Митрофанушка - совершенно нормальный ребенок. Воспитание Простаковой своего сына Митрофана по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) и их характеристика

Тема воспитания и образования в дворянских семьях была одной из актуальных в России в начале XIX века. «В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное; ребенок окружен одними холопями, видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-либо нанятым учителем», — писал Пушкин.

Одним из первых проблему эту затронул Д. И. Фонвизин в комедии «Недоросль». С первой же реплики автор вводит нас и атмосферу русской помещичьей усадьбы. Мы знакомимся с госпожой Простаковой, ее супругом, сыном Митрофанушкой. В семье этой дарит «матриархат». Госпожа Простакова, не отличаясь особым умом и образованностью, держит в подчинении все свое семейство. «При твоих глазах мои ничего не видят», — благодушно заявляет господин Простаков, полностью принимая существующее положение дел. Достается от своенравной помещицы и слугам, и кормилице Митрофана, старой Еремеевне, и учителям сына, Кутейкину и Цыфиркину.

Сама же Простакова практически ничему не училась. Родители ее были «старинные люди», ее с братом «ничему не учили». «Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу... Покойник-свет и руками, и ногами... Бывало, изволит закричать: прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, что чему-нибудь учиться захочет», — простодушно рассказывает помещица, пребывая в полной уверенности в правильности подобного «воспитания».

Покойный батюшка ее «не умел грамоте, а умел достаток нажить и сохранить». Госпожа Простакова унаследовала качества своего отца: при своем полном невежестве, грубости, самодурстве, она расчетлива и корыстна. Узнав, что ее воспитанница, Софья, стала богатой невестой, она задумывает женить на ней Митрофанушку, который, впрочем, и не думает сопротивляться.

Митрофанушка — недоросль, ленивый, неуклюжий увалень, которому нет еще и шестнадцати лет. Любимое занятие его — гонять голубей. Митрофан не особенно жалует науки. «Не хочу учиться, а хочу жениться», — заявляет он. Тем не менее к нему постоянно ходят учителя: семинарист Кутейкин учит его грамматике, отставной сержант Цыфиркин — математике, немец Вральман — «по-французски и всем наукам». И сынок Простаковой в науках «весьма преуспевает»: из грамматики он знает, что есть «существительна да прилагательна». Дверь, по его мнению, является прилагательным, так как она приложена к своему месту. Другая дверь, которая еще не навешена, — «покамест существительна». Столь же успешен Митрофан и в изучении математики — Цыфиркин бьется с ним третий год, а «этот недоросль... трех перечесть не умеет». Истории и прочим наукам обучает Митрофана немец Вральман, ранее служивший у Стародума кучером. Вральман не утруждает своего воспитанника занятиями — вместо того, чтобы учить его истории, Вральман заставляет рассказывать «истории» скотницу Хавронью и вместе с Митрофаном с удовольствием слушает ее.

Госпожа Простакова, всем сердцем любя сына, всячески его балует. Привить Митрофану какие-либо положительные качества или понятия о нравственности она не в состоянии, так как сама лишена их. Результаты подобного воспитания плачевны: Митрофанушка не только невежествен, но и злонравен. Он труслив, груб со своими учителями. В финале комедии он отрекается от собственной матери, лишившейся всех прав на управление имениями. Потерпев неудачу в своем намерении женить сына на Софье и лишившись имений, госпожа Простакова растерянна и разбита. В надежде найти утешение она бросается к Митрофанушке, а в ответ слышит: «Да отвяжись, матушка, как навязалась...»

Героем-резонером выступает в комедии дядюшка Софьи, Стародум. «Вот злонравия достойные плоды!» — восклицает он в финале. Этот персонаж выражает в комедии авторские взгляды, утверждая, что достойное воспитание должно быть залогом благосостояния государства. Образование должно быть на высоком уровне, однако образование не имеет ценности само по себе. Главная цель всех знаний человеческих — «благонравие», «просвещение возвышает одну добродетельную душу».

Самодурка-помещица, госпожа Простакова, ее брат Скотинин, обожающий свиней, ленивый Митрофанушка — «...все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на русское. А между тем ничего нет в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знаньем души».

Таким образом, система воспитания и образования, принятая в русских дворянских семьях в XVIII—XIX веках, была во многом несовершенной, порочной, уродующей юные умы и сердца, губящей судьбы. В молодых людях развивались такие качества, как лень, пассивность, инфантилизм, неумение реализовать свои собственные мечты и одновременно — высокомерие, чувство превосходства по отношению к окружающим. Эти качества во многом способствовали жизненной несостоятельности людей, фатальной неизбежности несчастливой судьбы. В русской литературе эта тема была развита затем Пушкиным и Гончаровым.

