Византийская мозаика в равенне. Мозаики из камня и смальты в искусстве византии Для чего использовались византийские мозаики


Йошкар-Ола

Введение...................................................................................................................3

1. Понятие «мозаика»........................................................................................4

2. История мозаики...........................................................................................7

3. Римские мозаики.........................................................................................10

4. Византийские мозаики из смальты............................................................13

Заключение.............................................................................................................20

Список использованных источников...................................................................21

Введение

"Наши дни" открыли искусство мозаики, как искусство, заново. Прокатитесь по Московскому метро, техника исполнения, профессионализм мастеров, разнообразие цветов и сюжетов поражают воображение.

Для многих мозаичная техника стала не профессией, но увлечением на всю жизнь. Этим увлекательным, а главное доступным занятием можно заинтересовать и детей. Термомозаика создана для совместного творчества детей и их родителей.

В этом реферате я хочу познакомить вас с понятием «мозаика», с ее историей, даже о том, где можно встретить мозаичное искусство.

1. Понятие «мозаика»

Мозаика - одна из самых древних техник декоративно-прикладного искусства. Ее знали еще древние греки. Слово «мозаика» произошло от лат. opus misivum, дословно – «произведение, посвящённое музам». Мозаика - своего рода живопись, но изображение здесь набирают кусочками мелких разноцветных плиток выполненных из керамики, смальты, стекла, разноцветных шлифованных камешков и т.д. История мозаики уходит глубоко в прошлое и насчитывает не одно тысячелетие. Первые мозаики возникли в Древнем Риме, римской мозаикой украшали купальни, полы вилл и спален, роскошные залы в домах знати. Эпоха Византийской империи привнесла в мозаику глоток свежего воздуха, именно в это время распространение мозаики достигло своего пика.

Раннехристианское искусство Византии полюбило мозаику за поражающую воображение игру света, яркость и неизменность цветов. Золотые кусочки смальты таинственно переливались и играли на сводах и стенах храмов, прекрасно передавая нерукотворное божественное сияние. Характерной особенностью византийской мозаики, отличной от римской, является более мелкий модуль камней, более деликатная кладка. В римской мозаике кладка, как правило, достаточно крупная, черты лиц не отличаются тонкостью, хотя очень выразительны. Опять же византийская мозаика отличается совершенно другими приемами в кладке ликов, одежды, обилием золотого фона. Величественный, прекрасный дух византийских мозаик передается даже на маленьком фрагменте - атмосфера благоговения и тишины храма...

Флорентийская мозаика также славится утонченностью и изысканностью, мозаичное панно из флорентийской мозаики выполнялось из шлифованных камней различной формы.

Сегодня мозаика широко применяется для отделки интерьера (стен, пола, потолка, подиумов, лестниц), фасадов зданий, ландшафтных объектов (клумб, фонтанов, скамеек, садовых дорожек), бассейнов, скульптур, мебели; для оформления элементов декора и создания художественных панно.

В качестве мозаичных материалов используются традиционные смальта и природный камень, а также стеклянные смеси, керамика, керамогранит, металл. Классическое исполнение мозаики из смальты, по-прежнему, остаётся самым изысканным вариантом оформления декоративных панно для избранных. Камень используется, в основном, для создания напольных изображений; металл - для придания интерьеру некоего футуристического намёка; керамогранит - для отделки зданий общественного назначения. Стеклянная же и керамическая мозаика являются самыми популярными отделочными материалами. Данная особенность продиктована, в первую очередь, их высокими техническими характеристиками, а, кроме того, - доступностью, многообразием, сильным художественным потенциалом, возможностью импровизации.

Явные лидеры современных мозаичных материалов - стеклянные смеси и керамика - помогают реализовать в жизни любую творческую задумку заказчика. Стеклянная мозаика, помимо артпокрытия, является также прикладным средством искусства. Её художественные возможности безграничны: она позволяет создать декоративное изображение от простого рисунка (узора, ковра, растяжки, одиночного элемента отделки для создания акцента в интерьере) до сложной композиции и произведения живописи.

Стеклянная мозаика, кроме того, незаменима для облицовки высокотехнологичных объектов: бассейнов, прудов, водопадов, фонтанов, ванных, кухонь, саун, каминов, фасадов зданий. Сплав функциональных и эстетических свойств этого материала (высокая пластичность, нулевой коэффициент водопоглощения, жаропрочность и морозостойкость, прочность, неприхотливость, устойчивость к химикатам и воздействию солнечных лучей, независимость от погодных условий, неподверженность влиянию микроорганизмов и бактерий, разнообразие цветовых решений, дополнительные дизайнерские возможности) является уникальным для работы с сооружениями водной стихии.

2. История мозаики

Большой славой в эпоху эллинизма пользовались произведения пергамского художника Соза, о котором Плиний говорит, как о самом искусном греческом мастере мозаичной живописи. В Пергаме, во дворце Атталидов, Соз набрал мозаичный пол, на котором были изображены беспорядочно разбросанные после пиршества остатки кушаний - рыбьи кости, клешни крабов, овощи, фрукты, раковины и т. п. Здесь же была изображена мышь, грызущая орех, и птицы, которые клевали ягоды. Эта шуточная картина была выполнена в натуральную величину с невиданным до

того в мозаичном искусстве мастерством.
Столь же прославленной была и другая мозаика Соза,

также украшавшая пол,- «Голуби на чаше».

На ней была изображена, по описанию Плиния,

«пьющая голубка, затемняющая поверхность воды тенью своей головки; остальные сидят, прихорашиваясь». Очевидно, это произведение было в свое время очень популярно, так как при раскопках в Италии было найдено несколько вольных подражаний ей.

