Праздник славянской письменности и культуры: история. День славянской письменности и культуры: по-настоящему народный праздник

День славянской письменности и культуры отмечается в память двух просветителей - Кирилла и Мефодия. Братья внесли огромный вклад в развитие славянского общества, его культуры. Письменность, созданная ими в IX веке, позволила запечатлеть лучшие страницы российской истории, биографии великих людей. Размноженные знания, наработанные за многие века славянским народом, способствовали распространению грамотности. Социализация в мировой цивилизации позволила ему занять соответствующее место среди других наций.

Когда отмечают

День славянской письменности и культуры ежегодно отмечается 24 мая, и 2019 год - не исключение. 30 января 1991 года Постановлением Президиума Верховного Совета РФ № 568-1 он получил статус государственного праздника России.

Кто празднует

Дату отмечают лингвисты, представители прогрессивной общественности и религиозных организаций, ученые-славянисты, работники культуры.

История праздника

В России праздник письменности впервые официально отпраздновали в 1863 году, когда было принято постановление о чествовании памяти святых Кирилла и Мефодия 24 мая. Официальный статус получен в 1991 году. Сегодня День славянской письменности и культуры - единственный праздник в РФ, который соединяет в себе светские и религиозные мероприятия.

Братья Кирилл и Мефодий родились в знатной семье византийского военачальника. Оба были грамотными и образованными людьми своего времени. Старший брат Мефодий в начале своей жизни посвятил себя военному делу, но гуманитарные наклонности и тяга к знаниям привели его в монастырь. Младший из братьев - Кирилл - с детства отличался филологическими наклонностями. Он определил для себя стезю просветителя и целенаправленно шел к ней. Получив сан священника, вел библиотечную деятельность в соборе Святой Софии и преподавал философские науки.

Заслуга братьев состоит в том, что они создали славянскую азбуку, разработали методику славянских словосочетаний. Ими было переведено несколько священных книг, что способствовало ведению и распространению богослужения на понятном для славян языке.

Кирилл и Мефодий обладали глубокими знаниями в греческой и восточной культурах. Обобщая их опыт в области письма, на основе славянских писаний братья создали первый славянский алфавит. Он стал большим импульсом для развития культуры и просвещения в славянских государствах. Письменность позволила развить русское книжное дело и литературу.

Значение вклада братьев-просветителей в распространение письменности, а вместе с ней и религиозных знаний, было высоко оценено служителями церкви. Братья получили статус святых после своей смерти и собственный праздничный день.

В конце девятого века новой эры у славян наконец-то появилась своя азбука. Михаил Третий, император Византии, отдал приказ по созданию упорядоченной письменности для старославянского языка. Взялись за это дело братья Кирилл и Мефодий. Поэтому азбуку и стали называть кириллицей. И в честь такого важного события для всех славянских государств был предложен особый праздник. К сожалению, многие о нем ничего не знают. Еще печальнее, что люди зачастую и не понимают его предназначения, его смысла.

Но прежде чем говорить о празднике, обратимся к письменности. Сегодня мы даже не задумываемся о том, что можем писать, используя буквы стандартизированного и общепринятого алфавита. Причем наши записи поймут во всех уголках страны. Письменность, появившаяся более тысячи лет назад, несомненно, стала двигателем таких областей искусства, как литература, театр, музыка и некоторых других. Кроме того, она позволила людям, находящимся далеко друг от друга, передавать информацию. Да что там говорить: письменные источники – это же колоссальное подспорье для историков, для этнографов.

Человек с появлением письменности получил возможность записывать необходимую информацию, а значит – получать и осваивать новые знания. А как стремительно начала развиваться культура! И вклад Кирилла и Мефодия во всю жизнь людей трудно переоценить. Вообще нам в современной жизни очень трудно представить, как жили люди раньше, когда у них не было письма.

А теперь о самом празднике. Каждый год 24 мая празднуют «День славянской письменности и культуры» в Российской Федерации. В других государствах, население которых является выходцами из славянской общности, тоже есть аналогичные праздники. Просто они имеют разные названия, а также даты проведения (хотя в Болгарии, как и в России – это 24 мая). Вообще изначально он был придуман в Болгарии в девятнадцатом веке, а потом укоренился и в России, Украине, Белоруссии, Молдавии. В любом случае, независимо от страны, праздник посвящен великому делу святых братьев, благодаря которым у славян появилась своя азбука. Также необходимо отметить, что славянская письменность – это собирательное понятие, включающее в себя письменность на многочисленных славянских языках (русском, украинском, болгарском и других).

