Идиот спектакль театр наций. Театральный обзор: “Идиот”, Театр Наций. «Идиот». Ф. Достоевский. Театр Наций. Режиссер Максим Диденко, сценограф Павел Семченко

В репертуаре этого театра уже есть постановка Еремина «Р.Р.Р.» по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Ну а театралы со стажем помнят его «Идиота» на сцене Театра Российской армии, где роль роковой красавицы Настасьи Филипповны играла безусловная красавица Людмила Чурсина, здесь же - спектакль «Идиот» в театре им. Моссовета .

Роман Достоевского - сложное произведение для сценического воплощения. И напряженный сюжет, и обилие персонажей, и непростая любовная коллизия. Но чем хороши спектакли Еремина - сложный контекст он умеет подавать в ясной форме.

Юрий Еремин считается режиссером старой школы, поэтому никаких «новых форм» и современных прочтений зрители не увидят. Все главные роли - и князя Мышкина , и Рогожина, и Настасью Филипповну - играют молодые актеры театра. Из звезд Моссовета - только Екатерина Гусева , которая в очередь с Юлией Хлыниной - в роли Настасьи Филипповны.

Роль князя Мышкина режиссер доверил Дмитрию Подадаеву (в другом составе - Антон Аносов ). Его Мышкин - эдакий инопланетянин среди людей. Существо, случайно занесенное на землю. Или ангел, явившийся научить грешников христианскому терпению и всепрощению. Кем бы он ни был, в любом случает привлекателен в глазах молодых женщин - Аглаи и Настасьи Филипповны. Последняя - в исполнении 25-летней актрисы Юлии Хлыниной - не просто роковая красавица, а женщина трудной судьбы, несчастная, надломленная. И тоже немного англел, правда, падший. Она ищет человека среди людей. И находит его, только встретив князя.

Вообще христианская тема прочитывается даже в элементах сценографии (ее автор - режиссер Юрий Еремин). На сцене нет бытовых деталей, только сущностные. Колонны, увенчанные церковными куполами. Колокол, в который бьют в каждой новой сцене. Многоярусный подиум, уходящий к вратам не то ада, не то рая. На этом распутье и происходит весь сюжет.

Для некоторых актеров эта роль на вырост, не хватает опыта, чтобы показать страсть, не переигрывая. Да и трудно сыграть современному молодому артисту такие чувства, когда ради красивого жеста ничего не жаль и деньги - 100 тысяч - словно фантик летят в печь.

Эффектные костюмы для спектакля создала художник Виктория Севрюкова .

ГДЕ: Театр им. Моссовета, м. «Маяковская », ул. Б. Садовая, 16.

Цена билетов: 250 - 3000 руб.

ЧТО ЕЩЕ ПОСМОТРЕТЬ

Театр «Мастерская Петра Фоменко»

«Амфитрион»

История о том, как Юпитер явился в облике прославленного фиванского полководца к его жене Алкмене . Соблазнил ее. И благодаря этому на свет появился самый легендарный греческой герой Геракл. Когда же с победой вернулся домой всамделишный Амфитрион, началась страшная неразбериха.

ГДЕ: м. «Кутузовская», наб . Тараса Шевченко , 29.

Цена билетов: 100 - 5000 руб.

Театр им. Пушкина

«Апельсины & лимоны»

Речь в спектакле идет о театральной звезде Джудит Блисс (Вера Алентова). Когда-то она была на вершине славы, знала, что такое триумф. А уйдя со сцены и удалившись в свой загородный дом, устроила из повседневной жизни театр, вовлекая в свои «спектакли» не только членов семьи, но и посторонних.

ГДЕ: м. «Пушкинская», «Тверская », «Чеховская», Тверской б-р, 23.

Цена билетов: 500 - 3000 руб.

Российский молодежный театр

«Кот стыда»

Постановка режиссера Марины Брусникиной состоит из трех пьес, на первый взгляд не связанных друг в другом сюжетом. Но по ходу действия оказывается - даже очень связанных. Главные героини - молодые женщины, и рассказывают они о том, что волнуют поколение 20-летних. Оказывается, все те же темы одиночества, любви и дружбы.

ГДЕ: м. «Театральная», «Охотный ряд», Театральная пл., 2.

