», – говорит она Варваре. В родительском доме Катерина жила точно «птичка на воле». Снится ей то, как она летает. В другом месте пьесы она мечтает стать бабочкой. Тема птиц вводит в повествование мотив неволи, клетки. Здесь мы можем вспомнить о символическом обряде славян выпускать птиц на волю из клеток в основе которого – вера славян в способность перевоплощения человеческой души. Как отмечает Ю.В. Лебедев, «славяне верили, что душа человека способна превращаться в бабочку или птицу. В народных песнях тоскующая на чужой стороне в нелюбимой семье женщина оборачивается кукушкой, прилетает в сад к любимой матушке, жалобится ей на лихую долю» . Но тема птиц задает здесь и мотив смерти. Так, во многих культурах млечный путь называется «птичьей дорогой», потому что души, летящие по этой дороге на небо, представлялись птицами. Таким образом, уже в начале пьесы мы замечаем мотивы, предваряющие гибель героини.
Своеобразным художественным предварением становится и рассказ Катерины о своем детстве: «…Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли верст за десять!». Но рассказ Катерины – это и композиционное предварение финала пьесы. Волга для нее – символ воли, простора, свободного выбора. И в финале она делает свой выбор.
Финальные сцены «Грозы» также предваряются песней Кудряша:


Как донской-то казак, казак вел коня поить,
Добрый молодец, уж он у ворот стоит.
У ворот стоит, сам он думу думает,
Думу думает, как будет жену губить.
Как жена-то жена мужу возмолилася,
Во скоры-то ноги ему поклонилася:
Уж ты, батюшка, ты ли мил сердечный друг!
Ты не бей, не губи ты меня со вечера!
Ты убей, загуби меня со полуночи!
Дай уснуть моим малым детушкам,
Малым детушкам, всем ближним соседушкам.

