Русский композитор Дмитрий Степанович Бортнянский и его замечательное творчество. Значение бортнянский дмитрий степанович в краткой биографической энциклопедии Писал ли д с бортнянский светские произведения

28.09.1826 (11.10). - Умер композитор Дмитрий Степанович Бортнянский

О Бортнянском и его духовной музыке

Дмитрий Степанович Бортнянский (1751–28.09.1825), композитор. Родился в г. Глухове на Украине в казачьей семье. Первые азы музыкального искусства будущий композитор постигал в певческой школе родного города. В 1758 г. способный мальчик был взят певчим в Петербург в Придворную певческую капеллу. В 1769 г. отправлен в Италию для обучения музыке, где прожил десять лет. В Венеции и Модене им были поставлены оперы "Креонт", "Квинт Фабий", "Алкид"; тогда же им были созданы хоровые сочинения на католические и протестантские религиозные тексты. Это заграничное учение дало Бортнянскому опыт организации исполнительского мастерства, но, к сожалению, "озападнило" его как композитора.

В 1779 г. Бортнянский вернулся в Россию. В 1780–1784 гг. – капельмейстер Придворной певческой капеллы, руководил хорами в Сухопутном шляхетском корпусе и Смольном институте. В 1758 г. Бортнянский получил назначение капельмейстером при "малом" дворе . С 1796 г. Бортнянский – управляющий Придворной певческой капеллой, главным хором Российского государства, с 1801 – директор Придворной певческой капеллы. В 1804 г. избран почетным членом Академии художеств в Петербурге. В 1791–1814 гг. написал ряд кантат и ораторий на стихи , Ю.А. Нелединского-Мелецкого, М.М. Хераскова. В 1816 г. Бортнянский назначен цензором всех издаваемых в России нот духовной музыки. При Бортнянском исполнительское мастерство придворного хора достигло больших высот, а положение и образование певчих значительно улучшились.

В XVIII веке, при отсутствии аппаратов звукозаписи и ее воспроизведения, при отсутствии радио, живая музыка являлась важной частью дворянской и придворной жизни, поэтому и в великокняжеской усадьбе она звучала постоянно как в праздники, так и в будни. В обязанности Бортнянского входило создание произведений для всевозможных нужд членов семьи наследника престола. Музыка композитора украшала семейные торжества с иллюминациями и фейерверками, под нее танцевали во дворце на балах и маскарадах, его марши сопровождали парады и военные забавы Великого князя Павла Петровича, а летними вечерами в павильонах парка или прямо под открытым небом звучали его романсы, сонаты и пьесы. Позднее под музыку Бортнянского в Павловске чествовали , возвратившегося победителем с .

В 1792 г. Императрица Мария Федоровна выделила Дмитрию Степановичу в своей любимой резиденции участок земли с домом и большим садом на высоком берегу речки Тызвы, рядом с Бертоновым мостом, и с прекрасным видом. Рядом с усадебным домом композитор построил помещения для летнего проживания придворных певчих из Петербурга. Там же проходили репетиции и иногда давались концерты.

В Петербурге Бортнянский имел собственный дом на Б. Миллионной улице, 9, сохранившийся до наших дней (в советское время "ул. Халтурина"). Там размещалась собранная композитором великолепная картинная галерея. В этом доме композитор и умер 27 сентября 1825 г. Согласно легенде, почувствовав приближение смерти, он вызвал к себе певчих капеллы и попросил их спеть свое произведение "Вскую прискорбна еси душе моя". С его последними звуками сердце композитора перестало биться. Бортнянского погребли на Смоленском кладбище, а с созданием в 1937 г. в Александро-Невской лавре некрополя мастеров искусств его прах и памятник – гранитный обелиск были перенесены в мемориальный парк монастыря.

Как глава Придворной капеллы и автор духовных произведений Бортнянский оказал большое влияние на церковное пение в России XIX в. Духовно-музыкальные произведения Бортнянского включают около сотни богослужебных песнопений (в том числе двухорных), около полусотни духовных концертов, литургию, обработки традиционных распевов. Весь этот репертуар исполнялся повсеместно в течение всего XIX в.; такие произведения, как "Херувимская песнь № 7" , великопостное трио "Да исправится молитва моя" , ирмосы канона св. Андрея Критского "Помощник и покровитель" , рождественские и пасхальные концерты, звучат в русских храмах и по сей день.

Однако следует отметить, что многие из них отличаются излишней пышностью и красивостью, "концертностью" – в ущерб молитвенности, особенно произведения для больших многоголосных хоров. Это была дань общему духу и стилю столичной жизни того времени, своеобразное выражение духа петровских реформ в церковной музыке. Прежнее старообрядческое певческое искусство сохранялось преимущественно в провинции и в крупных монастырях.

В столицах же XVIII век стал периодом упадка и в иконописи, и в церковном пении, которое все более секуляризируется, особенно во второй половине столетия, когда при дворе стали работать приглашенные итальянские мастера: в числе прочего они писали музыку на православные тексты и обучали певчих Придворной капеллы, которые, наряду со службами, нередко пели в опере.

Авторское творчество в церковной музыке в эту эпоху также нередко приобретало светские черты и даже соприкасалось с оперным, что заметно и у Бортнянского. Стиль его ориентирован на классицизм (с элементами сентиментализма), правда, это умело сочетается с основами традиционного обиходного пения, с использованием народных песенных интонаций, в том числе малороссийских.

Впрочем, к эпохе Бортнянского относятся и первые попытки вернуться к русскому древнему пению, и сам Бортянский пытался его возродить в обработках старинных распевов. За ним последовал еще один сотрудник Придворной капеллы - протоиерей Петр Турчанинов. Созданная ими модель "гармонического пения" (то есть многоголосного переложения традиционных мелодий по законам классической гармонии) использовалась в творчестве композиторов петербургской школы, таких, как , Г.А. Ломакин, Н.И. Бахметев, Г.Ф. Львовский, А.А. Архангельский и другие, вплоть до ХХ в.

Идея возвращения к национальным основам в музыке и поисков своей русской гармонии получила теоретическое обоснование в трудах В.Ф. Одоевского, протоиерея Димитрия Разумовского и других авторов (преимущественно связанных с Москвой как хранительницей древних традиций), а затем в творческих опытах (в нескольких переложениях распевов, сделанных им в последние годы жизни), а начиная с рубежа 1880-х гг. – в сочинениях и переложениях , А.К. Лядова, С.И. Танеева и других композиторов. Этот процесс "национализации" русской музыки можно сравнить с развитием "славянофильства" в области идеологии.

