Первый эшелон. исход православных общин (от эйфории до…реальности). в.м.киприянов. Православная деревня

Уважаемый Владимир Владимирович!

Обращаюсь к Вам прежде всего как к православному христианину. Хотя и должность Ваша в нашем разговоре немаловажна - рычаги власти в Ваших руках сосредоточены колоссальные, одним росчерком пера Вы вправе разрешить самый "неподъемный" вопрос, в том числе тот, который далее собираюсь Вашему вниманию представить (на его разрешение, откровенно говоря, надеюсь очень, в противном случае - чего ради письма писать, воздух сотрясать?). И все же первостепенно для меня, что Вы - православный.

Правда, Ваши неприятели по обе стороны границы уверяют, что православие Президента - не более чем жест, "пиар"-ход, рассчитанный на невзыскательную публику, коей, в их трактовке, русский народ является. Однако тех, кто разбирается, какие храмы и когда Вы посещаете, к каким святыням прикладываетесь, не обманешь. Кроме того, Вы делаете заявления, под которыми православному человеку нельзя не подписаться.

Так, 1 февраля этого года на ежегодной расширенной пресс-конференции к Вам обратилась журналистка из Сарова. Она напомнила, что "атомный" Саров известен, с одной стороны, как центр науки и обороны, с другой - как одно из святых православных мест, и поинтересовалась: какое место Вы отводите Православию в будущем России? Вы указали на две составляющие, которые крепят российскую государственность, гарантируют ее безопасность - это ядерный щит и традиционные конфессии. "Традиционные конфессии" - Вами был употреблен этот термин, но в контексте вопроса и ответа было понятно...

И кстати - все-таки традиционные ! Кое-кто из Вашего окружения, скажем, министр образования и науки РФ А.Фурсенко, упорно навязывают и Вам, и всей России другой термин - "укоренившиеся религии". Термин этот не нов, им оперирует Госдеп США, анализируя свободы вероисповедания в "интересующих" их странах... Владимир Владимирович, если только допустим подмену основополагающих понятий, то - далеко зайти можем! Мало ли кто в минувшие 15 бесовских лет у нас "укоренился"!

А потому... Не можете Вы не разделять ту боль, скорбь, что вселилась в сердца православных верующих в связи с убийствами служителей Русской Православной Церкви, случившимися в последнее время.

Особенно потрясает, разумению не поддается чудовищный поджог дома священника в с. Прямухино Тверской области в декабре прошлого года: в огне погиб иерей Андрей Николаев , настоятель местного храма Святой Троицы, его супруга Ксения и трое их маленьких детей. Была еще одна душа, тем поджогом загубленная, не родившаяся - матушка ждала четвертого ребенка... В канун нынешнего Рождества Христова ночью в храме святых Апостолов Петра и Павла в поселке Нейво-Шайтанский Свердловской области убили его настоятеля иерея Олега Ступичкина. У погибшего осталась вдова и четверо детей... 4 марта в Воронеже на территории Никольского храма совершено покушение на его настоятеля протоиерея Петра Петрова: священник шел на богослужение, когда к нему с ножом в руках бросился неизвестный - 60-летний батюшка тяжело ранен, чудом избежал смерть... 7 марта убит Владимир Кудрявцев, сторож храма Казанской иконы Божьей Матери в подмосковных Котельниках...

Вообще говоря, мы, православные, привычны к нападкам всякого рода.

Вот, например, сказал недавно Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (дословно следующее): "Если кто хочет считать, что он произошел от обезьяны - пусть так считают, но не навязывают этих взглядов другим". Сказал, заметим, на религиозном мероприятии - ежегодных Международных Рождественских образовательных чтениях. И сказал, признаем, взвешенно: действительно, если кто-то считает, ну, так и пусть, никто ж ему в этом не препятствует... Что, однако, началось! "Просвещенные" круги буквально взвыли!

О накале страстей можно судить хотя бы по реплике, брошенной в интервью, то есть ПУБЛИЧНО, известным физиком, академиком, лауреатом Нобелевской премии: "...эти, мягко говоря, сволочи церковные, хотят заманить души детей" . По мнению академика: "Современная наука с полной определенностью, как дважды два четыре, показывает, что человек произошел не от Бога".