В 7-8-летнем возрасте дети известных педагогов-новаторов Никитиных имели коэффициент продуктивности умственной работы на уровне среднего взрослого. В 14-15 лет этот коэффициент был равен 145. Взрослых с таким показателем менее 1 процента. В дошкольном возрасте их дети болели в среднем в 10 раз меньше сверстников. Где же истоки этих ошеломляющих явлений? Об этом наш корреспондент беседует с Борисом Никитиным.

Борис Павлович, в ходу термин "никитинская педагогика". Что это такое?

В нашей стране такого термина нет. Мы даже немножко возражаем против него сами, так как считаем, что мы только открыли направления, в которых надо двигаться. Мы чуть-чуть продвинулись в этом русле и увидели столько нового и неожиданного, столько перспектив, что теперь лишь убедились в верности нашего выбора. Самое главное, конечно, это раннее развитие. Задумайтесь, природа "почему-то" новорожденному в самые первые дни лает возможность очень быстро наращивать мозг. Почему ничто не растет у ребенка так стремительно, как мозг в самые первые дни, месяцы и годы? Видимо, природа распорядилась так не случайно, но люди совершенно этого не учитывают. Первые семь лет, пока ребенок дома, его кормят, поят, ухаживают за ним, гулять его водят и только после этого начинают учить уму-разуму. Раньше-то и грамоте учили после 13-14 лет. У ребенка прорезываются усики - хватит, набегалось дитя, пора учить грамоте. Кстати, Митрофанушка, над которым смеется столько поколений, на самом деле совершенно нормальный ребенок, но его очень поздно начали учить. Мы увидели, что раннее детство таит невероятно много возможностей, что оказалось весьма важным и для самой теории педагогики.

Профессор Массачусетсского университета США Лорен Грэхем называет вас "основателем движения за раскрытие потенциальных возможностей человека" и отмечает, что ваши последователи - это, как правило, представители технической интеллигенции. Чем вы можете объяснить такой удивительный феномен?

Мне нравится, что они наиболее точно назвали суть - раскрытие потенциальных возможностей человека. Действительно, возможности человека невероятны. В Японии я услышал подтверждение своим наблюдениям: человек пользуется возможностями своего мозга только на 3-4, самое большое 5 процентов - все остальное в резерве. А то, что этим увлеклись представители точных наук, техники, мне кажется естественным. Я сам по образованию инженер-механик, окончил академию Жуковского. Меня когда-то обвиняли и в том, что я внес технологическую, техническую струю о педагогику, чего, по принятым канонам, делать было нельзя. А я считаю это своим преимуществом: люди точных наук умеют исследовать реальность точно, то есть и с количественной стороны, и с качественной.

Дело не только в накоплении материала или пересмотре взглядов, а в том, что открываются все новые и новые перспективы. Я долго занимался школой, в 50-х годах мечтал повторить школу Макаренко. Тогда нам это не удалось. Но думы о школе и непрерывные заботы привели к тому, что вызрел материал, который я назвал "Школа вчера и завтра". Мне кажется, он будет интересен всякому думающему о школе и школьной педагогике человеку. Есть еще одна книга, требующая доработки. Она будет называться "Теория и практика развития творческих способностей". B ее основу положена так называемая гипотеза творческих
способностей.

Вами накоплен опыт раннего воспитания и развития детей в семье. Достаточно ли этого опыта, чтобы наполнить никитинским содержанием целое учебное заведение?

Именно как представители семейной педагогики мы известны в нашей стране. На самом деле мы вышли далеко за пределы "семейного". иначе ни Япония, ни Германия, ни Голландия - передовые страны мира - не взялись бы за это так серьезно. Наши наработки позволили сделать качественный скачок в педагогической науке. До сих пор в ней почти не было разделов, посвященных развитию способностей ребенка, а есть целые курсы педагогики где вообще нет глав о способностях ребенка. Я же считаю, что педагогика и психология должны объединиться, ибо разделение их чисто искусственно и препятствует развитию. Мне пришлось и той, и другой наукой вплотную заниматься, и я считаю, их нужно соединить, включив сюда и педологию.

Многие родители, педагоги абсолютизируют роль знаний. Ребенок представляется чем-то вроде сундука, в который надо впихнуть как можно больше знаний. В то же время английский философ прошлого столетия Герберт Спенсер высказал мысль, что величайшей ценностью, целью образования является "не знание, а действия". Что вы думаете о Цели образования?

Правота Спенсера очевидна: знания, которые не ведут к действию, это пустые знания, а реальные знания и начинаются с действия. Об этом я пытался сказать в книге "Школа вчера и завтра". Есть такая школа ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Ее последователи получили такие показатели: если ребенок делает, он запоминает на 90 процентов, если только видит - на 50, если только слышит - на 10. To есть услышанный урок, рассказанный - это самое малоэффективное средство развить, просветить, научить ребенка.

