Памятники архитектуры ленинграда. С - Сенная площадь

Период с начала 20 — х по вторую половину 30 — х годов XX века особенно выделяется в советской истории. В это время идет творческий поиск стилей и способов выражения идеи в различных сферах искусства и социальной жизни общества.

Эти поиски не были тесно связаны с идеологией социализма, но, тем не менее, на современном этапе они вызывают отторжение, неприятие и предаются практически полному забвению.

При этом временной отрезок (20 — е — 30 — е годы XX столетия) представляет определенный интерес в плане создания памятников и образцов кладбищенской архитектуры — надгробий и целых мемориальных комплексов.

Ранний период существования Советского государства характеризовался невиданным подъемом творческой мысли. В это время в архитектуре и малых архитектурных формах особенное место занимает стилистика конструктивизма.

В 1918 году Совнаркомом был издан декрет » О кладбищах и захоронениях», который отстранял духовенство от управления и содержания кладбищ. С этого момента началось разрушение » буржуазных» захоронений, стирание различий в вероисповеданиях, а также упрощение образцов кладбищенской архитектуры. Таким образом, ленинградский некрополь претерпел значительные изменения и даже деградацию.

В создании первых образцов советской кладбищенской архитектуры принимали участие представители передовой творческой элиты — И. А. Фомин, С. Т. Конёнков, А. В. Щусев и А. В. Луначарский. Именно они работали над созданием памятников на Марсовом поле в Ленинграде, который поначалу все еще носил старое название — Петроград.

В этот период создавались братские могилы павших революционеров, активистов и красноармейцев — это были так называемые » коммунистические площадки», на которых похороны превращались в митинг или настоящую демонстрацию приверженности социалистическим идеалам.

Таким образом, братские могилы, а также памятники и монументы на них становились местом поклонения для представителей нового общества — боевых товарищей и активистов революционного движения.

В то же время властями были инициирован снос Митрофаниевского, Фарфоровского и Выборгского римско — католического кладбищ, которые представляли определенный интерес как в историческом аспекте, так и в плане архитектуры.

Превращение Тихвинского кладбища Александро — Невской Лавры в парк — музей » Некрополь мастеров искусств» и планировавшаяся перепланировка в парковый комплекс Смоленского православного и других кладбищ были частью грандиозного замысла по созданию садово — паркового массива, окружающего центр Ленинграда, а также цепи новых архитектурных сооружений и строительства городов — спутников.

Таким образом, планировалось полностью изменить архитектурный облик исторического Петербурга, придав ему советский облик и сделав социалистическим городом — настоящим » городом Ленина».

Архитектура начала XX века

В первые десятилетия после революции 1917 года и установления советской власти большинство крупных зданий и сооружений, а также малые архитектурные формы строятся в стилистике конструктивизма. В этот период (20 — е — 30 — е годы XX столетия) данное направление является новаторским.

Одной из самых выразительных и характерных особенностей конструктивизма можно считать то, что не только в плане, но и в зданий появляются новые черты. Так, внешний вид и особенности архитектурного облика напрямую зависит от функционального назначения сооружений.

Черты конструктивизма в архитектуре

Для послереволюционного конструктивизма в архитектуре характерными были следующие черты:

  • Окрашивание фасадов зданий в контрастные цвета.
  • Цветовое выделение плоскостей и ребер архитектурных массивов.
  • Остекление значительной части здания. Огромные окна с большими плоскостями образуют прозрачные стены, поэтому их даже трудно назвать окнами.
  • Оконные проемы имеет строгие геометрические формы. Они характеризуются строгой вертикальной или горизонтальной протяженностью.
  • Плоская форма крыш подчеркивает геометрически правильные конструкции.
  • Большие просторные террасы дополняют облик зданий.
  • Социальный функционализм выражается в том, что характер архитектуры построек напрямую зависит от их назначения.
  • Присутствует эклектическое смешение различных форм .
  • Конструктивизму близка идея » производственного искусства», которое находило отражение в повседневной жизни каждого человека. Некоторые новаторы — конструктивисты доходили до того, что полностью отрицали существование » чистого» искусства, считая его неотъемлемой частью быта людей.

