Верхошижемская централизованнаябиблиотечная система. Библиотеки историко-краеведческих музеев

В начале нового XXI века человечество стремится осмыслить свой исторический путь, определить перспективы исторического развития. В связи с этим особое значение приобретает сохранение культурных ценностей. Значительная часть культурного наследия аккумулируется в музеях. Изменение взгляда на роль и значение музея в развитии города и региона обусловило восприятие музея как важного фактора развития туризма, формирования положительного имиджа региона, как центра патриотического воспитания молодёжи.

В данном контексте закономерно возникает проблема определения целей и содержания деятельности главных подразделений музея. К таковым относится и музейная библиотека, без которой сегодня немыслимо успешное функционирование как крупного, так и малого музея.

Библиотеки историко-краеведческих музеев России имеют долгую и интересную историю формирования их уникальных коллекций. Организация большинства музейных библиотек происходила одновременно с основанием музеев в период середины XIX - начала ХХ веков. В формировании библиотечных фондов принимали участие крупные российские музеи, образовательные учреждения, местные отделения Русского Географического общества, Ученой Архивной комиссии, общества археологии и этнографии, наиболее известные и уважаемые губернские и городские общественные деятели, представители власти и бизнеса (купцы, владельцы крупных промышленных предприятий), деятели культуры и искусства.

Основные задачи библиотеки тесно взаимосвязаны с главными функциями музея как социального института. Выполнение библиотекой музея своей миссии возможно лишь при её включении в общекультурные процессы музея, выявлении особых, специфических функций, характерных именно для неё.

Поскольку музейная библиотека не является самостоятельным структурным подразделением, а входит в состав музея, то требуется рассмотрение функций самого музея.

Термин «краеведческий музей» появился в 20-е годы ХХ века. Именно к этому времени окончательно сформировалось краеведческое движение в стране. Современная формулировка понятия объединяет краеведение и историю, поэтому музеи называются историко-краеведческими. Согласно определению, которое имеется в литературе, это такие музеи, собрания которых документируют различные стороны жизни (природные условия, историческое развитие, экономику, быт, культуру) конкретного региона или населенного пункта, составляют часть его природного и культурного наследия. Специфика краеведческих музеев заключается в их комплексном характере. В коллекциях музеев данного типа представлены источники всех видов по разным отраслям знания. Деятельность краеведческих музеев связана с комплексом научных дисциплин (естественных, гуманитарных, технических).

Музееведческие исследования, практика музейной деятельности относят к числу основных функций российского музея следующие: комплектование, хранение, научное описание, которые реализуют сотрудники отдела фондов; экспонирование, образование и воспитание посредством экскурсионного обслуживания посетителей, подготовку издательской продукции, которые выполняют сотрудники экскурсионно-массового и выставочного отделов. Работа музейной библиотеки нацелена на реализацию основных функций музея как социокультурного учреждения.

В соответствии с общепринятой классификацией библиотека музея относится к типу специальная (научная) библиотека или. Базовыми характеристиками для отнесения библиотек к данному типу являются: ведомственная принадлежность, тематическое ядро фонда, характер информационного обслуживания и структура пользовательской аудитории. В литературе имеется определение музейной библиотеки как научно-вспомогательного подразделения, обеспечивающего основную деятельность музея.

Библиотека историко-краеведческого музея определена как научный отдел, который содействует деятельности музея через реализацию исследовательской, когнитивной и интерпретационной функций.

Построение функциональной структуры библиотеки историко-краеведческого музея конкретизируется одновременно с нескольких точек зрения: с позиции множественности концепций функциональной структуры библиотек в современном библиотековедении; с точки зрения деятельности музея как определяющего фактора развития библиотеки, а также в аспекте анализа роли и места музейной библиотеки в современном информационном пространстве региона. Это достигается лишь при введении функционального принципа, который предполагает анализ социальных деятельностных систем и их функционирования в целом и в отдельных элементных проявлениях.

Функциональная структура библиотеки историко-краеведческого музея зависит от формы существования книжного фонда в музее. В тех музеях, в которых книжный фонд является подотделом отдела фондов музея, наиболее важными функциями для данной структуры являются кумулятивная и мемориальная. Это соответствует концепции музейной деятельности в целом и деятельности отделов фондов, в частности.

Другая форма существования книжного фонда в музее - это самостоятельное структурное подразделение - научная библиотека музея, в деятельности которого основные функции дополняются коммуникативной функцией. Это полностью соответствует сути библиотеки как социального института независимо от ведомственной принадлежности. Именно коммуникативная функция отличает библиотеку музея от подотдела книжных фондов. Соответственно, имеются различия в нормативно-правовом регулировании деятельности библиотеки музея и подотделов книжных фондов. Типового положения о библиотеке музея на сегодняшний день не существует, поэтому сотрудники музейных библиотек разрабатывают нормативно-правовую документацию, ориентируясь на федеральное законодательство в области библиотечного и музейного дела.