Плиний говорит, что Соз в своих мозаиках употреблял «мелкие кубики, окрашенные в разные цвета». Здесь, вероятно, речь идет о стеклянных кубиках, так как для них разноцветность более характерна, чем для камешков. Но зато с полной достоверностью установлено, что целиком стеклянными были мозаичные полы на острове Делос, относящиеся ко II в. до н. э. На этих мозаиках кладка цветных кубиков, иногда очень мелких, была столь совершенной, что позволяла выполнить чрезвычайно тонкий рисунок.

За счет эксплуатации порабощенных народов роскошь декоративной отделки общественных зданий, дворцов, храмов и частных домов зажиточных слоев населения достигает своего апогея. Мода на мозаику как на один из наиболее пышных и дорогих способов художественной отделки строений распространяется до небывалых пределов. Все чаще и чаще наблюдаются случаи украшения мозаикой не только полов, но и стен зданий. Каждый сколько-нибудь имущий хозяин стремится завести у себя в доме хотя бы небольшую мозаичную картину или выложить на полу у входа из мелких кусочков фигуру оскалившегося пса с надписью: «cave ca-nem» -«берегись собаки».

Сам Цезарь приказывает возить за собой в походах мозаичные плиты, чтобы выстилать ими пол в своей палатке.

Римляне не удовлетворяются сдержанностью красок греческих мозаик и начинают применять в мозаике агат, оникс, бирюзу, изумруд и прочие драгоценные камни. Однако из-за дороговизны подобных материалов развитие мозаики в этом направлении ограничивалось, что натолкнуло на преимущественное использование стекла, как материала, дающего не меньший декоративный эффект, но неизмеримо более дешевого и широко доступного.

Переход на стекло открыл перед мозаикой новые возможности и способствовал еще большему ее распространению при отделке общественных зданий и домов богатых горожан.

Огромной известностью пользуется мозаика, найденная в Помпеях, в так называемом доме Фавна, изображающая последний момент битвы Александра Македонского с Дарием при Иссе. Она считается копией с живописного оригинала, который приписывается греческому художнику Филоксену из Эритреи, современнику Александра.

В картине поражает огромное внутреннее напряжение и глубина характеров действующих лиц. Лицо Александра, сего горящим взглядом и резкими угловатыми чертами, совсем некрасивое, по-видимому, имеет большое сходство с оригиналом и совершенно не напоминает многочисленные идеализированные портреты этого героя. На лице царя Дария, который видит гибель одного из близких ему людей, художник передал сложное выражение ужаса, жалости и беспомощности.

Мозаика украшала пол одной из комнат дома Фавна и занимала площадь в 15 кв. м. Для ее изготовления потребовалось около полутора миллионов кубиков из естественных горных пород. В мозаике использовано ограниченное число цветов: черный, белый, желтый и красный.

Гете, неоднократно любовавшийся этим замечательным произведением искусства, писал, что каждый раз, подходя к нему, «мы все снова возвращаемся к простому и чистому восторженному изумлению».

3. Римские мозаики

Интересные римские мозаики, относящиеся к I-II вв., хранятся в собрании Государственного Эрмитажа. Среди них - превосходная мозаика "Танцующая девушка", небольшая картина, аллегорически изображающая месяц июнь в виде мальчика, держащего корзину с фруктами, и большая мозаика, показывающая Гиласа, спутника Геракла, в его странствиях.

Все эти мозаики набраны из смальт с использованием некоторого количества мраморных кубиков.

Упомянем еще мозаику античного периода, недавно найденную в Гарни, близ Еревана. На ней изображены морские божества в обрамлении богатого орнамента. Мозаика набрана, по всем признакам, местными армянскими мастерами из разноцветных кубиков натурального камня.

Огромный интерес представляют недавно открытые мозаики древней Антиохии, на которых с выдающимся мастерством изображены мифологические сцены.

Примером удачного использования мозаики в римской архитектуре могут служить найденные в Помпеях четыре колонны, богато украшенные орнаментом с изображением охотничьих сцен, набранным из разноцветных кусочков смальты.

В Помпеях сохранились также фонтанные ниши, сплошь покрытые орнаментальной мозаикой.

Наибольшего развития римская мозаическая живопись достигает в первую половину II в. при императоре Адриане. Во время своих длительных путешествий он возил с собой целый отряд архитекторов и художников, в том числе мозаичистов, которые должны были украшать здания, возводимые по его приказу в разных городах Римской империи. Под руководством этих художников в ряде городов были созданы мозаичные мастерские.

Вполне возможно, что известная мозаика пола из Палестины, изображающая долину Нила во время разлива, оживленную многочисленными бытовыми сценами, была создана римскими художниками-мозаичистами ко времени возвращения Адриана с верховьев Нила.

К концу II в. Римская империя вступает в полосу глубокого кризиса, который впоследствии приводит к гибели весь античный рабовладельческий мир. Государственная казна постепенно истощается, в стране растет нищета. Однако правители Рима не хотят замечать надвигающейся катастрофы. Тратятся неисчислимые средства на пиршества, представления и народные празднества. Народ ни о чем не должен знать - все обстоит совершенно благополучно. Все рассчитано на внешний эффект: и огромные размеры построек, и непомерная стоимость отделочных материалов, и необычайно пышное убранство интерьеров. Мозаическое искусство как один из самых дорогих приемов украшения зданий получает особенно широкое применение.