Цена билетов: 1200 - 2000 руб.

«Дон Кихот» из Кузьминок

В театре «Русский балет» - премьера

Историю про рыцаря из Ла-Манчи, цирюльника Базиля и его возлюбленную Китри воплощает на сцене худ-рук театра народный артист СССР Вячеслав Гордеев .

Основываясь на знаменитом сюжете Сервантеса и сценарии Петипа и Горского, Гордеев сочинил собственное либретто. Золотые страницы творчества Петипа и Горского остались в спектакле, но при этом балетмейстер придал постановке новый сценографический облик. Главные герои - Дон Кихот и Санчо Панса - не просто комедийно-драматические герои, они приобрели танцевальные партии. В спектакле появятся и новые персонажи, например Алонсо Кихано (молодой Дон Кихот), монахиня Жуанна, племянница Дон Кихота.

ГДЕ: Театр «Русский балет», м. «Кузьминки », Волгоградский пр-т, 121.

Цена билетов: 1550 - 5750 руб.

Спектакль поставил режиссёр Максим Диденко , уже известный публике по громким постановкам в Москве и Санкт-Петербурге – «Чапаев и пустота» в театре Практика, «Хармс. Мыр» в Гоголь-центре, «Земля» на новой сцене Александринского театра, «Конармия» в ЦИМе.

Выдержанный в эстетике «черной» клоунады, спектакль с первых моментов переносит зрителя одновременно и в роман классика, и в кабаре 20-х годов. Тем, кто роман не читал, на первый взгляд, здесь делать нечего – режиссёр с быстротой мультфильма меняет картинки-сцены из произведения: первая сцена из романа – знаменитая сцена встречи: Рогожин, князь и Лебедев едут в Петербург (не на поезде, а на игрушечных красных лошадках), далее быстро сменяют друг друга сцены на даче у Епанчиных, дома у Рогожина. Уследить за действием зрителям, не освежившим в памяти роман, будет очень сложно.

Тем не менее потрясающая игра актеров (за которой стоит колоссальная подготовка – для выполнения некоторых пластических номеров требовались месяцы тренировок), великолепная музыка (композитор Иван Кушнир – постоянный соавтор Диденко), ярчайшая сценография и танцевальные номера – все это буквально собирает спектакль воедино, и даже неподготовленный зритель получит удовольствие при условии, что он открыт и готов к экспериментам.

Основных персонажей в спектакле четверо. Ингеборга Дапкунайте играет князя Мышкина, Роман Шаляпин – Настасью Филипповну и Лебедева, Артем Тульчинский – Аглаю и Ганю, Александр Якин – Парфена Рогожина. Стирая половую принадлежность изначальных героев романа, режиссёр выводит на первый план гиперболизированные чувства и переживания действующих лиц и фокусируется на своеобразном любовном четырехугольнике.

Почти все роли в спектакле в спектакле – роли-перевертыши. Сбросив черную шубу, Настасья Филлиповна одним движением превращается в Лебедева, Аглая же перевоплощается в Ганю Иволгина, оба героя по книге явно не положительные.

Усиливая эффект гиперболы космическим гримом в стиле клоунады, режиссёр делает акцент на определенных эмоциях. Вечно удивленный князь Лев Николаевич Мышкин, зловеще-томная Настасья Филипповна, карикатурно-мужицкий Рогожин.

Сценография спектакля заслуживает отдельного упоминания – художником по свету и сценографом выступил один из основателей инженерного театра АХЕ Павел Семченко . Свет, декорации, видеомэппинг, закольцованная сцена, которая кружится вокруг своей оси, – все это превосходно дополняет спектакль, собирая разрозненные детали в одну картинку.

Влияние театра АХЕ, который славится и физическим театром в том числе, чувствуется и в самой постановке. Герои практически лишены реплик (вспоминается «Тибетская книга мертвых» театра АХЕ) – все происходящее они выражают с помощью физики: в ход идут пластичность, движения, танцы. Ощущая пространство, каждый из них выражает то, что было вложено в них режиссером – хрупкость и детскость Мышкина, грацию Настасьи Филипповны, силу Рогожина.

