Презентация на тему русские меценаты кто они. Самые щедрые благотворители и меценаты. Михаил Прохоров, владелец группы «Онэксим»

29 октября - «Вести. Экономика». Многие богатые люди занимаются не только инвестициями и умножением своего состояния, но также отдают часть своего состояния на благотворительность.

Богатые люди не только жертвуют деньги на борьбу с голодом или на повышение качества обучения бедных слоев населения.

Очень часто богатые люди являются горячими поклонниками искусства. Они коллекционируют редкие произведения искусства, финансируют театры и балеты или художественные выставки.

Таких людей называют меценатами.

Меценат - человек, который на безвозмездной основе помогает развитию науки и искусства, оказывает им материальную помощь из личных средств.

Нарицательное название «меценат» происходит от имени римлянина Гая Цильния Мецената, который был покровителем искусств при императоре Октавиане Августе.

В нашей стране меценатство переживало как периоды подъема, так и периоды упадка.

Однако история сохранила имена многих замечательных людей, благодаря которым было сделано много полезного как для искусства и культуры, так и для общества.

Меценаты основывали заводы, строили железные дороги, открывали школы, больницы, приюты.

Павел Михайлович Третьяков - российский предприниматель, меценат, коллекционер произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи. Почётный гражданин Москвы.

В 1850-х годах Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства, которую практически с самого начала он намеревался передать городу.

Считается, что первые картины он приобрёл в 1856 году, - это были работы «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» (1853) В. Г. Худякова.

Затем коллекция пополнилась картинами И. П. Трутнева, А. К. Саврасова, К. А. Трутовского, Ф. А. Бруни, Л. Ф. Лагорио и других мастеров. Уже в 1860 году меценат составил завещание, в котором говорилось: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».

В 1874 году Третьяков построил для собранной коллекции здание - галерею, которая в 1881 году была открыта для всеобщего посещения.

31 августа 1892 года Павел Михайлович написал заявление в Московскую городскую думу о своём решении передать всю свою коллекцию и собрание покойного брата Сергея Михайловича вместе со зданием галереи - городу.

Год спустя это заведение получило название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Павел Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи и получил звание Почётного гражданина Москвы. Савва Мамонтов (1841–1918)

Савва Иванович Мамонтов - русский предприниматель и меценат. Представитель купеческой династии Мамонтовых.

Савва Мамонтов вошёл в историю русского искусства как меценат и покровитель художников и артистов.

Мамонтов основал Московскую частную русскую оперу. При его активной поддержке широкая зрительская аудитория смогла познакомиться с исполнительским мастерством Фёдора Шаляпина , который был солистом этого театра во второй половине 1890-х годов.

В конце 1900 года Мамонтов поселился в доме неподалёку от Бутырской тюрьмы, при гончарной мастерской, перевезённой из Абрамцева.

Весной 1902 года особняк на Садовой-Спасской улице, стоявший опечатанным после ареста предпринимателя, был выставлен на торги вместе с художественной коллекцией хозяина.

Некоторые произведения попали в Третьяковскую галерею, другие были приобретены Русским музеем. Значительную часть собственного архива Мамонтов завещал создателю театрального музея Алексею Бахрушину. Савва Морозов (1862–1905)

Савва Тимофеевич Морозов - русский предприниматель, меценат и благотворитель, мануфактур-советник.

Он оказал большую помощь Московскому художественному театру: в 1898 году вошёл в состав Товарищества для учреждения в Москве Общедоступного театра, регулярно вносил пожертвования на строительство и развитие МХТ, заведовал его финансовой частью (1901-1904), был инициатором и председателем правления паевого товарищества по эксплуатации МХТ (1901) и строительства нового театрального здания в Камергерском переулке.

Морозов был связан также с революционным движением. Финансировал издание социал-демократической газеты «Искра», на его средства учреждены первые большевистские легальные газеты «Новая жизнь» и «Борьба».

Морозов нелегально провозил на свою фабрику запрещённую литературу и типографские шрифты, в 1905 году прятал от полиции одного из лидеров большевиков Н. Э. Баумана. Дружил с Максимом Горьким, был близко знаком с Леонидом Борисовичем Красиным . Алексей Бахрушин (1865–1929)

Фото:Культура.РФ Бахрушин Алексей Александрович - русский купец, потомственный почётный гражданин, мануфактур-советник, меценат, собиратель театральной старины, создатель частного литературно-театрального музея.

Коллекционировать он начал под влиянием двоюродного брата, страстного собирателя Алексея Петровича Бахрушина.

«Коллекционерские интересы лиц, бывавших у Алексея Петровича, передались и ему - он захотел обязательно собирать, что, почему, как - безразлично, но собирать - изучать и создать себе серьёзный интерес в жизни», - писал позднее его сын Юрий Алексеевич Бахрушин.

Первоначально Алексей Александрович собирал «восточные редкости» и реликвии эпохи Наполеона.

Однажды в компании молодежи двоюродный брат Алексея Александровича С. В. Куприянов хвастался собранными им разного рода театральными реликвиями - афишами, фотографиями, сувенирами, купленными у антикваров. Этот случай привёл Алексея Бахрушина к главному делу его собирательской деятельности.

30 мая 1894 года владелец впервые показал своё театральное собрание ближайшим друзьям, а 29 октября того же года представил его для обозрения театральной общественности Москвы. С этого дня и началась биография первого московского литературно-театрального музея.

В поисках экспонатов Алексей Александрович Бахрушин не раз совершал длительные путешествия по России, из которых привозил не только театральные раритеты, но и произведения народного искусства, мебель, старинные русские костюмы.

Бывая за границей, Алексей Александрович непременно обходил антикварные магазины. В начале XX в. он трижды предпринимал специальные поездки для пополнения разделов по истории западноевропейского театра.

Из-за границы он привез личные вещи французской актрисы Марс, коллекцию масок итальянского театра комедии, многие редчайшие музыкальные инструменты.

Свой музей Алексей Александрович Бахрушин называл литературно-театральным. В обширном и многообразном его собрании выделялись три раздела - литературный, драматический и музыкальный. Мария Тенишева (1858–1928)

Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева - русская дворянка, общественная деятельница, художница-эмальер, педагог, меценатка и коллекционер.

Основательница художественной студии в Петербурге, Рисовальной школы и Музея русской старины в Смоленске, ремесленного училища в Бежице, а также художественно-промышленных мастерских в собственном имении Талашкино.

Истинной страстью М. К. Тенишевой была русская старина. Собранная ею коллекция предметов русской старины была выставлена в Париже и произвела неизгладимое впечатление.

Именно эта коллекция стала основой музея «Русская старина» в Смоленске (ныне в собрании Смоленского музея изобразительных и прикладных искусств им. С. Т. Конёнкова).

В 1911 году Тенишева передала в дар Смоленску первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина». Тогда же удостоена звания почетной гражданки города Смоленска.

Тенишева собирала акварели и была знакома с художниками Васнецовым, Врубелем, Рерихом, Малютиным, Бенуа, скульптором Трубецким и многими другими деятелями искусства.

Ею была организована студия для подготовки молодых людей к высшему художественному образованию в Петербурге (1894-1904), где преподавал Репин. Параллельно была открыта начальная рисовальная школа в Смоленске 1896-1899 гг.

Во время пребывания в Париже Тенишева училась в Академии Жюлиана, серьёзно занималась живописью, коллекционированием. Коллекция акварелей русских мастеров была передана Тенишевой в дар Государственному Русскому музею.

Мария Клавдиевна субсидировала (совместно с С. И. Мамонтовым) издание журнала «Мир искусства», материально поддерживала творческую деятельность А. Н. Бенуа, С. П. Дягилева и других выдающихся фигур «Серебряного века». Дмитрий Голицын (1721-1793)

Князь Дмитрий Михайлович Голицын - русский дипломат, на протяжении 32 лет представлявший интересы Екатерины II при дворе Габсбургов в Вене. Учредитель московской Голицынской больницы, названной его именем. Владелец и устроитель имения Галлицинберг.

Покровительство Марии-Терезии и Иосифа II способствовало установлению широких связей князя с австрийскими любителями искусства, с художниками и антикварами.

Деятельный интерес к искусствам, широкая благотворительность были отмечены Академией художеств в Венеции (1781) и Академиями рисунка (1766) и художеств в Вене (1791), почётным членом которых был избран Голицын.

Одним из первых среди русских он увлёкся собиранием полотен старых мастеров: Рафаэля, Андреа дель Сарто, Тициана, Корреджо, Пармиджанино, Караваджо, Джулио Романо , Рубенса, ван Дейка и др.

Зимой 1782 на всех концертах в его доме играл Моцарт, который отмечал обходительность князя, предоставлявшего в его распоряжение свой экипаж.

Так как детей Голицын не имел, по завещанию его душеприказчиками назначались двоюродные братья: Александр Михайлович и Михаил Михайлович Голицыны, которые и должны были исполнить его волю - учредить в Москве больницу.

На её строительство и содержание среди прочего он назначил «920 600 рублей и свою картинную галерею со многими домашними вещами».