Знаменитые термы (бани) Каракалла, построенные в начале III в., богато отделываются мозаикой. Полы выложены кубиками из цветных мраморов, в стенных мозаиках применены смальты самых ярких цветов и позолота. Остатки этой пышной декорировки дошли до нас и позволяют различать неуклюжие изображения знаменитых римских атлетов. Грубая упрощенная трактовка фигур и жесткие краски свидетельствуют о резком упадке художественного вкуса. Все говорило о том, что в истории Римского государства приоткрывалась одна из самых мрачных страниц, насыщенная политическими репрессиями, угрожавшая отодвинуть искусства на задний план и затормозить их развитие на долгие годы.

Казалось, такой печальной участи не могло миновать и мозаическое искусство, но этого не случилось, поскольку судьба этого искусства оказалась связанной с новой христианской религией, закреплявшейся вокруг византийского трона восточных римских императоров.

Битва кентавров с хищниками. Мозаика виллы Адриана в Тиволи. Берлин. Государственный музей

Битва Александра Македонского с Дарием III при Иссе. Мозаика из дома Фавна в Помпеях. Неаполь. Национальный музей

4. Византийские мозаики из смальты.

Ранневизантийский период

Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, V век.
Характерной особенностью мозаик мавзолея Галлы является контраст двух люнетов. Сцена с Добрым пастырем исполнена в духе античной пасторали с намеренной умилительностью образов. Сцена с образом св. Лаврентия демонстрирует рождение нового художественного языка. Композиция ясна, отличается простой симметрией крупных форм. Изображение намеренно выведено на передний план. Начатки обратной перспективы создают иллюзию «опрокидывающегося» на зрителя пространства.

Баптистерий Православных в Равенне, V век.
Мозаичная живопись купола весьма эффектна. Фигуры апостолов показаны в движении. Крупность их шага подчеркивается широко расставленными ногами и изгибом бедер. Иллюзия пространства еще присутствует: поверхность, по которой ступают апостолы, выглядит более светлой, чем таинственный и бездонный синий фон основного изображения. Тяжелые и пышные одежды напоминают великолепие римских патрицианских одеяний. В апостольских хитонах варьируются только два цвета - белый, олицетворяющий свет, и золото - свет небесный.

Большой императорский дворец в Константинополе. V век.
В отличие от культовых сооружений эпохи пол Большого императорского дворца в Константинополе содержит большое число изображений бытовых сцен с участием людей и животных. Обращает на себя внимание фоновая мозаичная выкладка - сотни тысяч кусочков однотонной белой мозаики образуют причудливый узор, в котором поражают масштабы работ и аккуратность древних мастеров.

Церковь Сан-Витале в Равенне, VI век.
В композициях господствует идеальная уравновешенность. Архитектурные формы, растительные мотивы, человеческие тела, уподобленные простейшим геометрическим фигурам, словно вычерчены по линейке. Драпировки не имеют ни объема, ни живой мягкости. Ни в чем нет живого ощущения вещества, хотя бы отдаленного намека на природное дыхание. Пространство окончательно утрачивает какое-либо сходство с реальностью.

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, VI век.
В изображении мучеников и мучениц четко прослеживается тенденция, которую можно назвать сакрализацией стиля. Изображение намеренно стремится отрешиться от каких бы то ни было конкретных жизненных ассоциаций. Исчезает даже отдаленный намек на воображаемое пространство или среду действия - все свободное пространство занимает бесконечный золотой фон. Цветы под ногами волхвов и мучениц играют чисто символическую роль и еще больше подчеркивают ирреальность изображенного.

Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI век.
Стиль мозаик обнаруживает явственные признаки западного вкуса. Формы абстрактны и нарочито упрощены, в композиции господствует линейный ритм. Широкие и бесплотные пятна силуэтов окрашены ровным цветом, только он, собственно, и сохраняет выразительность. Внешняя нарядность, цветовая звучность компенсируют анемичность и аморфность стиля.

Эпоха династии Комнинов

6. Церковь Успения Богоматери, Дафни, XII век.
Мозаики Дафни создают ощущение праздничности, незамутненного спокойствия и вселенской гармонии. Из живописи полностью исчезают мрачные тона, а евангельские образы исполняются поэтической красоты. Даже в сценах страстей нет и намека на страсти и пафос страдания и жертвы.

Каждая мозаика в Дафни представляет собой самостоятельную композицию и вместе с тем неотъемлемую часть стройного единого ансамбля росписи, органически связанную с архитектурой. Нужно заметить, что при этом мозаики не покрывают сплошь все стены, а оставляют незаполненными большие поверхности, которые подчеркивают красочное богатство росписи.

Стройные и правильные по своим пропорциям человеческие фигуры изображены в сложных, иногда стремительных движениях и поворотах, формы переданы объемно, хотя большую роль играет четкая линия контуров, придающая изображению некоторую сухость.

Основное назначение мозаик, по представлению византийских правящих кругов, заключалось в поучении верующих.

Ясность в развитии сюжета и доходчивость до зрителя мозаик монастыря Дафни могут служить образцом для монументальной живописи.

7. Собор в Чефалу, XII век.
Мозаичные композиции собора сочетают византийское совершенство художественного исполнения и глубину духовного смысла с необыкновенной, чуть варварского толка, праздничной роскошью.

Византийские мозаики. Константинополь. Дворец Дафна

Дионис. Мозаика из дворца македонских царей в Пелле

Охота на оленя. Мозаика из дворца македонских царей в Пелле

Заключение

В своем реферате я познакомила вас с историей мозаики, раскрыла сущность понятия мозаики, продемонстрировала известные памятники мозаичного искусства.