Творческие поиски конструктивистов повлияли на характер и форму создания памятников на площадях и улицах, а также на кладбищах.

Памятники в стиле конструктивизм

Ярким примером может служить ансамбль площади Жертв Революции на Марсовом поле, выполненный Л. Рудневым в 1917 — 1919 годах. Это одно из самых первых послереволюционных сооружений.


Монументальная гранитная стена окружает могилы погибших революционеров. Эта массивная ограда является символом некоторой обособленности нового мира, символом крепости — твердыни, противопоставленной чуждому внешнему миру.


Марсово поле — российский некрополь

В центральной части монумента в память о павших революционерах был зажжен вечный огонь, ставший причиной суеверного страха многих верующих, которые сразу же назвали его » адским пламенем», выходящим из недр земли.


Надписи на монументе были сделаны А. Луначарским, а партерный сад создал архитектор И. А. Фомин.


Огромный интерес представляет памятник С. Я. Васильеву, С. И. Вшицеву и А. М. Бабанову , которые погибли в июле 1935 года не производстве Пятой ЛГЭС.

Облик памятника является уменьшенной копией опоры линии электропередач. Некоторые посетители в контурах памятника угадывают очертания креста, хотя авторы вряд ли задумывали это.


На Никольском кладбищеАлександро — Невской Лавры рядом с » архиерейским участком» воздвигнут памятник А. Е. Преснякову (1870 — 1929 годы жизни) — профессору — историку русского революционного движения.


Никольское кладбище Александро — Невской Лавры

По особенностям своей формы памятник напоминает монумент Лассалю — это тоже нагромождение кубов из гранита, но только изображение ученого вырезано на одной из граней верхнего куба. Автором этого памятника является скульптор Матвей Генрихович Манизер.

Настоящим шедевром конструктивизма можно считать надгробное сооружение, установленное на территории Смоленского лютеранского кладбища на могиле начальника котельного цеха Невского завода имени Ленина Ивана Христиановича Звирбуля (1880 — 1935 годы жизни).


Этот памятник представляет собой металлический паровозный котел. На сегодняшний день надгробие тоже находится в плачевном состоянии, потому что под действием ржавчины металл постепенно превращается в пыль и рассыпается.


Архитектурные творения И. А. Фомина

Среди многочисленных творений архитектурного таланта И. А. Фомина особенно можно выделить проект памятника на братских могилах революционеров в Лесном, над которым он работал с 1920 по 1923 годы.

Также в стиле конструктивизма был создан памятник Лассалю на Невском проспекте (в те времена проспект носил имя 25 — го ноября). Он представляет собой неряшливое нагромождение гранитных кубов с бюстом наверху. Столь причудливые эклектичные формы были необычными даже для свободной стилистики конструктивизма.


С середины 20 — х годов XX века Иван Алексеевич Фомин занимался творческими поисками удачного смешения классических форм с принципами современного искусства.

Через некоторое время архитектор опубликовал в » Красной газете» свое видение нового типового памятника или надгробия. Так, Фомин считал крест эмблемой смерти и знаком вычеркивания человека из жизни. По его мнению, памятник должен был прославлять идею жизни, несмотря на фактическую смерть человека. Поэтому пламя революции в представлении архитектора выступало огнем жизни и продолжением борьбы.

Таким образом, типовое советское надгробие должно было выглядеть в виде пирамиды со ступенями, расширяющимися в нижней части. Вершину памятника должен украшать » вечный огонь» — стилизованное изображение пламени. На лицевой стороне надгробия размещались профессиональные или производственные эмблемы.

В 1924 году И. А. Фомин отходит от классического понимания обелиска. Гораздо ближе к форме обелиска В. Бренны подходит проект Фомина на постройку памятника » Донбасс товарищу Артему» (1921 год). На сегодняшний день проект хранится в коллекции Московского Научно — исследовательского музея имени А. В. Щусева в Москве.