В нормативно-правовой документации, разработанной руководителями музейных библиотек России и США, общим моментом деятельности в них является четкое разделение групп пользователей по приоритету обслуживания: правом первоочередного обслуживания пользуются сотрудники музеев, для «внешнего» пользователя оговариваются особые условия.

Кумулятивная, мемориальная и коммуникативная функции определены в литературе как общебиблиотечные, то есть свойственные всем библиотекам, но в структуре деятельности музея они приобретают специфические черты. На основе функционального подхода выявлены особенности реализации кумулятивной функции в музейной библиотеке.

Для этого был произведен анализ деятельности библиотек историко-краеведческих музеев по следующим позициям: формирование фондов музейных библиотек; количественный состав фонда; особенности качественного состава фонда; критерии отбора документов; использование сегментов документного рынка.

Согласно документам, регламентирующим деятельность музейных библиотек, предметную область комплектования определяют совместно с научным советом музея. На первое место в процессе комплектования выходят не столько полнота комплектования, сколько задача отбора документов. Основными критериями отбора являются их соответствие профилю работы музея, а также научная, историческая, художественная, экспозиционная ценность документа, его практическая значимость, степень его соответствия профилю фонда, задачам библиотеки и потребностям пользователей. Состав фонда музейной библиотеки и выполняемые им функции определяются исторически сложившейся спецификой и актуальным состоянием истории как науки, что диктует введение новых видов носителей информации. Эти аспекты находят отражение в типах и видах документов, отбираемых для хранения: местные издания на всех видах информационных носителей; изобразительные материалы (эскизы проектов экспозиций, карточки почтовые, фотографии, альбомы, афиши, открытки); выставочные буклеты; каталоги выставок и аукционов; определители. На основе выявленных закономерностей и общих моментов в истории музейных библиотек, а также функционирования фонда сформулированы современные тенденции комплектования фондов библиотек историко-краеведческих музеев: максимальное комплектование особо значимых специальных разделов, соответствующих музейным коллекциям; расширение тематического и видового диапазонов комплектования в связи с введением новых направлений музейной работы; разграничение деятельности по комплектованию с другими родственными учреждениями, что, в конечном итоге, повышает эффективность и качество комплектования фондов музейных библиотек.

Во многих музейных библиотеках имеются фонды редких книг, поэтому мемориальная функция для музейных библиотек имеет особое значение. В процессе ее реализации происходит выделение отдельных коллекций из общего фонда редких книг, в частности, коллекции рукописей и рукописных книг, первопечатные книги, издания, напечатанные церковнославянским и гражданским шрифтами, книги с владельческими надписями, коллекции авторских переплетов, обложек, экслибрисов, суперобложек, иллюстраций и других элементов книги. Этот процесс зависит, в том числе, от тематики научных исследований сотрудников музея. Реализация мемориальной функции включает также мероприятия по консервации и реставрации особо ценных изданий, создание оптимальных условий для хранения книг, обеспечение безопасности и защита от хищений, создание фонда страховых копий.

Смысл деятельности библиотеки состоит не только в приобретении и сохранении документного фонда, но и предоставления его пользователю. В этом состоит сущность коммуникативной функции. Анализируя особенности реализации коммуникативной функции в библиотеке историко-краеведческого музея, необходимо отметить выдвижение на первый план определение состава пользователей и их информационных потребностей.

Пользователями библиотеки музея являются в первую очередь научные сотрудники музея (в эту категорию включены также сотрудники муниципальных музеев). Для полноценного выполнения своих должностных обязанностей они нуждаются в информационном обеспечении выставочной, хранительской, научно-исследовательской, реставрационной, просветительской, экскурсионной и других видов деятельности музея. Далее по степени важности следует информация по вопросам краеведения, необходимая для концептуального обоснования экспозиций и выставок, научного описания музейных предметов, этикетажа экспонатов в экспозиции; отечественная история; затем следуют актуальные научные документы и информация по естественным наукам.

В состав читателей входят «внешние» пользователи, не являющиеся сотрудниками музея, но имеющие информационные потребности, которые могут быть удовлетворены именно в музейной библиотеке, выполняющей специфические функции. Это студенты высших учебных заведений, аспиранты, учащиеся средних школ. В последние годы появились новые категории - журналисты, частные коллекционеры, исследователи-краеведы, работники кино и телевидения. Работа «внешних» пользователей имеет в своей основе стремление получить справочные данные по интересующему их вопросу или дополнить уже имеющуюся информацию. Музейная библиотека, удовлетворяющая информационные потребности «внешних» пользователей, своей деятельностью влияет на формирование положительного имиджа музея как учреждения, открытого для всех категорий пользователей.