Больница, открытая в 1802 году по прецеденту Куракинской богадельни, основанной дедом Д. М. Голицына, до 1917 года содержалась на средства князей Голицыных. Ныне это исторический Голицынский корпус 1-й городской клинической больницы. Петр Щукин (1857-1912)

Пётр Иванович Щукин - русский коллекционер, создатель Щукинского музея.

С начала 1890-х годов его захватило коллекционирование памятников отечественной истории. Щукин приобретал старинные предметы не только на ярмарках в Нижнем Новгороде, Киеве и других городах России, но и у антикваров Европы, о чём свидетельствует его переписка.

В 1891 году, после смерти отца, он решил переехать в собственный дом и приобрёл участок площадью около 1 гектара по Малой Грузинской улице, где планировал разместить своё разросшееся собрание.

Для проектирования музейного здания он пригласил архитектора Б. В. Фрейденберга. В музей «Российских древностей», постройка которого была начата в мае 1892 года, а окончена в сентябре 1893, вошли собранные Щукиным старинные гравюры, предметы персидского и японского искусства, а также русской старины.

В начале XX века большое распространение получили выставки-продажи предметов из частных коллекций, на которых Щукиным были приобретены как целые собрания - Г. А. Брокара, Г. Д. Филимонова, В. Г. Сапожникова, М. И. Тюлина, А. В. Комарова, - так и отдельные предметы из коллекций кн. В. А. Долгорукова, кн. Л. С. Голицына, А. А. Мартынова, П. О. Карелина, К. С. Мазырина.

В 1905 году Щукин подарил свою богатую коллекцию Российскому Историческому музею в Москве. После оформления дарственной, 20 мая 1905 года, коллекция Петра Щукина из более чем 300 тысяч предметов стала называться «Отделение имп. Российского исторического музея им. имп. Александра III - Музей П. И. Щукина».

За этот дар П. И. Щукин был удостоен звания действительного статского советника. До конца жизни он оставался попечителем своего музея, продолжая содержать его и пополнять коллекции.

«Сноб» подсчитал, сколько современные благотворители тратят на развитие культуры в нашей стране

1,2 млрд руб.

1285,6 млрд руб.

Куда: Усманов активно вкладывает деньги в огромное количество культурных проектов. За его счет существует платформа АРТ-ОКНО, установлены памятники академику Пилюгину, Александру Твардовскому, Майе Плисецкой, Ле Корбюзье. Среди грантополучателей фонда: Музей современного искусства «Гараж», Московский Мультимедиа арт музей, Государственный музей-заповедник «Петергоф», Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», Государственный академический ансамбль народного танца имени И. Моисеева и Продюсерский центр Андрея Кончаловского

2. Александр Мамут, член управляющего комитета Rambler Group; Сергей Адоньев, основатель телекоммуникационной компании «Скартел», работающей под торговой маркой Yota


Александр Мамут Фото: Nikolay Zverkov/Wikipedia

Фонд: частные инвестиции

Средняя сумма пожертвований на культуру в год: 630 млн руб.

Состояние по данным Forbes на 2019 год: Мамут — 159,9 млрд руб., Адоньев — 44,7 млрд руб.

Куда: Бизнесмены основали Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» . Институт активно занимается образовательно-просветительской деятельностью.

3. Владимир Потанин, президент холдинга «Интеррос»


Владимир Потанин Фото: Президент России

Средняя сумма пожертвований на культуру в год: 579 млн руб.

Состояние по данным Forbes на 2019 год: 1 157,6 млрд руб.

Куда: Потанин активно занимается развитием музейной сферы и поддержкой Эрмитажа. Фондом передано более 250 произведений советских и российских современных художников в дар французскому Государственному музею современного искусства (Musée National d’Art Moderne). Подарки от фонда есть не только в Эрмитаже, но и в Третьяковской галерее, Центре Помпиду.

4. Михаил Прохоров, владелец группы «Онэксим»


Михаил Прохоров Фото: Alexander Savin/Wikipedia

Средняя сумма пожертвований на культуру в год: 320 млн руб.

Состояние по данным Forbes на 2019 год: 626,8 млрд руб.

Куда: Фонд работает только с культурными проектами, руководит им Ирина Прохорова. На счету фонда: поэтическая премия «Московский счет », фестиваль современной фотографии КОСМОСТ , Образовательный центр ММОМА , программа поддержки переводов русской литературы TRANSCRIPT , Красноярская ярмарка книжной культуры, литературная премия «НОС», фестиваль «Новый европейский театр» (NЕТ)


Олег Дерипаска Фото: World Economic Forum

Средняя сумма пожертвований на культуру в год: 480 млн руб.

Состояние по данным Forbes на 2019 год: 230,2 млрд руб.

Куда: Фонд «Вольное дело» поддерживает школу-студию МХАТ, Государственный академический Кубанский казачий хор, Государственный академический Большой театр. Примечательно, что фонд не делит проекты на образовательные и культурные, а работает на стыке между дисциплинами: цикл лекций о науке и литературе, фестиваль робототехники, Иркутский книжный фестиваль — вот краткий перечень сегодняшних проектов.


Геннадий Тимченко (слева) и Аркадий Ротенберг Фото: Пресс-служба Президента России

Средняя сумма пожертвований на культуру в год: 249 млн руб.

Состояние по данным Forbes на 2019 год: 1285,6 млрд руб.

Куда: Фонд занимается поддержкой гастролей театров малых городов фестиваля «Золотая Маска». Также фонд — партнер Академии кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова и музыкального фестиваля «Площадь искусств».


Виктор Вексельберг Фото: Jürg Vollmer/Maiakinfo/Wikipedia

Средняя сумма пожертвований на культуру в год: 172,5 млн руб.

Состояние по данным Forbes на 2019 год: 735,5 млрд руб.

Куда: Вексельберг распределил гранты между двумя фондами. «Ренова» спонсирует Северный культурный форум, женский хор Колледжа искусств Республики Коми, поддерживала гастроли Большого театра в Нью-Йорке, организовывала выставки Энди Уорхола в Еврейском музее. Фонд «Связь времен», в первую очередь, занимается возвращением в Россию утраченных произведений искусства, Музеем Фаберже, а также выставками и другими музейными проектами.

8. Жертвователи российских краудфандинговых платформ

Средняя сумма пожертвований на культуру в год: 80 млн руб.

Состояние по данным Forbes на 2019 год: не входит в список Forbes

Куда: Фонд Баженовой выбрал в качестве главного направления своей деятельности организацию монографических выставок-исследований в сотрудничестве с музеями, культурными фондами и частными коллекционерами. Наиболее известной стала выставка «Позади Москва. Московский городской пейзаж», проведенная в рамках 7-й Московской биеннале современного искусства. Собственная коллекция живописи фонда очень разнообразна: представлены как привычные зрителю Репин и Кончаловский, так и знакомые ценителям Вейсберг и Разгулин. Также IN ARTIBUS выступает партнером крупнейших российских музеев: Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи. Среди значимых культурных проектов фонда — издание газеты о культуре The Art Newspaper.

10. Стелла Кесаева, общественный деятель, коллекционер. Игорь Кесаев, президент группы компаний «Меркурий»


Стелла Кесаева Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Средняя сумма пожертвований на культуру в год: 54,4 млн руб. (цифра приблизительная)

Состояние по данным Forbes на 2019 год: Игорь Кесаев — 204,7 млрд руб.

Куда: Супруги занимаются популяризацией в России и за рубежом творчества современных российских художников, организацией и проведением масштабных выставок. Фонд Stella Art Foundation в 2011-2015 годах отвечал за организацию и проведение выставок на Венецианской биеннале. В этом году фонд вместе с ГМИИ им. Пушкина собирает совместную выставку в рамках параллельной программы. Она посвящена 500-летию Якопо Тинторетто .

11. Михаил Абрамов, предприниматель, владелец компании «Плаза девелопмент»


Михаил Абрамов

Фонд: ООО «Бонорг», основатель Музея русской иконы

Средняя сумма пожертвований на культуру в год: 44,9 млн руб.

Состояние по данным Forbes на 2019 год: не входит в список Forbes

Куда: Музей русской иконы — первый в Москве и второй в России частный музей русской иконы. Бизнесмен принимает активное участие в многочисленных благотворительных проектах, направленных на возрождение и сохранение культурного наследия России. Музей организовывает тематические конференции и гастроли коллекции музея по русскому зарубежью. Также на средства Михаила Абрамова в Берлине открыт монумент пастору Мартину Нимёллеру.

12. Владимир Смирнов, генеральный директор ООО «Северо-Запад Инвест». Константин Сорокин, совладелец «Новатэка»


Владимир Смирнов Фото: Валерий Левитин/РИА Новости

Средняя сумма пожертвований на культуру в год: 12 млн руб.

