Общая характеристика воображения. Виды воображения и их роль в деятельности человека. IV.1. Общая характеристика представлений и воображения

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отра­жения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным пред­ставлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

Воображение - это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Человек может мысленно представить себе то, что в про­шлом не воспринимал или не совершал, у него могут возни­кать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышле­нием, воображение характеризуется большей, чем при мыш­лении, неопределенностью проблемной ситуации.

Процесс воображения свойственен только человеку в яв­ляется необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, пред­ставляет, что надо делать и как он будет делать. Таким обра­зом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельнос­ти человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания матери­альной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Физиологическую основу воображения составляет образо­вание новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуали­зация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созда­нию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения пред­ставляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удер­жания, закрепления, изменения.



Воображение всегда есть определенный отход от действи­тельности. Но в любом случае источник воображения - объек­тивная реальность.

Воображение - это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит от­четливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).

Для воображения характерно то, что знание еще не офор­милось в логическую категорию, тогда как своеобразное соот­несение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдель­ный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнару­живая свой целостнообразующий по отношению к определен­ной ситуации смысл. Поэтому в плане воображения целост­ный образ ситуации строится раньше расчлененной и детали­зированной картины созерцаемого.

Ведущим механизмом воображения служит перенос како­го-либо свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической це­лостной природы другого объекта в процессе его познания или создания человеком.

В психологии различают произвольное или непроизволь­ное воображение. Первое проявляется, например, в ходе целе­направленного решения научных, технических и художествен­ных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, второе - в сновидениях, так называе­мых неизменных состояниях сознания и т. д.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предпола­гает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором твор­ческого поиска.

Виды воображения

Можно выделить несколько видов воображения, среди ко­торых основные - пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фанта­зия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Близко к этим видам воображения находится эмпатия - спо­собность понимать другого человека, проникаться его мысля­ми и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать.

В условиях депривации усиливаются разные виды вообра­жения, поэтому, видимо, необходимо перевести их характери­стики.

Активное воображение всегда направлено на решение твор­ческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагмента­ми, единицами конкретной информации в определенной обла­сти, их перемещением в различных комбинациях относитель­но друг друга. Стимуляция этого процесса создает объектив­ные возможности для возникновения оригинальных новых свя­зей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной ка­тегорией (т. е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное вообра­жение направлено больше вовне, человек занят в основном сре­дой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъек­тивными проблемами. Активное воображение, наконец, и про­буждается задачей и ею направляется, оно определяется воле­выми усилиями и поддается волевому контролю.

Воссоздающее воображение - один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, услов­ных изображений, знаков и т. д.

Несмотря на то, что продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте. К. Д. Ушинский рассматривал воображение как новую комбинацию былых впечатлений и прошлого опыта, считая, что воссоздающее воображение является продуктом воздействия на мозг человека материального мира. Главным образом, вос­создающее воображение - это процесс, в ходе которого проис­ходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.

Антициптирующее воображение лежит в основе очень важ­ной и необходимой способности человека - предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т. д. Этимологически слово «предвидеть» тесно связано и происхо­дит из одного корня со словом «видеть», что показывает важ­ное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий.

Таким образом, благодаря этой способности, человек мо­жет «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Ф. Лерш назвал это прометеевской (глядящей вперед) функ­цией воображения, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем больше и ярче пред­ставлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.

Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или обще­ства в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллек­туальных операций. Первый - операции, посредством кото­рых формируются идеальные образы, и второй - операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо, выделил две основные операции: диссоциацию и ас­социацию. Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта эле­менты его способны входить в новое сочетание.

Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация - первый этап творческого вообра­жения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциа­ции - существенное препятствие для творческого воображе­ния.

Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъектив­ным факторам, оно тенденциозно.

Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В об­разах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлет­воренные, большей частью неосознанные потребности личнос­ти. Образы и представления пассивного воображения направ­лены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоции и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.

В ходе процессов пассивного воображения происходит не­реальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. В этом пассивное воображение отличается от реалис­тического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.

Материалами пассивного воображения, так же как и актив­ного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта.

Мысленный эксперимент

Одной из наиболее очевидных форм проявления деятель­ности воображения в науке является мысленный эксперимент. К мысленному эксперименту обращался еще Аристотель, до­казывая невозможность пустоты в природе, т. е. используя мысленный эксперимент, чтобы отвергнуть существование тех или иных явлений. Широкое применение мысленного экспе­римента начинается, видимо, с Галилея. Во всяком случае, Э. Мах в своей «Механике» полагает, что именно Галилей пер­вым дал достаточное методологическое указание на мыслен­ный эксперимент как на особое познавательное образование, квалифицируя его как воображаемый эксперимент.