В заключении выделим основные моменты. Слово «мозаика» произошло от лат. opus misivum, дословно – «произведение, посвящённое музам». История мозаики уходит глубоко в прошлое и насчитывает не одно тысячелетие. Первые мозаики возникли в Древнем Риме, римской мозаикой украшали купальни, полы вилл и спален, роскошные залы в домах знати. Эпоха Византийской империи привнесла в мозаику глоток свежего воздуха, именно в это время распространение мозаики достигло своего пика.

Интересные римские мозаики, относящиеся к I-II вв., хранятся в собрании Государственного Эрмитажа. Наибольшего развития римская мозаическая живопись достигает в первую половину II в. при императоре Адриане.

Примером византийских мозаик могут служить:Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне(V век), Баптистерий Православных в Равенне(V век), Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне(VI век), «Голуби на чаше» художника Соза и другие.

Переход на стекло открыл перед мозаикой новые возможности и способствовал еще большему ее распространению при отделке общественных зданий и домов богатых горожан. Сейчас отделку мозаикой можно встретить во многих местах.

Список использованных источников

1. Вахрушева Ю. История мозаики: [мозаичное искусство]// ДЕКО. – 2008. - №1. – 62с.

2. Искусство Византии/ Д.Т.Райс. –М.: Слово, 2002. – 254с.: цв. ил. –(Большая библиотека «Слова»)

3. Искусство Византии: ранний и средние периоды/ Г.С.Колпакова. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 527с. : цв. ил.- (Новая история искусств)

4. Мельников Ю.С. История мозаики. http://stroy-server.ru/mozaika

5. http://www.smalta.ru/istoriya-smalty/vizantiya/

6. http://www.art-glazkov.ru/article/other/mozaika06.htm

В провинциальном городке, расположенном на берегу Адриатического моря, часто менялись правители, и каждый из них старался украсить Равенну новыми дворцами и храмами, в результате чего итальянская жемчужина становится главным центром архитектурного искусства страны. Расположенная между Востоком и Западом, она является настоящей сокровищницей уникальных исторических памятников, восемь из которых находятся под защитой ЮНЕСКО.

Однако главной достопримечательностью благословенной Равенны считается ценнейшая мозаика, которую наблюдаешь буквально повсюду. Качество ее исполнения удивляет и очаровывает каждого, кто прикасается к культурному наследию города с богатым прошлым.

Искусство Византийской империи

В Византийской империи производство мозаики было поставлено на поток, и все храмы и царские дворцы украшались полотнами из цветного стекла. Конечно, это не вполне корректное название, поскольку такое искусство - не живопись. Создатели величайших произведений писали их не красками, а набирали из кусочков смальты.

Расцвет мозаичного искусства приходится на V-VI столетия, названные золотым веком. Самыми известными в мире шедеврами признаны мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь). Исторический храм в Стамбуле и по сей день сохранил всю мощь и величие, которыми он был наделен своими создателями - творцами Древней Византии. Красивейшие произведения, имеющие огромную ценность для мировой культуры, сохранились в хорошем состоянии.

Храмы и мозаики Равенны: невыразительность и роскошь

Раннехристианские культовые сооружения, датирующиеся V-VII веками, когда Равенна являлась столицей Западной Римской империи, никого не удивят архитектурными решениями и особой красотой. Гости древнего города признаются, что внешне он не производит никакого впечатления: невыразительные улицы, неприметные площади, отсутствие сказочной атмосферы и особого колорита. Однако за серыми фасадами храмов и толстыми кирпичными стенами скрывается мозаичное наследие города. Подлинные произведения искусства спрятаны от чужих глаз и, чтобы их найти, придется раздобыть карту населенного пункта, находящегося на северо-востоке Италии.

Мозаики Равенны настолько известны во всем мире, что другие культурные объекты остаются незамеченными туристами. Бесценные сокровища, равных которым нет ни в одном городе мира, спрятаны за безликими фасадами исторических зданий. Прежде чем рассказать о главной гордости Равенны, необходимо обратить внимание на особенности подобных полотен.

Мозаики из смальты

Мозаика - это любимый вид украшения христианских храмов, в котором наиболее полно воплотились эстетические идеалы религиозного мировоззрения. Такая живопись была разработана византийцами, создавшими особую технологию производства смальты. В простое в обращении стекло они добавляли самые различные металлы (золото, ртуть, медь и другие) и получали оттенки разных цветов. Основным элементом мозаичного полотна являлись одинаковые по размеру и аккуратно выложенные кубики.

Византийская мозаика в Равенне стала главной составляющей в отделке усыпальниц, храмов, базилик, где на первый план выходят визуальные задачи. Основной темой монументальных полотен стали христианские истории и библейские сюжеты. Техника укладки смальты с каждым годом совершенствовалась, а авторы чудесных композиций разрабатывали новые составы и цвета.

Особенности техники

Чем отличается византийская мозаика от римской? Главной особенностью становится использование золотистого фона, на который выкладывались кубики с неотшлифованной поверхностью, отличающиеся своим положением относительно других элементов. Кроме того, мастера использовали ровные контуры границ при изображении тел или предметов, которые придавали композиции на сияющем фоне четкость. Так создавалось единое полотно, красиво мерцающее в отблесках свечей и при естественном освещении. Восхитительная игра цвета и отражений создавала эффект движения картины, живущей своей жизнью.

Художники равеннской школы творившие в период с V по VII век, работали с палитрой, состоявшей из смальты основных тонов и не отличающейся разнообразием оттенков. Чаще всего кубики имели прямоугольную, квадратную форму, хотя на некоторых картинах можно увидеть круглые и овальные элементы больших размеров - от 7 до 15 мм.

