Равель Морис — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Биография мориса равеля Морис равель хронологическая таблица

Морис Равель. Жизнь и творчество.

Французский композитор-импрессионист Морис Равель, один из представителей мировой музыкальной культуры первой половины ХХ века.

Родился Жозеф Морис Равель 7 марта 1875 года в южной части Франции, в небольшом городке Сибур. Музыкальные способности Равеля обнаруживаются в раннем детстве, и уже в возрасте семи лет он занимается игрой на фортепиано. А в 1889 году поступает в подготовительный класс игры на фортепиано, в Парижскую консерваторию.

Во время учёбы в консерватории Морис пишет несколько произведений, таких как: «Старинный менуэт» и фортепианная « Павана на смерть инфанты». Там же он знакомится с испанским пианистом Р. Виньесом, который первый исполняет его сочинения.

В 1901 году делает попытку завоевать Римскую премию, но терпит неудачу. Новые попытки 1902 и 1903 года участия в конкурсе также оказываются неудачными.

С 1905 года Равель Морис приобретает широкую известность в Париже как музыкант-новатор. Известность его растет с каждым днём, сочинения исполняются нарасхват. И не смотря на поражение в Риме, композитор чувствует себя победителем в глазах музыкального и интеллектуального общества.

Художник высокой культуры, Равель уделял особое внимание французской литературе (как классической, так и современной) и живописи(увлекался импрессионистами). Он проявлял большой интерес к фольклору (французскому, испанскому и др.). Существенное место в творчестве занимает испанская тематика (мать Равеля - испано-баскского происхождения).

Равель давал концерты как пианист и дирижёр, исполнял преимущественно свои сочинения (в 20-х гг. совершил концертное турне по странам Европы и Северной Америки), выступал с музыкально-критическими статьями.

Во время 1-ймировой войны 1914-1918 вступил добровольцем в действующую армию. Война вызвала к жизни глубоко драматические произведения Равеля, в т. ч. фортепьянный концерт для левой руки, написанный по просьбе австрийского пианиста П. Витгепштейна, потерявшего на фронте правую руку; погибшим друзьям он посвятил фортепьянную сюиту «Гробница Куперена» (1917).

Вместе с тем в ряде произведений проявились неоклассицистские тенденции. В творчестве Равеля представлены разнообразные жанры: «Испанская рапсодия» (1907), «Вальс» (1920), а также «Болеро» (1928) для оркестра -одна из вершин французского симфонизма 20 в., опера «Испанский час» (1907), опера-балет «Дитя и волшебство» (1925) и др. Равелю подвластна стихия танцевальных ритмов разных времён, что нашло отражение в «танцевальных» сочинениях - балет (хореография, симфония) «Дафнис и Хлоя» (на либретто М. М. Фокина, 1912), «Болеро»,


«Благородные и сентиментальные вальсы» (для фортепьяно, 1911) и др., а также в таких произведениях, как Соната для скрипки и фортепьяно (2-я часть - блюз), опера «Дитя и волшебство» (фокстрот Чайника и Чашечки) и др. Творчество, открытия Равеля в области гармонии, ритма, лада, оркестровки привели к новым стилистическим течениям в музыкальном искусстве 20 в.

1933 года композитор попадает в автомобильную катастрофу, в результате полученной травмы развивается опухоль мозга. В связи с прогрессирующей болезнью Морис прекращает свою творческую деятельность.

1937 года ему делают сложнейшую операцию, однако операция проходит неудачно и композитор умирает на 62 году своей жизни. Похоронен в пригороде Парижа на кладбище Леваллуа-Перре.

Жозеф Морис Равель (фр. Joseph-Maurice Ravel, 1875–1937) – французский композитор, один из реформаторов и самых значительных деятелей музыки XX века. Наиболее известное произведение – «Болеро». Среди самых известных работ – блестящая оркестровка «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского.