Состояние по данным Forbes на 2019 год: не входит в список Forbes

Куда: Фонд имени двух бизнесменов о себе пишет так: «Создает условия для свободного творчества художников, реализации их творческих идей, активно участвует в российской и западной художественной жизни». На практике это означает, что фонд предоставляет художникам резиденции-мастерские в Москве, активно продвигает на рынке и поддерживает молодых художников: выставка Владимира Карташова «Распознавание паттернов», выставка «Оргия вещей», выставка «Мишень» — последние проекты фонда.

13. Шалва Бреус, бизнесмен, издатель, председатель совета директоров «Ост Вест Групп», председатель совета директоров ЦБК «Волга»


Шалва Бреус Фото: Борис Захаров

Средняя сумма пожертвований на культуру в год: 3,8 млн руб. (ежегодный призовой фонд премии)

Состояние по данным Forbes на 2019 года: не входит в список Forbes

Куда: В 2007 году Шалвой Бреусом была создана «Премия Кандинского» — независимая российская премия в области современного искусства. Кроме того, BREUS Foundation планирует открытие Музея современного российского искусства в здании кинотеатра «Ударник».

14. Юрий Розум, пианист, народный артист России, президент Международного благотворительного фонда Юрия Розума


Юрий Розум Фото: Facebook

Средняя сумма пожертвований на культуру в год: 0,9 млн руб.

Состояние по данным Forbes на 2019 год: не входит в список Forbes

Куда: Фонд занимается организацией и проведением культурных программ (концерты, фестивали, художественные выставки, музыкальные конкурсы, образовательные проекты, конференции, лекции, семинары, мастер-классы), выделяет гранты и стипендии на развитие талантов молодых музыкантов. Примечательный факт заключается в том, что жертвователями и попечителями фонда являются и другие участники рейтинга меценатов «Сноба» (а также члены клуба «Сноб»): Леонард Блаватник, Павел Теплухин, Георгий Абдушелашвили и другие.

Достойны упоминания (данные о точных тратах на культуру отсутствуют)

Рейтинг «Сноба» был бы неполным, если бы в нем не были указаны крупнейшие меценаты России, которые, увы, предпочли не называть суммы, которые они тратят на поддержку культурных проектов. Это, однако, не умаляет их заслуг. Список приводится в алфавитном порядке.

1. Роман Абрамович, предприниматель


Роман Абрамович

Состояние по данным Forbes на 2019 год: 793,1 млрд руб.

Что за проекты: Абрамович — член попечительского совета московского Еврейского музея и центра толерантности, сооснователь Музея современного искусства «Гараж» и проекта «Новая Голландия: культурная урбанизация». Он участвует и активно помогает с гастролями выставок именитых и начинающих художников со всего мира в Москву, поддерживает российских и иностранных артистов на международных выставках и фестивалях искусств, запускает циклы образовательных программ по современной культуре, искусству и пограничным областям промышленного дизайна, архитектуры, моды и фотографии.

2. Петр Авен, предприниматель, коллекционер, председатель совета директоров банковской группы «Альфа-банк»


Петр Авен Фото: Кирилл Зыков/Агентство Москва

Состояние по данным Forbes на 2019 год: не входит в список Forbes

Что за проекты: Aksenov Family Foundation — официальный оператор Российского общества друзей Зальцбургского фестиваля, в деятельность которого входит организация выставок, поддержка издательств, проекты в сфере музыки и театра.

4. Алексей Ананьев, предприниматель, бывший председатель совета директоров «Техносерва»


Алексей Ананьев Фото: Андрей Любимов/Агентство Москва

Состояние по данным Forbes на 2019 год: 44,7 млрд руб.

Что за проекты: Бизнесмен постоянно пополняет коллекцию музейно-выставочного комплекса. Искусствоведы комплекса проводят и индивидуальные, и групповые экскурсии, причем как на русском, так и на английском языке. Для будущих художников разработаны специальные программы, включающие не только осмотр экспонатов, но и экскурс в историю создания каждой картины и биографию ее автора.

5. Леонард Блаватник, совладелец Warner Media Group и российских компаний «Амедиа» и «СТС Медиа»


Леонард Блаватник Фото: Личный архив

Состояние по данным Forbes на 2019 год: 31,9 млрд руб.

Что за проекты: Фонд Блаватника поддерживает 180 проектов и институтов, связанных с искусством и культурой, например, активно сотрудничает с Еврейским музеем, совместно с которым проводилась выставка «Энди Уорхол: Десять знаменитых евреев ХХ века». Также бизнесмен — основатель эндаумент-фонда Еврейского музея.

6. Владимир Евтушенков, предприниматель, председатель совета директоров АФК «Система»


Владимир Евтушенков Фото: Dyor/Wikipedia

Состояние по данным Forbes на 2019 год: 97,8 млрд руб.

Что за проекты: Фонд поддерживает Русский музей, проводит Всероссийскую акцию «Культурный выходной», осуществляет грантовую поддержку проектов РГО.

7. Дмитрий Зимин, предприниматель, основатель компании «Вымпел-Коммуникации», Борис Зимин, предприниматель, председатель попечительского совета фонда Zimin Foundation


Дмитрий и Борис Зимины Фото: The Zimin Foundation

Состояние по данным Forbes на 2019 год: не входит в список Forbes

Что за проекты: Благодаря финансированию фонда проходит литературная премия «Просветитель», поддерживающая русскоязычных ученых и научных журналистов. Также у Zimin Foundation есть специальные проекты в области культуры, один из самых успешных — «Московское время», коллекция фотографий старой и современной Москвы, демонстрирующая изменения, произошедшие в Москве за последние полтора века.

8. Борис Минц, предприниматель, владелец «O1 Group», общественный деятель


Борис Минц Фото: Wikipedia

Состояние по данным Forbes на 2019 год: 83,1 млрд руб.

Что за проекты: Собрание Музея русского импрессионизма в Москве основано на частной коллекции Бориса Минца.

9. Наталия Опалева, меценат, член правления «Ланта-банка» и совладелец золотодобывающей компании GV Gold


Наталия Опалева Фото: Борис Захаров

Состояние по данным Forbes на 2019 год: 16,6 млрд руб.

Что за проекты: В Музее AZ посетителей знакомят с разными этапами жизни и творчества русского экспрессиониста Зверева; сменяющие друг друга выставки — законченный арт-проект с тщательно продуманной драматургией.

10. Маргарита Пушкина, искусствовед, коллекционер


Маргарита Пушкина Фото: Пресс-служба Сosmoscow

Состояние по данным Forbes на 2019 год: не входит в список Forbes

Что за проекты: Маргарита Пушкина придумала международную ярмарку современного искусства Cosmoscow, призванную объединить как российских, так и международных коллекционеров, галеристов и художников. В настоящее время является единственной международной арт-ярмаркой в России и странах СНГ.

11. Екатерина и Владимир Семенихины, владельцы строительной компании «Стройтэкс»

Владимир Семенихин Фото: Wikipedia

Состояние по данным Forbes на 2019 год: не входят в список Forbes

Что за проекты: Работа фонда идет по нескольким направлениям — выставочная и издательская деятельность, создание коллекции произведений современного искусства. Крупнейшим проектом фонда стала совместная работа с «Гаражом» и XL Projects — проект «Реконструкция» был посвящен московской художественной жизни 1990-х годов. Также реализуется издательская программа — выпускаются монографические альбомы и уникальные каталоги выставок.

12. Владимир Спиваков, дирижер, скрипач, педагог


Владимир Спиваков Фото: Александр Авилов/Агентство Москва

Состояние по данным Forbes на 2019 год: не входит в список Forbes

Что за проекты: Фонд помогает молодым талантливым музыкантам, танцорам, художникам, организовывая для них мастер-классы, концерты, туры и выставки. С 1994 года фонд является соорганизатором Международного музыкального фестиваля в городе Кольмар, Франция.

13. Софья Троценко, арт-продюсер, исполнительный директор Центра современного искусства «Винзавод». Роман Троценко, председатель совета директоров «Корпорации АЕОН»

Софья Троценко Фото: Юлия Людова/Wikipedia

Состояние по данным Forbes на 2019 год: 102,3 млрд руб.

Что за проекты: Софья Троценко много лет занимается развитием российского современного искусства. Проекты «Винзавода» охватывают все сферы культуры, поддерживают талантливых людей и знакомят аудиторию с новыми направлениями и форматами искусства.

14. Ася Филиппова, директор Центра творческих индустрий (ЦТИ) «Фабрика»


Ася Филиппова Фото: Facebook

Состояние по данным Forbes на 2019 год: не входит в список Forbes

Что за проекты: Программа «Фабричные мастерские» направлена на поддержку художников в возрасте от 35 до 50 лет: созданы резиденции для зарубежных художников, мастерская экспериментальной печати «Пиранези Lab».

15. Андрей Чеглаков, ученый-математик, предприниматель и коллекционер

Андрей Чеглаков Фото: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Меценатство… Слово не совсем привычное для нас. Все его слышали хотя бы раз в жизни, но правильно объяснить суть этого термина под силу далеко не каждому. И это печально, поскольку Россия всегда славилась тем, что благотворительность и меценатство составляли неотъемлемую часть ее давних традиций.

Что такое меценатство?

