Нос давида академический рисунок. Рисование гипсовых слепков частей лица. Рис.7 г, д - Анализ строения формы глаза

Ученикам предлагается изучить и нарисовать отдельные фрагменты человеческой головы, такие как глаза, нос, губы и ухо на примере слепков со знаменитой скульптуры Давида работы Микеланджело.

Скульптура Давида, созданная Микеланджело в период с 1501 по 1504 год, по сей день является лучшим пособием для обучения художников.
Давид не случайно стал образцом и эталоном изображения человеческого тела. В своей работе Микеланджело воплотил весь накопленный к тому времени научно-исследовательский опыт построения человеческого тела. Скульптура Давида — это ясные анатомические формы, четкая конструкция движений, каждая деталь продумана и отточена, нет ни одной частички, отвлекающей внимание от цельного, гармоничного образа. В отличие от античных скульптур, где анатомические детали строения глаза, уха обобщены для вхождения в стиль полулюдей полубогов, Давид все-таки больше подходит для изображения современного человека.

В 2000 произошел курьезный случай: власти Флоренции предложили передать Иерусалиму точную копию статуи, но израильтяне отказались принимать подарок, объяснив, что скульптура Микеланджело изображает не героя еврейского народа, а обнаженного итальянца XVI века.

Так получилось, что голова и тело Давида были разобраны на составные части, каждая из которых превратилась в самостоятельное методическое пособие, в эталон изображения человека. Несмотря на многочисленные нападки на неправильные пропорции Давида, недостающие мышцы (имеется ввиду нашумевшая история про итальянского профессора искусствоведения, который после многих лет исследований обнаружил, что на спине Давида отсутствует одна маленькая мышца) и прочую клевету, Микеланджело блестяще знал и изображал анатомию. Поколения художников учились и создавали свои произведения, вдохновляясь работой Микеланджело. Слепки со скульптуры Давида — это лучшие пособия для художника.

В предыдущей статье под названием были описаны положительные возможности рисования гипсовых моделей. Чтобы не повторяться, хотим привести цитату знаменитого советского художника и педагога К. Ф. Юона:

«Польза рисования с гипсов заключается прежде всего в том, что они, будучи белыми, отлично учат разбираться в самых тонких отношениях светотени без примеси в них сбивающих с толку цветовых влияний»

Добавим, что в гипсовых моделях носа, уха, губ ясно и четко выражена конструктивно-анатомическая основа формы. Нет отвлекающих внимание мелочей: морщин, складок, индивидуальных особенностей, присутствующих на живой модели. Из-за своей белизны и обобщенной формы гипсовая модель имеет чёткие тональные градации, тем самым давая возможность правильно понять форму и передать её в рисунке с помощью тона.

Цель задания по рисованию глаз, носа, рта.

В этом задании нашего содержится множество необходимых для изучения моментов, главные из которых:

  • Получить представление о строении, формообразовании отдельных фрагментов человеческой головы;
  • Научиться строить и изображать нос, губы, рот, глаза;
  • Выучить конструкцию каждого фрагмента, влияние его на внешнюю форму.

В нашем есть все модели частей головы, как, собственно, и целая голова Давида.

Сделав рисунок каждого элемента в отдельности, можно быть полностью уверенным, что эти знания обязательно пригодятся в будущих работах. Зная правила построения каждой детали, вы без труда сможете изображать их в упрощенной форме и меньшем масштабе.

Конструктивный рисунок - это раздел дисциплины академического рисунка - рисунок внешних контуров предметов, как видимых, так и невидимых, выполненный с помощью линий построения. Вы создаёте «каркас» того объекта, который собираетесь нарисовать. А для того, чтобы создать такой каркас, вам необходимо проанализировать изображаемый предмет. Конструктивный рисунок начинается с анализа.

Присмотритесь, подумайте, из чего состоит объект? Из каких геометрических тел? А какие есть простейшие геометрические тела? Это куб, шар, цилиндр, конус, призма и т.д. Если вы научитесь видеть в окружающих вас предметах геометрические тела, то вы легко сможете создавать каркас, или, точнее, конструктивный рисунок.

Для примера, возьмём обыкновенную бутылку. Она вмещает в себя цилиндр, может быть, конус (усечённый), также, может быть, усечённый шар или тор. Или, например, шкаф или стол, - состоит из четырехгранной призмы или, может быть, из кубов и параллелепипедов.

