Усадьба архангельское внутри. Усадьба архангельское в подмосковье. Усадьба Архангельское - музей


Но многократно, из конца в конец,
Пройду сей путь. Ведь здесь земля сама
Освящена присутствием поэта." (Александр Петров)

Усадьба «Архангельское» — один из самых красивых дворцово-парковых ансамблей в Москве и Подмосковье. В течение трёх столетий его владельцами являлись князья Одоевские, Голицыны, Юсуповы. Достойным обрамлением дворцового комплекса стал парк, благодаря которому усадьбу называют «подмосковным Версалем».


В разное время усадьбу посетили такие выдающиеся деятели русской культуры как историк и писатель Н. М. Карамзин, поэты А. С. Пушкин и П. А. Вяземский, литераторы А. И. Герцен и Н. П. Огарёв, художники В. А. Серов, А. Н. Бенуа, К. Е. Маковский, К. А. Коровин, музыканты К. Н. Игумнов и И. Ф. Стравинский. Здесь бывали императоры Александр I и Николай I, Александр II и Александр III, а также Николай II.

Мы обходим усадьбу по часовой стрелке. Первое, что мы видим, это храм-усыпальница Юсуповых «Колоннада». Это наиболее позднее сооружение на территории усадьбы Архангельское. Монументальное, увенчанное куполом здание с гранитными крыльями колоннад создано в 1910-14 гг. по проекту архитектора Р.И.Клейна.

Воздвигнутое как храм-усыпальница вскоре после гибели на дуэли кн. Н.Ф.Юсупова, здание никогда не использовалось по назначению. Внутри оно представляет собой украшенный колоннами зал, перекрытый высоким куполом. Сейчас тут проходят выставки.

Ничего не напоминает это здание? Лично мне при взгляде на него сразу вспомнился Казанский собор в Питере.

Первое упоминание об это месте возникает в 1584 г. как имение «Уполозы» в честь хозяина вотчинника Уполоцкого. Это просто небольшое село с деревянным храмом Архангела Михаила. К храму мы идём через вот эти "Святые ворота".

В начале 1640-х гг. село купил боярин Федор Иванович Шереметев, известный в истории России тем, что после окончания Смутного времени привез в 1613 г. Михаила Романова из Ипатьевского монастыря в Москву, а его отца - митрополита Филарета, позднее патриарха,- из польского плена.

Глинобитная ограда - стена с массивным арочным проемом была выстроена перед северным фасадом церкви Михаила Архангела по проекту архитектора Евграфа Тюрина.

По краям стены высятся трехъярусные башни, каменные внизу и завершенные деревянными четвериками со шпилями. «Башня старой колдуньи» неподалеку от церкви.

Глинобитная ограда имеет чисто декоративное значение. Её длина - 80 метров.

В середине XVII в. село находилось во владении князей Одоевских, достаточно известных деятелей своего времени. В 1660-х гг. по их распоряжению на месте деревянной церкви под руководством крепостного зодчего Павла Потехина была возведена каменная. Тогда же село стало официально именоваться Архангельским.

С 1703 года усадьба перешла к князю Дмитрию Михайловичу Голицыну, который при императрице Анне Иоанновне был обвинён «в преступных намерениях» лишить государыню власти.

Для Архангельского мистическим числом является число 107. Голицыны правили усадьбой с 1703 по 1810 год, Юсуповы - с 1810 по 1917, то есть каждая семья - по 107 лет. Факт любопытный.

После смерти от оспы Петра II, преемника Екатерины I на российском престоле, князь Д.М. Голицын активно участвовал в политической борьбе вокруг престолонаследия. Он был в числе тех членов Верховного тайного совета, которые предложили вдове герцога Курляндского, племяннице Петра I Анне Иоанновне, взойти на престол на условиях («кондициях»), сводивших ее власть к чисто номинальной.

Тайный совет считал её полной дурой и собирался править от её имени. Но, став государыней, Анна Иоанновна пренебрегла этими «кондициями». Князь Д.М. Голицын был обвинен «в преступных намерениях лишить власти императрицу» и в 1736 г. по указу Анны Иоанновны он был арестован и заточен в Шлиссельбургскую крепость, где и скончался.

Его внук, князь Николай Алексеевич Голицын был человеком передовым и просвещенным, и при нём усадьба начала приобретать её нынешний вид.

Мы подходим к главному зданию усадьбы - Большому дворцу. Я не знаю про Версаль, я в нём не был, лично мне ансамбль Архангельского очень напоминает наш Петергоф.

На территории усадьбы находятся три прекрасных парка - итальянский с террасами, скульптурами и балюстрадами, регулярный французский с галереями берсо и подстриженными деревьями и пейзажный английский. Ниже мы видим итальянский террасный парк.

Проект Большого дома принадлежал французскому архитектору Ш.Герну. Строительные работы во дворце велись более сорока лет. Обилие застекленных дверей и окон свидетельствует, что это летний дворец.

Внутренний дворик дворца. Из этих ворот можно попасть к дальнему выходу из усадьбы.

Характерной особенностью является наличие многочисленных колонн. Они имеются на всех фасадах, придавая достаточно монументальному зданию легкость и изящество.

В 1798 г. князь Н.А.Голицын был уволен в отставку. К 1800 г. дела его пришли в упадок, начались денежные затруднения, приостановилось и строительство в Архангельском. Позднее имение было заложено. В 1809 г. Николай Алексеевич скончался. Его вдова, Мария Адамовна, решила продать усадьбу. К тому времени крепостных крестьян у них было уже около 700.

Первым претендентом на покупку Архангельского стал князь Иван Нарышкин. Князья Вяземские, также желавшие приобрести усадьбу, сочли имение «слишком великолепным» и требующим больших расходов. Но именно это привлекло одного из богатейших и знатнейших вельмож екатерининского времени, знатока и ценителя искусства, коллекционера и дипломата князя Николая Борисовича Юсупова. Для него оказались приемлемыми и немалая цена имения - 245 тысяч рублей ассигнациями, и требующиеся для его достройки и поддержания большие расходы.

Родословная князей Юсуповых восходит, ни много, ни мало, к пророку Мухаммеду. По крайней мере, так говорил современник Иоанна Грозного ногайский хан Юсуф. Его правнук Абдулла-мурза, «русский в душе, хотя и мусульманин», в крещении был наречен Димитрием.