Памятник И. А. Тартакову

Одним из надгробий подобной стилистики стал памятник на могиле певца Иоакима Викторовича Тартакова (1860 — 1923 годы жизни).

И. А. Фомин и скульпторы Я. А. Троупянский и В. А. Синайский создали из известняка (красного песчаника) пирамиду на ножках — масках в 1924 году.На памятнике были размещены символы театрального искусства, а изображение усопшего певца выполнено в виде барельефа.

Памятник певцу И. В. Тартакову

Захоронение было произведено в Некрополе мастеров искусств. Примечательно то, что известняк для сооружения памятника был взят из цоколя ограды Зимнего Дворца.

По мнению ученых — некрополистов в объеме и форме памятника угадывается классический прототип: постамент обелиска » Румянцева победам», автором которого стал Винценцо Бренна.


Памятник победам генерала Румянцева — Задунайского (автор В. Бренна)

Памятник Н. В. Бахвалову

Несколько памятников и надгробий в стиле конструктивизма есть на Коммунистической площадке Лавры. Одним из них является памятник Николаю Васильевичу Бахвалову — шоферу с многолетним стажем, умершему в 1921 году.

Это курьезное надгробие создано из подручных материалов — автомобильных запчастей (цепей, колес, шестерней, подшипников и руля, который венчает всю композицию).

Возможно, этот уникальный монумент был собран из запчастей автомобилей другими шоферами — сослуживцами Бахвалова. Уникальный памятник расположен прямо у входа в собор.

В 90 — х годах XX века он был в аварийном состоянии, поэтому было решено укрепить его основание. Но время не пощадило металлических частей памятника, и многие из них под влиянием коррозии потеряли свой первоначальный вид или просто были уничтожены.

Массовые надгробия

Именно в период с 20 — х по 30 — е годы XX столетия массовое распространение получили памятники из фанеры или металла в виде остроконечной пирамиды, увенчанные пятиконечной звездой (если хоронили красноармейца) или одной из заводских деталей — гайкой, шестеренкой (если умерший был рабочим).


Данные массовые надгробия выполнены в стиле конструктивного минимализма. Их форма и идея кардинально удалена от традиционных христианских православных памятников.

Однако надгробия массового производства были широко распространены в то время, хоть на сегодняшний день они не представляют особой историко — культурной ценности. Исключение составляют лишь монументы, установленные на братских могилах.