Мысленный эксперимент не сводим к оперированию поня­тиями, но представляет собой познавательное образование, возникающее на основе воображения в процессе рационально­го познания.

Мысленный эксперимент - это вид познавательной дея­тельности, строящийся по типу реального эксперимента и при­нимающий структуру последнего, но развивающийся целиком в идеальном плане. Именно в этом принципиальном пункте проявляется здесь деятельность воображения, что и дает осно­вание называть данную процедуру воображаемым эксперимен­том.

Мысленный эксперимент - деятельность, осуществляемая в идеальном плане, способствующая появлению у познающего субъекта новых эвристических возможностей как в логико-по­нятийном, так и в чувственно-образном отображении действи­тельности. Мысленный эксперимент, замещая в некотором роде материальный, служит его продолжением и развитием. Субъект может произвести, например, косвенную проверку истинности знания, не прибегая к реальному экспериментированию там, где это затруднительно или невозможно. Кроме того, мыслен­ный эксперимент позволяет исследовать ситуации, нереализу­емые практически, хотя и принципиально возможные.

Поскольку мысленный эксперимент протекает в идеальном плане, особую роль в обеспечении реальной значимости его результатов играет корректность форм мысленной деятельнос­ти. При этом очевидно, что мысленное экспериментирование подчиняется логическим законам. Нарушение логики в опери­ровании образами в мысленном эксперименте ведет к его раз­рушению. В мысленном эксперименте активность развертыва­ется в идеальном плане, и специфическими основаниями объек­тивности в данном случае являются логическая корректность оперирования с образами, с одной стороны, и активность вооб­ражения - с другой. Причем решающая роль, как и должно быть в эксперименте, принадлежит здесь «чувственной» сторо­не, т. е. воображению.

Мысленный эксперимент, таким образом, отличается от реального эксперимента, с одной стороны, своей, так сказать, идеальностью, а с другой - присутствием в нем элементов воображения как базиса оценки идеальных конструкций.

Так с помощью воображения, достаточно жестко направля­емого логикой, Галилей представляет ситуацию, в которой при­чины, мешающие свободному движению тела, полностью уст­ранены. Тем самым он преступает грань реально возможного, но зато со всей возможной очевидностью демонстрирует осу­ществимость инерциального движения - тело будет сохранять свое движение бесконечно долго.

Продуктивная мощь воображения представила здесь си­туацию, невозможную с точки зрения аристотелевской физи­ки. И Галилей отдавал себе отчет в том, что аристотелевской физике противостоит воображаемый результат мысленного эксперимента - тело, продолжающее движение в отсутствии движущих его сил, есть нечто невозможное с точки зрения физики.

Таким образом, именно логическая оппозиция конкуриру­ющих теорий образует контекст, в котором вполне допустимы­ми оказываются недопустимые (с какой-либо из конкурирую­щих позиций) предположения и «сумасшедшие* гипотезы. Короче, допустимым оказывается воображение во всех смыс­лах этого слова.

То в голову приходят яркие фантазии писателей, художников, гениальные изобретения конструкторов и открытия ученых. На самом деле сфер использования воображения намного больше, о некоторых из них мы даже не подозреваем. Этот психический процесс создания образов активно участвует во всех видах , не только сознательной, но и неосознанной. Воображение так многообразно, что в психологии существует даже классификация его видов.

Как и другие познавательные процессы, воображение может быть произвольным, то есть целенаправленным и регулируемым нашим сознанием и волевыми процессами. Но есть и непроизвольное воображение, которое связано не с сознательной мыслительной деятельностью, а с процессами подсознания.

Степень неосознанности и непроизвольности воображения может быть разной. Думаю, все из нас переживали состояние, когда мысли, образы, представления появляются как бы сами по себе, независимо от наших желаний. Мысль свободно «блуждает в извилинах» головного мозга. В голове всплывают картинки, идеи, они комбинируются, видоизменяются, вызывают новые ассоциации. Иногда на каком-то этапе мы можем заинтересоваться спонтанно возникшей мыслью и взять контроль над процессом воображения.

В такой ситуации мы не только вполне способны управлять этим психическим процессом, но и отличаем его образы от реальных, то есть осознаем их фантастичность. Но бывают иные ситуации, когда воображение абсолютно спонтанно, непроизвольно и пассивно, то есть участие образов в какой-либо активной деятельности даже не предполагается.

