Икона «Павел, апостол. Икона «Петр и Павел

Вероятно, икона апостолов Петра и Павла является одной из самых знакомых всем, кто когда-либо обращался к изображениям христианских святых. Их канонический облик в неизменном виде сохраняется с тех давних времён, когда последователи учения о воскресшем Спасителе собирались для своих служб в глубинах катакомб. Ключ от врат Царствия Божия в руках одного из них и меч? символ жертвенности — в руках другого? свидетельство того, что перед нами именно те, кого принято именовать первоверховными апостолами.

Исследователи пришли к выводу, что описание святых, приводимое в ранних преданиях, по всей видимости, соответствует действительности, и на его основе сформировался образ, который передаёт икона. Пётр и Павел жили в ту эпоху, когда составлялись первые хроники их подвижнического служения, авторы которых вполне могли быть с ними знакомы, или, по крайней мере, видеть. Этим, вероятно, и объясняется неизменность, придаваемая их портретным чертам.

Считается, что икона «Пётр и Павел» этим необычайным постоянством обязана традициям римского скульптурного портрета, доведённого к тому времени до совершенства. Авторы первых фресок, обнаруженных на стенах катакомб, несомненно, были знакомы с техникой портретирования, что позволило им придать образам апостолов правдивые и реалистичные черты.

Близость индивидуальных черт

Сравнивая работы мастеров, живших в разные эпохи, в разных концах христианского мира и никогда не видевших творений друг друга, поражаешься схожести изображённых ими ликов. Например, икона «Пётр и Павел», написанная в древней Византии, и её аналог новгородской школы XVI века, без сомнения, передают черты одних и тех же людей. Причём точно известно, что живописцы с берегов Волхова не были знакомы с произведениями своих предшественников.

Особое место в иконографии святых апостолов занимают их совместные изображения. Подобные композиции часто связаны с обстоятельствами жизни святых и мученической кончины, состоявшейся в один день. В качестве сюжетов нередко используется апокрифический текст, повествующий об их последней встрече и прощании незадолго до казни. Обычно икона «Пётр и Павел», написанная на его основе, представляет собой изображение апостолов, братски обнявшихся и целующих друг друга.

Почитание святых апостолов на берегах Днепра и Волхова

Со времён принятия христианства образ первоверховных апостолов считался одним из наиболее почитаемых на Руси. Известно, что по возвращении из Корсуни святым князем Владимиром была привезена в Киев икона «Пётр и Павел», ставшая впоследствии даром Софийскому собору в Новгороде. До наших дней она не сохранилась, но в древнем храме можно и теперь увидеть фреску XI века, написанную по этому сюжету.

Духовность в основе образа апостолов

В наши дни в иконостасах большинства храмов неотъемлемой частью деисусного ряда является икона Петра и Павла. Значение её со временем неизмеримо возросло. Причина заключается в более полном осмыслении их образов. Они являют собой символы безграничной веры в истинность Христова учения, позволяющего даже простому, не учёному и слабому человеку, каким был прежде Пётр, подняться до вершин святости.

Кроме того, это символ открытости пути к духовному совершенству для тех, кто первоначально не только не принял учение христиан, но и был их яростным гонителем, как апостол Пётр. Безусловно, в наши постатеистические времена подобные образы являются весьма актуальными, тем более что православная церковь ведёт широкую просветительскую работу, направленную на восполнение тех пробелов в религиозном образовании народа, которые возникли в эпоху богоборчества. В целом же любое изображение апостолов — это наглядная проповедь христианской веры, открывающей врата в жизнь вечную.

Святые апостолы Петр и Павел чаще всего изображаются вместе друг с другом, держащими церковь или реже, обнимающимися. Православная икона Петра и Павла пользуется глубоким почтением, ведь изображает первоверховных апостолов, которые имеют особую роль в христианской вере.

Каноническое изображение

Святой апостол Петр на иконе изображен как мудрый старик с короткой бородой, иногда с кудрявыми волосами. Его верхняя одежда всегда золотистая по цвету, нижняя одежда темно-синяя или сине-зеленая. Правой рукой он благословляет или держит ключи Царства Небесного. В левой руке он держит свиток с текстом или евангельскими словами: «Ты Христос, сын Бога живого» (Мф.16: 16).