Монументы на братских могилах представляют исторический интерес
Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
Architectural Monuments of Leningrad Памятники архитектуры Ленинграда - наиболее полное описание выдающихся архитектурных памятников города на Неве. Альбом-монография является энциклопедией архитектуры, монументальной скульптуры и… - Стройиздат, (формат: 60x90/8, 576 стр.) 1975
1400 бумажная книга
Памятники архитектуры Ленинграда Памятники архитектуры Ленинграда - наиболее полное описание выдающихся архитектурных памятников города на Неве. Альбом-монография является энциклопедией архитектуры, монументальной скульптуры и… - Стройиздат. Ленинградское отделение, (формат: 60x90/8, 576 стр.) 1975
490 бумажная книга
А. Н. Петров, Е. А. Борисова, А. П. Науменко, А. В. Повелихина Памятники архитектуры Ленинграда ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ ЛЕНИНГРАДА - первое полное описание выдающихся архитектурных ансамблей и памятников города на Неве. Эта книга является энциклопедией архитектуры, монументальной скульптуры и… - Издательство литературы по строительству, (формат: 62x94/8, 484 стр.) 1968
620 бумажная книга
Памятники архитектуры Ленинграда Ленинград, 1958 год. Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам. С иллюстрациями. Издательский переплет. Сохранность хорошая. Государственная… - Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, (формат: 60x92/8, 372 стр.) 1958
610 бумажная книга
Памятники архитектуры Ленинграда Эта книга посвящена огромному множеству объектов исторического наследия архитектуры города Ленинграда. Даются подробные описания, исторические справки - Стройиздат. Ленинградское отделение, (формат: 60x90/8, 576 стр.) 1976
640 бумажная книга
1983
540 бумажная книга
Памятники архитектуры пригородов Ленинграда В альбоме-монографии освещена история возникновения и развития архитектурных ансамблей пригородов Ленинграда: Пушкина, Павловска, Гатчины, Петергофа и др. Приведены архитектурные характеристики… - Стройиздат, (формат: 60x90/8, 616 стр.) 1983
450 бумажная книга
Памятники истории и культуры Ленинграда, состоящие под государственной охраной. Справочник Настоящий справочник является итогом многолетней исследовательской и научно-учетной работы, которая была начата еще в 1918 г. В нем перечислены памятники истории и культуры Ленинграда, находящиеся… - Стройиздат, (формат: 60x90/16, 240 стр.) 1985
240 бумажная книга
Л. С. Алешина 1990
220 бумажная книга
Л. С. Алешина Памятники искусства Советского Союза. Ленинград и окрестности. Справочник-путеводитель Данная книга серии справочников-путеводителей «Памятники искусства Советского Союза» посвящена Ленинграду и его пригородам. По сравнению со многими другими русскими городами Ленинград город молодой … - Эдицион, Искусство, (формат: 84x108/32, 478 стр.) Памятники искусства Советского Союза 1986
90 бумажная книга
Памятники искусства Советского Союза. Ленинград и окрестности. Справочник-путеводитель Данная книга серии справочников-путеводителей «Памятники искусства Советского Союза» посвящена Ленинграду и его пригородам. По сравнению со многими другими русскими городами Ленинград город молодой … - Искусство, Эдицион, (формат: 84x108/32, 478 стр.) Памятники искусства Советского Союза 1990
180 бумажная книга
Памятники русской архитектуры и искусства XI - XIX веков Трудами Государственной реставрационной мастерской Москвы, руководимой И. Э. Грабарем, а также сотрудниками мастерских Ленинграда, Ярославля, Костромы были сделаныпоистине выдающиеся открытия в… - Художник РСФСР, (формат: 70x108/8, 280 стр.) 1971
1900 бумажная книга
Аркин Д. Монументальная скульптура Ленинграда Ленинград богат произведениями монументальной скульптуры. Бронзовые изваяния украшают его пло­щади, мраморные статуи расставлены в его парках и садах, скульптурные группы из полой меди, фигуры и… - Академия архитектуры СССР, (формат: 60x92/16, 56 стр.) Беседы об архитектуре 1948
700 бумажная книга

Скан карты любезно предоставил С.Назаров

Ленинград
Основные памятники архитектуры
1971 год

ОСНОВНЫЕ ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ И ЛЕНИНСКИЕ ПАМЯТНЫЕ МЕСТА, ОТМЕЧЕННЫЕ НА СХЕМЕ.

Ленинские памятные места:
1 - Музей революционной истории Выборгской стороны (Болотная ул., д. 13/17);
2 - Мемориальный музей В. И. Ленина (Сердобольская ул., д. 1/106, кв. 20);
3 - Санаторий (быв. особняк Половцева);
4 _ Мемориальный музей В. И. Ленина (ул. Ленина, д. 52, кв. 24);
5 - Мемориальный музей В. И. Ленина (наб. реки Карповки, д. 32/1, кв. 31);
6 _ Ленинградский филиал Музея Великой Октябрьской социалистической революции (быв. дворец Кшесинской);
7 - Площадь Ленина и финляндский вокзал;
8 - Таврический дворец;
9 - Ансамбль Смольного;
10 - Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова (быв. Двенадцать коллегий);
11 - Быв. Мариинский дворец;
12 - Государственная Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина;
13 - Московский вокзал;
14 - Марсово поле и памятник борцам революции;
15 - Мемориальный музей В. И. Ленина (10-я Советская ул., д. 17, кв. 20);
16 _ Мемориальный музей В. И. Ленина (Херсонская ул., д. 5, кв. 9);
17 - Витебский вокзал;
18 - Здание быв. Вольного экономического общества (4-я Красноармейская ул., д. 1/33);
19 - Технологический институт им. Ленсовета;
20 - Мемориальный музей В. И. Ленина (пер. Ильича, д. 7/4, кв. 13);
21 - "Литераторские мостки" на Волковом кладбище;
22 - Мемориальный музей революционной истории Невской заставы (Ново-Александровская ул, д. 23).