Я не встречала в ваших книгах слова "дисциплина" и производных от него, наверное, потому, что ваши книги пронизаны идеями сотрудничества взрослого и ребенка?

Конечно, проще потребовать от ребенка послушания и исполнения воли взрослого, чем вникать в его проблемы. Дисциплина снимает с подчиненного необходимость самому думать, самому решать, самому взвешивать, самому мыслить. Она обязывает только исполнять приказ. Это удобно и для того, кто его отдаст, и для того, кто его исполняет. Потому мы и пришли к такому падению морально-интеллектуального уровня, что стремились насадить эту "нерассуждающую" дисциплину. А насаждалась она страшными способами. Поэтому я считаю: там, где добиваются послушания ребенка, там добиваются того, что он сам не будет мыслить, сам не будет взвешивать, сам не будет понимать, сам не будет рассуждать.

Если бы сегодня вам представилась немыслимая, волшебная возможность что-то в прошлом изменить, сделать по-другому, поправить, что бы вы сделали?

Я начал бы создавать школу не в девяносто втором году, а в пятьдесят восьмом. Сколькими силами и возможностями я располагал для этой работы! А сейчас мне приходится рассчитывать на помощников, их силы, творческие возможности, талант.

Прочитав комедию Фонвизина «Недоросль», познакомившись с ее героями, лишний раз убеждаешься в том, какое огромное влияние оказывает общество, семья на воспитание человека, на формирование его характера, развитие интересов, его манеры поведения, речи.
Яркий пример тому – главный герой комедии Митрофанушка.
Единственный ребенок в семье, любимец матери, он вырос абсолютным невеждой, лодырем, бездельником, обжорой, озорником, эгоистом. Безграничная любовь матери, граничащая со вседозволенностью, сделала из обожаемого сына человека очень глупого, невежественного, ограниченного и самодовольного.
Причина его необразованности, невоспитанноти кроется в тех людях, среди которых он рос.
Митрофанушкина мать – госпожа Простакова – женщина необразованная, грубая, властная и в то же время нежно любящая мать. Ее отношение к сыну вызывает умиление. Конечно, госпожа Простакова понимает, что в новых условиях ее сыну нужно учиться, и она нанимает учителей.
Один из них недоучившийся семинарист Кутейкин, другой – отставной солдат Цыфиркин. Они знают немного. Их попытки научить Митрофана хотя бы этому немногому не имеют никакого положительного результата. Все их усилия безуспешны. А все потому, что главным воспитателем, не признающим никаких авторитетов, была и остается саамам Простакова со своей «твердой логикой» и такой же твердой моралью: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке(арифметике)». Ее невежество сыграло злую шутку: честным учителям (Кутейкину и Цыфиркину) она решительно предпочла бывшего кучера немца Вральмана за то, что «он дитя не неволит». Мало того, что сам не учит, но и других учить не дает.
Господин Простаков и дядя Скотинин также не могли положительно повлиять на Митрофана, так как сами не были людьми добродеятельными. Один безвольный, слово не может сказать без приказа жены, другой помешан на свиньях, которые для него дороже всех на свете. Оба абсолютно невежественные и безграмотные.
Вот такие люди и окружают нашего Митрофана.
Он сын своей матери: невежественный, бессердечный, не уважающий и не любящий никого. В конце комедии мать пытается найти опору в сыне в трудной ситуации, а он хладнокровно дает понять, чтобы она оставила его в покое. Что посеешь – то и пожнешь!
Откуда же взяться доброте и сочувствию у Митрофана, если он даже не знает, что это такое.
Все его окружение антидобродеятельно, и он их персонаж.

    Комедия Фонвизина \"Недоросль\" - первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Автор изобличает в ней пороки современного ему общества. Героями комедии являются представители разных социальных слоев: государственные...

    Смелым властелином сатиры и другом свободы называл Пушкин одного из самых замечательных деятелей русской культуры, драматурга XVIII века, автора бессмертной комедии “Недоросль” Дениса Ивановича Фонвизина. Фонвизин - представитель передовых, стоящих на...

    Богатое идейно-тематическое содержание комедии «Недоросль» воплощено в мастерски разработанную художественную форму. Фонвизин сумел создать стройный план комедии, искусно переплетая картины бытовой жизни с раскрытием взглядов героев. С большой тщательностью...

    Давно уже имя Митрофанушки и само слово «недоросль» стали, нарицательными и вызывают ироническую улыбку при их упоминании. Великий мастер сатиры Д. И. Фонвизин смог создать по-настоящему яркий и живой образ молодого болвана, вступающего в жизнь. Именно...

    В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию. Классицизм - одно из течений, в рамках...