Как все начиналось?

История праздника «День славянской письменности и культуры» уходит в далекий десятый (по некоторым данным – одиннадцатый) век новой эры. Вообще этот день тогда носил название Дня святых Кирилла и Мефодия, которые и стали авторами азбуки. Они подарили людям письменность.

На Руси «День славянской культуры и письменности», а точнее День Кирилла и Мефодия, был на некоторое время забыт, но снова про него вспомнили в 1863 году. Была предложена дата 11 мая (теперь, по новому стилю, это 24 мая). А вот чуть больше ста лет спустя началось масштабное возобновление празднования Дня памяти этих святых. Это было связано с круглой датой – прошло 1100 лет со дня смерти Мефодия. В 1986 году в городе Мурманске первый раз был проведен Праздник письменности. Пять лет спустя было издано особое Постановление от действующих на тот момент органов власти. Оно гласило о том, что теперь каждый год будет проводиться праздник под названием «День славянской письменности и культуры». Причем было отмечено, что непосредственное участие в нем будет принимать Русская Православная церковь . И это неудивительно, ведь Кирилл и Мефодий причислены к лику святых.

Затем каждый год избирался город, который становился центром праздника. Там и проходили основные культурные мероприятия. Такое положение дел сохраняется и по сей день.

Как все происходит сегодня?

Дни славянской культуры и письменности проводятся не по одному стандартизированному плану, они всегда разные, всегда интересные и живые. Находится в них место и обсуждению насущных проблем, в которых принимают участие и деятели культуры – поэты, писатели и другие.

Когда отмечается «День славянской письменности и культуры», в России проводятся научные встречи и форумы, фестивали и выставки, а также ярмарки и концерты. Такой культурный взрыв пробуждает в сердцах людей истинную любовь к своему народу, своему языку, гордость за них. Конечно, не забывают вспомнить и о братьях, подаривших людям письменность. Сам по себе «День славянской культуры» призван объединить и сохранить то культурное наследие, которое досталось нам от наших предков. И это, безусловно, очень важно. Праздник напоминает всем славянским странам о единстве их происхождения, о предках.

Но смысл и значение этого дня существует не только для каждой отдельно взятой страны, но и для каждого человека в отдельности. Ведь все мы говорим и пишем на славянском языке! Наши предки, наши родители, наши учителя говорили и писали на нем! А ведь язык и письменность – это основа, базис для культуры и искусства. Именно поэтому мы должны не только беречь свою славянскую культуру, но и воспитывать ее в своих детях. Согласитесь, что нам есть, чем гордиться! Ведь не зря произведения славянских писателей и поэтов славятся такой проникновенностью, такими завораживающими и невероятно красивыми речевыми оборотами! Читать их книги – это одно удовольствие. Поэтому давайте будем любить и уважать нашу письменность, нашу славянскую культуру. Она дала и продолжает давать нам очень многое!

В России широко отметили День славянской письменности и культуры.

В те годы, когда произошёл раскол между Западной церковью и её Восточной православной сестрой, на славянских землях с удвоенной силой стал нарастать процесс христианизации народов. Оглядываясь в прошлое, мы видим, что Господь призвал их восполнить ряды своей церкви, послав к ним из образованной и передовой, - по тем временам - Византии мудрых наставников. Благодаря им в полной мере воссиял свет православия для всех славян.

Братья из города Фессалоники

Отмечаемый ежегодно 24 мая День и культуры был праздником с давних времён. И хотя название он носил иное, но смысл имел тот же — почитание памяти двух великих просветителей, трудами своими стяжавших венцы святости. Эти учителя славянских народов родились в IX веке, в одном из крупнейших городов Византии ― Фессалониках (иначе ― Солунь), но главное дело своей жизни они совершили в славянских землях, отправиться в которые их сподобил Господь.

Кирилл (в крещении Константин) и Мефодий были родными братьями и выросли в богатой и образованной семье. Их отец ― профессиональный военный ― служил императору и занимал при дворе высокие посты. С раннего детства братья, кроме родного греческого, слышали и славянский язык, на котором разговаривали многие представители племён, живших вокруг. Со временем юноши овладели им в совершенстве. Старший брат Мефодий, решив пойти по стопам отца, стал военным и даже заметно продвинулся в этой области, но со временем отказался от военной карьеры и стал простым монахом.