Святой апостол Павел на иконе изображен с высоким лбом, немного лысым, с темными волосами, с широкой бородой. Обычно он держит свиток, иногда в виде одной книги или как 14 рулонов, связанных друг с другом. Его верхняя одежда имеет коричневый или темно-фиолетовый цвет, а хитон светлый, синий или сине-зеленый.

В чем помогает икона Петра и Павла

Перед апостолами Петром и Павлом на иконе молятся по большей части о делах, связанных с верой, ведь они были активными распространителями и проповедниками христианства. Даже теперь они могут помогать укрепляться в вере и становиться более праведными простым людям. Молитва может выполняться и к каждому святому по отдельности и к двоим сразу, если вы обращаетесь к кому-то одному в этом ничего ужасного, даже есть возможность более грамотно дифференцировать молитвы в зависимости от цели.

Если акцент делается на изображении иконе Петра и молитве этому апостолу, то к нему часто обращаются с просьбами утвердиться в вере, а также к нему обращаются рыбаки, которым святой содействует. В свою очередь святой Павел на иконе служит образом, к которому обращаются для того, чтобы получить благословение и помощь в учебе. Ведь Павел был глубоко образованной личностью и негласно считается помощником в различных делах связанных с учебой и образованием.

Как таковая икона Петра и Павла считается чудодейственной и может даровать исцеление. Искренняя вера способна делать чудеса, именно поэтому не следует чрезмерно строго ограничивать себя. Просить у иконы допустимо практически о чем угодно в рамках православной веры.

История святых

История каждого из этих святых является уникальным рассказом о вере и преданности Христу. Они имели совершенно разный путь к вере, но при этом в итоге стали одними из самых почитаемых святых. Как правило, икона апостолов Петра и Павла есть практически в каждом храме.

Петр на протяжении многих лет был рыбаком и встретил Христа, когда занимался, так сказать, собственной профессиональной деятельностью. Он стал последователем Спасителя и в итоге вошел в число двенадцати апостолов, а после Воскресения проповедовал по разным странам.

Павел в свою очередь на протяжении многих лет был противником Христа и хулил его веру. Тем не менее, после того как Спаситель явился ему чудесным образом, Павел уверовал и стал апостолом. Хотя он не входит в число ни 12, ни 70 апостолов, он считается первоверховным апостолом – таково его особое звание.

В итоге каждого из них казнили в Риме в один день в 67 году. Именно потому часто апостолы Петр и Павел изображаются на иконе в объятиях друг друга. Они приживаются щеками подобно тому как прижимается Христос к собственной Матери на иконе Умиление, где таким образом символизируется стремление души к духовному миру, а не просто взаимосвязь взрослого и ребенка.

Апостолы в свою очередь символизируют собой единство людей в церкви и объединяющую веру

Также они символизируют собой противоположные характеры, ведь Петр был по сути простаком, который искренне уверовал, а Павел был образованным человеком, и он уверовал со всей мощью своего разума. Таково значение иконы Петра и Павла и если смотреть в чем помогает такой образ, то нужно отметить помощь святого образа в возможности наставить другого человека на путь истинный.

Если кто-то из близких отклонился от веры и сбился с пути (в метафорическом смысле) следует обратиться к этому образу, который может помочь вам объединиться с другим человеком на почве общей веры.

Молитвы перед иконой апостолов Петра и Павла

О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и Брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

«Говорю Вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся. Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное «поглощена смерть победою» (1Кор. 15:51–54). Эти прекрасные слова о наступлении Царствия Божия на земле, о грядущем времени для христианского человечества Духом Святым вложены в уста святого первоверховного апостола Павла.

Особенность явления апостола Павла среди прочих учеников Христовых в том, что он не был апостолом ни от 12-ти, ни от 70-ти и не встречался с Христом до Распятия, Воскресения и Вознесения Его, но он встретился с Христом, «восшедшим на небеса и сидящим одесную Отца» (Символ веры). Как пишет о святом апостоле Павле митрополит Антоний Сурожский: «… Он тоже свидетель о Христе, и свидетель чего-то чрезвычайно важного: того, что человек, который раньше не верил во Христа, Его ненавидел, преследовал, вдруг оказался лицом к лицу с Христом воскресшим». Кратчайший, шоковый путь от яростного гонителя до мудрейшего и преданнейшего служителя Его на миссионерском пути апостола – воистину неисповедимы пути и Промысл Господа Всемогущего…