Архитектурные ансамбли и памятники архитектуры:
23 - Ансамбль Светлановской площади;
24 - Пискаревский мемориальный ансамбль;
25 - Больница им. И. И. Мечникова;
26 - Ансамбль Елагинского дворца и парка;
27 - Телевизионный (быв. Каменноостровский) театр;
28 - Каменноостровский дворец;
29 - Приморский парк Победы и стадион им. С. М. Кирова;
30 - Дворец культуры им. Ленсовета;
31 - Площадь Льва Толстого;
32 - Первый жилой дом Ленсовета;
33 - Выборгская фабрика-кухня;
34 - Кинотеатр "Гигант";
35 - Стадион им. В. И. Ленина;
36 - Дворец спорта "Юбилейный";
37 - Ансамбль Петропавловской крепости;
38 - Ансамбль площади Революции;
39 - Домик Петра I
40 - Гостиница "Ленинград";
41 - Дом пионеров Смольнинского района (быв. Палаты Кикина);
42 - Ансамбль Красногвардейской площади;
43 - Дворец культуры имени С. М. Кирова;
44 - Горный институт им. Г. В. Плеханова;
45 - Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (быв. Академия художеств);
46 - Быв. дворец А. Д. Меншикова;
47 - Институт русской литературы - Пушкинский дом (быв. Таможня);
48 - Центральный военно-морской музей (быв. Биржа);
49 - Академия наук;
50 - Центральный государственный исторический архив (быв. Сенат и Синод);
51 - Быв. Конногвардейский манеж;
52 - Площадь Декабристов и памятник Петру I "Медный всадник";
53 - Исаакиевский собор;
54 - Главное Адмиралтейство;
55 - Здание быв. Главного штаба;
56 - Дворцовая площадь и Зимний дворец;
57 - Государственный Эрмитаж;
58 - Эрмитажный театр;
59 - Конюшенная площадь;
60 - Здание Ленэнерго (быв. казармы Павловского полка);
61 _ Ленинградский филиал Центрального музея В. И. Ленина (Мраморный дворец);
62 - Летний сад и Летний дворец Петра I;
63 - Преображенский собор;
64 - "Новая Голландия";
65 - Академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова;
66 - Ленинградская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова;
67 - Финансово-экономический институт (быв. Ассигнационный банк);
68 - Музей истории религии и атеизма (быв. Казанский собор);
69 - Быв. Малый Гостиный двор;
70 - Большой Гостиный двор;
71 - Академический театр драмы им. А. С. Пушкина;
72 - Ансамбль площади Ломоносова и улицы Зодчего Росси;
73 - Дворец пионеров (быв. Аничковский дворец);
74 - Ансамбль площади Искусств;
75 - Ансамбль Инженерного (быв. Михайловского) замка;
76 - Зимний стадион (быв. Манеж Михайловского замка);
77 - Филиал Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (быв. Екатерининский институт);
78 - Больница им. В. В. Куйбышева;
79 - Быв. Владимирская церковь и Колокольня;
80 - Большой концертный зал "Октябрьский";
81 - Ансамбль Александро-Невской лавры;
82 - Никольский собор;
83 - Быв. Юсуповский дворец;
84 - Гостиница "Советская";
85 - Быв. Троицкий собор;
86 - Театр юных зрителей;
87 - Быв. Ямской рынок;
88 - Кировский универмаг;
89 - Нарвские триумфальные ворота;
90 - Дворец культуры им. А. М. Горького;
91 - Здание Кировского райсовета;
92 - Московские триумфальные ворота;
93 - Ансамбль Комсомольской площади;
94 - Гостиница "Россия";
95 - Московский парк Победы;
96 - Московская площадь и памятник В. И. Ленину;
97 - Памятник жертвам 9 Января 1905 года.