Будущие просветители славян

Его младший брат Константин, получив блестящее образование, ещё на родине стал создателем глаголицы — славянской азбуки — и приступил к переводу на этот язык Евангелия. Известно, что находясь в Константинополе, он обучался философии, диалектике, математике и целому ряду других наук у лучших педагогов своего времени. Вскоре, став священником, он получил место смотрителя библиотеки при знаменитом а через год — преподавателем в Магнаврском университете, который незадолго до этого закончил. Своё образование он во многом пополнил в период пребывания в Корсуни, где пробыл значительное время вместе с византийскими дипломатами.

Миссия братьев в Болгарии

Но главное дело ожидало братьев впереди. В 862 году из Моравии прибыла в Константинополь делегация от местного правителя, просившего направить к нему наставников, способных донести до народа учение Христа на их родном языке. В ответ на это император и патриарх послал братьев для выполнения этой великой миссии. Уже через год Константин вместе с Мефодием и учениками стали создателями азбуки, в основу которой был положен старославянский язык, и перевели на болгарский ряд книг из Священного Писания.

Находясь в Моравии, братья вели широкую просветительскую деятельность среди местного населения. Они не только обучали грамоте, но и помогли организовать проведение богослужений на Их миссия продлилась около трёх лет, в течение которых они создали необходимую базу для крещения Болгарии, совершившегося в 864 году. В 867 году, находясь уже в Риме, Константин слег от тяжёлого недуга, а незадолго до своей смерти он постригся в монахи под именем Кирилл.

Праздник в честь святых братьев

В память о деяниях этих великих просветителей и был установлен 24 мая и культуры. Своими корнями он уходит в X-XI века, когда в Болгарии вошло в обычай их ежегодное поминовение, совершавшееся 24 мая. Были установлены также дни памяти каждого из них отдельно. Всё это говорит о признании неоценимых заслуг братьев перед национальной культурой славянских народов. Начиная с XVIII - XIX веков — периода, вошедшего в историю как болгарское возрождение — стал отмечаться славянской письменности.

На Руси празднование этого дня вошло в обычай довольно поздно. Лишь в 1863 году его ввели в обиход специальным постановлением. А в недалёком прошлом, в 1985 году, в связи с 1100-ой годовщиной со дня преставления святого Мефодия, было принято решение считать этот день не только религиозным праздником, но и общегосударственным. Вот почему День славянской письменности отмечают 24 мая.

Инициативы правительства и церкви

В 1991 году торжествам был присвоен официальный статус. На заседании правительства, состоявшемся 30 января, было принято постановление, в соответствии с которым всей страной стал отмечаться новый праздник ― 24 мая, День славянской письменности и культуры. Интересно, что каждый год его столицей выбирается какой-нибудь очередной населённый пункт.

Символично, что в ночь, предшествовавшую Светлому Христову Воскресению этого года, Патриарх возжёг свечу Славянского хода, направленного на популяризацию и сохранение культурных ценностей славянских народов. Эта благая акция является своего рода экспедицией вдоль основных транспортных артерий, связывающих на своём пути важнейшие исторические центры страны.

Празднование в Москве

Изначально было решено не связывать 24 мая ― и культуры ― рамками какого-либо определённого сценария, а предоставить в каждом конкретном случае полную свободу творчества его организаторам.

Это открыло широкий простор для проведения различных конференций, фольклорных концертов, встреч с писателями, фестивалей и прочих мероприятий, направленных на дальнейшее развитие национальной славянской культуры.

В Москве праздник 24 мая (День славянской письменности) начался в этот год с торжественного обращения ко всем россиянам главы церкви, а затем последовал концерт под открытым небом, ставший по масштабу проведения и по количеству участников выступивших в нём артистов событием всероссийского масштаба. Это освещали представители ведущих средств массовой информации со всего мира. Подобные мероприятия являются прекрасным путём укрепления взаимопонимания между представителями различных наций.

Торжества в городе на Неве

Ярко и интересно отмечали 24 мая 2015 ― День славянской письменности ― и в Санкт-Петербурге. Здесь на ступенях Исаакиевского собора, являющегося одним из символов города на Неве, выступил хор из трёх тысяч человек, в состав которого, наряду с профессиональными музыкантами, вошли и участники самодеятельных коллективов. Интересно, что два года назад на этих же ступенях петербуржцы и гости города услышали пение хора, состоявшего из 4335 человек.

