Владимир Мономах. Годы правления. Интересные факты. Великий князь Владимир Мономах. Жизнь и деятельность

Князь Владимир Всеволодович Мономах, в крещении Василий (рожд. 26 мая 1053 – смерть 19 мая 1125), - один из самых знаменитых князей Древней Руси.

О судьбе и подвигах князя Владимира Всеволодовича до наших дней дошло сведений больше, чем о жизни любого другого русского правителя домонгольской эпохи. В исторических летописях он предстает в первую очередь князем-воином, правившим городами и землями, не сходя с седла. Князь страстно любил охоту, прославился большим дипломатическим талантом и крупными государственными преобразованиями…

Мало кто помнит, что Владимир Всеволодович был канонизирован в чине святого благоверного князя и имя его вошло в «Собор всех святых, в земле Российской просиявших». Однако для современников и ближайших потомков Владимир Мономах был в первую очередь образцом христианского правителя, а уж после все остальное - полководцем, дипломатом, великим охотником и т. д. И его личность осталась в русской истории как пример государя, подчиняющего интересы своего рода, своей земли да и собственные интересы той истине, которую принесло на Русь Крещение.

Он родился у переяславского князя Всеволода Ярославича, по линии матери приходился внуком византийскому императору Константину IX Мономаху. Отсюда и звучное прозвище - Мономах.

Князю Владимиру Мономаху довелось жить в ненастную эпоху. Ему назначен был долгий век, 72 года - очень много по меркам русской древности! Вся молодость, все зрелые годы Владимира пришлись на смутное время: Русь погружалась в бесконечный лабиринт кровавых междоусобных войн, а окраины ее терпели страшный урон от степных пришельцев-половцев.


Виднейшие князья Рюрикова рода поделили между собой города и области Руси. В Киеве, на великокняжеском престоле, восседал старший из Рюриковичей, но полновластия у него не было. В его распоряжении были громадные доходы от богатейшей Киевщины, сильная дружина да право номинального первенства. Но действительное старшинство следовало поддерживать силой оружия, умными союзами с влиятельной родней, добрыми отношениями с киевской городской общиной. Великий князь, если он оказывался слишком слабым или же слишком нерасчетливым, мог быть выбит из Киева ближайшими родственниками.

Смерть любого из старших Рюриковичей доводила до передела богатых княжеских столов внутри семейства. Кроме Киева большой доход сулили Чернигов, Переяславль-Южный, Смоленск, Муром, Ростов и т. д. Право на княжение в любом из этих городов возможно было обосновать двумя способами: местом в лестнице старшинства Рюриковичей или военной мощью.

Князья Рюрикова рода в такого рода случаях не стеснялись скрещивать мечи с племянниками, дядьями, не говоря уже о дальней родне. То один из них, то другой обращался за поддержкой к половцам и приводил их на Русь, вышибая соперников с богатых столов. В особенности прославился по этой части князь Олег Святославич, прозванный «Гориславичем» за лютую привычку «аргументировать» свои претензии при помощи половецких сабель.

Приходя половцы, грабили, жгли, уводили «полон», разоряли крестьян. Не один, не два и не три - десятки половецких походов наносили раны ослабевшему телу Руси. Пришельцы с удовольствием пользовались княжескими раздорами, то и дело являясь к Киеву, Чернигову, Переяславлю по приглашению русских князей и при почетном «эскорте» их дружин.

Между тем из-под пера Владимира Мономаха выходит поучение, адресованное сыновьям, где он цитирует Псалтирь библейского …царя Давида…:

«Оружие извлекают грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся. Лучше праведнику малое, нежели многие богатства грешным. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет Господь. Как грешники погибнут, - праведных же милует и одаривает. Ибо благословляющие его наследуют землю, клянущие же его истребятся. Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, то не разобьется, ибо Господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков».

А к своему горчайшему неприятелю и убийце сына князю Олегу Святославичу он обращается в письме со словами, исполненными христианской мудрости: «Кто молвит: „Бога люблю, а брата своего не люблю“, - ложь это. И еще: „Если не простите прегрешений брату, то и вам не простит Отец ваш небесный“… Но все наущение дьявола! Были ведь войны при умных дедах наших, при добрых и при блаженных отцах наших. Дьявол ведь ссорит нас, ибо не хочет добра роду человеческому. Это я тебе написал, потому что понудил меня сын мой… прислал он ко мне мужа своего и грамоту, говоря в ней так: „Договоримся и помиримся, а братцу моему Божий суд пришел. А мы не будем за него мстителями, но положим то на Бога, когда предстанут перед Богом; а Русскую землю не погубим“.

И я видел смирение сына моего, сжалился и, Бога устрашившись, сказал: „Он по молодости своей и неразумению так смиряется, на Бога возлагает; я же - человек, грешнее всех людей“». Владимир Мономах совсем недавно узнал о кончине сына, о том, как другой его сын, вошедший в русскую историю под именем Мстислава Великого, бился с Олегом Святославичем и одолел его. Мстислав, победитель, просит безутешного отца: «Помилосердствуй, да будет мир!» И Владимир Мономах смиряет гнев, смиряет гордыню, сам написал обидчику: «Помиримся».

Когда, в какое время он написал эти слова?! Ведь еще не так давно кровная месть была разрешена по закону! «Русская Правда» несколько ограничила ее, но отнюдь не запретила. Языческий обычай, уповающий на право силы, говорил: отомсти! А христианский, только-только набирающий силу на Руси, требовал другого: прости, откажись от мести! На того, кто выбирал второй путь, будь он сколь угодно храбр, смотрели как на человека, проявившего непонятную слабость. Не отомстил? Глупец! Тряпка!