Если спросить любого встречного, что такое меценатство, мало кто сможет вот так, сходу, дать вразумительный ответ. Да, все слышали о состоятельных людях, оказывающих финансовую помощь музеям, детским детским спортивным организациям, начинающим художникам, музыкантам и поэтам. Но вся ли оказанная помощь является меценатством? Есть ведь еще благотворительность и спонсорство. Как отличить эти понятия друг от друга? Разобраться в этих непростых вопросах и поможет данная статья.

Меценатство - это материальная или иная другая безвозмездная поддержка физических лиц, оказываемая организациям, а также представителям культуры и искусства.

История возникновения термина

Своим происхождением слово обязано реальному историческому лицу. Гай Цильний Меценат - вот чье имя стало нарицательным. Знатный римский вельможа, соратник императора Октавиана, прославился тем, что оказывал помощь талантливым поэтам и писателям, преследуемым властью. Он спас от смерти автора бессмертной «Энеиды» Вергилия и многих других деятелей культуры, чьи жизни находились под угрозой по политическим мотивам.

Были в Риме и другие покровители искусства, кроме Гая Мецената. Почему же именно его имя стало нарицательным и превратилось в современный термин? Дело в том, что все остальные богатые благотворители отказались бы заступаться за опального поэта или художника из-за страха перед императором. Но Гай Меценат имел на Октавиана Августа очень сильное влияние, и не боялся идти против его воли и желания. Он спас Вергилия. Поэт поддерживал политических противников императора и из-за этого впал в немилость. И единственный, кто пришел ему на помощь, - Меценат. Поэтому имя остальных благодетелей затерялось в веках, а он навсегда остался в памяти тех, кому бескорыстно помогал всю жизнь.

История возникновения меценатства

Точную дату появления меценатства назвать невозможно. Неоспоримым является лишь тот факт, что потребность в оказании помощи представителям искусства со стороны наделенных властью и богатством людей была всегда. Причины оказания такой помощи были различными. Кто-то действительно любил искусство и искренне пытался помочь поэтам, художникам и музыкантам. Для других богачей это было или данью моде, или желанием показать себя щедрым дарителем и покровителем в глазах остального общества. Власть же старалась оказывать покровительство представителям искусства с целью держать их в подчинении.

Таким образом, появилось меценатство в период после возникновения государства. И в эпоху античности, и в Средние века поэты и художники находились в зависимом положении от представителей власти. Это было практически домашнее рабство. Сохранялось такое положение вплоть до распада феодального строя.

В период абсолютной монархии меценатство приобретает форму пенсий, наград, почетных званий, придворных должностей.

Благотворительность и меценатство - есть ли разница?

Существует некоторая путаница с терминологией и понятиями меценатства, благотворительности и спонсорства. Все они предполагают оказание помощи, но разница между ними все-таки довольно существенная, и проводить знак равенства будет ошибкой. Стоит подробнее рассмотреть вопрос терминологии. Из всех трех понятий наиболее отличаются друг от друга спонсорство и меценатство. Первый термин означает оказание помощи на определенных условиях, или вложение средств в какое-либо дело. Например, оказание поддержки художнику может осуществляться при условии создания портрета спонсора или упоминания его имени в СМИ. Проще говоря, спонсорство предполагает получение какой-либо выгоды. Меценатство - это бескорыстная и безвозмездная помощь искусству и культуре. Меценат не ставит во главу угла получение для себя дополнительной выгоды.

На очереди следующая тема - благотворительность. Она очень близка понятию меценатства, а разница между ними едва заметна. Это оказание помощи нуждающимся, и главным мотивом здесь выступает сострадание. Понятие благотворительности очень широко, и меценатство выступает в качестве ее специфического вида.

Почему люди занимаются меценатством?

Русские благотворители и меценаты всегда отличались от западных своим подходом к вопросу оказания помощи представителям искусства. Если говорить о России, то здесь меценатство - это материальная поддержка, которая оказывается из чувства сострадания, желания помочь без извлечения какой-либо выгоды для себя. На Западе же присутствовал момент извлечения пользы от благотворительности в виде снижения налогов или освобождения от них. Поэтому говорить здесь о полном бескорыстии невозможно.

Почему же с XVIII века российские меценаты все активнее начинают покровительствовать искусству и науке, строить библиотеки, музеи и театры?

Главной движущей силой здесь выступали следующие причины - высокая нравственность, мораль и религиозность меценатов. Общественное мнение активно поддерживало идеи сострадания и милосердия. Правильные традиции и религиозное воспитание привели к такому яркому явлению в истории России, как расцвет меценатства в конце XIX - начале XX веков.

Меценатство в России. История возникновения и отношение государства к такого рода деятельности

Благотворительность и меценатство в России имеют давние и глубокие традиции. Связывают их в первую очередь со временем появления в Киевской Руси христианства. В то время благотворительность существовала в качестве личной помощи нуждающимся. В первую очередь такой деятельностью занималась церковь, открывая странноприимные дома для престарелых, инвалидов и немощных, и больницы. Начало благотворительности положил князь Владимир, официально обязав заниматься церковь и монастыри общественным призрением.

Следующие правители России, искореняя профессиональное нищенство, вместе с тем продолжали заботиться об истинно нуждающихся. Продолжали строиться госпитали, богадельни, детские дома для незаконнорожденных и душевнобольных.

Благотворительность в России успешно развивалась благодаря женщинам. Особенно отличились в деле оказания помощи нуждающимся императрицы Екатерина I, Мария Федоровна и Елизавета Алексеевна.

История меценатства в России начинается с конца XVIII века, когда оно становится одной из форм благотворительности.

Первые русские меценаты

Первым меценатом в был граф Александр Сергеевич Строганов. Один из крупнейших землевладельцев страны, граф больше всего прославился как щедрый благотворитель и коллекционер. Очень много путешествуя, Строганов увлекся составлением коллекции картин, камней и монет. Много времени, средств и сил граф уделял развитию культуры и искусства, оказывал помощь и поддержку таким знаменитым поэтам, как Гавриил Державин и Иван Крылов.

До конца своей жизни граф Строганов состоял бессменным президентом Императорской Академии художеств. Одновременно он курировал Императорскую Публичную библиотеку и был ее директором. Именно по его инициативе началось строительство Казанского собора с привлечением не иностранных, а русских архитекторов.

Такие люди, как Строганов, открыли путь последующим меценатам, бескорыстно и искренне помогающим развитию культуры и искусства в России.

Знаменитая династия Демидовых, основоположников металлургического производства России, известна не только огромным вкладом в развитие промышленности страны, но и своей благотворительностью. Представители династии опекали Московский университет и основали стипендию для студентов из Ими было открыто первое коммерческое училище для купеческих детей. Постоянно помогали Демидовы Воспитательному дому. Одновременно они занимались собранием художественной коллекции. Она стала самой крупной в мире из частных собраний.

Еще один знаменитый покровитель и меценат XVIII века - граф Он был настоящим ценителем искусства, особенно театрального.

В свое время он был скандально знаменит женитьбой на собственной крепостной, актрисе домашнего театра Прасковье Жемчуговой. Она рано скончалась и завещала своему мужу не бросать дело благотворительности. Граф Шереметев выполнил ее просьбу. Часть капитала он потратил на помощь ремесленникам и бесприданницам-невестам. По его инициативе началось строительство Странноприимного дома в Москве. Также он вкладывал деньги в строительство театров и храмов.

Особый вклад купечества в развитие меценатства

Многие сейчас имеют совершенно неправильное мнение о русском купечестве XIX-XX веков. Оно сформировалось под влиянием советских фильмов и литературных произведений, в которых упомянутый слой общества выставлен был самым неприглядным образом. Все купцы поголовно выглядят малообразованными, сосредоточенными исключительно на получении прибыли любым путем людьми, при этом начисто лишенными сострадания и милосердия к ближним. Это в корне неверное представление. Конечно, исключения всегда есть и будут, но в большинстве своем купцы составляли самую образованную и информативную часть населения, не считая, конечно же, дворянства.

Но среди представителей знатных родов благодетелей и меценатов можно было пересчитать по пальцам. Благотворительность в России - целиком и полностью заслуга именно купеческого сословия.

Выше уже кратко упоминалось, по какой причине люди начинали заниматься меценатством. Для большинства купцов и фабрикантов благотворительность превратилась практически в образ жизни, стала неотъемлемой чертой характера. Здесь играл роль тот факт, что многие зажиточные купцы и банкиры являлись потомками старообрядцев, для которых характерно было особое отношение к деньгам и богатству. И отношение русских предпринимателей к своей деятельности было несколько иным, чем, например, на Западе. Для них богатство - это не фетиш, торговля - не источник наживы, а скорее некая обязанность, возложенная Богом.

Воспитанные на глубоких религиозных традициях, русские предприниматели-меценаты считали, что богатство дается Богом, а значит, за него нужно нести ответственность. Фактически они полагали, что обязаны заниматься оказанием помощи. Но это не было принуждением. Все делалось по зову души.

Знаменитые русские меценаты 19 века

Этот период считается расцветом благотворительности в России. Начавшийся бурный экономический рост способствовал поражавшему воображение размаху и щедрости богатых людей.