Святой апостол Павел родился в V веке от Рождества Христова в городе Тарсе в провинции Киликия, исторической области, расположенной на юго-востоке Турции. Его родители, знатные и благочестивые иудеи из колена Вениаминова, вышли из римского рабства, стали свободными людьми, получили римское гражданство, а с ним все права и привилегии римских граждан, которые унаследовал и их сын Савл, названный так, очевидно, в честь библейского царя. Тарса была известна как город, по своему статусу центра образования и культуры равный Афинам и Александрии. Исследователи жития апостола Павла пишут, что в юности он, исходя из манеры изложения мысли, изящества, глубины, объемности формулировок, видимо, получил изрядное образование: был знаком с античной литературой, владел равно арамейским – языком фарисеев, латынью и греческим. Богословие Торы ему преподал известный раввин Гамалиил Великий, о чем сам апостол говорит в «Деяниях»: «Я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе» (Деян. 22; 3). Кстати, об учителе молодого фарисея Савла праведном Гамалииле известно, что он был весьма веротерпим к христианству, со временем принял Святое Крещение, и празднование его честного имени ныне совершается 2/15 августа – в день перенесения мощей.

О том, что Савл готовился стать раввином, известно и из текста в «Деяниях» (18:3): во время обучения у Гамалиила он также осваивал шитье палаток – равви не имели права брать деньги за их служение Богу, потому были вынуждены обучаться какому-либо ремеслу, чтобы иметь возможность прокормить себя.

Исходя из свидетельств, приведенных в «Деяниях», он находился в составе синедриона и был свидетелем гибели первомученика архидиакона Стефана (Деян. 7:54–59) в числе одобрявших казнь его, и даже охранял одежды тех, кто побивал Стефана камнями. Согласно «Деяниям», молодой Савл получил право на гонения христиан, которое рьяно исполнял (Деян. 8:3). Сам апостол, в чистоте и откровенности его покаяния, горячо сокрушаясь, говорит об этом уже на суде царя Агриппы во время первого его взятия под стражу: «Правда, и я думал, что мне должно много действовать против Иисуса Назорея. Это я и делал в Иерусалиме; получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, подавал на то голос. И по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса, и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже в чужих городах» (Деян. 26: 9–11).

Встреча с воскресшим Христом фарисея Савла случилась на его пути в Дамаск, куда он следовал с письмом, испрошенным у первосвященника, чтобы взять под стражу и препроводить в Иерусалим для суда синедриона всех, кто исповедует в Дамаске Христово учение. Однако же по приближении к Дамаску на Савла средь бела дня пролился «с неба свет, превосходящий солнечное сияние», осиявший его и всех, кто был с ним. Видя такое знамение, Савл пал на землю, а голос обратился к нему со словами: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь!» Нам трудно представить, что было бы с нами, если бы мы услышали прямое обращение к нам Христа, и пережили ли бы такое потрясение? Неудивительно, что Савл пришел в состояние, в котором его привели, согласно Божию повелению с небес, в город, – три дня он не видел вокруг себя ничего, не ел и не пил, находясь в непрестанной молитве.

В то же время в Дамаске Анании, апостолу от 70-ти, находившемуся там, было другое видение: ему явился Господь и велел идти и найти в Иудином доме Тарсянина по имени Савл, и возложить на него руку, чтобы тот прозрел. Дурная слава Савла – гонителя христиан давно уже распространилась, и Анания сказал о том Господу, но «Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд» (Деян. 9:15). Анания пошел и сделал, как указал Господь, и Савл очнулся, и «вдруг он прозрел, и, встав, крестился, и, приняв пищи, укрепился» (Деян. 9:18–19). О Крещении Савла святитель Иоанн Златоуст говорит, что он сделался «из волка – агнцем, из терния – виноградом, из плевел – пшеницей, из врага – другом, из богохульника – богословом».

Однако укрепить доброе имя Савлу удалось не сразу, чтобы обрести его, ему предстояло пережить отторжение многими. Желая примкнуть к ученикам Христовым, он пришел в Иерусалим, но христиане сторонились его, не веря, что с человеком, подобным ему, могут так скоро произойти столь чрезвычайные перемены. Поддержку Савл нашел у апостола Варнавы, который знал все, что с ним произошло, как смело он проповедовал о Христе в Дамаске, как иудеи, возмущенные его Крещением, караулили его, пытаясь убить, и как его спасли другие ученики, спустив из окна в корзине по стене (Деян. 9:19–25). Варнава рассказал об этом другим апостолам, и апостольская братия отправила Павла через Кесарию в Тарсу.