Песня эта развивает в пьесе мотив греха и воздаяния, который проходит через все повествование. О грехе постоянно вспоминает Марфа Игнатьевна Кабанова: «Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься», «Полно, полно, не божись! Грех!», «Что с дураком и говорить! Только грех один!» Судя по этим репликам, грехом для Кабановой является раздражение, гнев, ложь и обман. Однако в этом случае Марфа Игнатьевна грешит постоянно. Она часто раздражается, гневается на сына и невестку. Проповедуя религиозные заповеди, она забывает о любви к ближнему и потому лжет окружающим. «Ханжа… нищих оделяет, а домашних совсем заела», – говорит о ней Кулигин. Кабанова далека от истинного милосердия, вера ее сурова и беспощадна. О грехе в пьесе упоминает и Дикой. Грех для него – это его «ругательство», гнев, вздорность характера. «Грешит» Дикой часто: достается от него домашним, племяннику, Кулигину, мужикам.
О грехе в пьесе глубокомысленно размышляет странница Феклуша: «Нельзя, матушка, без греха: в миру живем», – говорит она Глаше. Для Феклуши грехом является гнев, ссора, вздорность характера, чревоугодие. За собой она признает лишь один из этих грехов – чревоугодие: «Один грех за мной есть, точно; я сама знаю, что есть. Сладко поесть люблю». Однако вместе с тем Феклуша склонна и к обманам, к подозрительности, она велит Глаше присматривать «за убогой», чтобы та «не стянула б чего». Мотив греха воплощается и в образе полусумасшедшей барыни, которая смолоду много грешила. С тех пор она пророчит всем «омут», «огонь…неугасимый».
В разговоре с Борисом о грехе упоминает и Кудряш. Заметив Бориса Григорьича возле сада Кабановых и считая поначалу его соперником, Кудряш предупреждает молодого человека: «Я вас люблю, сударь, и на всякую вам услугу готов, а на этой дорожке вы со мной ночью не встречайтесь, чтобы, сохрани господи, греха какого не вышло». Зная нрав Кудряша, мы можем предположить, какого рода «грехи» имеются за ним. Варвара же в пьесе «грешит», не рассуждая о грехе. Понятие это живет в ее сознании лишь в привычном жизненно-бытовом плане, но себя она, очевидно, грешницей не считает. Есть свои грехи и у Тихона. Он сам признает это в разговоре Кулигиным: «Я в Москву ездил, ты знаешь? На дорогу-то маменька читала, читала мне наставления-то, а я как выехал, так загулял. Уж очень рад, что на волю-то вырвался. И всю дорогу пил, и в Москве все пил, так это кучу, что на-поди! Так, чтобы уж на целый год отгуляться. Ни разу про дом-то и не вспомнил». Кулигин советует ему простить жену: «Сами-то, чай, тоже не без греха!». Тихон безоговорочно соглашается: «Уж что говорить!».
О грехе в пьесе часто думает и Катерина. Именно так она расценивает свою любовь к Борису. Уже в первом разговоре об этом с Варей она четко обозначает свои чувства: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?». Причем для Катерины грехом является не только поступок как таковой, но и мысль о нем: «Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, – вот что страшно. Что у меня на уме-то! Какой грех-то! Страшно вымолвить!». Катерина сознает свой грех и в тот момент, когда встречается с Борисом. «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься». Однако затем героиня начинает мучиться сознанием собственного греха. Собственное поведение расходится с ее идеальными представлениями о мире, частицей которого является она сама. Катерина вводит в повествование и мотив покаяния, воздаяния за грехи, божьей кары.
И тема божьей кары связана и с названием пьесы, и с грозой как природным явлением. Тема эта у Островского символична. Однако какой же смысл вкладывает драматург в понятие «грозы»? Если мы вспомним Библию, то раскаты грома там уподобляются гласу Господа. Почти все калиновцы относятся к грозе однозначно: она внушает им мистический страх, напоминает о божьем гневе, о нравственной ответственности. Дикой говорит: «…гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали…». На кару Божью намекают и пророчества сумасшедшей барыни: «За все… отвечать придется… От бога-то не уйдешь». Точно так же воспринимает грозу и Катерина: она убеждена, что это не что, иное, как воздаяние за ее грехи. Однако в Библии есть и иное значение данного явления. С громом здесь сравнивается Евангельская проповедь. И это, думается, истинное значение данного символа в пьесе. Гроза «призвана» сокрушить упрямство и жестокость калиновцев, напомнить им о любви и всепрощении.
Именно так калиновцы должны были поступить с Катериной. Публичное покаяние героини – это попытка ее примирения с миром, примирения с самой собой. В подтексте пьесы звучит библейская мудрость: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы…» Таким образом, мотивы греха и суда, переплетаясь, образуют в «Грозе» глубинный смысловой подтекст, вплотную подводя нас к библейской притче.
Кроме тем и мотивов отметим символический смысл некоторых образов пьесы. Кулигин вводит в пьесу идеи и темы просветительского мышления, также этот персонаж вводит образ природной гармонии и благодати. Образ полусумасшедшей барыни у Островского – это символ больной совести Катерины, образ Феклуши – символ старого патриархального мира, устои которого рушатся .
Последние времена «темного царства» символизируют и некоторые предметы в пьесе, в частности старинная галерея и ключ. В четвертом действии мы видим на первом плане узкую галерею со старинной, начинающей разрушаться постройкой. Роспись ее напоминает о вполне определенных сюжетах – «геенне огненной», битве русских с Литвой. Однако теперь она почти полностью развалилась, все заросло, после пожара ее так и не подправляли. Символической деталью является и ключ, который Варвара передает Катерине. Сцена с ключом играет важнейшую роль в развитии конфликта пьесы. В душе Катерины происходит внутренняя борьба. Она воспринимает ключ как искушение, как знак грядущей гибели. Но жажда счастья побеждает: «Да что я говорю-то, что себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь… Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!..». Ключ здесь становится для героини символом свободы, он как будто отмыкает ее томящуюся в неволе душу.
Таким образом, пьесе Островского имеет и поэтический, и философский подтекст, выражающийся в мотивах, образах и деталях. Гроза, пронесшаяся над Калиновым, становится «очистительной бурей, унесшей глубоко укоренившиеся предрассудки, очистившей место для иных «нравов» .

1. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. Вторая половина. Книга для учителя. М., 1990, с. 169–170.

2. Лион П.Э., Лохова Н.М. Указ. соч., стр.255.

3. Буслакова Т.П. Русская литература XIX века. Учебный минимум для абитуриента. М., 2005, с. 531.