Известные меценаты XIX-XX веков - сплошь представители купеческого сословия. Самые яркие представители - Павел Михайлович Третьяков и его менее известный брат Сергей Михайлович.

Надо сказать, что купцы Третьяковы не обладали значительным богатством. Но это не мешало им бережно собирать картины знаменитых мастеров, тратя на них серьезные суммы. Сергей Михайлович больше интересовался западноевропейской живописью. После его смерти завещанная брату коллекция вошла в собрание картин Павла Михайловича. Появившаяся в 1893 году художественная галерея носила имя обоих замечательных русских меценатов. Если говорить только о коллекции картин Павла Михайловича, то за всю жизнь меценат Третьяков потратил на нее около миллиона рублей. Невероятная по тем временам сумма.

Начал собирать свою коллекцию русской живописи Третьяков еще в молодости. Уже тогда у него была точно поставленная цель - открыть национальную общественную галерею, чтобы любой желающий мог бесплатно посетить ее и приобщиться к шедеврам русского изобразительного искусства.

Братьям Третьяковым мы обязаны великолепным памятником русскому меценатству - Третьяковской галереей.

Меценат Третьяков был не единственным покровителем искусства в России. Савва Иванович Мамонтов, представитель известной династии, является основателем и строителем крупнейших железнодорожных магистралей России. Он не стремился к известности и совершенно равнодушно относился к наградам. Единственной его страстью была любовь к искусству. Савва Иванович сам был глубоко творческой натурой, и занятие предпринимательством его очень тяготило. По мнению современников, он сам мог стать и великолепным оперным певцом (ему даже предлагали выступать на сцене итальянского оперного театра), и скульптором.

Свое имение Абрамцево он превратил в гостеприимный дом для русских художников. Здесь постоянно бывали Врубель, Репин, Васнецов, Серов, а также Шаляпин. Всем им Мамонтов оказывал финансовую помощь и покровительство. Но самую большую поддержку меценат оказывал театральному искусству.

Мамонтова его родственники и партнеры по бизнесу считали глупой блажью, но это не останавливало его. Под конец жизни Савва Иванович оказался разорен и едва избежал тюрьмы. Он был полностью оправдан, но заниматься предпринимательством уже не мог. До конца жизни его поддерживали все те, кому он в свое время бескорыстно помогал.

Савва Тимофеевич Морозов - удивительный по скромности меценат, который помогал Художественному театру с условием, что его имя не будет упоминаться по этому поводу в газетах. И остальные представители этой династии оказывали неоценимую помощь в развитии культуры и искусства. Сергей Тимофеевич Морозов увлекался русским декоративно-прикладным искусством, собранная им коллекция составила центр Кустарного музея в Москве. Иван Абрамович был покровителем никому не известного тогда Марка Шагала.

Современность

Революция и последующие за ней события прервали замечательные традиции русского меценатства. И после распада Советского Союза прошло немало времени, прежде чем появились новые меценаты современной России. Для них меценатство - это профессионально организованная часть деятельности. К сожалению, тема благотворительности, которая из года в год становится все популярнее в России, крайне скупо освещается в СМИ. Широкой публике становятся известны лишь единичные случаи, а большая часть работы спонсоров, меценатов и благотворительных фондов проходит мимо населения. Если сейчас спросить любого встречного: "Какие современные меценаты вам известны?", вряд ли кто-нибудь ответит на этот вопрос. А между тем таких людей нужно знать.

Среди предпринимателей России, активно занимающихся благотворительностью, в первую очередь стоит отметить президента холдинга «Интеррос» Владимира Потанина, который в 2013 году объявил о том, что все свое состояние завещает на благотворительные цели. Это было по-настоящему ошеломляющим заявлением. Он основал фонд, носящий его имя, который занимается большими проектами в области образования и культуры. Являясь Председателем попечительского совета Эрмитажа, он уже пожертвовал ему 5 миллионов рублей.

Олег Владимирович Дерипаска, один из влиятельных и богатейших предпринимателей России, является основателем благотворительного фонда «Вольное дело», который финансируется из личных средств бизнесмена. Фонд провел более 400 программ, бюджет которых составил в целом почти 7 миллиардов рублей. Занимается благотворительная организация Дерипаски деятельностью в сфере образования, науки и культуры, спорта. Также фонд оказывает помощь Эрмитажу, многим театрам, монастырям и образовательным центрам по всей территории нашей страны.

В роли меценатов в современной России могут выступать не только крупные бизнесмены, но также чиновники и коммерческие структуры. Благотворительностью занимаются ОАО "Газпром", АО "Лукойл", КБ "Альфа Банк" и многие другие компании и банки.

Особо хочется отметить Дмитрия Борисовича Зимина, основателя ОАО «Вымпел-Коммуникации». С 2001 года, добившись устойчивой прибыльности компании, он отошел от дел и полностью посвятил себя благотворительности. Им были основаны премия «Просветитель» и фонд «Династия». По словам самого Зимина, весь свой капитал он передал на дело благотворительности совершенно безвозмездно. Созданный им фонд занимается поддержкой фундаментальной науки России.

Конечно, современное меценатство не достигло того уровня, который наблюдался в «золотые» годы XIX века. Сейчас оно носит обрывочный характер, тогда как благотворители прошлых столетий оказывали культуре и науке планомерную поддержку.

Есть ли будущее у меценатства в России?

13 апреля отмечается замечательный праздник - День благотворителя и мецената в России. Дата приурочена ко дню рождения Гая Мецената, римского покровителя поэтов и художников, чье имя и стало нарицательным словом «меценат». Инициатором праздника стал Эрмитаж в лице его директора М. Пиотровского. Этот день получил и второе название - День спасибо. Впервые его отметили в 2005 году, и хочется надеяться, что и в дальнейшем он не потеряет своей актуальности.

Сейчас наблюдается двусмысленное отношение к меценатству. Одной из главных причин этого является неоднозначное отношение к состоятельным людям в существующих сегодня условиях все более сильного расслоения общества. Никто не оспаривает того, что зачастую богатство наживается не совсем приемлемыми для большинства населения способами. Но есть среди числа богатых людей и те, кто отдает миллионы на развитие и поддержание науки и культуры и другие благотворительные цели. И было бы замечательно, если бы государство озаботилось тем, чтобы имена современных российским меценатов стали известны широкому кругу населения.

Подготовила:
Студентка 4 курса заочного отделения
Института истории и политики МПГУ
Бузоверова Юлия Николаевна

Сибирские меценаты и благотворители

Сибирские благотворители не приобрели мировой известности (как их московские
современники), но искренне верили в то, что своим богатством, энергией и
подлинной любовью они заботятся о процветании.
Благотворительность в Сибири имела свои особенности:
Во-первых, в большей степени именно купечество, связанное с торговопромышленными операциями, промышленным производством, занималось
филантропической деятельностью.
Во-вторых, в Сибири не было "географической замкнутости" меценатства: если
считалось, например, что открытие музея в Тобольске дело общественно-важное, то
средства перечислялись не только от местных меценатов.
В-третьих, наиболее предпочтительными сферами благотворительной деятельности
были общественная, культурно-просветительская и церковная.
Благотворительность и милосердие конкретного человека - это способность
творить благо для других по милости собственного сердца.

Сибирские меценаты и
благотворители

Иркутские купцы - меценаты
С фамилией Сибиряковы в Иркутске
связано
многое:
с
Михаилом
Васильевичем строительство самого
красивого в городе дворца Белого
Дома - резиденции генерал -
губернатора. С именем Александра
Михайловича
связан
ледокол
«Сибиряков».
В Иркутске именем Сибирякова был назван дом призрения бедных,
построенный на его средства, Норденшильд назвал его именем остров в
Енисейском заливе, а ледокол «А. М. Сибиряков» совершил в 1932 впервые в
истории Арктики переход от Архангельска до Владивостока за один рейс.

Иркутские купцы - меценаты
Сибиряков М.В. меценат,
купец,
гражданский
староста, словесный
судья,
бургомистр,
городской голова и
президент магистрата.

Иркутские купцы - меценаты
Александр
Михайлович
Сибиряков
жертвовал
крупные
суммы
на
благотворительные цели, некоторое время
поддерживал материально газету «Сибирь».
В 1880-е на капитал (в общей сложности 100
тыс. рублей) пожертвований Сибирякова в
Иркутске были учреждены и переданы в
городское управление 2 мужские и 2
женские начальные школы имени его сестры
А. М. Кладищевой, (в тот период в Иркутске
было 17 начальных школ). Увлеченный
идеей просвещения, Сибиряков скупал
целые библиотеки и высылал их в фонд
первого сибирского университета. Подарил
губернской гимназии коллекцию картин.