Поэтому первый шаг - учимся находить во всём, что нас окружает, геометрические тела. Это поможет развить объёмное мышление.

Второй шаг - изображение «каркаса». Нужно научиться правильно размещать геометрические тела, из которых состоит изображаемый предмет, в пространстве. Для этого нужны знания по линейной перспективе.

То есть нужно знать, что такое линия горизонта, точки схода и как воспользоваться этими знаниями. Например, когда рисуем обыкновенный куб, мы изображаем линии параллельных граней куба так, чтобы они сходились в одной точке или в двух точках на линии горизонта.

Второй момент - это осевая линия.

Она помогает создавать конструкцию правильно. Например, нам нужно нарисовать два цилиндра разных по толщине, то есть разного диаметра. И один цилиндр располагается над другим. Делаем, например, конструкцию бутылки. Для этого нам нужна осевая линия. Если бутылка стоит, то эта линия будет вертикальной.

Проведите вертикальную линию. Нарисуйте прямоугольник (основная часть бутылки) так, чтобы эта линия проходила посередине. Нарисуйте ещё один прямоугольник (горлышко) поменьше так, чтобы осевая линия проходила посередине. Теперь вам нужно нарисовать (построить) 4 эллипса - снизу и сверху каждого из прямоугольников.

Уже становится что-то более похожее на бутылку. Или вот вам другой вариант конструктивного рисунка. Если вы рисуете бутылку в перспективе, так, как бы смотрите на неё сбоку и немного сверху. Как в таком случае создаем конструктивный рисунок? Сначала рисуем уже не два прямоугольника, а две четырехгранные призмы, из которых потом получим два цилиндра.

Понятно, сначала одна призма - основная. Далее на нижней и верхней плоскостях этой призмы проводим диагонали, получаем две точки. Соединяем эти точки - получаем среднюю ось. Эта ось поможет нам построить правильно еще одну призму, из которой создадим цилиндр горлышка бутылки.

Поставив одну призму на другую, строим два цилиндра. После этого, округляем углы, придаём этой конструкции правдоподобность бутылки. Создавать можно не только конструкции таких простых объектов, как посуда, мебель, но и животных и даже человека.

Несмотря на сложность строения человека или животного, мы можем найти в них простые геометрические тела - цилиндры, призмы, кубы, шары и т. д. Просто, чтобы освоить конструктивный рисунок, нужно видеть, как бы насквозь, из чего состоит то, что мы рисуем.

Объёмное мышление начинайте развивать с обыкновенного куба. Нарисуйте его на листе бумаги, это, как ни крути, основа. Именно с этого начинается конструктивный рисунок. Куб представляет нам три измерения пространства - ширину, высоту и глубину.

Последняя, то есть глубина, - это иллюзия, так как глубины у нас не может быть на плоскости листа. Здесь приводится несколько примеров конструктивного построения.

Именно таким образом создаётся каркас или обёртывающая поверхность для будущего предмета. Это и есть конструктивное построение.

Теперь взглянем на примеры конструктивного поэтапного рисунка от простых геометрических форм до фигуры человека:

Методология поэтапного рисования...


Конструктивный анализ формы предметов быта.


Изучение перспективы на примере кубов различного размера.



Натюрморт из геометрических тел.


Предметный натюрморт на этапе придания формы.



Законченный предметный натюрморт.



Простой столовый натюрморт.


Рисунок сложного предмета.


Рисунок гипсовой палетки.



Рисунок капители колонны Ионического ордера.


Рисунок драпировки.


Перспективный рисунок интерьера.


Конструктивный анализ формы черепа со штриховкой.


Рисунок обрубовки человеческой головы.


Рисунок экорше человеческой головы.


Рисунок глаза Давида - упражнение на понимание формы частей человеческой головы.


Конструктивное построение человеческой головы (лицевая часть).


Конструктивный анализ головы человека со слабой штриховкой.


Рисунок гипсовой головы кондатьера Гаттамелата.



Анализ формы гипсовой головы Аполлона Бельведерского в нескольких ракурсах.



Рисунок головы Зевса в двух ракурсах.


Рисунок головы фаворита императора Адриана - Антиноя.

Очень часто начинающие художники пренебрегают изучением человеческого скелета и мускулатуры, ошибочно полагая, что “и так нормально получится”. Но незнание человеческой анатомии приводит к тому, что нарисованный человек получается неубедительным, а его мимика и движения выглядят неестественно.