В ночь после крещения к нему во сне явился пророк Магомет и сказал: "Как вероотступник ты будешь наказан. Отныне в каждом новом поколении твоего рода до 26-ти лет доживёт лишь один наследник, остальные погибнут". Проклятие это сбылось, и в пяти поколениях Юсуповых до зрелого возраста доживал только один мальчик.

Пророк оказал роду Юсуповых хорошую службу, поскольку всегда был один наследник, наследство не делилось, и этот богатейший род России переплюнул по богатству даже семью российских императоров. Например, князь легко мог себе позволить пригласить великого итальянского скульптора Антонио Канову оформлять свои парки статуями.

Николай Борисович Юсупов сказал своему управляющему: «Как Архангельское не есть доходная деревня, а расходная и для веселья, а не для прибыли, то стараться заводить, что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других».

На десять миллионов рублей годовых чего только не сделаешь. Тут был и бассейн с дрессированными золотыми рыбками с драгоценными серёжками, первый в России зоопарк со всякими пеликанами, фламинго и прочими пингвинами, олени, верблюды, медведи...

Все гости, включая императоров российских, были поражены этой роскошью. Был среди гостей и юный А.С.Пушкин, на которого наибольшее впечатление произвели скульптуры А.Кановы.

Здесь юный Саша встречает императора Александра I, и в восхищении посвящает ему свои стихи: "Властитель слабый и лукавый, плешивый щёголь, враг труда..."

Для оформления своего театра Юсупов приглашает самого выдающегося итальянского декоратора и художника Пьетро Гонзаго. Но чтобы было не так, как у всех, он создаёт театр без актёров с одной только сменой декораций. Император Александр I вместе с королём Пруссии, посидев пару часов в таком театре, от скуки чуть не померли.

Вот эти лабиринты из дикого плюща и бессистемные деревья вокруг - это третий в усадьбе парк, пейзажный английский. Создать его легче, чем другие, поскольку ничего делать для этого не нужно.

По такому же зелёному коридору мы попадаем в дальний конец усадьбы, проходя мимо прямоугольника французского парка. Холить по этим тоннелям одно удовольствие.

Вид на Большой дворец из парковой аллеи. Слева - лабиринт из кустов, справа просто деревья.

Переходящие друг в друга парки спускаются к Москве-реке. Здесь мы стоим на верхней и видим следующие две.

А здесь мы стоим на второй, и видим нижнюю, сделанную в виде французского парка. Автор этих террас - итальянец Джакомо Тромбара.

При князе Н.Б.Юсупове Архангельское окончательно стало единым усадебным комплексом. В нем отразился царственный размах «просвещенного» XVIII в., когда люди, поверившие в свое могущество, не хотели ставить пределов земной красоте.

Рядом с дворцом находится памятник Екатерине II Великой в виде Фемиды. На нём написано: "Ты, которой послало небо и даровала судьба желать справедливо и достигнуть желаемого" . Князь до конца жизни боготворил императрицу.

Отношения Н.Б.Юсупова и Екатерины II были занятные. Одно время князь был её любовником и фаворитом, которому всё было можно, но вскоре царица подыскала ему невесту из своих фрейлин Татьяну Энгельгардт с огромным приданым аж в 20 миллионов.

Здесь мы видим малый дворец «Каприз» архитектора Е.Д.Тюрина, построенный ещё при последнем Голицыне.

Рядом с ним находится «Чайный домик».

"Чайным домиком" его назвали потому, что в нём сперва была библиотека, а потом - склад. Чай в этом здании не пили никогда.

А над ним - высокие корабельные сосны. Воздух в усадьбе такой, словно его пьёшь, как воду, густой и хвойный.

Вид на Большой дворец. Этот прямоугольник со стенами из подстриженных кустов - французский регулярный парк усадьбы.

А внизу, на последней террасе, находится санаторий "Архангельское". Я не знаю, кто в нём живёт. Вот один из его корпусов.

Мы спускаемся вниз к воде. Надо сказать, что за один раз обойти Архангельское сможет только достаточно выносливый человек. Расстояния не маленькие, и постоянные спуски и подъёмы.

На поляне возле воды, как положено, сплошные пикники. К сожалению, за деревьями не видно, какой большой путь вниз мы проделали.

Ещё при Голицынах шведский инженер Иоганн Норберг построил две плотины на впадающей в Москву-реку Горятинке. Образовавшиеся пруды служили резервуаром для работы двух гидравлических машин, которые с помощью системы деревянных труб снабжали водой парк, оранжереи, огород, конюшню, хозяйственные и жилые постройки. Это позволило завести в усадьбе ещё одну диковинку для подмосковных имений того времени - фонтаны.

Мы поднимаемся назад по другой тропинке, замыкая круг по часовой стрелке. По дороге натыкаемся на совсем развалившуюся беседку над обрывом, куда вероятно все приходят жениться.

И оказываемся в той точке, откуда начали путь - возле храма-усыпальницы Юсуповых «Колоннада». К ней ведёт этот мостик.

Последняя владелица Архангельского, Зинаида Николаевна Юсупова, имела двух сыновей, Николая и Феликса, любимцев последнего российского царя Николая II. Но в 1908 г. старший сын, Николай, погибает на дуэли в возрасте 25-ти лет. То есть, он не доживает до 26-ти. Призрак проклятия пророка Мухаммеда носится в воздухе усадьбы.

В память о нём на выходе усадьбы установлена статуя немецкого скульптора К.Барта "Скорбящий гений".

И последний памятник, точнее бюст. Находясь здесь, Пушкин написал послание «К вельможе», обращенное к князю Н.Б. Юсупову. В его рукописи сохранился рисунок: согбенный старик в парике с косичкой и в кафтане времен Екатерины II, опираясь на трость, прогуливается по парку. С той поры эти пушкинские строки навсегда связаны с Архангельским:

«Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины,
Книгохранилище, кумиры и картины,
И стройные сады свидетельствуют мне,
Что благосклонствуешь ты музам в тишине.»

Последний наследник рода, князь Феликс Юсупов по-своему исполнил проклятие пророка. Юноша женственный и самовлюблённый, любящий переодевание в женские одежды, он явно отличался склонностью к гомосексуализму и повышенной самооценкой.

Ну и кроме этого он известен как главный убийца Григория Распутина. Не сделай он этого, трудно сказать, как пошла бы дальнейшая история Российской империи.

В результате все отпрыски древнего и богатейшего рода российских князей вместо фамильной усыпальницы «Колоннада» упокоились на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

Картина Джованни Баттисты Тьеполо "Пир Клеопатры". Клеопатра в виде Екатерины Второй растворяет в вине жемчужину, а Марк Антоний напротив неё сидит как дурак.