Иркутские купцы - меценаты
Баснин В.Н. сад и оранжерею
подарил исследователю И.С.
Сельскому, часть библиотеки
подарил Иркутской духовной
семинарии. Был известен как
один из организаторов и
активных членов Общества
вспомоществования учащимся
сибирякам.
Трапезников К.П. - купец,
почетный
гражданин,
стоявший много лет во главе
иркутского
общества.
Пожертвовал капитал в 19636
р.
на
основание
Сиропитательно-ремесленной
школы.
Кузнецов
Е.А.
отличался
широкой благотворительностью,
жертвовал на различные нужды
города. На его капиталы были
построены
гражданская
больница, Девичий институт,
Училище для девиц духовного
звания, им было пожертвовано
на освоение Амура, на нужды
гражданского
и
духовного
ведомств.

Иркутские купцы - меценаты
«Я имею на себе обет, данный Господу Богу в дни испытаний моих,
когда боролся с лишениями и опасностями… Обет сей много лет
носимый в душе моей… в том состоит, чтобы собственными
средствами, без
всякого стороннего
вспомоществования,
но своеобразно с
требованиями
времени, воздвигнуть в
Иркутске
Кафедральный
Собор...».
Евфимий Андреевич
Кузнецов

Иркутские купцы - меценаты
Демидов Д. Д. - городской
голова в 1877-1885 гг. -
один из известнейших
купцов Иркутска 70-х гг.
ХIХ в. Завещал на раздачу
бедным города 100 000
рублей. За время его
управления было открыто
наибольшее число школ в
Иркутске.
Медведников И. Л. -
иркутский
купец
1-й
гильдии,
коммерции
советник,
почетный
гражданин города, меценат.
Открыл в Иркутске в 1838г.
Сиропитательный дом. Он
предназначался
для
воспитания девочек из
бедного сословия и сирот.
Сукачев В.П. - крупный
общественный
деятель
Сибири,
организатор
картинной галереи, меценат.
По его инициативе был
объявлен конкурс на лучший
проект здания городского
театра, и он одним из первых
внес
средства
на
его
строительство.

Иркутские купцы - меценаты
Иркутский художественный музей им. В.П. Сукачева

Иркутские купцы - меценаты
Иркутский драматический театр имени Н. П. Охлопкова

Красноярские благотворители
Саввиных А.А. жертвовал
средства
на
Народный
университет, рисовальную
школу,
Общество
вспомоществования
учащимся,
выплачивал
стипендии учащимся и
студентам.
Щеголев И.Г. в 1863 году на
свои
средства
построил
Петро - Павловский храм в
Красноярском
тюремном
замке. Он произвёл отделку и
украшение
Покровской
церкви
в
Красноярске,
прихожанином которой сам
был.
Гадалов Н.Г. материально
помогал
Владимирскому
приюту, приюту арестантских
детей,
Синельниковскому
благотворительному
обществу,
Красноярским
храмам и.т.д

Красноярские благотворители
Покровский кафедральный
собор - старейшее из
сохранившихся каменных
зданий Красноярска. Памятник
архитектуры енисейской школы
сибирского барокко.
Кафедральный собор во имя Рождества
Пресвятой Богородицы (планируется
воссоздание). Взорван 12 июля 1936 г.

Красноярские благотворители
Юдин
Г.В.
денежными
средствами
помогал:
приютам, Синельниковскому
благотворительному обществу
г. Красноярска. На средства
Юдина изданы в России
десятки книг разных авторов.
Баландина
В.А.
первооткрыватель
Черногорских
копий
основательница
г.
Черногорска, на свои
средства в Енисейске
открыла
бесплатную
школу.
Гадалов И.Г. - попечитель
Красноярской
мужской
гимназии. За труды на
поприще
общественной
деятельности
и
благотворительности
был
награждён
орденами
и
медалями.

Красноярские благотворители

Памятник основателю города В.А. Баландиной


Кузнецовы
Иван Кириллович, Петр Иванович, Александр Петрович
И. К. Кузнецов занимался благотворительностью, в 1829 г. он пожертвовал каменный дом
для неизлечимых больных, в 1845 г. выделил деньги Иркутскому институту благородных
девиц. П. И. Кузнецов в 1855 г. На собственные средства он построил часовню Параскевы
Пятницы, ныне один из символов Красноярска. На свои средства он снарядил первую
Амурскую экспедицию и сам был ее участником. П. И. Кузнецов оплачивал обучение
художника В. И. Сурикова. А.П. Кузнецов являлся почетным блюстителем Бейского
училища.

Енисейские меценаты - Кузнецовы
Часовня Параскевы
Пятницы (Красноярск)
Археологический отдел Минусинского
краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова

Енисейские меценаты - Кузнецовы
Иннокентий Петрович Кузнецов -
сибирский золотопромышленник,
меценат, археолог, этнограф, историк,
учредитель первых частных газет.

Нерчинские купцы - меценаты
Бутин М.Д.
В городе Нерчинские на средства М. Д. Бутина были
открыты и содержались различные общественные
заведения. В 1871 году с целью «Дать возможность
получения музыкального образования в Сибири» М.
Д. Бутин основал музыкальную школу с оркестром.
Им выстроен большой ботанический сад, купальня,
общественный сквер, ферма с опытным полем, где
проводились сельскохозяйственные выставки. В 1885
году М. Д. Бутин открыл городскую общественную
библиотеку и публичный музей. В 1876 году им же
была основана типография, в 1897 году - аптека с
аптекарским складом и
общественный банк.
Занимаясь научными изысканиями, он оказывал
постоянную
финансовую
помощь
научноисследовательским экспедициям. Список меценатской
и филантропической деятельности купца М. Д Бутина
огромен. М. Д Бутин сыграл немалую роль в
улучшении социальных условий жизни, повышении
культурного уровня, образованности народонаселения
Сибири.

Нерчинские купцы - меценаты
Нерчинский краеведческий музей

Нерчинские купцы - меценаты
Собрал научную библиотеку, основу которой
составили книги, приобретенные у декабристов. В
круг научных интересов Зензинова входили
проблемы истории края, ботаники, этнографии,
медицины, экономики, а также народного
творчества и литературы. Михаил Андреевич
устроил в Нерчинске «ботаническое заведение»,
проводил агрономические опыты, собирал образцы
даурской флоры, образцы насекомых, минералов,
вел
переписку
со
многими
виднейшими
естествоиспытателями. Он был одним из первых
собирателей
и
хранителей
декабристских
реликвий. В 1844-49 послал в СанктПетербургский главной ботанический сад свыше 11
тыс. экземпляров местных растений и до 1,5 тыс.
капсюлей
различных
семян.
Проводил
агрономические опыты по выращиванию новых
сортов пшеницы, дынь и арбузов. Устроил в
Нерчинске
«Ботаническое
заведение»,
где
культивировал лекарственные растения. Собрал
большую библиотеку, которой могли пользоваться
все желающие.
Зензинов М.А.

Бурятский врач и меценат -
Бадмаев П.А.
Пётр Александрович Бадмаев (Жамсаран) (1851, 1849 или 1810 - 1920) - врач тибетской
медицины, П. А. Бадмаев по происхождению бурят. В здании торгового дома «П. А. Бадмаев и
Ко» в Чите с 1895 года издавал первую частную газету Забайкалья «Жизнь на восточной
окраине». Газета издавалась на монгольском и русском языках без контроля цензуры. Улучшил
местную породу лошадей благодаря покупке в Читу Торговым домом Бадмаева чистокровных
английских скаковых лошадей.

Бурятский врач и меценат -
Бадмаев П.А.
Павильон Торгового дома Бадмаева на выставке в г. Чита в 1899 г. и Торговый дом
Бадмаева (современный вид) в г. Чита.

Тувинский меценат - Сафьянов И.П.
Иннокентий Георгиевич Сафьянов
- личность легендарная уже потому,
что именно он предложил 17 августа
1921 года на съезде всех хошунов
заменить старое название Тувы -
Урянхай - на Танну-Тува улус
«В гостях у русского путешественника -
исследователя Урянхая» (Ф. Я. Кон)
из архива И.П. Сафьянова

Меценаты Алтая
В 1882 году Дмитрия Сухова избирают
городским головой Барнаула. Он
переводит всё своё жалование, а это
более 2,5 тыс. рублей, на нужды
населения; ходатайствует об открытии в
городе классической гимназии.
Василий Дмитриевич в 1894 году идёт
по стопам отца и тоже избирается
городским головой Барнаула. Здесь ему
своего родителя удалось обогнать с
лихвой.
Василий
Сухов
много
занимается благотворительностью -
жертвует 5 тыс. рублей на нужды
Общества попечения о начальном
образовании.
Сухов Дмитрий Никифорович (1882-1885) – (ум. в 1893), купец 1-й гильдии.

Меценаты Алтая
Однако основным занятием Василия Сухова было всё же предпринимательство.
Именно оно позволяло ему жить безбедно и заниматься меценатством.

Меценаты Алтая
Барнаульское горное училище во второй половине 19 века было лучшим учебным заведением
города. Училище выпускало специалистов для горной промышленности Алтая и всей Сибири,
а также готовило детей местных инженеров и чиновников для поступления в высшие учебные
заведения, чаще всего в горный корпус. В 1897 году окружное училище было преобразовано
в реальное училище, которое размещалось в этом здании до своего закрытия в 1920 году.