Поэтому сегодня мы рассмотрим базовые принципы, которыми вы должны руководствоваться, если хотите нарисовать хороший и качественный портрет.

1. Пропорции лица

Череп с челюстью представляют собой слегка сплюснутую сферу, поэтому глядя на человеческое лицо в анфас мы видим что-то вроде перевернутого узкой стороной вниз яйца. Две перпендикулярные линии, проходящие посредине, делят это яйцо на четыре части. Давайте рассмотрим подробности:

  • Отметьте средины правой и левой половинок горизонтальной линии. Глаза будут располагаться именно в этих точках.
  • Разделите нижнюю половину вертикальной линии на пять частей. Нижняя часть носа будет располагаться на второй отметине сверху, а линия, на которой смыкаются губы, расположится на одну точку ниже.
  • Разделите верхнюю половину вертикальной линии на четыре части. Линия роста волос будет располагаться на второй или третьей отметке, эта особенность варьируется. Уши находятся между верхним веком и кончиком носа, но это правило верно только когда лицо не опущено вниз или не поднято вверх.

Полезная подсказка: ширина лица обычно составляет ширину пяти глаз или немногим меньше. Размер расстояния между глазами равен ширине одного глаза. Очень редко у людей это расстояние очень сильно отличается от стандартного, но эту особенность будет достаточно легко заметить. Расстояние между нижней губой и подбородком также равняется длине одного глаза.

Еще одним способом измерения является использования расстояние между кончиком большого и указательного пальца. На рисунке ниже показано, какие расстояния можно мерить таким образом: высота уха, расстояние от линии роста волос до бровей, от брови до носа, от носа до подбородка и от зрачка до зрачка.

Профиль

В профиль мы все еще видим форму яйца, но острая сторона его смотрит в угол. Линии теперь разделяют голову на лицо и череп.

На черепе:

  • Ухо находится сразу за вертикальной линией. По размеру и местоположению оно все еще располагается между верхним веком и кончиком носа.
  • Глубина черепа варьируется в рамках, указанных на картинке ниже в пункте 4 пунктирными линиями.
  • Все располагается так, как было указано выше.
  • Корень носа совпадает с горизонтальной линией или находится немного выше
  • Самая выпуклая часть – это первая точка над горизонтальной линией, которая отмечает линию бровей.

2. Особенности

Глаза и брови

Глаз – это просто две дуги, соединенные в миндальную форму. Нет определенного правила в рисовании глаз, потому что форма глаз может быть разная, и таких форм существует очень много, но мы можем подметить следующие тенденции:

  • Внешний угол глаза может быть выше, чем внутренний, но не наоборот.
  • Если форма глаза миндальная, то округленная часть глаза будет ближе ко внутреннему уголку, а вытянутая – ко внешнему.

Детали глаза

  • Радужная оболочка частично спрятана под внешним веком. Она касается нижнего века, только если человек смотрит вниз, или если глаз построен так, что нижнее веко находится выше, чем обычно.
  • Ресницы растут изнутри наружу, а не наоборот, и это очень важно при рисовании, чтобы они выглядели натурально. Ресницы на нижнем веке короче.
  • Пытаясь прорисовать все мелочи (слезные протоки, нижнее веко и т.д.), помните, что детальная прорисовка не всегда означает, что результат будет красивым.

В профиль глаз принимает форму наконечника стрелы (с выпуклыми или вогнутыми сторонами), с небольшим намеком на верхнее и, возможно, на нижнее веко. В реальной жизни вы не увидите радужную оболочку сбоку, вы будете видеть лишь белок глаза. Но глаз без радужной оболочки выглядит странно, поэтому рисуйте хотя бы намек на него.

Что касается бровей, то проще всего нарисовать их, следуя дуге верхнего века. Зачастую самая широкая часть брови находится ближе к внутренней части, а “хвост”, стремящийся ко внешней части глаза, постепенно становится тоньше.

Если смотреть в профиль, то форма бровей меняется кардинально и становится больше похожей на запятую. Бровь как бы начинается там, где находятся кончики ресниц.

Нос человека примерно клиновидной формы, ее достаточно просто представить себе и нарисовать в объемном виде, прежде чем прорисовать детали.