Морис Равель родился 7 марта 1875 г. в городе Сибур на юге Франции (ныне департамент Атлантические Пиренеи). В 1882 г. начал заниматься фортепиано у А. Гиза, с 1887 г. занимался гармонией у Ш. Рене. Окончил Парижскую консерваторию. Ученик А. Жедальжа (контрапункт) и Г. Форе (композиция). Город Сибур находился на самой границе с Испанией, где в это время служил его отец инженер- путеец страстный любитель музыки, прививший эту любовь своему сыну. В 1889 году Равель поступил в Парижскую консерваторию, которую закончил по классу фортепиано. Молодому музыканту очень много помогал его учитель Шарль Берно, известный пианист того времени. Однако интерес к импровизации, созданию композиции появился у Равеля после встречи с другим композитором Рикардом Виньесом. Именно после этого у Мориса появилась страсть к сочинительству.

На последнем году обучения он попал в класс к крупному французскому композитору Габриэлю Форе. По его инициативе Равель сочинил цикл произведений на испанские мелодии – «Хабанеру», «Павана на смерть инфанты», «Античный менуэт». После окончания за период 1900–1914 гг он пишет множество сочинений.

Когда слушаешь музыку этого композитора, то создается впечатление, будто наблюдаешь, за работой художника создающего свое полотно. Однако, как и большинство композиторов, творчество Мориса Равеля некоторое время не было признано. Только после выступлений в его защиту крупнейших деятелей культуры Франции Р.Ролана и Г Форе, Равелю была присуждена большая Римская премия. Это позволило ему отправиться на трехгодичную стажировку в Италию.

Во время первой мировой войны Морис работал водителем грузовика на аэродроме. Прослужив более года Равель, был демобилизован после двух серьезных ранений. После войны в музыке Равеля стало преобладать эмоциональное начало. Поэтому от сочинения опер он переходит к созданию инструментальных пьес и пишет сюиту «Гробница Куперена». Примерно в это же время Морис Равель знакомится со знаменитым русским продюсером и постановщиком С.Дягилевым, ставящим в Париже «Русские сезоны» специально по его заказу ставится балет на музыку Равеля «Дафнис и Хлоя», в главной партии – В.Нижинский – великий русский танцовщик. Затем будет поставлен еще один балет «Вальс». Сочинение после премьеры стало использоваться как отдельное произведение. Наступает время рассвета и славы Мориса Равеля.

Однако популярность и знаменитость гнетет композитора и он переезжает из Парижа в местечко Монфор-Ламори, что, в принципе, не означает отказ от дальнейшей музыкальной деятельности.

Равель много гастролирует; выступает с турами в Италии, Голландии и Англии. И всюду его встречал восторженный прием благодарных почитателей. По заказу русского дирижера С.Кусевицкого Равель выполняет блестящую оркестровку «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского. Все это происходит во время работы Мориса над самым его известным произведением «Болеро». В этом произведении композитор пытался соединить классические традиции с ритмами испанской музыки. Замысел этого произведения принадлежит знаменитой балерине Иде Рубинштейн.

Сорасположенность частей, их строгая последовательность в развитии главной темы позволили передать танцевальную стихию испанской музыки. Знаменитая русская балерина Анна Павлова включила «Болеро» в свой репертуар. В 1925 году М.Равель завершил работу над новаторским произведением «Дитя и чудеса (волшебство)». Это произведение было названо оперой-балетом. Наряду с традиционными инструментами впервые прозвучал, при исполнении этого произведения, инструмент композитора -элиофон, искусно имитирующий порывы ветра.

В 1932 году Равель вновь совершает турне по Европе вместе со своей женой Маргаритой Лонг. В это же время он начинает работы над новым произведением – балетом «Жанна Д Арк». Однако попадает в автомобильную катастрофу и работа прекращается. Начиная с 1933 г. Равель страдал от серьёзного неврологического заболевания, ставшего, возможно, последствием черепно-мозговой травмы, которую он получил в автокатастрофе. Последним произведением тяжело больного композитора было «Три песни» к первому звуковому фильму «Дон Кихот». Они были написаны для русского певца Ф. И. Шаляпина.

