Написать мнение русских писателей о композиторах. Композиторы о композиторах. Образцы литературных жанров у русских композиторов

о великих русских композиторах

Сегодня мировая классическая музыка просто немыслима без произведений русских композиторов, хотя отечественная композиторская школа появилась только в 19 веке. О каждом из знаменитых людей можно рассказывать бесконечно. Прокофьев, например, гениально играл в шахматы, Бородин был профессором химии, а Рахманинов настолько щепетильно относился к своим рукам, что обувь ему надевала супруга. Сегодня - самые интересные факты из жизни и творчества русских композиторов.


Император демонстративно ушёл с премьеры оперы Глинки

Михаил Иванович Глинка по праву считается основоположником отечественной русской классической музыки и первым русским композитором-классиком, которому удалось достичь мировой славы.






Успех композитору принесла его опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). В этом музыкальном произведении композитору удалось органично соединить европейскую оперную и симфоническую практику с русским хоровым искусством. Впервые появился национальный герой, воплотивший в себе лучшие черты национального характера.

А вот премьера второй оперы композитора - «Руслан и Людмила» - принесла Глинке ряд чувствительных огорчений. Премьера оперы состоялась в Большом театре в Санкт-Петербурге в тот же день, что и премьера первой оперы Глинки - 9 декабря. Высшему обществу опера не понравилась, публика её освистала, а император Николай I и вовсе, не дождавшись конца оперы, после четвёртого акта демонстративно вышел из зала.

Впрочем, современники отмечали, что оперу эту Глинка писал более чем небрежно. В.П.Энгельгардт 1894 году писал М.Балакиреву: « Полной автографной партитуры «Руслана» никогда не существовало. Отдельные номера посылались им в театральную контору для переписки, оттуда не возвращались и там пропадали ». А план оперы, если верить современникам, и вовсе «намахал» Константин Бахтурин « в четверть часа под пьяную руку ». Тем не менее опера в первый свой сезон прошла 32 раза в Петербурге и столько же в Париже, тогда как, по свидетельству Ференца Листа, опера «Вильгельм Телль» Джоакино Россини в свой первый парижский сезон была дана только 16 раз.

Известно, что Михаил Иванович Глинка был слаб здоровьем. Это, однако, не мешало ему путешествовать, к тому же географию композитор знал прекрасно. Он свободно владел шестью иностранными языками, среди которых был и персидский.



Прокофьев придумал особый вид шахмат

Сергей Сергеевич Прокофьев - дирижёр, пианист и один из крупнейших русских композиторов ХХ века. Его считают русским музыкальным вундеркиндом: композировал он с 5 лет, в 9 написал две оперы, а в 13 лет стал студентом Санкт-Петербургской консерватории.






Покинув Родину в 1918 году, в 1936 он вернулся в СССР. Но уже в 1948 Полибюро ЦК ВКП(б) издало постановление, обвиняющее Прокофьева и других музыкантов в «формализме», а их музыка была объявлена «вредной». Первая супруга композитора, испанка по происхождению, была сослана в лагеря, где провела три года. После этого композитор практически безвыездно жил на даче. Там он создал такие яркие произведения как балеты «Золушка», «Ромео и Джульетта», оперы «Повесть о настоящем человеке» и «Война и мир», написал фортепьянные концерты и музыку к кинофильмам «Иван Грозный» и «Александр Невский».

Страстью Прокофьева были шахматы. Он не только любил в них играть, но и обогатил эту игру собственными идеями, предложив так называемые «девятерные» шахматы - доска с полем 24х24, на которой играют сразу девятью комплектами фигур. Известно, что однажды Прокофьев играл шахматную партию с экс-чемпионом мира по шахматам Э.Ласкером и смог свести её к ничьей.

Умер Сергей Прокофьев в один день со Сталиным. Родственникам было весьма проблематично организовать похороны, поскольку вся Москва была блокирована милицейскими постами.



Скрябин - создатель светомузыки

Александр Николаевич Скрябин проявлял музыкальные способности с детства. После окончания кадетского корпуса он поступил в Московскую консерваторию, после окончания которой полностью отдался музыке. Его глубоко поэтичное и самобытное творчество было новаторским даже на фоне новых течений в музыке, связанных с изменениями политического строя и общественной жизни в начале XX века.






Так, в партитуру написанной им симфонической поэмы «Прометей» Скрябин включил партию для света. Но премьера из-за технических неполадок прошла без световых эффектов.



Кембридж удостоил Чайковского звания доктора музыки без защиты диссертации

Пётр Ильич Чайковский - одна из самых ярких фигур мировой классической музыки и композитор, который сумел поднять русское музыкальное искусство до небывалых высот.