Этот участок в 1780-х гг. был выделен из общего землевладения, являвшегося в середине XVIII в. собственностью генерал-полицмейстера А. Д. Татищева, затем - статс-секретаря А. В. Олсуфьева и, наконец, Шулеповой. В конце XVIII в. деревянный дом принадлежал серебренику Трофимову. Здесь прошли детские годы журналиста и писателя Н. И. Греча. В 1810-х гг. сооружен каменный трехэтажный дом купца А. Шемякина. К началу 1830-х гг. он был перестроен архитектором Д. И. Квадри. Хозяином особняка в 1830 г. стал генерал от артиллерии И. О. Сухозанет - герой войн с Наполеоном, участник подавления восстания декабристов, директор Военной академии. Ансамбль парадных интерьеров в стиле позднего классицизма, декорированых живописными плафонами, создан в 1835-1838 гг. архитекторами Д. И. Висконти и С. Л. Шустовым. Петербургское купеческое общество в 1864 г. купило дом у статской советницы Шумиловой. После реконструкции, осуществленной в 1864-1866 гг. архитектором В. В. Штромом, фасад трехэтажного дома с фронтоном лишился прежней чистоты классицистических форм (некоторые детали отделки были позднее утрачены). В здании размещались административные службы столичного купечества. В 1900-х гг. в Купеческой управе находилась штаб-квартира Торгово-промышленного союза (партии петербургских предпринимателей). В 1910-1911 гг. по проектам инженера путей сообщения А. А. Барышникова была переделана часть интерьеров, верхняя часть фасада дворового корпуса оформлена дорическим ордером, выполнена одноэтажная пристройка справа во дворе. До 1970-х гг. в здании работал институт «Союзтрансмашпроект». В 1976 г. был окончен реставрационный ремонт (архитекторы Ю. Б. Марков, Е. Г. Ларинский, художник М..П. Швабский и др.), который проводился для переехавших сюда Дома журналиста и правления Ленинградской организации Союза журналистов СССР. Предшественником Дома журналиста был Дом печати, основанный в 1926 г. Союз объединяет более двух тысяч журналистов. В доме на Невском работали первый в стране Университет рабочих корреспондентов, позднее - Институт развития прессы. Это было место не только официальных мероприятий, но и неформальный центр общения творческой интеллигенции. Несколько лет назад в здании появились новоселы, в том числе ресторан-клуб «Парадокс», затем - пивной клуб и ресторан «Полковнику никто не пишет», ресторан «Харчевня "Три пескаря"». В основной части исторического здания в 2005-2008 годах специалистами ООО Петрорестком проведена реставрация парадных интерьеров. Сегодня (2013 г.), кроме Союза журналистов, здесь находится пиццерия «Кухня Папарацци».

Архитектура Ленинграда в годы Великой Отечественной войны January 27th, 2014

Ровно 70 лет назад, 27 января 1944 года, была полностью снята блокада Ленинграда. За эти тяжелые 872 дня погибло, по разным данным, от 300 тысяч до 1,5 миллиона человек. Огромный ущерб был нанесён и архитектурным памятникам города на Неве и его пригородов.
В начале войны были предприняты различные меры по маскировке архитектурных сооружений и городской скульптуры, позволившие сократить число поврежденных памятников. Самые ценные городские монументы, такие как памятники Петру I на Сенатской площади, Николаю I на Исаакиевской площади, Ленину у Финляндского вокзала, знаменитые египетские сфинксы на Университетской набережной и многие другие, были укрыты несколькими рядами мешков с песком и фанерными щитами. Многотонный памятник Александру III скульптора Паоло Трубецкого, защищенный песчаной насыпью и накатом из бревен, выдержал прямое попадание в него фугасной бомбы.