Лукавит академик! Проблема-то как раз в том и состоит, что ничегошеньки "современная наука с полной определенностью", "как дважды два ", не показывает! А если и "показывает ", так то, что мироздание наше устроено самым чудесным образом, удивительно продуманно, цельно и гармонично. На это прямо указывали не менее, думается, известные, чем упомянутый лауреат, великие русские ученые Дмитрий Менделеев и Иван Павлов: один открыл Периодическую систему элементов, другой изучал физиологию животных и человека, и оба были людьми глубоко верующими (та еще, по выражению академика, "сволочь церковная "). Только если христианин полагает, что не обошлось здесь без Творца, то есть промысла Божьего, то атеист верит в обратное - в отсутствие какого-либо смысла!

Кроме того, у верующего человека есть четкие внутренние моральные, нравственные правила, заповеди, преступить которые права не имеет. А что есть у атеиста, кроме убежденности в собственной исключительности? Отсюда, вероятно, и своеобразная, подпадающая под действие сразу нескольких статей УК РФ фразеология.

Или возьмем ситуацию вокруг Патриаршего подворья храма Рождества Иоанна Предтечи в московских Сокольниках . В 1998 г. Распоряжением Правительства РФ и Указом Патриарха Московского и вся Руси Алексия II здесь было создано Патриаршее подворье. С самой благой целью - возрождение традиций благотворительности и милосердия, социального служения обществу (на основе переданных Церкви земель и строений дореволюционного Московского работного дома). Так вот: путем махинаций и подлогов, опираясь на коррумпированное чиновничество, группа мошенников украла у Церкви большую часть ее собственности в Сокольниках, и все эти годы и храм, и Подворье влачат полунищенское существование.

А еще, Владимир Владимирович, православные храмы у нас взрывают (подрыв часовни в Смоленской области на "Поле Памяти" воинам, павшим в боях с фашизмом, ноябрь позапрошлого года), сжигают (храм Святой Троицы на хуторе Вертячий под Волгоградом, январь этого года)...

Но убийства, покушения на жизнь православных служителей, членов их семей... Это не то чтобы крайность, или аномалия какая-то. Это, господин Президент, - предел! Предел в том числе и православному нашему долготерпению!

То, что массово не протестуют православные, не устраивают грозных шествий под стенами Московского кремля, ни о чем не говорит. Как сами понимаете, достаточно одного пламенного слова кого-то из православных пастырей, призыва любой из известных православно-патриотических организаций, и на улицы городов выйдут десятки, сотни тысяч людей! Однако не выходят, не протестуют. Почему? Да потому, что велико и чувство нашей ответственности за судьбу родного Отечества!

Мы живем в непростое время. И всякое обострение, дестабилизация положения в стране тут же будут использованы внешними и внутренними врагами России против нас же самих.

В то же время ситуация, как никогда, требует: Русскую Православную Церковь, ее служителей защитить! Как, каким образом? Над этим сегодня ломают головы многие мои коллеги - журналисты, политики, правозащитники, общественные деятели.

Предлагаются меры законодательного характера:

- принятие Федерального закона о святынях и символах России; в соответствии с этим законом осквернение не только Государственного флага РФ, но, например, православного креста или мусульманского полумесяца (как символов), церкви или мечети (как святынь) станет деянием уголовно наказуемым;

Кража этих святынь (например, икон, церковной утвари), любое корыстное на них поползновение по строгости наказания должно приравниваться к хищениям госсобственности в особо крупных размерах;

Покушение на жизнь, убийство священнослужителя любой из традиционных российских конфессий следует считать преступлениями столь же тяжкими, что и аналогичные, совершенные в отношении государственного деятеля;

Ужесточить административно-правовое и уголовное законодательство за разжигание межрелигиозной розни.

Предлагается также создание на местах православных народных дружин по образцу ДНД или казачьих формирований по охране общественного порядка, существующих на Юге России.

Скажу сразу: лично я эти предложения поддерживаю. Более того, считаю, что необходимость данных мер назрела давно. Приведу лишь один пример.

В эти дни, когда пишу Вам письмо, в так называемом центре им. А.Сахарова в Москве открылась и работает выставка "Запретное искусство-2006" . Среди ее экспонатов - матерщина на фоне распятия Господа нашего Иисуса Христа, других христианских символов, сцены порнографии, в том числе содомии, и т.д., и т.п.. "Выставка" широко освещается в печатных и электронных СМИ. На недоуменные вопросы некоторых журналистов, мол, что это за искусство такое, искусство ли вообще, устроители, искусствоведы-галеристы, мило улыбаются: "Но ведь запретное!"... Ясно, что устроителей нужно привлекать к ответственности, по суду. Но парадокс: кое-кто из них совсем недавно перед судом уже представал - за предыдущую кощунственную выставку "Осторожно - религия!", проводимую здесь же, в Сахаровском центре. Суд тогда признал их деятельность провокационной, направленной на разжигание межрелигиозной розни. Отделались сатанисты крупным штрафом. И вот очередная антихристианская выходка...