Многие считали его западником, но ему удавалось удивительным образом соединять наследие Шумана, Бетховена и Моцарта с русскими традициями. Чайковский творил практически во всех музыкальных жанрах. Он написал 10 опер, 7 симфоний, 3 балета, 4 сюиты и 104 романса.

Родные прочили ему карьеру военного офицера и были категорически против поступления в консерваторию. Известно, что родной дядя будущего великого композитора с горечью заявил: « Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку! »

Кембриджский университет без защиты диссертации, заочно, удостоил Петра Ильича Чайковского звания доктора музыки, а Академии Изящных искусств Парижа избрала его своим членом-корреспондентом.



Римский-Корсаков умер из-за своей оперы

Николай Андреевич Римский-Корсаков - известный дирижёр, музыкальный критик, великий русский композитор и общественный деятель. Сын крепостной и помещика он получил хорошее образование, много путешествовал, а вернувшись на Родину успевал абсолютно везде: был инспектором духовых оркестров Морского ведомства, преподал в Санкт-Петербургской консерватории, профессором которой являлся, дирижировал симфоническими и оперными спектаклями, помогал управляющему Придворной певческой капеллы.






Одной из любимых его тем в творчестве были сказочные произведения. Оперы «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок» закрепили за ним прозвище Сказочник.

Опера «Золотой петушок» Римским-Корсаковым была написана 1908 году по одноимённой сказке Пушкина. Цензура узрела в этом произведении язвительную сатиру на самодержавие, и оперу запретили. Это стало причиной инфаркта композитора. Скончался он от повторного приступа в усадьбе Любенск 21 июня 1908 года.

Первая постановка оперы состоялась уже после смерти великого композитора - 24 сентября 1909 в Оперном театре Сергея Зимина в Москве. Премьера предварялась анонсом в газете «Русские ведомости»: « Последняя опера Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», непринятая к постановке на Императорских сценах, пойдет в наступающем сезоне в оперном театре Зимина »



Композитор Бородин основал Русское химическое общество

Александр Порфирьевич Бородин - русский композитор-самородок. Профессиональных учителей-музыкантов у него не было, и всего в музыке он достиг, благодаря самостоятельному овладению техникой композирования. Своё первое музыкальное произведение Бородин написал в 9 лет. Играл на фортепиано, флейте и виолончели.






Самым известным музыкальным произведением Бородина является опера «Князь Игорь», созданная по сюжету «Слова о полку Игореве». Идею написания этой оперы Бородину подсказал В.Стасов. За работу Бородин взялся с огромным энтузиазмом: изучал музыкальные и исторические того времени и даже побывал в окрестностях Путивля. Написание оперы растянулось на 18 лет. В 1887 году Бородин умер, так и не окончив это музыкальное произведение. Известно, что сам Бородин успел оркестровать часть пролога, речитатив, арии Ярославны, Кончака, князя Владимира Галицкого, плач Ярославны, народный хор. Завершили же работу по записям Бородина Римский-Корсаков и Глазунов.

Стоит отметить, что музыка была не единственной страстью Бородина. Он весьма успешно занимался медициной и химией, получив 1858 году степень доктора медицины. Бородин руководил руководил химической лабораторией, был ординарным профессором и академиком Медико-хирургической академии, почётным членом Общества русских врачей и одним из основателей Русского химического общества. У композитора Бородина более 40 работ по химии, а его именем назвали химическую реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, которую он исследовал первым ещё в 1861 году.



Руки Сергея Рахманинова оценили в миллион долларов

Сергей Васильевич Рахманинов - крупнейший мировой композитор - покинул Россию в 1917 году и осел в США. Практически 10 лет после отъезда из России он не писал музыку, много гастролируя по Европе и Америке, где его признали крупнейшим дирижером и величайшим пианистом эпохи. При этом Рахманинов на протяжении всей своей жизни оставался человеком, стремящимся к уединению, неуверенным в себе и ранимым. Всю жизнь он искренне переживал, что покинул Родину. В годы Великой Отечественной войны Сергей Рахманинов дал несколько благотворительных концертов, а все сборы им были перечислены в фонд Красной армии.






У Рахманинова была уникальная особенность - самый большой из всех известных пианистов охват клавиш. Он охватывал сразу 12 белых клавиш, а левой рукой брал совершенно свободно аккорд «до ми-бемоль соль до соль». При этом у него в отличие от многих концертирующих пианистов были изумительной красоты руки без вздувшихся вен и без узлов на пальцах.

Как-то Рахманинов заслонился от папарацци, не желая сниматься, а вечером в газете появилось фото композитора: лица видно не было, только руки. Подпись под фото была такой: «Руки, которые стоят миллион!»




kulturologia.ru

Обладали незаурядным литературным даром. В их литературном наследии: музыкальная публицистика и критика, музыковедческие, музыкально-эстетические труды, рецензии, статьи и многое другое.