Спинка и крылья носа являются плоскими поверхностями, которые очерчиваются лишь в конце, но все равно очень важно учесть эти поверхности во время построения наброска, чтобы правильно рассчитать пропорции. Нижняя плоская часть нашего клина в виде усеченного треугольника соединяется с крыльями и кончиком носа. Крылья сворачиваются внутрь к перегородке, образовывая ноздри – обратите внимание, что вид снизу показывает, как перегородка начинается раньше крыльев и соединяется с лицом. Она выступает ниже, чем крылья, когда мы смотрим на нос в профиль, и это означает, что при виде в 3/4 дальняя ноздря скрыта перегородкой.

Так же, как и в случае с глазами, детализация не всегда дает хороший результат. Поэтому важнее проработать пропорции, чем корпеть над деталями, которые в итоге могут изуродовать рисунок. При рисунке в анфас нос выглядит лучше, если нарисовать только нижнюю его часть. Если вы рисуете вид в 3/4, то, скорее всего, вам лучше будет прорисовать линию спинки носа. Вам придется осмотреть и изучить массу носов, чтобы понять, как и когда его изображать.

Губы

  • Линия, на которой смыкаются губы, должна быть нарисована в первую очередь, так как это самая длинная и темная линия из трех, формирующих рот. Это не просто волнистая линия, а целая серия тонких кривых. На рисунке ниже вы можете увидеть утрированный пример, который объяснит вам движение линии рта. Обратите внимание, что есть разные формы губ, и что основная линия может отражать нижнюю или верхнюю губу. Губы можно смягчить разными способами. Линия посредине может быть очень прямой, чтобы отразить острый взгляд, или очень смазанной, чтобы ослабить губы. Все зависит от формы губ, того, насколько они пухлые. Если вы хотите добиться симметрии, начинайте от центра и рисуйте одну половину губы, а затем вторую.
  • Два верхних кончика верхней губы – самые очевидные части рта, но они так же могут быть как ярко выраженными, так и практически идти одной линией.
  • Нижняя губа являет собой мягкую дугу, но так же может варьироваться от почти прямой до очень скругленной.
  • Верхняя губа обычно тоньше нижней и выпирает из общего рельефа лица меньше, чем нижняя. Старайтесь оттенять штрихами верхнюю губу.
  • По сторонам губы имеют форму наконечника стрелы и то, что верхняя губа немного выступает в этом месте вперед, видно очень хорошо.
  • Средняя линия рта на концах отклоняется вниз от губ. Даже если человек улыбается, она закругляется вниз прежде чем подняться снова вверх. Никогда не рисуйте эту линию прямо вверх, если рисуете лицо в профиль.

Самая важная часть уха – это длинная С-подобная форма внешней линии. Внутренняя часть уха подобна перевернутой букве U. Также есть подобная кривая сразу над мочкой уха, соединенная с маленькой С-подобной дугой. В целом форма уха тоже варьируется.

Когда мы видим лицо в анфас, уши видны в профиль:

  • Ободок, ранее имевший форму U, теперь является отдельной частью – как случается, если мы смотрим на тарелку сбоку и видим ее низ.
  • Мочка уха больше будет походить на каплю и будет выделяться.
  • То, насколько тонкой нужно рисовать линию уха, зависит от того, насколько плотно к голове расположены уши.

Если смотреть на голову сзади, ухо выглядит как бы отделенным от головы: ободок прикреплен к голове воронкой. Не бойтесь нарисовать воронку слишком большой, так как она действительно не маленькая.

3. Ракурс

Имея форму мяча с небольшими изменениями, голова рисуется проще, чем ожидалось. Но, несмотря на это, нужно изучить то, как она выглядит под разными углами. Конечно, меняется вид носа в первую очередь, но и брови, скулы, центральная часть рта и подбородка меняются тоже.

Когда мы рисовали лицо в анфас и в профиль, мы практически упрощали его до двухмерной плоскости. Для других углов зрения нам нужно думать в трехмерном пространстве.

Взгляд вниз

  • Все детали закругляются вверх и уши также сдвигаются вверх.
  • Так как нос выступает вперед, он выдается из общей линии лица и его кончик оказывается ближе ко рту.
  • Кривая бровей становится более ровной. Чтобы она приняла обратный изгиб, нужно повернуть лицо каким-то особо необычным способом.
  • Верхнее веко становится виднее и покрывает большую часть глазного яблока.
  • Верхняя губа почти пропадает, а нижняя больше выпирает.
  • Заметьте, что так как рот следует общей кривой, кажется, будто на лице человека появилась улыбка.

