Смотреть что такое "рибо" в других словарях. Теории внимания Т. Рибо и Н.Н. Ланге. Моторная (моторно-эмоциональная) теория внимания Т Рибо внимание

В историю психологии Рибо вошел как один из создателей экспериментального направления, наряду с Вундтом, Жане и Джеймсом. Он исследовал феномены воли, внимания, памяти в их нормальных и отклоняющихся состояниях, изучал наследуемость душевных свойств, создал несколько значительных работ по истории психологии и по истории философии, в частности, по философии Шопенгауэра, интерес к которому возник у Рибо в связи с его собственными исследованиями психологических особенностей воли и темперамента человека. В психологии религии Рибо известен прежде всего как автор «Психологии чувств».

В любом религиозном веровании, полагает Рибо, можно выделить два элемента: интеллектуальный (представления об объекте верования) и эмоциональный - чувство, находящее свое выражение в поступках человека . Чувству Рибо отводит главенствующую роль в религиозном развитии, хотя отмечает, что жестко разделять два этих элемента не следует. Психолог описывает этапы эволюции религиозных представлений и чувств. К первым стадиям религиозного развития Рибо относит фетишизм, полидемонизм, натурализм вкупе с анимизмом. Объект верований на этой стадии антропоморфен. Религиозное чувство в этот период соединяет в себе 2 элемента: эмоцию боязни и – пока еще очень слабую – симпатию по отношению к божеству. Это чувство характеризуется строго практическим (утилитарным) характером и примыкает к инстинкту самосохранения индивида: оно выражается в стремлении действовать по правилу «даю, чтобы ты мне дал». В это время когда формируется принцип авторитета в первобытной общине - «начальники, жрецы, чародеи говорят и действуют во имя высшей власти и поддерживают социальную связь» , - в религиозном чувстве начинает более отчетливо проявляться его социальный характер. По замечанию Рибо, «религиозное чувство имеет стремление соединять, группировать, социализировать» . И тут нет никакого противоречия с идеей об эгоистической составляющей религиозного чувства: люди объединяются для реализации своих интересов.

Однако под влиянием интеллектуального развития, наблюдений и формирования представлений о космическом порядке течение религиозной жизни постепенно меняется, возникают боги отдельных природных стихий, а затем и то, что во времена Рибо называли «монолатрией» - почитание божества, превосходящего других, которые действуют под его властью и которых оно не уничтожает. Далеко не везде эти перемены происходили синхронно: у разных народов этот процесс совершался в разное время. И при этом он всегда сопровождался развитием религиозных чувств: если в первый период в целом преобладают отрицательные эмоции (выражение чувства зависимости), то теперь на первый план выходят чувства удивления, доверия, любви, экстаза (в частности, это проявляется в постепенно исчезновении кровавых жертв и уменьшении числа злых божеств) . С другой стороны, религиозное чувство постепенно соединяется с нравственным чувством, что также свидетельствует о достижении определенного прогресса в религиозном развитии (формируются более дифференцированные представления о загробном существовании). Изначально религиозное и нравственное чувства представляют собой отличные друг от друга формы чувств и отвечают совершенно различным по своей природе стремлениям. Третий период религиозного развития, по мысли Рибо, характеризуется преобладанием интеллектуального элемента, тогда как «застигнутая в самом источнике своем, эмоция течет тонкой струйкой и от религиозного чувства в собственном смысле слова остается неясное благоговение перед неизвестным» . Но даже в самых утонченных религиозных системах остается место для чувства (мистицизм).

Как психолог Рибо называет религиозное чувство полной эмоцией, то есть такой, которая имеет физиологические корреляты (бледность, пот, дрожь и др.), а, с другой стороны, находит выражение в выразительных движениях, жестах, актах, то есть в религиозных обрядах, в которых устанавливается отношение к высшим силам: если сначала обряды были прямым и непосредственным выражением религиозного чувства, то в дальнейшем они обретают символический характер. Иными словами, говоря на психологическом языке, религиозное чувство является полноценной эмоцией, а не производной или вариацией каких-либо других эмоциональных состояний . Интересно, что далее Рибо говорит и о людях, которые лишены религиозного чувства. Рибо пишет: «ни один нормальный человек, живущий в обществе, не может быть чужд религиозным идеям, игнорировать их существование, объект, значение; но они могут не оказывать на него никакого влияния, могут оставаться в его мозгу чуждой вещью, не вызывая никакого стремления, никакой эмоции; они могут быть постигнуты, но не прочувствованы» . Есть и другая крайность – патологические формы религиозного чувства, такие как религиозная меланхолия (человек постоянно чувствует себя виновным проклятым, осужденным, презренным), бред одержания бесом (демономания, как ее называет Рибо), экстаз (ограниченность поля сознания одним представлением, восторг), теомания (когда человек считает себя Богом или пророком (одна из форм мегаломании): в этом случае, говорит Рибо, очень сложно провести грань между основателями религий, реформаторами и основателями орденов и чистыми теоманами).