Они всё цинично просчитали. Даже если и получит кто-то на сей раз лагерный срок, то небольшой (таково законодательство и судебная практика). Зато шуму-то, шуму будет - про "права", про "свободы"! Особенно в западных СМИ. Освободится сиделец в ореоле "мученика", на Запад мигрирует в статусе политбеженца, "мемуары" настрочит тут же... Мировая слава и безбедная старость обеспечены!

Но давайте рассуждать здраво: примем мы вышеназванные меры, утвердим законы, ужесточим наказания - остановит ли это разграбление православных храмов, убийства их служителей?

На протоиерея Петра Петрова в Воронеже напал явный сатанист, при задержании так и сказал сотрудникам милиции: "Черт попутал!". За трагедиями же в Тверской и Свердловской областях четко прослеживается чей-то алчно-корыстный след.

Иерей Андрей Николаев неоднократно предупреждал, через средства массовой информации тоже, что его жизни угрожает опасность - однажды дом семьи о.Андрея уже спалили. И хотя убийцы пока не найдены, есть все основания полагать, что охотились они за ценными иконами, которые были переданы храму дарителями. Убийцы иерея Олега Ступичкина в Нейво-Шайтанском по горячим следам задержаны: двое местных жителя, ранее неоднократно судимые, русские, убив священника, похитили два десятка икон... Не буду ахать и охать, мол, как деградировал, во что превратился русский народ! Мы живем не только в непростое, но и страшное время, когда, действительно, в душах многих не осталось ничего святого. Но - что же делать?!

Как защитить, уберечь сельского священника, сельский храм? Именно они, сельские, в отличие от более в материальном плане благополучных городских, столь уязвимы и так порой бедны, что не в состоянии нанять сторожа для охраны. Ясно и то, что к каждому храму, к каждому батюшке по милиционеру или дружиннику не приставишь.

Да и не верится, по правде говоря, в какие-то добровольные, пусть и православные, дружины. Кто, позвольте спросить, в них вступать будет? В иных селениях трезвых мужиков уже и не осталась (дачники не в счет), а кто трезв, тот в поте лица с утра до ночи добывает своей семье хлеб насущный.

И вот, упершись в своих рассуждениях в непробиваемую, казалось бы, стену, я, Владимир Владимирович, вдруг вспомнил... Вспомнил рассказы деревенской моей бабушки о деревенской, сельской общине!

Даже и не знаю, зачем она мне, городскому внуку, рассказывала - был я совсем малец. Видимо, посчитала, что пригодится. И ведь пригодилось!

А рассказывала вещи удивительные.

Что была община сплоченной и дружной, не в пример советским колхозам, - люди вместе, сообща и по доброй воле трудились, вместе праздники справляли, а праздники были православные. Что жили скромно, но в достатке. Что стоило только позвать, и шла со всей округи "помочь": дом, например, ставили всем миром всего за день ("Наш-то пятистенок, - рассказывала бабушка, - так-то собрали"). Что в беде никого, ни увечных, ни больных, ни вдов-сирот не оставляли. Что пьяница считался распоследним человеком - грех это был большой, пьянство. Да и не было их почти, пьяниц. И стояли во главе общины два человека - батюшка, то есть местный священник, и церковный староста. Первый духовно общину окормлял, осуществляя, так сказать, идеологическое руководство, а второй отвечал за административно-хозяйственную деятельность.

Оказывается, издавна мужчины в нашем роду были церковными старостами. И неплохо со своими обязанностями справлялись. Последний из них, мой двоюродный дед Александр Петрович, в 30-е годы в самый пик репрессий, как "служитель культа", погиб в энкавэдэшных застенках. И старостой сельский сход избрал... мою бабушку. В отсутствие административно-хозяйственных части (всех загнали в колхоз), священника и Божьего храма (судьба священника неизвестна, но предсказуема, а в храме был размещен склад) бабушка стала отправлять православные обряды, а наш пятистенок превратился в молельный дом. Она меня в двухмесячном возрасте и крестила...

К чему я все это?

Убежден: православная община - это ключ к пониманию того, что происходит сегодня с русским селом, русской деревней ! Имею в виду Нечерноземье, Русский Север, Урал, Сибирь, Дальний Восток, то есть зоны так называемого "рискованного земледелия", где общинный уклад жизни испокон веков был продиктован не чьей-то прихотью, но условиями выживания - суровым климатом, скудным плодородием почв и проч., проч.. А происходит в деревне, Владимир Владимирович, - катастрофа!