Очень часто литературные труды были для творцов музыкальных шедевров дополнительным средством разъяснения музыкального языка, чтобы дать слушателю ключ к адекватному восприятию музыки. Причём, музыканты словесный текст создавали с такой же страстностью и самоотдачей, как и музыкальный.

Писательский арсенал композиторов-романтиков

Тонкими знатоками художественной словесности были представители музыкального романтизма. Р. Шуман писал статьи о музыке в жанре дневника, в виде писем другу. Их характеризует прекрасный слог, свободный полёт фантазии, сочный юмор, яркая образность. Создав некий духовный союз борцов с музыкальным мещанством («Давидово братство»), Шуман обращается к публике от имени своих литературных персонажей – неистового Флорестана и поэтичного Эвсебия, прекрасной Киары (прототип – супруга композитора), Шопена и Паганини. Связь литературы и музыки в творчестве этого музыканта столь велика, что его герои живут, как в литературных, так и музыкальных строках его сочинений (фортепианный цикл «Карнавал»).

Вдохновенный романтик Г. Берлиоз сочинял музыкальные новеллы и фельетоны, рецензии и статьи. Подталкивала к писательству и материальная нужда. Наиболее известны из литературного творчества Берлиоза, блестяще написанные им «Мемуары», запечатлевшие кипучие духовные искания новаторов искусства середины XIX столетия.

Изящный литературный стиль Ф. Листа особенно ярко отразился в его «Письмах бакалавра музыки», в которых композитор высказывает идею синтеза искусств, причем делая акцент на взаимопроникновении музыки и живописи. В подтверждение возможности такого слияния, Лист создаёт фортепианные пьесы под впечатлением живописных полотен Микеланджело (пьеса «Мыслитель»), Рафаэля (пьеса «Обручение»), Каульбаха (симфоническое произведение «Битва гуннов»).

Колоссальное литературное наследие Р. Вагнера, кроме многочисленных критических статей, содержит объёмные труды по вопросам теории искусства. Один из интереснейших трудов композитора «Искусство и революция» написан в духе утопических представлений романтика о будущей мировой гармонии, которая придёт, когда мир изменится посредством искусства. Главную роль в этом процессе Вагнер отводил опере – жанру, в котором воплотился синтез искусств (исследование «Опера и драма»).

Образцы литературных жанров у русских композиторов

Ушедшие два столетия оставили мировой культуре огромное литературное наследие русских и советских композиторов – от «Записок» М.И. Глинки, до «Автобиографии» С.С. Прокофьева и заметок Г. В. Свиридова и др. Практически, все знаменитые русские композиторы пробовали себя в литературных жанрах.

Статьями А.П. Бородина о Ф. Листе зачитывается уже множество поколений музыкантов и любителей музыки. В них автор повествует о своём пребывании в гостях у великого романтика в Веймаре, раскрывает интересные подробности о буднях и трудах композитора – аббата, особенностях проведения Листом уроков фортепианной игры.

Н.А. Римский-Корсаков, автобиографический труд которого стал выдающимся музыкально-литературным явлением («Летопись моей музыкальной жизни»), интересен еще и как автор уникальной аналитической статьи о собственной опере «Снегурочка». Композитор подробно раскрывает в ней лейтмотивную драматургию этой прелестной музыкальной сказки.

Записки Свиридова о музыке и музыкантах, о творческом процессе композитора, о духовной и светской музыке еще ждут своего оформления и издания.

Изучение литературного наследия выдающихся композиторов позволит сделать еще массу удивительных открытий в музыкальном искусстве.

Создание поэзии под воздействием музыки

1.Музыка Ф.Шопена в стихах

Многие поэты создавали свои стихи под воздействием музыки, благодаря творчеству русских и зарубежных композиторов.

Наш урок посвящён поэзии, связанной с музыкальным творчеством


Фриде рика Шопена (1810-1849), и музыке, в которой воплощена

его горячая любовь к родине, его гордая душа и его понима­ ние красоты.

Польский композитор Фридерик Шопен был прекрасным пианистом. О нём говорили, что «клавиши под его пальцами начинают петь». Ноктюрны и прелюдии, вальсы и мазурки, полонезы и баллады – вот далеко не полный перечень жанров, в которых композитор оставил свой яркий след.

Шопен писал музыку только для фортепиано, но этот инструмент, благодаря Фридерику Шопену зазвучал как симфонический оркестр. Известно, что Шопен написал всего лишь два произведения, где звучал симфонический оркестр – это два концерта для фортепиано с оркестром.

Судьба распорядилась так, что он жил и творил на чужбине. Шопен покоится вдали от родины, в Париже.



Музей Шопена в Варшаве

Сердце Шопена согласно его

последней воле, захоронено в Варшаве. Но творчество Шопена принадлежит всем народам Земли.