Композитор умер 28 декабря 1937 г. в Париже после неудачно проведенной операции на головном мозге, предпринятую с целью лечения афазии. Похоронен на кладбище парижского пригорода Леваллуа-Перре.

Необычайный талант, чувственность и оригинальность - вот что отличало от других композиторов Мориса Равеля, краткую биографию которого мы рассмотрим в этой статье. Несмотря ни на что, ему музыка до сих пор понятна и мила слушателям всего мира.

Место рождения композитора

Волны Атлантического океана бьются о пляжи Биарицца, города на юго-западном побережье Франции. Люди приезжают сюда, чтобы поправить здоровье, вдохнуть глоток бодрящего воздуха, насладиться великолепными пейзажами и убежать от городской суеты. Для французов это место - край света. Вы далеко уезжаете от Парижа, но всё ещё во Франции, рядом с великими горами, отделяющими Францию от Испании.

К югу вдоль побережья расположен другой, менее известный город - Сен-Жан-де-Люз. Это морской порт, ставший сегодня туристическим курортом. В его пригороде - Сибурне, в отдалённой части входа в гавань стоит дом, где в 1875 году родился Морис Равель. Краткой биографии ничтожно мало, чтобы описать насыщенную и полную переживаний жизнь великого композитора, однако в этой статье мы осветим самые яркие моменты его биографии и творчества.

Родители Равеля

Мать Равеля была из Сибурна. Там же родился и её сын, которого тут же крестили в церкви за домом. Мать Равеля обладала сильным характером. Она, как это ни удивительно, скептически относилась к религии и невероятно гордилась своим происхождением. В жизни композитора она сыграла важнейшую роль. Отец Равеля был швейцарцем, инженером по профессии. Он жил в Париже и познакомился со своей будущей женой во время поездки в Испанию. Он поддерживал увлечение сына музыкой. Жозеф Морис Равель, биография которого пестрит бунтарскими идеями, очень ценил и уважал отца и всегда интересовался его работой.

Детство композитора

Первые 4 месяца жизни Равеля прошли в Сен-Жан-де-Люз, а затем семья стала жить в Париже. Молодой человек вернулся сюда только спустя 20 лет. Семья Равеля была обеспеченной, и его музыкальное увлечение поощрялось. Живя в индустриальном и распущенном районе, этот человек довольно рано столкнулся с мрачными реалиями жизни.

Согласно биографии Мориса Равеля, мальчик отличался некрупным телосложением, с ранних лет у него была необычная внешность и слабое здоровье. Уже в 14 он поступил в старую парижскую консерваторию по классу фортепиано, но он был молод, и руки его были маленькими. Когда через 6 лет он окончил учебу, то был не намного выше, а пальцы так и остались короткими. Конечно, он обладал талантом, прекрасно играл, но ему было далеко до его друга и современника Рикардо Виньеса, который тонко заметил: "Равель не любил фортепиано так, как любил музыку". Рикардо был старше Мориса всего на несколько дней.

Равель и его кумиры

В 10-е годы XX века Франция переживала расцвет искусства. Равель любил читать произведения современников, таких как Поль Верлен. Самым первым известным сочинением Равеля стал "Великий чёрный сон" по произведению Верлена. Разумеется, на Равеля оказывали влияние Бодлер и Маларме, и некоторые из их творений композитор переложил на музыку. Он также читал великих классиков: Расина, Корнелли и, конечно же, Мольера. Любовь к литературе Равель пронёс через всю жизнь. Из иностранных литераторов он особенно восхищался Эдгаром Алланом По.

Равель написал куда меньше произведений, чем другие композиторы, но все его сочинения были тщательно продуманы и проработаны. Лишь немногие из них оказались провальными. На каждое произведение уходило максимум усилий. Краткое содержание биографии Мориса Равеля, к сожалению, не может отразить всех его предпочтений, однако по словам современников композитор обладал тонким чувством стиля во всём.