Пассивное непроизвольное воображение

К этому виду воображения относятся сны и галлюцинации.

  • Сны – это порождение здоровой психики, их видения – результат сложных процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Торможение позволяет активизироваться нашему подсознанию, где хранится огромное количество образной информации. На уровне подсознания образы переплетаются, перемешиваются, рождая новые комбинации, как в детском калейдоскопе. И такие необычные картины и замысловатые сюжеты становятся содержанием наших снов.
  • Галлюцинации, в отличие от снов, являются порождением болезненных состояний, когда деятельность головного мозга нарушена. Это может быть бред во время тяжелой болезни, следствие алкогольного и наркотического опьянения или результат психических отклонений. Иногда галлюцинации возникают в ответ на сильные эмоциональные потрясения, когда у человека резко снижается уровень рационального контроля.

Несмотря на различия, эти два вида воображения объединяет неспособность человека контролировать их. Но есть виды пассивного, непродуктивного воображения, которые вполне осознанные и управляемые, хоть нередко возникают спонтанно и в определенной степени непроизвольно.

Пассивное произвольное воображение

К этому виду относятся два очень близких и похожих психических явления – мечты и грезы. Одна из важнейших функций воображения – прогностическая. Благодаря ей мы можем предвидеть развития событий в будущем, причем не только вероятные, но и маловероятные и даже совсем уж невероятные. Почему бы нет? Сила нашей фантазии такова, что мы способны навоображать себе что угодно: хоть принца на белом Мерседесе, хоть выигрыш в лотерею, хоть головокружительный успех на службе.

Не всегда воображаемое сбывается – принцев на всех не хватает. Но почему бы не помечтать?

  • Мечты – это не просто фантазии, а образы желаемого будущего. Они могут быть в той или иной степени реалистичными, многие из них требуют определенных условий и приложения сил для своего осуществления, но вполне достижимы. А главное, даже будучи видом пассивного воображения, мечта побуждает человека к активности.
  • Грезы, в отличие от мечты, к реальности отношения не имеют, это исключительно продукт нашего воображения, и, как правило, человек даже не предполагает что-то делать, чтобы грезы стали реальностью. Это пусть и приятное, но иллюзорное восполнение действительности.

Граница между мечтой и грезой очень зыбкая, иногда ее трудно заметить, но различия можно понять на простом примере. Девушка, читая книгу в жанре фэнтези, представляет себя на месте героини, попавшей в сказочный мир, где в нее влюбляются сразу три принца или темных властелина. Это греза. А если девушка думает, что она когда-нибудь тоже напишет и даже издаст подобную книгу, то это мечта. И при должных усилиях вполне осуществимая.

Активное произвольное воображение

Это как раз та самая «рабочая лошадка» нашего сознания, которая активно участвует во всех сферах и областях жизни. Этот вид воображения носит продуктивный характер, его образы воплощаются в реальность и являются основой созидательной деятельности. Активное произвольное воображение тоже бывает двух видов: репродуктивное и творческое.

Репродуктивное воображение

Воображение всегда связано с конструированием новых образов, но степень их новизны может различаться. Репродуктивное воображение воссоздает, воспроизводит образы по описанию, схеме, чертежу, например:

  • представление дома по его подробному плану;
  • рисунка вязки по схеме;
  • образа героя книги по описанию;
  • кулинарного шедевра по рецепту.

Репродуктивное воображение требует хорошо развитого образного мышления и богатства сенсорного опыта. Ведь образы создаются только из уже имеющегося материала, на основе сформированных навыков. Поэтому «увидеть» готовый дом или устройство по чертежу может далеко не каждый, а только тот, кто этому обучался, у кого есть специальные знания, в том числе опыт привязки «картинки» к схеме.

То же можно сказать о представлении литературного персонажа или фантастического животного по описанию. Это ведь, по сути, «сотворчество» с писателем. Причем чем менее четкое и однозначное дается описание, тем более творческим и самобытным будет возникающий в голове человека образ. Если автор описывает внешность героя подробно, как в ориентировке на преступника в полиции, то он не оставляет места для воображения читателя, тем самым снижая интерес и к герою, и к книге.

Творческое воображение

Это высшая форма и воображения, и познавательных процессов в целом. Творческое воображение имеет отношение не только к созданию фантастических образов. Реалистичные картины или литературные произведения требуют не меньшего воображения. Причем именно творческого, связанного с созданием жизненных, правдивых, но совершено новых образов. Творческое воображение необходимо и в научной, и в конструкторской сферах, да и в любой другой области. Ведь в каждом виде деятельности: от кулинарии и сантехники до поэзии и менеджмента – есть место творчеству.