Сочинение Кузнецовой Инги «Почему Митрофанушка стал недорослем»

Почему Митрофанушка стал недорослем

Я прочитала комедию Д.И.Фонвизина «Недоросль». Она, написанная в 1781 году, и по сей день остается непревзойденным шедевром русской драматургии XVIII века. В комедии четко описывается, к чему приводит лень и чрезвычайная любовь родителей. В комедии недорослем является Митрофан, взрослый юноша, который во всем слушается свою мать.
Митрофан – безграмотный, невоспитанный юноша, любящий вкусно покушать. В семье Простаковых главной является Госпожа Простакова, властная, необразованная, чрезвычайно льстивая женщина. Она считает, что люди должны уважать ее за то, что она дворянка, и ей совсем необязательно быть образованным человеком. Отец Митрофана – робкий, покорный, необразованный человек. Для него как сказала жена, так и должно быть.
Условия воспитания Митрофана были очень хорошие. Он жил в богатой семье, родители в нем души не чаяли, все разрешали, кормили на убой, от чего ему иногда становилось дурно. Учителя занимались с ним персонально, приходили на дом, но от этого было немного толку, так как к своим шестнадцати годам Митрофан знал только существительное и прилагательное.
Кутейкин и Цыфиркин не были учителями по профессии и, скорее всего, просто не могли правильно преподнести знания Митрофану. Второй причиной был Вральман – большой подлиза, вечно срывавший занятия Кутейкина и Цыфиркина. Как только начинался урок, откуда-то неожиданно появлялся Вральман, размахивающий руками и кричащий: «Ай, ай, ай! Уморить хотят ребенка! Матушка ты моя!» На что Простакова заканчивала урок и распускала учителей. Общество не меньше виновато в безграмотности населения, в том, что не могло заинтересовать людей учебой и не могло проявить большего внимания таким, как Митрофанушка. Поэтому-то у них нет закалки, они не готовы к жизни в обществе. Скорее всего, он просто повторит жизнь своего отца, но это не факт; не все женщины терпимы и выносливы, и никакой женщине не нужен муж, который ничего не умет делать. Кто же виноват в том, что таких людей, как Митрофан становится все больше? Воспитание, родители, общество, вырастившее таких людей. И, конечно, сам человек. Если он не хочет учиться, его никто не заставит.

От администрации сайта

Еще дальше пошел Митрофан. Он льстит матери, понимая, что она настоящая хозяйка в доме. Поэтому жалеет ее, ведь она устала, колотя батюшку. Простакова же настолько слепо любит своего сына, что не видит, в кого он превращается. Она считает, что его счастье могут составить только богатство и праздность, поэтому и старается женить Митрофана на Софье, узнав, что она богатая наследница.

Простакова думает, что ее сын очень умен, и он сможет многого добиться в своей жизни, однако она забывает мудрые слова народа: "Что посеешь, то и пожнешь". Но как она могла знать народную мудрость, ведь для нее народ был хуже скотины. Даже прослужившая в ее доме верой и правдой всю жизнь Еремеевна, ничего не заслужила, помимо зуботычин.

Когда к Митрофану приходят учителя, он недовольно ворчит, Цыфиркина он обзывает "гарнизонной крысой", а после неудачного похищения Софьи Митрофан собирается выпороть слуг.

Таким образом, Простакова своего сына воспитала так, как могла, по своему подобию. Что из этого получилось? Ничего путного. В самый сложный момент ее жизни, когда ей нужна была поддержка сына, Простакова бросается к нему в отчаянии, но встречает черствый и грубый ответ: "Да отвяжись, матушка, как навязалась!" В этом проявляется "злонравие" Митрофана как следствие воспитания на примере дурных качеств родителей.

Митрофанушка является недорослем в первую очередь не по возрасту, а потому, что он полнейший невежда, который не имеет абсолютно никаких знаний ни в арифметике, ни в географии, он даже неспособен отличить прилагательное от существительного. Митрофан к тому же – недоросль в моральном плане, поскольку его не научили уважать достоинство окружающих его людей. Недоросль он и в гражданском смысле, ведь он не понимает своих прямых обязанностей перед государством. Скотининым-Простаковым вообще чуждо гражданское чувство, они даже не приемлют мысли о том, что могут "быть полезны своим согражданам".

Митрофан не стремится ни к учению, ни к государственной службе, его устраивает положение "недоросля". Его настроение полностью разделяет его мать. Она рада тому, что ее сын числится в недорослях, можно его понежить, он еще натерпится, когда «лет через десяток» выйдет на службу.

Таких Митрофанов много. Об этом даже Вральман сказал: "…таких на сфете миллионы". По словам Стародума, это «несчастные следствия дурного воспитания».

Мы живем в другое время, но и сегодня, как во времена Фонвизина, человек воспитывается в семье. Вместе с генами дети воспринимают от родителей привычки, идеалы, образ мыслей и жизни. Причем, абсолютно истинна оказывается поговорка: яблоко от яблони недалеко падает.