В следующий раз на страницах «Деяний» мы встречаемся с Савлом, перед первым его миссионерским путешествием с весны 45-го по весну 49 года. Согласно «Деяниям», Савл вышел на служение с апостолом Варнавой из Антиохии и, придя на Кипр, обратил в веру Христову проконсула Сергия Павла, и отныне сам стал зваться Павлом. За это время Варнавой и Павлом были основаны многие общины – в Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии. Святой апостол Павел принял участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме, состоявшемся в 51 году, где апостол Петр произнес горячее слово против соблюдения язычниками Моисеева закона очищения через обрезание, утверждая, что и без того перелом в их душе и сознании достаточно велик. Он говорил, что им, как и крестившимся иудеям, было дано свидетельство о Боге, «который не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их» (Деян. 15:9). Апостолы же Варнава и Павел, к тому времени окончившие свое первое миссионерское путешествие, рассказали о чудесах, творимых Господом через них, когда они проповедовали среди язычников, что стало замечательным подтверждением речи апостола Петра на Соборе.

С 51 по 54 годы в сопровождении апостола Силы апостол Павел отправился в свое второе миссионерское путешествие. Пройдя вначале по церквам, основанным им ранее, он перешел в Македонию и там основал общины в Филиппах, Солуни (Фессалониках) и Верии. В Листре к нему присоединился его любимый ученик апостол Тимофей, к нему есть два замечательных послания, из которых видно, что к этому молодому апостолу апостол Павел питал истинно отеческие чувства, уча, предостерегая и благословляя его, неоднократно обращаясь к нему «сын мой», «возлюбленный сын».

Он проповедовал в Афинах и Коринфе, в третьем апостольском походе, длившемся с 56 по 58 годы, снова посетил церкви Малой Азии – апостол всегда проходил через все ранее основанные им общины в целях поддержания и укрепления веры и наблюдения за тем, как здесь соблюдаются Божии установления.

Первое заключение под стражу случилось с ним в Иерусалиме при иудейском царе Агриппе и римских проконсулах Феликсе, затем Фесте в 59 году. По его желанию святой апостол как римский гражданин был отправлен в Рим. По пути возле Мальты корабль потерпел крушение, время пути затянулось, и в Рим апостол прибыл лишь в 62 году. В Риме апостол Павел был в милости у тогдашних властей и потому мог проповедовать относительно свободно. Отсюда в 63 году он разослал с Тихиком Послания к Филиппийцам, к Колоссянам, к Ефесянам, а затем к евреям Палестины.

Далее описание жития святого апостола Павла, согласно «Деяниям», уже оканчивается, историки расходятся во мнениях о его дальнейшей судьбе. Одни полагают, что он был предан казни по указу Нерона. Другие утверждают, что это случилось позже, а тогда после двухлетнего заключения сенат и император освободили его из-под стражи, после чего апостол вновь отправился в путешествие на восток с учеником Титом, побывал на Крите, где оставил Тита для трудов в сане епископа Критской церкви с поручением рукополагать пресвитеров по всему острову. Это подтверждается наставлениями его в Послании к Титу о епископском служении.

Весной 65 года он вновь посетил другие города в Малой Азии, в Милете. Позже он рукоположил апостола Тимофея в сан апостола Ефесского, но сам, судя по всему, в Ефесе не бывал. Придя в Коринф, он задержался там на некоторое время, а далее встретился в пути с апостолом Петром, и вместе они прошли через Далматию и Италию в Рим, где Петр остался, а Павел в 66 году двинулся на запад, в Испанию.

В 67 году апостол Павел вернулся в Рим. Там он продолжил проповедь, но уже столь ревностно, что она коснулась и двора императора Нерона – в Христову веру была обращена любимая наложница Нерона. После обращения она отказалась от продолжения блудной жизни. Согласно Сказанию о нем святителя Иоанна Златоуста, это явилось поводом к его очередному заключению под стражу, осуждению и казни.