Веря в проклятие, княгиня Зинаида Николаевна Юсупова ещё в 1900 г. составила завещание: «В случае внезапного прекращения рода все наше движимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами завещаем в собственность Государства для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества ».

Дальнейший ход истории реализовал это её желание. Произошла революция, и самая знаменитая в Подмосковье усадьба была полностью разграблена рабоче-крестьянской властью.

Для тех, кто собирается сюда погулять, я хочу показать, что изменилось в усадьбе за год. Только одно - за храмом появился вот этот памятник.

Здесь похоронена княжна Татьяна Николаевна Юсупова (1868-1888), умершая от тифа. На плите была установлена скульптура работы М.М. Антокольского «Ангел молитвы», перенесенная в 1936 г. в павильон «Чайный домик» для лучшей сохранности. И 80 лет могила выглядела вот таким вот образом.

А в 2016 году ее вернули обратно на могилу. Еще надо сказать, что на дальнем входе турникет, через который проходят по билетам, установлен позади Святых ворот и храма, так что если идешь к ним от главного входа, надо договариваться с охранником, чтобы пустил обратно.

И еще один важный момент. С весны 2016-го года в Архангельском не работает ни одно кафе, ни одна шашлычная, даже старая знаменитая возле магазина. Местные нам рассказали, почему это. В прошлом году из Москвы приехала высокая комиссия. Увидев кафе, они пришли в ярость и заорали: "По этим тропинкам сам Пушкин ходил, наше всё, наша краса и гордость, а у вас тут всякое быдло жрёт сидит?!" И все кафе мгновенно закрыли. Так что здесь теперь даже холодной водички не купить.Только сувениры - лапти и матрёшки, этих пожалуйста.

Но прямо напротив входа в усадьбу, снаружи, есть вкусная и недорогая шашлычная, где можно перекусить после прогулки.

Усадьба Архангельское, расположенная в ближайшем Подмосковье рядом с Красногорском, великолепно сохранилась с царских времен. Красивейший парк этого имения называют «Подмосковным Версалем» и очень любят посещать москвичи. Здесь устраиваются различные выставки и фестивали, в том числе знаменитый джазовый фестиваль «Усадьба. Джаз». Потрясающие виды окрестностей, беседки, гроты и дворцы этого места выбирают в качестве декораций для свадебных фотосессий многие молодожены. Я была в этой усадьбе в разное время года, и всегда здесь есть чем полюбоваться.

Усадьба Архангельское

История имения Архангельское начинается еще во времена Ивана Грозного, когда на этом месте располагалось ничем не примечательное село Уполозы. Затем оно побывало во владении семей Шереметьевых, Одоевских и Черкасских. Во второй половине XVII века была построена каменная церковь Михаила Архангела, сохранившаяся до наших дней. В честь нее имение переименовали в Архангельское. Расположена эта церковь на крутом обрыве над Москвой-рекой, и раньше, когда не было деревьев на склоне обрыва, с этого места открывался потрясающий вид на окрестности.

Сейчас храм Михаила Архангела стоит в удалении от шумных тропинок усадьбы, вокруг высоченные сосны и небо, и только в церковные праздники тут становится довольно многолюдно.


Храм Михаила Архангела

В начале XVIII века у Архангельского появляется новый владелец — князь Д.М. Голицын. В молодости князь успел побывать за границей, много там повидал и многому научился. Поэтому когда ему досталось Архангельское, он решил построить новый барский дом по образцу дворянских имений Европы. Также Д.М. Голицын разбил в Архангельском парк, высадил множество деревьев, образующих аллеи. В главном доме он собрал обширную библиотеку, самую крупную по тем временам. За свои политические взгляды в довольно престарелом возрасте князь был арестован, а преображение Архангельского продолжили его сын и внук.

Однако финансовое положение последнего пришло в упадок, и вдова князя Н.А. Голицына продала имение одному из самых богатых людей Российской империи — князю Н.Б. Юсупову. Он обладал не только несметными богатствами, но и успел собрать внушительную коллекцию картин, скульптур и других произведений искусства самых известных мастеров. Все это князь перевез в Архангельское. Однако позже, во время войны с Наполеоном, коллекцию снова пришлось вывозить из усадьбы, правда не надолго.

Для строительства в Архангельском князь пригласил самых известных архитекторов. Был существенно перестроен дворец, построены «Святые ворота» недалеко от храма Михаила Архангела. Князь Н.Б. Юсупов был человеком, увлеченным искусством, поэтому в Архангельское всегда тянулись поэты, писатели, художники и архитекторы. Многие известные люди побывали здесь в гостях у князя и были поражены роскошью и красотой усадьбы. Жена Н.Б. Юсупова не разделяла праздной жизни своего мужа и поселилась отдельно от него во дворце «Каприз», построенном в имении еще при князьях Голицыных.

Своего расцвета архитектурно-парковый комплекс Архангельское достиг при последних представителях рода Юсуповых. А после революции здесь наряду с музеем открыли военный санаторий, построив жилые корпуса на месте оранжерей.
В настоящее время часть усадьбы, где находится главный дворец, церковь Михаила Архангела и дворец «Каприз», огорожена оградой.

Вход в парк стоит 150 рублей, а единый билет на осмотр парка и дворца стоит 400 рублей.

При входе в парк налево уходит дорожка к храму Архангела Михаила.

Дорожка к храму

Ворота к храму Михаила Архангела.


Ворота к храму

Если пройти прямо, то с левой стороны появится усыпальница Юсуповых с колоннадой. В 1908 г. на дуэли умер старший сын Юсуповых Николай. После этого и было принято решение о строительстве родового храма-усыпальницы. Однако по своему назначению это здание так и не использовалось.


Усыпальница Юсуповых

Юсуповы после революции эмигрировали за границу, а усадьбу превратили в музей и санаторий. В усыпальнице же сейчас проводятся музыкальные концерты и различные выставки.

Затем мы выходим в парк. Еще при князе Н.А. Голицыне сюда были приглашены итальянские архитекторы, которые предложили организовать на крутом берегу реки парк с террасами.

Нижнюю террасу украшает балюстрада с многочисленными скульптурами. В ряд выстроены бюсты известных исторических личностей и мифических персонажей. Далее перед дворцом лежит верхняя терраса, также украшенная многочисленными скульптурами разных времен.


Балюстрада с многочисленными скульптурами

Вид на парк с террасы.