Годы "демократических реформ" половину сельхозугодий вывели из оборота, зарастают поля сорняком. Поголовье крупного рогатого скота сократилось втрое. Дошло до того, что картошку, на наших суглинках исконно доходный продукт, из Израиля завозим (сам в магазине видел)! Но это - в целом по России. А где-нибудь в Поветлужье, откуда мои корни, положение и того хуже! Но самое ужасное, то, от чего попросту опускаются руки, - сколько тракторов, комбайнов, какое высокотехнологичное оборудование теперь сюда не завози, какие деньги не вваливай, реанимировать, вернуть к жизни русскую деревню по большей части уже некому! В связи с чем иные горячие головы предлагают: что ж, если у нас - некому, китайцев давайте завозить, корейцев, уж они справятся...

Есть какая-то надежда на переселенцев-соотечественников из Ближнего зарубежья (принята недавно соответствующая программа). Надежда призрачная: вполне возможно, что российскую глубинку, где они, получив подъемные, поселятся, будет ими рассматриваться как плацдарм, чтобы рано или поздно перебраться в город. И потом: что их, соотечественников, ожидает в этой глубинке? Все то же - безработица, праздность, воровство, пьянство, умопомрачительное падение нравов, с которыми столкнулся погибший в Тверской области о.Андрей Николаев, с которыми не на жизнь, а на смерть он боролся, но так и не преодолел...

В то же время мне известны горожане - рабочие, инженеры, врачи, учителя, которым опостылела жизнь в городе, с его загаженностью, скученностью, всеобщей "конкурентной" озлобленностью. Это русские люди, многие из них не просто верующие, но воцерковленные. Они лелеют мечту - перебраться в деревню. Но куда? Агонизирующая деревня их поодиночке раздавит! А православных общин, которые бы хозяйствовали на селе, сегодня в стране наперечет. К тому же, материальное положение этих общин не блестяще, поскольку чаще всего зачинались они "с нуля", а попробуй нынче "с нуля", при отсутствии самого элементарного - доступных кредитов...

Словом, предлагаю государству проект! Суть его в следующем.

При сельских храмах, там, где у священников и прихожан есть желание, а также имеются к тому объективные предпосылки-возможности (например, наличие в данной местности неиспользуемых посевных площадей), создаются сельхозобщины. В этих целях государство:

а) совместно с Русской Православной Церковью разрабатывает и утверждает типовой устав (базирующийся, само собой, на действующем российском законодательстве);

б) обеспечивает эти общины селхозугодиями (на первых порах - в долгосрочную аренду);

б) перераспределяет в их пользу часть госбюджетных средств (это две уже действующие программы: Национальный проект, касающийся развития отечественного сельхозпроизводства, и уже упомянутая программа по переселению соотечественников из стран Ближнего зарубежья);

в) наделяет общины, хотя бы на первые годы, дополнительным льготным кредитованием.

Спешить, впрочем, не стоит. На первоначальном этапе, в порядке эксперимента, создадим лишь несколько очагов сельской общинности в разных регионах России. Через год-два посмотрим: учтем и отрицательный опыт (куда ж без него!), и положительный, всё сопоставим, взвесим, а уж потом...

Кто и что от проекта выигрывает?

Государство обеспечивает село трезвыми, добросовестными работниками, гарантирующими прирост производства сельхозпродукции. Причем все это - как бы и без затрат, поскольку встраиваются они в имеющееся бюджетное финансирование.

Как минимум, десятина от возможных доходов общин пойдет на нужды Церкви - на восстановление порушенных храмов, строительство новых. В любом случае члены таких общин будут самоотверженно и бескорыстно на благо Церкви трудиться.

Люди, оставив города, заживут в гармонии сами с собой и окружающим миром - не только в единении с природой, но и в коллективе единомышленников, духовных сестер и братьев.

Оздоровится духовно-нравственная обстановка в глубинке. Уверен, что многие из "местных" к общинам в конечном итоге "прибьются".

Община дружно, всем миром сможет противостоять вору, грабителю, любому злодею, в том числе инородцу, который изо дня в день травит деревню дешевой "паленой" водкой или же хищнически вырубает оставшиеся в округе леса.

Наконец, борьба за спасение той или иной русской деревни перестанет быть личным и героическим делом отдельно взятого православного священнослужителя.