Владимир Мономах научился прощать. Научился ставить мир превыше любой выгоды, которую только можно добыть мечом. Научился отстранять от себя соображения прямой и очевидной корысти, если для их осуществления требовалось очертя голову бросаться в очередное междоусобие.

Не всю жизнь он провел в праведниках. Да это и немыслимо для князя! По собственным словам князя, он с 13-ти лет принял на себя бремя княжеских трудов: принимал участие в 83-х больших военных предприятиях, не вылезал из сражений с половцами, 19 раз заключал с ними мир, в разные времена захватил в плен несколько сот знатных степняков, из них около сотни пощадил, а 220 утопил или иссек мечом.

Ему доводилось лить чужую кровь постоянно. Да и в междоусобных войнах, со своими, с единоплеменниками и единоверцами, бывало, Владимир Мономах проявлял большую жестокость. Вот его собственные слова: «…На ту осень ходили с черниговцами и с половцами… к Минску, захватили город и не оставили в нем ни челядина, ни скотины». Сказано - красноречивей некуда.

Но не напрасно дал Бог Владимиру Мономаху столь долгую жизнь. Чем больше видел он вокруг себя свирепости, чем больше сам склонялся к жестоким мерам против своих врагов, тем больше понимал: доброго итога душегубство дать не способно. Пролил кровь - прольют и твою, а не твою, так близких тебе людей. Обманул - будешь обманут. Не пожалел врага - и сам жалости не увидишь. Собрал большую силу - найдется еще ббльшая. Потому в зрелые годы князь смог побороть свою гордыню и с делами большой политики управлялся, покорившись смирению.

В течении длинной политической карьеры Владимир Всеволодович занимал то один, то другой княжеский стол. Правил в Ростове, Владимире-Волынском, Турове, Смоленске, Чернигове, Переяславле-Южном. Несколько раз мог занять Киев, но отказывался. Основной причиной отказа становилось нежелание сражаться с родней. В военной-то силе недостатка он не испытывал.

Так, однажды великий князь Святополк оказался замешанным в скверной истории: на его княжьем дворе, с его согласия, схватили князя Василька Ростиславича. Поздней несчастный Василько подвергся ослеплению. Такого прежде не происходило в роду Рюрика! Владимир Мономах со своей дружиной и войсками двух других князей поступил к Киеву, требуя от великого князя дать ответ за его злодеяние.

Святополк намеривался бежать из города. Однако, согласно летописи, «не дали ему киевляне бежать, но послали вдову Всеволодову и митрополита Николу к Владимиру, говоря: „Молим, княже, тебя и братьев твоих, не погубите Русской земли. Ибо если начнете войну между собой, поганые станут радоваться и возьмут землю нашу, которую собрали отцы ваши и деды ваши трудом великим и храбростью, борясь за Русскую землю и другие земли приискивая, а вы хотите погубить землю Русскую“.

Всеволодова же вдова и митрополит пришли к Владимиру, и молили его, и поведали мольбу киевлян - заключить мир и блюсти землю Русскую и биться с погаными. Услышав это, Владимир расплакался и сказал: „Воистину отцы наши и деды наши соблюли землю Русскую, а мы хотим погубить“. И уступил Владимир мольбе княгини, которую почитал как мать… Владимир был полон любви». Мог бы занять место Святополка? Мог. Все шло к тому. Но не стал грязнить душу.

В конце концов, великокняжеский престол сам упал к нему в руки, как перезрелый плод, который задержался на ветке.

1113 год, 16 апреля — скончался князь Святополк Изяславич. После похорон «устроили киевляне совет, послали к Владимиру Мономаху, говоря: „Пойди, князь, на стол отчий и дедов“. Услышав это, Владимир много плакал и не пошел (в Киев), горюя по брате», - а больше того опасаясь, возможно, нового междоусобия. «Повесть временных лет» рассказывает о волнениях, охвативших столицу Руси: «Киевляне… разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на евреев, разграбили их имущество. И послали снова киевляне к Владимиру, говоря: „Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, но и евреев пограбят, а еще нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри“. Услышав это, Владимир пошел в Киев… Сел он на столе отца своего и дедов своих, и все люди были рады, и мятеж утих».

«Владимир Мономах на совете князей»

Успокоение мятежного Киева произошло не само собой. Владимир Мономах знал причину, вызвавшую волнения: горожане страдали от ростовщичества, которое приняло небывалый размах и покрываемого старой властью. Князь устроил в Берестове, под Киевом, государственное совещание. Там присутствовали его старшая дружина, тысяцкие из Киева, Белгорода, Переяславля-Южного, а также местное боярство. На совещании приняли решение: ограничить проценты («резы») по долгам, то есть ввести прибыль, получаемую ростовщиками, в разумные пределы. Свод законов «Русская Правда» обогатился новыми статьями на сей счет, они получили общее название «Устав Владимира Всеволодовича». Лишь тогда порядок в городе был полностью восстановлен.

С высоты изрядного возраста и огромного опыта - нравственного, политического, военного - Владимир Мономах мог поучать детей:

«Убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, потому как нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога. Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; все это, что ты нам дал, не наше, но твое, поручил нам это на немного дней… Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело… А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего».

Собственные соблазны, собственные грехи и собственные беды, следовавшие за грехами, дали ему понимание: не убивай, не гордись, не клянись, а если все же поклялся - соблюдай клятву ради души своей.

Эта смиренная мудрость Владимира Всеволодовича в результате привела и к самому большому успеху всей его жизни: одолению половцев. Не за один год и не за один поход, но сила степняков была сломленной.