Вид с лестницы верхней терассы

Дворец, или как его еще называют Большой дом, не так давно был открыт после реставрации. Посетители с экскурсией смогут осмотреть обновленные парадные залы и столовую. Внутри воссозданы интересные росписи на стенах, интерьеры украшены картинами и посудой из коллекции Юсуповых. Однако часть комнат еще находится в процессе реставрации и пока закрыта для посетителей.

Если же вернуться к террасам и спуститься вниз, то мы попадаем в традиционный французский парк, с подстриженными газонами и фигурными деревьями. Ухоженные тропинки, аллеи и беседки так же дополняют парковый ансамбль. Оранжереи, существовавшие здесь с давних времен, заменили корпуса военного санатория. Надо сказать, строили их здесь, не нарушая архитектурного стиля усадьбы, и новые здания отлично вписались в окружающий ландшафт. Вниз к реке ведет широкая лестница.


Вид из парка

В жаркие дни посетители парка загорают на широких полянках, а некоторые даже купаются в реке, хотя, по-моему, она довольно грязная и не пригодна для купания.

Остались здесь и пруды, в которых бывшие владельцы разводили осетров.


Около реки

В парке усадьбы также можно увидеть ротонду, воссозданную из материалов, оставшихся от стоявших здесь в царские времена беседок.

К ней был построен кирпичный арочный мостик, на котором молодожены любят оставлять замочки со своими именами.


Арочный мостик в ротонде

Территория усадьбы Архангельское огромная. На прогулку по чудесному парку и осмотр дворца можно потратить целый день.

Архангельское

Я думаю, у многих москвичей это одна из самых любимых подмосковных усадеб. Так как именно Архангельское бережно сохранилось до наших дней во всем своем великолепии. Сотрудники музея тщательно ухаживают за парком, проводятся реконструкции зданий и монументов. И, несмотря на то, что облик дореволюционной усадьбы, конечно, был несколько изменен в связи с появлением здесь санатория, Архангельское остается красивейшим памятником архитектуры. Очень бы хотелось, чтобы и другие дворянские усадьбы в нашей стране когда-нибудь предстали перед нами в таком отличном состоянии.

Как доехать до усадьбы Архангельское

Доехать до Архангельского можно на автомобиле по Ильинскому шоссе, либо на автобусах от метро «Тушинская». В Архангельское идут № 541 и 549. Также можно воспользоваться электричкой и от Рижского вокзала доехать до станции «Павшино», а затем на маршрутках 31 и 49 добраться до усадьбы.

Наиболее интересно посещать усадьбу в теплое время года. Дело в том, что на зиму многие памятники, установленные в усадьбе закрывают от непогоды в деревянные ящики. На мой вкус наиболее выигрышно Архангельское смотрится золотой осенью, но и в иное время года в усадьбе приятно погулять.

Вход в усадьбу не является свободным. Необходимо приобрести билеты на входе. Кроме того, обычно в понедельник и вторник парк не работает, а в иные дни парк открыт обычно с 10 до 20 часов. Последняя среда каждого месяца - санитарный день.

Данное место известно еще с начала 16 века как Уполозы, имение Алексея Ивановича Уполоцкого. Позднее имение приобрел боярин Федор Иванович Шереметев, а затем князь Одоевский. В 1660-х годах князьями Одоевкими деревянная церковь Архангела Михаила имения была перестроена в камне. Вместе с тем и село было переименовано по имени церкви - в Архангельское.

После Одоевских Архангельское с 1681 по 1703 года принадлежало князю Черкасскому, затем с 1703 до 1810 роду Голицыных, именно при них заложена современная планировка усадьбы, а с 1810 года владельцем усадьбы стал князь Николай Борисович Юсупов.

Род Юсуповых и владел Архангельским до прихода к власти большевиков. Именно при Юсуповых Архангельское приобрело известность и превратилось в одну из самых интересных усадеб московского региона. Последним из построенных Юсуповыми архитектурных сооружений стала Колоннада - усыпальница Юсуповых. Она была завершена к 1918 году, когда в связи со сменой власти потомкам Николая Борисовича Юсупова пришлось перебраться в эмиграцию за границу.

К счастью усадьба избежала участи многих иных дворянских поместий и не оказалась разрушенной. В 1919 здесь был устроен историко-художественный музей. А в 1934-1937 архитектором В. П. Апышковым здесь были построены корпуса Центрального военного клинического санатория «Архангельское» довольно удачно вписавшиеся а ансамбль Архангельского, хотя и существенно изменившие исторический облик усадьбы.

От корпусов санатория Архангельское открывается замечательный вид на старицу Москвы реки и на подмосковные луа и леса за ней.

А в противоположную сторну - вид на дворец.

Дворец в Архангельском начал строить ещё Н.А. Голицын. Проект дворца разработал французский архитектор де Герн. Когда Юсупов купил Архангельское - отделка дворца ещё не была завершена. К 1812 году ему удалось в целом доделать дворец, но тут пришли Наполеоновские ваойска. После того, как прогнали французов - дворец был восстановлен, но в 1820 году большой пожар уничтожил интерьеры дворца и отделку его пришлось начинать заново. В ноябре 1985 г. музей был закрыт на реставрацию, и она продолжается до сих пор. Некоторые залы дворца уже отреставрированы, в других ещё ведутся работы.

Отдельного внимания заслуживает лестница, позволяющая сспуститься с верхней террасы у дворца на нижнюю террасу. Разнообразие скульптур, выполненных в древнеримском стиле, расположенных как на террассах так и на лестнице придают Архангельскому особый шарм.

Центром композиции верхней террасы является скульптура «Геркулес и Антей»

По периметру верхней террасы и у стен дворца установлены и другие скульптуры, и люди...

На лестнице и ограде террасы - множество бюстов в античном стиле

Эта скульптура Амур, вырезающий лук из палицы Геракла ранее была установлена на нижней террасе парка, однако сейчас перенесена в хранилища музея для последующей установки в интерьеры дворца.

В парке находится и несколько памятников, посвящённых нашим историческим личностям. В первую очередь стоит отметить «Храм-памятник Екатерине II»

И, конечно, памятник Пушкину

Пушкин дважды посещал Архангельское в 1827 и в 1830 г. вместе с П.А.Вяземским. Год спустя, узнав о кончине старого князя, Пушкин в письме к П.А.Плетневу напишет с грустью: "Мой Юсупов умер".

Недалеко от Пушкина установлен Скорбящий гений...