Использованы материалы:
http://www.romance.ru/cgi-bin/index.cgi?page=d-6-3&item=3
http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet

Обсуждение: 11 комментариев

    Когда "родился на Украине" пишут издания или люди не отягощённые знанием исторической правды об отторжении целой части русской территории от её другой части - это можно кое-как понять. Но ведь данный сайт православно-патриотический и среди людей его создавших и участвующих в его функционировании есть люди образованные и мало того, обладающие основательными и глубокими историческими знаниями. Так почему же мы продолжаем использовать искусственный и придуманный нашими врагами этноним "Украйна", когда на самом деле эти земли называются МАЛОРОССИЕЙ?
    Мне это не понятно.
    Спаси вас Христос.

    хороший сайт

    небольшое добавление: Дмитрий Степанович родился 28 октября 1751-го, а прах его был перенесён в 1953 году: в 1937 управляющего Придворной певческой капеллой если бы куда-нибудь и перенесли, то уж точно не в в Александро-Невскую лавру

    Благодарю. Год переноса праха исправлен. А вот с датой рождения в разных источниках разнобой. Если 28.10 - какого стиля?

    С опозданием. До революции, наряду с историческим названием Малороссия, слово "Украина" использовалось в географическом значении российской окраины, и возражать против этого, придавая этому слову якобы национальный смысл, могут лишь люди не отягощённые знанием исторической правды.
    См.: Ф.А. Гайда. Историческая справка о происхождении и употреблении слова «украинцы»

    дата рождения 28.10 идет по новому стилю так как всегда в тандеме с 11.10, a значит по-старому 10.11.1751. Kстати, в начале статьи у вас опечатка в годе смерти 1826/1825

    Простите, не понял. Если 28.10 по нов. стилю на момент рождения, то по старому в XVIII веке это соответствует 17.09. Если уже сейчас (напр. Википедия) датируется рождение 28-м октября по н.ст., то это 15.10 ст.ст. Проверьте.

    Bы абсолютно правы 28-м октября по н.ст. сейчас, так как все справочники современные (post-WWII), а я по-ошибке, вместо вычитания прибавил 13, вот и получилось 10.11. вместо 15.10 ст.ст.

    И все-таки, в какой день (каких святых) родился Бортнянский в 1751 г. по православному Юлианскому календарю, по которому жила Россия?

    15/28 октября 1751: Преподобный Евфимий Новый, Солунский - Преподобномученик Лукиан, пресвитер Антиохийский - Священномученик Лукиан Печерский - Святитель Иоанн, епископ Суздальский; а в XIX веке добавилась также Икона Божией Матери, именуемая "Спорительница хлебов"

    В календарь я тоже могу заглянуть. Вопрос в точной дате.

Для отправки комментария, поставьте отметку, что разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных. .

Восемнадцатый век прославлен многими выдающимися представителями русской К ним относится и Бортнянский Дмитрий Степанович. Это талантливый композитор, обладавший редким обаянием. Дмитрий Бортнянский был одновременно дирижером и певцом. Стал создателем нового вида хорового концерта.

Детство

Дмитрий Бортнянский, биография которого описана в данной статье, родился двадцать восьмого октября 1751 года. Его отец, Стефан Шкурат, был казаком, служил под началом гетмана Разумовского. Еще до женитьбы и рождения сына служивый приехал в город Глухов, там и остался жить. Сменил фамилию на Бортнянского, как называлась его родная деревня. Через некоторое время женился на Толстой Марине Дмитриевне, вдове-казачке. И вскоре у супругов родился сын Дмитрий.

Первые ростки таланта

Когда мальчику было шесть лет, родители заметили у него явный талант. У Дмитрия был красивый чистый голос, отличный слух. Пел мальчик правильно, никогда не фальшивил. Любую мелодию схватывал на лету, для ее запоминания Дмитрию не требовались повторения. Родители, узрев у сына талант, записали его в глуховскую Певческую школу.

Начало музыкального образования

Учеба давалась Дмитрию легко, да и он сам проявлял к музыке большой интерес. Пел мальчик с большим удовольствием, и это было немаловажно, так как для ребят ставилось условие, что постоянная служба находится во главе обучения. Через короткое время учителя начали Дмитрия ставить солистом. Когда юное дарование пошло в школу, мальчик сразу начал обучаться игре на музыкальных инструментах.

Отъезд в Санкт-Петербург

Бортнянского отличал изумительный дискант. Его чистота для хора была очень важна. И Дмитрий высоко ценился преподавателями. В 1758 г. певчие были направлены в Санкт-Петербург, в Капеллу. Марина Дмитриевна перекрестила сына, дала в дорогу узелок с гостинцами и небольшую иконку. Бортнянский Дмитрий уехал из родного города и своих родителей больше никогда не видел.

Судьбоносная встреча с итальянским композитором

В те времена в моде было итальянское направление музыки. При дворе находилось много иностранных маэстро, соответствующей была и техника исполнения произведений. В 1763 г., когда закончился траур по Елизавете, новая императрица взяла на службу венецианского капельмейстера Галуппи Буронелли. Это решение оказало большое влияние на судьбу юного Дмитрия Бортнянского.

Он в то время с удовольствием пел арии в разнообразных операх. Галуппи решил подыскать себе учеников, одним из них стал Дмитрий. Знаменитый капельмейстер подметил и другие таланты подростка. Галуппи обратил внимание, как Дмитрий буквально на лету схватывает даже самые сложные пассажи, мотивы и целые арии, которые наигрывал композитор. Немаловажно было и жадное стремление подростка к познанию нового. В результате Галуппи, когда собрался обратно в Италию, взял с собой и Дмитрия.

Обучение в Италии

Последовали долгие месяцы обучения. Дмитрий научился играть на органе и клавесине, занимался контрапунктом. Юноша стал постоянным посетителем венецианских театров и не пропустил ни одной значимой премьеры. Работы юного музыканта становились все самостоятельнее, профессиональнее. Однако выступать с законченными произведениями Дмитрию было еще рано.

Кратковременная военная служба

Недолго он радовался приятной и безоблачной учебе. В то время шла война, и от участия в ней судьба Дмитрия не уберегла. В Венецию неожиданно приехал граф Орлов и встретился с консулом Маруцием. Между влиятельными людьми состоялась долгая беседа, и рано утром к ним уже был привезен Дмитрий.

Граф предложил ему должность переводчика в русской армии. Через сутки Дмитрий Степанович уже ехал в свите Орлова к союзным повстанцам. Переговоры прошли успешно, и через некоторое время юный музыкант снова вернулся к любимой музыке.