Прочитай стихотворение Л.Озерова "Вальс".

ВАЛЬС

Ещё звучит в моих ушах

Седьмого вальса лёгкий шаг,

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл,

Как мир, который я открыл

В сплетенье нотных строк.

Ещё звучит тот вальс во мне,

Как облако в голубизне,

Как родничок в траве,

Как сон, что вижу наяву.

Как весть о том. что я живу

С природою в родстве.


2. Прелюдии Шопена

Творчество Шопена как композитора теснейшим образом связано с его исполнительским творчеством. Будучи прекрас­ ным пианистом, Шопен явился новатором в создании
лири­ ческих фортепианных миниатюр - в искусстве немногослов­ного и точного высказывания, выражающего эмоции и чувства,
не всегда поддающиеся слову.

Именно Шопен утвердил пре­ людию как самостоятельный вид творчества.

Прочитай лирическое стихотворение А.Граши "Горсть Земли".

ГОРСТЬ ЗЕМЛИ

Когда Шопен отчизну покидал,

Друзья ему любовно поднесли

В старинном кубке горсть родной земли,

Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли.

Средь разных стран, холодных, чуждых зал

Он свято кубок свой оберегал,

В нём видя край, оставленный вдали.

Гармонии задумчивый поэт.

Он пел печали благородный свет,

Высокую любовь в людских сердцах.

Когда он умер на земле чужой,

Той милой горсткою земли родной

Под хмурым небом был увенчан прах

Ответь на вопрос:

Как ты думаешь, почему композитор Ф.Шопен назван в стихотворении «Горсть земли» поэтом?

3. Революционный этюд Шопена

Шопен открыл новое направление в развитии жанра этюда , никогда не отделяя тех ническую сторону исполнения от художественной.

Содержа­ тельность и поэтичность музыкальных образов в этюдах Шо­пена вывела этот вид музыки на уровень большого искусства.

Сам факт появления этюда с такой тематикой еще одно свидетельство подчиненности технической задачи художественной.
Все ми­ ниатюры Шопена, в том числе и этот этюд, звучат как не посредственный отклик на события, происходившие
в стране.
Возмущение, гнев, отчаяние, связанные с событиями в Польше 1830 г., вызвали к жизни образ этого сочинения: волевая, взволнованная, драматическая тема - аккорды с их пунктир­ным (острым) ритмом в правой руке и яростно бушующие, вздымаю­ щиеся и стремительно падающие пассажи (технические исполнительские) приёмы в левой.

Этот этюд не оставляет равнодушными людей и в наше время. "Революционный этюд" включают в свою танцевальную программу



фигуристы всего мира.

Ответь на вопросы:

1. Как воспринимается
заключительный мажорный аккорд
на
фоне общего минорного звучания этюда?

2. Какой смысл композитор вкладывает в этот контраст, подобный ослепитель­ ной вспышке света?

4. Особенности фортепианной музыки Ф.Шопена

Вслушиваясь в музыку Шопена, нельзя не почувствовать её родства с польской народной музыкой. Это прежде всего относится к чудесным шопеновским мелодиям. Шопен - один из величайших мелодистов в истории музыкальной культуры. Это обусловлено именно её национальным польским колоритом. В самых различных сочинениях Шопена легко улавливаются интонации и ритмы, характерные для польского фольклора (певучие мелодии с изящными мелодическими узорами). Вспомни полонез, который ты слушал в 4 классе.

Обрати внимание, его мелодия звучит, как пламенная речь оратора, аккордовый склад мелодии(одновременное звучание всех голосов), упругий ритм наполняют эту музыку решимостью и волей, мажорный лад придаёт ощущение праздничности.

В фортепианной музыки Шопена естественно сплетаются различные типы мелодических интонаций: одни – мягкие и плавные, заставляющие вспомнить человеческое пение; другие – декламационные: кажется, что слышишь человеческую речь – то взволнованную, патетическую, то ласковую и нежную; наконец, третьи – подвижные, часто прихотливые, капризные; их можно назвать интонациями инструментальными.



Выбери слова, характеризующие образный строй и настроение музыки.

Задумчиво, мечтательно , как воспоминание , размышление ,

грустно.

Проникновенно , задушевно , поэтично , сердечно , лирично .


5. Задание 1

Прочитай ещё раз стихотворения: «Горсть земли» и «Вальс», но уже под музыку Ф.Шопена.

Представь себя режиссером музыкально-литературной композиции, в основе которой – стихотворения «Горсть земли» и «Вальс».

Какими фрагментами музыки Ф.Шопена можно озвучить эту композицию?

Обрати внимание, насколько контрастны эти поэтические и музыкальные образы.

Задания:

1.Какими фрагментами музыки Ф.Шопена ты озвучил литературную композицию?