Для своего времени система Рибо была весьма содержательной и интересной. Многие проблемы психологии религии, обсуждение которых он начал как экспериментальный психолог, получили свою дальнейшую разработку в трудах Жане и Джеймса. В России до революции 1917 года труды Рибо были довольно широко известны и пользовались вполне заслуженным признанием. Однако ныне его психологические взгляды, в том числе, его психология религиозных чувств пребывает в некотором забвении.

Т. Рибо. Непроизвольное внимание – естественное, природное; произвольное (искусственное) внимание есть продукт искусства воспитания, дрессировки увлечения чем-нибудь. Произвольное внимание привито к вниманию непроизвольному или естественному и из него черпает условия для своего существования. В непроизвольном внимании объект действует на субъект с помощью внутренних, присущих ему свойств. В произвольном же внимании субъект действует на объект с помощью внешних, т.е. добавочных сил. Добавочной силой является цель. Цель появляется не в силу случайности или обстоятельств. Она составляет предмет желаний или выбора. Цель принимают или ей подчиняются. Субъект должен приспособиться к этой цели, найти средства для поддержания внимания, что всегда сопровождается чувством некоторого усилия.

Произвольное и непроизвольное внимание – две противоположности. Если в непроизвольном внимании требуется наибольшее притяжение, то в произвольном внимании – наибольшее сопротивление.

Процесс произвольного внимания сводиться к следующему: необходимо искусственно сделать привлекательным то, что по своей природе непривлекательно, придать интерес вещам, которые сами по себе не интересны. Слово интерес в этом плане – аффект, эмоция. Только здесь эмоция, чувство, поддерживающее внимание, приобретенное, добавленное и не является непроизвольным.

Зарождение произвольного внимания, состоящего в способности удерживать мысль на предметах непривлекательных, может быть вызвано лишь искусственно, насильно, под влиянием воспитания. Причем все равно исходит ли это воспитание от вещей или от людей. Пример: ребёнку не интересно читать, ему интересны картинки, он пытается узнать, что на них. Взрослый: «Когда научишься читать – узнаешь». После нескольких разговоров ребенок покоряется и даже читает с увлечением. Чтение – процесс не имеющий интереса непосредственно, но имеет интерес опосредованный, т.е. через чтение можно узнать содержание.

Внутренний механизм произвольного внимания. Произвольное внимание вызывается по требованию обстоятельств и, как и всякое другое состояние сознания, произвольное внимание должно быть удержано. Пример: если ученик, не интересующийся математикой, вспоминает, что ему нужно решить задачу, то это состояние сознания. Но если он садится и продолжает решать задачу, то это состояние произвольного внимания как задержка сознания. Эта задержка связана с работой ЦНС.

Т. Рибо ориентировался на принципы естествознания, на представления о рефлекторных механизмах психики. Он одним из первых использовал на практике рефлекторную теорию психики Сеченова.

До сихъ поръ очень много занимались результатами внимания и весьма мало его механизмомъ. Именно эту последнюю сторону вопроса я намеренъ сделать предметомъ настоящаго труда. Взятый даже въ такiхъ тесныхъ рамкахъ, вопросъ о внимании представляется крайне важнымъ, служа необходимымъ дополнениемъ къ теории ассоциации, что мы намерены развить ниже. Если предлагаемый трудъ сколько-нибудь послужитъ къ уяснению указаннаго пробела въ современной психологии и вызоветъ въ другихъ желание заполнить его, цель наша будетъ достигнута.