В отличие от распятого Петра, который не был гражданином Рима, Павел был обезглавлен, по преданию, примерно около 67 года от Рождества Христова на месте, которое носило название Салвианских источников на Остийской дороге. Честные останки его были погребены благочестивыми христианами близ Рима, и на этом месте был поставлен знак. Святитель Иоанн Златоуст в Сказании о житии святого апостола Павла писал, что к этому месту слетались ангелы и отвращались демоны, а многие и многие притекали сюда для поклонения. Позже святой равноапостольный царь Константин Великий, следуя совету святителя Сильвестра, Папы Римского, возвел здесь в 324 году небольшую церковь, которая была затем достроена императором Валентинианом. Церковь именуется Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.

Учеными был проведен углеродный анализ останков, упокоенных в саркофаге под алтарем, и установлен их возраст – период между I и II веками от Рождества Христова. Вскрыть саркофаг не решились – столь древние останки могли разрушиться при соприкосновении с внешней средой, потому исследования велись методом зондирования. При этом были обнаружены частицы тонкого дорогого льна, цветом пурпурного, частицы голубой ткани, серебряных и золотых пластин. Под спудом алтаря христианского храма были захоронены мощи знатного римлянина и христианина, что, с учетом времени захоронения, позволило установить, что в саркофаге пребывают мощи святого апостола Павла, о чем и объявил Папа Бенедикт XVI.

Значение иконы
Чаще всего первоверховные апостолы Петр и Павел изображаются на иконе вместе, но есть и раздельные иконописные образы. Образ апостола Павла нам стал известен из самого подробного описания, данного Никифором Каллистом, церковным историком первой половины XIV века, монахом Софийского монастыря в Константинополе: «Павел был ростом мал, непрям и несколько согбен, лицо у него было чистое и являло признаки долгих лет, голова плешива, в глазах его усматривалось весьма много приятности, брови, поднятые вверх и как бы разбегающиеся, нос продолговат с приятною неравностью, борода густая и довольно длинная, по местам с сединою, так же как и голова». Из какого источника Никифор Каллист взял его, что послужило подлинником, неизвестно, но это описание стало вербальной основой для иконографии его образа. Впрочем, и Иоанн Златоуст утверждал, что апостол Павел ростом был мал, но в этом малом и на взгляд неприглядном человеке жила душа, исполненная вселенской мудрости и величия, которыми ее наделила встреча с Христом воскресшим.

«Избранный сосуд Христов, учитель языков, всемирный проповедник, самовидец небесных высот и райских доброт, предмет внимания и удивления Ангелов и человеков, великий подвижник и страдалец, язвы Господа своего на теле своем понесший, святый верховный апостол Павел, и вторично уже и кроме тела, до третьего неба взятый!» – так величает в Четьях-Минеях святого апостола Павла святитель Димитрий Ростовский: о последнем событии святой апостол Павел говорит сам, что он «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2–4).

«Не погрешит тот, кто назовет Павлову душу морем и небом: небом по чистоте, морем по глубине. В сем море нет драгоценных зерен, но есть вещи, драгоценнейшие всякого перла. Кто пожелает углубиться в сие море, тот найдет в нем все сокровища, кои сокрыты в Царстве Небесном» – свидетельствует о нем святитель Иоанн Златоуст. Помимо пройденных им пеших путей, протяженность которых немыслима, ибо тогда не было тех транспортных возможностей, которые есть в нашей современности, он оставил 14 Посланий, совокупная мудрость которых неизмерима.

Нам невозможно в полной мере представить себе немыслимый объем трудов, проделанных апостолами, и более всего – апостолом Павлом, все испытания и тяготы, переживаемые ими. Во Втором послании к Коринфянам апостол пишет: «От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и в жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор. 11, 24–27).

Гонимые, голодающие, устающие от пыльных дорог, побиваемые и все равно несущие победное, спасительное Христово слово, они могут стать самым вдохновительным примером для нас, живущих уже в третьем тысячелетии от Рождества Христова. И это – прямое и безыскусное указание, как действует на земле Святой Дух через тех, кого избирает Своим сосудом избранным Господь Бог, о том говорит апостол: «Если должно мне хвалиться, буду хвалиться немощью своею. Бог и Отец Господа нашего, благословенный во веки веков, знает, что я не лгу» (2 Кор. 11, 30–31).

Сам апостол не раз обращает внимание всех, что его проповедь состоит «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 Кор. 2:4). Словом апостола Павла, силой, данной ему Духом Божиим, творились чудеса: был поражен слепотой Симон-волхв (Деян. 13, 11), воскрешен павший из окна третьего этажа юноша Евтих (Деян. 20, 9–12), люди исцелялись от прикосновения к вещам его, в том числе душевнобольные (Деян. 19:12).