Уже упоминавшаяся выше усыпальница Юсуповых - колоннада наводит на странные мысли: усыпальница это грустно - но усыпальница в которой никто не погребён - грустно ли это? Или это ещё грустнее...

Тем не менее усыпальница - любимое место свадебных фотографов, мучающих молодожёнов у колоннады)

Церковь Архангела Михаила находится на высоком берегу старицы Москвы реки по в левом углу усадьбы, если смотреть от дворца отделённая специальной оградой

Аллея ко входу на территорию храма начинается от Святых ворот

Усадьба Архангелькое расположена на высоком берегу Москвы-реки в двадцати километрах к северо-западу от Москвы, недалеко от города Красногорска.

Первые упоминания об имении встречаются в документах времен Ивана Грозного. Тогда Усадьба Архангельское называлась Уполозы. Здесь в начале 16 века был построен деревянный храм Архангела Михаила. Селом владели бояре братья Киреевские, позже Ф. Шереметев. При князьях Одоевских на месте деревянной церкви был построен каменный храм Архангела Михаила. Село стало называться по имени храма – усадьбой Архангельское. Значительное переустройство села произошло при князьях Голицыных. При Дмитрии Михайловиче был разбит сад и построен новый двухэтажный дом. Его внук Николай Алексеевич хотел превратить родовую вотчину в образцовую усадьбу. Строительство велось с 1784 года в течение 25 лет. Был выстроен Большой дом и разбит парк. Однако денежные затруднения Н.А. Голицына не дали довести начатое строительство до конца. После его смерти имение было продано князю Николаю Борисовичу Юсупову. Князь хотел сохранить под Москвой уголок старого времени, как он говорил «свой мусейон» с дорогими его сердцу парком со скульптурами и дворцом с произведениями искусства. Он не только построил роскошный парк и великолепный дворец, но и собрал в нем ценные коллекции произведений искусства. После смерти Николая Юсупова его сын Борис, живший в Петербурге, не часто бывал в имении. Вскоре для раздачи долгов он продал пруды для ловли рыбы и ботанический сад, а некоторые помещения стали сдаваться внаем. Его сын Николай Борисович Юсупов младший очень любил имение и особенно почитал библиотеку деда. Последними владельцами имения стали правнучка Н.Б.Юсупова Зинаида Николаевна Юсупова и ее супруг - граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон. В конце 19 – начале 20 века имение часто посещают А.Н. Бенуа и В.А.Серов, К.А. Коровин и К.Е. Маковский и другие художники. Еще до революции 1918 года на месте Житного двора была построена усыпальница князей Юсуповых по проекту архитектора Р.И.Клейна. В 1919 году последние владельцы имения навсегда покинули родину. И никто из представителей юсуповского рода в усыпальнице не был похоронен. В январе 1997 года музей был передан из подчинения Министерства обороны Российской Федерации в ведение Министерства культуры и приобрел статус памятника федерального значения. Была разработана новая Концепция развития музея.

Усадьба Архангельское – архитектура

Проект обустройства имения был разработан французским архитектором де Герном. В сооружении Дворца принимали участие лучшие архитекторы - О.И. Бове и И.Д. Жуков, С.П. Мельников и Е.Д. Тюрин и другие. Большой вклад в строительство внесли крепостной архитектор Василий Стрижаков и его ученики. Высокая арка с ажурной чугунной решеткой и парадный двор вели к Дворцу. Белокаменные колоннады соединяют дворец с флигелями. Над вторым этажом выстроен бельведер. После войны 1812 года и крестьянского бунта пришлось часть построек восстанавливать. Были сооружены и новые здания. Вновь был установлен бельведер. Изменен фасад и надстроен флигель. Оформлен парадный двор. Парк в имении стал выдающимся образцом ландшафтной архитектуры. Он занимает центральную часть имения и спускается к берегу Москвы-реки. Автором проекта является итальянский архитектор Д.Тромбаро. Перед южным фасадом были созданы три искусственные террасы, украшенные статуями и бюстами античных героев и философов. С юга парк замыкали две большие оранжереи с жилыми корпусами. В теплицах росли диковинные плоды и цветы. В вольерах расхаживали фазаны и павлины, верблюды и ламы. Сейчас на месте оранжерей построены корпуса санатория Минобороны. В западной части парка расположены Малый дворец "Каприз" и павильон "Чайный домик", в восточной - беседка "Розовый фонтан". К середине 1820-х годов вряд ли можно было найти под Москвой более красивое и совершенное имение. Его архитектура и парк, а также великолепная коллекция поражали всех гостей. Был перестроен малый дворец «Каприз» и сооружен храм-памятник Екатерине II. Открылся приусадебный театр с декорациями знаменитого итальянского живописца Пьетро Гонзага. Когда Юсуповы были во Дворце, на флагшток поднимался белый флаг с их фамильным гербом. Визиты императоров отмечались сооружением памятных колонн с фигурами орлов. Три колонны в честь Николая I, Александра I и Александра III сохранились. Две колонны, а в честь Николая II и Александра III утеряны. В 1903 г. в парке около дворца по проекту Н.В.Султанова была устроена Пушкинская аллея - скульптурный мемориал в честь великого поэта, не раз бывавшего в Архангельском. В восточной части ансамбля расположены действующий Храм Архангела Михаила и Конторский флигель, Святые ворота и Кладовая над оврагом. Самое позднее сооружение - Храм-усыпальница Колоннада, построенное в 1909-1916 годах после гибели на дуэли одного из князей Юсуповых.

Большой дом - дворец в усадьбе Архангельское

Центральное место архитектурно-паркового ансамбля занимает Большой дом. Центральную анфиладу его составляют Вестибюль, Аванзал и Овальный зал. Холодный оттенок стен вестибюля подготавливает гостей к входу в парадный зал. В Аванзале две деревянные лестницы ведут на второй этаж. Овальный зал - композиционный центр дворца. В нем проходили приемы и балы. Стены и плафоны украшены декоративной росписью, а купол Овального зала - полотном Н.де Куртейля «Амур и Психея». По обе стороны от Вестибюля и Овального зала находятся парадные покои. В северной анфиладе - Парадная столовая и зал Тьеполо. В южной - Амуровая комната и Императорский зал, Салон и Парадная спальня. В западной - Антиковый зал и залы Юбера Робера. В столовой роспись занимает всю высоту стен. Ее мотивы взяты из украшений египетских дворцов. Пять комнат верхнего этажа при Н.Б.Юсупове занимала библиотека, собранию которой могли бы позавидовать даже Москва и Петербург. В ее комнатах расположены книжные шкафы из красного дерева и светильники, бюсты философов и писателей. Произведения искусства из коллекций Н.Б.Юсупова и великолепная мебель, часы и бронзовые осветительные приборы превратили Большой дом в настоящий Дворец.