Именно творческое воображение позволяет нам увидеть ситуацию с необычного ракурса, найти неожиданные, нестандартные решения проблемы, отыскать новые пути и увидеть скрытое от обычного взгляда.

Творческое воображение нередко связывают с вдохновением и говорят о его спонтанности, непредсказуемости, неуправляемости. Действительно, связь с вдохновением, подсознанием и интуитивным здесь есть. Однако этот вид познавательной деятельности относится к произвольным процессам, значит, поддается регулированию и управлению.

В психологии исследованы и описаны специальные . Овладев ими, можно совершено по-новому организовать свою деятельность, сделать ее более продуктивной, интересной и оригинальной.

Общая характеристика воображения

Тема 11

ВООБРАЖЕНИЕ


Виды воображения

Психологические механизмы воображения

Формы воображения

Общая характеристика воображения

Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.

Воображение, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специ-фически человеческий характер деятельности. Благодаря воображению человек ставит цели, планирует свою деятельность, творит, создает предметы материальной и духовной культуры.

Воображение является основой образного мышления. Оно позволяет человеку ориентироваться и находить решения в ситуациях, когда практические действия просто невозможны. Воображение позволяет человеку принимать решения при дефиците исходной информации, формировать высоковероятностные предположения в проблемных ситуациях. Именно таким образом человек может в субъективном плане выходить за рамки наличной жизненной ситуации, перемещать себя в будущее или прошлое, находить принципиально новые решения.

Воображение играет важную роль в саморегуляции психического состояния. Субъективно погружая себя с помощью специально созданных образов в определенные жизненные ситуации, человек может освобождаться от внутренней напряженности, расслабляться, настраиваться на решение поставленных задач и т.п.

Воображение представляется важнейшим инструментом общения и межличностного понимания. Без воображения трудно представить себе, как поведет себя тот или иной человек в контексте тех или иных жизненных ситуаций. Способность человека предвидеть и глубоко переживать воображаемые этические ситуации – основа его нравственного поведения.

Воображение неразрывно связано с индивидуально-типологичес-
кими особенностями личности, с ее потребностями, интересами, способ-ностями, типом памяти и мышления, знаниями и опытом.

Воображение как своеобразная форма отражения действительности: осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего, «оживляет» то, что было ранее.

Воображение выполняет ряд функций (рис. 1):

· познавательную. Благодаря воображению происходит концент-рация внимания, памяти, мышления, окружающий мир познается глубже;

· регулятивную. Выражается: в организации таких форм поведения, которых не было в опыте (вообразить прошлое, будущее); в планировании и регуляции деятельности, предвосхищении (антиципации) результата труда и его начала, «перепрыгивая» через этап мышления и принятия решения при отсутствии полноты знаний; в замещении деятельности; в регуляции познавательных процессов;

· аффективную. Воображение участвует в регуляции эмоциональных состояний (усиливает эмоциональный тонус, повышает настроение, снимает напряжение).

По степени осознанности и активности
Воссоздающее
Непреднамеренное
Преднамеренное
Творческое
Пассивное
Активное

Рис. 3. Виды воображения


Такое деление отчасти относительно, так как каждый из этих видов воображения содержит элементы другого. Процессы воображения, как и мышления, памяти, восприятия, имеют аналитико-синтетический характер. Основная тенденция воображения – преобразование представлений памяти, обеспечивающее, в конечном счете, создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации.

Активное воображение – это создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или ином виде деятельности.

Воссоздающее воображение развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался.

Творческое воображение базируется на самостоятельном создании образов, не существующих в настоящее время, или воспроизведении оригинальной модификации уже имеющегося объекта, явления. Это нестандартный образ ранее описанного, прочитанного, воспринятого, неотъемлемая сторона технического, художественного или иного творчества. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций.

Пассивное воображение – это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений.

Преднамеренное воображение создает образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь. Создаваемый личностью ирреальный мир – попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжелые утраты, ослабить психические травмы. Преобладание в процессах воображения грез свидетельствует об определенных дефектах развития личности.

Непреднамеренное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоя-нии, во сне.

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний (т.к. ни в чём другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики). Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в настоящие дни.

Загадочность этого феномена: до сих пор нам почти ничего не известно о механизме воображения, о его анатомо-физиологической основе. Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано? На эти важные вопросы мы почти ничего конкретного ответить не можем. Во всяком случае об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании, памяти и т.д.