В этом году огромный коллектив исполнил семнадцать известных и любимых в народе песен. Однако мероприятия к Дню славянской письменности (24 мая) в нынешнем году этим не ограничились. Были также проведены ставшие уже традиционными встречи с писателями, произведения которых успели полюбиться петербуржцам, а также во многих парках города выступили фольклорные коллективы. Этот день надолго запомнится всем, кто принимал участие в торжествах.

Ежегодно 24 мая православные христиане празднуют день памяти двух великих просветителей - Кирилла и Мефодия. Праздник имеет не только религиозное, но и светское значение: в эту дату отмечается День славянской письменности и культуры.

История праздника

Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий родились в городе Солуни, в праведной и одаренной земными благами греческой семье. Среди семерых детей Мефодий был самым взрослым, а Кирилл — самым младшим ребенком. Оба брата с юности отличались необычайными талантами и дарованиями, но изначально выбрали разные пути их применения.

Мефодий посвятил себя военной службе. Заметив недюжинные способности воина, царь поставил его во главе одного из славянских воинств. В дальнейшем в этом многие усмотрели промысел Божий: находясь среди славян, Мефодий смог лучше уяснить особенности их языка и культуры, что сыграло важную роль в его последующем становлении как просветителя и наставника. Через десяток лет Мефодий решил оставить военную карьеру и посвятить себя службе духовной: он постригся в монахи и удалился от мирских забот, сосредоточился на исполнении монашеского обета и изучении священных книг.

Кирилл с детства проявлял блестящие таланты в изучении светских наук и религиозно-нравственных дисциплин. Уже в юношестве он принял сан священника. Необычайное красноречие, блестящий ум и великая вера позволили Кириллу одержать многократные победы над еретиками, благодаря чему он снискал любовь и уважение императора, который впоследствии доверял ему крайне важные духовные миссии.

Одной из таких миссий стала поездка Кирилла и Мефодия в Моравию. В девятом веке к императору пожаловали послы моравского князя Ростислава, который просил направить в его государство тех, кто смог бы читать проповеди на славянском языке. Решено было поручить это братьям-просветителям с группой учеников. В результате миссии Кирилл создал славянскую азбуку, а также перевел на старославянский язык священные книги, необходимые для богослужения.

Истоки празднования дня памяти Кирилла и Мефодия 24 мая по новому стилю восходят еще к 12 веку. В древние времена эту традицию поддерживали все славянские народы, однако впоследствии в силу разных причин празднование было устранено. Возродилась традиция во второй половине девятнадцатого века. А в 1991 году был установлен и соответствующий светский праздник — День славянской письменности и культуры.

День памяти Кирилла и Мефодия в 2017 году

В храмах в честь праздника проходит особое торжественное богослужение, в ходе которого читаются особые прославляющие святых братьев молитвы. Верующие обязательно посещают церковную службу: в этот день принято молиться Кириллу и Мефодию о помощи в учении, об укреплении веры, о нахождении своего предназначения и истинного пути.

24 мая проходят различные светские мероприятия в честь Дня славянской письменности: научные конференции, выставки, презентации, концерты, посвященные воспоминанию неоценимого вклада, который внесли Кирилл и Мефодий в развитие славянской культуры.

Заручиться поддержкой Высших сил в этот день можно, прочитав молитву перед иконой Кирилла и Мефодия . Считается, что она особенно помогает тем, кто находится в процессе обучения. Цените богатое культурное наследие, которое нам досталось, чтите важные даты церковного календаря и не забывайте нажимать на кнопки и

23.05.2017 06:10

В православный крещенский сочельник христиане традиционно соблюдают пост и не едят до первой звезды, возносят...

Любые православные праздники следует отмечать в соответствии с определенными правилами, чтобы не обрушить на себя...

24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия - создателей славянской письменности.

Среди древнейших памятников славянской письменности особое и почетное место занимают жизнеописания создателей славянской грамоты -- святых Кирилла и Мефодия, такие как “Житие Константина Философа”, “Житие Мефодия” и “Похвальное слово Кириллу и Мефодию”. Святые братья Кирилл и Мефодий -- христианские проповедники и миссионеры, просветители славянских народов.

Равноапостольных Кирилла и Мефодия называют учителями словенскими.

Из источников мы узнаем, что братья были родом из македонского города Солуни. Теперь это город Салоники на берегу Эгейского моря. Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин. Имя Кирилл он получил при пострижении в монашество уже перед самой кончиной. Отец Мефодия и Константина занимал высокий пост помощника управителя города. Есть предположение, что мать их была славянкой, потому что братья с детства знали славянский язык так же хорошо, как и греческий.

Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из отцов Церкви -- Григория Богослова (IV век). Как человек больших знаний, Константин был назначен хартофилаксом (библиотекарем) при патриаршей библиотеке. Но это занятие не соответствовало настроению Константина. Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. У знаменитого ученого Фотия, будущего константинопольского патриарха, Константин изучал античную литературу. Учился он также философии, риторике (ораторскому искусству), математике, астрономии и музыке. Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь “на Олимп к Мефодию, брату своему, -- говорит его жизнеописание, -- начал там жить и беспрестанно творить молитву Богу, занимаясь только книгами”.

В 857 году оба брата были посланы императором проповедовать христианство в могучий тогда Хазарский каганат, угрожавший постоянными разрушительными набегами Византийской империи. Задача обратить в веру Христову этот враждебный народ, сделать его союзником Византии была непростой. Прибыв к хазарам, святые братья дружественно и с любовью долго беседовали с ними о сущности Православия. Убеждённый ими хазарский князь вместе со своими приближёнными приняли христианство. Князь хотел наградить своих учителей подарками, но они просили только отпустить с ними на родину греческих пленников, захваченных хазарами во время набегов. И он отпустил с ними 200 пленников.

В 862 году князь Ростислав Моравский (Моравия тогда была одним из сильнейших славянских государств в Европе) попросил Византийского императора прислать христианских проповедников.

В 863 году византийский император направил братьев в Моравию на проповедь славянам. Прибыв в Моравию, святые братья создали славянскую азбуку, перевели на славянский язык Евангелие, Псалтирь и многие богослужебные книги. В православных храмах Моравии стали служить на понятном местному населению языке. Это было главным делом жизни святых Кирилла и Мефодия .

Проработав более трех лет в Моравии, Константин и Мефодий с группою своих учеников отправились в Рим, чтобы представить папе сведения о своем деле. По пути они на некоторое время остановились в Паннонии, где обучили около 50 учеников славянским книгам (житие Константина) .

Нам надо глубоко осознать, какой Божий дар преподнесли славянам святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. На протесты латинян, утверждавших, что богослужение и Библия не могут оскверняться варварским славянским языком, равноапостольный Кирилл отвечал словами пророка Давида: "Всякое дыхание да хвалит Господа".

Слабый здоровьем, но проникнутый сильным религиозным чувством и любовью к науке, Константин с детства мечтал об уединенной молитве и книжных занятиях. Вся его жизнь была наполнена частыми трудными поездками, тяжелыми лишениями и очень напряженной работой. Такая жизнь подорвала его силы, и в 42 года он сильно заболел. Предчувствуя свой близкий конец, он принял монашество, переменив свое мирское имя Константин на имя Кирилл. После этого он прожил еще 50дней, последний раз прочел сам исповедальную молитву, простился с братом и учениками и тихо скончался 14 февраля 869 года. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы римского защиты своего дела -- распространения славянской письменности.

Сразу же по кончине Кирилла была написана его икона. Погребен Кирилл в Риме в церкви святого Климента.

Святые братья мужественно перенесли испытания и гонения за свой подвиг просвещения народов. Плодами их деяний мы пользуемся и поныне, они определили наше духовное и культурное направление. Потому, наверное, первой общественной православной организацией, созданной в России после прекращения гонений на Церковь, был Славянский фонд письменности и культуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Что же такое кириллица? Кириллица - то же, что кириллимческий (или киримлловский) алфавимт: одна из двух (наряду с глаголицей) древних азбук для старославянского языка. Кириллица -- система письменности и алфавит для какого-либо языка, основанные на старославянской кириллице (говорят о русской, сербской и т. п. кириллицах; называть же «кириллическим алфавитом» формальное объединение нескольких или всех национальных кириллиц некорректно).

На основе кириллицы построены алфавиты многих славянских языков, а также некоторых неславянских языков, которые ранее не имели письменности либо имели другие системы письменности и были переведены на кириллицу в конце 1930-х годов

Первоначально кириллицей пользовались восточные славяне и часть южных, а также румыны; со временем их алфавиты несколько разошлись друг от друга, хотя начертание букв и принципы орфографии оставались (за исключением западносербского варианта, так называемой босанчицы) в целом едиными.

Россия является многонациональным государством. В Российской федерации помимо русских проживает свыше 180 других народов. В историческом плане доминирует русская культура, основанная на русском языке, однако это доминирование никогда не было полным. Важную роль в развитии культуры России играют культура крупных народностей России, таких как татары, башкиры, калмыки, и другие.