Исаакиевская площадь. Фото - Я.Бродский, 1942 г.



Сфинкс, закрытый дощатым футляром, фото 1941 г.

Если памятник можно было снять с пьедестала, его закапывали под землю: знаменитые скульптуры Летнего сада, памятник Александру III, вздыбленные кони с Аничкова моста скульптора Петра Клодта были обёрнуты тканью и зарыты под землю до окончания войны.


Извлечение из-под земли конных скульптур с Аничкова моста, фото 1945 г.

Одновременно с этим намеренно незащищенными и открытыми для города были оставлены памятники выдающимся русским полководцам: Суворову, Кутузову и Барклаю де Толли. Образы героев прошлого должны были вдохновлять ленинградцев на борьбу с врагом.

Архитектуру скрыть от глаз врага было гораздо сложнее. Многие здания Ленинграда, которые могли бы служить ориентирами при авианалётах, были тщательно замаскированы. Для этого использовались полотнища с изображенными на них ложными архитектурными элементами зданий и защитные сетки, с нашитыми кусками ткани, раскрашенными под цвет растительности. Нередко, для достижения большей убедительности, в маскировочные сети вплетались настоящие ветви деревьев.


Маскировка Пропилеев Смольного в период блокады Ленинграда. Фото 1942 г., архив Мемориального музея Обороны и блокады Ленинграда .


Маскировка Смольного в период блокады Ленинграда. Фото 1942 г., архив Мемориального музея Обороны и блокады Ленинграда

Одним из самых сложных объектов для маскировки стали многочисленные вертикальные доминанты города: купола и шпили соборов легко обнаруживали себя не только габаритами, но и ярким блеском позолоты. Было принято решение покрывать блестящие элементы серой краской — чтобы они сливались с цветом ленинградского неба. Сохранности памятников это не угрожало, поскольку при помощи специальных химикатов краска легко смывалась, не причиняя вреда позолоте.
Одним из самых трудных мероприятий стала маскировка шпиля Петропавловского собора. В ноябрьскую стужу 1941 года ленинградские альпинисты Леонид Жуковский и Михаил Бобров поднялись по лестнице внутри шпиля к наружному выходу, откуда до фигурки ангела вела открытая 20-метровая лестница столетней давности, о состоянии которой не было никакой информации. Несмотря на серьезный риск, все прошло благополучно: у основания ангела было закреплено кольцо с тросом, при помощи которого на самый верх поднимались рабочие и материалы для маскировки шпиля.
Многие венчающие элементы зданий маскировали специальными чехлами. Так, купол Инженерного замка, Крестовоздвиженская церковь и многие другие были закрыты специальными чехлами из парусины и мешковины.


Снятие маскировочного чехла с купола Никольского собора, фото 1944 г.


Снятие маскировочного чехла с купола Петропавловского собора. Фото 1944 г.

Знаменитая «игла» Адмиралтейства, в отличие от большинства питерских шпилей и куполов, которые были позолочены при помощи гальванопластики, был покрыт тончайшими листами золота, которые крепились на специальном клее. В этом случае самый простой способ маскировки при помощи серой краски использовать было нельзя. В связи с этим специально для шпиля Адмиралтейства за одну ночь был изготовлен громадный чехол весом более полутонны, которым был закрыт от глаз немецкой авиации один из главных ориентиров города.


Снятие маскировочного чехла со шпиля Адмиралтейства, фото 1944 г.

Многие мосты в Ленинграде маскировали «под руины»: установленные деревянные бутафорские конструкции не мешали движению транспорта, но создавали иллюзию разрушений. Здания вокзалов также маскировали под руины, а неподалёку сооружались временные ложные дублеры. Ложным вокзалам немало доставалось во время налетов вражеской авиации, в то время как реальные транспортные узлы оставались нетронутыми. Рельсы, ведущие к ним, также покрывались защитной краской — чтобы блеск полированной стали не раскрыл план маскировщиков.
Тем не менее, несмотря на частичную маскировку, от вражеских обстрелов серьезно пострадали многие здания Ленинграда: помещения Гостиного двора, Кунсткамера, церковь Святой Екатерины, Юсуповский дворец, Русский музей, Шуваловский дворец, Николо-Морской собор, здание Сената, Инженерный замок и многие другие.