Наследие и современность

Мозаики Равенны, ставшей западной столицей Римской империи, ничуть не уступали изумительным произведениям Константинополя. Город, носивший звание кладезя искусства и культуры, хранит богатейшее наследие, ставшее источником вдохновения для известных писателей и художников. Современный город не забыл древнее мастерство: в одной из академий есть отделение мозаики, которое посещают как итальянские, так и иностранные слушатели. Здесь проводятся симпозиумы и семинары, собирающие специалистов со всего мира.

Востребованные равеннские таланты выполняют реставрационные работы, создают потрясающие копии с самых известных произведений, которые можно приобрести в художественных галереях города. Власти столицы мозаики осознают, что главная задача - это не только сберечь национальные сокровища, но и сделать их достоянием общественности.

Мавзолей Галлы Плацидии

Самым старым архитектурным памятником является в Равенне. Мозаики, выполненные в V веке, создавались византийскими мастерами, которых привезла из Константинополя дочь императора Феодосия Великого. На самом деле, как установили ученые, это не настоящая усыпальница, поскольку Галла похоронена в Риме, а это сооружение, выглядящее достаточно невзрачно, являлось небольшой часовней, посвященной святому Лаврентию - покровителю семейной династии.

Во вросшем за несколько веков в землю кирпичном строении скрывается настоящее сокровище, от вида которого захватывает дух у каждого посетителя. Сквозь узкие окошки, заложенные пластинами яшмы, проникают лучи солнца, и в скудном свете переливаются кубики мозаики Равенны, словно драгоценные камни. Этому чуду есть объяснение - так играет смальта, передающая различные оттенки цвета. Призрачный свет, падающий на шероховатую поверхность, отражается под разными углами, а своды и стены мавзолея словно растворяются на глазах восхищенных посетителей.

Божественная красота

Мозаики Равенны, фото которых вызывают восторг даже у людей, далеких от искусства, сразу бросаются в глаза. Купол находящегося под защитой ЮНЕСКО мавзолея представляет собой синее звездное небо, в его центре сияет золотистый крест, направленный на восток, а четыре свода византийцы украсили символами евангелистов - быком, львом, орлом и ангелом. Здесь можно увидеть уходящий мир античности, и мастера отобразили на полотнах совершенно иную красоту - божественную.

Символизм

Юный Иисус Христос здесь изображен как Добрый Пастырь, окруженный стадом овечек. Это распространенный для раннего христианства образ нашего Спасителя, лишь пурпурно-золотые одежды которого говорят о том, кто же перед нами на самом деле. Фигуры святых проступают на синем фоне, напоминая античных персонажей в римских тогах, а виноградные гроздья - о языческих вакханалиях.

Однако художники, выполнявшие мозаики, наделяли символическим значением каждый образ: слушающие Христа овечки - это паства, пьющие из прозрачного ручья голуби и олени - христиане, впитывающие новое учение, а кисти винограда - райский сад, в который попадают верующие.

Мозаики базилики Сан-Витале

Рядом с мавзолеем находится знаменитая церковь Сан-Витале в Равенне. Мозаики базилики, выполненные византийскими мастерами, являются главным богатством аскетично выглядящего архитектурного памятника, где покоятся мощи покровителя благословенного города - святого Виталия. Христиане, которые задумывались о красоте духовной, а не внешней, не украшали свои храмы, приберегая роскошь для внутреннего убранства. Выполненная в VI веке византийская мозаика Сан-Витале в Равенне, которая считалась самой красивой за пределами Константинополя, украшает алтарную часть, апсиду и возвышение у алтаря. Сцены из Ветхого Завета, изображения Иисуса со святыми, императора Юстиниана со своей супругой сильно отличаются от полотен в мавзолее.

Главным фоном на картинах выступает а фигуры выглядят так, словно лишились материального. Они превратились в плоские силуэты и кажутся бесплотными. Даже несмотря на тяжелые драпировки одежд под их складками не чувствуется физических тел. Завораживает пристальный взгляд огромных глаз на отрешенных лицах.

Духовная сущность

На полотнах гениальные мастера отобразили не сиюминутное, а обратились к вечному, показав не материальную оболочку, а божественную сущность, и на смену движению приходят застывшие образы и четкий контур вместо объема. Здесь нет плавных переходов оттенков, и мозаика Сан-Витале в Равенне представляет собой крупные цветовые пятна.

Византийские безымянные авторы никогда не видели супругу императора и постарались передать не портретное сходство, а духовную сущность, воплотив свои представления о красоте. Ее муж, великий монарх, изображен в тот момент, когда передает церкви золотой сосуд в дар. Голова Юстиниана, не принимавшего ни одного важного решения без жены, украшена нимбом. Здесь невозможно увидеть намека на личные качества: все плотское и сиюминутное осталось за пределами храма, и император со второй половиной изображены как идеальные правители.

Основные цвета панно, которое подчеркивает торжественную атмосферу базилики, - белый, синий, золотой и зеленый. Кусочки смальты уложены под разными углами, и излучаемый ими свет создает впечатление чудесной атмосферы, пронизанной теплыми солнечными лучами. Неизвестно, что поражает больше всего: продуманная композиция, тонко проработанные детали или идеальный подбор цветов.

Полотна баптистерия православных

В V веке появился архитектурный объект, признанный одним из самых значительных в мире памятников, - городской баптистерий. Мозаика Равенны, дополненная мраморными инкрустациями и лепниной, словно вписана в купол строения, предназначенного для совершения крещения и являющегося ровесником мавзолея Галлы Плацидии.