2. Напиши, какие ты знаешь жанры фортепианной музыки.

6. Задание 2.

Прочитай стихи о музыке и музыкантах, которые написаны благодаря музыки.

ССЫЛКА

Ответь на вопрос:

Каким композиторам посвящены эти стихи?

7. Музыкальная Викторина

И напиши ответы.

- Ответы на задания музыкальной викторины здесь

Откроется Анкета, в которой ты напишешь свои ответы на задания музыкальной викторины.

В конце задания не забудь нажать окошечко ГОТОВО.

Можно по праву назвать настоящей вершиной русской вокальной лирики. Его романсы поражают выразительными образами и невероятной лиричностью. Композитор очень чутко чувствовал поэзию, обращая внимание на мелодичность и ритм стихов.

Историю создания Романсов Чайковского , содержание и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Особенности романсов Чайковского

Что представляет собой романс ? Это небольшое вокальное произведение, в основе которого лежит поэтический текст лирического содержания. Его родиной считается солнечная Испания, отсюда и название романс (романский язык). В России же этот жанр появился только во второй половине XVIII в, стремительно завоевав большую популярность. С тех пор многие композиторы сочиняли романсы, передавая в них подчас самые искренние и даже сокровенные чувства.

П.И. Чайковский уделял внимание жанру романса на протяжении всего творческого пути, затрагивая в них различные темы. В целом, исследователи творчества композитора называют его камерно-вокальное наследие своеобразным лирическим дневником.

Свои вокальные произведения Чайковский сочинял прежде всего для обычного слушателя, именно поэтому они столь близки к городскому бытовому романсу. Все чувства в них показаны предельно искренне, но в тоже время просты для понимания, а музыка чутко следует за текстом, раскрывая перед слушателями весь глубинный смысл.

Чем руководствовался Чайковский, выбирая поэтический текст для своих романсов? Такой вопрос часто волнует поклонников его творчества. Неудивительно, ведь подчас композитор обращал внимание на малоизвестного поэта, казалось бы, игнорируя признанных авторов. Иногда в стихотворении маэстро мог привлечь внимание лишь один яркий художественный образ или же отдельная строка. Тем не менее, большая часть вокального творчества написана на стихи известных авторов: А. Фет, Ф. Тютчев, Н. Некрасов, Г. Гейне, Г. Гете и др. Чаще всего композитора привлекало творчество русских поэтов из-за музыкальности стихов и их изящности форм. Чайковский отмечал необычайную яркость и эмоциональность произведений А. Толстого и А. Апухтина. А. Фета композитор и вовсе называл поэтом-музыкантом.


Любовь к этому жанру во многом была связана с тем, что Чайковский буквально с детства тепло относился к романсам, слушая сочинения Алябьева, Варламова, Шумана . Кроме того, он много почерпнул в творчестве М. Глинки и Даргомыжского .


Несмотря на это, вокальная лирика Петра Ильича иная и ее отличает индивидуальное своеобразие. Некоторые исследователи отмечают, что романсы Чайковского наделены «оперностью». Это не удивительно, учитывая, что композитор посвящал много времени своему оперному творчеству.

Свои первые произведения в этом жанре Чайковский написал еще будучи учеником Училища Правоведения. Примечательно, что одними из последних творений композитора был цикл романсов на стихи Даниила Ратгауза.



Интересные факты

  • Сам Петр Ильич также сочинял стихи, чему посвятил достаточно много времени. Вокальное трио «Природа и любовь» написаны им на собственные слова.
  • Не случайно исследователи творческого наследия Чайковского отмечают сходство оперных и камерно-вокальных произведений. Часто можно отыскать в романсах черты будущих арий или даже героев опер. Помимо этого, вокальное творчество композитора очень близко к его симфоническим произведениям.
  • Уже в самых первых романсах исследователи находят черты симфонизма. Это проявляется в интенсивной мелодии, развитом аккомпанементе, образности музыки и драматической силе.
  • Чайковским было написано более 100 романсов на стихи разных авторов.
  • Свои собственные стихи предпочитал подписывать псевдонимом N.N. Один из популярнейших романсов «Средь шумного бала» привлек не только Чайковского, сразу два музыканта: Б. Шереметьев и А. Шефер обратили свое внимание на сочинение Толстого. В некоторые тексты Чайковский вносил свои изменения.
  • Всего камерно-вокальное наследие Чайковского включает в себя 103 романса и песни, а также семь ансамблей.