Происходит увеличение пользователей в рамках категории «посетители музейной экспозиции», для которых наиболее важными являются научно-популярные книги и статьи, позволяющие им удовлетворять познавательные потребности.

научный библиотека музей заповедник

Полифункциональность современных библиотек во многом обусловлена нарастанием интеграционных процессов в культуре. В связи с изменением социальных условий библиотеки осуществляют деятельность других учреждений культуры – с полным сохранением при этом своего основного профиля работы. В библиотеках появились выставочные залы, театральные студии, видеозалы и т. п. Около 15–20% библиотек России занимаются в той или иной мере и музейной деятельностью, выполняя, таким образом, одну из основных своих социально значимых функций – мемориальную, заключающуюся в сохранении, возрождении и популяризации культурного наследия.

Отечественные библиотековеды объясняют феномен выполнения библиотеками музейных функций целым рядом причин. Заместитель директора по развитию ЦГПБ им. В. В. Маяковского Т. Кузнецова выделяет следующие:

  1. Библиотека осталась единственным бесплатным, а следовательно, по-настоящему общедоступным социальным институтом.
  2. Библиотеку посещают люди с разной мотивацией, всех возрастов и профессий, в то время как в музеи ходят далеко не все (психологический фактор).
  3. Музейные экспозиции в библиотеках создаются, как правило, не на основе научно проработанной концепции, как это происходит в музейных учреждениях, а по инициативе самих владельцев раритетов, которые могут участвовать в данном процессе, а следовательно, сохранять связь со своей коллекцией.
  4. Основные источники формирования музейных коллекций в библиотеках – частные дары. Это объясняется тем фактом, что библиотеки пользуются авторитетом и доверием, и именно сюда люди чаще всего готовы передавать свои коллекции или семейные реликвии.
  5. В библиотеки можно передать раритеты не только в дар, т. е. навсегда, но и на временное хранение.
  6. Активизируя краеведческую деятельность, библиотеки, изучая историю своих районов и свою собственную, начинают собирать, наряду с письменными документами, предметы материальной культуры .

На последний фактор указывает также С. Г. Матлина, отмечая, что создание самобытных музеев становится престижным, способствует созданию положительного имиджа библиотеки, способствует росту ее авторитета в конкретном населенном пункте, а также на уровне района и области .

К сожалению, музейная деятельность, осуществляемая библиотеками РФ, не имеет выраженного правового статуса. Нормативно-правовая база, регулирующая музейную деятельность, включает Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996 г.), соответствующие законы, принятые в субъектах РФ, нормативные акты, утвержденные Правительством РФ и региональными органами исполнительной власти. К нормативным актам федерального уровня относятся: «Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР» (1985 г.), «Положение о Музейном фонде Российской Федерации» (1998 г.), «Положение о государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации» (1998 г.).

В Федеральном законе «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» дается определение музея как некоммерческого учреждения культуры, созданного собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций . Из приведенного определения следует, что основным признаком музея является статус «учреждения» – самостоятельного юридического лица. Таким образом, музеи в библиотеках, являясь структурными библиотечными подразделениями, не вправе называться музеями, и употребление в данном случае слова «музей» не может использоваться в качестве юридического термина. Более приемлемыми будут такие определения, как «коллекция документов», «собрание...» и т. д.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», в Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» внесены следующие изменения: «Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений». Иными словами, музейная деятельность, не являясь уставным направлением работы библиотеки, не рассматривается учредителем как профильная для финансирования в рамках государственного заказа .

Вместе с тем документ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» официально дает библиотекам возможность развивать музейную деятельность. «Культурная деятельность» в нем определена как работа по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей . Среди основных направлений этой деятельности выделены: изучение, сохранение и использование памятников истории и культуры, музейное дело и коллекционирование, а также «иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются и распространяются и осваиваются культурные ценности» . Исходя из Федерального закона «О библиотечном деле», библиотеки сами определяют содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах, и, следовательно, вполне могут заниматься деятельностью по сохранению культурного наследия . Таким образом, на основании вышеуказанного, библиотеки получают право заниматься всеми видами культурной деятельности, включая музейную. Это предполагает не только создание коллекций музейных материалов, но также их учет, хранение, изучение и использование.