Первые знаменитые оперы

В 1776 г. афиши Сан-Бенедетто приглашали желающих посетить оперу «Креонт», сочиненную Бортнянским, российским музыкантом. Произведение не провалилось, но и большого успеха не обрело. Следующее произведение «Алкид» получилось у молодого композитора уже более зрелым. Дмитрий Степанович очень внимательно отнесся к характеру персонажей, музыка стала раскованнее, разнообразнее. Композитор постарался передать настроение героя, его настороженность, сомнения и нерешительность. Премьера «Алкида» состоялась в Венеции. Произведение имело оглушительный успех.

Дебют следующей оперы «Квинт Фабий» прошел в Модене. Дмитрий Степанович получил хорошие отзывы от местной прессы. Критики заметили изобретательность, изящество исполнения и искусное построение сюжетной линии. В результате спектакль даже получил одобрение двора и бурные аплодисменты зрителей. В 1779 г. Дмитрий Степанович вернулся в Россию.

Получение придворных чинов

Сначала Бортнянский стал придворным капельмейстером. В 1784 г. итальянскому маэстро Д. Паизиелло пришлось срочно уехать на родину, в Италию. Заменить его при малом дворе Марии Федоровны было предложено Бортнянскому. Одновременно в его обязанности вменялось заполнить музыкальные пробелы в обучении княжны.

Дмитрий Степанович приготовил альбом пьес для исполнения на клавикорде, фортепьяно и клавесине. Подарок княгине понравился, и в апреле 1785 г. Бортнянский стал официальным обладателем своего первого, хоть и невысокого чина. Дмитрий Степанович получил должность коллежского асессора. В сравнении с армейской службой он приравнивался к чину майора.

Карьера при дворе

В 1786 г. появилось произведение «Празднество сеньора» (Бортнянский). Княжна Мария Федоровна попросила сделать оперу более значимой. В результате Дмитрий Степанович написал музыку к новому либретто. Опера получила название «Сокол», многие мотивы были взяты из «Алкида». Премьера нового произведения прошла в октябре 1786 г. Опера Бортнянского «Сокол» имела огромный успех.

Она отражает виртуозность и мастерство маэстро. Он смог найти сочетание отдельным ариям и балетным вставкам, гармонично связав их, передать вместе с музыкой теплоту, раскрепощенность и эмоциональную выразительность. Произведение «Сокол» стало одним из хрестоматийных. Сначала опера звучала в Гатчинском театре, потом перешла в Павловский. Затем произведение попало почти на все небольшие сцены.

Через год появился новый шедевр Бортнянского «Сын-соперник, или Новая Стратоника». Произведение стало одним из лучших. Потом Дмитрий Степанович начал писать хоровые концерты. В то время это был привычный жанр. Произведения исполнялись в основном на особых церковных службах. Однако часто концерты проходили и на придворных торжествах, во время важных церемоний. Бортнянский Дмитрий смог так изменить хоровые произведения, что они стали новым направлением в музыке.

На протяжении нескольких десятилетий им написано больше 50 концертов. В каждом из них есть элементы народных песен. Ценители европейской музыки с восхищением отзывались о произведениях Бортнянского. Хоры имели дивные мелодичные оттенки, полнозвучные гармонии и отличались свободным расположением голосов.

На руководящей должности в придворной Капелле

С 1796 г. Дмитрий Степанович управлял придворной капеллой. Служба у певчих была нелегкая, и Бортнянский знал это не понаслышке. Он смог постепенно многое изменить в Капелле. Бортнянский решил создать отдельный оплот певчих, которые исполняют произведения без инструментального сопровождения и избавить новый коллектив от участия в спектаклях.

В результате была создана лучшая школа хорового искусства. Певчие не принимали больше участия в театральных постановках. В 1800 г. Капелла стала независимым музыкальным отделением.

В 1801 г. Дмитрий Степанович был назначен директором. Капелла под его руководством разрасталась и стала очень популярной. Бортнянский Дмитрий в качестве педагога был нарасхват и стал непререкаемым музыкальным авторитетом. Его школа стала считаться первоклассной, он готовил множество профессиональных хористов и капельмейстеров.

Одновременно Дмитрий Степанович занимался и собственным искусством, создавая все более привлекательные романсы, инструментальную музыку, камерные произведения и сонаты. Новое столетие Бортнянский встретил на пике своей славы. Произведение «Сын-соперник, или Новая Стратоника» было связано с расцветом Капеллы. Это наиболее значимая музыкальная вещь композитора из всех созданных на французские тексты.

Увлечения Бортнянского

Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825 гг.) был разносторонним человеком. Современники называли его симпатичным, строгим на службе и снисходительным к людям. Всю свою жизнь Дмитрий Степанович был предан искусству, и не только музыке.

Он участвовал в литературных вечерах, был отличным знатоком изящных искусств и живописи. Коллекционированием полотен Дмитрий Степанович увлекся еще в Италии. Там же находил время для изучения истории европейских искусств. Именно в Италии Бортнянский начал собирать коллекцию картин, которая потом получила высокую оценку ценителей живописи.

Все собранные полотна Дмитрий Степанович привез на родину. Он любил показывать коллекцию своим гостям. Бортнянскому пришлось участвовать и в оформлении дворцов в Гатчине и Павловске. Он был постоянным консультантом в области архитектуры и живописи. Поэтому оформление зданий - отчасти и его заслуга. Бортнянский Дмитрий выбирал и покупал полотна для

В 1804 г. композитор был принят в ряды почетных академиков. Начиная с 90-х гг. он погрузился в создание духовной музыки, особенно хоровых концертов. В них он нередко выходил за строгие церковные рамки. В композициях Бортнянского чувствовалось влияние оперы, маршевые и танцевальные ритмы. Медленные части произведений иногда напоминали городские романсы.

Дмитрий Степанович никогда не состоял в масонских ложах. Однако некоторые его гимны считались приоритетными для тайных обществ. В историю русской культуры вошло также произведение Бортнянского «Певец во стане русских воинов». В этом шедевре Дмитрий Степанович даже превзошел себя, так как получилась застольная хоровая песня. Исполнять ее можно было и в сольном варианте.

Творчество Бортнянского

Творчество Дмитрия Бортнянского невозможно уместить только в одном сборнике. Композитор писал разнообразную музыку. Для придворной Капеллы - духовную, для малого двора - светские композиции. Многие хоровые концерты написаны с явными признаками классического стиля. Произведения в основном 3-х или 4-х частных циклов, не связанных между собой тематически.