С уважением,

Сергей СКАТОВ ,
православный журналист,
координатор Движения "Народный Собор"

Эта тема касается всех православных христиан, проживающих сейчас в Германии, как и мы.

Все вы знаете о жизни здесь не понаслышке. Всем вам известны сегодняшние проблемы Германии и жизни православных людей в Германии в частности. В первую очередь это проблема нашей удаленности от Храма Божия, куда приходится добираться порой по несколько часов. Часто бывает так, что службы в доступном нам храме проходят один-два раза в месяц, и как раз в эти дни (как это обычно случается) на нас наваливается много других забот, да так серьезно, что приходится выбирать между заботами и встречей в Храме с Богом. И как это ни горько сознавать, но часто борьба эта внутри нас оканчивается не в Его пользу.

И как хорошо было бы, если бы Храм был рядом с нашим домом, и службы в нем были бы хотя бы два раза в неделю, чтобы не приходилось выбирать между храмом и мiром.

А еще было бы здорово, если бы при храме была воскресная школа для детей и взрослых, чтобы была трапезная, где можно собраться после службы с такими же верующими людьми, как и ты, пообщаться с единомышленниками, попросить помощи или предложить кому-то свою, чтобы священник мог уделить время всем и конкретно вам. Самое главное во всем этом, как мне кажется, это то, что мы могли бы показать пример нашим детям. Чтобы они знали, что кроме того, что они видят в школе и на улице, может существовать и другая жизнь. И что кроме их папы и мамы, возможно несколько «странных» с их точки зрения (не похожих на других людей, их окружающих), существуют рядом и другие такие же «странные» люди, которые живут так же, и жизнь эта светлее, чище, и ярче той, другой жизни в мiру. И что, возможно, странными являются скорее те, другие люди, которые окружают наших детей в школе и на улице, потому что они не хотят жить той жизнью, полной добра и радости, которой живут их родители, а хотят «брать от жизни все», наступая при этом на дружбу, распиная любовь и совесть, пачкая руки и душу во всевозможной грязи. Наши дети чувствуют это подспудно, но не видят примера того, как можно иначе жить в обществе. Ведь семья это еще не все общество. Им очень трудно… Показать такой пример, или даже не пример, а возможность иной жизни, без тесного общения друг с другом, только за 2 часа богослужения достаточно сложно… Общение такое должно быть намного большим по времени. Этот островок нормальной жизни (жизнь в мiре сейчас на мой взгляд является не совсем нормальной) не должен ограничиваться богослужением, он должен оставаться постоянным во времени и желательно… в пространстве. Иначе остальные 166 часов в неделю легко перевесят 2. Очень уж тяжелая пропорция получается – 1 к 83.

Замечали ли вы, как порой после службы не хочется уходить из храма, хочется продлить это краткое время нахождения в православной среде, хотя бы просто посидеть тихо, рядом с людьми, которых ты видишь раз в неделю в лучшем случае. Это потому, что душа наша, по природе христианка, знает ощущение нашего настоящего Дома – Небесного нашего Отечества и тянется сама собой туда, где это ощущение она может получить наиболее полно. Для нас, находящихся здесь, такое ощущение душа может получить только в православном храме и глубоко счастлив тот, душа которого может получить аналогичное ощущение и в семье. Все остальное, что может предложить нам мiр – уводит нас в другую сторону.

Долгое время, преподавая в воскресной школе, я размышлял над этим вопросом. Как же нам объединить наших детей, как показать им пример другой жизни, как отвлечь их от прелестей и приманок этого мiра. Сделать это, живя на западе, очень трудно. И самое главное – как сделать этот пример непрерывным, или хотя бы 50 на 50. Тогда у нас есть шанс.

В свое время я узнал, что в Германии существуют коммуны. Что это такое? Люди объединяются на основе общего интереса к чему либо, приобретают жилье для совместного проживания, землю и помещения для работы, и создают на основе этого общего интереса предприятия. В таких коммунах есть практически все для автономного проживания. Часть людей занимается сельским хозяйством (как правило, оно био-ориентированное) — растениеводством (овощи, фрукты и т.д.) и животноводством. Коммуны имеют свой детский сад, как правило — общую кухню, библиотеку, автопарк, мастерские – те, для которых есть специалисты. Часть произведенного идет на внутреннее потребление, а часть – на продажу за пределами коммуны. Ознакомиться с такой функционирующей с 1986г. коммуной можно на примере Kommune Niederkaufungen (просто наберите это название в поисковой системе).