Подробное описание его миссионерских походов изложено в «Деяниях», прочесть которые и изучить стоит всякому христианину: знания о житиях святых обогащают нас, укрепляют в вере беспримерно, и потому так замечательны и поучительны слова, сказанные о нем святителем Димитрием Ростовским: «Итак, не будем только лишь удивляться Павлу, но будем и подражать ему, дабы по отшествии из сей жизни нам удостоится узреть его и разделить с ним неизреченную славу, которая да будет уделом всех нас, по благодати и милости Иисуса Христа, Коему со Отцем и Святым Духом слава, честь и держава ныне, всегда и во веки веков. Аминь».

Апостол Павел предположительно жил в 5/15 – 64/68 г.г.

Павел не входил в число 12 непосредственных учеников Иисуса и в первой части своей жизни участвовал в преследовании христиан. Пережитый Павлом опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом привёл к обращению и стал основанием для апостольской миссии. Павлом были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия.

Родился Павел в главном городе Киликии Тарсе от знатных родителей и пользовался правами римского гражданина. Сначала носил еврейское имя Савл, что означало «выпрошенный, вымоленный», и только после обращения к Христу стал называться Павлом.

По происхождению принадлежал к колену Вениаминову, а по воспитанию и вероисповеданию – к секте фарисейской. Воспитанный в Иерусалиме известным учителем Гамалиилом, Савл сделался ревнителем отечественного закона. В то время в Иерусалиме и в окрестных городах святые апостолы распространяли благовестие Христово, и у них часто происходили долгие споры с фарисеями.

Савл ревностно преследовал христиан, участвовал в избиении камнями святого первомученика Стефана (несмотря на родственные связи), возглавил гонения на апостолов и их последователей. Достал себе полномочия от иудейских первосвященников отправиться в Дамаск, где было много христиан, и привести их в оковах в Иерусалим на истязания.

«Когда Савл приближался уже к Дамаску, вдруг осиял его свет с неба (так внезапно, сильно и ослепительно, что он упал на землю), и в то же мгновение услышал голос, говоривший ему: "Савл, Савл! что ты гонишь меня?" Он же полный изумления, спросил: "Кто Ты, Господи?" Господь же сказал: "Я Иисус, Которого ты гонишь, трудно тебе идти против рожна"5. Савл в трепете и ужасе спросил: "Господи, что повелишь мне делать?" И Господь сказал: "Встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать"» (Деян.9:4-6) .

Савл сделался новым человеком, получив из уст Господа назначение и звание апостола. Вскоре принял крещение, стал Павлом, и немедленно начал проповедывать в синаногах об Иисусе. И все слышавшие удивлялись (этой перемене в мыслях «гонителя Церкви Христовой») и говорили: - Не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам? (Деян.9:21)

Получив от Господа указание о благовестии, апостол Павел стал проповедовать веру Христову среди иудеев и особенно среди язычников, странствуя из страны в страну и рассылая свои послания (14 посланий апостола Павла), которые писал в пути и которые до сих пор, по словам святителя Иоанна Златоустого, «ограждают Вселенскую Церковь подобно стене, построенной из адаманта».

Просвещая народы учением Христовым, апостол Павел предпринял длительные путешествия. Кроме неоднократного пребывания в Палестине, он побывал с проповедью о Христе в Финикии, Сирии, Каппадокии, Галатии, Ликаонии, Памфилии, Карии, Ликии, Фригии, Мисии, Лидии, Македонии, в Италии, на островах Кипр, Лесбос, Самофракия, Самос, Патмос, Родос, Мелит, Сицилия и в других землях.

Могущество проповеди его было столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе Павлова учения (Деян. 9, 22) ; язычники сами просили его проповедовать слово Божие и всем городом собирались слушать его (Деян. 13, 42-44) . Благовествование апостола Павла быстро распространялось повсюду и обезоруживало всех (Деян. 13, 49; 14, 1; 17, 4, 12; 18, 8) . Его проповеди доходили до сердец не только простых людей, но и людей ученых и знатных (Деян. 13, 12; 17, 34; 18, 8) . Сила слова апостола Павла сопровождалась чудесами: слово его исцеляло больных (Деян. 14, 10; 16, 18) , поразило слепотой волшебника (Деян. 13, 11) , воскресило мертвого (Деян. 20, 9-12) ; даже вещи святого апостола были чудодейственны - от прикосновения к ним совершались чудесные исцеления, а злые духи покидали одержимых (Деян. 19, 12) . За благодеяния и пламенную проповедь Господь удостоил Своего верного ученика «восхищения до третьего неба». По собственному признанию святого апостола Павла, он «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2-4) .