Наиболее известные из оперных произведений те, которые Бортнянский создавал в Италии. Эти первые сочинения до сих пор считаются «золотой коллекцией». Инструментальные сборники писались Дмитрием Степановичем уже в 80-х гг.

К сожалению, до наших дней дошло очень мало произведений этого направления. Большинство из этих музыкальных шедевров одночастные. В инструментальных произведениях многие ценители отмечают, что заметны национальные украинские черты.

Личная жизнь композитора

Супругой Бортнянского Дмитрия Степановича была скромная, спокойная Анна Ивановна. У них родился сын, которого они назвали Александром. Когда он вырос - служил поручиком в гвардии. Со временем Александр женился, и у него родились двое детей - дочь Марья и сын, названный в честь деда.

Внук Бортнянского пошел по стопам своего знаменитого родственника. У мальчика был чудесный голос, и Дмитрий Степанович зачислил внука певчим в Капеллу. Жила семья Бортнянского в большом двухэтажном доме, украшенном дубовой резной дверью. У Дмитрия Степановича был свой рабочий кабинет, в котором он любил в задумчивости проводить время вечерами.

К числу близких людей была причислена и Александра Михайловна, 27-летняя девица. Никто, даже она сама, ничего не знала о своих родителях. Еще малолетнюю Александру приютили Дмитрий Степанович с супругой, и с тех пор девочка стала считаться членом семьи. Бортнянские воспитывали ее как собственную дочь.

Последние годы жизни

Придворная капелла оставалась «детищем» Дмитрия Степановича до последних лет жизни. В эти годы он с еще большей педантичностью учил и работал с подопечными, стараясь по максимуму раскрыть их пение.

Все дни Бортнянского были заполнены «под завязку». Домой он ходил пешком, вдоль набережной Мойки, пересекал Сенатскую площадь и сворачивал направо на углу Миллионной улицы. Дойдя до дома, поднимался в свой кабинет, и иной раз долго сидел в задумчивости. Старость брала свое, Дмитрий Степанович в последние годы сильно уставал.

Он много работал над полным изданием своих сочинений. В книги он вложил немало собственных средств, но многие так и не увидел. Дмитрий Степанович успел издать лишь часть хоровых концертов, которые были написаны еще в молодости. Полное собрание его сочинений из десяти томов появилось только в 1882 году, под редакцией Чайковского.

Композитор Дмитрий Бортнянский скончался в Петербурге, 27 сентября (10 октября по новому исчислению) в 1825 году. В этот день он вызвал к себе хор Капеллы. Композитор попросил исполнить один из своих концертов, и тихо умер под любимые звуки музыки.

Дмитрий Степанович был похоронен на Васильевском острове, на Смоленском кладбище. На могиле знаменитого русского композитора был установлен обелиск и памятник. Затем последовал акт вандализма, и в 1953 г. захоронение было перенесено в Александро-Невскую лавру, в Пантеон деятелей культуры.

В память о великом русском композиторе именем Бортнянского было названо училище искусств в Сумах, Черниговский камерный хор и улица в Львове. На родине Дмитрия Степановича, в Глухове, установлен памятник, который вылепил скульптор Коломиец И. А. В 90-х гг. украинская артистка Наталья Свириденко создала Трио имени Бортнянского (сопрано, флейта и клавесин).

Наследие великого композитора

После смерти мужа Анна Ивановна отдала в Капеллу на хранение рукописи сочинений и гравированные нотные доски. Однако все чаще исполнялись его хоровые концерты, а светские сочинения в виде инструментальных и оперных произведений оказались постепенно забыты.

Вспомнили об этой музыке Дмитрия Степановича Бортнянского спустя долгие годы, только в 1901 г., по случаю 150-летия со дня рождения композитора. В Капелле случайно нашлись ранние сочинения, была устроена их выставка. Среди них были такие известные произведения, как «Алкид», «Сокол», Квинт» и другие. Сохранился и клавирный сборник, который посвящался княжне Марии Федоровне.

О светских сочинениях вновь заговорили еще через 50 лет. К этому времени многие произведения композитора оказались навеки утраченными, так как после 1917 г. архив Капеллы был расформирован по разным хранилищам. Часть сборников Бортнянского так и не была найдена. Исчезли и произведения, посвященные княжне Марии Федоровне.