Несмотря на отсутствие четко прописанной нормативно-правовой базы, элементы музейной деятельности в настоящее время используются в работе библиотек достаточно активно. В зависимости от профилирования и формы организации музейных коллекций можно выделить некоторые их типы и виды. Прежде всего, необходимо разграничить такие понятия, как «библиотека-музей» и «музей при библиотеке». Музей при библиотеке функционирует как самостоятельное подразделение (отдел библиотеки или сектор при каком-либо отделе). Библиотека-музей – учреждение, где на первый план выносятся мемориальные задачи (примерами могут служить Пушкинская библиотека-музей ЦБС г. Белгорода , Гаврилов-Ямская межпоселенческая центральная районная библиотека-музей в Ярославской области и др.). Организационный статус такой библиотеки меняется, и первостепенной становится музейная специфика. Библиотека принимает на себя научно-исследовательские функции и ведет углубленную поисково-собирательскую деятельность. Все подразделения библиотеки при этом работают на единой концептуальной основе, используя как музейные, так и библиотечные методы и формы работы. Музейная экспозиция при этом статична – это печатные материалы, неопубликованные документы, фотографии, предметы быта, картины, скульптуры .

Библиотеки-музеи и музеи при библиотеках можно разделить на несколько групп. Во-первых, это МУЗЕИ КНИГИ , отражающие историю книжного дела. Их отличительная особенность – наличие в фонде книжных памятников и архивных документов. Музеи книги в качестве структурных подразделений функционируют в таких библиотеках, как РГБ, РНБ, ГПНТБ СО РАН, Курганская ОУНБ им. А. К. Югова, Зональная НБ Воронежского государственного университета, ЦГДБ им. А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге (Музей детской книги), ЦГБ г. Невинномысска (Ставропольский край) и др.

Осознавая необходимость приобщения различных слоев населения к ценностям книжной культуры, Архангельская ОНБ им. Н. А. Добролюбова выступила с инициативой представить масштабный социокультурный проект «Виртуальный музей книжных памятников Архангельского Севера» (получил грант Президента РФ). В ходе его реализации был создан информационный продукт – сайт «Виртуальный музей “Книжные памятники Архангельского Севера”» , посвященный истории книги на Русском Севере, созданию и бытованию книжных памятников, их роли в контексте истории России и мировой истории. В музее несколько залов: «Памятники мирового значения», «Монастырские библиотеки», «Библиотека Афанасия Холмогорского», «Крестьянские и старообрядческие библиотеки», «Первые печатные книги на Русском Севере», «Зал Ломоносова», «Книжная культура на Русском Севере в XIX веке». Посетив их, можно познакомиться с рукописными и старопечатными книгами, факсимильными изданиями.

В Центральной библиотеки № 65 им. В. Г. Короленко ЦБС Северного административного округа г. Москвы существует постоянно действующая мемориальная экспозиция, посвященная жизни и деятельности выдающегося русского писателя, – Виртуальный музей В. Г. Короленко . Среди разделов сайта музея – «Факты биографии» (знакомит с жизненным и творческим путем писателя, а также публикациями и исследованиями современных авторов о нем. Посетив этот раздел, можно совершить виртуальную экскурсию, проводимую известным московским краеведом, главным хранителем Музея истории МСХА им. Тимирязева С. Величко. Тема экскурсии – «В. Г. Короленко в Москве: Петровско-Разумовское, Головино, Михалково, Ховрино»); «Воспоминания и переписка» (воспоминания дочери писателя С. В. Короленко и переписка В. Г. Короленко с А. П. Чеховым); «Литературное наследие В. Г. Короленко» (список основных произведений писателя); «В. Г. Короленко-живописец» (малоизвестен факт о больших способностях писателя к рисованию; некоторые из зарисовок Короленко можно увидеть в данном разделе); «Музеи В. Г. Короленко» (раздел знакомит с литературно-мемориальными музеями В. Г. Короленко в Житомире и Полтаве, Домом-музеем (дачей) В. Г. Короленко в Джанхоте Краснодарского края); «Литературное объединение “У Короленко”» (деятельность литературного объединения любителей поэзии, созданного в 1995 г. и проводящего свои встречи в библиотеке); «Имя Короленко» (перечень названных именем В. Г. Короленко образовательных учреждений, библиотек, улиц и т. д.).