Что меня смущало в этих объединениях – отсутствие общего мировоззрения, и как следствие — различные негативные моменты в жизни, воспитании детей и т.д. Но сам факт того, что в Европе возможны объединения людей по какому-либо признаку, их совместное проживание и юридическое и экономическое оформление, внушало большой оптимизм.

И вот в какой-то момент возникла такая идея – а что, если объединиться не по признаку любви к био-овощам, а по признаку любви к Богу. Почему мы, православные, разбросанные по всей стране, не можем объединиться на почве единого вероисповедания? Толчок этой идее дал другой проект – строительство русского православного храма для нашего прихода в г. Штраубинг. Сейчас этот проект находится в стадии сбора средств. Как оказалось, поставить сам храм (например, деревянный – в стиле русских старых церквей) – не очень дорогостоящее дело. Гораздо дороже (в разы) – приобретение земли для него. Поэтому в ходе раздумий на эту тему возникла идея строительства храма за городом, где земля намного дешевле. Дальнейший полет мысли привел к тому, что неплохо было бы и поселиться возле этого храма, чтобы было недалеко ходить на службы.

Итак, чтобы не утомлять вас более моими словесными изысканиями, перехожу к основной части письма, которую постараюсь сформулировать кратко, дабы не заинтересовавшиеся не ругали меня за потраченное время, а заинтересовавшимся охотно отвечу лично более подробно. Идею можно озаглавить так:

Православное поселение в Германии.

Для начала осуществления идеи требуется несколько православных семей, согласных с базовыми принципами и имеющих возможность (в том числе и материальную) переехать .

На первом этапе – нахождение единомышленников, знакомство, выработка общего плана и согласование места для покупки базового жилого фонда.

На втором этапе – приобретение старого Bauernhof (или чего-то подобного) с возможностью жилья для 3-5 семей и до 1 га. земли. Такие хозяйства сейчас продаются не очень дорого, т.к. старые байеры уходят, а их дети не хотят работать на земле и продают дома вместе с землей. Возможны также и другие варианты жилья.

Третий этап — строительство деревянной церкви с помещением для воскресной школы и трапезной.

Одновременно с этим — развитие поселения, необходимых производств, с/х участков, мастерских и т.д. (см. ).

Четвертый этап (в мечтах) – православная общеобразовательная школа, паломнический центр, каменный храм …

Идея была представлена на рассмотрение Его Высокопреосвященства Архиепископа Берлинского и Германского Марка и нашла поддержку. Было получено благословение Владыки на организацию такого поселения и начата деятельность по поиску единомышленников, о чем и свидетельствует данное письмо.

Если вас заинтересовал данный проект, и вы хотите принять в нем участие или просто хотите помочь его развитию – просим связываться любыми доступными вам способами, указанными на странице . Просим также показать это письмо в ваших приходах, а также вашим друзьям и знакомым – возможно, кто-то из прихожан проявит интерес к нашему проекту.

Иерей Анатолий Акулиничев

настоятель храма Пресвятой Троицы (Erlangen)
и общины в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Nürnberg)

Приложение 1. Возможные виды деятельности в поселении.

  1. Bio производство – овощи, фрукты и т.д.
  2. Растениеводство (выращивание редких для Германии высокоэффективных растений)
  3. Козы – молоко, сыр, др. молочные продукты (редкость и полезно)
  4. Птица – яйца и т.д.
  5. Детские лагеря на время каникул
  6. Pflegedienst
  7. Пчеловодство
  8. Рыбоводство
  9. Семенной фонд – продажа био-семян овощей, лекарств. растений и др.
  10. Tagespflege
  11. Tagungshaus (Seminare usw)
  12. Детский сад
  13. Мастерские по имеющимся в наличии специальностям
  14. Гостиница
  15. Ресторан (с русской кухней)
  16. Булочная
  17. И т.д. — список зависит от специальностей поселян

Перед въездом в Потеряевку стоит табличка "На территории деревни курить запрещено". Добавлю ещё, что в деревне не только не курят — и не пьют, и не сквернословят. Да и всё дурное, что человека не красит, кажется, осталось там — в затерянном для Потеряевки, почти что виртуальном далёком мире "цивилизации".

Прежде, чем Потеряевке обрестись в её нынешних чертах и облике, она должна была исчезнуть. Исчезала зажиточная деревня долго, с 1930-го года, когда первые семь раскулаченных семей отправили по этапу. Их имущество, скот, амбары с зерном, добротные дома стали общественными. Добило Потеряевку в 71-м году постановление об укрупнении сёл, практически превратившееся в насильственное выселение. Методы известные — закрывают школу, магазин, отключают электричество… В числе последних уезжала многодетная семья Лапкиных. Покидали, чтобы вернуться.