Дмитрий Степанович Бортнянский – российский композитор, являющийся основоположником русской классической российской музыкальной традиции.
Биография Дмитрия Степановича Бортнянского – молодые годы.
Дмитрий Степанович Бортнянский родился он 26 октября 1751 года в Глухове на Украине. Учился в известной глуховской школе. В возрасте семи лет были замечены его прекрасные вокальные данные, и Бортнянский был принят в в Придворную певческую капеллу в Петербурге. Помимо церковного пения, мальчик он исполнял также и сольные партии в итальянских операх.
За успехи в музыкальной деятельности Дмитрию Бортнянскому назначили художественную стипендию, которая позволяла получить образование в Италии. В возрасте семнадцати лет Бортянский, он уезжает для продолжения музыкального образования Венецию, которая считалась одним из главных культурных центров Италии и славилась своим оперным театром. Там жил бывший учитель Бортнянского, итальянский композитор Бальтасар Галуппи, который был его музыкальным преподавателем в Петербурге. Он всячески поддерживал молодого музыканта. Бортянский за время жизни в Италии стремился к углублению своих знаний, посещая и другие культурные центры Италии - Болонью, Рим, Флоренцию и Неаполь.
Период жизни в Италии, продолжавшийся порядка десяти лет, в биографии Дмитрия Степановича Бортнянского сыграл весьма существенное значение. За это время композитор блестяще овладел композиторской техникой итальянской школы, при этом его произведения отличались близостью к чувственной напевной украинской песне. В Италии Бортнянский написал три оперных произведения - «Креонт», «Алкид», «Квинт Фабий». Судьба одной из опер, "Алкида", сложилась в будущем очень интересно. После исполнения «Алкида» во время венецианского карнавала, партитура оперы пропала и была найдена лишь спустя два века в одной из библиотек Вашингтона. Копию партитуры отыскала американка русского происхождения Кэрол Хьюз. Она отправила ее известному музыковеду Юрию Келдышу, и в 1984 году опера впервые прозвучала на родине Бортнянского в Киеве, а затем и в Москве.
В 1779 году музыкальный руководитель при императорском дворе Иван Елагин направил Бортнянскому приглашение вернуться в Россию. По возвращении Бортнянский получил должность капельмейстера Придворной капеллы и здесь начался переломный момент в творческой биографии композитора – он посвящает себя отечественной музыке. Наибольших успехов Бортнянский достиг в жанре хоровых духовных концертов, объединив в них европейские техники музыкальных сочинений с православными традициями.
В 1785 году Бортнянский получил приглашение на должность капельмейстера "малого двора" Павла I. Не оставляя своих основных обязанностей, Бортнянский согласился. Основная работа при дворе Павла I находилась для Бортнянского в летнее время. В честь Павла I Бортнянский в 1786 году создал оперу "Празднество сеньора", увертюру к которой заимствовал из своей итальянской оперы "Квинт Фабий". В тот период Бортнянским было написано еще два оперных произведения: в 1786 году он сочинил оперу "Сокол", а в 1787 году "Сын-соперник", которая считается лучшим оперным произведением за всю творческую биографию Бортнянского. Опера "Сокол" также не забыта и в настоящее время входит в репертуар театра "Санктъ-Петербургъ-опера".
В середине 90-х годов Бортнянский прекращает музыкальную деятельность при "малом дворе". Оперных произведений композитор больше не писал. По мнению некоторых историков, это могло быть связано с увлечением композитора движением масонов. Именно Бортнянский был автором известного гимна русских масонов на стихи М.Хераскова "Коль славен наш господь во Сионе".
Биография Дмитрия Степановича Бортнянского – зрелые годы.
С 1796 года Бортнянский стал управляющим Придворной певческой капеллы. Помимо исполнения обязанностей управляющего он занимался преподавательской деятельностью, давая уроки музыки в Смольном институте благородных девиц, а также принимал участие в работе Петербургского филармонического общества.
В 1801 году его назначили директором капеллы. Будучи руководителем капеллы и автором духовных композиций Бортнянский сильно повлиял на церковное пение в России девятнадцатого века: помимо улучшения музыкального мастерства придворного хора, при нем существенно улучшилось образование и положение певчих. Бортнянский был первым директором капеллы, которому было разрешено исполнять и издавать новые духовно-музыкальные сочинения.
В репертуаре духовной музыки, которая занимает одну из главных ролей в творческой биографии Бортнянского, около полутора сотен произведений: богослужебные песнопения, духовные концерты, литургия, трио. Его духовно-музыкальные произведения исполнялись в течение всего 19 века. Некоторые из них исполняются в русских храмах на рождественских и пасхальных концертах по сей день. Бортнянский являлся создателем нового типа духовного хорового концерта. Его стиль, основанный на классицизме с элементами сентиментализма и традиционных песенных русских и украинских интонациях, позже использовали в своей композиторской деятельности многие авторы. Бортнянский был признанным мастером хоровой духовной музыки.
В последние годы своей жизни Бортнянский продолжал свою композиторскую деятельность. Он писал романсы, кантаты, и работал над подготовкой к изданию полного собрания своих произведений. Однако эта работа не была окончена композитором. Он успел издать только свои произведения для хоровых концертов, которые были написаны им в молодые годы - «Духовные концерты на четыре голоса, сочиненные и вновь исправленные Дмитрием Бортнянским». Впоследствии полное собрание его сочинений в 10 томах издал в 1882 году Петр Ильич Чайковский.
Бортнянский умер 1825 года в Петербурге. В свой последний день он попросил хор капеллы исполнить один из своих духовных концертов.