* * *
Используя в работе элементы музейной деятельности, библиотеки трансформируются и формируют новый творческий стиль и библиотечный имидж, более привлекательный для пользователей, повышая тем самым свой социальный статус и в целом способствуя поступательному развитию отечественной культуры. Возрастание роли музейной составляющей в деятельности библиотек во многом объясняется неформальным творческим подходом библиотечных специалистов. Организовать музей при библиотеке указом «сверху» невозможно – это не предусмотрено типовым штатным расписанием. Музеи создаются преимущественно по личной инициативе библиотекаря. Если сами сотрудники будут увлечены идеей создания музея в своей библиотеке, если они ради этой идеи добровольно возьмут на себя дополнительную нагрузку, сумеют привлечь к организационной работе местную администрацию, читателей, жителей – только в этом случае музей в библиотеке может состояться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. О библиотечном деле: федеральный закон от 29 дек. 1994 г. № 78-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. 2 янв. № 1.
  2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2010. 10 мая. № 19. Ст. 2291.
  3. О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: федеральный закон // Собрание законодательства РФ. 1996. 27 мая. № 22. Ст. 2591.
  4. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: федеральный закон от 09.10.1992 № 3612-1 (ред. от 05.05.2014) // СПС «КонсультантПлюс».
  5. Колосова С. Г. Сохранение культурного наследия. Особенности работы библиотек-музеев и музеев библиотек: формы, методы, социальное партнерство // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. 2007. № 41. С. 81–85.
  6. Кузнецова Т. В. Культурная инициатива или социальная закономерность // Библиотечное дело. 2010. № 21. С. 20–24.
  7. Кузнецова Т. В. Музейная деятельность библиотек: культурная инициатива или социальная закономерность: на примере общедоступных библиотек Санкт-Петербурга // Библиотечные технологии: прилож. к журн. «Библиотечное дело». 2010. № 4. С. 73–83.
  8. Кузнецов Т. В. О музейной деятельности общедоступных библиотек Санкт-Петербурга (обзор) // Музейная деятельность публичных библиотек: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (СПб., 30 июня – 2 июля 2010 г.). СПб., 2010. Ч. 1. С. 18–39.
  9. Матлина С. Г. Нужны ли библиотекам музейные подразделения? // Библиотечное дело. 2007. № 18 (66). С. 2–6.

Составитель :
главный библиограф отдела информационно-
библиографического обслуживания О. Г. Колесникова

Музей сказок в библиотеке: проблемы моделирования

Введение
Глава 1. Теоретико-методические подходы к созданию музея в библиотеке
1.1.Научная концепция музея как документ
1.2.Музей в библиотеке: опыт создания и функционирования
1.3.Музейные технологии: специфика их использования в условиях музея в библиотеке
Глава 2. Музеи сказок: характеристика деятельности
2.1. Сказка как объект музея в библиотеке. Дети как субъект
2.2. Музей сказок: проблемы моделирования
2.3. Ресурсная база библиотеки как основа для создания музея
2.4. Концепция музея сказок как модель музея в библиотеке основное содержание структуры
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1.

"1.Англичанинова Н. История становится все ближе // Библиотека. - 2000.
2.Бикбулатова, И. Музей Зайнашевой // Известия Татарстана.2006.
3.Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Принт, 2002.
4.Брауде Л. Ю. К истории понятия «литературная сказка».- Известия АН СССР. Серия литературы и языка. - М., 1977.
5.Вавилов С.И., Введенский Б.А..«Большая сов. энциклопедия», Т. 5. М., 1949.
6.Викулова В.П. Традиции старинных салонов // Библиотека. - 2001.
7.Выготский Л. С. Психология искусства. - М., 1968.
8.Жукова Н. От читальни - к централизованной системе // Библиотека. - 2001.
9.Интерактивные экспозиции: реакция посетителей // Международный журнал Museum (ЮНЕСКО), № 208, 2001.
10.Киселева Т.Г. Глобализация общества и культу ра мира // Библиотековедение. - 2002.
11.Коваль Л. Для общей пользы // Библиотека. - 2000. - № 11.
12. Кулакова Е.С. Самый популярный отдел // Библиотека. - 2002. - № 8
13. Литературный музей в библиотеке: проблемы моделирования: программа спецкурса для студентов библ.-информ. ф-та / КГАКИ; сост. Т.В. Абалимова. Казань, 1998.
14.Майстровская М. Музейная экспозиция: тенденции развития // Музееведение. На пути к музею XXI века: музейная экспозиция. - М., 1996
15.Матлина С.В какую сторону направлен вектор обновления? (музей в библиотеках) / С. Матлина // Библиотека. 2000.
16. Методические рекомендации по разработке научной концепции стационарной экспозиции музея. М., 1988.
17. Музей будущего: Информационный менеджмент: Сборник статей/ Сост. Лебедев А. В., М., 2001.
18. Музей и новые технологии: Сборник статей/ Под ред. Никишина Н. А., М. 1999.
19. Петрова, Л.А. Напиши… биографию вещей / Л.А. Петрова // Библиотека. - 2004.
20. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; НИИ общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1983.
21.Свиридова, Н. Музей реальный и виртуальный / Н.Свиридова // Библиотека. - 2006.
22.Старикова, Ю.А. Музееведение: конспект лекций. - М: Приориздат, 2006.
23.Технология / Википедия. Электронная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/Технология
24. Фролов А.И. Советские музеи в зкркале прессы // Музееведение. На пути к музею XXI века. - М., 1989.
25.Чаликова, Д. Музей в библиотеке // Встреча /КПР/. - 2005.