История создания и содержание

Свое первое произведение в этом жанре композитор сочинил на поэтический текст А. Фета «Мой ангел, мой гений» . Все ранние вокальные произведения Петра Ильича исследователи относят к возвышенной любовной лирике. Здесь сплетаются тесно радость и боль, меланхолия и веселье. Примечательно, что довольно простая вокальная партия часто соседствует со сложным аккомпанементом. Свои первые вокальные произведения Чайковский опубликовал в 1869 году, помимо самого первого, к ним еще относятся «Песня Земфиры» , «Полночь» , «Нет, только тот, кто знал» , «Отчего?» . Эти сочинения исследователи относят к лирико-элегической линии, в которой раскрывается грусть, связанная с сожалением об утраченном счастье.


70-е годы связывают с творческим подъемом композитора, именно в этот отрезок времени им было написано около половины всех его камерно-вокальных произведений. В этих образцах значительно расширяется круг образов, а выразительных средств появляется намного больше.

Заметно выделяется интерес Чайковского к национальному колориту. Об этом свидетельствуют романсы «Канарейка» (сл. Мея), «Вечер» (сл. Шевченко), «Али мать меня рожала» , «Баловница» (А. Мицкевич), «Серенада Дон-Жуан» (А. Толстой).

Романс «Примирение» (сл. Н. Щербины) считается одним из наиболее драматичных. Вокальная партия погружает слушателей в тяжелые раздумья об утраченных мечтах. Мелодия романса имеет экспрессивный характер.

В 1878 и 1880 годах Чайковский сочиняет несколько серий романсов, которые заметно выделяются среди остальных его произведений. Большинство из них написано на стихи А. Толстого. «Средь шумного бала» - один из них. В нем чутко и невероятно точно передается атмосфера стиха. Примечательно, что слова были написаны в 1851 году, а сам романс в 1878 г.


Толстой сочинил свое творение специально для будущей жены Софьи Миллер. Не случайно в произведении показана атмосфера бала, ведь познакомился он с ней именно на балу-маскараде в честь Нового года. Конечно же, лицо Софьи Андреевны было скрыто маской, как и у остальных присутствующих, но тем не менее, девушка смогла поразить И. Тургенева и А. Толстого. На тот момент она была еще замужем, но это не помешало Толстому влюбиться в девушку с первого взгляда. Спустя 12 лет возлюбленные смогли пожениться. Для этого романса Чайковский не случайно выбрал жанр вальса, но несмотря на атмосферу бала, все внимание в музыкальной части сосредоточено на влюбленных, на их чувствах и переживаниях.

Среди романсов Чайковского встречаются образцы, раскрывающие красоту природы. «Благословляю вас, леса...» (сл. А. Толстого) один из них. Вместе с этим сосредоточены еще и религиозно-философские искания композитора, поэтому его уместнее было бы отнести к монологам. Первые такты передают серьезную атмосферу и приобретают черты хорального типа. К этой же тематике относится романс «День ли царит...» (сл. Апухтина). Все произведение словно залито яркими лучами солнца. Большая роль в этом произведении отводится аккомпанементу, насыщенному бурными пассажами. Если сравнивать романс с оперными произведениями Чайковского, то его уместнее было бы приравнять к арии Роберта из «Иоланты ».



Широко раскрыта в вокальных произведениях Чайковского тема женской судьбы. Композитор написал целую серию романсов на эту тему. «Кабы знала я, кабы ведала» (сл. Толстого), «Я ли в поле да не травушка была» (сл. И. Сурикова) – одни из них. В этих произведениях ярко представлен народный колорит, он выражен не только в вокальной партии, но и аккомпанементе.

В дальнейшем, драматичность в его романсах только усиливается. Это заметно не примере произведений из ор. 57 «На нивы желтые» (Толстой). Удивительно, что в словесном тексте нет такого безнадежного отчаяния, его уместнее отнести к меланхолии, задумчивому настроению, связанному с тишиной и покоем. Чайковский же увидел содержание стихотворения несколько иначе. Его природа окрашена в сумрачные тона, во вступлении слышатся удары, напоминающие колокол. Безысходное страдание пронизывает весь романс, оставляя после себя лишь тоску и одиночество.

Жанрово-характеристические романсы

Особняком в творчестве Чайковского выделяются произведения, наделенные жанрово-характеристическими чертами. Один из них – это романс «Соловей» (А. Пушкин). Он написан на основе слов из «Песен западных славян».

К этой же серии относится «Песня цыганки» (Полонский). В романсе слышатся едва уловимые сумрачные тона, которые скрыты от посторонних некой таинственностью. Необычно звучит здесь рефрен, в котором композитор использовал фригийский лад.


Примерно в конце 80-х годов, Чайковский отходит от жанра романса почти на пять лет и уделяет внимание своим крупным произведениям. После небольшого перерыва он создает 6 великолепных романсов на стихи Д. Ратгауза. Именно их относят к последним образцам в этом жанре. Написанные в период работы над Шестой симфонией, они насыщены печалью и искренностью.