Бортнянский, Дмитрий Степанович, - знаменитый русский композитор и первый директор придворной певческой капеллы (1751 - 1825). Родился в городе Глухове (Черниговской губернии) и семилетним мальчиком был взят в придворный певческий хор. В то время для придворных театральных представлений и для концертов не существовало еще отдельного хора, и в них участвовал тот же придворный хор, который пел в церкви. Бортнянский не только пел в хоре, но 11-ти лет исполнял сольную женскую партию в опере "Альцеста" Раупаха. Уменью держаться на сцене он обучался, как и другие певчие, в Шляхетном Кадетском Корпусе. По приезде в СПб. Бальтазара Галуппи, назначенного придворным оперным и балетным композитором и капельмейстером, Бортнянский стал серьезно обучаться у него музыке. Когда (1768) Галуппи покинул Россию, Бортнянский был отправлен на казенный счет за границу для продолжения у него в Венеции своего музыкального образования. Бортнянский приобрел солидную композиторскую технику и проявил свой талант еще в Италии, написав ряд крупных сочинений, опер, кантат, сонат (не изданы). Некоторые его оперы шли на итальянских сценах: "Креонт" - музыкальная трагедия - в театре Бенедиктинцев (1777); "Алкид" - опера в 2-х действиях - в театре Венеции (1778); "Квинт Фабий" - музыкальная драма - в герцогском Моденском театре (1779). Бортнянский побывал во Флоренции, Болонье, Риме, Неаполе, изучая сочинения итальянских мастеров. В 1779 г. он получил письмо от главного директора над спектаклями и придворной музыкой, Елагина, призывавшего его вернуться в Россию. "Ежели же вам надобно будет впредь для нового вкуса еще побывать в Италии (писал, между прочим, Елагин), то можете надеяться, что отпущены будете" (см. "Русскую Музыкальную Газету", 1900, ¦ 40). В том же году Бортнянский возвратился в СПб. Сочинения его произвели при дворе большое впечатление, и он тотчас был назначен "композитором придворного певческого хора". В 1796 г., с учреждением придворной капеллы, он был сделан первым ее управляющим и получил звание "Директора вокальной музыки". В этой должности он оставался до самой смерти. В круг обязанностей Бортнянского входило не только дирижирование хором, но и сочинение церковных песнопений и заведование капеллой в административном отношении. Бортнянский улучшил состав хора; увеличил его состав, доведя его постепенно до 60 человек (вместо 24-х), и достиг того, что капелла служила исключительно целям церковного пения и не приглашалась на театральные представления, для которых в 1800 г. был учрежден свой собственный хор. Бортнянский улучшил и самое исполнение хора, сделав его более строго-церковным, устранив считавшиеся эффектными вычурные виртуозные украшения, выкрики. В то время было в ходу много церковных сочинений итальянского, наполовину светского стиля, часто совершенно безвкусных и не вяжущихся с благолепием богослужения. Писать музыку на церковные тексты начал у нас Галуппи. Он же ввел и форму так называемого концерта (мотет). Приглашенный Екатериной II придворный капельмейстер Джузеппе Сарти тоже писал церковные концерты. Все эти сочинения вносили в церковные песнопения оперно-драматический итальянский характер. Обращались и сочинения неизвестных авторов, с прямыми заимствованиями оперных мотивов. 8- и 12-голосные концерты пелись часто по рукописям с ошибками и с изменениями самих исполнителей. По настоянию Бортнянского был издан ряд Высочайших указов, охраняющих чистоту церковного стиля. В 1816 г. было повелено: "Все, что ни поется в церквах по нотам, должно быть печатное и состоять или из собственных сочинений директора придворного певческого хора Бортнянского, или других известных сочинителей, но сих последних сочинения непременно должны печатаемы быть с одобрения Бортнянского". Предоставленным лично Бортнянскому исключительным правом цензуры на духовные песнопения его преемники продолжали пользоваться до тех пор, пока в 1820-х годах не последовало разъяснение Святейшего Синода, что это право принадлежит лишь ему, как учреждению, а не отдельному лицу. Бортнянскому было поручено обучать причетников приходских церквей в СПб. "простому и единообразному нотному пению", для чего под его редакцией был напечатан и разослан по церквам придворный напев литургии на два голоса. Но искоренение концертного итальянского стиля подвигалось медленно, между прочим, и потому, что он нравился самому духовенству. В собственных концертах Бортнянский далеко не отрешился от этого стиля, хотя и упростил его, избегая таких эффектов, как, например, фиоритурные украшения. Для современников Бортнянского его сочинения, проникнутые религиозным чувством, были заметным шагом вперед, но последующими поколениями, даже ближайшими, их стиль не мог быть признан вполне отвечающим их назначению. А.Ф. Львов в своем сочинении "О свободном или несимметричном ритме" указал на слишком свободное обращение Бортнянского с церковными текстами, на допущенные им перестановки слов и даже изменения текста в угоду чисто музыкальным требованиям. М.И. Глинка называл Бортнянского "Сахар Медович Патокин". П.И. Чайковский, редактируя "Полное собрание сочинений" Бортнянского, сурово отзывался о его сочинениях, находя в концертах "самый плоский набор общих мест", и из всех сочинений отмечал лишь какой-нибудь "десяток порядочных вещей" (М. Чайковский, "Жизнь П.И. Чайковского", т. II). "Я признаю некоторые достоинства за Бортнянским, Березовским и пр., - писал он Н. ф. Мекк (там же), - но до какой степени их музыка мало гармонирует с византийским стилем архитектуры и икон, со всем строем православной службы". Стиль церковных сочинений Бортнянского скорее гармонический, чем контрапунктический; гармония их, в общем, сложностью не отличается. Главную мелодию Бортнянский помещает почти всегда в верхнем голосе и, заботясь о выделении ее, редко дает самостоятельное значение остальным голосам, двигающимся зачастую параллельными терциями и секстами, что сообщает целому известную монотонность. Зная хорошо человеческие голоса, Бортнянский писал всегда удобоисполнимо и достигал прекрасной звучности. Но богатая звуковая сторона его песнопений не служит для него целью и не затеняет их молитвенного настроения. Вот почему многие сочинения Бортнянского охотно поются и теперь, умиляя молящихся. Своими "Херувимскими", проникнутыми мистикой, доходящей во второй половине песнопения до живейшего религиозного экстаза, Бортнянский как бы установил прототип, которого придерживалась и последующие русские композиторы. От этого прототипа не отошел и Глинка в своей "Херувимской". Бортнянский первый сделал опыт гармонизации древних церковных мелодий, изложенных одноголосно в церковно-певческих книгах, изданных Святейшим Синодом впервые в 1772 г. Этих гармонизаций у Бортнянского немного: ирмосы "Помощник и покровитель", "Ныне силы небесные", "Чертог Твой", "Ангел вопияше", "Дева днесь", "Приидите, ублажим Иосифа" и некоторые другие. В этих переложениях Бортнянский только приблизительно сохранил характер церковных мелодий, придав им однообразный размер, уложив их в рамки европейских тональностей мажора и минора, для чего потребовалось иной раз изменить и самые мелодии, ввел в гармонизацию аккорды, не свойственные так называемым церковным ладам мелодий. Но все это не исключает своеобразной красоты его переложений. Несмотря на европейские формы и итальянизмы Бортнянского, в его сочинениях можно найти и русицизмы, выражающиеся в мелодических оборотах, реже - в ритмике. Ему приписывается сочинение под заглавием: "Проект об напечатании древнего российского крюкового пения" (напечатан князем П.П. Вяземским в "Приложении к Протоколу Общества Любителей Древней Письменности" 25 апреля 1878 г.), но принадлежность его Бортнянскому оспаривается В.В. Стасовым ("Сочинение, приписываемое Бортнянскому", - "Русская Музыкальная Газета", 1900, ¦ 47); утверждается оно без достаточной убедительности С.В. Смоленским ("Памяти Д.С. Бортнянского" - "Русская Музыкальная Газета", 1901, ¦ 39, 40) и А. Преображенским ("Д.