Библиотечные уголки народного быта


Результаты исследований Российской государственной юношеской библиотеки говорят о том, что в последние годы наблюдается устойчивый интерес молодежи к прошлому страны, поэтому библиотекари активно включились в работу по изучению истории ремесел и фольклора, возрождению народных традиций, праздников - неотъемлемой составляющей истории русского народа, раскрывающей его душу и характер.

Приобщение к народным традициям, к истокам культуры важно для сохранения исторической памяти поколений, для неразрывной связи времен, для воспитания самоуважения и достоинства в каждом человеке.

Во многом способствуют этому создаваемые на базе библиотек уголки и мини-музеи народного быта. Сегодня около 15-20% библиотек России зани­маются музейной деятельностью в той или иной мере (Кузнецова Т.В. Музейная деятельность библиотек: культурная инициатива или социальная закономерность на примере общедоступных библиотек Санкт-Петербурга//Библиотечные технологии (приложение к журн. «Библиотечное дело»).-2010.-№4.-С.73-83).

В нашем районе в шести библиотеках созданы такие краеведческие уголки.

Библиотека сегодня - это гуманитарное учреждение, социальной функцией кото­рого является активное участие в образовании и воспи­тании человека, в формировании его интеллектуальной и практической деятельности, в развитии науки и культуры, в обеспечении прав личности всемерно пользоваться ду­ховными ценностями.

Во-вторых, взаимодействие библиотечной и музейной деятельности при обслуживании одного и того же пользователя помогает обеспечить рас­ширение и взаимообогащение единого культурного пространства.

Важно и то, что на сегодняшний день библиотека осталась единственным бесплатным социальным институтом, по-настоящему общедоступ­ным, открытым всем и каждому.

Кроме того, многие библиотеки хотят иметь свое лицо, свою индивидуальность. Создание мини-музеев и уголков народного быта способствует росту их авторитета, не только в данном населенном пункте, но и в масштабе района.

Нельзя не упомянуть и о психологическом факторе: в музеи ходят далеко не все, и выставляется в нём далеко не всё. В то время как библиотека всегда рядом, доступна, и посещают её люди с разной мотивацией, всех возрастов и профессий.

Ещё одна, не менее важная причина - активиза­ция краеведческой деятельности. Сегодня библиотечное краеведение по праву можно назвать одним из ведущих направлений в работе библиотек Унечского района, а для некоторых и приоритетным. Изучая ис­торию своего района, своего села, библиотекари, наряду с письменными документами, начали собирать (и в эту работу включились читатели библиотеки) предметы материальной культуры, которые дополняют и ярко иллюстрируют документальные источники. Это - материалы этнографического, исторического, декоративно-прикладного характера своей территории,а именно: предметы обихода прошлых веков, уникальные народные костюмы, вышивки, украшения и т.д.. В библиотеках появились сначала небольшие выставки, затем в результате поисковой работы они пополнялись, и в итоге в некоторых сельских библиотеках получились экспозиции, претендующие на статус мини-музея.

Основными источниками формирования музей­ных коллекций в библиотеках нашего района являются частные дары. Библиотеки, как правило, пользуются авторитетом и до­верием, и именно им, чаще всего, люди готовы передать свои коллекции или семейные реликвии.

Кроме того, в библиотеки можно передать рари­теты не только в дар, навсегда, но и на временное хране­ние. Благодаря этому в библиотеках часто организуются выставки декоративно-прикладного искусства, семейных коллекций.

Кому, как ни нам с вами хорошо известно, что любая даже самая яркая, интересная выставка, тем более музейная экспозиция, без посетителей мертвы, поэтому просветительская работа не менее важна, чем создание уголка народного быта.

По свидетельству самих библиотекарей, основные посетители уголков народного быта – гости села, учителя, дети и подростки, которых привлекают необычные для сегодняшнего дня предметы старины.

Базируясь на экспозиции своего музея, библиотекари проводят самые разнообразные мероприятия: экскурсии, беседы, фольклорные посиделки, часы краеведения. Совместно с учителями организуются уроки истории для школьников, используют музейные экспонаты для создания выставок в библио­теке.