Мастера использовали уникальный прием: все фигуры и разделяющие их элементы - это своеобразный радиус, и от центрального диска струятся золотые лучи. На купольном панно можно увидеть сцены крещения Христа Иоанном Крестителем, голубя, символизирующего Святого Духа, 12 апостолов, несущих мученические венцы. Фигуры посланников Бога, изображенные на темно-синем фоне, показаны в движении, и поверхность, на которую они ступают, выглядит более светлой. В хитонах учеников Иисуса главенствуют два цвета - золотой и белый, олицетворяющие духовность. Лики апостолов, обладающих ярко выраженной индивидуальностью, торжественны.

Тематика Небесного Иерусалима

Ученики Христа показаны как носители света христианского просвещения. Спаситель принимает крещение, и исходящая благодать через апостолов передается земной церкви, которую символизируют изображенные алтари. А плодоносящие деревья на куполе баптистерия ассоциируются с христианской душой, приносящей добрые плоды. Столь богатое убранство религиозного сооружения подчеркивало для верующих особую значимость обряда крещения, и вся общая композиция связана с тематикой Нового Иерусалима - города, посланного Иисусом-победителем на Землю.

Можно только восхищаться особым даром безымянных талантов, которыми гордится современная Равенна. Мозаики и фрески баптистерия, выложенные из мелких камешков с богатой цветовой палитрой, с ювелирной точностью были выполнены местными, а не византийскими мастерами. Они создали восхитительные композиции, ослепляющие сочными красками.

Бесценные произведения

Древняя Равенна, превратившаяся из великой столицы в провинциальный город, пользуется невероятной популярностью у туристов. Минуло немало лет, она изменилась, но вечными остались ее бесценные шедевры, пережившие своих создателей и прекрасно сохранившиеся. Изумительные мозаики Равенны, от которых сложно оторвать взгляды, представляют интерес для всех туристов, ценящих прекрасное.

Остров Торчелло

Всего в десяти километрах от площади Святого Марка в Венеции в тихих водах Венецианской лагуны расположен остров Торчелло. Полторы тысячи лет назад он был колыбелью Венецианской республики. На острове сохранилась византийская атмосфера, здесь находится самая древняя из византийских церквей.
Кафедральный Собор Санта-Мария Ассунта был построен в 639 году для жителей Альтино, спасавшихся на острове от давления лангобардов, захватывающих территорию Северной Италии.


Английский писатель Джон Рёскин повествует о том времени так: «Сразу видно, что строили ее изгнанники и страдальцы: торопливо возводя на своем островке этот храм, они искали в нем убежища, дабы предаться в нем истовой и печальной молитве, храм, который не привлек бы взора врагов своей пышностью»

Слева на фото Кафедральный Собор, соединенный галереей с церковью Санта Фоска

Снаружи собор имеет простые и строгие, лишенные пышности времен Ренессанса формы, и имеет типичную раннехристианскую схему с притвором и баптистерием, что составляет монументальный ансамбль.
Во внутреннем убранстве собора уникальная византийская мозаика XI и XII веков, считающаяся лучшей в Северной Италии, фрески, византийская резьба с павлинами, цветами и вьющимися лозами винограда, светящийся мрамор, разноцветные мозаичные полы, старинный деревянный потолок.

Вся структура собора Торчелло, византийская мозаика показывают неразрывную связь Запада и Востока.
Единая галерея соединяет собор с церковью Санта Фоска (итал. fosca - "темная, сумрачная"), построенную в первой половине девятого века по типу византийских мартириумов.

Восьмиугольная церковь Санта-Фоска с колоннами из греческого мрамора увенчана большим круглым куполом. Окруженная портиками с пяти сторон, в плане она представляет собой греческий крест.
Рядом с собором и церковью в XI веке была построена высокая колокольня,величаво возвышающаяся над лагуной.

Изолированность этого ансамбля, отсутствие украшений на фасадах, уникальные для послераскольного христианского мира мозаики XII века свидетельствуют о том времени, когда вера была молодой, гонимой и ее еще не затронула внутриконфессиональная борьба.

Внутри собора сокрыта настоящая сокровищница венецианского византийского искусства, сохранившаяся до настоящего времени. Идеальное сочетание между искусством и духовностью находит свое отражение в каждой детали - в том, как свет обтекает интерьер, в красоте украшенных тонкой резьбой мраморных колонн, разделяющих пространство на три нефа, в золотом сиянии мозаик.

Мраморный романский барельеф XI-XIII века с древом жизни, крылатыми драконами и павлинами, пьющими воду из чаши

Величественный храм Богородицы устилает прекрасный ковер из лепестков цветов и сложных геометрических переплетений мраморного орнамента византийской мозаики. Мозаика украшает и алтарную часть храма.

Посреди ослепляющего небесного золота под куполом парит Богородица в сине-золотых одеяниях с Младенцем на руках. Из огромных глаз по щеке ее катится слеза.

Образ Спасителя в абсиде южного придела

Здесь можно видеть самую раннюю из известных сцену Страшного Суда - грандиозную мозаику в шесть ярусов. Истоки изображения этого сюжета восходят к живописи христианских катакомб.

В верхней части мозаики в центре композиции изображен Христос - «Судия мира».
Справа и слева от Спасителя стоят ангелы - стражи Небесные.

В центре мозаики изображен Престол уготованный для Иисуса Христа, грядущего судить живых и мёртвых, на котором возлежит Евангелие - символ живого слова, Логоса, учения.
У трона Адам и Ева, молящие о милосердии и Ангелы.

Над порталом еще один образ Девы Марии, ходатайствующей за человечество в час суда и сопровождающей всех верующих своими молитвами.

Слева от Престола земля отдает мертвых, лежащих в ней, и они восстают из гробов в возрасте Христа. Звери-людоеды исторгают умерщвленных ими, а Ангелы возвращают их к жизни.