Сегодня кириллица является официальным алфавитом России, Украины, Беларуси, Боснии и Герцеговины, Болгарии, Македонии, Югославии, а также Монголии, Казахстана, Таджикистана, Молдавии и Киргизии. В Грузии ею пользуются абхазы и осетины. В целом же около 6% населения Земли считают кириллицу родным письмом, а «кириллические» страны занимают более 18% суши.

Кириллический алфавит как система письма родного (русского) языка является основой вхождения ребенка в передаваемую из поколения в поколение культуру родного народа. Родной язык и славянская азбука - основа формирования ребенка как языковой личности, его языковой картины мира, его языкового сознания; это культурно-историческая среда, формирующая национальную языковую личность, осознающую свою причастность к родной культуре.

Через постижение алфавита начинается социализация личности школьника, приобщение его к жизни и культуре того общества, в котором он родился и живет, а также к культуре человечества, мировой цивилизации в целом: то есть родной язык и родной алфавит выступают и основой формирования человека общественного, социального.

Родной язык и родной алфавит - это первая система, которая становится объектом изучения в школе; они являются теоретическим введением не только в лингвистику, но и мир научного познания в целом; это основа изучения всех школьных предметов, фундамент формирования научной картины мира. Кириллический алфавит является ключом к проникновению в богатейший мир русской литературы. Согласно мнению некоторых исследователей, даже визуальное опознавание знаков привычного кириллического алфавита играет объединяющую роль.

Марийская письменность. Марийский народ с древних времён использовал различные геометрические знаки (тиште, тамга), вырезаемые на коре (нымыште) либо на специальных деревянных палках (шерева тоя) специальным ножом (вараш к?з?). Как правило, эти знаки использовалась для хозяйственной информации (учёт имущества, долги и пр.) и в неизменном виде использовались марийцами вплоть до 30-х годов XX века.

Впервые письменность для марийского языка на основе кириллицы была составлена в середине XVI века для обучения священников, проповедовавших среди марийцев. Никаких сведений об этой письменности не сохранилось.

Первым образцом марийской письменности, положившим начало марийскому литературному языку, считается «Сочинения принадлежащие к грамматике черемисского языка», изданные в 1775 году.

В 1920-1930-е годы в марийский алфавит были введены все буквы русского алфавита для написания заимствованных из русского языка слов. Окончательно марийские алфавиты для горного и лугового языков были утверждены в 1938 году.

10 декабря в Республике Марий Эл отмечают День марийской письменности - Марий тиште кече. За период своего существования марийская письменность прошла большой и сложный путь развития, достигла определенных успехов. 9 декабря 2011 года в Национальном музее Республики Марий Эл им. Т. Евсеева состоялось открытие экспресс-выставки "Марийская письменность вчера, сегодня, завтра", приуроченная ко Дню марийской письменности.

Мордовская письменность. Несмотря на использование латиницы в некоторых ранних грамматиках, собственно мордовская письменность всегда базировалась на кириллице и представляла собой русский алфавит с добавлением некоторых букв.

В 1920 году все дополнительные знаки из мордовских алфавитов были изъяты.

В 1927 году мордовский алфавит был реформирован вновь и принял современный вид.

Удмуртская письменность. С XVIII века исследователями для записей слов удмуртского языка использовались буквы кириллического и латинского алфавита, однако собственно удмуртская письменность всегда базировалась только на кириллице. Первые удмуртские книги увидели свет в 1847году. Они были написаны с использованием русской графики и орфографии того времени (по сути, эта система представляла собой русскую практическую транскрипцию).

Удмуртский алфавит в его нынешнем виде был окончательно утверждён в 1927 году.

Из выше сказанного мы понимаем, что многие народы России успешно пользовались кириллицей на протяжении полувека. За это время было создано немало литературных произведений на национальных языках, развивалась культура народов, выросло новое высокообразованное поколение, для которого кириллические алфавиты были органической частью их родных языков.

Таким образом, мы можем сказать, что кириллица является ценным национально-культурным достоянием всех народов России, одним из важных элементов единого образовательного и культурного поля Российской Федерации. Кириллица не пострадает в любом случае. Она уже внесла свой поистине неоценимый вклад в культуру народов.

Каждый из нас должен быть благодарным своему народу за родной язык. Ведь на нем, родном, каждый из нас произносит первые, дорогие сердцу слова: мать, отец. Видимо, поэтому его называют еще языком, впитанным с молоком матери.