Песни для детей Чайковского

Среди вокального творчества Петра Ильича, заметно выделяются песни, которые он сочинил для детей. Это цикл, который состоит из 16 номеров. Они написаны на стихи Плещеева, Сурикова и Аксакова. Эти произведения обращены именно к детям, рассказывают об их интересах, наполнены соответствующей тематикой. Среди этого цикла одними из популярнейших являются песни «Мой садик» , «Весна» , «Кукушка» . Несмотря на то, что некоторые исследователи все же отмечают близость этого цикла к творчеству Мусоргского , все же произведения Чайковского для детей воспринимаются несколько иначе. Они успешно выполняют свою главную функцию – служат для музыкального воспитания детей.

Романсы П.И. Чайковского , его лирический дневник, передают всю глубину и искренность чувств. Музыкальные образы, яркие интонации, а также богатство музыкального языка потрясают и завораживают слушателя буквально с первых тактов. Всю поэтичность стиха можно прочувствовать благодаря музыке П.И. Чайковского, который всегда очень чутко ощущал каждую его мельчайшую особенность, делясь со слушателями своими наблюдениями с помощью музыкальных звуков.

Видео: слушать Романсы Чайковского

СИМФОНИЯ
___________

ВИВАЛЬДИ

Великий итальянский композитор
Антонио Вивальди родился и большую
часть своей жизни провёл в Венеции.
Стал по настоянию матери священником
и многие годы преподавал музыку
в основанном францисканским монахом
приюте для девочек-сирот.
Создал около 90 опер, в постановке
которых сам участвовал. Автор много-
численных симфонических произведений.
За необычный для венецианцев цвет волос
был прозван жителями Венеции
"рыжим священником".

В предчувствии, должно быть, альты
И скрипки словно только ждут,
Когда от имени Вивальди
Им слуги ноты раздадут.

А наш маэстро,
рыжим гунном,
летит, весь - рук взметённых жест.
И дирижируют лагуной
две чайки
кружевных манжет.

И так он к этому причастен,
так вдохновеньем
дышит грудь,
Что, кажется,
ногам лишь ясен
к театру выверенный путь.

Здесь свой театр:
толпы густой,
каналов, фонарей,
мостов.

А маски лиц!
А лица в масках!
Шум тесных улиц. Крик менял.
Гондолы. Синь...
Копируй, мастер,
С готовой партитуры
дня.

Запомнить бы.
Ведь перепето,
прошепчено
сто раз подряд
и на Сан Марко,
с парапета,
взметнулись голуби
не зря.

А вы? Вы даже
не кивайте.
Он не увидит,
не услышит.
Посмотрит в небо,
будто свыше
Сам Бог позвал его:
"Вивальди!"
__

АМАДЕУС

В штормовую ночь (шёл дождь со снегом)
7 декабря 1791 г. тело Моцарта,
зашитое в мешок, было сброшено в общую
могилу и засыпано известью. На кладбище,
кроме возницы, не было никого.
Австрия забыла о Моцарте.

Здесь - яма известковая. А там -
Больная роща в кислоте тумана.
И никого. Возницы окрик пьяный
Под музыку то ливня, то кнута.
(Бог "Реквием" в ту ночь
читал с листа).

Дремала императорская Вена.
Гипноз дождя ль сморил её мгновенно,
Иль выдан был, по случаю, устав:
"Закрыть все двери, окна и уста"?

Дремала Вена и, держу пари,
Дремал Сальери, набок сбив парик.

Наш капельмейстер принял что-то впрок
И спал в ту ночь
спокойно, как сурок.

Не спали только
в слякоти колёса
Да катафалк, как сущий дьявол, нёсся.

И он пронёсся, чёрный фаэтон,
Сквозь дождь и снег,
Туда, к предместьям Вены.
Никто в тот день не перерезал вены
И не издал над страшной ямой стон.

И в грудь вошёл
обиды острый нож.

Хотя, казалось,
мёртвых не проймёшь,
душа ждала,
не отлетая прочь,
за тело зацепившись ниткой нерва,
пока, безумствуя, -
от горя выла
ночь
и всем в укор -
с ума сходило
небо.
___

ПАГАНИНИ

"...душа его оказалась
совершенно опустошённой,
в ней царили лишь
бесконечное одиночество
и великая усталость".

Мария Тибальди-Кьеза
"ПАГАНИНИ"

Был сон-полубред: влетали паяцы,
От скрипки ладошки с трудом отдирали.
Шептались, что эти тончайшие пальцы
в утробе
вытачивал сам Страдивари.

А ручки тянулись к игрушке певучей.
И знал только дьявол - бесспорный маэстро,
Какой ещё мУкой дитя он навьючит
Сиесты, лемурно-изнеженной, вместо.