С. Бортнянский" - "Русская Музыкальная Газета", 1900, ¦ 40). - По отзывам современников, Бортнянский был чрезвычайно симпатичный человек, строгий к службе, горячо преданный искусству, добрый и снисходительный к людям. Рассказывают, что в день кончины Бортнянский призвал к себе хор капеллы и приказал петь свой концерт "Вскую прискорбна еси, душа моя", под звуки которого тихо скончался. Бортнянский похоронен в Петербурге, на Смоленском кладбище. В Нью-Йорке, в новом епископальном соборе св. Иоанна Богослова поставлена статуя Бортнянского. Из сочинений Бортнянского наибольшей известностью пользуются концерты: "Гласом моим ко Господу воззвах"; "Скажи ми Господи кончину мою"; "Вскую прискорбна еси, душа моя"; "Да воскреснет Бог и расточатся врази его"; "Коль возлюбленна селение твоя, Господи"; великопостные песнопения - "Да исправится молитва моя", "Ныне силы небесные", пасхальные песнопения - "Ангел вопияше", "Светися, светися"; гимн - "Коль славен наш Господь в Сионе". Сочинения Бортнянского стали издаваться лишь с 1825 г. под наблюдением прот. Турчанинова. Кроме издания капеллы (неполного) имеется издание П. Юргенсона: "Полное собрание духовно-музыкальных сочинений", под редакцией П. Чайковского. Сюда вошли 9 трехголосных сочинений (в том числе "Литургия"); 29 четырехголосных отдельных песнопений из церковных служб (в том числе 7 "Херувимских"); 16 двухорных песнопений; 14 "Хвалебных песен" ("Тебе Бога хвалим"; 4 четырехголосных и 10 двухорных); 45 концертов (35 четырехголосных и 10 двухорных); гимны и частные молитвы (в том числе "Коль славен"). Многочисленные сочинения Бортнянского в области светской музыки не изданы. Два из них имеются в рукописях в Императорской Публичной Библиотеке в СПб.: 1) квинтет C-dur, соч. в 1787 г., для фортепиано, арфы, скрипки, виолы ди гамба и виолончели; 2) симфония ("Sinfonie concertante") B-dur, соч. в 1790 г., для фортепиано, двух скрипок, арфы, виолы ди гамба, фагота и виолончели. Эта симфония в сущности немногим отличается от квинтета по форме, стилю и инструментовке. В списке, приложенном к Высочайшему повелению 29 апреля 1827 г., о покупке у наследников Бортнянского его сочинений, значатся между прочим: "Сретение Орфеево Солнце", "Марш всеобщего ополчения России", "Песни Ратников", "Певец во стане русских воинов"; 30 арий и дуэтов русских, французских и итальянских с музыкой и оркестром; 16 хоров российских и итальянских с музыкой и оркестром; 61 увертюр, концертов, сонат, маршев и разных сочинений для духовной музыки, фортепиано, арфы и других инструментов, 5 опер итальянских, а также "Ave Maria", "Salve Regina" с оркестром, "Dextera Domini" и "Messa". - О Бортнянском, кроме упомянутых источников, см.: Д. Разумовский, "Церковное пение в России" (Москва, 1867); Н.А. Лебедев, "Березовский и Бортнянский как композиторы церковного пения" (СПб., 1882); собрание статей разных авторов под заглавием: "Памяти духовных композиторов Бортнянского, Турчанинова и Львова" (СПб., 1908; статьи прот. М. Лисицына и Н. Компанейского). Г. Т.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БОРТНЯНСКИЙ ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • БОРТНЯНСКИЙ ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Бортнянский Дмитрий Степанович (1751 - 1825), русский композитор. Родился в 1751 г. в г. …
  • БОРТНЯНСКИЙ ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1751-1825) российский композитор. По происхождению украинец. Мастер хорового письма а капелла, создал новый тип русского хорового концерта. Камерно-инструментальные произведения - …
  • БОРТНЯНСКИЙ ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Дмитрий Степанович , русский композитор. По национальности украинец. Обучался пению и теории музыки в Придворной певческой …
  • БОРТНЯНСКИЙ ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ
    знаменитый русский композитор церковной музыки, с деятельностью которого тесно связаны судьбы православного духовного пения первой четверти этого столетия и придворной …
  • БОРТНЯНСКИЙ ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? знаменитый русский композитор церковной музыки, с деятельностью которого тесно связаны судьбы православного духовного пения первой четверти этого столетия и …
  • ДМИТРИЙ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (принадлежащий Димитре или римской Церере, богине земледелия) - название четырех лиц: 1Мак 7:1-4, 9:1-10, 15, 22:25, 2Мак 14:1-36 - Димитрий …
  • БОРТНЯНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Дмитрий Степанович) - знаменитый русский композитор церковной музыки, с деятельностью которого тесно связаны судьбы православного духовного пения первой четверти этого …
  • ДМИТРИЙ
    ДМ́ИТРИЙ ШЕМЯКА (1420-53), князь Галича- Костромского, сын Юрия Дмитриевича. В ходе войны в 1446 взял в плен и ослепил Василия …
  • ДМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДМ́ИТРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1323 или 1324-83), князь суздальский (с 1356), великий князь владимирский (1360-63) и нижегородско-суздальский (с 1365). В союзе с …
  • ДМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДМ́ИТРИЙ ИВАНОВИЧ (1582-91), царевич, мл. сын Ивана IV. В 1584 отправлен с матерью (М.Ф. Нагой) в удел Углич. Погиб при …
  • ДМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДМ́ИТРИЙ ДОНСКОЙ (1350-89), великий князь московский (с 1359) и владимирский (с 1362), сын Ивана II. При нём в 1367 построен …
  • БОРТНЯНСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БОРТН́ЯНСКИЙ Дм. Степ. (1751-1825), композитор. По происхождению украинец. В 1769-79 жил в Италии. С 1796 дир. Придворной певческой капеллы (С.-Петербург). …
  • ДМИТРИЙ в словаре Синонимов русского языка:
    димитрий, …
  • ДМИТРИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Дмитрий, (Дмитриевич, …
  • БОРТНЯНСКИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Дмитрий Степанович (1751-1825) , российский композитор. По происхождению украинец. Мастер хорового письма а капелла, создал новый тип русского хорового концерта. …
  • НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ ГУМИЛЁВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-20 Time: 08:55:11 Навигация Тема = Николай Гумилёв Википедия = Гумилёв, Николай Степанович Викитека = Николай Степанович Гумилёв Викисклад …
  • МОЛЧАЛИН, АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-11-11 Time: 12:20:36 Молчалин Алексей Степанович — герой комедии «Горе от ума». *Я только нес их для докладу, Что …
  • ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ СМИРНОВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-01-02 Time: 21:11:27 Навигация Тема = Дмитрий Смирнов Википедия = Смирнов, Дмитрий Николаевич (композитор) Викитека = Дмитрий Николаевич Смирнов …
  • ГЕРАСИМ СТЕПАНОВИЧ ЛЕБЕДЕВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-07-24 Time: 09:08:03 Навигация Тема = Герасим Лебедев Википедия = Лебедев, Герасим Степанович Викитека = Гера?сим Степа?нович Ле?бедев (1749—1817) …
  • АНДРЕЙ СТЕПАНОВИЧ ПЛАХОВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-08-30 Time: 18:16:56 Андрей Степанович Плахов (р. 1950) — российский кинокритик и киновед. …
  • ЧИСТОСЕРДОВ ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Чистосердов Дмитрий Степанович (1861 - 1919), протоиерей, священномученик. Память 26 декабря и …
  • УСПЕНСКИЙ ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Успенский Павел Степанович (+ …
  • СТЕПАНОВ ФЕДОР СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Степанов Федор Степанович (1869 - 1937), священник. Родился в 1869 году. Священник в …
  • СКОБЕЛЕВ МИХАИЛ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Скобелев Михаил Степанович (1887 - 1937), священник, священномученик. Память 18 сентября и …
  • СЕРГИЕВСКИЙ ИРОДИОН СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергиевский Иродион Степанович (1780 - 1830), протоиерей. Окончил курс Коломенской духовной семинарии и …
  • РУДАКОВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Рудаков Дмитрий Иванович (1879 - 1937), псаломщик, мученик. Память 14 ноября, …
  • ПАРФЕНЮК ЕВГЕНИЙ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Парфенюк Евгений Степанович (1921 - 2008), протоиерей. Родился 11 августа 1921 г. в …
  • в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Василий Степанович Ортутай (1914 - 1977), протоиерей. Родился 12 марта 1914 в селе …
  • ОВЕЧКИН ДМИТРИЙ КИПРИАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Овечкин Дмитрий Киприанович (1877 - 1937), священник, священномученик. Память 1 ноября и …
  • ЛЕБЕДЕВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Лебедев Дмитрий Александрович (1871 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 14 ноября, в …
  • КРЮЧКОВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Крючков Дмитрий Иванович (1874 - 1952), священник, священноисповедник. Память 27 августа. …
  • ГУНДЯЕВ ВАСИЛИЙ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Василий Степанович Гундяев (ок. 1878 - 1969), священник. Родился около 1878 года. Работал машинистом …
  • ГРИМАЛЬСКИЙ ЛЕОНТИЙ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Гримальский Леонтий Степанович (1869 - 1938), протоиерей, священномученик. Память 13 февраля, …
  • ГРИГОРЬЕВ ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ, МЛАДШИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Григорьев Дмитрий Дмитриевич (1919 - 2007), протоиерей (Православная Церковь в Америке), профессор …
  • ГРИБКОВ НАЗАРИЙ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Грибков Назарий Степанович (1879 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 28 ноября, …
  • ВЕРШИНСКИЙ ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Вершинский Дмитрий Степанович (1798 - 1858), протоиерей, в свое время пользовался известностью и как …
  • БОГОЯВЛЕНСКИЙ НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Богоявленский Николай Степанович (1878 - 1962), протоиерей. Родился 17 октября 1878 года. В …
  • БЕНЕВОЛЕНСКИЙ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Беневоленский Дмитрий Михайлович (1883 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 14 ноября и в …
  • БАЯНОВ ДМИТРИЙ ФЕДОРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Баянов Дмитрий Федорович (1885 - 1937), протоиерей, церковный композитор. Родился 15 февраля 1885 …