В 2018 году у романа Федора Михайловича ожидается юбилей – 150 лет со дня первой его публикации. Много раз действие романа переносилось на театральные подмостки, и с помощью классического драматического языка, и с помощью музыки – в опере, языком танца – в балете. Произведение пережило и множество совершенно разноплановых кинопостановок, среди которых – фильмы: Акиры Куросавы (сюжет оставлен, изменены имена), Анджея Вайды (снят в стилистике театра кабуки), Романа Качанова (действие происходит в 90-х), Владимира Бортко (главную роль исполнил художественный руководитель Театра Наций – Евгений Миронов).

Каждую постановку – неважно, будь то кино, театр, или иные «новые формы», – отличает уникальный подход к тексту и поиск скрытых смыслов в словах и героях романа. За что и следует кричать «браво» режиссеру Максиму Диденко и всей команде, работавшей над спектаклем.

Внимание! Внимание! Мистическая премьера в театре им. Моссовета!

Роман Фёдора Михайловича Достоевского "Идиот" был неоднократно экранизирован и сыгран на театральных подмостках и даже режиссер Юрий Еремин обращается к нему не впервые.

СЦЕНОГРАФИЯ

В "Идиоте" театра Моссовета очень интересная сценография, много символов, есть над чем подумать, например, вешалка-крест, на которую Мышкин вешает свои скромные наряды и пожитки в день первого посещения Епанчиных. И на нее же позже будет водружен портрет Настасьи Филипповны.

Оформление сцены минималистично, стены по сторонам венчаются полукуполами. Мебели мало и она очень незатейлива.

Несколько раз звучит звонок-колокол, в основном извещая о чьем-то приезде и изменениях в жизни героев.

Мышкин появляется из дыма и уходит в дым, его возникновение овеяно аурой мистики и чего-то внеземного.

Интересно обыграны цвета в одежде, букеты Настасьи Филипповны, задумка с поездом (первая встреча Рогожина, Мышкина и Лебедева) мне тоже понравилась.

АКТЕРЫ И РОЛИ

Спектакль с самого начала имеет два состава (на роль генерала Епанчина даже три). Подобное решение считаю очень правильным, т.к. подобный расклад позволяет свести к минимуму экстренные вводы и возможное снижение качества спектакля вследствие этого.

Режиссерская концепция - в видении Настасьи Филипповны как жертвы, а не демонической женщины, разрушающей чужие жизни. Настасья Филипповна не виновата с произошедшей с ней бедой в юности, но все окружающие (кроме князя Мышкина) осуждают исключительно ее (а не истинного виновника и даже не обстоятельства).

Пожалуй, центр спектакля смещен в сторону Настасьи Филипповны (я видела в этой роли Екатерину Гусеву , еще играет Юлия Хлынина). Не случайно даже первые сцены спектакля идут в иной последовательности, нежели в романе.

В роли князя Мышкина видела Дмитрия Подадаева (совсем иной образ, чем в "Морское путешествие 1933 года"), в другом составе - Антон Аносов. Подадаев трогателен, беззащитен и даже несколько вызывает жалость. Мне кажется, образ Мышкина в данной постановке имеет слишком много оснований, чтобы "добить" зрителя и "надавить на жалость". Несколько чрезмерно даже. Например, зачем ему еще заикаться? И да, слезу выжать у Дмитрия Подадаева почти получалось. В любом случае, жалко его было очень.

Рогожин в исполнении Захара Комлева, несколько простоват и мужиковат, нет в нем демоничности Рогожина-Машкова (из сериала "Идиот"). Но почему бы купцу и не быть просто пораженным страстью простым мужиком? Так что в вину актеру или режиссеру этот образ поставить не могу. Таково их видение и вполне имеет место быть.

Количество дочерей Епанчиных (Александр Бобровский и Галина Дашевская) в спектакле сократилось до двух - Александры (Кристина Исайкина) и Аглаи (Анастасия Пронина). Девушки мне вполне понравились. Передают характеры персонажей. Каких-то неожиданных трактовок их героинь не случилось.

Очень понравился Владислав Боковин в роли Фердыщенко, забавный и противный одновременно.