Только спустя 20 лет после изгнания потеряевцев, благодаря братьям Лапкиным пришло время вновь отыскаться Потеряевке на этой земле.

С тех пор, как уехали последние жители Потеряевки, на месте деревни обосновался православный лагерь-стан. Трудным было его существование в советские времена — постоянное преследование привело к нелегальной жизни в подземелье. Мы совершаем своеобразную экскурсию, спускаемся в подвал — раньше сюда был сделан тайный лаз, заваленный землёй, дровами и брёвнами. Каждый год сотрудники КГБ ходили с щупом, пытаясь найти лагерь, но брёвна им сдвигать не хотелось. «Уж больно они ленивые», — смеётся Игнатий Тихонович Лапкин.

Даже сдвинув брёвна, раскидав дрова и землю, найдя лаз, они обнаружили бы самый обыкновенный погреб с картошкой. Но стоило выбрать картошку, как с одной стороны поворачивалась стена, и открывался сводчатый подземный тоннель с деревянным полом и светильниками на стенах. Тоннель заканчивался большим помещением — подземной церковью, где можно было молиться. Всё это делалось верующими по ночам. Землю долбили и вытаскивали наверх вёдрами. Сегодня здесь всё обыденно и похоже на обычное овощехранилище

Другой Лапкин — Иоаким Тихонович, — отслужив срочную службу в армии, в 1978 году после окончания Московской духовной семинарии стал священником. «Никогда не покидало меня желание вернуться в родные края, — рассказывает Иоаким Тихонович. — Приезжал сюда и видел, как земля зарастает бурьяном. Тогда-то мы и решили: пора начинать возрождение посёлка».

Весной 1991 года он приехал на свою малую родину. Началом новой Потеряевки стали две палатки и участок земли, вскопанный под огород. Поселенцы стали готовить простейший строительный материал — саман-кирпич из глины. Заготовили около семи тысяч кирпичей и за две недели сложили стены. Вот где Иоакиму Тихоновичу пригодилась служба в стройбате (там он был каменщиком). До осенних дождей успели поставить крышу, а осенью соорудили баню, скотный двор, выкопали колодец. В тот год первый раз после двух десятилетий в Потеряевке зимовали её жители: братья Иоаким и Павел Лапкины, их мама Мария Егоровна, племянник Ося да ещё живность на скотном дворе.

И хотя стоял только один дом, весть о возрождении посёлка уже пошла по России, стали приходить письма с заявлениями на жительство от близких по духу и вере людей. Прослышали о возрождении Потеряевки даже в Америке. Из Калифорнии приехал потрудиться на благо деревни земляк, Никита Феоктистович Орлов.

Сегодня Потеряевка — настоящая деревня, где появились электричество и телефоны, медпункт, начальная школа, церковь, добротные дома, у многих из которых стоят автомобили, тракторы. Среди живущих в деревне, люди разных специальностей — врач, учитель, священник, агроном, электрик, компьютерщик, механизатор… Но все они живут своим подсобным хозяйством, для всех действует общинный устав. Работают здесь много, до позднего вечера. Отдыхают по воскресеньям и религиозным праздникам.

По инициативе нашего Фонда и с благословления попечителя Фонда, протоиерея Владимира Головина уже с августа 2015 года началось создание православного поселения «Община Спасская», в которую вошли первые многодетные семьи. В 2016 году разработан и зарегистрирован в соответствующих государственных органах Устав Общины, как общественной некоммерческой организации (МООСРЕТИ, или просто – «Община Спасская»). Осуществлен проект поселения, в процессе оформления земельный фонд (ок. 10 га). Наш Фонд, в свою очередь, оказывает финансовую, информационную и организационно – хозяйственную поддержку созидающейся общине. Строительство православного поселения ведется с благословления правящего архиерея Чистопольской и Нижнекамской Епархии Пармена. Владыка, лично побывав в сентябре 2016 г. на месте строительства, порадовался за будущих поселян и пожелал им Божией помощи во всех их начинаниях.

По молитве Божией Матери, на земле мученика Божия - Араамия Болгарского, Господь сподобил начало созидания Общины Спасской, целью которой является возрождение и созидание православного общинного образа жизни, в центре которой Христос.