Взгляд вверх

  • Все детали закругляются вниз и уши тоже сдвигаются вниз.
  • Верхняя губа становится видна полностью и рот кажется пухлее.
  • Линия бровей становится более закругленной, но нижнее веко закругляется вниз, придавая эффект острого взгляда.
  • Нижняя часть носа видна четко, ноздри также хорошо видны.

Поворот боком

Когда человек виден почти со спины, все что видно – это выступающая линия бровей и скулы. Выступает линия шеи и стремится к уху. Ресницы – это следующее, что видно, когда человек поворачивается лицом.

Затем часть брови появляется, а также становятся видны выступ нижнего века и кончик носа, выступающие из-за щеки.

Когда лицо уже повернуто почти в профиль, глазное яблоко и губы становятся видны (но средняя линия рта все еще маленькая), а линия шеи сливается с линией подбородка в одну линию. Вы все еще можете видеть часть щеки, за которой прячется ноздря.

Гипсовый слепок носа головы Давида, скульптуры Микеланджело по С.П.Ломову

1-й этап. Необходимо правильно определить общие пропорции формы и равновесно разместить будущее изображение на листе бумаги, закомпоновать его.

Начинайте рисунок носа с изображения задней части детали, так как она имеет более простую геометрическую форму и вам легче будет определить направление перспективных лучей. Наметьте наклон гипсовой площадки, соответствующий натуре, её ширину и высоту. Руководствуясь законами линейной перспективы, выполните её линейно-конструктивное построение.

2-й этап. Определите размер носа относительно площадки (высоту и ширину). Нос - симметричная форма, ось симметрии должна быть найдена в самом начале изображения. В дальнейшем мы сможем использовать её при построении парных элементов носа.

Линейно-конструктивное построение носа начните с этапа обрубовки - упрощения формы носа.

Поверхность носа можно разбить на пять основных плоскостей: надпереносье, спинку носа, две боковые поверхности и нижнюю поверхность. Надпереносье соединяет переносицу (самую узкую часть спинки носа) с надбровными дугами и имеет форму трапеции.

На оси носа засечками определите местоположение основных элементов: переносицу, спинку носа, нижний отдел или кончик носа.

3-й этап. Уточните конструкции всех элементов носа, исправьте ранее допущенные ошибки и завершите линейно-конструктивный рисунок.Спинку носа делят на две равные части: на горбину и миндалевидную часть. Горбина посередине имеет небольшое расширение. Его также следует наметить. Именно горбина - «перелом» между пирамидальными и крыловидными хрящами - вместе с другими «переломами» передней поверхности носа придаёт различный характер его профилю (горбатый, прямой, курносый).

Намечают крылья носа, расположенные на нижней и боковой поверхностях носа. Основание носа расположено на подковообразной в плане кости верхней челюсти, а потому крылья носа уходят назад от выступа сошника, что следует обязательно учитывать в рисунке.

Ноздри располагаются на нижней поверхности носа.

4-й этап. Это начало светотеневого рисунка. Лёгкими линиями наметьте границы собственных и падающих теней и прокройте общим тоном все теневые поверхности. Штриховка наносится в одном направлении, чаще всего под наклоном в 45°.

Усильте тон в необходимых местах, отделите собственные тени от падающих. Работу штриховкой ведите в одном направлении.

Наметьте пограничный контраст с учётом пространственного положения плоскостей. Направление штриховки выявляет форму плоскостей, совпадая с линией пограничного контраста.

5-й этап. С помощью светотени и направления штриховки по форме каждой поверхности носа моделируйте объём. Работа ведётся в тени и на свету. Проработайте нюансы.

6-й этап. Сравните рисунки с натурой, внесите поправки.

Вот что получилось у меня ->

Цель задания: Изучить и показать связь формы и пластики тела с конструктивными особенностями скелета. Аналогии и различия в анатомическом строении птиц (рис.19).

Учебные задачи:

1. Выполнить на одном листе компоновку 3-4 набросков чучела птицы с натуры.

3. Тональная проработка набросков.

Материалы и инструменты: формат А 2 , простой карандаш «Т», «ТМ», «М», резинка

Рисунок 19 - Наброски чучела птицы в разных ракурсах

Рисунок чучела птицы мягким материалом (рис.20-21).

Цель задания: Передать в рисунке анатомические особенности птицы, выявить форму частей её тела, научиться передавать с помощью мягких материалов фактуру перьевого покрова.

Учебные задачи:

1. Выполнить компоновку чучела птицы с натуры.