В роли Гани Иволгина видела Нила Кропалова, вполне нормальный образ симпатичного парня, одержимого тщеславием и рассматривающего возможность самоутверждения через неблаговидные поступки.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Спектакль "Идиот" в театре Моссовета смотреть! Ради Ф.М. Достоевского, ради невинной жертвы обстоятельств - Настасьи Филипповны и трогательного, практически святого Мышкина, ради интересной сценографии с режиссерскими находками.

В Театре им. Моссовета выпустили первую премьеру в сезоне. Юрий Ерёмин, работающий в этом театре более 15 лет, поставил спектакль по роману Ф. М. Достоевского «Идиот» — это уже третья постановка режиссера по роману, и третья постановка по произведениям Достоевского.

Юрий Ерёмин ставит Достоевского так, что не пытается в нем искать “новые формы” или самовыражаться, он пытается искать то, что хотел сказать автор в своем произведении, и показать именно тех героев, о которых писал автор. Юрий Ерёмин работает с каждым актёром, пытаясь донести до него, а потом через него и до зрителей то, что сам прочел, открыл в романе, то, что, по его мнению, хотел сказать автор. И «Идиот» стал именно такой постановкой. Весь роман уложить в три часа с антрактом невозможно, поэтому жанр спектакля определен как «пьеса Юрия Ерёмина по мотивам Ф. М. Достоевского». Хотя сильных отступлений в постановке от романа нет, просто невозможно за такой короткий промежуток времени раскрыть всех персонажей, показать все переплетения сюжетов, но можно перелистать страницы романа, и показать жизненные пути героев, попытаться дать зрителю задуматься о том, кого из них ждет рай, а кого ад, и почему. Чем Юрий Ерёмин и занялся в своей постановке.

Режиссер спектакля выступил и сценографом. На сцене три уровня — три постамента, которые соединяют наклонные подиумы. Подиум от нижнего постамента уходит в пустоту, в пропасть, в ад, от верхнего – к раздвижным дверям, которые открываются, и за ними виден свет, рай, оттуда в начале спектакля и появляется князь Лев Николаевич Мышкин (Антон Аносов). И между раем и адом течет жизнь, где герои проходят через испытания, чтобы потом либо низвергнуться в огонь, либо уйти к свету. По окружности сцены расставлены уходящие вверх конструкции, которые похожи на разрезанные на четыре части столбы, увенчанные маковками-свечками, среди них и происходит действие. По центру висит колокол, в который герои звонят, перелистывая страницы своей истории.

В спектакле заняты два состава артистов: Антон Аносов / Дмитрий Подадаев (Мышкин), Екатерина Гусева / Юлия Хлынина (Настасья Филипповна), Захар Комлев / Владимир Андриянов (Рогожин), Анатолий Васильев / Александр Бобровский (Епанчин), Галина Дашевская / Нэлли Пшенная (Епанчина), Татьяна Храмова / Кристина Исайкина (Александра), Анна Михайловская / Анастасия Пронина (Аглая), Геннадий Коротков / Дмитрий Журавлев (Тоцкий), Нил Кропалов / Антон Поспелов (Иволгин), Марина Кондратьева / Татьяна Родионова (мать Иволгина), Яна Львова / Александра Кузенкина (Варя, сестра Иволгина), Владислав Боковин / Евгений Ратьков (Фердыщенко), Владимир Горюшин / Андрей Смирнов (Лебедев), Алексей Шмаринов / Сергей Зотов (Радомский).