Д.С. Бортнянский

В историю русской музыки Дмитрий Степанович Бортнянский вошёл прежде всего как автор хоровых духовных сочинений (сочинения других жанров не получили известности за пределами узкого придворного круга). Выдающийся мастер хорового письма a cappella, глубокий, проникновенный художник, Бортнянский, преодолевая рамки церковности, воплощал в духовных произведениях возвышенную философскую лирику, насыщенную тёплым человеческим чувством. Наряду с М. С. Березовским, Бортнянский создал новый тип русского хорового концерта, в котором использованы достижения оперы, полифонического искусства 18 в., классических форм инструментальной музыки. Концерты Бортнянского построены в циклической форме, некоторые из них содержат элементы сонатности.

Особенности хорового письма:

    Стремление к благозвучию: обилие параллельных терций и секст, весьма умеренное пользование диссонансами;

    Широкое применение полифонии (на гармонической основе), нередко – в виде свободной, ритмической имитации;

    В отличие от Березовского, наблюдается множественность («текучесть») тематизма.

    Концерты состоят из контрастных, но связанных между собой разделов;

    Концерты типа «размышлений» (с преобладанием медленных темпов) завершаются, как правило, фугированным изложением;

    При частом чередовании соло и тутти, солисты не противопоставляются хоровым партиям, а являются как бы их корифеями.

Многие исследователи отмечают связь концертов Бортнянского с современной ему симфонической формой – concerto grosso.

Для исполнителей хотелось бы отметить, что хоровые сочинения Бортнянского удобны для пения, отлично звучат в хоре.

Список хоровых сочинений Д.С. Бортнянского:

    Песнопения для церкви;

    Духовные хоровые концерты (35 концертов) для четырехголосного хора;

    Одночастные хоровые концерты для четырехголосного хора, для двух четырехголосных хоров, для трио с четырехголосным хором (около 30 концертов);

    Хоровые «хвалебные» песни (около 10 хоров);

    Переложения церковных песнопений для четырехголосного хора (около 20 переложений);

    Сочинения на латинские и немецкие тексты, мотеты, хоры, отдельные песнопения, написанные в годы обучения в Италии.

М.С. Березовский

«Среди композиторов есть один, состоящий теперь придворным камер-музыкантом, по имени Максим Березовский, обладающий совершенно особенным дарованием, вкусом и искусством композиции... В течение нескольких лет он сочинял в таком стиле с привлекательнейшей гармонией превосходнейшие концерты... Тому, кто сам этого не слыхал, трудно себе представить, как торжественно и привлекательно звучала такая музыка в исполнении сколь многочисленного, столь и искусного хора избраннейших голосов»

Якоб фон Штелин о М. С. Березовском

Максим Созонтович Березовский – первый русский музыкант с европейским именем; его фуги - первые в истории русской музыки. Найденные им музыкальная форма и характер песнопений Литургии нашли продолжение (вплоть до Чайковского). Наряду с западным влиянием в сочинениях Березовского можно найти отзвуки украинской и русской народной песенности.

Сочинения

    причастные стихи "Во всю землю", "Творяй ангелы своя духи", "Хвалите Господа с небес" (три номера, второй – с большой фугой), "Блажени яже избра";

    концерты: "Милость и суд воспою Тебе, Господи", "Не имамы иныя помощи", "Отрыгну сердце мое", «Бог ста в сонмi богов" и "Господь воцарися", "Слава в вышних Богу", "Милость и суд воспою тебе, Господи», "Не отвержи мене во время старости" (Самый популярный концерт Березовского, отличающийся выразительным раскрытием текста, драматичностью, не свойственной церковной музыке; заключительную фугу как образцовую приводит П.Чесноков в книге "Хор и управление им").

Отличительные особенности духовно-музыкальных произведений Березовского:

    монотематизм;

    художественность целого предпочтительно пред внешним блеском мелодического движения отдельных голосов;

    осмысленность в расположении текста с музыкою;

    замечательная техника в разработке деталей.

Библиография

    Скребков, Русская хоровая музыка XVIII в.

    Келдыш Ю., История русской музыки XVIII в.

    История русской музыки. Том 3.

    Страницы истории русской музыки.