2. Выполнить конструктивное построение с передачей анатомических особенностей.

3. Тональная проработка рисунка мягким графическим материалом.

Материалы и инструменты: тонированная бумага формата А2, уголь, пастель, сепия, соус.

Рисунок 20 - Рисунок чучела птицы (уголь)

Рисунок 21 - Рисунок чучела птицы (уголь, соус, сангина, сепия)

Рисунок гипсовой (обрубовочной) модели головы

Цель задания: Применение навыков и знаний перспективного построения. Построение схемы головы человека. Развитие умения анализировать форму гипсовой обрубовки, лёгкая светотеневая моделировка формы (рис. 22).

Учебные задачи:

1. Закомпоновать рисунок обрубовки на формате

2. Построить рисунок гипсовой обрубовочной головы

3. Показать лёгкую свето-теневую моделировку формы

Материалы и инструменты: формат А2, простой карандаш «Т», «ТМ», «М»

Рисунок 22 - Рисунок гипсовой (обрубовочной) модели головы

Рисунок частей лица головы Давида(глаз, нос, ухо, губы).

Цель задания: Продолжить знакомство с основами пластической анатомии. Развитие умения анализировать форму. Развитие навыков построения рисунка, понимания конструкции сложной формы.

Учебные задачи:

1. Закомпоновать рисунок части лица на формате.

Материалы и инструменты: формат А2 , простой карандаш «Т», «ТМ», «М»

Прежде чем приступить к рисунку головы, изучите главные части лица, определяющие характерные особенности пластики головы. К ним относятся глаз, нос, губы (рот) и ухо. Чаще всего в качестве модели для таких зарисовок используют гипсовые слепки частей лица мраморной статуи «Давид» работы великого итальянского скульптора эпохи Возрождения Микеланджело, ставшие классическими натурными образцами для обучающихся рисунку. Разберем сложное строение каждой части лица.


Глаз (рис. 23-24).

Жестким основанием глаза служит глазничная впадина - глазница, находящаяся под надбровными дугами лобной кости. В глазничной впадине помещается глазное яблоко, видимая часть которого определяет форму верхнего и нижнего век. Верхнее веко более рельефно, чем нижнее; проходя над выпуклой частью зрачка, оно приподнимается, следуя за движением зрачка. Внутренний угол глаза закруглен, на дне слезничка находится так называемое «мясцо». Наружный угол глаза заострен, нижнее веко поворачивается под верхнее. Между фрагментом брови - ее головкой - и верхним веком располагается, несколько повисая над ним, «прикрывающая складка».

Наблюдая открытый глаз спереди, и, мысленно проведя линии от слезника через выпуклые точки верхнего и нижнего века к наружному углу глаза, мы получим форму вытянутого по горизонтали четырехугольника. При этом следует обратить внимание на то, что выпуклые точки верхнего и нижнего век по вертикали смещены одна по отношению к другой. Их положение зависит от направления взгляда, выраженного в гипсовом слепке границей радужной оболочки и условно показанном «блике» на зрачке. При повороте головы в профильное положение расстояние от наружного угла глаза к внутреннему сокращается и глаз вписывается в треугольную форму.

Намечая глаз, нужно внимательно проанализировать его общую форму и движение глазного яблока. Для правильной передачи перспективных сокращений глаза, рисующий должен определить, в каком положении находится натура, как располагается серединная линия глаза: фронтально, в три четверти, в профиль. Уточняя размеры полушария глаза, положение зрачка, верхнего и нижнего век, следует провести, помимо серединной оси, поперечную линию рельефа формы. Светотень поможет ярче выразить форму, если внимательно следить за тем, как, под каким углом поверхности глазного яблока и прилегающие к нему детали повернуты к источнику света.

Рисунок 23 - Этапы рисования глаза

Рисунок 24 - Рисунок частей лица Давида. Глаз

Губы, рот (рис.25-28).

При построении рта, особенно в три четверти, следует ориентироваться на серединную профильную линию, т.е. строить рот симметрично, не упуская из виду профиля. Следует также обратить внимание на то, что губы в средней своей части имеют более чёткий контур, чем по краям, где границы менее заметны.

Рисуя губы, важно в первую очередь разобраться в их пластической форму. Форму верхней губы образует «четырёхугольная мышца верхней губы», начинающаяся у корня носа также образована четырёхугольной мышцей, берущей начало у подбородка.