Усадьба Архангельское - музей

В 1919 году в имении был открыт музей, включающий в себя дворцово-парковый ансамбль и старое село с церковью. В залах Дворца представлялись коллекции живописи и скульптуры, декоративно-прикладного искусства и редких книг. В ноябре 1985 года музей был закрыт на реставрацию, закончить которую предполагалось к 1995 году. Из-за отсутствия должного финансирования реставрационные работы прерывались и не завершены до сих пор.

Посетители могут осмотреть парк. Во Дворце для посещений открыты только залы первого этажа. Местом основной экспозиции стал Конторский флигель, где гостям расскажут об истории и коллекции. В Кладовой над оврагом проходят выставки современных художников и научные конференции. В здании храма-усыпальницы представляются полотна знаменитых Дж.Б.Тьеполо и Ю.Робера. В летнее время Парадный двор Большого дома наполняется звуками музыки.

Несмотря на все трудности, усадьба Архангельское неизменно влечет к себе тысячи людей, чтобы увидеть воспетые А.С.Пушкиным места и ознакомиться выдающимися образцами русского и европейского культурного наследия. Усадьба Архангельское в 2009 году отметила 225-летие со дня закладки Большого дома и 90-летие музея.

«Бывали ли вы в Архангельском? - Ежели нет, поезжайте...», - писал А.И.Герцен после посещения знаменитой подмосковной усадьбы в 1833 году. Расположенная на высоком берегу Москвы-реки в двадцати километраж северо-западнее столицы, она еще в начале XIX века, заняла исключительное место среди имений российской знати и до наших дней сохранила свой неповторимый облик. Открытый в Архангельском в 1919 г. музей включил в себя дворцово-парковый ансамбль и старое село с церковью. Коллекции живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, собрание редких книг были представлены посетителю. В 2000 г. усадебный театр с подлинными декорациями знаменитого итальянского живописца Пьетро Гонзага вошел в число важнейших исторических объектов, находящихся под охраной всемирного фонда памятников.

Имение Уполозы, как изначально называлось Архангельское, впервые упоминается в документах времен Ивана Грозного. Село было небольшим, имело деревянный храм Архангела Михаила, построенный в 1-й пол. XVI века, В XVII в, при новых владельцах, боярах братьях Киреевских, его периодически обновляли. В начале 1640-х гг. село купил боярин Ф.И.Шереметев, известный своей ролью в установлении династии Романовых на российском престоле. В 1660-х гг. по распоряжению князей Одоевских, владевших в ту пору имением, на месте деревянной церкви возвели каменную. Тогда же, согласно названию храма, село стало именоваться Архангельским. К концу XVII в. оно превратилось в типичную подмосковную вотчину: вблизи храма стояли рубленые жилые хоромы: три светлицы, связан­ные сенями; рядом еще один сруб - баня, а чуть дальше поварня, ледник, погреб, конюшенный двор и амбары. Ко двору примыкали «огородец» и сад, в котором росли яблони, вишни, сливы, крыжовник, смородина, а также каштаны, грецкий орех, шелковица. В состав усадьбы входили и хозяйственные постройки - скотный двор, конюшня, ткацкие избы и пильная мельница. Здесь же располагались две оранжереи, которым суждено было стать первым шагом к популярным в XVIII в. садовым «затеям».

С 1681 г. Архангельское принадлежало князю М.Я.Черкасскому, а к 1703 г. перешло к князю Дмитрию Михайловичу Голицыну (1665 - 1737). После смерти Петра II в 1730 г. князь Д.М.Голицын активно участвовал в политической борьбе вокруг престолонаследия, являясь одним из главных членов Верховного тайного совета, и потому при императрице Анне Иоанновне был обвинен «в преступных намерениях» лишить государыню власти. Высланный в Москву, Дмитрий Михайлович большей частью жил в Архангельском. Деятельный по натуре, князь обратил свою энергию на переустройство усадьбы. Старое жилье казалось ему слишком малым, и к западу от прежних построек он начал возводить новый двухэтажный дом, а перед ним разбил сад, напоминающий модные петербургские. Однако закончить переустройство князю не удалось. В 1736 г. по указу Анны Иоанновны он был арестован, заточен в Шлиссельбургскую крепость, где вскоре скончался. Усадьбу конфисковали в казну.

В 1742 г. императрица Елизавета Петровна возвратила имение сыну Д.М.Голицына, действительному тайному советнику и сенатору князю Алексею Дмитриевичу Голицыну (1697 - 1768), который не сумел поддержать начинания отца, и только его сын, князь Николай Алексеевич Голицын (1751 - 1809), решил превратить родовую вотчину в образцовую усадьбу, отвечающую духовным устремлениям века Просвещения.

По традиции своего времени Н.А.Голицын получил европейское образование: попечением высокопоставленного родственника, вице-канцлера А.М.Голицына, он был направлен в частный пансион в Стокгольме, а затем в Страсбургский университет. Позднее князь совершил трехгодичное путешествие по Европе: побывал в Швейцарии и Италии, Франции и Англии, Голландии, германских княжествах, Австрии. В «Дневнике» молодого Голицына (документ находится в собрании музея-усадьбы «Архангельское») сохранились впечатления об увиденном.

При дворе императрицы Екатерины II Н.А.Голицын исполнял различные дипломатические поручения, состоял в свите великого князя Павла Петровича, являлся членом Комитета для управления зрелищами и музыкой, стал тайным советником, сенатором, кавалером орденов Св.Анны и Св.Александра Невского.

В 1780 г. в Париже князь приобрел для строительства своего загородного дома проект архитектора Шарля Герна, положив начало знаменитому архитектурно-парковому ансамблю в Архангельском. В ходе реставрации дворца в 2003 г. была обнаружена украшенная гербом рода Голицыных медная закладная доска, указывающая точную дату начала строительства здания - 1784 год. В последующие двадцать пять лет дворец (Большой дом) был выстроен и вокруг него разбили парк. Изменения коснулись и старинного села Архангельского. Для окончания работ предстояло завершить отделку Большого дома, его флигелей и колоннад, но в 1798 г. Н.А.Голицын вышел в отставку, дела его пришли в упадок, и денежные затруднения приостановили строительство в Архангельском. В 1809 г. Николай Алексеевич скончался. Его вдова, Мария Адамовна, приняла решение о продаже усадьбы.