Пока между русскими князьями шли свары, пока они не оказывали друг другу помощь, эта задача была нерешаема. Даже когда они собирались в единое войско, но не могли управлять им в добром согласии, случалось, терпели ужасающие поражения. Так, 1093 г. принес черную весть всей Руси: общие силы князей Святополка Изяславича, Владимира Мономаха и его брата Ростислава разбиты половцами на реке Стугне. Горе! Сколько дружинников полегло! Сам князь Ростислав Всеволодович погиб. А причина одна: не установилось «лада» в княжеской коалиции.

Три раза собирались князья на большие «съезды» - в Любече (1097), Уветичах (1100) и Долобске (1103). Учились договариваться друг с другом. Получалось с трудом…

Каждый раз Владимир Мономах говорил остальным о выгодах согласия, мира, объединения сил. В конце концов Долобский съезд проломил стену всеобщей вражды. После него русские князья, собравшись вместе, нанесли половцам несколько тяжелых поражений. Их натиск на Русь ослаб.

Как верный сын Церкви, Владимир Всеволодович строил новые храмы в Киеве, Ростове, Смоленске. Судя по археологическим данным, при нем появилась церковь Спаса на Берестове под Киевом. Он же возвел Борисоглебскую церковь на реке Альте поблизости Переяславля-Южного - там, где когда-то принял смерть святой Борис.

При нем почитание святых князей Бориса и Глеба, долго и трудно складывавшееся в 70-80-х годах XI столетия, расцвело. В княжение Владимира Мономаха и, скорей всего, не без его влияния возникла окончательная редакция «Сказания» о святых братьях. В 1115 году он пригласил к себе князей Давыда и Олега Святославичей. По словам летописца, князья «решили перенести мощи Бориса и Глеба, ибо построили им церковь каменную, в похвалу и в честь и для погребения тел их. Вначале они освятили церковь каменную мая 1, в субботу; потом же во 2-й день перенесли святых. И было сошествие великое народа, сшедшегося отовсюду: митрополит Никифор со всеми епископами… с попом Никитою белогородским и с Данилою юрьевским и с игуменами…».

После этого три дня гулял народ киевский на княжеские деньги, три дня бесплатно кормили нищих и странников. Поздней Владимир Мономах «оковал» раки с мощами серебром и золотом.

Умер великий воитель тихо, от старости и хворей. Отправившись в богомолье к Борисоглебской церкви, князь встретил там свой последний срок 19 мая 1125 года. Останки его нашли упокоение в соборе Святой Софии Киевской.

Владимир Всеволодович Мономах (в крещении Василий) - князь смоленский, черниговский, перяславский. Великий князь киевский, сын князя Всеволода Ярославича. Родился в 1053 году - умер 19 мая 1925 года. Государственный деятель, военачальник, писатель и мыслитель. Был прозван Мономахом по названию рода матери, которая возможно былаю или племянницей императора Константина IX Мономаха.

Биография
Владимир Мономах родился в 1053 году. Он был любимым сыном Всеволода, Великого Киевского князя. Мать - Анна, последняя жена Всеволода. Анна была дочерью византийского императора Константина Мономаха, Византийская царевна. У Владимира было три имени: Владимир - княжеское, Василий - крестное, Мономах - дедовское (со стороны матери).
Великий Киевский князь Всеволод завещал своему сыну Владимиру Великое княжение, но он отказался и провозгласил Великим Киевским князем своего двоюродного брата Святополка II Изяславича.
Вместе с ним и даже без него участвовал во многих походах против половцев. Были и поражения и победы. Борьба с половцами была затяжной. Да и половцы не стремились к завоеванию земель. Их целью были грабежи, которые российским князьям никак не удавалось прекратить, хоть и были иногда успехи. В ответ на нападение половцев Владимир Мономах выступал инициатором, вел наступательную политику и, если была такая возможность, старался закончить дело миром. По словам Владимира, он девятнадцать раз заключал договор с половцами

Правление Владимира Мономаха
Время правления Мономаха , до самой смерти, было самым лучшим для Киевской Руси . Ни половцы, ни другие племена не беспокоили Русь в это время. В 1116 году Владимир сам послал своего сына Ярополка на Дон, где он завоевал у половцев три города и привез себе жену ясского хана. Другой сын Владимира - Мстислав, вместе с новгородцами побил чудь на балтийском побережье. В 1120 году Юрий, князь Ростовский, еще один из десяти сыновей его, разгромил болгар на Волге.
В русской истории Владимир Мономах известен не только как "собиратель русских земель ", но и законодатель. Ростовщики устанавливали высокие проценты, и первым делом Владимира стало ограничение "ростов" и внесение этого ограничения в законодательство.
Мономах установил постановление о наследстве. По русскому праву все сыновья наследствие получали поровну, а дочери получали приданое при замужестве. Каждый мог распорядиться своим имуществом по завещанию. Имение жены оставалось неприкосновенным для мужа. Если после смерти мужа, вдова не выходила снова замуж, то она оставалась хозяйкой в доме покойного мужа и дети не могли ее выгнать.
Время Владимира Мономаха на Руси оказалось самым плодотворным за последние десятилетия. Он успокоил русское общество, так как прекратил его внутреннюю борьбу. Причем сделал он это не только за счет силы, но и за счет разумных уступок низам общества.
Сразу же после начала своего правления он дал Руси новую Русскую Правду, которая называлась «Устав Владимира Всеволодовича ». В этом уставе были сохранены многие статьи прежней Русской Правды, защищавшей порядок, имущество и личность человека. Но одновременно он значительно облегчил положение бедных людей. Проценты за взятый долг значительно снижались, многие непосильные долги были ликвидированы. Произвол ростовщиков был ограничен. Устав включал и новые статьи, которые облегчали участь смердов, закупов, рядовичей и даже холопов.