Создание уголков народного быта, мини-музеев – это кропотливая постоянная работа. Важно не только собрать экспонаты, но нужно еще их разместить, создать определенную обстановку, такую, чтобы она привлекала посетителей.

В нашем районе хорошо известен мини-музей «Русская горница» организованный при Рюховской поселенческой центральной библиотеке в декабре 2002 года. Уже в 2004 году в количество музейных экспонатов равнялось 50, затем их стало 70, сегодня – около 90.

Рюховский мини-музей «Русская горница» начинается с «Красного» угла. Здесь расположена старинная деревянная икона Николая Чудотворца, лампадка, на столе - «Молитвослов», изданный еще в 1910 году. Здесь же находится деревянная голова ангела из Ильинской церкви с. Рюхов, которая была разрушена в 1929г.

Особой гордостью и исторической ценностью является ткацкий станок, которому более 200 лет. На этом станке при лучине наши предки изготавливали самотканое полотно, из которого шили себе одежду, изготавливали скатерти.

Редко сегодня уже можно увидеть в доме печь. В горнице есть макет печи с огнем и домашней утварью.

Рядом с печью висит детская деревянная люлька, закрытая пологом. Кто откроет полог – увидит куклу в убранстве грудного ребенка – льняных пеленках.

Костюмы села в музее представлены интересно. В них одеты куклы - баба и дед. На бабе - вышитая рубашка, сарафан отороченный лентами, бусы, вышитый фартук, женский головной убор-плат, самошитые сапожки, подбитые кленовыми гвоздиками.

Мужской костюм состоит из самотканых штанов, вышитой сорочки, кушака. На голове – кепка. Здесь же обувь наших предков - лапти лыковые. Дед держит в руках старинную гармонь.

О жизни селян - предков наших говорят экспонаты: ступа, самопрялка, веретено с куделью, гребцы для скашивания льна, маслобойка, корыто деревянное. Завешена горница старинными рушниками, вышитыми местными мастерицами. На одном из них – герб времен царской России.

Ценными для нашей горницы являются фотографии, представляющие крестьянскую жизнь. Приходящие в горницу, с интересом рассматривают фотографии, отыскивают себя и своих родственников.

На чердаке заброшенной избушки

Валялась прялка в темноте угла.

На ней когда-то добрая старушка

Из шерсти пряжу у окна пряла.

И колесо крутилось и скрипело,

Плясало под рукой веретено.

Старушка еле слышно что-то пела…

Все было так недавно, так давно…

Прошли года. И нет уж той старушки.

И пряжу больше некому прясти.

И прялку, как какую безделушку

Решили вовсе на чердак снести.

Да, время беспощадно и сурово.

Все помешалось: мода, вкусы, быт.

Нет даже в деревнях следа былого,

И старый стиль заброшен и забыт.

Хотим равняться западному миру,

Но надо сердцем истину понять:

Чтоб уважали наш народ и чтили,

Традиции не нужно забывать.

(Иванова Ольга)

В мини - музее «Русская горница» проводятся экскурсии, краеведческие викторины, встречи с живыми свидетелями истории с использованием музейных экспонатов.

В библиотеке собирается информация по истории села – ведутся накопительные папки по обычаям и обрядам – это: кухня нашего села, песни села, памятники села. Ведётся электронная летопись села по значимым событиям год за годом, начиная с 2005 года.

В Задубенской сельской библиотеке оформлен Уголок крестьянского быта «Живая и поныне старина». Экспонатов пока немного, поэтому экспозиция занимает один угол. Среди представленных экспонатов: икона, предметы домашнего обихода, посуда, хозяйственный инвентарь, домотканые скатерти, рушники.

«Родная старина» - так называется уголок крестьянского быта при Ивайтенской поселенческой центральной библиотеке. Здесь собрано уже 59 экспонатов. Есть материалы даже из других районов. В уголке представлены предметы, наглядно демонстрирующие быт крестьян: ножницы для стрижки овец, праник (деревянный, использовался при стирке), мотовило, махотка (маленький глиняный горшок), рубель и другие. Особой гордостью и исторической ценностью является ткацкий станок, которому более 100 лет. Среди экспонатов есть народные мужской и женский костюмы, тканые рушники, скатерти, накидки, вышитые картины и др.