Большое значение воображение имеет в жизни человека, оно влияет на его психические процессы и состояния, и даже на организм. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны.

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.

Виды воображения:

Пассивное воображение: образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека (сновидения, грезы).

Активное воображение: характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение: отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

Репродуктивное воображение: ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они - результат нарушений психики или работы организма - сопровождают многие болезненные состояния.

Грёзы в отличие от галлюцинаций - это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым.

Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.

Функции воображения:

Представление действительности в образах и наличие возможности пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хота бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.

Участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций.

Формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Планирование и программирование деятельности - составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И. И. Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с "документальной" точностью. Работы художников-демократов второй половины XIX в. И. Крамского, И. Репина, В. Петрова при всей их социальной заостренности также являют собой поиски формы, максимально приближенной к копированию действительности.

Таким образом, с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир - фантасмагория, иррациональная образность, за которой - вполне очевидные реалии. Плодом такого воображения является роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Обращение к столь необычным, причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека. Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как «спонтанные», независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктами подсознательной работы творца, скрытой от него самого.

Работа человеческого воображения, разумеется, не ограничивается литературой и искусством. В неменьшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль.

Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазий. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления. По предположению, он физиологически связан с доминированием правого полушария мозга. У других отмечается большая склонность к оперированию абстрактными символами, понятиями (люди с доминирующим левым полушарием мозга).

Воображение человека выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния в данный момент времени. Продукт творчества, его содержание и форма хорошо отражают личность творца. Данный факт нашел широкое применение в психологии, особенно в создании психодиагностических личностных методик. Личностные тесты проективного типа (Тематический апперцептивный тест - ТАТ, тест Роршаха и др.) основаны на механизме проекции, согласно которому человек в своем воображении склонен приписывать другим людям свои личностные качества и состояния. Проводя по специальной системе содержательный анализ продуктов фантазии испытуемых, психолог на его основе судит о личности человека.

Воображение - процесс преобразования и порождения новых образов на
основе прошлого опыта, являющихся и продуктами творческой деятельности и прообразами для нее.

Воображение не сводится к образному мышлению. Мышление стремиться познать как можно лучше и точнее и отразить реальную действительность. Воображение - придумать что-то такое, чего не бывает. Человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, может вообразить картину того, чего он в действительности никогда не видел. Воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность, отклоняясь от нее, при этом все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты.

Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. Другими словами, первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов воображения.

Приемы фантазирования:

Агглютинация - создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому (нр, русалка, кентавр),

Схематизация (предполагает отбрасывание каких-то элементов, нр, схема метро). Причины схематизации: сознательное отвлечение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта; забывание каких-либо несущественных деталей или частей; в результате неполного, поверхностного восприятия объекта.

Акцентирование (преувеличение какой-то одной черты, свойства, нр, карикатуры - акцентируют нос, горб),



Миниатюризация и гиперболизация (изменение величин, нр, в сказках - богатыри-великаны).

Виды воображения: пассивное (образы воображения самопроизвольно трансформируется, всплывая перед воображением, а не формируются сами, нр, сновидение, мечта, галлюцинации) и активное (образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями творческой деятельности человека). Активное воображение бывает: воссоздающее (опирается на подсказку, нр, на описание, схему) и творческое(весь образ сочиняет сам субъект).

Схема развития воображения Рибо (19век): с увеличением опыта растет воображение, которое затем замедляется и начинает угасать. Три этапа:

1)бурное развитие воображения у детей (игры, сказки),

2)начинает работать рацио (наша критичность), вследствие чего рост воображения замедляется (но фантазия все еще есть),

3)воображение проникается рацио и они сливаются в единую
функцию, творчество падает.

Качества воображения:

Сила (отчетливость образов),

Широта (количество новых образов),

Критичность (близость к реальности).

1. метод Гельброннера, метод недорисованных рисунков;

2. размытые фотографии;

3.метод лингвистической изобретательности (даются 3 слова, нужно придумать предложения, где эти слова вместе. Ставятся очки);

4.метод Роршаха.

У разных людей воображение проявляется в различных областях. Существующую роль в определении направления, по которому идет развитие воображения, играет направленность личности (интересы). Значение воображения велико в художественном творчестве, научном творчестве, экспериментальном исследовании.

Типы воображения

по степени волевых усилий по степени активности


преднамеренное непреднамеренное активное пассивное