Мономах и крестовый поход в степь
Владимир Мономах придал этому походу значение крестового . К этому времени уже состоялся Первый крестовый поход (1096—1099), который закончился захватом Иерусалима и созданием христианского государства на Ближнем Востоке. В этом походе принимал участие двоюродный брат Владимира, Святополка и Олега, сын Анны Ярославны. Сведения об этом крестовом походе были уже широко известны на Руси.
Русская рать разгромила передовые отряды половцев и вышла к столице — степному городу Шаруканю. Город сдался на милость Владимира. Другой город, Сугров, отказался сдаться и был взят штурмом и сожжен. Еще одну битву русские князья выиграли на берегу Дона. Перед битвой князья сказали: «Здесь смерть нам, станем тверды », а потом ударили на врага, и половцы побежали.
Основные силы сторон сошлись через три дня —27 марта 1111 г. на реке Сольнице, притоке Дона. По словам летописца, половцы «выступили, точно великий лес ». Но Мономах не стал ждать окружения, а сам повел войско навстречу врагу. Воины сошлись в рукопашной схватке, и «столкнулись полк с полком, и, точно гром, раздался треск столкнувшихся рядов » — так говорится в летописи. В этом рукопашном бою не было равных русским воинам. Но и половцы сражались мужественно, отстаивая десятилетиями освоенную землю, свои пастбища и домашние очаги. «Чело» русского войска — киевляне дрогнули и стали прогибаться под яростным напором врага, превосходившего их числом. И тут на помощь киевлянам пришел Владимир Мономах со своей дружиной, оставив свой «полк правой руки» сыну Ярополку. Появление стяга Мономаха в центре битвы ободрило киевлян и повергло неприятеля в страх. Половцы не выдержали упорной схватки и бросились к броду. Их преследовали и рубили, потому что в этой битве пленных не брали. Около 10 тыс. половцев полегло на поле боя. Лишь небольшая часть их ушла в степь.
Весть о русском крестовом походе в степь была доставлена русскими гонцами в Византию, Венгрию, Польшу, Чехию и Рим.


Мономах и религия

В этом отношении Владимир Мономах, будучи светским правителем, скептически относится ко все более нараставшему в XI в. - аскетизму . Он утверждает, что исполнение Божиих заповедей не составляет больших трудностей, а включает в себя всего лишь «три малых добрых дела »: покаяние, слезы и милостыня. Он призывает своих детей: «А Бога для не леенитеся, молю вы ся, не забывайте 3-х деелъ теехъ: не бо суть тяжка; ни одиночьство, ни чернечьство, ни голодъ, яко иние добрии терпять, но малым деломь можно улучити милость Божию ».
Идея «спасения малыми делами», столь ярко представленная в «Поучении» Владимира Мономаха — это явный отголосок все еще сохраняющего свое влияние раннего древнерусского христианства, близкого к кирилло-мефодиевской традиции. Ведь и само христианское мироощущение князя — достаточно светлое и оптимистичное даже несмотря на то, что ему близка идея страха Божего. В этом смысле «Поучение » Владимира Мономаха — это пересечение двух христианских традиций внутри православной веры. А, по сути дела, даже трех традиций, если учитывать некоторое влияние языческих верований.
Важнейшей задачей истинного христианского правителя, кроме насаждения христианства, является сохранение единства своего государства. Поэтому, когда Владимир Мономах излагает в «Поучении» историю своей жизни, столь ярко вырисовывается идея единства Руси. Именно этой идее и служил сам Владимир Мономах. Понимая неизбежность процесса дробления Руси на отдельные княжества, он стремился убедить своих наследников сохранить их политическое, военное и культурное единство. Любопытен приведенный Владимиром Всеволодовичем пример: "прилетающие весной из рая птицы, занимают свое принадлежащее лишь им место; слабые занимают свое, а сильные — свое. И ни одна не пытается согнать др. и занять лучшее место — каждая довольствуется своим уделом ". Так, считал Мономах, должны поступать и князья Рюриковичи. Так всю свою жизнь поступал и сам Владимир Всеволодович, правивший в согласии со своей совестью, чувствуя нужды родной земли.

Владимир Мономах писатель
Владимир Мономах — автор знаменитого «Поучения » своим сыновьям, которое содержит сведения о походах и войнах его времени и призывающего укреплять единство Руси.
Во время великого княжения Мономаха на Руси было построено много больших и красивых храмов, переведено на славянский язык немало византийских книг. Летописи приписывают ему важные дополнения к «Русской Правде » — своду древнерусских законов, действовавших на протяжении многих столетий. При нем Древнерусское государство достигло вершины своего могущества и расцвета.
Последние годы своей жизни Владимир Мономах посвятил государственному устройству Киевской Руси, которую поделил между сыновьями-наследниками. Он наказал им слушаться старшего, который правил в Киеве. Великий ратоборец Руси мечтал видеть своих сыновей сильными удельными правителями, подчиненными во всех больших делах великому киевскому князю. Его главенство должно было не только символизировать единство русских земель, но и оберегать ее от княжеских междоусобиц и кочевых народов Дикого поля.