В 1810 г. Архангельское за 245 тыс. рублей ассигнациями покупает государственный деятель, богатейший вельможа, знаток и коллекционер произведений искусства князь Николай Борисович Юсупов (1751 - 1831). Высокое происхождение, незаурядные личные качества и европейское образование позволяли князю в течение всей жизни оставаться одним из самых видных деятелей эпохи. В разные годы он исполнял дипломатические поручения в Турине и Неаполе, Венеции и Риме. В России руководил деятельностью Императорских производств: шпалерной мастерской, «стеклянного» и фарфорового заводов; являлся директором Эрмитажа, а позже - Оружейной палаты; возглавлял Императорские театры; был президентом Мануфактур-коллегии, министром Департамента Уделов, членом Вольного Экономического Общества, почетным членом Российской Академии Художеств.

Одновременно Н.Б.Юсупов активно занимался ведением хозяйства: инспектировал свои многочисленные имения в разных губерниях России, увеличивал число мануфактур.

Человек блистательного века Екатерины II, князь остро ощущал наступление новой эпохи и, желая сохранить для себя частицу дорогого сердцу времени, задумал создать под Москвой свой «Мусейон» с произведениями живописи, скульптуры, библиотекой, парком...

После приобретения Архангельского эта мечта осуществится: усадьба станет любимым детищем князя и достопримечательностью Москвы. В письме владельца управляющему имением появятся слова: «Как Архангельское не есть доходная деревня, а расходная и для веселья, а не для прибыли, то стараться... то заводить, что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других».

Люди искусства, знатные вельможи и даже члены императорской фамилии будут стремиться попасть сюда, чтобы насладиться совершенной красотой дворца, парка, великолепием художественных коллекций.

При Н.Б.Юсупове ансамбль усадьбы, в основном сложившийся еще при Н.А.Голицыне, не претерпел существенных изменений, все его основные черты не только сохранились, но и обрели окончательную форму.

В 1814 г. князь Н.Б.Юсупов возглавил Экспедицию Кремлевского строения, много способствуя возрождению древней столицы после пожара 1812 года. Он был хорошо знаком с лучшими московскими архитекторами. По его приглашению в Архангельском работали О.И.Бове, И.Д.Жуков, С.П.Мельников, Е.Д.Тюрин, В.Г.Дрегалов, М.М.Маслов. В самой усадьбе их незаменимыми помощниками были талантливый крепостной архитектор Василий Яковлевич Стрижаков и выходцы из юсуповских вотчин - «архитекторские ученики» И.Борунов, Ф.Бредихин, Л.Рабутовский, а также живописцы М.Полтев, Е.Шебанин, Ф.Сотников, И.Колесников.

Обозы с материалами потоком шли в Архангельское, по Москве-реке сплавляли к усадьбе строительный лес. Из Санкт-Петербурга, Москвы, родового имения Спасского-Котова и других владений князя доставляли мебель, картины, книги, декоративное убранство для Большого дома. Отечественная война 1812 г. на время отодвинула завершение строительных и отделочных работ, часть художественных коллекций спешно пришлось вывозить в астраханское имение князя. После войны и крестьянского бунта, учиненного архангельскими мужиками (осень 1812 г.), потребовались огромные затраты на восстановление усадьбы.

К середине 1810-х гг. было окончено строительство придворцовых колоннад. В 1817 г. по проекту архитектора С.П.Мельникова и под руководством В.Я.Стрижакова была построена въездная арка и пространство между Большим домом и флигелями превратилось в замкнутый Парадный двор. Внутренние углы флигелей закрыли полукруглыми кулисными стенами с проходными арками в середине. Над дворцом возвели бельведер, украшенный коринфскими колоннами; в период пребывания владельцев в имении на его флагштоке развевался белый флаг с гербом Юсуповых.

Стены и плафоны парадных залов Большого дома украсили декоративной росписью, а в центре купола Овального зала поместили живописное полотно Н.де Куртейля «Амур и Психея». Произведения искусства из коллекций Н.Б.Юсупова, великолепная мебель, часы и осветительные приборы из бронзы превратили Большой дом в подлинный дворец. Однако после пожара, случившегося здесь зимой 1820 г., интерьеры вновь пришлось отделывать.

Летом 1818 г. во время визита в Архангельское императора Александра I был торжественно открыт Театр, ставший одним из самых известных усадебных театров России. В 1819 г. перестроили малый дворец «Каприз» и возвели храм-памятник императрице Екатерине II.

На протяжении трех десятилетий почетной обязанностью князя Н.Б.Юсупова являлась организация коронационных торжеств при вступлении на престол российских монархов. Посещение Архангельского императорами отмечалось особым образом: на проспекте у подпорной стены Нижней террасы парка появились увенчанные чугунными орлами колонны в честь императоров Александра I и Николая I.

В 1827 г. Н.Б.Юсупов купил и перевез в Архангельское из подмосковных Горенок знаменитые «ботанические оранжереи» графа П.А.Разумовского. В 1829 г. террасы близ дворца были реконструированы архитектором В.Г.Дрегаловым и обрели неповторимый скульптурный декор. Постоянно расширялись пейзажные рощи, реконструировались оранжереи на холме у Москвы-реки. Больших затрат требовали уход за растениями и дорожками парка, стрижка деревьев и кустарников, устройство газонов и цветочных клумб. Многочисленные теплицы поставляли диковинные плоды и цветы к столу хозяина. Гости, бывавшие в Архангельском, не переставали удивляться юсуповским затеям; вольеру с фазанами и павлинами, зверинцу с верблюдами и ламами, пеликанам на берегу пруда и редким растениям в оранжереях и в саду. В летнее время здесь можно было совершить прогулку, приобрести изящные изделия мастерской по росписи фарфора и с разрешения хозяина полюбоваться произведениями искусства во дворце.

Облик Архангельского окончательно сложился к середине 1820-х годов. Казалось, нельзя было отыскать под Москвой имения более совершенного: архитектурный ансамбль и парк в нем органично сочетались с великолепными коллекциями; громадной библиотеке Н.Б.Юсупова могли позавидовать в столицах; театр украшали декорации Пьетро Гонзага, а расписанный в имении фарфор носил марку с названием усадьбы.