При всем разнообразии форм губы имеют одну общую закономерность — симметричность расположения частей (рис. 25). Эту закономерность надо учитывать и при построении изображения.

Рисунок 25 - Симметричность расположения частей лица

По отношению осевой линии (профильной) все части верхней и нижней губы располагаются симметрично, а поэтому и изображаться должны одновременно: площадка над верхней губой, бантик верхней губы, ямочки - уголки губ, расположение двух половинок нижней губы и облегающие подбородок массы под нижней губой. Пользуясь этой схемой построения изображения, подавляющее большинство впадают в крайность и рисуют эту схему жесткой линией, сильно нажимая карандашом на бумагу.

Намечать бантик губ надо очень легко, еле-еле касаясь карандашом бумаги, так как в натуре на месте этих линий располагается свет, ибо кромка губ является самой выпуклой ее частью (рис. 26, выпуклости кромки губы указаны стрелками). Понять и усвоить это на практике начинающий художник может во время рисования гипсового слепка губ Давида, где пластика формы ясно «читается».

Рисунок 26 - Выпуклости кромки губы

Рисунок 27 - Рисунок частей лица Давида. Губы

Рисунок 28 - Рисунок частей лица Давида. Губы

Нос (рис. 29-32).

При всем многообразии мужских и женских носов структура формы у всех одна. Рассмотрим ее на схеме (рис. 29). Передняя плоскость призмы носа от линии надбровных дуг до горбины образует трапециевидную фигуру переносицы (1); далее от переносицы до середины горбины носа образуется еще одна удлиненная трапеция (2); от нее до конца горбины — третья (3), но в перевернутом виде; и, наконец, последняя трапеция — миндалины (4). В зависимости от индивидуальных особенностей формы носа будет видоизменяться схема строения — курносый, горбоносый, прямой, но закономерность структуры сохраняется. Например, мы рисуем человека с мефистофельским носом (горбоносого).

Рисунок 29 - Структура формы носа

Нос желательно изображать в три четверти, немного снизу. Важно, чтобы открылась нижняя его часть, где форма крыльев и их конструкция наиболее ясны. Приступая к рисунку носа, следует внимательно изучить его пластику и анатомические особенности. Переднюю и боковые поверхности можно представить в виде усечённой пирамиды, поскольку форма носа в основании шире, а у переносицы сужается. Выявив общую форму, можно переходить к более подробному анализу, прорабатывая основные объёмы и уточняя пропорции отдельных частей.

Рисунок 30 - Конструктивное построение частей лица Давида. Нос

Рисунок 31 - Этапы рисования носа

Рисунок 32 - Рисунок частей лица Давида. Нос

Ухо (рис. 33-36).

Ухо человека, несмотря на разнообразие его форм у разных людей, всегда имеет одну и ту же структуру. У каждого человека мы можем обнаружить наружный завиток (рис. 33,1), который в верхней части уходит в середину ушной раковины (рис. 33,2), а в нижней заканчивается мягкой долькой (мочкой) (рис. 33,3). Внутреннюю часть ушной раковины охватывает противозавиток (рис. 33,4), а с наружной стороны раковины-козелок (рис. 33,5).

Рисунок 33 - Части уха

При построении изображения уха все эти части ушной раковины должны быть в поле зрения рисовальщика. В старинных пособиях правилам рисования уха уделялось серьезное внимание. В таблицах наглядно показано и закономерность строения уха, и методика построения изображения (рис. 34). 

Рисунок 34 - Строение уха. Методика построения изображения

Гипсовый слепок уха Давида является хорошим пособием для рисовальщика, на нем ясно выражена структура и пластическая характеристика формы. Поэтому изучение и рисование уха следует начать с этого слепка.

Рисунок начинаем, как всегда, с выявления общей формы, затем переходим к размещению составных частей уха и уточнению характера их формы. Если форма намечена правильно, то можно переходить к тональной моделировке.

Выполняя рисунок уха, надо особое внимание обратить на освещение, на переходы тональных отношений на отдельных участках формы. Многие, как правило, не передают движения форм в глубь ушной раковины, линейный рисунок конфигурации завитка и противозавитка приобретают доминирующее значение, а тональная задача остается нерешенной. В результате рисунок получается дробным и пестрым.

Рисунок 35 - Рисунок частей лица Давида. Ухо

Рисунок 36 - Рисунок частей лица Давида. Ухо

Рисунок гипсовой маски (рис. 37-38).