Сознательная духовная жизнь, Церковь и Таинства, Слово Божие и молитва, полнота семейного очага, над которым, в меру, Богом данных талантов, трудятся супруги и они же родители, многодетность, возделывание земли и ведение своего хозяйства, соработники и друзья по духу, поддержка и взаимовыручка, взращивание большой духовной семьи, где все друг другу не просто добрые соседи, а истинно братья и сестры - вот тот фундамент, закладываемый не только для семей общинников, но и для тех, кто решит последовать их примеру. И, Слава Богу, в этом направлении мы уже далеко не одиноки – наш пример вдохновил и иных! Движение пошло по России: в Саратовской области в селе Оркино, в Алькеевском районе село Старая Хурада созидаются Общины.

В 2016 году, с Божьей помощью, в канун Рождества Пресвятой Богородицы, была зарегистрирована Община. На сегодняшний день, в собственности Общины около полутора гектаров земли, 5 домов, в которых начало проживать 5 семей, а это – 10 взрослых и 17 детей, итого 27 человек! Подведены инженерные коммуникации - газ, свет, вода. Закончено возведение надворных построек. Идёт процесс оформления земельных участков, в непосредственной близости от Общины, общей площадью 9 гектаров. Главнейшая задача на данный момент - начать строительство Дома Божия - Храма.

К нам уже обращаются семьи, желающие присоединиться к Общине. Возводится дом на 4 семьи – для кандидатов в члены общины. А также закладываются новые дома. В дальнейших планах развития - обустройство имеющихся домов, дворов, участков. Помимо этого, для детей из сел Балымеры, Кирпичный, Полянки и детей Общины хотелось бы устроить большую, развивающую игровую площадку.

Имея опыт в соборной молитве по соглашению, испытав на себе милость Божью, мы поделились этим фактом с нашими тружениками, принимающими участие в строительных работах. Многие из них искренне включились в молитву по соглашению, как следствие – начали исправлять свой образ жизни, отходить от пороков. В меру данных нам талантов, мы стараемся жизнью свидетельствовать - Жив Господь наш и дело Его живет! И, с Божьей Помощью, Россия оживает.

Создаётся православное самоуправляемое поселение.
Обращение к патриотически-мыслящим предпринимателям.

Для удобства обсуждения тема перенесена на наш ФОРУМ:

_________________________

Дорогие коллеги!

Все мы хотим видеть Россию могучей и процветающей державой. Все мы прекрасно понимаем, что наша Родина будет стремительно развиваться только в рамках самобытной мировоззренческой концепции, и станет еще более стремительно деградировать, если по сценарию стран-идеологов нового мирового порядка продолжит послушно исполнять роль сырьевой служанки. Но как реально в условиях глобализации сохранить свою культурную самобытность? Как защитить своих детей от влияния наркотиков, пьянства и сатанинской культуры? Приходится констатировать, что в существующих условиях уберечь не только своих детей, но и самого себя от разлагающего действия глобализации, этого смрадного "духа века сего", достаточно проблематично. Не запирать же дитя в квартире, а самому закрывать глаза и затыкать уши, перемещаясь по московским улицам! Иными словами, перед тем, кто хочет жить по- православному, да и просто жить традиционными ценностями, достаточно остро встает вопрос "о тылах".

Говоря о возможном противоядии духовной агрессии, хотелось бы, в первую очередь, обратить свой взор на наши православные монастыри, но так как речь все же идет о жизни в миру, то, как ни странно, достаточно интересный пример показывают нам США. Вернее, её фермерские хозяйства юга страны, где часть населения живет в условиях некой "культурной автономии", основанной не на лживых постулатах массовой культуры, а на традиционных западно-европейских консервативных христианских ценностях. Фермерские дети- а их, как правило, значительно больше, чем в городских семьях,- обучаются в закрытых частных школах или на дому. Нам видится, что подобное вполне возможно и в нашей стране.

Мы предлагаем создание православной общины-поселения, с традиционным для русского народа укладом жизни и нормами поведения, который позволит, с одной стороны, уберечь наши семьи от удушающего влияния мегаполиса, с другой - даст возможность вести развитое хозяйство и обеспечить достойный уровень жизни и образования каждому жителю поселения. Место для создания православного самоуправляемого поселения (лесной массив на границе Московской и Владимирской областей, недалеко от трассы) подобрано как исходя из соображений необходимой изоляции, так и относительной близости к Москве, что в совокупности с интенсивным экономическим развитием региона позволяет успешно заниматься предпринимательской деятельностью. В настоящее время приобретено либо зарезервировано под приобретение достаточное количество земельных участков.