Не задаваясь пока намерениемъ определить, что такое внимание, не предлагая заранее его характеристики, я делаю предположение "что каждый съ достаточною ясностью понимаетъ значение этого слова. Гораздо труднее указать те границы, где начинается внимание и где оно кончается, такъ-какъ оно заключаетъ въ себе все ступени, начиная отъ мимолетнаго внимания, уделепнаго жужжащей мухе, до состояния полнаго поглощения заиимающимъ насъ предметомъ. Сообразно съ требованиями правильнаго метода, наше пзучение должно быть направлено на те случаи, которые представляются паиболее резкими, типичными, т.е. на те, которые отличаются однимъ пзъ двухъ следующнхъ признаковъ: интенсивностью или продолжительностью. При совпадении обоихъ этихъ признаковъ внимание достигаетъ своего maximu"а. Въ отдельности продолжительность внимания приводитъ къ тому же резулътату путемъ накопления: примеромъ можетъ служить тотъ случай, когда при свете несколькихъ электрическихъ искръ намъ удается прочесть слово или разглядеть лицо. Точно такъ-же действительна сама по себе и интенсивность внимания: такъ напримеръ, для женщины достаточно одного мгновения, чтобы изучить нарядъ соперницы. Слабыя формы внимания не представляютъ для иасъ подходящаго материала, и во всякомъ случае не съ этихъ формъ должно быть начато его изучение.

Задача этого изследования состоитъ въ томъ, чтобы установить и подтвердить доказательствами следующия положения:

Внимание является въ двухъ существенно различныхъ формахъ: одна изъ нихъ -- внимание непроизвольное, естественное; другая -- внимание произвольное, искусственное.

Первая, позабытая большинствомъ психологовъ, есть форма внимания настоящая, первоначальная, основная. Вторая же, исключительно служившая до сихъ поръ предметомъ ихъ изследований, представляетъ собой лишь подражание, результатъ воспитания, дрессировки, увлечения чемъ-либо. Будучи подвержено колебаниямъ и влиянию случайностей, произвольное внимание опирается исключительно на внимание непроизвольное, изъ котораго оно вырабатывается всецело. Это только усовершенствованный аппаратъ, продуктъ цивилизации.

Въ обеихъ своихъ формахъ внимание не представляетъ собою "чисто духовнаго акта", совершающагося таинственнымъ и неуловимымъ образомъ. Механизмъ его неизбежно долженъ быть признанъ двигательнымъ , т.е. действующимъ на мускулы и посредствомъ мускуловъ-же, главиымъ образомъ, въ форме известной задержки. Такимъ образомъ, эпиграфомъ къ настоящему изследованию можетъ служить фраза, сказанная Маудсли: "кто неспособенъ управлять своими мускулами, иеспособенъ и ко вниманию".

Какъ въ той, такъ и въ другой форме внимание есть состояние исключительное, ненормальное, ограниченное во времени, гакъ-какъ оно находится въ противоречии съ основнымъ условиемъ психической жизни -- изменяемостью. Внимаиие есть состояние неподвижное. Всякому изъ личнаго опыта известно, что если оно продолжается чрезмерно долго, въ особенности при неблагоприятныхъ обстоятельствахъ, то вызываетъ постояннно возрастающую неясность мыслей, затемъ полное умственное изнеможение, часто сопровождаемое головокружениемъ.

Эти легкия, мимолетныя помрачения мыслей указываютъ на существующий антагонизмъ между вниманиемъ и нормальной психической жпзныо Что внимание стремится къ единству сознания, составляющему его сущность, объ этомъ еще яснее свидетельствуютъ резкие случаи болезненнаго его проявления, которые мы намерены изследовать ниже, какъ в хронической ихъ форме, т.е. въ форме такъ называемыхъ idees fixes, такъ и въ ихъ острой форме -- въ состоянии экстаза...

Теодюль Арман РИБО (1839--1916)

Выдающийся французский психолог, родоначальник опытного направления во французской психологии. Профессор Сорбонны (1885) и Коллеж де Франс (1888), где был директором (1889) первой французской психологической лаборатории. Основатель и редактор первого во Франции психологического журнала "Философское обозрение". Председатель 1-го Международного психологического конгресса (Париж, 1889).

На основе критического анализа основных направлений современной ему психологии Т.Рибо попытался сформулировать программу новой, экспериментальной психологии, которая изучала бы высшие психические процессы и личность в целом. По его мнению, "...болезнь является самым тонким экспериментом, осуществленным самой природой в точно определенных обстоятельствах и такими способами, которыми не располагает человеческое искусство". Это во многом определило характер всей идущей от Т.Рибо традиции во французской психологии (П.Жане, Ш.Блондель, А.Валлон и др.). Широкую известность получили его труды по проблемам памяти, произвольного внимания и воображения, психологии чувств и др. Книга "Эволюция общих идей", в которой Т.Рибо изложил результаты своих исследований в области эволюции умственных процессов, вышла в 1897 г. и через год была издана в России.