На мозаике справа другая сцена: здесь мертвецов отдает море. Их встречают Ангелы, трубящие в трубы, дабы восстали мертвые. "Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и Ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим"

Сцена взвешивания души: в то время как ангел взвешивает добрые и злые дела, совершенные человеком, бесы с длинными шестами пытаются склонить чашу весов в свою сторону.

Мозаичная картина, изображающая торжество праведников в небесном Иерусалиме.
На мозаике изображены Адам и Ева в Раю. У их ног первые люди на земле, прародители рода человеческого - как образ всего преклонившегося праведного, искупленного человечества. Рядом изображен благоразумный разбойник с крестом.
В дверях стоит херувим, после преступления Адама закрывший доступ в Эдем.

Мозаика с изображением картины ада.
Ангелы сопровождают в Ад нераскаяшихся грешников, среди которых и император в диадеме, и епископ с омофором, и иноверец в чалме, и все еще завернутый в похоронные пелены недавно умерший богатый человек. Где –то среди них есть и Атилла.

Все они изображены сохраняющими следы былого авторитета и значимости в обществе своего времени, в драгоценных украшениях и богатых одеждах, но их фарисейство, тщеславие и гордость – препятствие к тому, чтобы войти в царство небесное и обрести вечную жизнь. И, наоборот, покаяние, невзгоды, кротость, праведность - единственное условие для этого.

Ангелы не дают нераскаявшимся грешникам выбраться из ада, где им суждено гореть, мучимыми демонами.
Ад изображен в виде «геенны огненной» , в которой плавает страшный зверь, морское чудовище с сидящим на нем князем тьмы с душой Иуды в руках.


Мозаики грандиозны. Можно только представить, какое мощное впечатление они производили на рыбаков Торчелло, замкнутых в раннесредневековом религиозном самосознании, как устрашали и какую надежду верующему человеку они давали...

У этих мозаик разные цели, разные технологии и вызывают они совершенно разные чувства. В первом случае мы переноимся в мир божественный, во втором остаемся любоваться мозаиками в земном мире.

Мозаика. Айя София в Константинополе. Римская мозаика.


Византийская мозаика - Наиболее древние сохранившиеся образцы византийских мозаик относятся к III-IV векам, а два периода расцвета приходятся на VI-VII века (золотой век) и IX-XIV (после иконоборчества - македонское возрождение, консерватизм комнинов и палеологовский ренессанс). Наиболее известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь).
Отличительные особенности :
1. Цель: переместить смотрящего из земного мира в божественный (за счет технологии, сияющего цвета, марева, золота).
2. Сюжеты: грандиозные по замыслу и реализации монументальные полотна на библейские сюжеты. Христианские истории стали центральной темой мозаик, стремление к достижению максимального впечатления от изображения стало движущей силой совершенствования техники укладки мозаики и разработки новых цветов и составов смальты.

3. Материал - это прежде всего мозаика из смальты (в сырьевую стекломассу добавляли различные металлы (золото, медь, ртуть) в различных соотношениях и научились изготавливать несколько сотен различных цветов смальты). Цвета смальты получались яркие, чистые, прозрачные, сияющие, божественные. Это намек на не земной, божественный мир. Солнечный свет, попадая на смальту, оживает и окрашивается ее цветом.

Именно византийцы разработали технологию производства смальты.
4. Технология: элементы укладывались по разным углом к стене и имели не ровную поверхность, это позволяло свету (дневному и свечей) отражаться в цветной смальте и давать ощутимое телом марево над мозаикой. Мозаики выкладывались методом прямого набора, и каждый элементик в укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением относительно других элементов и основы. Создавалось единое и словно живое золотое поле, мерцающее как при естественном освещении, так и при освещении свечами. Неповторимость игры оттенков цвета и отражений света на золотом фоне создавало эффект движения всей картины,человек переносился в божественный мир.
5. Форма мозаичных элементов- преимущественно кубики - именно композиции из аккуратно выложенных мелких и более-менее одинаковых по размеру кубиков создали славу византийским мозаикам.

6. Функции: визуальные задачи вышли на первый план (главный элемент художественной отделки соборов, усыпальниц, базилик).
7. Особенностью византийских мозаик в храмах стало использование удивительного золотого фона. Золото - это божественный свет.

8. Обязательным для византийских мастеров стал технический прием выполнения контуров тел, объектов, предметов. Контур выкладывался в один ряд кубиков и элементов со стороны фигуры или объекта, и также в один ряд - со стороны фона. Ровная линия таких контуров придавала изображениям на мерцающем фоне четкость.


XII в. Византийская мозаика в конхе апсиды собора в Чефалу, Сицилия. Христос Пантократор
Мозаики Равенны.
Мавзолей Галлы Плацидии.


«Райский сад» — мозаика на потолке


Крест и звёздное небо — мозаика в куполе. Эта мозаика демонстрирует торжество Христа над смертью, Его абсолютную власть над тварным миром.


Мозаика «Христос — Добрый Пастырь». Изображение Иисуса совсем не каноничное.


Олень, пьющий из источника. Сюжет мозаики навеян стихами 41 псалма: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» .

Мозаики в церкви Сан-Витале
Колорит божественный, цвета воистину светящиеся.

Император Юстиниан.

Императрица Феодора со свитой. 6 в. в церкви Сан-Витале в Равенне. 526-547

А вот крупнее.

А здесь можно рассмотреть орнаменты тканей

Церковь Сан-Аполинаре.

А это процессия мучеников с одной из стен в Церкови Сан-Аполинаре в Равенне.