Великий воин

После разгрома в 1111 году половцев, чтобы избежать полного уничтожения, Мономах с войском откочевали за Дунай, а до 40 тысяч половецких воинов вмести с семьями и стадами ушли в Грузию, нанявшись на военную службу к царю Давиду IV Строителю. Там из них был сформирован 5-тысячный отряд царской гвардии. Когда русские победы на Дону вновь пришла в донские степи, то половецких веж она там не обнаружила.
В последние годы правления и жизни Владимира Мономаха кочевые орды из Дикого поля больше не тревожили русские земли. Безопасными стали жизнь в порубежже и торговые пути по Днепру.
Великий Мономах-воитель известен еще и тем, что за годы своего княжения создал целую систему крепостей на степных границах Руси, гарнизоны которых бдительно «сторожили » Дикое поле.
Он добился того, что русское войско сражалось и уходило в поход под единым командованием. Мономах выбрал правильную тактику борьбы с кочевыми ордами, стремясь прежде всего уничтожить живую силу врага, а не просто изгнать его из порубежья. Он часто собирал в походы народные ополчения. Став великим князем киевским, он значительно увеличил численность легкой конницы, воины которой во владении луком и саблей ни в чем не уступали степнякам.

Брак и дети
Всех детей Владимира Мономаха точно определить невозможно, и даже когда (и, соответственно, от какой из жён) они были рождены. Мать Юрия Долгорукого, как писал сам Владимир, умерла 7 мая 1107 г., тогда как дата смерти его первой жены Гиты — 10 марта, скорее всего — 1098 г. Это соображение позволило А. В. Назаренко отнести рождение Юрия к более позднему времени и ко второму браку Владимира. Все дети от первого брака (кроме Романа) носили славянские имена, а от второго брака — греческие.

Гита Уэссекская, внебрачная дочь короля Гарольда II Английского
Мстислав Владимирович Великий (1076—1132), великий князь Киевский с 1125
Изяслав Владимирович (1078—1096), князь курский
Святослав Владимирович (1079—1114), князь смоленский и переяславский
Роман Владимирович (1081—1119)
Ярополк Владимирович (1082—1139), великий князь киевский с 1132
Вячеслав Владимирович (1083—1154), князь туровский, великий князь киевский в 1139, 1150, 1151-54
Глеб Владимирович — данные о его существовании недостоверны и признаются только частью исследователей.
Мария (Марина) Владимировна (†1146/1147), замужем за Лже-Диогеном
Евдоксия Владимировна
Евфимия Владимировна (†1139), вышла замуж за Кальмана І, короля Венгрии
Агафья Владимировна
Юрий Владимирович Долгорукий (1091—1157), князь суздальский, великий князь киевский в 1149-50 и с 1155
Андрей Владимирович (1102—1142), князь волынский, князь переяславский

Смерть Мономаха
Владимир Мономах умер 19 мая 1125 г. и похоронен в Киеве, в церкви Св. Софии. Согласно преданию, накануне смерти Мономах собрал князей, духовенство, бояр, купцов и сказал: “Не нужен на Руси царь. Если будет царь, то удельные князья из зависти будут воевать с ним, и государство погибнет ”. Он передал царские регалии на хранение сыну Юрию, позже прозванному в народе Долгоруким. Эта смерть ознаменовала завершение целой эпохи в истории Древней Руси. Ему удалось погасить пожар княжеских усобиц, укрепить Русь, добиться стабилизации русско-половецких отношений. Через несколько лет после смерти Мономаха раннефеодальная централизованная монархия утратила былую целостность и окончательно распалась на несколько десятков независимых княжеств. Распри между князьями, вспыхнувшие с новой силой, позволили половецким ханам перехватить военную инициативу. И уже никогда Руси не суждено было одержать такие славные победы над Степью, как тогда, когда во главе русского войска стоял великий полководец, защитник родной земли Владимир Всеволодович Мономах.


  ВЛАДИМИР ВСЕВОЛОДОВИЧ МОНОМАХ (в крещении - Василий) (1053-19.05.1125) - князь киевский с 1113 г.

Сын князя Всеволода Ярославича. Прозван Мономахом по имени деда со стороны матери, которая была дочерью византийского императора Константина Мономаха.

Княжил в Ростове, Смоленске, Владимире-Волынском. В 1076 г. участвовал в войне польских князей против императора Священной Римской империи Генриха IV. Во время княжеской междоусобицы, в 1078 г. участвовал в сражении на Нежатиной Ниве, в результате которого его отец получил Киев, а сам Владимир Всеволодович - Чернигов. Воевал с полоцкими князьями, половцами, торками, поляками. После смерти отца (1093) был зван киевлянами на княжение, но, соблюдая правило старшинства в роду, уступил стольный город Руси своему двоюродному брату Святополку Изяславичу. Год спустя после войны с половцами и опиравшимся иа их поддержку другим двоюродным братом тмутараканским князем Олегом Святославичем вынужден был уступить ему Чернигов и осесть в Переяславском княжестве. Поскольку именно Переяславская земля чаще других подвергалась набегам половцев, Владимир Всеволодович наиболее активно выступал за прекращение междоусобиц на Руси и объединение в борьбе с половцами. Ему принадлежит инициатива княжеских съездов 1097 г. (в Любече), 1100 г. (в Уветичах), 1111г. (на Долобском озере). На Любечском съезде князья попытались договориться о закреплении за каждым владений своих отцов; Владимиру Всеволодовичу, кроме Переяславского княжества, достались Ростово-Суздальская земля, Смоленск и Белоозеро. На Уветичском съезде Владимир Мономах настоял на организации совместных походов на половцев, а иа Долобском съезде - на немедленном проведении похода против степняков. В 1103 г. объединенное русское войско одержало победу над половцами в урочище Сутень, в 1107 г. - на р. Сула, в 1111 г. - на pp. Дегей и Сальница; после этих поражений половцы ушли за Дон и Волгу и на время прекратили набеги на Русь.