Меценаты Алтая
Братья Александр и Иван Ворсины происходили из мещанского сословия. Барнаульский
предприниматель, владелец винокуренного и пивоваренного завода И.Ф.Ворсин, потратил
10000 рублей на постройку второго этажа здания барнаульской женской гимназии,
почетным попечителем которой он являлся.

Меценаты Алтая
Александр Фёдорович Ворсин
Ворсины,
будучи
крупными
промышленниками, активно занимались
политической
и
общественной
деятельностью,
а
также
благотворительностью.
Александр
Фёдорович Ворсин (1847-1919) в 1902-
1917 годах являлся гласным Барнаульской
городской
Думы.
Был
членом
попечительского
совета
женской
гимназии и 15-го мужского училища.

Меценаты Алтая
Сычёв Михаил Савельевич
Он регулярно давал деньги на
содержание учебных заведений. А в
1903 году построил новое здание для
Успенской
церковно-приходской
школы. Пожертвовал в пользу
томского Владимирского детского
приюта -100 рублей. В 1881 году
М.С. Сычев построил на свои
средства "... деревянное на каменном
фундаменте с железной крышей"
здание для Форштадского училища,
рассчитанное на 100 учащихся, а в
1585 году пристроил к нему еще
одну классную комнату, что в сумме
обошлось ему в 6000 рублей.

Меценаты Алтая
Сычёв М.С. регулярно поддерживал денежными средствами и бийскую
прогимназию и Пушкинское училище.

Меценаты Алтая
Успенский кафедральный соборправославный храм, одна из главных
достопримечательностей города Бийска. Храм был построен на деньги прихожан и
пожертвования старосты Казачьего Старо-Успенского собора, городского головы,
бийского 2-ой гильдии купца-миллионера Михаила Савельевича Сычёва.

Омские меценаты
Омский музей художника К.П. Белова
(Дом Штумпфа)
Штумпф Филипп Филиппович
По его инициативе было создано Омское
отделение
Московского
сельскохозяйственного общества (являлся
его членом, а с 1912 - председателем);
учреждена
Омская
торговопромышленная биржа (1904); торговая
школа и коммерческое училище. Являлся
устроителем и участником Первой
западно-сибирской лесной и торговопромышленной выставки.

Омские меценаты
Первая западно-сибирская лесная и торгово-промышленная выставка 1911 г.

Омские меценаты
С большим благотворительным вкладом связано строительство Храма во имя Божией
Матери, именуемый «Утоли мои печали» на пожертвования Луки Дмитриевича Шебалина
и купца Мирона Ивановича Печенина

Томские меценаты
В 1887 году на средства Горохова было
построено церковно-приходское училище, а
в 1899 томским обществом физического
развития при его поддержке была открыта
детская колония для физически ослабленных
детей.
Когда в 1891 год по решению Епархиального
совета
была
начата
реконструкция
Сретенского храма, который построен
в 1808 году, Горохов оказал помощь в
реализации этого проекта. В 1897 год в селе
Бердском по инициативе жены Горохова,
Анны Ивановны, была основана народная
бесплатная библиотека, также построенная на
средства самого Горохова. При библиотеке
действовал
«Народный
дом»
с
самодеятельным театром.

Томские меценаты
При мельнице, которая являлась
своего рода градообразующим
предприятием,
были открыты
детский сад и школа для детей
работников, столовая и народная
библиотека.

Томские меценаты
Алексей Евграфович
Кухтерин
Старший Алексей, стоял у истоков
создания первого в Сибири Томского
коммерческого училища и возглавлял
его
попечительский
совет.
Иннокентий жертвовал на нужды
церкви. Алексей пожертвовал также
под родильный приют трехэтажный
дом и вместе с женой состоял в
попечительном
совете
этого
учреждения. Алексей же был избран в
почетные
члены
Общественного
собрания, внеся в фонд строительства
здания 10 тыс. руб. (ныне это Дом
Офицеров). Он помогал становлению
Томского общества садоводства и
одно время был его председателем.
Алексей
Кухтерин
поддерживал
развитие
научных
исследований, Иннокентий Евграфович
Кухтерин
высшего образования.

Томские меценаты
1864. Открытие Томского
общественного собрания.
В настоящее время Дом офицеров.
Здание бывшего коммерческого
училища в наши дни

Томские меценаты
Илья Леонтьевич (Илиокум Вульфович)
Фуксман
(1835 или 1840 год - 13 мая 1917 года) -
томский предприниматель и общественный
деятель, купец первой гильдии. Почётный
гражданин города Томска.
Родился в еврейской семье в черте оседлости.
Подростком вместе с родителями был сослан в
город Каинск (Томская губерния), семья была
приписана к мещанам. Записался в купеческое
сословие, не позже 1867 года состоял уже во 2й гильдии, в 1890-х годах - в 1-й гильдии.
Владел золотыми приисками, конным заводом.
Торговал вином собственного производства, а
также породистым скотом, чистокровными
лошадями.

Томские меценаты
На средства И.Л. Фуксмана было построено еврейское начальное училище в Томске.
Он стал одним из крупнейших жертвователей на строительство местной Хоральной
синагоги и здания Общественного собрания. Эти интересные памятники архитектуры
сохранились до настоящего времени.

Кузнецкие благотворители
Шукшин Степан Георгиевич (в миру Егорович) Кузнецкий
купец
2

й
гильдии
родился в 1840 году. Родом он был из знаменито
й семьи Шукшиных.
В Кузнецк приехал с Алтая, где оставил
родню, из которой произошёл самый знаменитый
из
Шукшиных
писатель
Василий
Макарович
Шукшин. В 1870 годах
Шукшин был Кузнецке городским старостой,
прославился
своей
церковной
благотворительностью. Женившись второй раз на
дочери священника Христорождественской церкви
Прасковье Федоровне, имел двоих сыновей Михаила и Петра, дочь Марию и воспитанницу
Валентину. Вторая жена Шукшина была родом из
семьи священника и набожна не меньше мужа.

Кузнецкие благотворители
Магазин купца Емельянова, и справа
лавка купца Шукшина С.Е.
Дом купца Шукшина С.Е.

Кузнецкие благотворители
Степан Попов (1846 – 1911)
Исключительно яркая личность среди кузнецкого
купечества и предпринимателей. Купец и меценат.
Возглавлял городское самоуправление, а свое
жалованье
целиком
отправлял
на
благотворительность.
Именно он своей деятельностью более всего
приблизился к общепринятому представлению о
меценатстве. С 1885 более 10 лет исполнял
обязанности головы города и на этой должности
реализовал себя как общественный деятель и
меценат. Исполнял общественные обязанности
директора Кузнецкого попечительства о тюрьмах,
почетного блюстителя городских улиц. Он же
являлся одним из инициаторов и жертвователей
возведения в Кузнецке Народного Дома имени
А.С. Пушкина (1905-1906).

Кузнецкие благотворители
Народный Дом им. Пушкина в г. Кузнецке

Тобольские меценаты
Степан Иванович Колокольников
(1867-1925)
предприниматель, меценат, личный почётный
гражданин,
почётный
гражданин
города
Тюмени, депутат Государственной думы I
созыва от Тобольской губернии.
Известный
меценат
и
жертвователь,
Колокольников помогал деньгами погорельцам,
переселенцам, бедным горожанам, основал
Общество
вспомоществования
бедным
учащимся. Его жена, Мария Николаевна,
открыла школу грамоты, где сама обучала детей
из беднейших семей, бесплатно обеспечивала их
учебниками, одеждой, обувью. Колокольников
выделял
крупные
суммы
денег
на
благоустройство
Тобольска,
укрепление
набережной, освещение улиц, телефонизацию.

Тобольские меценаты
Музей – усадьба Колокольникова

Тобольские меценаты
Чукмалдин
Николай
Мартинианович
(Мартемьянович)
(1836 – 1901)
В Тюмени входил в число учредителей ряда
предприятий, помогал Обществу попечения об
учащихся, основал при нем бесплатную
библиотеку-читальню.
Выделил
средства
Александровскому реальному училищу на три
ежегодных премии за лучшие сочинения о
Тюмени и Тюменском уезде. В 1878 г. переехал
на жительство в Москву, но не забывал о родных
местах. Стал основателем музея при реальном
училище, купив коллекцию И. Я. Словцова и
присоединив к ней много редкостей, добытых им
самим.
Создал
в
Тюмени
уникальную
библиотеку рукописных и старопечатных книг.
Постоянно помогал жителям родной деревни:
построил церковь, школу, мастерскую по
обработке дерева, выделил средства на
организацию парка.