Равенна. Мозаика в апсиде Сан Аполлинаре

Равенна. Мозаика в церкви Сант-Аполлинаре-Нуово святого Аполлинария Равеннского

Мозаика с изображением города и порта в Классе

Варварски одетые волхвы, подносящие дары Христу, фрагмент

Процессия мучениц, фрагмент

Христос и четыре ангела

Стихотворение Византийские мозаики

В мерцаньи смальт восточный мозаик,

Без радостей земного бытия

Пришел суровый век. И Божий лик

Каноном стал, из конх* абсид глядя.

Регламент держит жизненный устой,

Но роскошь красок превосходит Рим.

Художник — червь пред росписью стенной,

Без имени, хоть храм был создан им.

Под пышный свод взмывает благовЕст,

Святые в ризах блещущих стоят,

Как веры стражники у царских мест** -

Шеренгой строгой гвардии солдат.

В Европе духа жизнь была вольней

В цветеньи фресок сумрачных церквей.

20.05.2011г.Владимир Гоголицин

*Конха — полукупольное перекрытие апсиды внутри церкви.

** В ранних романских византийских храмах в главном зале

обычно у колонны располагалось место для главы государства.

РИМСКАЯ мозаика

Старейшие мозаичные образцы римской укладки, найденные при археологических раскопках, относятся к IV веку до н.э. А в период расцвета Римской империи мозаика стала самым распространенным способом декора интерьера, причем как дворцов, так и общественных терм, и частных атриумов.

Отличительные особенности:
1. Цель: развлекать смотрящего (красота) и функциональность, долговечность.

2. Мозаики трехмерные с объемными формами.
3. Материал: преимущество отдается мрамору и природным камням. Цвет камней матовый, приглушенный, не ясный, он не дает свечения, присущего Византийским мозаикам.
4. Сюжеты- бытовые, земные, реальные (рыбы, звери, люди, птицы,венки из виноградных листьев и сцены охоты с подробными изображениями животных, мифологические персонажи и героические походы, любовные истории и жанровые сцены из обыденной жизни, морские путешествия и военные сражения, театральные маски и танцевальные па. Выбор сюжета для конкретной мозаики определялся или заказчиком (иногда мозаика запечатлевала даже портрет хозяина дома, например), или назначением здания).
5. Технология: элементы укладывались параллельно стене друг за другом прямой кладкой. Поверхность элементов была гладкая. Чувства земные.

6. Форма: фоновые элементы римских мозаик как правило светлые и достаточно крупные, зачастую фон формируется однотонными камнями с хаотичной укладкой без определенного порядка. Элементы рисунков и фигур - более мелкие, но часто все же крупные для выбранного рисунка. Разнообразие цвета часто зависит от возможностей мастера в каком-то конкретном поселении или, по всей видимости, финансовых возможностей заказчиков. Если мозаики больших дворцов подчас поражают изысканностью цветовой гаммы, то небольшие композиции кажутся ограниченными в выборе цветов.

7. Римской мозаике присуща легкость восприятия и вместе с тем впечатление роскоши, богатства. В отличие от проникновенных и монументальных образов византийских мозаик, которые будут сложены позже, римская мозаика более обыденна и вместе с тем нарядно-декоративна, празднична.


Кулачные бойцы. Древнеримская мозайка

На берегах Нила. Древнеримская мозаика

Бой Гладиаторов.

Древне-римская мозаика на стене в музее Бардо


Музей древнеримских мозаик в Тунисе

Византийская мозаика

Презентацию подготовила

Канева Татьяна Васильевна

учитель истории МБОУ «СОШ с. Петрунь»

Г. Инта, Республика Коми


  • Мозаика - изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц, один из основных видов монументально-декоративного искусства.

История восходит к третьему или четвертому веку нашей эры. Именно этим временем датируются одни из самых древних образцов мозаики.


  • Интересно, что искусство это было в самом расцвете в шестом и седьмом веках, а затем было возрождено и постоянно использовалось на протяжении периода с девятого по четырнадцатый век. В основном образцы этого искусства представляют сюжеты на библейскую тему, следовательно многие из них располагаются в различных религиозных зданиях.

  • Смальта.
  • По сути, этот материал был стеклом, в которое добавляли частицы металлов для придания ему определенных оттенков. Так с добавлением золота, стекло приобретало золотой блеск. Именно этот блеск, побудил многих мастеров выбирать золотую мозаику для фона картин.

Византийцы с помощью простых инструментов элементам мозаики придавали элементарные геометрические формы, удобные для укладки в мозаичное полотно. И все же основным мозаичным элементом стали кубики.


Ещё в расплавленную массу смальты добавляли в разных соотношениях медь и ртуть. Так древние мастера добивались того, что частички мозаики приобретали различные оттенки, необходимые для создания композиции.


  • Византийская мозаика – это прежде всего мозаика из смальты. Именно византийцы разработали технологию производства смальты, благодаря которой это относительно экономичное и простое в обращении стекло стало основным материалом в монументальной живописи.

  • Главной особенностью византийского стиля служил золотистый фон, который присущ для большинства картин. В качестве техники набора применяется обычно прямой набор.

Еще одной особенностью является наличие четких контуров каждого объекта представленного в картине. Если картину разглядывать с большого расстояния, то такие контуры позволят сделать действующих персонажей более заметными на золотом мерцающем фоне.


  • Использование смальты, фон, образованный неровностями смальтовых кубиков, ровные контуры границ объектов и фона – это классика мозаики, классика Византии

Наиболее известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь).


  • Византийская мозаика стала главным элементом художественной отделки соборов, усыпальниц, базилик.

Мозаика в современности

Большинство приемов византийской мозаики используется и в современных мозаичных композициях.


Мозаика в современности

Византийская мозаика остается

одним из основных видов художественно - декоративного искусства современности.