Период учёбы в консерватории

Любимым композитором Равеля в консерватории и в течение всей жизни был Моцарт, однако другие его музыкальные предпочтения принимались профессорами уже не столь одобрительно. Например, он хорошо знал Эрика Сати, жившего на грани нищеты и игравшего в барах. Прославленные музыканты из консерватории его высмеивали, а Дебюсси признавал его неповторимый талант и чувственность. На творчество Равеля также оказал влияние британский композитор Фредерик Делиус, живший в то время под Парижем.

В 20 лет Равеля отчислили из консерватории, и он стал брать частные уроки. В конце концов он понял, что его судьба - сочинительство, и спустя 3 года вновь вернулся в консерваторию. Решающим фактором, возможно, стало то, что выдающийся композитор Эдгар Форе, которым восхищался Равель, был назначен директором консерватории. Он обладал даром ладить с людьми различных взглядов, чем также заслужил уважение героя нашей статьи. Краткая биография Мориса Равеля не описывает, с какими трудностями столкнулся композитор во время учёбы, однако, несмотря на все усилия директора, годы обучения для Мориса не были безоблачными. Его попросили оставить класс гармонии, так как посчитали игру Равеля не соответствующей стандартам.

Великие произведения

Вскоре были опубликованы первые творения композитора: "Менуэт" и "Хабанера". Именно они стали первым шагом Равеля по карьерной лестнице. "Хабанера" - уникальное произведение, свидетельствующее о необычайном таланте музыканта. Хотя он работал меньше, чем другие композиторы, почти всегда ему удавалось создавать неповторимые шедевры. Следующими опубликованными произведениями Равеля стали "Павана усопшей инфанте" и "Рапсодия Шахерезады", которые и по сей день пользуются большим успехом. В консерватории же эти произведения посчитали никчемными, в результате чего Равелю отказали в присуждении Римской премии. После громкого политического скандала с участием профессоров консерватории Равель навсегда остался за бортом музыкальной элиты.

Свою первую оперу "Испанский час" Равель написал позднее, уже имея собственную квартиру в Париже. Наконец, в 1920 году в Париже была предпринята попытка признать достижения композитора с помощью титула шевалье. Титул был присвоен Равелю без его ведома и согласия. Однако тот отказался от такой почести, чем спровоцировал скандал. Он гастролировал по всей Америке и Великобритании в качестве дирижёра и исполнителя своих произведений. В Оксфорде ему дали звание доктора музыки.

Краткая биография Мориса Равеля: последние годы

Опера "Дитя и волшебство" 1925 года была впервые поставлена в Монте-Карло и представляла собой нечто особенное. Затем Равель создал целый цикл произведений специально для пианиста, потерявшего правую руку на войне. В этом же году он написал "Болеро" - самое известное своё произведение. После войны здоровье Равеля пошатнулось. Уже с юности и на протяжении всей жизни композитор страдал различными заболеваниями. Таким образом, в начале 30-х годов Равеля поразило неврологическое заболевание, что привело к смерти в декабре 1937 года.

Жозеф Морис Равель (фр. Joseph-Maurice Ravel, 1875-1937) - французский композитор, один из реформаторов и самых значительных деятелей музыки XX века. Наиболее известное произведение - «Болеро». Среди самых известных работ - блестящая оркестровка «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского.