Тобольские меценаты
Подаруев
Прокопий Иванович
(1823–1900)
Будучи головой, он за свой счет содержал городскую общественную
богадельню, поставил в Думе икону святого Николая Чудотворца в
серебряной ризе, оплатил стоимость постройки моста на Большое
городище через овраг, воздвигнул за свой счет здание для
Тюменского реального училища по утвержденным планам и
проектам. Прокопий Иванович был членом нескольких
благотворительных обществ: в тобольском Александровском детском
приюте,в омском обществе «Надежда».
На родине, в Перевалово, он построил Алексеевское сельское
училище, 4050 рублей положил в банк «на вечные времена», чтобы
проценты от вклада ежегодно использовались на нужды училища. В
память избавления 2 апреля 1879 года «Государя Императора от
грозившей ему опасности» (одно из покушений на Александра II)
Подаруев взялся содержать 20 бедных мальчиков, обучавшихся в
переваловском Алексеевском училище.
В 1897 году тюменские купцы, среди которых были такие
влиятельные люди, как Сергей Гилёв, Иван Иконников, Евлампий
Котовщиков, Ксенофонт Метелёв, Петр Ядрышников, образовали
общество любителей коневодства, которое доверили возглавить
купцу 1-й гильдии Прокопию Подаруеву.

Тобольские меценаты
Любимое детище Прокопия
Подаруева Тюменский ипподром

Тобольские меценаты
В 1902-1916 гг. на общественных началах
являлся
церковным
старостой
тюменской Спасской церкви, на свои деньги
построил церкви в деревнях Борки и Падериной.
В деревне Патрушево вместо планировавшийся
часовни на средства Текутьева был построен
храм, который был освящён 31 июля 1908 г. С 10
декабря 1912 г. он был и попечителем ГрадоТюменской Спасской церкви и расходовал на
приход значительные суммы. В 1913-1916 гг. он
добился постройки северного придела церкви
несмотря
на
запрет
Императорской
археологической комиссии.
Он был попечителем и почётным членом
Тобольского детского приюта, а также был
попечителем Владимировского сиропитательного
заведения - детского приюта в Тюмени.
Текутьев
Андрей Иванович
(1839 – 1916)

Тобольские меценаты
Спасская церковь
(Тюмень)
Памятник Текутьеву
(Тюмень)

Тобольские меценаты
Музей –
усадьба
Абрамцево
Московская
частная русская
опера - оперный
театр в Москве в
1885-1904 годах.
Савва Иванович Мамонтов
(1841, Ялуторовск - 1918, Абрамцево) Крупный промышленник, меценат, деятель в
области русского искусства, театра и музыки.

Якутские купцы - меценаты
Кривошапкин
Николай Осипович
(1832-1926) - уроженец
Оймяконского улуса
Нажитое богатство пускал на добрые дела. В 1880-е годы, в
засуху, спас от голодной смерти мемяльских эвенов, закупив для
них продовольствие и сотни оленей. Будучи сам безграмотным,
очень много сделал для образования молодежи:
- пожертвовал на строительство школ в Мегино-Алдане 150
руб., в Оймяконе - 350 руб.;
- все дети из бедных семей Баягантайского улуса учились на
его средства. Из его стипендиатов вышел талантливый прозаик
Николай Заболоцкий, по произведениям которого поставлены
первые фильмы на Якутском телевидении;
- в 1913 году пожертвовал на нужды народного образования
10.000 рублей (на проценты от этой суммы создал фонд
стипендий для беднейших учащихся учебных заведений г.
Якутска);
- В Якутске на углу улиц Орджоникидзе и П.Алексеева стоит 2этажная деревянная школа, построенная еще в 1912 г. на его
средства.

Якутские купцы - меценаты
Астраханцев
Федот Васильевич
(1847-1914 гг.) для устройства
реального училища в Якутске
пожертвовал
в
1913
году
колоссальную по тем временам
сумму - 130.000 рублей.
Дом Астраханцева Ф.В.

Якутские купцы - меценаты
Здание женской гимназии в
Якутске через 25 лет после
учреждения
Первое здание женской
гимназии в Якутске
Много
занимался
широкой
благотворительностью: жертвовал
большие суммы денег и другие
средства для Якутской женской
гимназии, женского епархиального
училища, церквей Якутска и для
неимущего населения Якутии.

Якутские купцы - меценаты
В 1886 году основал первую бесплатную публичную библиотеку и
по праву был ее первым директором. Сама библиотека после
открытия в конце XIX века располагалась в помещении гостиного
двора (на его месте пл. Ленина), и только в 1911 году была
перенесена в только что построенное здание на ул. Большой
(ныне пр. Ленина), откуда больше уже никуда не переносилась.
Москвин
Николай Иосафович
Лавка гостиного двора музей и библиотека
1891-1911. Худ. П. Попов

Якутские купцы - меценаты
Идельгин Степан Иванович (1828 - ок. 1892) купец 2-й гильдии, меценат, голова Олёкминского
округа,
почётный
инородец;
занимался
поставками с.-х. продукции на Олёкминские и
Бодайбинские золотые прииски, завозил в
Якутию промышленные товары и организовал
выдачу кредитов. 1856-1881гг - работал на
выборных должностях органов самоуправления
(выборный управы Олйсминского улуса, староста
1-го Нерюктейского наслега, глава Олёкминского
округа); жертвовал крупные средства на
строительство
церквей:
Олёкминской
Нерюктейской каменной церкви (освящена в 1889
г.), Олёкминской Иоанно-Предтеченской церкви,
Николаевской церкви (на о. Кыллах).

Якутские купцы - меценаты
Являлся
попечителем
Олёкминского
приходского
училища
и
Якутской
прогимназии; на его средства открылись
начальное училище на о. Кыллах и церковноприходское училище в 1-м Нерюктейском
наслеге; помогал пострадавшим от засухи,
пожаров и наводнений. На его средства
построены в г. Якутске во дворе Спасского
монастыря здание духовной консистории
(1886) и архиерейский дом.

В дореволюционной России был накоплен огромный опыт благотворительной
деятельности, нужно помнить дела сибирских меценатов и чтить память о них,
учиться на их ошибках и пользоваться их открытиями, продолжая начатое дело, и
возрождая благотворительную традицию Сибири.
Благодарю за внимание!

В середине XIX - начале XX века меценаты открывали музеи и театры, возрождали старинные ремесла и народные промыслы. Их имения превращались в культурные центры, куда съезжались известные художники, актеры, режиссеры, писатели. Здесь при поддержке благотворителей они создавали свои знаменитые картины, писали романы, разрабатывали проекты зданий. Вспоминаем самых щедрых меценатов, которые повлияли на развитие русской культуры .

Павел Третьяков (1832–1898)

Илья Репин. Портрет Павла Третьякова. 1883. Государственная Третьяковская галерея

Николай Шильдер. Искушение. Год неизвестен. Государственная Третьяковская галерея

Василий Худяков. Стычка с финляндскими контрабандистами. 1853. Государственная Третьяковская галерея

Свою первую коллекцию купец Павел Третьяков начал собирать еще в детстве: он покупал гравюры и литографии в небольших лавках на рынке. Благотворитель организовал приют для вдов и сирот неимущих художников и поддерживал многих живописцев, покупая и заказывая у них картины. Всерьез о собственной галерее искусств меценат задумался в 20 лет, после посещения петербургского Эрмитажа . Картины «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова положили начало собранию русской живописи Павла Третьякова.

Уже через 11 лет после приобретения первых полотен в галерее купца было более тысячи картин, почти пять сотен рисунков и десять скульптур. К 40 годам его коллекция стала настолько обширной, в том числе и благодаря собранию брата, Сергея Третьякова, что коллекционер решил построить для него отдельное здание. Тогда же он передал ее в дар родному городу - Москве. Сегодня в Третьяковской галерее находится одна из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства.

Савва Мамонтов (1841–1918)

Илья Репин. Портрет Саввы Мамонтова. 1880. Государственный театральный музей имени Бахрушина

Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево». Фотография: aquauna.ru

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Фотография: mkrf.ru

Крупный железнодорожный промышленник Савва Мамонтов всерьез увлекался искусством: он сам неплохо лепил, писал пьесы и ставил их в своем подмосковном имении, профессионально пел басом и даже дебютировал в Миланской опере. Его усадьба Абрамцево стала центром культурной жизни России в 1870–90-х годах. Здесь собирался так называемый мамонтовский кружок, куда входили известные русские художники, театральные режиссеры, музыканты, скульпторы и архитекторы.

При поддержке Саввы Мамонтова были созданы мастерские, где художники возрождали забытые традиции народных промыслов и ремесел. На свои средства меценат основал первую в России частную оперу и помог создать Музей изящных искусств (сегодня - Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина).

Савва Морозов (1862–1905)

Савва Морозов. Фотография: epochtimes.ru

Савва Морозов у здания Московского Художественного театра имени Чехова. Фотография: moiarussia.ru

Здание Московского Художественного театра имени Чехова. Фотография: северная-линия.рф

Мария Тенишева собирала предметы народного творчества и произведения известных мастеров. В ее коллекцию вошли национальные костюмы, украшенные смоленскими вышивальщицами, посуда, расписанная в традиционных техниках, русские музыкальные инструменты, декорированные знаменитыми художниками. Позже это собрание стало основой музея «Русская старина» в Смоленске. Сейчас оно хранится в Смоленском музее изобразительных и прикладных искусств имени Коненкова.