Кунсткамера, фото 1944 г.


Разрушенный жилой дом на Лиговском пр., фото 1941-1944 гг.

Самый большой, невосполнимый ущерб был причинён архитектурным ансамблям, оказавшимся в непосредственной близости от линии фронта, в занятых немцами пригородах Ленинграда. И если благодаря самоотверженной работе музейных сотрудников удалось сберечь значительное количество предметов хранения, не подлежащие эвакуации архитектурные ансамбли, садово-парковые сооружения и зелёные насаждения, на территории которых велись боевые действия, защитить было невозможно.
В результате, при отступлении немцев сгорел Большой Екатерининский дворец в Царском селе и была утрачена знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I королём Пруссии.


Вид разрушенного немцами Екатерининского дворца, фото 1944 г.


Общий вид разрушенной Парадной лестницы Большого Екатерининского дворца, фото 1944 г.

Был разрушен и практически полностью выгорел Павловский дворец, в парке которого было вырублено около 70 000 старых деревьев.


Вид части разрушенного и сожженного Павловского дворца со стороны парадного двора, фото 1944 г.


Павловский дворец. Библиотека Росси и Галерея Гонзаго, фото 1944 г.


Установка статуи Флоры после освобождения Павловска, фото 1944 г.

Практически полностью был разрушен артиллерией дворцово-парковый ансамбль Петергоф. Вот как описывает свое посещение сотрудник музея М. Тихомирова 31 января 1944 года: «Первое, что встало перед глазами за разрушенными воротами и оградой Верхнего сада, — неописуемый хаос каких-то обломков, полузасыпанных снегом, громадный противотанковый ров, пересекающий весь сад, а за ним обгорелые руины Большого дворца без золотых куполов. Нижний парк сверху казался снежной пустыней с мертвыми черными деревьями, опутанными проводами, а в захламленном ковше каскада стоял пустой пьедестал Самсона. По парку пришлось пробираться узкими тропинками и видеть все новые и новые руины: разбитые в куски мраморные колонны Львиного каскада, полуразрушенную Золотую гору со ступенями, лишенными золотой обшивки, обгорелые остатки дворца Марли и, наконец, Эрмитаж, где не осталось его подъемного стола с затейливым механизмом, а наверху стояло орудие, дуло которого, направленное на Кронштадт, высовывалось из пробитой стены верхнего зала» .


Вид на разрушенный Большой Петергофский дворец ансамбля Нижнего парка в Петергофе, фото 1944 г.

В Петергофе были уничтожены все сооружения Английского парка, Английский дворец и павильоны, а также разрушены дворцы и павильоны всех пейзажных парков XIX века. Почти вся скульптура, спрятанная музейными сотрудниками в тоннеле под дворцом или зарытая в землю на территории Нижнего парка, сохранилась. Оставленные же на местах петровские барельефы ступеней каскада, маскароны канала и самые крупные фигуры — Самсон, Тритоны, Нева, Волхов — после немецкого отступления бесследно исчезли.


Каскад фонтанов в Петергофе, фото 1944 г.

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум пострадал в значительно меньшей степени, чем другие пригороды Ленинграда, лишь потому, что здесь был развёрнут так называемый «Ораниенбаумский плацдарм», позволивший сохранить историческое наследие.
Пострадавшие за время блокады Ленинграда и немецкой оккупации пригородов здания и ансамбли, на протяжении всей второй половины ХХ века восстанавливали и собирали по крупицам реставраторы, однако многие сооружения, скульптуры и элементы декоративного оформления, были утрачены навсегда.