Исчезнуть бы ярким,
беспечным каприччо.
Но плоть раньше скрипки
судьбу отыграла.
Под занавес
всё, что ты прОжил, как притча
о дерзкой мечте
под взглядом Дедала.
_

Вопреки совету Дедала не приближаться к солнцу,
Икар, словно завороженный лучезарным светилом,
взметнулся именно к нему.
Солнце растопило воск,
на котором держались его крылья,
и он рухнул вниз.

(Из древнегреческого мифа "Дедал и Икар")
___

ПОСЛЕ КОНЦЕРТА
ОРГАННОЙ МУЗЫКИ

Мудрость построила себе дом
И вытесала для него семь столбов...

Притчи Соломоновы
(IX,I)

Иоганну Себастьяну Баху
Сочинять, как возводить собор.
Стань в сторонку,
подивись размаху,
всё, что слышал - забери с собой.

Голубем взлетит душа под купол.
К фрескам ближе, ближе к витражам.
Там, глядишь, и день отмерит скупо
солнца малость,
пальцы туч разжав.

Вскормлен дух, подпитан и, наверно,
В этом "виноват" частично Бах.
Где-то есть,
поверх тоски безмерной,
свет и мудрость
на семи столбах.
___

БЕТХОВЕН

(экспромт, навеянный
стихотворением Людмилы Свирской)

«Я часто проклинал своё существование...
Ещё немного, и я покончил бы с собой.
Меня удержало только одно – моё искусство...»

Людвиг ван Бетховен

«Я вытяну всю музыку из пауз
И до последней ноты вам верну».

Людмила Свирская
«Бетховен»

Удел иных полегче и получше.
Но плещет в стёкла
неба лунный плёс.
И звук – распят, под пальцами расплющен,
А всё силён и ветром бьёт взахлёст.

Пускай же в дверь дубовую стучится
Сама судьба могучим кулаком,
Душа готова. Всё в ней вымыл чисто,
Волною завершающей, аккорд.

Земную жизнь я так наполнил плотно,
Так переделал музыку её,
Что время мне уйти – походкой Лота.
Кто не мудрец,
отмаявшись с моё?
____

ПИАНИСТ

Навеяно игрой
пианиста Гленна Гульда

Он был, казалось, частью фортепьяно,
когда касались клавиш эти руки
и чистый звук,
с огранкой, без изъяна,
самозабвенно гибнул
в общем звуке.

Всей мощью
необузданных вибраций
он втянут был
в игру другого сорта.
Не в ту,
в которой можно отыграться,
а в ту,
где кровью
полнится аорта.

Везувий звуков.
Зал всё ближе к лаве.
Два-три аккорда
до финальной бури.
И вот, по роще
чёрно-белых клавиш
несутся пальцы
в бешеном аллюре.

Крещендо нарастающих созвучий...
Миг тишины.
И терпкий мёд итогов:
Встать у рояля,
шумом слух измучив,
и маяться -
заложником восторгов.
___

ФАНТАСМАГОРИЧЕСКИЙ
КОНЦЕРТ

Играет Моцарт.
Радостно. Легко.
Чуть слышен скрип дверей
и шепоток придворных.
Но входит Гендель.
Властный жест рукой -
и к скрипкам подключаются валторны.

Всё явственней, всё громче
клавесин.
И пусть звучит
жеманно и манерно -
Так император лично попросил,
поскольку скрипки
слишком бьют по нервам.

Не знал Его Величество,
не знал,
что музыка - не паж
в его семействе.
И что Вивальди
пОдал тайный знак,
который ждал, как видно,
капельмейстер

Рецензии

Уважаемый Яков, читая Ваши стихи о композиторах и музыкантах, я пережила
третье в моей жизни потрясение. Первое - живой концерт Эмиля Гилельса,
второе - "Реквием" Баха в Нотр-Дам (орган и великолепный хор). Но чтобы
в стихах ТАК о музыке... Кланяюсь Вам. Вы пишете изумительно! (Хочется
сказать - гениально).
Спасибо, дорогой Поэт, за прикосновение к великому и прекрасному!

С какого-то момента музыка свила прочное
гнездо не только в моей душе, но и в моих стихах.
Причём напрямую, как в стихах этого цикла,
и косвенно - во многих других произведениях.
Лирические стихи, которые я пишу, словно сопровождаются
некой внутренней музыкой. В таких случаях, весь творческий процесс
идёт под её аккомпанемент.
Несколько лет назад вышла моя электронная книжка
под названием "Крещендо". В неё вошли эти стихи
и другие произведения, связанные с музыкой:
статья о Чайковском, рассказы-полуфантазии "Адажио Альбинони"
и "Неизвестный концерт Моцарта".

Очень рад, Валентина, что цикл напомнил вам о ваших любимых музыкальных впечатлениях.

Большое спасибо за столь замечательный отклик!