Морис Равель родился 7 марта 1875 г. в городе Сибур на юге Франции (ныне департамент Атлантические Пиренеи). В 1882 г. начал заниматься фортепиано у А. Гиза, с 1887 г. занимался гармонией у Ш. Рене. Окончил Парижскую консерваторию. Ученик А. Жедальжа (контрапункт) и Г. Форе (композиция). Город Сибур находился на самой границе с Испании, где в это время служил его отец инженер- путеец страстный любитель музыки, прививший эту любовь своему сыну. В 1889 году Равель поступил в Парижскую консерваторию, которую закончил по классу фортепиано. Молодому музыканту очень много помогал его учитель Шарль Берно, известный пианист того времени. Однако интерес к импровизации, созданию композиции появился у Равеля после встречи с другим композитором Рикардом Виньесом. Именно после этого у Мориса появилась страсть к сочинительству.

На последнем году обучения он попал в класс к крупному французскому композитору Габриэлю Форе. По его инициативе Равель сочинил цикл произведений на испанские мелодии - «Хабанеру», «Павана на смерть инфанты», «Античный менуэт». После окончания за период 1900-1914 гг он пишет множество сочинений.

Когда слушаешь музыку этого композитора, то создается впечатление, будто наблюдаешь за работой художника, создающего свое полотно. Однако, как и большинство композиторов, творчество Мориса Равеля некоторое время не было признано. Только после выступлений в его защиту крупнейших деятелей культуры Франции Р.Ролана и Г Форе, Равелю была присуждена большая Римская премия. Это позволило ему отправиться на трехгодичную стажировку в Италию.

Во время первой мировой войны Морис работал водителем грузовика на аэродроме. Прослужив более года Равель, был демобилизован после двух серьезных ранений. Вернувшись после войны в Париж композитор входит в состав так называемой «шестерки» - группы крупнейших композитров. Они стремились отражать в своей музыке события, происходившие перед их глазами. Благодаря этому в музыке Равеля стало преобладать эмоциональное начало. Поэтому от сочинения опер он переходит к созданию инструментальных пьес и пишет цикл сюит « Гробница Купидона». Примерно в это же время Морис Равель знакомится со знаменитым русским продюссором и постановщиком С.Дягилевым, ставящим в Париже «Русские сезоны» специально по его заказу ставится балет на музыку Равеля «Дафнис и Хлоя», в главной партии - В.Нижинский - великий русский танцовщик. Затем будет поставлен еще один балет «Вальс». Сочинение после премьеры стало использоваться как отдельное произведение. Наступает время рассвета и славы Мориса Равеля.

Однако популярность и знаменитость гнетет композитора и он переезжает из Парижа в местечко Монфор-Ламори, что, в принципе, не означает отказ от дальнейшей музыкальной деятельности.

Равель много гастролирует; выступает с турами в Италии, Голландии и Англии. И всюду его встречал восторженный прием благодарных почитателей. По заказу русского дирижера С.Кусевицкого Равель выполняет блестящую оркестровку «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского. Все это происходит во время работы Мориса над самым его известным произведением «Болеро». В этом произведении композитор пытался соединить классические традиции с ритмами испанской музыки. Замысел этого произведения принадлежит знаменитой балерине Иде Рубинштейн.

Сорасположенность частей, их строгая последовательность в развитии главной темы позволили передать танцевальную стихию испанской музыки. Знаменитая русская балерина Анна Павлова включила «Болеро» в свой репертуар. В 1925 году М.Равель завершил работу над новаторским произведением «Дитя и чудеса (волшебство)». Это произведение было названо оперой-балетом. Наряду с традиционными инструментами впервые прозвучал, при исполнении этого произведения, инструмент композитора -элиофон, искусно имитирующий порывы ветра.

В 1932 году Равель вновь совершает турне по Европе вместе со своей женой Маргаритой Лонг. В это же время он начинает работы над новым произведением - балетом «Жанна Д Арк». Однако попадает в автомобильную катастрофу и работа прекращается. Начиная с 1933 г. Равель страдал от серьёзного неврологического заболевания, ставшего, возможно, последствием черепно-мозговой травмы, которую он получил в автокатастрофе. Последним произведением тяжело больного композитора было «Три песни» к первому звуковому фильму «Дон Кихот». Они были написаны для русского певца Ф. И. Шаляпина.