За распространение веры Христовой апостол Павел перенес много страданий и был обезглавлен в Риме при Нероне в 64 году (по другой версии - в 67-68 гг.).

Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первохристиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе.

В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. По церковному преданию, святой равноапостольный князь Владимир привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар Новгородскому Софийскому собору. В Киевском Софийском соборе настенные росписи, изображающие апостолов Петра и Павла, относятся к XI-XII векам. Первый монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла был воздвигнут в Новгороде на Синичей горе в 1185 году. Примерно в это же время началось строительство Петровского монастыря в Ростово. Петропавловский монастырь существовал в XIII веке в Брянске.

Имена апостолов Петра и Павла, получаемые при святом крещении, особенно распространены в России. Эти имена носили многие святые Древней Руси.

Православная церковь почитает нескольких святых с именем Павел. Самый первый из них – ученик Христа, святой апостол Павел. До знакомства со Спасителем Павел носил еврейское имя Савл. Родом он был из города Тарса, находившемся в Малой Азии. Город этот славился своей греческой академией.

Святой апостол Павел получил прекрасное образование – он был начитан, знал труды древнегреческих философов. Будущий апостол в то время был иудеем и ярым гонителем христиан. Однажды Савл шел в Дамаск, и его осветил яркий свет. Савл в испуге упал на землю и услышал голос Христа, спрашивавшего «Савл, Савл, за что ты Меня гонишь?». Савл спросил «Кто Ты?», и услышал в ответ «Я Господь, которого ты гонишь». Ослепшего Савла спутники привели в Дамаск, где он был крещен с именем Павел и призван в апостолы. С тех пор весь свой ум, красноречие и образование святой Павел пустил на распространение веры Христовой.

Святой апостол Павел совершил множество миссионерских путешествий и обратил в христианскую веру огромное количество людей. Как и большинство апостолов, он принял мученическую кончину. Случилось это в 67 году в Риме. Вклад святого апостола Павла в распространение христианство просто огромен. На русских православных иконах святой апостол Павел часто изображается с апостолом Петром, день их памяти отмечается 29 июня. Вместе с Петром считается первоверховным апостолом.

В чем помогает верующему молитва святому Павлу?

Еще при жизни Господь даровал святому Павлу благодать исцелять больных. Многие знали об этом и приходили к апостолу за врачеванием. Сила Господа в Павле была настолько сильна, что люди исцелялись даже с помощью вещей, к которым святой просто прикасался.

Перед православными иконами святого Павла молятся об избавлении от различных заболеваний, но особенно от различных травм. Связано это с тем, что, пребывая с проповедью в городе Листре, апостол Павел исцелил хромого. Считается, что молитва перед христианскими иконой святого Павла способна укрепить веру, избавить от бесовских искушений, вернуть в лоно церкви тех,кто попал в различные религиозные секты. Икону святого апостола Павла обязательно следует купить всем, кто носит имя этого великого апостола.

Где купить икону святого Павла для домашней молитвы?

Если Вы решили купить именную икону святого Павла, то сделать это можно с помощью современного православного интернет-магазина. Здесь, не выходя из дома, Вы сможете выбрать наиболее подходящий экземпляр на подарок или для домашней молитвы. Также Вы сможете купить именную икону святого апостола Павла для ношения на груди – образки. Такие образки очень красивы, сделаны из драгоценных и полудрагоценных металлов, украшены драгоценными камнями. Кроме того, особенной красотой выделяются вышитые бисером православные иконы святого Павла. Их можно как купить в готовом виде, так и вышить самостоятельно.