В ходе начавшегося в 1113 г. после смерти киевского князя Святополка Изяславича восстания в Киеве Владимир Всеволодович был приглашен на киевский стол. Для того чтобы нормализовать обстановку, Владимир издал Устав, несколько улучшивший положение низших слоев населения (текст Устава, являющегося выдающимся памятником древнерусского права, включен в пространную редакцию Русской Правды).

Княжение Владимира Всеволодовича стало периодом укрепления экономических и политических позиций Руси. Под властью киевского князя объединилась большая часть земель Древнерусского государства; большинство князей признало его "старейшим князем" на Руси. На княжение в наиболее важных русских землях Владимир посадил своих сыновей: Мстислава в Новгороде, Святополка, а после его смерти - Ярополка - в Переяславле, Вячеслава - в Смоленске, Юрия - в Суздале, Андрея - во Владимире-Волынском. Уговорами и силой он мирил враждовавших между собой князей. Родственные узы связывали Владимира Всеволодовича Мономаха со многими правящими домами Европы. Сам князь был женат трижды; одной из его жен была Гита, дочь последнего англосаксонского короля Гаральда.

Владимир Мономах вошел в историю как мыслитель. Его "Поучение" детям и "иным, кто прочтет" представляет собой не только образец древнерусской литературы, но и памятник философской, политической и педагогической мысли.

Значительный интерес представляет составленная им "Летопись", содержащая описание военных и охотничьих подвигов князя. В этих произведениях, как и во всей своей деятельности, Владимир Всеволодович выступал за политическое, религиозное и военное единство Русской земли при сохранении права каждого князя на самостоятельное управление своей "отчиной". В правление Владимира Всеволодовича в Киевском Выдубицком монастыре составлена новая редакция "Повести временных лет", включившая легенду о Крещении Руси апостолом Андреем и переработанный вариант описания событий кон. XI - нач. XII вв., выдвигающий на первый план деятельность самого Владимира; создано "Сказание о святых Борисе и Глебе", получило широкое распространение их церковное почитание (в 1115 г. мощи Бориса и Глеба торжественно перенесены в новую каменную церковь в Вышгороде). Сохранилось мало сведений о градостроительных и иных мирных делах князя. Летописи сообщают лишь о сооружении в годы его княжения моста через Днепр в Киеве и основании в Ростово-Суздальской земле на р. Клязьма города Владимира, ставшего впоследствии столицей Владимирского великого княжества.

Деятельность Владимира Всеволодовича заслужила признание уже у современников. Летописи называют его "чюдным князем", "славным победами за Русскую землю", "милостивым паче меры", награждают другими лестными эпитетами. Возникло предание, что Владимир Всеволодович был венчан на царство митрополитом Неофитом, который возложил на него доставленные из Византии знаки царской власти: венец и бармы (впоследствии венец - непременный атрибут венчания на царство московских государей - называли "шапкой Мономаха").

Владимир II Всеволодович Мономах
Великий Князь Киевский
Годы жизни: 1053-1125
Годы правления: 1113-1125

Почти все события русской истории 2-ой половины XI века и 1-ой половины XII века связаны с его именем. , поделив Киевскую Русь на 5 частей, завещает править этими землями своим сыновьям, но между братьями происходят ссоры, которые положили начало дроблению Руси на княжества. Единственный кто на время это остановил бы — был .

Биография Владимира Мономаха

Он родился в 1053 году, за год до смерти своего деда Ярослава (1054). Любимый сын . Мать — Анна, последняя жена Всеволода. Дочь византийского императора Константина Мономаха, Византийская царевна. У Владимира было три имени: Владимир — княжеское, Василий – крестное, Мономах – дедовское (со стороны матери).

Великий Киевский князь Всеволод завещал своему сыну Великое княжение, но он отказался и провозгласил Великим Киевским князем своего двоюродного брата .


Вместе со Святославом и без него участвовал во многих походах против половцев. Были и поражения и победы. Борьба с половцами была затяжной. Да и половцы не стремились к завоеванию земель. Их целью были грабежи, которые российским князьям никак не удавалось прекратить, хоть и были иногда успехи. В ответ на нападение половцев Владимир Мономах выступал инициатором, вел наступательную политику и, если была такая возможность, старался закончить дело миром. Он девятнадцать раз заключал договор с половцами.

Мономах пользовался народной любовью и снискал себе славу миротворца и победителя половцев. С другими князьями старался поддерживать мир. Не желая устраивать сражение, в 1094 году ушел из Чернигова в Переславль, где княжил, а позже передал Переславль брату Ростиславу, а сам княжил в Смоленске.

В 1113 году умер Святополк, и киевляне решили, что следующим киевским князем должен стать Владимир Мономах, но тот медлил. Послав к нему во второй раз гонцов, он снова отказался стать великим князем, считая, что княжество должно перейти к его двоюродным братьям Святославовичам по праву старшинства. Киевляне не желали слышать ни о каком другом князе. «Спаси нас, говорили их Послы, от неистовства черни; спаси от грабителей дом печальной супруги Святополковой, собственные наши домы и святыню монастырей». Он дал согласие, приехал в Киев и принял Великое княжение.

Правление Владимира Мономаха

Время правления Владимира Мономаха, вплоть до самой смерти, было самым лучшим для Киевской Руси. Ни половцы, ни другие племена не беспокоили Русь в это время. В 1116 году Мономах сам послал своего сына Ярополка на Дон, где тот завоевал у половцев три города и привез себе жену ясского хана. Мстислав, другой сын Мономаха, вместе с новгородцами побил чудь на балтийском побережье. В 1120 году Юрий, князь Ростовский, еще один из десяти сыновей его, разгромил болгар на Волге.