Главные роли на премьерном показе доверили играть тем, кто поопытнее и поувереннее. Роль князя Мышкина исполнил Антон Аносов. Этот актер, в каких бы спектаклях не выходил, всегда обращает на себя внимание: не потому что он сам старается как-то выделиться, а потому что невозможно не выделить его, как увидишь. А здесь главная роль, да еще какая! Но именно об Антоне первый раз я и подумала, когда узнала, что в «Моссовета» будут ставить «Идиота». В «Идиоте» ему пришлось настолько измениться, что его невозможно узнать. Нет не внешне, — внешне он такой ж, не узнаешь его именно, как актёра, и удивляешься, что он может быть и таким. Он играет князя глуповатым, нездоровым, наивным, слегка заикающимся, верящим окружающим, пытающимся искать в них добро и видеть лучшее. Для него нет грешных, для него есть несчастные, которым он пытается помочь, как может. В роли Настасьи Филипповны Барашковой на сцену вышла Екатерина Гусева. Её Настасья Филипповна красива и горда. Но не сказать, что в этой постановке она надменна и играет людьми, здесь Настасья Филипповна просто женщина, которая пытается выжить в тех обстоятельствах, которые ей еще с детства определили окружающие люди. Поэтому князь и не видит в ней греха, а видит только то, что она несчастна, ведь как бы она не хотела вырваться из рамок, определенных ей обществом, — это невозможно. И Екатерине удачно удается передать и порочность, и страдания своей героини. На роль Парфёна Рогожина приглашен актер Захар Комлев. Это имя неизвестно московскому театральном зрителю, он актер Академического театра драмы им. В. Савина из города Сыктывкара, а в этом году окончил режиссерский факультет Щукинского театрального института (курс Юрия Ерёмина).

Костюмы (Виктория Севрюкова) в спектакле классические. Если в первом акте почти все одеты в серое и черное, выделяется только более светлый костюм Мышкин, и в одежде Настасьи Филипповны присутствует красный цвет, то во втором акте — в светлое одеваются все, как будто в их жизни Мышкин принес свет, давая надежду на спасение души, давая указания на верные пути и вбирая в себя их грехи.

Под удар колокала сцены сменяют одна другую, и в каждой показана драма, в каждой сцене люди несчастны, несчастны от стечения обстоятельства, от любви, от ревности, от безденежья, от своих взглядов. Герои проживают свою жизнь, качаясь как на качелях, которые в какой-то момент появляются на сцене, между раем и адом и ища свой путь.

Наталия Козлова

Фото предоставлены пресс-центром театра

Идиот с Ингеборгой Дапкунайте

В основе великолепного спектакля «Идиот» лежит хорошо знакомый всем классический сюжет, чтобы купить билеты в театр Наций необходимо позвонить или выбрать места онлайн без регистрации. Здесь рассказывается о молодом князе Мышкине, он является эпилептиком. Из-за этого, многие считают его идиотом. Невзирая на это, мужчина отличается состраданием к людям и готовностью прийти на помощь. Так, он сочувствует и старается помочь одной молодой даме, Настатье Филипповне, которую люди считают падшей женщиной. Но так случается, что Настасья от рук одного из своих воздыхателей трагически погибает. А душевнобольной князь, влюбленный в нее, настолько сильно переживает это происшествие, что теряет рассудок окончательно. В спектаклей играют актеры Ингеборга Допкунайте, Александр Якин, Евгений Ткачук и другие талантливые актеры Московского театра Наций.

В основе постановки «Идиот» лежит одноименный классический роман русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Нужно отметить, что это произведение широко известно во всем мире и признано литературной классикой мирового формата. Это творение Достоевского уже не один раз было экранизировано и поставлено на театральных сценах. К слову, все эти воплощения всегда пользовались успехом у публики. Любопытно, что далеко не все режиссерские воплощения можно назвать классическими. В наше время все чаще стали появляться довольно неожиданные трактовки знаменитого произведения великого автора. К примеру, спектакль «Идиот» на сцене театра Наций предлагает своеобразную интерпретацию литературного шедевра. В постановке на центральный план выводятся отношения душевнобольного князя, Настасьи Филипповны и Рогожкина, от руки которого девушка погибла. Сама постановка представлена в жанре клоунады, где преобладает черный юмор.

Отзывы о спектакле

Этот спектакль на сцене Театра Наций поставил молодой российский режиссер Максим Диденко. Нужно отметить, что эта стилистика черной клоунады отнюдь не выглядит, как насмешка над мыслями и идеями самого автора. Более того, постановка вполне гармонирует с основными замыслами русского писателя. Примечательно, что в этой режиссерской работе всего двадцать действующих лиц, которых исполняют четыре актера. К слову, все артисты знакомы зрителям по весьма интересным ролям в театре и кино. Спектакль имеет положительные отзывы посевтителей сайта, смотрите сами.

Отзывы о спектакле

Никто не написал об этом спектакле, Вы можете сделать это первым!

Добавить отзыв:

Ваше имя

Отзыв о спектакле:

Введите код (защита от спама)