Композитор умер 28 декабря 1937 г. в Париже после неудачно проведенной операции на головном мозге, предпринятую с целью лечения афазии. Похоронен на кладбище парижского пригорода Леваллуа-Перре.

Французский композитор-импрессионист Морис Равель – один из представителей мировой музыкальной культуры первой половины ХХ века.

Родился Жозеф Морис Равель 7 марта 1875 года в южной части Франции, в небольшом городке Сибур. Музыкальные способности Равеля обнаруживаются в раннем детстве, и в возрасте семи лет он занимается игрой на фортепиано. Для того, чтобы будущий композитор больше практиковался в игре на пианино, его родители “подкупали” Мориса, выплачивая по 6 су за каждый час занятий. Быть может, именно благодаря этим родительским хитростям в 1889 году Морис поступает в подготовительный класс игры на фортепиано в Парижскую консерваторию.

Во время учёбы в консерватории Морис пишет несколько произведений, таких как «Старинный менуэт» и фортепианная «Павана на смерть инфанты». Там же он знакомится с испанским пианистом Р. Виньесом, который первым исполняет его сочинения.

В 1901 году Равель делает попытку завоевать Римскую премию, но терпит неудачу. Участие в конкурсе 1902 и 1903 годов также не увенчалось успехом.

С 1905 года Морис Равель приобретает широкую известность в Париже как музыкант-новатор. Известность его растет с каждым днём, сочинения исполняются повсеместно. И несмотря на поражение в Риме, композитор чувствует себя победителем в глазах музыкального и интеллектуального общества.

На протяжении следующих нескольких лет Равель путешествует по странам Европы и Северной Америки, где выступает как пианист, исполняя свои произведения.

Во время Первой мировой войны (1914 – 1918 годы) Морис становится добровольцем действующей армии. В 1917 году в память о погибших друзьях сочиняет фортепианную сюиту «Гробница Куперена».

С 1928 года гастролирует в США.


Морис Равель – реформатор музыки XX века

Наиболее значительные сочинения, с которыми Морис Равель выступает: оперы «Испанский час», «Дитя и чудеса»; балеты «Дафнис и Хлоя», «Ночной Гаспар»; поэма «Вальс».

В 1933 году композитор попадает в автомобильную катастрофу, и в результате полученной травмы у него развивается опухоль мозга. В связи с прогрессирующей болезнью Морис прекращает свою творческую деятельность.

В 1937 году ему делают сложнейшую операцию, однако она проходит неудачно, и композитор умирает на 62 году жизни.

Похоронен Равель в пригороде Парижа на кладбище Леваллуа-Перре.

На сегодняшний день Морис Равель является самым финансово-успешным композитором, которого когда-либо рождала Франция. Его музыка по-прежнему приносит несколько миллионов долларов в год в виде авторских отчислений.

Джазовые музыканты Гил Эванс и Майлз Дэвис называли «Фортепианный концерт соль мажор” М. Равеля в исполнении А. Б. Микеланджели (запись 1957 года) одним из своих самых любимых музыкальных произведений.

Равель сочинил свой знаменитый фортепианный концерт Ре мажор для левой руки по поручению Павла Витгенштейна, австрийского пианиста, потерявшего правую руку во время Первой мировой войны. К сожалению, Витгенштейну не понравилась финальная композиция, и он изменил свое мнение об этом только после смерти Равеля. Работа, однако, с тех пор стала одной из основных в его концертном репертуаре.

Равель сочинил два фортепианных концерта одновременно, начав в 1929 году и закончив оба в течение двух лет. Но что еще более примечательно, так это то, что эти два концерта совершенно контрастны по стилю и настроению.

Основные сочинения Мориса Равеля:

  • «Старинный менуэт»
  • «Павана на смерть инфанты»
  • «Испанский час»
  • «Ночной Гаспар»
  • «Дафнис и Хлоя»
  • «Могила Куперена»
  • «Дитя и чудеса»