Устав Владимира Мономаха

В русской истории Владимир Мономах известен не только как «собиратель русских земель», но и законодатель. Ростовщики устанавливали высокие проценты, и первым делом князя стало ограничение «ростов» и внесение этого ограничения в законодательство.

Ко времени Мономаха можно отнести постановление о наследстве. По русскому праву все сыновья наследовали поровну, а дочери получали приданое при замужестве. Каждый мог распорядиться своим имуществом по завещанию. Имение жены оставалось неприкосновенным для мужа. Если после смерти мужа, вдова не выходила снова замуж, то она оставалась хозяйкой в доме покойного мужа и дети не могли ее выгнать.

Поучение Владимира Мономаха

Перед своей смертью Мономах поучает своих детей не давать сильным губить слабых, защищать вдов, сирот и убогих. Всякого встречного обласкать добрым словом, посещать больных и отдавать последний долг мертвым, помня, что все смертны. Уважать старших как отцов, а младших как братьев. Относительно войны советует детям снаряжать войско самим, а не надеяться на воевод. Во время походов не предаваться сну и не пировать. И самое главное велит учиться читать и приводит в пример своего отца, Всеволода, который выучил 5 языков сидя дома.

19 мая 1125 года в возрасте 72 лет близ Переславля, у церкви, построенной на Альте, Владимир Мономах скончался. Похоронен в Киеве в церкви Святой Софии.

Внешняя и внутренняя политика Владимира Мономаха

Это был поистине великий князь. Дела его были направлены на развитие всех сторон Киевской Руси, как на пользу жителям, так и государственного образования. С. М. Соловьев писал о нем: «Мономах не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, не хотел изменить существующий порядок вещей, но личными доблестями, строгим исполнением обязанностей прикрывал недостатки существующего порядка, делал его не только сносным для народа, но даже способным удовлетворить его общественные потребности».

Скачать реферат « «.

Имя: Владимир Мономах (Vladimir Monomah)

Возраст: 71 год

Деятельность: великий князь киевский, государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель

Семейное положение: был женат

Владимир Мономах: биография

Годы правления Владимира Всеволодовича Мономаха считаются самыми счастливыми и цветущими для Киевской Руси. Мудрый государственный деятель, побывавший наместником смоленских, черниговских, переяславских княжеств и ставший великим князем Киевским, талантливый полководец и мыслитель, он золотыми буквами вписал свое имя в историю государства Российского. «Поучение Владимира Мономаха» – это светское и одновременно философское наставление сыновьям и будущим поколениям, оно и сегодня вызывает восхищение мудростью этого великого человека.

Владимир Мономах родился в 1053 году. Его отец, переяславский князь Всеволод, приходился сыном , родословная которого впервые упоминается в «Повести временных лет». Спустя год после рождения внука умер его великий дед. Матерью Владимира стала близкая родственница (возможно дочь) византийского императора Константина IX Мономаха. Отсюда и прозвище князя, которое переводится как «единоборец», что точно характеризует его личность.


Детские и юношеские годы жизненного пути будущего правителя Киевского прошли при дворе отца в Переяславе-Южном. К участию в охоте на диких зверей отец привлек мальчика еще ребенком. Как позже написал Мономах в поучении сыновьям, он побывал и в лапах медведя, и на рогах у тура.

Однако это была только «разминка». Ведь в 13 лет мальчик попал на боевое поприще, куда был взят отцом для постижения военного дела. В том же возрасте он начал самостоятельно княжить в Ростово-Суздальских землях, приобретая первый опыт государственного управления.


Этот опыт пригодился, когда Владимир Мономах был поставлен на княжение Смоленском. Это период с 1073 по 1078 годы. Смоленский князь участвовал в боях, помогая соседям в борьбе с внешними врагами – половцами. Военные походы были частыми. В 1076 году Мономах с Олегом Святославичем поддержал поляков участием в походе против чехов. Позже вместе с отцом и Святополком Изяславичем дважды ходил против Всеслава Полоцкого.

Правление

В 1078 году Всеволод Ярославич взялся княжить Киевом. Его 25-летнему сыну Владимиру Мономаху достался Чернигов. Для защиты вотчины молодой вельможа был вынужден неоднократно отражать опустошительные набеги половцев и монголо-татар. Полтора десятка лет сын был правой рукой отца. Он помогал ему в решении политических вопросов и не раз становился во главе великокняжеских дружин, которые совершали походы для усмирения бунтующих князей или уничтожения половецких полчищ.


В 1093 году, когда отец умер, Владимир Мономах мог стать его преемником – князем Киевским. Но по существовавшим правилам преемственности Киевский престол должен был занимать старший из Рюриковичей. На тот момент таковым оказался двоюродный брат Святополк Изяславич. Мономах не хотел междоусобицы и братоубийственной войны и отдал престол брату. Сам отправился править Черниговом.

Эти 2 десятка лет, с 1093-го по 1113-й, Владимир Мономах познал и радость от побед, и горечь поражений. В боях он потерял старшего сына и младшего брата. В 1094 году отдал Черниговские земли Олегу Святославовичу, оставив за собой более «скромное» Переяславское княжество.


Половцы продолжали досаждать Киевской Руси. Регулярные набеги обескровливали земли. Владимир Мономах стал идейным вдохновителем объединения князей перед лицом общего врага. Некоторые исследователи считают, что князь был инициатором превентивных ударов по врагу, организовывая вылазки в Половецкую степь. Успешным оказался поход в 1111 году, после которого главная цель была достигнута – Русь избавилась от набегов кочевников на длительное время. А спустя девять лет войска печенегов окончательно покинули русские земли. Защиту Руси от половцев исследователи считают главной заслугой Владимира Мономаха.