Цель задания: Изучить методические принципы выполнения рисунка лица человека, познать закономерности строения и методы изображения деталей головы.

Учебные задачи:

1. Закомпоновать рисунок гипсовой маски на формате.

2. Выполнить конструктивное построение.

3. Показать лёгкую свето-теневую моделировку.

Материалы и инструменты:

Рисунок 37 - Рисунок гипсовой маски. Диана

Рисунок 38 - Гипсовая маска Дианы. Последовательность рисования

Рисунок черепа в 3-х ракурсах (рис. 39)

Цель задания: Изучить закономерность строения формы головы человека, её конструктивно-анатомической структуры. Характер формы костей, их взаимосвязь.

Учебные задачи:

1. Закомпоновать в 3-х ракурсах рисунок черепа на формате.

2. Выполнить конструктивное построение.

3. Показать лёгкую свето-теневую моделировку.

Материалы и инструменты: формат А2 , простой карандаш «Т», «ТМ», «М», резинка

Последовательность выполнения работы. Выполните рисунки черепа в анфас, профиль и 3/4. Начинать работу надо с большой формы. Это общая масса черепа и деление формы по крестовине. Все симметричные детали обозначаются одним движением, одним штриховым полем и лишь потом, когда сложится форма в целом, проводится детализация.

Однако, детализация не должна быть слишком подробной. Штриховые поля продлевайте как можно дальше вдоль переломов формы. Это нужно для проявления пластических связей. Вы увидите, как переломы формы переходят друг в друга, одно движение перетекает в следующее, как органично большие формы дополняются малыми, которые вписываются в них с естественностью необходимости.

При работе штриховыми полями форма должна ощущаться как взаимопроникающее движение поверхностей.

Рисунок 39 - Рисунок черепа в трёх ракурсах

Рисунок античной гипсовой головы (Антиной, Диадумен, Дорифор, Сократ) (рис. 40-49).

Цель задания: Знакомство с рисунком гипсовой головы и с выявлением её характерных особенностей в построении.

Учебные задачи:

1. Грамотно закомпоновать рисунок гипсовой головы на формате.

2. Выполнить конструктивный рисунок гипсовой голов с учётом её пропорций.

3. Выявить и передать в рисунке характерные особенности головы.

Материалы и инструменты: формат А2 , простой карандаш «Т», «ТМ», «М», резинка

Последовательность выполнения работы. Весь комплекс работы над длительным рисунком головы должен следовать методическому принципу - от общего к частному и от частного снова к общему, иначе говоря, - от общего, через детальный анализ натуры, к общему образному выражению.

Первый этап - композиционное размещение изображения на листе бумаги (рис. 40).

Работа начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги. Предварительно надо осмотреть натуру со всех сторон, чтобы определить, как выгоднее (эффектнее) поместить изображение на плоскости, с какой точки зрения лучше будут выражены особенности строения формы. Выбор точки зрения, с которой объект изображения смотрится наиболее выразительно, помогает художнику успешнее решить композиционную задачу.

Второй этап - передача характера формы головы, пропорций и положения головы в пространстве (рис. 41). Прежде чем приступить к выявлению характера формы головы студент должен более внимательно ознакомиться с натурой, отметить наиболее характерные особенности строения формы. Изучение натуры начинается с непосредственного наблюдения. Художник, прежде всего, замечает общий характер формы, положение головы в пространстве, а затем уже пропорциональные отношения частей и целого.

Изображение намечается очень легко, карандашом рисуют без особого нажима, форма головы рисуется очень обобщенно и схематично. Выявляется основной характер большой формы - общий вид натуры.

Чтобы легче было уловить общий характер формы головы, можно прищурить глаза и все детали формы пропадут, а общая масса объема останется в поле зрения. Рассматривая форму головы Антиноя, мы отмечаем, что она более широкая в височной части и сужена у подбородка. Если смотреть на лицевую часть головы, то можно заметить, что она близка форме треугольника: верхняя часть головы (волосы) шире скуловой части, а скуловая часть шире подбородка.

Наметив общий вид головы, надо бегло посмотреть на характер формы каждой ее части - лоб, состоящий из пяти основных плоскостей, глазничные впадины и выступающие из них шаровидные формы глаз, а также выступающую призматическую форму носа. На рисунке уточняем направления плоскостей, определяющие форму губ, подбородка, носа, щек.

Рисунок 40 - Первый этап