В 1827 г. в Архангельское с московским другом библиофилом С.А.Соболевским впервые приехал А.С.Пушкин. Красота и богатство усадьбы покорили его. Н.Б.Юсупов показывал гостям свое художественное собрание и превосходную библиотеку. Вероятно, увидели они и дорожный «Альбом друзей», с которым князь путешествовал по Европе в конце XVIII века. В нем, наряду с другими, содержалось и стихотворное обращение к Н.Б.Юсупову П.О.Бомарше.

Спустя два года А.С.Пушкин в поэтическом Послании воздал дань удивительной жизни человека, соединившего в себе лучшие черты славной эпохи - от Екатерины Великой до Николая I.

...Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни, Екатерины,
Книгохранилище, кумиры и картины,
И стройные сады свидетельствуют, мне,
Что благосклонствуешь ты музам в тишине,
Что ими в праздности ты дышишь благородной.
Я слушаю тебя, твой разговор свободной
Исполнен юности. Влиянье красоты
Ты живо чувствуешь. С восторгом ценишь ты
И блеск Алябьевой, и прелесть Гончаровой.
Беспечно окружась Корреджием, Кановой,
Ты, не участвуя в волнениях мирских,
Порой насмешливо в окно глядишь на них
И видишь оборот во всем кругообразный...

В августе 1830 г. А.С.Пушкин еще раз побывал в Архангельском вместе с поэтом П.А.Вяземским. Их приезд запечатлел работавший в усадьбе французский художник Никола де Куртейль в рисунке «Осенний праздник в Архангельском». Год спустя, узнав о кончине старого князя, А.С.Пушкин в письме к П.А.Плетневу с грустью напишет: «Мой Юсупов умер».

Когда старого князя не стало, его сыну - князю Борису Николаевичу Юсупову (1794 - 1849) досталось огромное наследство - 250 тысяч десятин земли, более 40 тысяч крестьян в разных губерниях России, а вместе с тем и колоссальный долг.

Постоянно живший в Петербурге, Б.Н.Юсупов не часто бывал в Архангельском, оно не стало для него тем, чем было для его отца. Но князю предстояло сохранить имение и знаменитые коллекции. Для раздачи долгов пришлось отдать на откуп пруды для ловли рыбы, продать Московскому университету ботанический сад, состоявший из 9 тысяч растений. В петербургский дворец на Мойке были перевезены лучшие произведения живописи и скульптуры. И хотя в Архангельском оставались книжное собрание и многие произведения искусства, Большой дом утратил былой облик. В «Капризе» и жилых павильонах при оранжереях устроили комнаты «для отдачи внаем»

Несмотря на видимое запустение, Архангельское привлекало современников. А.И. Герцен, посетивший усадьбу в те годы, писал: «Я до сих пор люблю Архангельское. Посмотрите, как мил этот маленький клочок земли от Москвы-реки до дороги... гордый аристократ собрал тут растения со всех частей света и заставил их утешать себя на севере; собрал изящнейшие произведения живописи и ваяния и поставил их рядом с природой, как вопрос: кто из них лучше?..».

Новый этап в жизни Архангельского начался с переходом имения к внуку Н.Б.Юсупова князю Николаю Борисовичу Юсупову-младшему (1827 - 1891).

Самозабвенно любивший искусство и покровительствовавший художникам и музыкантам, он сам был скрипачом и автором музыкальных произведений. В собранной им коллекции скрипок находились инструменты, изготовленные Амати и Страдивари. Состояние здоровья требовало частого пребывания Н.Б.Юсупова-младшего на лечении за границей, на родине он бывал редко, но Архангельское любил и, приезжая в усадьбу, пользовался библиотекой деда.

Высоко ценя память об именитых предках, князь принял решение составить описание их жизни и деяний и в середине 1880-х гг. издал двухтомный труд «О роде князей Юсуповых».

О том, как выглядело в те годы Архангельское, рассказывают строки письма, отправленного из усадьбы летом 1859 года: «Год тому назад мне даже не снилось, что я буду сидеть именно здесь. На той же реке, как и Москва, милях в трех выше по течению, стоит в большом парке дворец Итальянского стиля. От его фасада тянется к реке уступами широкий луг, окаймленный, как в Шенбруне, живою изгородью, а налево от него у самой реки стоит павильон, в шести комнатах которого я одиноко брожу...». Автор этих строк, будущий канцлер и объединитель Германии Отто фон Бисмарк, гостил в имении по приглашению хозяйки, княгини Татьяны Александровны Юсуповой.

В 1860 г. недалеко от Архангельского императорская семья купила имение Ильинское, дорога к которому прошла через княжеские земли. Столетие спустя на ее месте возникло Ильинское шоссе, окончательно отделившее территорию музея-усадьбы «Архангельское» от значительной части бывшего имения Юсуповых.

Н.Б.Юсупов-младший поддерживал реформаторскую деятельность императора Александра II. Сам князь являлся щедрым благотворителем: в течение всей жизни он жертвовал средства на строительство храмов, создание богаделен, приютов, домов призрения. После трагической гибели государя в 1881 г. князь пожертвовал большие средства на создание памятника Александру II, объявил конкурс на лучшее его жизнеописание. В 1888 г. в память о посещении императором Архангельского на Большом партере парка была установлена мраморная колонна (не сохранилась).

Последними владельцами Архангельского стали правнучка Н.Б.Юсупова Зинаида Николаевна Юсупова (1861 - 1939) и ее супруг - граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон (1856 - 1928). На рубеже XIX - XX вв. имение вновь обрело былую славу и превратилось в значительный художественный центр. А.Н.Бенуа. В.А.Серов, К.А.Коровин, К.Е.Маковский, К.Н.Игумнов, Р.И.Клейн и многие другие деятели русской культуры часто посещают усадьбу, нередко работают по заказу Юсуповых. В 1903 г. в парке близ дворца по проекту Н.В.Султанова была устроена Пушкинская аллея - скульптурный мемориал в честь великого поэта, не раз бывавшего в Архангельском. Памятными колоннами были отмечены и визиты в усадьбу императоров Александра III и Николая II (не сохранилась).

К 1918 г., за год до революционных событий в России, на месте Житного двора в Архангельском завершилось строительство усыпальницы князей Юсуповых (архитектор Р.И.Клейн). Однако никто из представителей юсуповского рода не был похоронен здесь: в 1919 г. владельцы имения навсегда покинули родину. Княгиня З.Н.Юсупова скончалась в Париже в 1939 году, Там же, на кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа, покоится и ее сын князь Феликс Феликсович Юсупов (1887 - 1967), сохранивший в своих мемуарах образ дорогого его сердцу Архангельского.