Читать текст сильной молитвы святому апостолу Павлу о помощи

О святый верховный апостоле Павле, сосуде избранный Христов, небесных таин сказателю, всех языков учителю, церковная трубо, пресловущий витие, многая беды за имя Христово претерпевый, море измеривый и землю обшедый и нас от лести идольския обративый! Тя молю и к тебе вопию: не гнушайся мене сквернаго (имя), возстави падшаго греховною леностию, якоже в Листрех храмаго от чрева матерня возставил еси; и якоже Евтиха мертва бывша оживил еси, воскреси и мене от мертвых дел; и якоже молитвою твоею основание темницы некогда потрясл еси и узники разрешил еси, сице исторгни мя творити волю Божию. Вся бо можеши данною ти властию от Христа Бога, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, со Пресвятым и Благим и Животворящим Его духом, ныне и присно и во веки века Аминь.

В 2019 году, 12 июля православная церковь почитает память апостолов Петра и Павла. К этому празднику приурочен Петровский пост, который заканчивается накануне.

Уже в IV веке создавались фрески, изображавшие этих святых. Начиная с XI века на Руси появились византийские иконы с изображением святых Петра и Павла.

Икона апостолов Петра и Павла

Согласно иконографической традиции, в домонгольский период их изображали в полный рост, стоящими рядом. Апостол Павел держит закрытую книгу, а Петр – свернутый свиток – символ его апостольских текстов, длинный золотой посох и золотые ключи.

Позднее изображения стали поясными, как, например, на хранящемся в Третьяковской галерее знаменитом «Высоцком» чине. Встречаются и житийные изображения этих святых, братски обнявшихся и целующих друг друга. Образ апостолов Петра и Павла хранятся во множестве православных храмов.

Значение иконы Петра и Павла заключается в том, что они являют собой символы безграничной веры в истинность учения Христа. Истории их жизненного пути значительно различаются, но их служение Христу и принятие мученичества объединило апостолов.

О чем просят святых Петра и Павла?

Верующие обращаются к ним в сложных жизненных ситуациях, просят ниспослать удачу в различных начинаниях. Также перед святой иконой молятся об утверждении в вере и твердости ее, об исцелении от различных заболеваний.

Апостол Павел оказывает помощь в исцелении душевнобольных, при физических травмах. Рыбаки просят святого Петра об успехе в рыбной ловле.

Молитва первая в праздник Петра и Павла

«О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и Брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь».

Молитва вторая на День Петра и Павла

«О святии апостоли Петре и Павле, не отлучайтеся духом от нас, грешных раб Божиих (имена), да не разлучимся вконец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков».

Молитва третья Петру и Павлу

«О верховнии Апостоле: Петре, веры Христовой твердый изобразителю, и Павле, сладковещательная ластовица учения Господня! Зрим вас, аки многотекущую реку сказаний Христовых словес, истекающую от истинных недр Божиих и всю глубину кладезя истин богооткровенных пред нами, жаждущими их, открывающую. Зрим вас, аки светила, с небесе токи теплоты любве божественныя нам уясняющия: ублажаем вас, приемших труды и поты, во еже всеяти учений божественных семена: целуем стопы ваша, обтекавшия вся концы земли, и в трепете греховнем зрим главы ваша, смиренно преклоненныя к пречистым стопам Господним: единаго крестным путем (повешением) и другаго мечным усечением. Умильно просим вас, святии Апостоли, сотворите и нас в буести греховней преклоненными пред Учителем нашим Господом, сотворите гордости нашей главы усекновение учением богооткровенным: глад душевный наш да утолит Господь брашном, указуемым с самаго неба, якоже Петру: - ты же, Павле, богонасыщенный Христовых словес, потщися и нас до третьяго небесе возвести твоими непрестанными о нас ко Господу молитвами, да и мы тамо прославим с лики ангельскими и апостольскими дивнаго во святых своих Отца всяческих и Его же послал в мир спасаяй и наставляяй к жизни вечной, Господа Иисуса Христа, и единосущнаго Им Святаго Духа. Аминь».

Молитва четвертая апостолам Петру и Павлу

«Святый верховный Апостоле Петре, каменю веры, на Христе, краеугольном камени, в Церковь исповеданием назданный! Моли, да и аз, умными помышлении и плотскими похотении всегда колеблемый, на тоемжде Христе, Камени живом, избранном, честном, верою наздан всегда совершаюся любовию в храм духовен, в священство свято, вознесити жертвы духовныя Богови Иисусу Христу. Святый верховный Апостоле Павле, сосуде избранный Христов, благодати и славы Божия преисполненне! Моли имущаго власть над тварию Творца, да мя, ныне сосуд погубленный, сотворит Себе сосуд в честь, освящен и благопотребен, на всякое благое уготован. Аминь».