Моторная (моторно-эмоциональная) теория внимания Т. Рибо. Автор названной выше теории полагал, что непроизвольное и произвольное внимание непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью эмоциональных состояний, ассоциированных с объектом внимания. В частности, по его мнению, случаи глубокого и устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения.

Т. Рибо определяет внимание как «умственный моноидеизм» (господство одной идеи в сознании), сопровождаемый естественным (при непроизвольном внимании) и искусственным (при произвольном внимании) приспособлением индивида. Внимание представляет собой определенное психофизиологическое сочетание, в котором и двигательные, и субъективные составляющие являются необходимыми элементами. Внимание, по мнению французского психолога, это психологическая и психологическая неподвижность, которая противоречит нормальному течению жизненных процессов.

На основании значения физиологических коррелятов психических процессов и состояний для изучения механизмов внимания Р.С. Немов предлагает называть концепцию Т. Рибо психофизиологической. Как чисто физиологическое состояние внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. Интеллектуальное внимание, также сопровождается усилением кровообращения в органах, обеспечивающих процессы мышления. Неразрывный характер физиологических и психологических сторон внимания Т. Рибо иллюстрирует устойчивыми идиоматическими выражениями: «собраться с мыслями», «ломать головы»; «глаза на лоб полезли».

Двигательный эффект внимания, по мнению Т. Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. Так, для органов чувств – зрения и слуха – внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением. В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания.

Комплексная или волевая теория внимания Н.Н. Ланге. Русский психолог Н.Н. Ланге определил внимание как «целесообразную реакцию организма, моментально улучшающую условия восприятия». Именно критерий моментальности позволяет отделить внимание от других приспособительных реакций организма. По его мнению, акт внимания имеет три фазы: первичное внимание, реакцию, улучшающую восприятие, и собственно улучшенное восприятие.

Комплексный характер модели предает взаимосвязь внимания со следующими психическими процессами: с двигательным приспособлением, эмоциями, жизненным опытом.

Второе название теории – концепция волевого внимания – становится очевидным, если обратиться к предложенной Н.Н. Ланге классификации видов внимания. Так, рефлексивное внимание лишено эмоционального компонента и осуществляется автоматически (например, расширение зрачка в темном помещении). Инстинктивное внимание опосредуется эмоциональным состоянием организма (например, реакция удивления). Волевое внимание включает в себя сознательное предвосхищение того, что предстоит воспринимать в будущем. Оно тесно связано с процессом усиления интенсивности представления и памятью.

Н.Н. Ланге полагал, что слабое ощущение, соединяясь с ярким образом памяти, приобретает интенсивность, достаточную для возникновения процесса восприятия. Именно поэтому мы часто видим или слышим то, что хотим, а не то, что происходит на самом деле. Традиция рассматривать внимание вместе с восприятием не утратила своей актуальности и представлена во многих зарубежных учебниках по психологии.

Теодюль Рибо (фр. Théodule Ribot, 18 декабря 1839, Генган — 9 декабря 1916, Париж) — выдающийся французский психолог, педагог, член Французской академии.

Учился в лицее города Сен-Бриё, а позднее стал членом его администрации. Спустя два года переехал в Париж.

В столице Франции закончил Высшую нормальную школу и получил докторскую степень в 1875 году. В должности профессора сравнительной и экспериментальной психологии работал в Коллеже де Франс. В преподавании психологии получил академическое признание во Франции.

Труды Рибо по психологии отличаются легкостью изложения, обилием строго проверенных медицинских фактов и осторожностью в выводах. Рибо — психолог-эмпирик по преимуществу; он стремится создать из психологии точную науку, в которой личные воззрения исследователя совершенно бы стушевывались.

Вместе с тем Теодюль Рибо не возводит эмпиризма в безусловный принцип и допускает и метафизику, как изыскание конечных причин, не входящее в область точных наук. Это чуждое односторонности отношение к метафизике проявляется и в «Философском обозрении» («Revue philosophique») — журнале, издаваемом Рибо с 1876 года, хотя в нем преобладает позитивное направление, но и все другие пользуются самым широким гостеприимством. В журнале помещаются работы не только французских, но и иностранных авторов — германских (Эдуард фон Гартман, Рудольф Герман Лотце, Горвич и др.), английских (Джордж Генри Льюис, Спенсер и др.), итальянских (Мантегацца), русских (Евгений Валентинович Де Роберти и Николай Яковлевич Грот).

В 1885 году Рибо основал в Париже общество физиологической психологии.

В 1886 году, для описания характерного психологического состояния при болезнях печени, Рибо предложил термин «ангедония», который используется в психиатрии до настоящего времени.