Так как сыновья Владимира Мономаха, помимо борьбы с кочевниками, регулярно устраивали военные походы на Ливонию и Булгарию, в Европе заговорили о мощи киевского князя. Большие опасения вызывал Владимир у Византийского императора. По преданию, в знак мирного расположения правитель империи отослал Владимиру Мономаху богатые дары: державу, скипетр, шапку и древние бармы. Впоследствии эти предметы стали символом державной власти на Руси, а головной убор получил название «Шапка Мономаха». Эти дары сейчас находятся в Оружейной палате Кремля. Они также представлены на всех репродукциях и фото с изображением Владимира Мономаха.


Внес свою лепту Владимир Мономах и в прекращение братоубийственных войн на русской земле. Чтобы создать сильное войско, требовалась консолидация всех князей, чего в те годы не наблюдалось. Одним из главных событий во время правления Мономаха стал Любечский съезд князей. В 1097 году был организован сход правителей шести русских княжеств. На собрании решались вопросы по разделу территорий и единению армий. Такая договоренность стала значительным достижением во внутриполитической деятельности правителя и благотворно повлияла на укрепление государства. Но объединению сил помешало предательство Давыда Игоревича, которое повлекло за собой новые распри. В 1010 году Владимир Мономах собрал второй съезд, на котором правители сумели прийти к мирному решению.

Великое княжение

После кончины Святополка в 1113 году Владимир Мономах принял бразды правления Киевской Русью и стал великим князем. Это был сложный период для Киева, потому что в это время началось народное восстание против ростовщиков. Новый властитель встал на сторону народа и предпринял меры по ограничению взимания процентов.


Мономах оказался эффективным реформатором в сфере законодательства. Он дополнил свод законов «Русская правда», написанный еще дедом Ярославом Мудрым. Месть за убийство была запрещена и заменена денежным штрафом. А еще он запретил обращать холопа в рабство за непогашенные долги. Да и само положение простого народа облегчил. Такова была внутренняя политика Владимира Мономаха.

Положение великого Киевского князя упрочилось настолько, что никто не посмел оспаривать его старшинство. Мономах контролировал три четверти территории государства. При князе отстроились крепость в Суздале и укрепления во Владимире-на-Клязьме. Там же появились Спасская церковь и Успенский собор, которые вошли в число памятников архитектуры. Храмы возводились также в Смоленске, Ростове и других городах, где правил князь.


Внешняя политика Владимира Мономаха тоже оказалась успешной. Набеги волжских болгар, половцев и монголо-татар больше не беспокоили государство. А племена берендеев и торков были навсегда вытеснены за пределы Руси. В «Слове о погибели Русской земли» это время называют самым счастливым и безмятежным. Современниками Владимира Мономаха в Европе стали Филипп I и Людовик VI – короли Франции, Генрих I Боклерк английский и император Византии Иоанн II Комнин.

Концентрация власти в одних руках и прекращение междоусобных войн укрепили государство. Начался период культурного развития. Мудрый князь сумел оставить свой след в литературе. К сожалению, до наших дней дошло только 4 его произведения: письмо к Олегу Святославичу, летопись автобиографического характера о военных походах, «Устав Владимира Всеволодовича» (или «Устав Владимира Мономаха»), а также прославленная книга «Поучение Владимира Мономаха», которая еще известна под названиями «Поучение Владимира Всеволодовича», «Завещание Владимира Мономаха детям» или «Поучение детям».


Эти литературные труды – ценнейший кладезь житейского опыта, переданный княжеским отпрыскам и всем последующим поколениям, а еще – дельные советы по управлению государством. Многие высказывания Владимира Мономаха стали афоризмами и цитатами.

Личная жизнь

Житие Мономаха свидетельствует о том, что у вельможи было три супруги и множество детей. Сегодня невозможно достоверно установить, которая из жен кого из детей родила.

Достоверно известно, что личная жизнь Владимира Мономаха была насыщенной событиями. Первой супругой князя исследователи называют Гиту Уэссекскую. Это английская принцесса и дочь англосаксонского короля Гарольда II. Она родила мужу шестерых (по иной версии семерых) сыновей: Мстислава, Ярополка, Вячеслава, Изяслава, Романа и Святослава.


Еще двое сыновей Мономаха – и Андрей. Но исследователи расходятся во мнении, была ли Гита матерью Юрия, ставшего известным как Юрий Долгорукий. А еще у Владимира было несколько дочерей. До нас дошли имена троих: Мария (Марица), Евфимия и Агафия.


К личным качествам Владимира Мономаха все исследователи причисляют мудрость, стремление к самообразованию, а также политическую интуицию. Получив в 13 лет Ростовские и Суздальские земли от отца, князь не оставлял заботы о них и к концу жизни превратил их в цветущий край с развитой культурой.

Смерть

Умер знаменитый правитель 19 мая 1125 года. Его с почестями похоронили в Киеве. Могила правителя расположена в соборе Святой Софии. Итогом правления Владимира Мономаха стало сильное государство с развитой экономикой и культурой. О роли Владимира Мономаха в истории Руси говорит его популярность на протяжении последующих веков.


В XXI веке в память о князе были созданы документальные фильмы из серии «Полководцы России» и «История государства Российского». В них был дан исторический портрет личности и представлены важные факты биографии правителя.

Память

  • Памятная монета Украины, посвященная Владимиру Мономаху
  • Почтовая марка Украины, посвященная Владимиру Мономаху
  • Изображение Владимира Мономаха на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде
  • Памятник Владимиру Мономаху в городе Прилуки Черниговской области
  • Атомная подводная лодка проекта «Борей» ВМФ России