Музей - это «живой организм», где постоянно ведется поисковая работа. Экспозиция расширяется, обновляется на основе новых материалов. Так небольшая коллекция предметов, которая начала собираться в 2009 году в Белогорщской сельской библиотеке сегодня превратилась в настоящий мини-музей , для которого теперь отведена целая комната, а количество экспонатов равно 70. Библиотекарь Светлана Алексеевна пытается создать атмосферу крестьянской избы. И как любая русская изба мини-музей начинается с печи, где стоят чугун с картошкой, махотка с кашей, крынка с молоком. Возле печи - ступа, здесь же на лавке предметы быта наших предков: маслобойка, праник, прялка, самопрядка, безмен, рубель с качалкой и др.

Особую атмосферу создает ткацкий станок. Есть много тканых полотенец, рушников, скатертей с вышивкой - на отдельных даже можно рассмотреть даты их изготовления. Есть интересные рушники с надписями, пожеланиями, пословицами и поговорками.

В Рассухской сельской библиотеке Высокского поселения создан совместно с клубом мини-музей, располагающийся в отдельной комнате. Работу по сбору экспонатов начала еще Валентина Васильевна Варочко – бывшая библиотекарь. Этот музей отличается от предыдущих тем, что здесь представлены предметы не только крестьянского помещичьего быта. Имеются труды и издания из библиотеки рассухской помещицы Марии Николаевны Косич.

В Добрикской сельской библиотеке оформлен уголок крестьянского быта «Предметы Брянской старины », который насчитывает 25 экспонатов. А начиналось все с подаренной читательницей прялки. На сегодняшний день в уголке представлены предметы, ярко иллюстрирующие ремесла, которые преобладали на данной территории. Из интересных и редких экспонатов можно назвать детскую качулку (утюг) и деревянную очень маленькую люльку, скорее всего эта люлька служила детской игрушкой.

Кропотливая работа по созданию музейных экспозиций - это благодатная почва и для популяризации истории родного края и для привлечения читателей в библиотеку.

Вообще, идея создания музея в библиотеке уходит в прошлое и принадлежит русскому мыслителю Н. Ф. Фёдорову, ко­торый писал об огромном значении библиотек и музеев как очагов духовного наследия, центров собирания, исследования и просвеще­ния, нравственного воспитания. Федоров говорил: «В библиотеках про­исходит общение с великими предками, и они должны стать центром общественной жизни, аналогом храмов, местом, где люди приобщаются к культуре и науке».

В библиотеках применяются следующие формы учета экспонатов: ярлыки с наименованием экспонатов и мастеров, тетрадь учета экспонатов, журналрегистрации экспонатов и положение о мини-музее.

Краеведческие мини-музеи при библиотеках

Историко-краеведческий мини-музей «Уголок старинного быта» открыт 30 марта 2016 году в день проведения в Алмаметьевской сельской библиотеке выездного Дня районных депутатов и проведения районного семинара.
Музей открыт силами работников Алмаметьевской СДК и библиотеки. Экспонаты для музея собраны из ближайших деревень: Ядык-Сола, Нурумбал, Шоръял. Некоторые экспонаты подарила библиотекарь Семисолинской сельской библиотеки Светлакова Алевтина Витальевна, когда собирала материалы для открытия мини-музея в своей родной библиотеке.
В 2018 году число экспонатов составляет более 130 наименований.

Историко-краеведческий мини-музей «Ковамын шондыкшо гыч» («Из бабушкиного сундучка») в библиотеке отрыт 4 ноября 2014 года к 90-летию образования Моркинского района.

Начало открытию мини-музея положила бывшая заведующая Семисолинской сельской библиотеки Светлакова Алевтина Витальевна. При библиотеке организовала сбор историко-краеведческих, этнографических экспонатов жителей деревень Семисола и Ядыксола.

Инновационной моделью работы библиотеки в современных условиях стала концепция «Библиотека-музей, как форма сохранения и изучения культурного наследия». Используя музейные предметы, библиотека раскрывает их суть и историю, создает атмосферу проникновения в среду с помощью богатства книжного фонда, полнее раскрывает любую беседу и мероприятие. В 2018 году Тыгыдеморкинской сельской библиотеке в фойе оформлен краеведческий уголок «Прикоснись к прошлому».

Цель данного краеведческого уголка - развитие интереса у подрастающего поколения к истории своего родного края, воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры, духовному наследию...

Создание уголка народного быта - это кропотливая работа, с целью повышения интереса пользователей библиотеки к изучению истории родного края.

Собрать экспонаты это одно, нужно ещё их разместить так, чтобы они привлекали посетителей библиотеки, были интересными потенциальным читателям. Важный момент в том, чтобы у жителей деревни было желание пополнить мини-музей или краеведческий уголок необычными и старинными экспонатами, которые когда-то были в обиходе в крестьянском хозяйстве.

Изучив все «за» и «против» совместно с сельским клубом в 2015 году решили создать краеведческий уголок при библиотеке.